В Основных принципах установлена обязанность государства в обеспечении личной безопасности адвокатов, их неприкосновенности (п. 16, 17 Основных принципов).
Во исполнение данного требования в ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямо предусмотрена обязанность государства защищать адвоката, членов его семьи и их имущество (п. 4 Ст. 18). Однако данная норма не одержит указаний на конкретные обязательства государства, поэтому она представляется в большей мере декларативной, нежели действенной.
Адвокат обязан оказывать квалифицированную юридическую помощь. Данная обязанность адвоката может исполняться лишь при наличии у него достаточных гарантий того, что за принятую им правовую позицию жизнь и здоровье самого адвоката либо его родных и близких не будет поставлена под угрозу причинения вреда.
Тем не менее, адвокат не включен в перечень лиц, на которых распространяются повышенные меры безопасности согласно Федеральному закону от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[1] (далее – ФЗ №45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»). При этом среди таких лиц значатся те, кто в судебных делах занимает сторону обвинения. В связи с этим вероятна ситуация, когда адвокат, осознавая свою незащищенность, желая защитить своих родных и близких, будет вынужден занять сторону, противоположную интересам своего доверителя. Такое положение дел вряд ли будет способствовать состязательности судебного процесса. Возможно, необходимо внесение в законодательство мер, которые обеспечивали бы применение п. 4 ст. 18 ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и тем самым гарантировали бы независимость адвоката. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в главе 4 настоящей выпускной квалификационной работы.
Давление на адвоката и вмешательство в его профессиональную деятельность может быть выражено не только в прямом покушении на его личную неприкосновенность, либо неприкосновенность его родных и близких. «Отомстить» адвокату за выбранную им правовую позицию можно и иными способами. Например, возбудив уголовное дело в отношении невиновного адвоката.
Для пресечения подобных неправомерных действий в п. 5 ст. 18 ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлен особый, усложненный порядок уголовного судопроизводства в отношении адвоката.
Данный порядок регламентирован в гл. 52 УПК РФ. Согласно ст. 448 УПК РФ, решение о привлечении адвоката в качестве обвиняемого может быть принято руководителем следственного органа Следственного комитета.
Особый порядок возбуждения и производства уголовного дела в отношении адвоката – важная гарантия независимости адвоката. В то же время законодательное регулирование данного вопроса недостаточно хорошо разработано, что подтверждается судебной практики. Подробнее данный вопрос будет также рассмотрен в главе 4 настоящей выпускной квалификационной работы.
Итак, в главе 1 настоящей выпускной квалификационной работы рассмотрены общие гарантии независимости адвоката, установленные законодателем. Не отрицая наличие в российском законодательстве норм, позитивно влияющих на сохранение независимости адвокатуры в целом и каждого адвоката в частности, считаем, что существует еще много нерешенных проблем, связанных как с наличием пробелов в законодательстве, с несовершенной правоприменительной и судебной практикой, так и с дискуссионностью некоторых теоретических вопросов, обусловливающих соблюдение независимости адвоката.
Так, природа гражданско-правовой ответственности адвоката перед доверителем является одним из наименее теоретически разработанных вопросов. В связи с этим полагаем, что данная проблема требует более детального и основательного рассмотрения и анализа
[1]Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Ст. 2.
|