Исследование опыта зарубежных стран по охране жизни и здоровья несовершеннолетних имеет огромное научное и практическое значение, по причине того, что это позволит внести изменения в законодательство по борьбе с насильственными преступлениями против несовершеннолетних.
Поскольку в рамках статьи невозможно осуществить анализ уголовно-правовых норм всех зарубежных стран, предусматривающих уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье несовершеннолетних, предлагаем рассмотреть по несколько представителей (государств) от каждого типа (семьи) правовых систем мира, а также соседних государств бывшего Советского Союза (Республика Беларусь (далее - Беларусь), Республика Молдова (далее - Молдова), Российская Федерация (далее - Россия)).
Стоит отметить, что в большинстве УК зарубежных государств (как и Украины) нет четко определенного подхода к возрастным границам потерпевшего, а потому одновременно используются такие правовые категории/понятия, как "ребенок", "малолетний", "несовершеннолетний" (например, УК России, Беларуси). В УК Федеративной республики Германии (далее - Германия) в одной и той же норме, а именно в § 236 ("Торговля детьми") попеременно используются понятия "несовершеннолетний", "ребенок", "ребенок, который не достиг четырнадцатилетнего возраста", "лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста"[1] и др.
Наиболее распространенными посягательствами на жизнь и здоровье несовершеннолетних, за совершение которых УК соседних государств постсоветского пространства предусматривают усиленную уголовную ответственность за посягательства, являются:
1) причинение тяжких телесных повреждений малолетнему (п.1 ч.2 ст. 147 УК Беларуси)[2], тяжких и средней тяжести телесных повреждений малолетнему (п. "б" ч. 2 ст.111 и п. "в" ч.2 ст. 112 УК России)[3] и несовершеннолетнему (п. "b" ч. 2 ст. 151 и п. "c" ч. 2 ст. 152 УК Молдовы)[4];
2) истязание несовершеннолетнего (п. "г" ч. 2 ст. 117 УК России, ч. 2 ст. 154 УК Молдовы).
В УК России, Беларуси и Молдовы предусмотрена уголовная ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка, где одним из обязательных признаков преступления является совершение его: в условиях психотравмирующей ситуации (ст. 106 УК России, ст. 140 УК Беларуси), в состоянии физического и психического расстройства с помрачением сознания (ст. 147 УК Молдовы). Причем стоит отметить, что некоторые российские ученые (Н.В. Лысак[5]) высказывают отдельное мнение относительно целесообразности наличия данного признака преступления: "Применительно к понятию "психотравмирующая ситуация" и определению "состояние психического расстройства, не исключающего вменяемость", имея ознакомительную цель по освещению статей и рассмотрения опыта иностранных государств, мы не оспариваем точку зрения авторов, которые вносят предложение по исключению их из диспозиций ст. 106 УК РФ и учитывать их как обстоятельства, которые смягчают наказание находящееся вне рамок состава"[6].
Стоит заметить, что диспозиция ст. 117 УК Украины не содержит никаких указаний на характер психического состояния женщины во время совершения убийства, важно лишь время совершения детоубийства - это во время родов или сразу после них. Поэтому можно предположить, что действия любой женщины, родившей ребенка и сразу лишившей его жизни, независимо от того, была ли она в особом психофизическом состоянии или нет, должны быть квалифицированы по ст. 117 УК Украины. По мнению авторов статей, освещающих опыт иностранных государств, стоит перенять опыт данных стран и указать в диспозиции ст. 117 УК Украины на наличие психотравмирующей ситуации, а также психического расстройства, которое может не исключать вменяемости, как обязательный признак данного преступления.
Заслуживает внимания ст. 148 УК Молдовы, которой предусмотрена ответственность за лишение жизни лица в связи с неизлечимой болезнью или непереносимостью физических страданий по желанию лица или в отношении несовершеннолетнего, его родственников[7]. Санкция данной статьи предусматривает возможность наказания,- лишение свободы сроком до 6 лет, в то время как убийство человека при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств наказывается (ст. 145 УК Молдовы) лишением свободы на срок 8 - 15 лет, т.е. данное преступление является также привилегированным. Кстати, подобной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за лишение несовершеннолетнего жизни по его желанию, нет более ни в каком другом УК из исследованных нами.
