Государство в лице уполномоченных органов осуществляет государственную поддержку кластеров и иных субъектов инновационной и хозяйственной деятельности в разных видах. Одним из таких видов является финансовая поддержка. Она может предоставляться в двух формах: напрямую и косвенно.
Стоит отметить, что оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ, содействующим формированию и развитию на их территории инновационных территориальных кластеров, является в настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики в области инновационного развития. Несмотря на то, что у кластеров существуют различные источники финансирования от членских взносов участников до доходов от оказания услуг в соответствующей сфере деятельности, без государственного финансирования кластеры не обходятся почти никогда. Если за рубежом система оказания финансовой поддержки субъектам инновационной и хозяйственной деятельности успела сложиться и закрепиться, то в Российской Федерации всё ещё имеется большое число пробелов в законодательстве, регулирующим эту сферу. Однако эта ситуация постепенно исправляется.
В 2013 году были приняты нормативные правовые акты, урегулировавшие процедуру субсидирования инновационных территориальных кластеров. Одним из важнейших было Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 №188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров»[1]. Данный акт закрепил правила распределения по регионам субсидий, направленных на финансирование развития территориальных кластеров. Распределение субсидий, согласно этому акту, базировалось на двух принципах:
принципе территориальности;
принципе соответствия важнейшим направлениям развития науки, техники и общества.
Финансирование, таким образом, получали программы, реализующие мероприятия по главным направлениям. К таковым, например, относятся: обеспечение деятельности специализированных организаций, которые осуществляют сопровождение развития территориальных кластеров; переподготовка или повышение квалификации кадров организаций-участников и др.
Перечень условий, которые должны были быть выполнены для получения субсидий, содержался в п.5 данного Постановления. В качестве примера можно привести следующие:
наличие утвержденной программы;
наличие в региональном законе о бюджете бюджетных ассигнований на финансирование развития инновационных кластеров и соответствующих расходных обязательств;
назначение уполномоченного в этой сфере органа исполнительной власти субъекта федерации.
Однако данный акт был довольно схематичным и в 2015 утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 659 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»[2]. В то же время Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» внесло изменения в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятую Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Приложение № 6 данного акта содержит актуальные на сегодня «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров». Эти правила во многом повторяют и развивают те, что были приняты в 2013 году. Существенным изменением можно считать установление четких дефиниций в первом пункте Правил. В абзаце 2 пункте 1 отмечается, что проектом по развитию инновационного территориального кластера считается перечень мероприятий с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков реализации, в том числе действий по инвестированию и проектов по созданию новых или модернизации существующих организаций на территории, где располагается территориальный кластер. На реализацию таких мероприятий планировалось предусмотреть бюджетные ассигнования в текущем финансовом году и плановом периоде следующих 2 лет. Направления, по которым выделяются субсидии инновационным проектам, в данном акте не изменились.
Стоит отметить, что даже не изменившиеся по сути положения получили большую детализацию, что можно считать признаком внимания органов исполнительной власти (в данном случае – Правительства РФ) к сфере финансирования территориальных кластеров. В частности, список условий стал меньше, но каждое условие получило развитие и подробное описание. Например, условие о необходимости наличия утвержденной правовым актом субъекта РФ программы развития территориального кластера, которая предполагает мероприятия по ключевым направлениям стимулирования инноваций в рамках территориального кластера теперь содержится перечень мероприятий, которые могут считаться таковыми. Теперь такая программа существует, например, Нижегородской области[3].
Порядок распределения и предоставления субсидий определен Приказом Минэкономразвития от 14.07.2015 №472[4]. Распределение и предоставление субсидий проходит в несколько этапов. Первый включает подачу заявки в Министерство экономического развития РФ. Вместе с заявкой подается пакет документов, раскрывающих детали программы развития территориальных кластеров. В срок, не превышающий 10 дней после окончания срока приема заявок, Комиссия по отбору мероприятий (специальный орган, созданный Минэкономразвития РФ) проводит экспертизу на предмет соответствия требованиям. Дальнейшему рассмотрению заявка не подлежит, если она не соответствует условиям предоставления субсидий из «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров»; представлена уполномоченным органом субъекта РФ, не включенного в Перечень субъектов, бюджетам которых предоставляются соответствующие субсидии; не соответствуют требованиям, установленным в Порядок распределения и предоставления субсидий; поступила после окончания срока приема заявок. При этом наличие ошибок (орфографических и арифметических) и опечаток не является поводом к отказу от дальнейшего рассмотрения заявок.
Второй этап касается оценки мероприятий, на реализацию которых запрашиваются средства субсидии. Эта оценка проводится в срок, которые не превышает 21 рабочий день с даты окончания приема заявок.
Оценка, в свою, очередь также проходит в несколько этапов. На первом мероприятие оценивается на соответствие одному из направлений, закрепленных в «Правилах» и на соответствие всем необходимым условиям, установленным «Правилами». При несоответствии одному или обоим критериям, мероприятие отклоняется. Если же данный этап оценки пройден успешно, мероприятие допускается ко второму.
