Понедельник, 25.11.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Конституционные ограничения пассивного избирательного права в России и зарубежных странах

В Конституции РФ употребляются 2 способа к лимитированию прав и свобод людей. Во-первых, учитывается общественная норма о способности лимитирования прав федеральными законами лишь в той мере, в которой это необходимо для охраны важных конституционных ценностей, отмеченных в ч. 3 ст. 55: основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов остальных лиц, снабжения защиты державы и сохранности страны. Во-вторых, в ч. 3 ст. 32 сходу инсталлируются определенные лимитирования права выбирать и быть избранными 2-ух категорий людей: общепризнанных трибуналом недееспособными и содержащихся в местах потеря свободы сообразно вердикту суда[1]. Отмеченная статья Конституции РФ никак не предугадывает способности потеря избирательных прав других категорий людей. Проблемно несомненно ответить на вопрос о соотношении 2-ух вышеуказанных конституционных методик лимитирования прав и свобод: может быть ли доп лимитирование в федеральном законе тех прав, которые теснее урезаны в Конституции, либо их список считается исчерпывающим.

Можно увидеть и другой подход к лимитированию конституционных прав и свобод граждан. Так, в Главном законе ФРГ 1949 г. возможные лимитирования законодательством определенного права указаны в всякой статье, его гарантирующей[2]. При данном ст. 19 охватывает запросы к законам, сдерживающим конституционные права: а) лишь в случае, напрямик указанном в Главном законе; б) закон обязан перемещать совместный нрав, а никак не касаться к определенному случаю; в) в законе обязано существовать наречено ограничиваемое главное преимущество с указанием статьи; г) вещество содержания главного права ни в коем случае никак не обязано быть тронуто. Этот механизм лимитирования конституционных прав и свобод персоны в большей степени гарантирует охрану от бездоказательного лимитирования, "связывает" законодателя и предостерегает вероятные коллизии меж Конституцией и законами.

Избирательные права людей считаются очень необходимыми для хранения основ конституционного строя РФ. Никак не лишь с точки зрения демократии, однако и для формирования правового государства. От избирательного процесса находится в зависимости конструкция политической верхушки и, поэтому, ее отношение к главенству Конституции и законов, соблюдению прав и свобод людей. Избирательные права существенны и для хранения федеративного прибора РФ, этак как оно базируется на самодостаточности субъектов России в формировании системы собственных органов госвласти в согласовании с основами конституционного строя и едиными принципами организации представительных и исправных органов госвласти, поставленных федеральным законодательством (ст. 77 Конституции РФ). Отмеченная независимость подразумевает роль народа в формировании региональных органов госвласти. Конкретно для снабжения основ конституционного строя конкретно в Конституции Рф сходу поставлены лимитирования избирательных прав определенных категорий людей, и данный список считается прикрытым. Потому, на мой взор, федеральными законами неприемлимо суживать избирательные права других категорий людей РФ. Но законодательство развертывается сообразно иному пути.

В качестве сопоставления необходимо посмотреть Конституцию Итальянской Республики 1947 г., в ст. 48 которой употребляется схожий метод лимитирования избирательных прав. В ней еще инсталлируются причины для лимитирования: гражданская недееспособность и конечный уголовный вердикт. Но их список никак не считается закрытым - учтены еще случаи недостойного поведения, отмеченные в законе. Таковая формулировка конституционной общепризнанных норм Итальянской Республики, в различие от РФ, никак не вызывает колебаний в способности в законе ставить другие причины лимитирования избирательных прав.