Рассматривая законодательство об уголовной ответственности за посягательство на жизнь и здоровье несовершеннолетних в романо-германской правовой системе, стоит остановиться подробнее на УК Германии и УК Франции.
В УК Германии в разделах 16, 17 ("Преступные деяния против жизни" и "Преступные деяния против телесной неприкосновенности") уделено мало внимания специальной защите несовершеннолетних от посягательств на их жизнь и здоровье. Одной из таких норм является § 225, который предусматривает ответственность за мучения или истязания лица, не достигшего восемнадцати лет, или за умышленное пренебрежение своим долгом заботиться о нем, причинение вреда его здоровью[8].
Относительно УК Франции необходимо констатировать, что характерной чертой данного нормативного акта, по сравнению с другими исследуемыми УК, есть более усиленная защита несовершеннолетних в возрасте не старше пятнадцати лет от преступных посягательств.
В УК Франции защите прав школьников посвящен даже отдельный раздел III.bis. - "О проявлениях "дедовщины" среди школьников", который введен Законом N 98468 от 17 июня 1998 г. Стоит отметить, что подобного раздела (кроме Франции) нет ни в одном УК, которые нами были исследованы. Наверное, данный раздел был введен в УК Франции в связи с жизненной и социальной необходимостью. Также необходимо констатировать, что подобное явление (дедовщина) имеет место и в Украине, и не только среди военнослужащих срочной службы, но и среди школьников.
Также как положительный момент является важным отметить присутствие в уголовном праве Франции главы VII,- "О посягательствах на несовершеннолетних лиц и на семью", в тексте которой среди перечня преступлений, имеющих умыслом посягательство на жизнь, здоровье несовершеннолетних, есть также ст. 227- 15, которая влечет ответственность за отказ несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет в еде или попечительстве, что может представляет опасность для его здоровья, ст. 227-16 - если эти действия повлекли смерть потерпевшего[9].
Англо-американская правовая система представлена уголовным законодательством Англии и Соединенных Штатов Америки (далее - США).
Ответственность в Англии установлена Законом о детоубийстве 1938 года. По этому Закону женщина, которая причинила умышленными действиями или бездействием смерть ребенку находящемуся в возрасте до 12 месяцев, может освобождается от привлечения к уголовной ответственности за тяжкое убийство, если во время совершения преступления ее психологическое состояние душевного равновесия было нарушено, по причине того, что она еще не оправилась от проблем связанных с родами или кормления грудью ребенка[10].
Еще одна английская законодательная новелла, введенная Законом о детях 2004 года, касается вопроса, связанного с возможностью осуществлением права на узаконенное наказание, в числе прочего и путем применения телесного наказания. Право на данное наказание основывается на неком древнем предписании, по которому родители или учитель имеют право использовать мягкие и умные наказания телесной направленности при воспитании детей[11]. Данная норма является неординарной, поскольку нормативно-правовые акты других зарубежных стран в большинстве своем прямо не предусматривают право на наказание детей, а просто игнорируют уголовную ответственность за причинение повреждений в результате такого воспитания детей.
Относительно уголовного законодательства США достаточно интересной является норма, приравнивающая к умышленному убийству посягательство на человеческий эмбрион (плод) - нерожденного еще ребенка, который находится в утробе матери[12]. Например, в ст. 125.00 УК штата Нью-Йорк предусмотрена ответственность за убийство нерожденного ребенка, находящегося в утробе матери более 24 недель[13]. Как мы видим, существующее положение значительно увеличивает территорию границ уголовно-правовой охраны жизни ребенка в малолетнем возрасте, привязывая момент начала его жизни до начала периода состояния жизнедеятельности, - пребывание ребенка в чреве матери со сроком беременности до периода 6 месяцев.
