Лицензионное соглашение – это официальный документ, по которому одна из сторон (лицензиар, владелец патента) передает право на пользование изобретением (промышленным образцом, усовершенствованной моделью) другой стороне (лицензиату). Одним из главных условий соглашения является принятие лицензиатом обязательств своевременно и в полном объеме перечислять оговоренные соглашением платежи и производить другие действия, прописанные в договоре неисключительной или исключительной лицензии.
Лицензионное соглашение – это договор, который имеет возмездный, взаимный и консенсуальный характер.
Оформление лицензионного соглашения при передаче той или иной технологии внутри государства или между разными странами – это одна из главных правовых форм, позволяющих защитить с позиции законодательства все стороны сделки. Само слово «лицензия» произошло от латинского «licentia». В переводе это слово означает свобода или разрешение выполнять какие-либо действия.
Сегодня оформление лицензий используется во всем мире, как один из основных способов регулирования бизнес-деятельности физических и юридических лиц. При этом сами лицензии могут выдаваться исключительно владельцами прав собственности или уполномоченными государственными структурами. Как правило, такие документы предоставляются в качестве разрешения на осуществление определенного рода деятельности, к примеру, ведение медицинской практики.
Термин «лицензия» часто применяется в отношении к внутреннему или международному обмену различными изобретениями или прочими объектами собственности, отличающимися своей спецификой и особенностями. В качестве сторон сделки в этом случае выступают:
- лицензиар – это лицо, которое является владельцем изобретения (специализированных знаний, патента). Лицензиар передает другой стороне сделки (лицензиату) разрешение (лицензию) на применение своих разработок (прав) с определенными ограничениями;
- лицензиат – сторона, которая покупает у владельца изобретения, коммерческих (производственных) знаний, патентов лицензию, дающую право использовать упомянутые выше блага в определенных соглашением границах.
К основным отличительным особенностям лицензирования при его применении в отношении технологического обмена можно отнести:
1. В отличие от обычных лицензий, представляющих собой разрешение на ведение определенного вида деятельности и выдаваемого соответствующими государственными органами, лицензии на конкретный объект собственности всегда оформляются в форме лицензионного соглашения. В данном документе прописываются все необходимые условия сделки, которые определяются текущим уровнем спроса-предложения на интересующий объект.
2. Действие обычных лицензий, как правило, ограничено. В большинстве случаев документ "работает" в границах страны, где он был выдан. Оформление лицензионного соглашения на передачу какого-либо объекта промышленной собственности в большинстве случаев не ограничивается границами других стран и позволяет реализовывать полученный товар во всем мире. Это вызвано тем, что условия лицензионных соглашений, как правило, определены не законодательными актами той или иной страны, а условиями сделок по продаже или покупке аналогичных лицензий на мировом рынке.
3. В области научно-технических достижений есть свой национальный и международный рынок. В данном случае действует особое исключение. При этом в качестве правовой базы выступает мировая патентная система.
Стандартные административные лицензии, дающие разрешение на выполнение каких-либо действий, могут продаваться различными путями с учетом конкуренции (к примеру, через аукционы). Как правило, у них нет национальных или международных рынков.
Если говорить об объектах интеллектуальной собственности, то лицензия – это документ, подразумевающей передачу прав на объект (товарный знак, изобретение, программный продукт и так далее) лицензиату. Последний за определенное вознаграждение и на конкретных условиях получает возможность пользоваться определенным продуктом. При этом такие права оформляются путем оформления лицензионного соглашения.
Предметом гражданско-правового договора в сфере интеллектуальной собственности является передача соответствующего интеллектуального права. Сам результат интеллектуальной деятельности не может быть предметом такого договора (ст. 129 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ предмет договора открытой лицензии определяется как передача права использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.
Таким образом, предмет договора - это передача имущественного права, а не само произведение науки, литературы или искусства.
Закон устанавливает, что Правительство РФ предусматривает утверждение исчерпывающих перечней работ (услуг), составляющих конкретные виды деятельности, а также исчерпывающие перечни лицензионных требований и документов, представление которых необходимо для получения лицензии.
Однако практика показала, что эта общая идея плохо реализуется в российской теории и практике. На наш взгляд, одной из причин такого состояния является теоретическая неразработанность понятия «вид деятельности». Несмотря на то что указанное понятие включено в название закона, оно не находит своего содержательного определения в этом законе. Определение, данное в п. 3 ст. 4, может рассматриваться как образец полного отсутствия содержания и в таком своем изложении недостойно даже критики.
Напомним, там сказано, что лицензируемый вид деятельности является видом деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
В правоведении при широком употреблении этого термина почти нет сколько-нибудь состоятельного его определения. Даже в тех случаях, когда речь идет о регулировании конкретных видов деятельности, законодатель дает только общее описание этого феномена, а не его понятие. В лучшем случае, в частности применительно к банковской деятельности, закон дает перечень операций, которые образуют эту самую деятельность. Хотя и здесь остается немало вопросов о содержании самой деятельности.
Вместе с тем, практика за последние годы все чаще сталкивается с необходимостью разграничения понятий «действие» и «деятельность». В частности, необходимость определения деятельности через признак систематичности подчеркивали судебные органы.
Верховный суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2006 г. по делу № 53-ад06-2 отметил, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Дальнейшее исследование понятия «деятельность» в юриспруденции наталкивается на то, что в современном российском праве нет ни самой дефиниции, ни правил формирования понятия «деятельность». Более того, некоторые авторы считают данный признак надуманным, что означает непонимание проблем разграничения правовой квалификации отдельных действий и их совокупности, например, в случаях привлечения к ответственности определенных субъектов.
Поэтому необходимо пользоваться философским и экономическим понятиями деятельности как базовыми, с тем чтобы в дальнейшем сформулировать правовое понятие. В соответствии с рядом высказываний можно представить, например, предпринимательскую деятельность как совокупность постоянно или систематически осуществляемых действий по производству и реализации на рынке материальных и нематериальных благ, по выполнению работ или оказанию услуг и использованию имущества.
Из изложенного можно сделать вывод, что с правовой точки зрения деятельность всегда предполагает длительность и постоянство осуществления отдельных видов действий, которые в совокупности позволяют достичь поставленной цели — получения прибыли.
На наш взгляд, понятие «вид деятельности» можно юридизировать за счет нескольких юридико-технических приемов, используемых в соответствии с целями права и социально-экономического назначения правовых норм. В таком качестве могут быть рассмотрены:
- определение круга объектов прав, которые могут находиться в ведении хозяйствующего или иного субъекта;
- ограничение характера и видов сделок и договоров, которые данный субъект может совершать;
- определение пределов свободы воли субъекта в части выбора отдельных видов деятельности.
Из этих теоретических положений следует вывод, что лицензированию подлежат не отдельные операции, а их совокупность, образующая понятие «вид деятельности». В содержание лицензируемой деятельности должны включаться все необходимые для ее осуществления действия, договоры, сделки. Противоположный вывод приведет к тому, что на один и тот же вид деятельности нужно будет получать несколько видов лицензий.
|