Конституционные нормы в доли регулировки избирательного права ставят избирательные цензы как неприменные условия, коим обязан ответствовать гражданин, рассчитывающий на приобретение права, а еще лимитирования избирательных прав определенных категорий людей. Сообразно суждению А.Г. Орлова, цензы вводятся с целью легального потеря конкретной доли народонаселения избирательных прав. Цензы в той либо другой ступени извращают главные взгляды избирательного права, так как устанавливают возможных избирателей в неодинаковые расположения и тем наиболее легально суживают селективный корпус[3]. Обычно отличаются возрастной ценз, ценз оседлости, гражданства, грамотности и остальные, которые считаются завышенными для приобретения пассивного избирательного права. А.А. Мишин подразделяет эти запросы на 2 вида: единые запросы, которые регламентируют функциональное избирательное преимущество, и доп запросы, которые предъявляются к претендентам на выборные должности[4]. При данном он отмечает, будто предоставление пассивного избирательного права связано с рядом твёрдых ограничений (высочайший возрастной ценз, неизбираемость, несопоставимость должностей и др.).

Различие избирательных цензов от лимитирования избирательных прав содержится в том, что цензы - это единые условия для предоставления горожанам функционального и пассивного избирательных прав, а лимитирования предполагают собой изъятие способности (запрещение) выбирать и быть избранными, особые условия, стесняющие людей в претворении в жизнь права быть избранными на конкретные должности.

Почти все конституции зарубежных государств почти никогда не содержат ограничений избирательных прав, позволяя эту вероятность на законодательном уровне. Этак, Конституция Французской Республики 1958 г. охватывает распоряжение о определении органическими законами критерий избрания Президента (ст. 6) и любой палаты парламента, режим неизбираемости и несовместимости должностей (ст. 25). Конституция Японии 1947 г. еще посылает к закону в доли определения квалификаций членов двух палат и их избирателей (ст. 44). При данном в ней зафиксировано заявочное пожелание о недопустимости дискриминации по признаку расы, религии, пола, общественного расположения, возникновения, воспитания, имущественного расположения либо заработков. Подобные общепризнанные нормы содержатся в Конституциях Королевства Камбоджа 1993 г. (ст. 34)[5], Республики Мальдивы 2008 г. (ст. 16), Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г. (ст. 24), в крайней из каких предвидено заявочное пожелание о недопустимости в законе понижения и расширения границ главного содержания Конституции.

Конституция Республики Индонезия 1945 г. провозглашает всеобщие выборы для избрания членов Совета народных представителей, Совета представителей провинций, президента и вице-президента, провинциальных советов народных представителей, устанавливает используемые избирательные системы, запросы для президента и вице-президента, а еще охватывает отсылочную к закону норму о других положениях, дотрагивающихся всеобщих выборов (ст. 22Е). Разрешено отметить последующие плюсы указанной Конституции в доли регулировки избирательного права: 1) конкретное укрепление широкого списка органов и должностных лиц, выбираемых народом; 2) распоряжение на избирательные системы, которые используются на избраниях: члены Совета представителей провинций и провинциальных рекомендаций этнических адептов избираются сообразно партийным перечням, члены Совета народных представителей избираются в собственном качестве.

В Конституции РФ, к огорчению, никак не указывается избирательная система для выборов депутатов Госдумы и собственно из-за этого порождает нередкие конфигурации федерального законодательства в данной доли и, поэтому, допускаются большие способности "верховодящей" партии. По мнению автора, при изменении Конституции РФ в ней надлежит конкретно зафиксировать избирательную систему (перемешанная система в большей мере подходила бы и развитию партийной системы, и заинтересованностям беспартийной доли избирателей).

Изучение конституционного регулирования пассивного избирательного права продемонстрировало то, что оно провозглашается в конституциях, инсталлируются его единые и особые лимитирования.

Лимитирования пассивного избирательного права обычно подразделяются на общие и специальные (для всех людей, для претендентов в президенты, депутаты), прямые и непрямые, по возрасту (25-50 лет). Они подразумевают присутствие гражданства, установленный срок проживания в стране. Лимитирования также могут существовать как неизменные, этак и кратковременные. Однако, как правило, важными считаются познание государственного языка, неимение задолженности, судимости, правдивость и отменная репутация, опыт работы в органах власти либо больших корпорациях, вероисповедание религии (к примеру, ислама).

