Понедельник, 25.11.2024, 08:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Кластеры: понятие, виды, правовые основы функционирования

Одними из важнейших факторов экономического развития являются специализация и кооперация хозяйствующих субъектов в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время эти факторы способствуют взаимной интеграции участников рынка. Такой процесс получил название «кластеризация». Устоявшееся определение «кластера» в научной литературе отсутствует. Традиционно под ним понимают форму объединения однородных элементов в самостоятельную единицу хозяйственной деятельности.

А. Маршал в процессе изучения идей и принципов экономического развития в конце XIX – начале XX веков пришел к выводу, что экономическое развитие происходит во многом благодаря разделению труда и концентрации специализированных производств на отдельной территории[1]. До понятия кластера труды А. Маршала не доходят. Однако именно эти исследования заложили фундамент будущей теоретической базы концепта «кластеризации экономики».

Одним из первых понятие «кластер» предложил ученый М. Портер. Он считал, что кластер представляет собой промышленную группу, которая состоит из соседствующих компаний и связанных с ними организаций, которые действуют в определенной сфере и взаимодополняют друг друга[2]. Важно отметить, что в данном определении кластер ещё не привязан к сосуществованию объединенных организаций на конкретной территории, но уже отмечается, что компании должны «соседствовать». В более поздних исследованиях различных ученых были выделены основные признаки кластеров, послужившие основой для более современного и полного определения «кластера».[3]

Видим, что подходы к определению экономического кластера основываются на:

объединении элементов на определенной территории;

комплексности ресурсного обеспечения;

высокой корреляции элементов, которая позволяет определить кластер в качестве естественной группы одного класса;

общности цели, достижение которой возможно благодаря кооперации организаций;

специализации в конкретной сфере деятельности.

Довольно точное определение приводится в работе И.В. Михеевой и А. В. Владимирова. Они отмечает, что кластером является форма кооперативного взаимодействия организаций, которые связаны отношениями в конкретной сфере вследствие функциональной взаимозависимости[4]. Такие организации дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Важно понимать, что применительно к различным видам деятельности и областям знаний дефиниция «кластера» обретает специфичные оттенки.

Е.С. Самострокова классифицирует кластеры по нескольким основаниям. По характеру появления их можно подразделить на:

стихийно формирующиеся (например, «Инновационный территориальный кластер «развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-Петербурга»[5]);

созданные намеренно (например, «Кластер автомобильной промышленности Самарской области») [6].

Ю.Л. Владимиров и В.П. Третьяк приводят в качестве примера стихийно сформировавшегося кластера кластер в Туттлингене (Германия)[7]. Авторы отмечают, что переход к производству хирургических инструментов произошел вследствие успехов конкурирующих предприятий, производящих ножи. Когда в начале XX века количество хирургических инструментов увеличилось, рынок заставил эти предприятия перепрофилироваться и установить доверительных отношения. При этом кластеры, формирующиеся искусственно, возникают не из-за естественных рыночных условий, а в результате решения органов государственной власти, как было, например, с Кластером автомобильной промышленности Самарской области.

По способу и месту формирования кластеры подразделяются на:

региональные – ограниченные объединения внутри родственных секторов вокруг научного или промышленного центра (например, Ульяновский авиационный кластер);

отраслевые кластеры – объединение предприятий в разных областях промышленности (Агропромышленный кластер Кемеровской области);

промышленные кластеры – состоящие из всевозможных действующих лиц, объединяющихся для развития проивзодства и продажи товаров и услуг из разных сфер; охватывающие широкие территории (Лесопромышленный кластер Финляндии).

Общие принципы формирования любого кластера отмечаются в работе Н.А. Неустроевой[8]. К ним относятся: интегрирование (объединение) родственных хозяйствующих элементов; функциональная взаимосвязь элементов; комбинирование, базирующееся на связи разных элементов, способных влиять на достижение конкретного результата; комплексность, то есть полный охват функционально связанных элементов, принцип территориальной локализации, который подразумевает взаимодействие близко расположенных и занимающихся родственными видами деятельности предприятий.

Правовое регулирование деятельности кластеров в РФ имеет сравнительно небольшую историю. Как отмечает А.А. Иванченко[9], несмотря на то, что существенная часть кластеров формирует на федеральном уровне, регулирование ими осуществляется преимущественно на региональном и муниципальных уровнях. Поэтому необходима грамотная координация органов субъектов РФ и местных органов с федеральными органами. Таким образом, на федеральном уровне принимаются основные решения по регулированию этой сферы, создаются и утверждаются нормативные правовые документы. На более низких уровнях положения этих документов претворяются в жизнь, как путем непосредственного правоприменения, так и с помощью принятия актов органов муниципального самоуправления во исполнение решений федеральных органов власти. Такой механизм в целом обоснован. Он переносит нагрузку контроля над деятельностью кластеров на наиболее приближенные к ним и наиболее заинтересованные в их эффективном функционировании органы. Вместо того чтобы оставить полноту контроля и регулирования деятельности кластеров на федеральных органах исполнительной власти, происходит делегирование этих обязанностей региональным и муниципальных органам, для которых развитие региона или муниципального образования, в рамках которого функционирует кластер, является одной из приоритетных задач.

