В основе экономики любого государства лежит предпринимательская деятельность. Право заниматься каким-либо бизнесом прописано в конституциях практически всех стран мира. Конечно, речь идет о легальном (не запрещенном) деле. В любой сфере (за исключением добывающих и крупных машиностроительных отраслей) мы говорим о том, что во главе всей пирамиды стоят субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно официальному определению, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [1]
Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации.
Средний бизнес - это сегмент предпринимательства, который оказывает существенное влияние на развитие национальных рынков в мире, связывает между собой крупный бизнес в Российской Федерации, малые предприятия и потребителя. Средний бизнес характеризуется такими особенностями как высокая доля в экономике, лидерство в инновациях, сосредоточение на внутренних рынках, гибкость и, вместе с тем, масштабность, ограничение по численности и выручке, государственная поддержка. Средний бизнес является опорой экономики любой развитой страны, так как создает рабочие места, выпускает новые виды товаров и создает предпосылки для развития здоровой конкуренции.
Средний бизнес - это важнейший субъект рыночной экономики, поскольку во многом определяет темпы экономического роста и структуру ВВП. Именно предприятия среднего и малого предпринимательства являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка и развивающими новые производства. В отличие от крупного бизнеса в Российской Федерации, средний и малый бизнес не имеют выхода на мировые рынки и чаще всего действуют на внутренних[2].
Средний бизнес является лидером в продвижении новых видов товаров и услуг. Средний бизнес – это, прежде всего, производство, на которое, в принципе, и должна опираться экономика. Средний бизнес - это производство, которое является основой любой экономики.
Средний бизнес - это в мировой практике к среднему бизнесу принято причислять компании с численностью персонала от пятидесяти человек до пяти тысяч и годовым оборотом от десяти до пятисот миллионов долларов. Но деление это весьма условное.
К фирмам среднего ранга относят[3]:
- торговые компании;
- строительные организации;
- производители товаров народного потребления; - салоны сотовой связи;
- частные медицинские центры;
- бизнес в сфере IT-технологий (электронные платежные терминалы, интернет-реклама, поисковики и т.д.).
Итак, к субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства - это наиболее активная часть рынка[4]. Главное – найти потребность клиента, которая недостаточно удовлетворена, и предложить потребителю варианты в виде ваших товаров или услуг. Государствам выгодно наличие большого количества малых предприятий. Помимо созданных рабочих мест, это еще и регулярные налоговые платежи в бюджет. Российская Федерация, безусловно, не исключение.
Средняя штатная численность работающих за последние календарные 365 дней не может быть больше[5]:
-для малых предприятий - 100 работников;
-для микропредприятий - 15 работников.
Доход от продажи товаров (представленных услуг и выполненных работ), не учитывая налог на добавленную стоимость либо стоимость активов за последний год календаря, не может быть больше:
-для МП - 400 млн руб.;
-для микропредприятий - 60 млн руб.
Лицо, желающее легализовать малое предприятие, критерии отнесения к соответствующему статусу должно соблюсти следующие:
Средняя штатная численность за предшествующие 365 дней не может быть больше:
-для МП – 100 работников;
-для микропредприятий - 15 работников.
Доход от продажи товаров (в том числе услуги и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за последние 365 дней не может быть больше:
-для МП - 400 млн руб.
-для микропредприятий - 60 млн руб.
Вновь открываемое малое предприятие критерии отнесения к соответствующему статусу должно выдержать такие:
На протяжении всего года, когда они зарегистрированы, величина средней штатной численности не может быть более:
-для МП – 100 работающих;
-для микропредприятий - 15 работающих.
Доход от продажи товаров (услуг и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за срок, который прошел с момента их госрегистрации, не может быть больше:
-для МП - 400 млн руб.
-для микропредприятий - 60 млн руб.
Следующим фактором выделения предприятия в среднее или малое является ежегодный оборот. В отчетном году выручка от реализации своей продукции без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать установленной правительством Российской Федерации суммы. Эта цифра определяется раз в пять лет на основании сплошного статистического наблюдения. Предельные значения годового оборота устанавливаются по отраслям и категориям фирм.
В зависимости от сферы деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства могут насчитывать в отчетном периоде такое количество штатных (а также работающих на договорной основе) сотрудников: 100 человек для транспортных, промышленных и строительных компаний; 60 человек для научно-технической области и сельского хозяйства; 30 человек для предприятий розничной торговли и бытового обслуживания; 50 человек для фирм, занятых оптовой торговлей. Последний критерий (50 человек) относится и ко всем не перечисленным отраслям и видам деятельности[6].
Наиболее часто задаваемый вопрос: как платят налоги субъекты малого и среднего предпринимательства. Классификация компаний дает возможность определять фирмы, которые могут пользоваться льготным налогообложением на постоянной основе. Сегодня упрощенная система уплаты налогов, учета и отчетности распространяется только на индивидуальных предпринимателей (физические лица, которые занимаются бизнесом без открытия юридического лица) и на микропредприятия (организации с числом трудящихся не больше 15). Вид деятельности и оборот в данном случае роли не играют. Тем не менее, стоит учитывать, что официальными органами компания будет признана малой только в том случае, если сумма выручки (реализация товаров, оказание услуг, производство работ) не превышает 1000-кратное значение МРОТ в течение четырех кварталов (включая отчетный). Помимо облегченного налогообложения государство стремится развивать малое предпринимательство еще и посредством выдачи кредитов на льготных условиях, предложения аренды оборудования на основе лизинговых договоров и т. п.[7].
Как уже отмечалось, государство базируется на трех факторах, определяющих принадлежность фирмы к той или иной категории: численность персонала, стоимость активов, выручка за отчетный период. Однако вполне возможны ситуации, при которых малое с точки зрения количества сотрудников предприятие оказывает услуги (реализует продукцию) на сумму, превышающую установленное предельное значение. В таких случаях категория определяется по наибольшему из значений факторов численности персонала и выручки. Как из малого предприятия стать средним Принадлежность к той или иной группе предприятия изменяется только в том случае, если показатели предельных значений фирмы за два следующих друг за другом календарных года меньше (больше) установленных правительством Российской Федерации.
Итак, следует обозначить общие и специальные признаки предприятия. К первым относятся такие выработанные доктриной гражданского права сущностные характеристики организации, как: организационное единство; хозяйственной самостоятельности и правоспособность. Вместе с тем малое и среднее предприятие обладает специальными признаками, закрепленными в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и касающимися требований к уставному капиталу, численности работников и размеру выручки. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников. Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
[1] Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 01 октября 2013 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.
[2] Ходов Л. О структуре малого и среднего предпринимательства и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы статистики. - 2011. - № 3. -С. 10.
[3] Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности / В.М. Власова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 21.
[4] Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 – 107.
[5] Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 01 октября 2013 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.
[6] Виленский А. Финансовая поддержка малых предприятий / А. Ви-ленский // Экономист. - 2011. - № 12. - С. 18.
[7] Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. - 650 с.
|