Единые прямые конституционные лимитирования пассивного избирательного права предполагают собой изъятие права (запрещение) быть избранными на конкретные должности для поставленных в конституции категорий людей. Они укрепляются никак не нередко. Этак, в Конституциях Итальянской Республики и РФ, также недееспособные горожане и приговоренные судом по уголовному делу (в РФ наиболее личный вариант - содержащиеся в местах потери свободы). Отмеченные лимитирования могут подразумевать кратковременный либо постоянный характер. Недееспособные личика изредка сознаются работоспособными и восстанавливаются в правах. Лимитирование для их имеет возможность существовать неизменным. Возмездие за совершение правонарушения как основание лимитирования пассивного избирательного права имеет кратковременный нрав. Как правило, прямые лимитирования пассивного избирательного права регулируются законами.

Единые непрямые конституционные лимитирования пассивного избирательного права - есть укрепление критериев, стесняющих (в конкретной мере удерживающих) людей в притворении в жизнь права быть избранными. От прямых ограничений они различаются неимением прямого запрета, но регулирующее действие их таково, будто почти все горожане никак не имеют все шансы исполнить данные условия. К ним необходимо отнести конституционные общепризнанных нормы о применении лишь пропорциональной избирательной системы для выборов конкретных органов. Удерживающими причинами в этом случае считаются членство в партии и вероятность подключения определенного гражданина в пристрастный перечень претендентов в депутаты. В согласовании с Конституцией Республики Индонезия[6] члены Совета представителей провинций и провинциальных советов народных представителей избираются сообразно партийным перечням. В Конституции РФ распоряжение на используемые избирательные системы отсутствует, однако предусмотренная в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" пропорциональная избирательная система считается лимитированием права существовать избранными беспартийных людей (невзирая на вероятность их подключения в партийные перечни и к тому ведь надобность в случае избрания сообразно этому перечню зайти во фракцию соответственной партии в Госдуме).

Особые конституционные лимитирования пассивного избирательного права - наверное особенные квалификационные запросы для претендентов на конкретные должности, никак не дозволяющие всем горожанам воплотить пассивное избирательное преимущество. Некие из их имеют все шансы перемещать нрав "заградительных барьеров" для основной массы людей, либо в том числе и существовать дискриминационными.

Конституции предугадывают определенные запросы к претендентам на должности президента и депутатов парламента (возраст, срок проживания на местности страны и др.). Но в неких конституциях они считаются так высочайшими и фактически невыполнимыми для почти всех людей, что тяжело разговаривать о повальном пассивном избирательном праве.

Гражданство по рождению как заявочное пожелание для кандидата в президенты достаточно нередко учитывается конституциями, как прежними, этак и принятыми в крайние годы (США 1787 г., Республики Индонезия 1945 г., Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г., Республики Мальдивы 2008 г. и др.)[7]. Конституция Королевства Камбоджа 1993 г. охватывает это заявочное пожелание для претендентов в Национальное собрание (нижнюю палату парламента).

В конституциях по-разному закреплены потребности к умственным, телесным возможностям и воспитанию: Президент и депутаты Народного собрания Республики Мальдивы обязаны пребывать в здоровом разуме, Президент и вице-президент Республики Индонезия обязаны быть интеллектуально и физиологически способными исполнять возможности, Президент Демократической Республики Восточный Тимор обязан иметь высочайшее воспитание, депутаты Парламента Республики Сингапур обязаны владеть умениями, дозволяющими принимать активную роль в парламентских пререканиях, ходить и, никак не будучи слепыми либо недееспособными в силу других телесных недугов, декламировать и писать сообразно последней мере на одном из последующих языков - британском, малайском, китайском либо тамильском.

Видятся еще другие особые требования: Президент и депутаты Народного собрания Республики Мальдивы обязаны исповедовать ислам суннитского направленности, Президент и вице-президент Республики Индонезия никак не обязан когда-либо совершать предательство в отношении страны, Президент Республики Мальдивы никак не обязан иметь задолженности, поставленной судом; никак не обладать судимости и никак не подвергаться тюремному заключению выше 12 месяцев; никак не осуждаться сообразно исламскому праву на грозное возмездие, за жульничество, вступление в неверное толкование вопроса либо беззаконие доверием (эти ведь запросы и к депутатам Народного собрания Республики Мальдивы).