В Украине начальным моментом уголовно-правовой охраны жизни считают появление любой части тела ребенка из утробы матери[14]; полагаем, что это несколько поздний момент начала охраны жизни, поэтому, по нашему мнению, данная норма, которая существует в уголовном законодательстве США, является положительной и стоит в УК Украины предусмотреть норму (дополнив ст. 117 УК Украины еще одной частью), которой будет приравнено к умышленному убийству посягательство на неродившийся, но жизнеспособный плод.
В теории государства и права выделяют также смешанный тип (семью) правовых систем, и в пределах этого типа есть скандинавская группа, которая представлена, в частности, Данией и Швецией[15]. Поэтому предлагаем подробнее рассмотреть уголовные кодексы данных государств на предмет защиты жизни и здоровья несовершеннолетних.
УК Дании и Швеции также содержат привилегированный вид убийства - убийство матерью новорожденного ребенка. Устанавливая ответственность за это преступление, законодатели данных государств продемонстрировали более предметный подход, а именно - установлена ответственность не с учетом совершения деяния в определенный промежуток времени, а при совершении женщиной, которая находилась в беде, из страха о позоре или испытывая страдания вследствие слабости, смятения или паники, вызванной родами (§ 238 УК Дании)[16], когда нарушено душевное состояние женщины или если она сильно нуждается (ст. 3 главы 3 "О преступлениях против жизни и здоровья" УК Швеции)[17].
Еще одну привилегированную норму относительно посягательства на жизнь и здоровье ребенка предусмотрел УК Дании, а именно - если женщина во время родов подвергает своего ребенка серьезной опасности недопустимым способом (максимальное наказание за это преступление - тюремное заключение до 1 года) (§ 251). Часть 2 этой нормы предусматривает снижение или отмену ответственности, если ребенок остался живой без причинения ему каких-либо повреждений.
УК Турции (как представитель религиозного типа правовой системы) не отличается особой правовой защитой жизни и здоровья несовершеннолетних, а скорее, наоборот, нормы, содержащиеся в УК, предусматривают более суровое наказание за совершение посягательства на жизнь и здоровье взрослых лиц, чем на несовершеннолетних. Например, ст. 449 УК Турции предусматривает наказание в виде пожизненного тяжкого заключения за убийство близких родственников: жены, мужа, сестер, братьев, также приемных родителей, приемных детей, опекунов и некровных родственников,-мачехи, отчима, пасынка, падчерицы, родителей жены (мужа),-тестя, тещи, свекра, свекрови, зятя а также снохи[18]. Как видим, в статье перечислены чуть не все возможные члены семьи, кроме родных детей, отсюда вывод - данная статья не охраняет родных сына, дочь в случае лишения их жизни.
Статья 473 УК Турции предусматривает собой ответственность при оставлении ребенка возрастом до 12 лет без помощи, который находится в период совершения деяния под присмотром лица, наказание представляет собой заключение на срок от 3 до 30 месяцев. В случае причинения данными действиями тяжкого вреда здоровью, либо ставшими причиной умственного нарушения, - заключением на срок до 5 лет, в случае повлечения смерти, - заключением на срок до 10 лет.
Наказание при этом за данное преступление может быть увеличено на треть срока, если место, в котором был оставлен потерпевший, будет определено безлюдным; оставленное лицо будет являться как законным, так и внебрачнопризнанным или приемным ребенком (ст. 474 УК Турции). Вместе с тем ст. 475 УК Турции предусматривает собой сокращение наказания от одной шестой до трети, в случае если деяния, описанные в предыдущих статьях, были совершены лицом, виновным относительно незаконнорожденного ребенка со сроком не более 5 дней от роду для спасения чести себя или чести жены, чести близких родственников,- матери, сына или сестры[19].
Безусловно следует признать данные нормы неприемлемыми, поскольку дискриминировать детей недопустимо и разделять ответственность,- в меньшей степени охранять тех, которые рождены вне брака, либо которые не были признаны биологическим отцом. При разборе вышеуказанных статей, мы видим, что как религия, так и общественное мнение и общественное порицание представляют собой очень большое значение, что отражено в Уголовном кодексе Турецкого государства.
