Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации[1], субъекты малого и среднего предпринимательства – это все частники. Т. е. физические лица, занятые бизнесом без регистрации юридического лица. Таким образом, получается довольно обширная категория компаний, которые можно определить как субъекты малого и среднего предпринимательства. Понятие виды применяется только к малым фирмам: здесь выделяется такая группа, как микромалое предприятие. Независимо от сферы деятельности, общая численность сотрудников такой компании должна быть не более 15 человек[2].
Критерии, по которым субъекты хозяйствования (юрлица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым предприятиям (МП), определены Федеральным законом от 24.07.07 г. № 209-ФЗ. Необходимо заметить, что упомянутый федеральный законодательный акт разделяет в ряду малых предприятий и так называемые микропредприятия[3].
С целью отнесения юрлица к разряду объектов малого предпринимательства необходимо выполнить перечень специальных требований (статья 4 выше упомянутого закона федерального значения).
Предприятия обязаны относиться к потребительским кооперативам или коммерческим организациям (исключение составляет унитарное заведение государственного или муниципального уровня).
Доля Российской Федерации, регионов России, местных организаций, юридических лиц иностранных государств, иностранцев, общественных и религиозных организаций (союзов), некоммерческих организаций с благотворительной целью и других благотворительных фондов в уставном (совместном) капитале (паевой основе) указанных юрлиц не должна быть больше 25% (исключение составляет активы инвестиционных фондов и закрытых ПИФов).
Часть соучастия, которая принадлежит одному или многим юрлицам, не членам малого и среднего бизнеса, не может быть больше 25 процентов (указанный лимит распространяется на общества, которые в своей работе используют результаты интеллектуальной деятельности: ЭВМ-программы, базы, в которой имеются данные изобретений, полезных и промышленных изделий, селекционного новаторства, тайн производства, и права на эти интеллектуальные работы относятся исключительно основателям (участникам) этих организаций (союзов) - научным на бюджетной основе или образованным государственными АН, научным учреждениям или образовательным заведениям высшего профессионального образования (с бюджетным финансированием)).
Лимитные величины дохода от продажи товаров (работы и услуг) и стоимости активов определяются Правительством России через каждые пять лет на основании статданных по работе представителей малого предпринимательства (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона). Доход от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год устанавливается Федеральным Налоговым кодексом (пункт 7 статьи 4 упомянутого Федерального закона)[4].
Необходимо отметить, что на современном этапе лимитные показатели стоимости активов Правительством Российской Федерации не определены. Таким образом, они не берутся во внимание при отнесении хозсубъекта к малому предпринимательству.
Средняя штатная численность на предприятии за последний год устанавливается таким образом, что учитываются все его работающие, в том числе и лица, осуществляющие свою трудовую деятельность на основе договора гражданско-правового назначения или по совместительству (имеющие официально выработанное время), представителей отдаленных отделов, филиалов и обособленных структурных отделений микро- либо малых предприятий (пункт 6 статья 4). С целью вычисления средней штатной численности нужно учитывать требования, которые утверждены Приказом Росстата № 335 от 31.12.09.
Работающее малое предприятие, критерии отнесения 2014 и 2013 годов (последние два года) у которых по доходу и штату определяются больше нормируемых, теряет положение субъекта малого предпринимательства (пункт 4 статья 4 указанного Федерального закона)[5].
Функционирующий хозсубъект – малое предприятие, критерии отнесения 2013 и 2014 годов (последние два года) у которых по выручке и штату сохраняется в нормируемых величинах, может вновь получить статус малого предпринимательства.
Малое предприятие, критерии отнесения 2014 года которого были такими, как описаны в предыдущих разделах, должны быть информированы, что этот год был последним в продолжительном периоде постоянных и не меняющихся критериев (с 1995-го). А вот с 13.07.15 г., в соответствии с Постановлением Правительства России от 13.07.15 г. № 702, все изменилось.
Малое предприятие, критерии отнесения по доходу которого претерпели определенные изменения, должны выглядеть следующим образом:
-для микропредприятий - 120 млн. руб.;
-для малых предприятий - 800 млн. руб.
Малое предприятие, критерии отнесения в 2014 году которого были в рамках вышеперечисленных параметров, несколько пересмотрены Правительством Российской Федерации. В связи с этим была утверждена специальная программа, которая должна поддержать малый бизнес. Этой программой предусматривается перечень определенных мероприятий финансового, правового и административного направлений.
В соответствии с нормами закона, к таковым относятся фирмы, в которых работает не более 100 человек. Предельная годовая выручка такого предприятия не может превышать 400 млн руб. Также доля собственников (юрлиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) может составлять не более 25%.
Малые и средние предприятия - это далеко не исчерпывающая классификация частных фирм, для работы которых характерен небольшой масштаб. Есть и иные категории организаций. Такие как, например, микропредприятия. К таковым относятся бизнесы, в которых занято не более 15 сотрудников.
Малые и средние предприятия - это фирмы, которые могут заниматься совершенно одинаковой деятельностью, но принадлежать к разным классам организаций только лишь из-за выручки и величины штата сотрудников. Аналогично рассматривается форма собственности. ООО - это малое предприятие, ИП - аналогично. Акционерное общество - точно так же. Это же правило относится и к средним бизнесам.
