При попытке трудоустройства вынужденный переселенец нередко сталкивается с дискриминацией из-за отсутствия у него регистрации по месту жительства.
Законодательство РФ устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника[1].
Право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации имеют беженцы и вынужденные переселенцы..
Для иностранцев, лиц без гражданства и вынужденно перемещенных лиц нет ограничений в постановке на учет в органы государственной службы занятости в качестве безработных, - будь то беженец, вынужденный переселенец или кто-либо еще.
Лица, официально признанные вынужденными переселенцами, – это полноправные граждане Российской Федерации, силой жизненных обстоятельств покинувшие места постоянного проживания, лишенные крова и нажитого имущества. Поэтому законодательство устанавливает дополнительные гарантии защиты прав и, прежде всего, трудовых.
Содействие вынужденным переселенцам и лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании вынужденным переселенцем, в сфере занятости, профессиональной подготовки (переподготовки) и в повышении квалификации является самостоятельной обязанностью подразделений ФМС МВД России и органов государственной службы занятости. Миграционные органы предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в них.
Кроме того, законодательством [2] дополнительно закреплена обязанность органов занятости регистрировать вынужденных переселенцев в качестве безработных при невозможности их трудоустройства независимо от срока проживания в данной местности.
Аналогичные права имеют и лица, признаваемые беженцами. Местные органы федеральной службы занятости населения (биржи труда и центры занятости) обязаны поставить беженца либо лица, ходатайствующего о признании беженцем (с членами семьи), на учет в качестве безработного. Затем орган службы занятости обязан оказывать содействие в направлении их на профессиональное обучение (как правило, в центре временного размещения беженцев) и в трудоустройстве.
Законом [3] предусмотрено направление информации о занятости населения из органов службы занятости в миграционную службу, что должно помочь им в поиске стабильного источника средств к существованию. Поэтому беженцам также целесообразно интересоваться вакансиями и в местной миграционной службе.
Так же есть возможность трудоустройства несовершеннолетних беженцев и вынужденных переселенцев.
Приоритетным правом при временном трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:
из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;
из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;
семей беженцев и вынужденных переселенцев;
состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан, на работу, не наносящую ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения.
Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков. Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка и работы, выполняемые вахтовым методом.
Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать: для учащихся в возрасте от 16 до17 лет - 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет - 24 часа в неделю и 4 часа в день.
Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу может осуществляться в организации, независимо от их форм собственности.
Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов службы занятости, органов государственной исполнительной власти, образования с привлечением органов по труду, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями.
[1] Ст.3 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
[2] п. 1 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах".
[3] п. 7 ст. 17 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах".
|