Вторая половина XIX века для России наполнена огромным количеством масштабных перемен. Это время отмены в России многовекового крепостного права и проведения серии реформ, затрагивающих различные стороны общественной жизни и государственного управления. Преобразования создали почву для бурного развития капиталистического производства для появления крупных промышленных центров, свободного рынка труда, неравномерной концентрации производства и нового социального слоя наемных рабочих. В параграфе предстоит рассмотреть законодательные проекты и решения относительно несовершеннолетних рабочих, предпринятых правительством Российской империи в 1860-е – 1880-е гг.
С 1861 г. капитализм стремительно, начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система, сохраняя традиционную структуру в экономике и социально-политической сфере. Быстрое развитие капитализма в пореформенный период умножало ряды наемных рабочих, превращало их в многолетний класс российского общества. Что неразрывно связано и с промышленной революцией, происходившей в стране в 50-90-е годы XIX века. Как и при крепостной зависимости, взрослые члены семьи не могли прокормить всех других нетрудоспособных, и детям приходилось работать, наравне с взрослыми, для существования себя и своей семьи. Следовательно, поиск средств существования, в которые были вовлечены дети и подростки, для крестьянской среды не был новым. Предприниматели, в поисках дешевой рабочей силы, охотно принимали на работу несовершеннолетних детей и подростков. Так в 1860-ые годы, в одном Петербурге на фабриках и заводах работало 1200 детей в возрасте от 10 до 12 лет. Согласно переписи в 1869 году, на предприятиях Петербургской губернии работало 139 290 чел., малолетних. Из них в возрасте 10 и менее лет - 451 чел., 11 лет-747 чел, 12 - 13 лет - 4636 чел, 14-15 лет -7752 чел. В итоге, на петербургских фабриках дети в возрасте от 10 до 15 лет составляли 10% от общего числа рабочих, и составляли уже 13 587 человек. А подростков в возрасте от 16 до 19 лет работало 19 694 человека. По данным той же переписи, малолетние и несовершеннолетние чаще всего работали на бумагопрядильных, бумаготкацких и табачных фабриках. Еще больше детей и подростков работало в Московской губернии. Так по данным 1871 года на 188 853 рабочих малолетних приходилось 29 144 чел., что составляет около 15% от общего числа рабочих. После отмены крепостного права появление рабочих мест на промышленных предприятиях и возможной свободной социальной миграции затронули не только взрослое население деревни, но и несовершеннолетних ее жителей.
Быстрый рост капитализма в России, сопровождавшийся беспощадной эксплуатацией детей, как дешевой рабочей силы, угрожал будущему существованию нации и государства. Среди рабочих росло влияние радикальных идей, в связи с их тяжелым, незащищённым положением. Ряды пролетариата пополняли несовершеннолетние рабочие. В правительственных кругах понимали, что необходимо создать правовую основу для развития промышленности и смягчения последствий индустриализации. Поэтому, для решения этих проблем, государству необходимо было создать правовые основы применения и охраны труда всех рабочих и, в частности, несовершеннолетних. Но ограничение детского труда затрагивало интересы буржуазии. Диаметральные интересы государства и буржуазии, были одной из главных проблем, при разработке фабричного законодательства. Для достижения взаимопонимания между этими субъектами права, необходимо было разработать закон, удовлетворяющий обе стороны. Первые попытки, можно видеть в создании в 1859г комиссии при Санкт-Петербургском генерал- губернаторе. Члены комиссии обследовали положение взрослых и малолетних рабочих и обнаружили, что последние страдают от чрезмерной и тяжкой работы, в условиях самого грубого к ним отношения . Вскоре комиссия предоставила "Проект правил для фабрик и заводов в С.-Петербурге и уезде", которые регламентировали условия труда рабочих и ответственность предпринимателей. В проекте, запрещалось принимать на работу детей до 10-ти летнего возраста; для 10-12- летних ограничивалось рабочее время до 6 часов в день; малолетние от 12 до 14 лет должны были работать не более 12 часов в сутки; а для не достигших 10-ти лет запрещалась работа в период от 8 вечера до 5 утра. В том же проекте речь шла об инспектировании фабрик и заводов независимыми инспекторами.
Петербургские фабриканты одобрили эти предложения. Но в дальнейшем проект передали на рассмотрение в Москву, где он вызвал волну резкой критики. Большинство предпринимателей высказались против правительственной инспекции фабрик. Крайне негативно, отнеслись они к предоставлению фабричному инспектору, посещать промышленные предприятия "в любое время суток". Наиболее удобным вариантом для фабрикантов, было бы предоставить надзор Мануфактурному совету, а это означало бы, что надзор за рабочими будут осуществлять сами фабриканты. Многие промышленники, открыто заявляли, что «надзор за фабрикантами должен быть вверен самим фабрикантам». Мануфактурный совет, поддержал,
Московское отделение активно выразило свое согласие осуществлять функции контроля с взаимодействием полици.