Особенный интерес хочется обратить на Конституцию Республики Сингапур 1959 г., коия охватывает совсем великий список требований для кандидата на должность Президента (ст. 19): гражданство; 45 лет; обладание активным избирательным правом; срок проживания 10 лет; уверить членов Комиссии по выборам в собственной правдивости, порядочности и неплохой репутации; никак не принадлежать к партиям; никак не менее 3-х лет брать обязанность министра либо его заместителя, председателя Верховного Суда, парламента, комиссии гос службы, генерального прокурора, генерального аудитора, председателя 1-го из внутриправительственных комитетов, председателя совета начальников либо президента фирмы с уставным состоянием 100 млн долл., иную подобную обязанность, коия, сообразно воззрению Комиссии по выборам, дозволила приобрести опыт, нужный для управления и управления экономическими делами и действенного воплощения возможностей президента.

Особо к указанным требованиям в Конституции Республики Сингапур держатся дисквалифицирующие происшествия, несопоставимые с членством в Палате и должностью Президента (ст. 45)[8]. Ежели лицо: признано сумасшедшим; никак не восстановленным в правах банкротом; занимает оплачиваемую должность; никак не внесло в срок селективный задаток; приговорено судом Республики Сингапур либо Республики Малайзия за преступление к лишению свободы никак не наименее 1 года либо штрафу 2000 долл. и никак не может быть помиловано; имеет иностранное гражданство (никак не распространяется на членов Содружества и Республику Ирландия); признано виновным в несоблюдении избирательного законодательства. Увлекательной считается норма о том, будто любой, кто заседает в палате, понимая либо уместно предполагая о том, будто не имеет на это законных причин, облагается штрафными наказаниями, сумма каких составляет никак не более 200 долл. из-за любой день такового участия (ст. 50).

Конституция Республики Сингапур никогда не провозглашала всеобщее пассивное избирательное право и предугадывает вышеуказанные трудно выполнимые запросы к претендентам на должности депутатов парламента и президента. Однако может быть, резонно с точки зрения действенного управления государством, и в частности экономикой. Сообразно уровню жизни народонаселения в 2009 г. Сингапур занимал 23-ю позицию в перечне из 182 государств, внешний долг отсутствует. При данном государство лишено полезных ископаемых, не считая строительных использованных материалов, графита. Наверное, 3-ий по величине центр нефтепереработки, развиты кораблестроение и судоремонт, создание морских буровых установок, деятельно действует раздел денежных услуг (сингапурская денежная биржа).

Большинство из вышеуказанных общепризнанных норм зарубежных конституций должны быть применены для улучшения Конституции РФ. Во-первых, с целью расширения непосредственной демократии надлежит увеличить численность выборных органов - предусмотреть прямые выборы членов Совета Федерации. Во-вторых, конкретно в Конституции зафиксировать избирательные системы: для выборов депутатов Госдумы смешанную (половина депутатов избираются по мажоритарной системе, половина - по пропорциональной), для выборов членов Совета Федерации - мажоритарную систему. Осуществление этих предложений позволяет народу РФ наиболее деятельно воздействовать на создание органов власти, приведет к устойчивости избирательного законодательства.

 

[1] Конституция Российской Федерации. – Москва: Юрайт, 2016. – 49 с.

[2] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Волтерс Клувер, 2013. – С. 121.

[3] Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо, д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. Москва: НОРМА, 2014. – С. 240-241.

[4] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. 9-е изд., испр. и доп./ А.А. Мишин Москва: ЗАО "Юридический дом "Юстицинформ", 2013. – С. 150-151.

[5] Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2012. – С. 134.

[6] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Волтерс Клувер, 2013. – С. 131.

[7] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Волтерс Клувер, 2013. – С. 121.

[8] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2013. – С. 187.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.03.2017)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%