Как и в большинстве УК зарубежных государств, которые нами были исследованы, УК Турции также предусматривает привилегированный вид преступления - убийство матерью своего ребенка, но с некоторыми обстоятельствами. Согласно ст. 453 УК в случае если мать совершит убийство своего новорожденного ребенка для спасения своей «чести» она будет наказана заключением на срок от 4 до 8 лет. Таким образом, основное условие, которое должно быть учтено при квалификации деяния, - это не особое психофизическое состояние женщины, вызванное родами, а цель - спасти свою честь.
Последний тип правовой системы, который нами будет исследован, - это традиционный тип, представителями которого являются Китайская Народная Республика (далее - Китай) и Япония.
УК Японии включает лишь несколько статей, где предусматривается отдельная уголовно-правовая охрана жизни и здоровья несовершеннолетних, в частности оставление на произвол судьбы человека, который требует помощи вследствие малолетнего возраста (ст. 217), и оставление на произвол судьбы лицом, которое обязано заботиться о малолетнем (ст. 218)[20]. В нормах УК, по которым предусмотрена ответственность за убийства, причинение телесных повреждений (главы 26, 27), не содержится отдельной охраны несовершеннолетних от данных преступлений.
УК Китая, в отличие от УК Японии, содержит большее количество статей, предусматривающих ответственность за посягательство на жизнь и здоровье несовершеннолетних. Так, он предусматривает ответственность за покупку похищенных на продажу женщины или ребенка, причинение им травмы или надругательство над ними. Статья 260 – отражает жестокое обращение с участниками семьи при наличии отягчающих обстоятельств[21].
Итак, можно сделать вывод, что законодательные акты об уголовной ответственности отдельных зарубежных государств в разной степени охраняют жизнь и здоровье несовершеннолетних (в меньшей степени - Дания, Швеция, Китай, Япония, Турция; в большей - Молдова, Россия, Франция). Причем образцовым кодексом, который содержит наибольшее количество норм, призванных охранять жизнь и здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить УК Франции, в котором содержатся нормы, которые являются примером для подражания.
[1] Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Зерцало-М, 2001. С. 136.
[2] Уголовный кодекс Республики Беларусь / Вступ. ст. А.И. Лукашкова, Э.А. Саркисовой. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Тесей, 2001. С. 124.
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // http://www.ug-kodeks.ru/.
[4] Уголовный кодекс Республики Молдова: с последними изменениями и дополнениями на 13 сент. 2002 г. Кишинев, 2009. С. 47 - 48.
[5] Лысак Н.В. Некоторые вопросы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка // Российский следователь. 2008. N 18. С. 18.
[6] Сердюк Л. Детоубийство: вопросы правовой оценки // Российская юстиция. 2003. N 11. С. 44.
[7] Уголовный кодекс Республики Молдова: с последними изменениями и дополнениями на 13 сент. 2002 г. Кишинев, 2009. С. 46.
[8] Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Зерцало-М, 2001. С. 131 - 133.
[9] Уголовный кодекс Франции / Науч. редактирование Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 238 - 239.
[10] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 590.
[11] Там же. С. 594.
[12] Савченко А.В. Уголовное законодательство Украины и федеральное уголовное законодательство США: комплексное сравнительно-правовое исследование: Монография // КНУВД.-К.: КНТ, 2007. С. 339.
[13] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 684 - 685.
[14] Старко А.Л. Умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08) // КНУВД.-К.: 2007. С. 67.
[15] Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник. Харьков.: Эспада, 2006. С. 311.
[16] Уголовный кодекс Дании / Научное редактирование С.С. Беляева, А.Н. Рычевой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 185.
[17] Уголовный кодекс Швеции / Под науч. ред. Н.Ф. Кузнецовой, С.С. Беляева. СПб.: Юридический центр пресс, 2001. С. 36 - 37.
[18] Уголовный кодекс Турции / Под. науч. ред. Н. Сафарова и Х. Бабаева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 282.
[19] Там же. С. 298.
[20] Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 131.
[21] Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А.И. Коробеева, пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 175 - 176.
|