В том же 1859 г, создана еще одна комиссия А.Ф. Штакельберга, по пересмотру фабричного и ремесленного уставов. Используя материал петербургской комиссии, выработали свой проект, где статьями 113 и 114 запрещалось брать на работу детей до 12-летнего возраста. Для детей 12-18 лет ограничить 12 часами в сутки. А ночную работу с 8 вечера до 5 утра, запретить для всех не достигших 18 лет.
Этот законопроект, безусловно, имел либеральный характер, но как и большинство аналогичных проектов, реализован не был. Так как обходиться старыми законами и административно-полицейскими мерами, еще представлялось возможным. Так же учитывалось и давление московских предпринимателей. Однако главным обстоятельством не утверждения закона, стала обстановка в стране. В условиях реформирования 60-х годов главное внимание правительственных кругов, и настроения в обществе сосредоточивались на других реформах, и прежде всего на крестьянской реформе. Окончательное рассмотрение законопроекта предоставленного комиссией А.Ф. Штакельберга, осуществилось в 1866 году. Но правительство на тот момент свертывало курс на прогрессивные реформы. Политика была направлена на усиление реакции. Так в 1860 – нач. 1870-х г. можно охарактеризовать нарастанием недовольства рабочих и, как следствие усилением рабочего движения. Отношения между предпринимателями и рабочими обострялись, особенно в ведущей отрасли - хлопчатобумажной.
Большую огласку получила стачка на Невской бумагопрядильне в Петербурге в мае 1870 г., в ней приняло участие 800 ткачей и прядильщиков, которые требовали увеличить сдельную оплату труда. После судебного разбирательства над зачинщиками, жуткий произвол на фабриках, увенчался всеобщим разглашением. Присяжные заседатели в качестве наказания выдвинули зачинщикам несколько дней ареста, а судебная инстанция вообще всех оправдала. Впоследствии правительство запретило публикацию сведений о стачках. Губернаторы получили право высылать зачинщиков в административном порядке и не предавать дела огласке,
Выдающимся событием рабочего движения была громадная стачка на Кренгольмской мануфактуре в августе 1872 г. Стачки, волнения, страх революционной угрозы, способствовали форсированной разработке законодательства, регулирующего отношения рабочих и предпринимателей. В 1870 г. для разработки проекта, который регламентировал бы правила использования труда несовершеннолетних, создается новая комиссия генерал- адъютанта Н.П. Игнатьева, члена Государственного Совета, в прошлом петербургского генерал-губернатора. По вопросам, касавшимся продолжительности рабочего времени и возрастного ценза малолетних, подвергся в промышленных кругах большой критике. Проект комиссии с замечаниями министерства внутренних дел, был отправлен на рассмотрение в комиссию П.А.Валуева, учрежденную в 1874 г. при Министерстве внутренних дел. П.А.Валуев самостоятельно занимался сведением в единый документ предыдущих проектов и наработок, исключая при этом все либерально настроенные статьи. При этом он целенаправленно исключал статьи, которые или содержали либеральные настроения его предшественников, или допускали развитие "самодеятельности" рабочих. Статьи о рабочих книжках стали центральными в работе комиссии, а положения об артелях были исключены. В итоге были разработаны три законопроекта: "Положение о найме рабочих", "Правила о найме прислуги" и "Правила об отдаче и приеме в обучение ремеслам, мастерствам и техническим производствам". Но многолетняя деятельность комиссии П.А.Валуева, так же как и ее предшественниц, закончилась безрезультатно.
Комплекс буржуазных реформ, осуществленных вслед за отменой крепостного права в России, мало затронул рабочих. Анализируя деятельность различных комиссий, видно, что все они признавали необходимость ограничения возраста и количества рабочих часов дневной и ночной работы для малолетних рабочих на фабриках и заводах и принятия мер для умственного и религиозно нравственного образования малолетних рабочих. Комиссия А.Ф. Штакельберга (1859—1862), комиссия П.Н. Игнатьева (1870—1872), комиссия П.А Валуева (1874—1875), разработала проекты которые, законодательной санкции не получили. Но все основные элементы охранительно- попечительской рабочей политики, основная законодательная концепция складывались именно в этот период. Решающее значение в действительности имели условия социально-экономической и политической жизни, которые не раз меняли судьбу готовившихся реформ.
|