Информационная поддержка кластеров имеет лучшее правовое регулирование среди всех видов нефинансовой поддержки.
В ст. 19 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства содержатся наиболее подробные нормы, регламентирующие особенности оказания информационного поддержки организациям предпринимательства. В п.1 этой статьи обозначены способы оказания информационной поддержки. К ним относятся: создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов, информационно-телекоммуникационных сетей, а также обеспечение их функционирования.
Виды информации, которые предоставляются организациям в рамках перечисленных выше систем, перечислены в п.2 той же статьи. К ним относится информация:
о реализации государственных программ федерального, регионального и местного уровней;
о числе замещенных рабочих мест в организациях, занимающихся различной экономической деятельностью с разделением по видам этой деятельности;
об обороте товаров, работ и услуг;
о финансово-экономическом состоянии иных хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
о конкурсах на оказание финансовой поддержки;
и др.
Несмотря на то, что единственным источником, более или менее подробно регулирующим информационную поддержку является федеральный закон о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, информационная поддержка упоминается во многих нормативных актов разной юридической силы. Например, информационная поддержка отмечается в качестве одного из видов государственной поддержки инновационной деятельности в ст. 16.2 федерального закона о науке и государственной научно-технической политике. В ст. 3 Закона Саратовской области о государственной поддержке кластеров в Саратовской области[1] информационная поддержка названа одним из видов оказываемой кластерам в регионе государственной поддержки. Тем не менее, подробности устройства механизма оказания информационной поддержки в таких актах чаще всего не конкретизируются. Разумно предположить, что руководствоваться следует приведенными выше положениями, касающимися поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
К информационной поддержке примыкает консультационная. Некоторые исследователи даже объединяют эти виды в один[2]. Она так же регулируется Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Однако положения о ней значительно менее подробные, чем те, что касаются информационной, из чего можно сделать один из следующих выводов: либо консультационная поддержка нуждается в меньшем количестве нормативного регулирования, либо в законодательстве присутствует пробел.
Ст. 20 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ отмечается, что консультационной поддержки может осуществляться в виде:
создания организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывают консультационные услуги таким субъектам;
компенсация затрат на оплату консультационных услуг.
То есть, государство оказывает консультационную поддержку, создавая организации, предоставляющие консультационные услуги, и оплачивая такие услуги для хозяйствующих субъектов.
Нефинансовая поддержка не исчерпывается имущественной, информационной, консультационной и поддержкой в виде предоставления льгот. Существует множество менее масштабных видов нефинансовой государственной поддержки, которые в совокупности играют большую роль в развитии системы территориальных кластеров в РФ. Виды такой поддержки были названы в параграфе 1.2 настоящей работы. В рамках настоящего параграфа стоит рассмотреть такие виды нефинансовой государственной поддержки, как: методическая, образовательная, кадровая, внешнеэкономическая.
Методическая поддержка кластеров состоит в разработке материалов с вариантами стратегического развития, планами по расширению и продвижению на рынке. Наиболее подробное регулирование реализации этого вида поддержки на федеральном уровне содержится в уже упомянутых Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ. В п.2 ст. 4.2 данных рекомендаций установлены направления, методические материалы по которым чаще всего разрабатываются. К ним относятся:
обеспечение развития системы нефинансовых институтов развития;
формирование механизмов предоставления субсидий предприятиям и объединениям предпринимателей, поддержка совместных проектов предприятий, научных и образовательных организаций по различным направлениям деятельности.
Стоит обратить внимание на то, что термин «нефинансовые институты развития» также объясняется в рамках настоящей статьи. К таким институтам относятся: технопарки, агентства регионального и муниципального развития, центры развития дизайна, центры по энергосбережению, организации-объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Методическая поддержка существует для создания материалов, которые не только помогают руководителям кластеров и организаций, входящих в кластер, планировать стратегию развития, но и способствуют подготовке таких специалистов. Организаторы, эксперты и иные участники проектов по развитию кластеров обучаются с использованием специально для этого созданных методических материалов.
Образовательная поддержка состоит в реализации специальных программ, которые связаны с созданием системы передачи знаний и навыков для обучения экспертов и специалистов в сфере кластерной политики и в целом в области обеспечения функционирования кластера как хозяйствующего субъекта. Образовательная поддержка тесно связана с методической. Методическая поддержка способствует появлению материалов, по которым происходит обучение специалистов и экспертов, и разработке образовательных стратегий.
Кадровая поддержка или, как она сформулирована в ст. 15 Федеральном законе о промышленной политике, поддержка в сфере развития кадрового потенциала. Она также вытекает из включает часть методической и образовательной поддержек. В ст. 15 Федерального закона о промышленной политике отмечается, что такая поддержка оказывается в виде:
1) поддержки (нефинансовой и финансовой) организаций, занимающихся образовательной деятельностью по дополнительным профессиональным программам для работников субъектов промышленной деятельности;
2) предоставления учебно-методического и научно-педагогического обеспечения субъектам деятельности в сфере промышленности;
3) иных мероприятий, направленных на поддержку развития кадрового потенциала субъектов промышленности.
