В п. 1 ст. 48 Конституции РФ установлено право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Принимая во внимание требование п. 2 ст. 19 Конституции РФ, данная норма означает, что квалифицированная юридическая помощь должна быть оказана каждому и всякому лицу, обратившемуся за таковой. Более того, в равной мере квалифицированная юридическая помощь должна быть оказана гражданам, признанным недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также юридическим лицам, вне зависимости от их организационно-правовой формы (п. 2 Ст. 19 Конституции РФ).
Таким образом, главным законом страны гарантируется право каждого на квалифицированную юридическую помощь. Наличие данного права сопутствует осуществлению и защите основных прав и свобод человека.
Исходя из положений п. 1 Ст. 1 и п. 3 Ст. 3 ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатура создана для оказания населению квалифицированной юридической помощи лицами, которые получили статус адвоката, в «целях защиты прав, свобод и интересов» человека и гражданина, а также «обеспечения доступа к правосудию». Однако для оказания профессиональной юридической помощи адвокату необходимо быть защищенным от постороннего вмешательства в его деятельность. Таким образом, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь не будет соблюдено, если государство не установит гарантии независимости практикующих юристов, прежде всего, адвокатов.
Так, в Международных стандартах по защите и повышению роли адвокатов, которые содержатся в Основных принципах ООН, касающихся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа –7 сентября 1990г.) (далее – Основные Принципы), установлено, что право доступа к адвокату является одним из основных прав человека, принадлежит каждому, а его соблюдение гарантируется государством. В Основных принципах закреплены права, обязанности адвоката, порядок привлечения к ответственности, а также гарантии его независимости.[1]
Согласно Основным принципам, под независимостью адвоката понимается свободное использование адвокатом всех правомерных способов защиты доверителя; адвокат должен «во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста» (п. 14-15).
Необходимо учитывать, что для создания условий независимости отдельных адвокатов требуется независимость адвокатуры в целом. Независимость института адвокатуры должна проявляться, прежде всего, в возможности адвокатского сообщества самостоятельно устанавливать правила осуществления адвокатской деятельности, санкции за их нарушение, а также непосредственно разрешать вопросы привлечения его членов к ответственности. Именно адвокатское сообщество должно определять, каким требованиям необходимо соответствовать кандидату на получение адвокатского статуса. В Основных принципах закреплено право юриста «быть создателем и членом независимых профессиональных ассоциаций, представляющих и защищающих их интересы» (п. 24). При этом исполнительный орган таких организаций должен избираться ее членами и выполнять свои функции «без вмешательства извне» (п. 24 Основных принципов).
Следует отметить, что создание условий для независимости адвоката – обязанность государства. В Основных принципах указывается на обязанность Правительства обеспечивать возможность выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей «в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства», возможность «совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами».
Итак, независимость является краеугольным камнем во всей системе адвокатской деятельности.
Во исполнение данного принципа, законодательство предусматривает различные положения, обеспечивающие независимость адвоката. К примеру, в ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлен запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность и на создание каких-либо препятствий этой деятельности (п. 1 Ст. 18).
[1]Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа –7 сентября 1990 г.). п. 1,2,5, 16-22, 25-29.
|