На сегодня нет модельного закона о государственной поддержке коммерческих и некоммерческих организаций. Отдельные вопросы государственной поддержки в конкретных областях регламентируются специальными нормативно-правовыми актами[1]. Доктринальные определения государственной поддержки различны. Одни исследователи называют государственной поддержкой систему мер воздействия (экономического, управленческого и финансового характера), которая обеспечивает эффективное функционирование сельского хозяйства[2]. Другие определяют ее в качестве создания правовых и экономических условий, стимулов для развития хозяйственной деятельности, а также вложение в неё материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях[3]. Все же анализ существующих определений показывает, что государственная поддержка рассматривается, как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ, в целях формирования нужных экономических, правовых, организационных условий и стимулирования тех отраслей и организаций, на которые она направлена.
Вопросы государственной поддержки регламентируются в большом количестве актов как федерального, так и регионального уровня, как законодательного, так и подзаконного характера. Например, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»[4], Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[5], Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»[6], Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»[7]; Постановлении от 31 июля 2013 г. № 504 "Об утверждении концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года[8] и т.д.
Финансовая поддержка оказывается несколькими способами. Во-первых, путем предоставления субсидий наиболее перспективным (с точки зрения Министерства экономического развития РФ) кластерным проектам[9]. Например, финансовые средства в 2016 году получили кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области, станкостроительный кластер «Липецкмаш», промышленный электротехнический кластер Псковской области[10].
Во-вторых, государство направляет дотации и субвенции. Предусмотрена процедура предоставления дотаций из бюджета субъекта РФ одному или нескольким муниципальным образованиям, на территории которых располагается кластер, с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований[11]. Однако использование этого механизма не получило широкого распространения, и в настоящий момент основная поддержка оказывается за счет субсидирования.
Кроме финансовой поддержки в законодательстве регулируются такие формы государственной поддержки, как:
имущественная – в форме «передачи во владение и/или пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях» (ст. 18 Федерального Закона «О развитии малого и среднего препринимательства»);
информационная – в форме создания информационных систем, официальных сайтов для предоставления необходимой информации субъектам малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей, а также обеспечения их функционирования (ст. 19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»). Этот тип поддержки также встречается в ст.16.2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
консультационная – в форме создания образующих инфраструктуру поддержки организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам, на которые направлена государственная поддержка, а также обеспечения деятельности этих организаций (ст. 20 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и ст. 16.2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»);
предоставление налоговых и иных льгот (ст. 16.2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»);
принятие нормативно-правовых актах в регулируемой области. (ст. 6 Федерального Закона №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»);
предоставление образовательных услуг (ст. 16.2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).
Непосредственно о государственной поддержке кластеров говорится в некоторых подзаконных нормативных правовых актах. В распоряжении Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) отмечается, что для создания эффективной национальной инновационной системы необходима поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках. Однако сама концепция не содержит расшифровки того, что является административной и инфраструктурой поддержками.
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации[12] содержат положения о предоставлении государственной поддержки кластерам в следующих формах:
образовательная. Данная форма поддержки заключается в реализации специальных образовательных программ, которые связаны с разработкой и реализацией кластерной политики на региональном и муниципальных уровнях. В рамках образовательной поддержки создается система передачи знаний и навыков для обучения экспертов и специалистов в области кластерной политики;
методическая. К ней относится разработка материалов, связанных с общими подходами к стратегическому планированию кластерного развития;
содействие формированию механизмов мониторинга, выявления и распространения наилучшей практики в области реализации кластерной политики;
информационная. Она состоит в продвижении бренда разных кластеров с целью привлечь иностранные инвестиции, развивать внутренний и въездной туризм, а также содействовать экспорту товаров и услуг, которые производятся на территории кластера.
Нельзя не упомянуть про Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»[13], в котором закреплены положения, касающихся государственной поддержки промышленных кластеров. Помимо финансовой, регулируемой ст. 10, закон предусматривает такие формы нефинансовой поддержки, как:
поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики (ст. 12). К ней закон относит, например, создание условий для координации деятельности субъектов в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами указанных видов деятельности размещение в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение технологических работ, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ; стимулирование спроса на инновационную продукцию;
информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности (ст. 13). Она осуществляется в виде создания государственной информационной системы промышленности и обеспечения ее функционирования. Такая система (ст. 14) создается для автоматизации процессов сбора, обработки необходимой для реализации промышленной политики информации. Также информационно-консультационная поддержка может осуществляться в виде: организации проведения выставок, ярмарок, конференций или содействия в их проведении; размещения информационно-рекламных материалов или содействия в их размещении и т.п.;
поддержка в сфере развития кадрового потенциала (ст. 15). Она предоставляется в форме поддержки осуществляющих образовательную деятельность по программам для работников в сфере промышленности организаций, посредством предоставления финансовой, информационной и консультационной поддержки; предоставления учебно-методического и научно-педагогического обеспечения и т.п.;
поддержка в области внешнеэкономической деятельности (ст. 17) состоит в содействия в продвижении на рынки иностранных государств промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Таким образом, особенностью правовой регламентации государственной поддержки территориальных кластеров является ее множественность и разрозненность. Федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие эту сферу, зачастую устанавливают правовое положение различных по типу и целям деятельности организаций. Государственная поддержка кластеров имеет ряд общих черт с поддержкой общественных организаций, субъектов предпринимательства, кинематографии и т.д., но с учетом экономической сущности деятельности данных субъектов государственной поддержки. Как и субъектам любой деятельности кластерам нужен гибкий и эффективный механизм финансирования, качественное информационное обеспечение, кадровая поддержка и содействие формированию систем мониторинга. Это в свою очередь требует более четкой правовой фиксации механизма государственной поддержки кластеров.
[1] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета», 1996, № 167; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // «Российская газета» , 1995, № 127, ст. 16.2.
[2] Котова Л.Г. Государственная поддержка агропромышленного комплекса необходима // «Российское предпринимательство» № 6 Вып. 2 (113). 2008, cтр. 73-77.
[3] Шамхалов Ф.А .О государственной поддержке предпринимательства в России // URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/18_2_98.htm (дата обращения: 10.10.2016).
[4] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // «Собрание Законодательства РФ». 1996. № 35. Ст. 4136, ст. 6.
[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 164, ст. 18, ст. 19, ст. 20.
[6] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» // СЗ РФ. 2012. №32. Ст. 4549.
[7] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
[8] Постановление от 31 июля 2013 г. №504 "Об утверждении концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года // URL: http://minprom.government-nnov.ru/?id=34575 (дата обращения: 10.05.2017).
[9] О предложениях по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров // URL: http://innovation.gov.ru/ru/node/5827 (дата обращения: 21.01.2017).
[10] Промышленный кластер Воронежской области первым включен в Реестр Минпромторга России // URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!promyshlennyy_klaster_voronezhskoy_oblasti_pervym_vklyuchen_v_reestr_minpromtorga_rossii; Еще четыре промышленных кластера вошли в реестр Минпромторга России // URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!eshhe_chetyre_promyshlennyh_klastera_voshli_v_reestr_minpromtorga_rossii (дата обращения: 05.05.2017).
[11] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // «Собрание законодательства РФ», 13.07.2015, № 28, ст. 4229.
[12] Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19, подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19) // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747 (дата обращения: 10.05.2017).
[13] Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // «Российская газета». 2015. № 1.
|