Если говорить о размере штата - подразумевается средняя численность работников за календарный год, который предшествует моменту исследования фирмы на предмет отнесения к той или иной категории. Прописанные в законе пограничные значения цифр рассматриваются включительно.
Под выручкой подразумевается доход от продажи товаров, выполнения работ или же оказания услуг без учета НДС. Кроме того, сюда могут быть добавлены активы фирмы с учетом ее балансовой стоимости за календарный год, предшествующий исследованию[6].
Малое предприятие, критерии которого названы выше, применить нельзя из-за отсутствия статистических фактов. Равно как и тех, что установлены для среднего. Для таких случаев есть следующая норма. Если организация создана только что, то ее можно отнести к категории малого или среднего, если показатели, отражающие среднюю численность сотрудников, выручки (или же ее в сочетании с балансовой стоимостью) за период с момента, когда сведения о фирме были внесены в реестр, не превысили соответствующие предельные значения. То есть если фирма создана в январе, а до августа ее обороты не превысили 400 млн, а численность персонала - 100 человек, то она - малое предприятие.
Еще один важный нюанс, касающийся подсчета количества сотрудников. Имеют значение не только контракты, оформленные в соответствии с ТК РФ (то есть по трудовой книжке), но также и гражданско-правовые соглашения, а также работа по совместительству. То есть понятие штат в данном случае не привязано к юридическому аспекту оформления трудовых взаимоотношений между предприятием и сотрудниками. Главное, что работа осуществляется легально, а в каком конкретно формате - по ТК или в рамках гражданско-правовых соглашений, законодателю не важно.
В законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК[7].
Одним из направлений поддержки является рекомендация (а с определенного момента и требование) включать в государственные закупки субъекты малого и среднего предпринимательства (223-ФЗ регулирует не только сроки обязательного проведения закупок у малых фирм, но и качество, и количество заключенных сделок). Кроме того, законом предусмотрена возможность установления правительством Российской Федерации приоритета закупок товаров (услуг, инноваций) российского производства перед иностранными.
Именно так предполагается способствовать развитию небольшого бизнеса. Постоянное расширение инфраструктуры программ развития частного бизнеса позволяет утверждать, что субъекты малого и среднего предпринимательства (понятие, классификация описаны ниже) поддерживаются государством.
Классификация компаний необходима не только для статистики. Это позволяет определять направления государственной помощи, выделять группы предприятий, которые могут получать льготное налогообложение и т. п.
Критерии, определенные в Российской Федерации, в первую очередь рассматривают два показателя: численность работающего персонала и степень участия государства в уставном капитале. Далее следуют остаточная величина активов и уставной капитал, а также ежегодный оборот. Сначала уточним, что любая фирма может быть отнесена к малому (среднему) бизнесу, если государственная часть уставного капитала не превышает 25%. Важной оговоркой является уточнение, что под государственным участием понимаются и религиозны, и общественные организации, благотворительные и прочие фонды, а также иностранные граждане и юридические лица. Еще одним существенным моментом является требование того, чтобы доля одного юридического лица в уставном капитале фирмы малого (среднего) масштаба также не превышала 25%.
Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в таком формате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как[8]:
-льготные налоговые режимы;
-упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;
-льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;
-отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;
-помощь в защите прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с надзорными органами;
-финансовая поддержка бизнесов;
-помощь бизнесам в развитии инфраструктуры;
иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.
Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах (как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многое зависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации больший приоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, в других - металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды, деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типично инновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержку основатели стартапов, основной бизнес-идеей которых является, как правило, создание совершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.
На практике помощь предприятиям, относящимся к категориям малых и средних, могут оказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного рода организации и фонды, которым отведена такая роль. Например, если бизнес - малое инновационное предприятие, это может стать фактором успешного привлечения венчурных инвестиций при содействии фондов с преимущественно государственным участием.
В России работает ряд федеральных и региональных, а также муниципальных программ, направленных на поддержку бизнесов, для которых форма малого предприятия - определяющий критерий. Есть целое направление государственной политики в этой области. Поддержка, которую получают субъекты малого и среднего предпринимательства, проводится по таким направлениям: льготные условия использования ресурсов: финансы, материально-техническое обеспечение и информация; лицензирование технических разработок и патентование инноваций; упрощение порядка регистрации малых предприятий; способствование внешнеэкономической деятельности, которую ведут субъекты малого и среднего предпринимательства, включая не только развитие торговых связей, но и высокотехнологичные и научные контакты с зарубежными государствами; поддержка учебных заведений, занятых переподготовкой и повышением квалификации персонала небольших фирм; разработка и реализация не только муниципальных, но и общегосударственных программ финансовой поддержки.
Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5-6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).
Законодатель отнес к малым и средним предприятиям как коммерческие, так и некоммерческие организации. Некоторые авторы вполне обоснованно считают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации нецелесообразно, ибо придание им статуса субъекта малого предпринимательства будет приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера. С нашей точки зрения, объективную позицию по данному вопросу занимает М.А. Супатаев, который считает, что действие законодательства о малом предпринимательстве необходимо распространять на некоммерческие организации только в том случае, если это будет служить целям, ради которых они созданы [9].
[1] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[2] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[3] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[4] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[6] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[7] Трудовой кодекс (ТК РФ) 2017 с комментариями http://logos-pravo.ru/page.php?id=6086
[8] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
[9] Ноев С.В. Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. С.23
|