В Российской Федерации уголовным кодексом предусмотрена статья 150, которая указывает на наличие ответственности за действия по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступления, а также ст.151,- вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение антиобщественных действий.
Вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение преступления путем действий обещаний, обмана, угроз либо другими способами, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
То же деяние, совершенное педагогическим работником, родителем, либо иным лицом, на которое по закону возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать как определенные должности, так и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Вышеперечисленные деяния, совершенные с применением насилия или связанные с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Когда же они связаны с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу или в совершение тяжкого, особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды, либо по мотивам ненависти, вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Высший орган правосудия нашего государства обращает внимание судов на то обстоятельство, что по делам в отношении обвиняемых лиц в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы необходимо устанавливать и отражать в описательно-мотивировочной части приговора, в чем конкретно выразились преступные действия этих лиц, подтверждающие их виновность в совершении деяний, которые предусмотрены ч. 4 ст. 150 УК РФ (п. 43 Постановления N 1).
Следующий состав - вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается уголовным кодексом обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Когда указанные деяния совершены с применением насилия или с угрозой его применения, за них полагается лишение свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
В то же время действие ст. 151 УК РФ не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего лица в занятие бродяжничеством, когда это деяние совершено родителями вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.
Пленум Верховного Суда РФ предписывает судам при ведении дел о преступлениях в отношении взрослых подозреваемых, совершивших преступление с привлечением несовершеннолетних, выяснять характер взаимоотношений между этими лицами, поскольку эти данные в большинстве случаев имеют существенное значение при установлении того, какую роль имело взрослое лицо в деле вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений либо антиобщественных действий.
К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий могут быть привлечены также лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и участвовавшие в совершении преступления умышленно. Судам необходимо также устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями содействует вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий. Если взрослый не осознавал этого, то он не может быть привлечен к ответственности по ст. ст. 150 и 151 УК РФ (абз. 1 и 2 п. 42 Постановления N 1).
Иначе говоря, признать взрослого виновным в совершении преступления, которое предусмотрено ст. ст. 150 или 151 УК РФ, суд вправе, лишь когда доказан факт понимания им того, что своими действиями он вовлекает именно несовершеннолетнего в совершение преступного деяния или совершение антиобщественных действий.
Под вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления или совершение антиобщественных действий высший орган правосудия нашего государства рекомендует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение именно желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться в форме обещаний, обмана и угроз, в форме предложений по совершению преступления или антиобщественных действий, разжигания чувства зависти, мести, иных действий (абз. 3 п. 42 Постановления N 1).
Соответственно, уголовным законом установлен запрет подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме несовершеннолетних к совершению преступлений, также систематическому употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ, занятию бродяжничеством, попрошайничеством.
Под "иными действиями" в абз. 3 п. 42 Постановления N 1 понимаются не любые телодвижения взрослого, а только те, которые являются разновидностью "вовлечения", о котором идет речь в ст. ст. 150 и 151 УК РФ. Соответственно, словосочетание "иных действий" следует воспринимать в единстве с фразой "в форме" - "действия взрослого лица могут выражаться... в форме... иных действий".
Нельзя не согласиться с мнением Т.К. Бойко, что "наиболее подробно понятие процесса вовлечения закрепляло Постановление Пленума Верховного Суда СССР от третьего декабря 1976 г., которое разъясняло, что под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия, которые возбуждают у него желание быть участником в совершении одного или ряда преступлений, которые будут сопряжены с применением как физического или психического воздействия (побои, уговоры, уверение в безнаказанности, лесть, угрозы, запугивание, подкуп, обман, также возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений, дача совета о мести и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и др.)" [5. С. 17].
Преступные деяния, ответственность за которые предусматривается ст. ст. 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление или после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 151 УК РФ (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством). Если последствия, предусмотренные диспозициями названных норм, не наступили по не зависящим от виновных обстоятельствам, то их действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 30 УК РФ и по ст. 150 УК РФ либо ст. 151 УК РФ как покушение на соответствующее преступление.
В случае совершения преступления несовершеннолетними лицами, не подлежащими уголовной ответственности, лицо, вовлекшее их в совершение преступления, по ч. 2 ст. 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения (абз. 4 и 5 п. 42 Постановления N 1).
Под несовершеннолетним, то есть не подлежащим уголовной ответственности, здесь подразумевается несовершеннолетний, не достигший возраста, с момента наступления которого возможно привлечение лица к уголовной ответственности, а равно несовершеннолетний, достигший этого возраста, однако имеющий не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
И последнее, что хотелось бы добавить. Действия взрослых по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при имеющихся признаках состава указанного преступления должны квалифицироваться по ст. 150 УК РФ, а также по закону, который предусматривает ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления (абз. 6 п. 42 Постановления N 1).
|