Одним из первых документов федерального уровня, заложившим фундамент развития кластеров на базе наукоградов был Федеральный закон №70-ФЗ от 07.04.1999 «О статусе наукограда Российской Федерации»[10]. В нем отмечалось, что развитие кластеров должно осуществляться в рамках выделения средств федерального бюджета для строительства инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Следующим существенным актом в этой сфере было Постановление Правительства РФ № 249 от 22.04.2005 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»[11]. Данный документ создавал механизм гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ для реализации ими различных кластерных проектов. Предпосылки образования новых территориальных кластеров были заложены и другими актами. Например, Постановлением Правительства РФ № 166 от 29.03.2005 «О реализации проектов промышленной сборки»[12].

Федеральный закон №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах»[13] пролил свет на то, что использование потенциала особых экономических зон (далее – ОЭЗ) может способствовать развитию кластерных проектов. Кроме того, для своих целей данный акт использовал дефиницию кластера, через которую он понимался как совокупность ОЗЭ одного или нескольких типов, определяемая Правительством Российской Федерации и управляемая одной компанией.

Одним из важнейших документов, определяющих государственную политику в отношении кластеров, является принятая Распоряжением Правительства РФ от №1662-р от 17.11.2008 Концепция долгосрочного социально-экономического развития[14]. В ней предусмотрено образование сети территориальных кластеров, повышающих конкурентоспособность регионов Российской Федерации.

В качестве примера реализации федеральных положений на уровне субъекта федерации можно привести Самарскую область. Там в 2006 году Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129 была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года»[15]. В итоге в Самарской области стали функционировать различные кластерные образования в различных сферах промышленной деятельности: от аэрокосмической до автомобильной. Например, Кластер автомобильной промышленности Самарской области, Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области, Инновационный территориальный кластер медицинских и фармацевтических технологий Самарской области.

Таким образом, кластер – форма кооперативного взаимодействия организаций, которые связаны отношениями в конкретной сфере вследствие функциональной взаимозависимости. Связанные организации дополняют друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как всего кластера, так и входящих в него отдельных компаний. Кластеры отличаются в зависимости от способа их формирования, и особенностей их функционирования. Правовое регулирование кластеров осуществляется различными законами, например, Федеральным законом №70-ФЗ от 07.04.1999 «О статусе наукограда Российской Федерации», Федеральным законом №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах» и подзаконными актами, например, Постановлением Правительства РФ №249 от 22.04.2005 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В настоящее время государство способствует внедрению кластерного подхода на местах с помощью принятия актов стратегического планирования. На региональном уровне федеральные положения зачастую находят своё отражение в стратегических документах, как, например Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г., утвержденная Постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.»

 

[1]Маршал А. Принципы экономической науки. Режим доступа: www.gumfak.ru/econom_html/marchall/content.shtml/ (дата обращения 14.07.2014).

[2] Porter M.E. Competition: transl. from English. M.: Williams, 2005.

[3] см. Чернякина А.О. Проблематика определения территориальных кластеров // Вестник ТГПУ. 2015. №5 (158) С.80-85.; Rosenfeld. S. Creating smart systems. A guide to cluster strategies in less favored regions. Report to European Union - Regional Innovation Strategies, North Carolina: Regional Technology Strategies. USA, April 2002.; Соколенко С.И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерство. Кластеры. Киев: Логос, 2002.; Яшева Г.А. Формирование и реализация кластерного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. Минск: Изд-во БГЭУ, 2009.

[4] Михеева И.В., Владимиров А.В. Кластеры: к проблеме законодательного определения // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: сб. научн. тр. / отв. ред. И.В. Михеева, Ф.А. Селезнев. Вып. 2. Нижний Новгород: ООО «Растр», НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 2015. с. 268.

[5]Романюк Р.А., Куркин К.В. Территории кластерного роста // URL: http://expert.ru/northwest/2015/25/territorii-klasternogo-rosta/(дата обращения: 04.05.2017)

[6] Самострокова Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. 2012. №1. Т.1. С. 141-143.

[7] Владимиров Ю.Л., Третьяк В.П. О классификациях кластеров предприятий // Наука. Инновации. Образование. 2008. №7 С.72-86.

[8] Неустроева Н.А. Теоретические подходы и принципы формирования кластерных структур // Российское предпринимательство. 2013. № 10 (232). с. 114-126.

[9] Иваненко Александр Александрович Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров // Вестник СамГУ. 2011. №82 (1-1) С.90-94.

[10] Федеральный закон №70-ФЗ от 07.04.1999 «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 1999 г., № 15, ст. 1750.

[11] Постановление Правительства РФ №249 от 22.04.2005 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Российская газета от 12.05.2005 №3767.

[12] Постановление Правительства РФ № 166 от 29.03.2005 «О реализации проектов промышленной сборки» // "Собрание законодательства РФ", 04.04.2005, № 14, ст. 1247.

[13] Федеральный закон №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.

[14] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

[15] Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%