На втором этапе оценки мероприятия рассматриваются на предмет соотношения затрат на реализацию и предполагаемого эффекта от их выполнения. Каждое мероприятие оценивается по 100-балльной шкале. Для того, чтобы быть отобранным для софинансирования за счет средств субсидий, мероприятие должно получить не менее 50 баллов.
На основании результатов оценки и с учетом заключения Комиссии по отбору мероприятий, Минэкономразвтия отбирает мероприятия для софинансирования за счет средств субсидий в срок не более 28 рабочих дней с даты окончания приема заявок.
Перечень отобранных для софинансирования мероприятий размещается на официальном сайте Минэкономразвития в сети Интернет в течение 5 дней после его утверждения.
Отдельно Комиссия оценивает допущенные к оценке мероприятия для проведения их отбора с целью определения размера субсидий. Эта оценка производится в течение 21 рабочего дня с даты окончания приема заявок по двум критериям:
соответствие мероприятия одному из указанных в Правилах направлений;
соотношение затрат на реализацию с предполагаемым эффектом выполнения.
В дальнейшем оценка идет по тому же пути схожему с тем, что имел место в предыдущем случае: два этапа, на первом оценка по первому критерию, на втором – по второму. Разница встречается в подсчете баллов на втором этапе, потому что, несмотря на такую же 100-балльную шкалу, число баллов, минимально необходимых для учета мероприятия при определении размера субсидий, составляет 30. Все положения о сроках принятия решения и публикации решения полностью соответствуют срокам оценки мероприятий.
На следующем этапе происходит непосредственное распределение субсидий. Денежные средства перечисляются из федерального бюджета в региональный.
На заключительном, этапе проводится контроля над эффективностью расходования выделенных денежных средств. Минэкономразвития РФ представляется отчет о расходах бюджета субъекта РФ, обеспеченных выделенной субсидией, а также о показателях результативности предоставления субсидий.
Видим, что процедурные действия Министерства экономического развития РФ как органа исполнительной власти, задействованного в реализации порядка распределения и предоставления субсидий, регламентирован подробно.
Минэкономразвития определило и уровни софинансирования расходных обязательств субъектов РФ за счет средств субсидий развития территориальных кластеров Приказом от 13.08.2013 №457[5]. Были установлены уровни софинансирования для каждого субъекта РФ, который осуществляет программы развития территориальных кластеров. Выражаются эти уровни в процентном соотношении. В 2014 году новым приказом[6] Минэкономразвития обновило уровни софинансирования для актуального периода.
Уже в 2013 на основании данных актов был проведен отбор мероприятий по развитию инновационных территориальных кластеров, субсидируемых из федерального бюджета. Перечни мероприятий, отобранных для софинансирования за счет субсидий из федерального бюджета, были утверждены в том же году двумя актами: Приказом Минэкономразвития №608 от 23.10.2013[7] и Приказом Минэканомразвития №609 от 23.10.2013[8].
В настоящее время прямая финансовая поддержка территориальных кластеров за счет средств федерального бюджета является двухуровневой системой: между федеральным уровнем и уровнем субъекта РФ устанавливаются отношениях по распределению и расходованию средств федерального бюджета, получателями которых являются кластеры.
Стоит отметить, что финансирование территориальных кластеров осуществляется во многом за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Прямое указание на необходимость использования финансов этой организации содержится в «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ»[9].
Таким образом, качественное правовое регулирование прямой государственной поддержки кластеров оформилось в 2013 году. Затем оно было существенно улучшено в 2015 с принятием обновленных более детализированных «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров». Процедуры отбора заявок для субсидирования уточнены во множестве приказов Министерства экономического развития РФ. Правовое регулирование прямой финансовой поддержки кластеров является наиболее совершенным по сравнению со всеми прочими видами поддержки. По-прежнему, остаются пробелы (касающиеся, в частности, контроля и ответственности за нецелевое расходование средств), которые необходимо заполнить. В то же время обширная система выделения субсидий в настоящий момент урегулирована достаточно подробно. Кроме того, правовая регламентация этой сферы регулярно обновляется, что говорит о повышенном внимании Президента РФ, Правительства РФ и Министерства Экономического развития РФ к вопросам развития проектов территориальных кластеров путем прямого финансирования соответствующих мероприятий.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" // Собрание Законодательства РФ. 2013. № 10. Ст. 1037. (утратило силу)
[2] Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 659 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 13.07.2015, № 28, ст. 4229.
[3] Программа развития кластера «Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии» // Доступ СПС «Консультант Плюс».
[4] Приказ Минэкономразвития России от 14.07.2015 № 472 «О реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в 2015 году» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.07.2015.
[5] Приказ Минэкономразвития России от 13.08.2013 № 457 "Об утверждении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров на 2013 г." // Российская газета. 2013. № 196.
[6] Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2014 № 626 «Об утверждении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров на 2014 год» // «Российская газета», № 244, 24.10.2014.
[7] Приказ Минэкономразвития России от 23 октября 2013 г. № 608 "Об утверждении перечня мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров" // Доступ СПС "Консультант Плюс".
[8] Приказ Минэкономразвития России от 23 октября 2013 г. № 609 "Об утверждении перечня мероприятий, которые будут учитываться при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров" // Доступ СПС "Консультант Плюс".
[9] Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19) // Доступ СПС «Консультант Плюс».
|