В Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г. закреплено право граждан Российской Федерации на социальную защиту. Согласно статье 7 Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст.39 Конституции содержится конкретизация данного положения, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
В широком смысле под социальной защитой населения понимается совокупность социально-экономических мероприятий, которые проводятся государством для обеспечения нетрудоспособных граждан Российской Федерации пенсиями по старости, инвалидности, по потере кормильца, выслугу лет, социальными пенсиями, различными пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, содержания детей, безработице, на погребение, оказание помощи малоимущим гражданам, помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (включая беженцев и переселенцев), на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, создание комплекса новых социальных служб - центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.[1]
Социальное обеспечение – это регулируемая нормами права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработице, бедности и других случаях, предусмотренных законом за счёт специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований.[2]
Право на социальную защиту имеет каждый гражданин. Обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права возлагается на государство. Также Конституция РФ определяет пути реализации права граждан на социальную защиту. Например: государственное страхование работающих; создание различных фондов, являющиеся источниками финансирования социальной защиты населения; принятие законов, гарантирующих реализацию право на социальную защиту (ФЗ №181 от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[3], ФЗ от 28 декабря 2013г. №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[4] и др.).
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Органы управления социальной защиты и подведомственные предприятия, учреждения, организации и территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, которая обеспечивает государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
[1]Алексеев С.С. Права человека: Энциклопедический словарь. – М.: Норма: Инфра. – 2012 – С.345
[2]Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений СПО. - М.: КНОРУС, 2012. –С.12
[3] Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// СЗ РФ, 1995, №48, ст.4563
[4] Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// СЗ РФ от 30.12 2013, №52 (Часть 1), ст.7007;
|