Понедельник, 25.11.2024, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Имущественная государственная поддержка и поддержка кластеров путем предоставления льгот

Нефинансовая государственная поддержка является не менее важной частью государственной программы по развитию кластеров, чем финансовая. Обозначение «нефинансовая» служит не для определения некого однородного вида поддержки, а для отделения финансовой поддержки от иных типов, каждый из которых обладает своими особенностями и должен быть рассмотрен отдельно.

Первый вид нефинансовой государственной поддержки, на который стоит обратить внимание – имущественная поддержка. Объем и содержание этой поддержки по-разному определяется разными учеными и нормативными актами. М.С. Гусева и Д.В. Амелькина[1], например, говоря о поддержке малого инновационного предпринимательства в кластерах, включают в имущественную поддержку доступ к специальным информационным сетям и прикладным продуктам, а также возможность использования офисного помещения, исследовательских баз, научных лабораторий и промышленного оборудования.

Анализируя имущественную поддержку малого бизнеса, Н.А. Кулик и Л.Г. Онищенко[2] отмечают, что она оказывается органами государственной власти органами местного самоуправления в виде передачи во владение (или пользование) имущества (как государственного, так и муниципального). К такому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, оборудование, машины, нежилые помещения, механизмы и др. При этом имущество может предоставляться как на безвозмездной основе, так и на возмездной или на льготных условиях. Такой подход основан на трактовке положений законодательства, которые будут рассмотрены ниже.

Для того чтобы понять, как имущественная поддержка описывается и регулируется в нормативных актах, необходимо обратиться к ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В первом пункте данной статьи отмечается, что оказание имущественной поддержки органами государственной власти и местного самоуправления может проявляться в передаче во владение или пользование государственного или муниципального имущества, к которому могут относиться земельные участки, строения, здания, сооружения, инвентарь, инструменты, механизмы, транспортные средства. В пункте отдельно отмечается, что передаваемое имущество должно использоваться исключительно по целевому назначению. В противном случае (оговоренном в п.3) органы, оказавшие имущественную поддержку вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения (пользования) имуществом организации(-ям), которым была оказана соответствующая поддержка. Такие случаи имели место на практике. Например, иск Департамента имущества города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "ВАДЛЭНС+"[3], в котором одним из оснований для расторжения договора аренды послужили именно нормы п. 3 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Режим переданного имущества подробнее раскрывается в п.2 той же статьи. В нем отмечается, что имущество запрещается продавать, передавать права пользования в залог, переуступать их, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев. Важно понимать, что базу имущества, которое передается в качестве поддержке различным субъектам (в том числе кластерам) составляют объекты, перечисленные в перечнях государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Такие перечни публикуются в СМИ и сети Интернет. Зачастую большую роль в оказании имущественной поддержки играют координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства. Если они учреждены при соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъекта федерации, передача прав владения (пользования) осуществляется с их участием (п. 5 ст. 18).

Еще одним видом нефинансовой поддержки является предоставление льгот кластерам в различных сферах.

Важность использование таких мер отмечается еще в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. В п.3 данных рекомендаций отмечается, что одним из основных направлений содействия развитию кластеров является обеспечение формирования благоприятных условий такого развития, которое включает, в том числе, предоставление, налоговых льгот. В п.4 тех же рекомендаций указывается на то, что субъекты РФ и муниципальные образования могут устанавливать льготы по уплате региональных и местных налогов, и что такая политика является эффективным инструментом развития кластеров.

Важность предоставления льгот неоднократно отмечается и в доктрине. Л.Д. Капранова, анализируя опыт Германии и Австрии, а также иных западных стран, рекомендует более широкое использование налоговых и иных льгот в качестве поддержки инновационных кластеров[4]. Предоставление льгот различным организациям называется одной из обязательных составляющих промышленной политики в статье Н.П. Шамаевой и С.А. Мохначева[5]. Д.С.Соколов обращает внимание непосредственно на реализацию этого вида поддержки в отдельно взятых регионах. В частности, они указывают на пример законодательства Ульяновской области, предусматривающего финансовое обеспечение Областной и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которое осуществляется ежегодно за счет средств регионального и местных бюджетов, средств, предоставляемых в виде льгот и преференций[6].

Таким образом, эффективность и необходимость имущественной поддержки и поддержки в виде предоставления различных льгот признается как законодателем, так и учеными. При этом, качественное правовое регулирование имущественной поддержки кластеров, равно как и поддержки кластеров в виде предоставления льгот, отсутствует. Федеральное законодательство в большинстве случаев приходится использовать по аналогии, обращаясь к законам о поддержке субъектов предпринимательства, об особых экономических зонах или различным методическим рекомендациям. Но даже это не дает полного представления о механизме функционирования таких поддержек.

 

[1] Гусева М.С., Амелькина Д.В. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в кластере: потребности, ресурсы и возможности // ARS ADMINISTRANDI. 2016. №3 С.66-84.

[2] Кулик Н.А., Онищенко Любовь Геннадьевна Государственная поддержка малого бизнеса в России // СТЭЖ. 2010. №11 С.28-36.

[3] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 № 09АП-8346/2010-ГК по делу № А40-139571/09-89-984 // Доступ СПС «Консультант Плюс».

[4] Капранова Л.Д. Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт // Управленческие науки. 2015. №1 С.56-60.

[5] Мохначов С.А., Шамаева Н.П. Формирование кластеров в старопромышленном регионе России // Экономический вестник Донбасса. 2014. №3 (37) С.51-56.

[6] Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 года № 004-ЗО «О государственной поддержке малого предпринимательства» // Доступ СПС «Консультант Плюс».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%