Как видно, кадровая поддержка (по крайней мере, в сфере промышленности) осуществляется с использованием иных видов государственной поддержки. Для найма и обучения специалистов и экспертов выделяются финансовые средства, предоставляются учебно-методические пособия и выделяются те, кто способен заняться образованием новых сотрудников или переподготовкой уже работающих.
«Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров» предусматривают порядок финансирования мероприятий по поддержке образовательных программ территориальных кластеров.
Таким образом, нельзя говорить об обособленных нефинансовых государственных поддержках кластеров. Ни один вид нефинансовой государственной поддержки не существует в вакууме. Все они взаимосвязаны и оказываются в системной связке. Причем комплексность справедлива для всей государственной поддержки кластеров в целом. Финансирование образовательных проектов, инвестиции в закупку методических материалов и другие способы оказания поддержки территориальным кластерам не укладываются в один вид, но содержат признаки сразу нескольких. Чаще всего это косвенная финансовая поддержка и один или несколько видов нефинансовой. Однако именно эти виды поддержки остаются наименее хорошо урегулированными.
Главной проблемой в случае нефинансовой государственной поддержки, является то, что специфика регулирования либо отсутствует полностью, либо имеет место в методических рекомендациях. Например, «Закон Саратовской области о государственной поддержке кластеров в Саратовской области» закрепляет информационную поддержку в качестве одного из видов поддержки, оказываемой кластерам. Однако, на федеральном уровне аналогичные положения присутствуют не в законодательстве, но в стратегических документах, как Стратегия экономического развития России до 2020 года. В отдельных областях (как, например, промышленная деятельность) законодатель признает кластер в качестве особенного субъекта, но не спешит создавать для него специальное регулирование, а в других (сфера малого и среднего предпринимательства) попросту игнорирует в главных регулирующих актах само наличие кластеров[3].
Учитывая всё вышеперечисленное, можно рекомендовать законодателю пойти по одному из двух путей. Первый – создание единого нормативного акта, посвященного кластерам. Наилучшей формой для него будет – Федеральный закон «Об образовании, функционировании и развитии территориальных кластеров в РФ». В рамках такого федерального закона можно окончательно решить проблемы дефиниций. Для этого предусмотреть в общих положениях законодательные определения термина «кластер», «государственная поддержка кластеров», «проект кластерного развития» и т.д., особенностей формирования и функционирования органов управления. Также выделить отдельную главу, посвященную правовому регулированию государственной поддержки. Первая часть главы будет механизм отбора, оценки и финансирования мероприятий по развитию территориальных кластеров, имеющийся в настоящее время в Приказе Минэкономразвития России от 14.07.2015 № 472 «О реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в 2015 году»[4]. Вторая урегулирует все особенности косвенной финансовой поддержки, в том числе специфику кредитования, третья представит комплексную систему нефинансовой поддержки.
Второй путь – считать кластеры частью каждой конкретной сферы и, не закрепляя особенности их поддержки в отдельном акте, включить специальные положения в акты, регулирующие конкретные сферы. Например, предусмотреть в Федеральном законе «О промышленной политике в РФ» главу, посвященную особенностям оказания промышленным кластерам государственной поддержки.
Первый путь представляется более сложным, но более эффективным в долгосрочной перспективе. Второй позволит изменить правовое регулирование быстрее и учесть специфику кластеров отдельных областей, однако не позволит создать специальный и комплексный подход к такой форме кооперативного взаимодействия как кластер.
Таким образом, правовое регулирование государственной поддержки кластеров ещё только начинает своё формирование. У законодателя есть два возможных пути его закрепления. Нам представляется более практичным и долгосрочным путь создания Федерального закона «Об образовании, функционировании и развитии территориальных кластеров в РФ» и подробного описания в нем механизмов государственной поддержки. Однако какой бы путь не выбрал законодатель, хочется верить, что он не оставит пробелы правового регулирования не заполненными и продолжит уделять внимание этой области, ведь создание эффективной кластерной системы может способствовать укреплению и выходу из кризиса всей экономической системы РФ.
[1] Закон Саратовской области от 25.06.2014 № 84-ЗСО о государственной поддержке кластеров в Саратовской области // «Собрание законодательства саратовской области» №28, июнь 2014 г., стр. 18-20.
[2] Власов А.А., Подосинник Е.Ю. Поддержка кластеров как приоритет региональной социально-экономической политики // Научный вестник Крыма. 2016. №3 (3) С.8.
[3] см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 164, ст. 18, ст. 19, ст. 20.; Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 1.
[4] Приказ Минэкономразвития России от 14.07.2015 № 472 «О реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в 2015 году» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.07.2015.
|