Правовой статус иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяется ст. 62 Конституции Российской Федерации, в которой сказано что: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ»
Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид и бипатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. [1]
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. [2]По смыслу п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, объёмов прав и обязанностей лиц, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.
Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) [3] иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них в стране пребывания. В международном частном праве речь идёт о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложнённые иностранным элементом.
Правовой статус является статичной, устойчивой, юридической основой интересов личности. Изменение правового статуса производится только законодательным путём, отражая развитие общества. Сама личность не может определить свой статус, она лишь действует, исходя из своего правового положения. Правовой статус есть средство не личности, а государства, которое через определение статуса задаёт ей исходную правовую позицию. Статус является фиксированной моделью интересов личности.
Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред.от 28.07.2012 N 133-ФЗ), и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Базисным законодательным актом является Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Наряду с вышеуказанным Законом существуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы можно встретить в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.
Как видно даже из представленного списка, институт правового режима иностранных граждан охватывает огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Наряду с законами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В качестве примера можно выделить ряд постановлений Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту",[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов",[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"[6] и другие подзаконные акты.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации.
Среди международных договоров необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года), Всеобщую декларацию прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 года), Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года) и ряд других международных договоров.
Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 года),[7] Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 года),[8] Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 года),[9] Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва,20 января 1995 года). [10]
Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как "постоянный житель", означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.
Здесь "иностранные граждане, образно говоря, находятся как бы в двойном подчинении - под действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства". Это естественно никак не может относиться к лицам без гражданства, так как они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают). Любое государство в подобных случаях фактически самостоятельно определяет их правовой статус до тех пор, пока они не приобретут гражданство какого-либо государства, либо не переедут в другое государство.
Говоря о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объём их прав и обязанностей на территории государства пребывания. [11] В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:
- национальный режим;
- специальный режим;
- режим оккупации;
- режим наибольшего благоприятствования;
- преференциальный режим.
Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространённый в правовых системах режим иностранцев. Так, например, п.3 ст.62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В российском законодательстве имеются примеры включения специальных норм о национальном режиме в законы, регулирующие определённую сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред.от 21.11.2011 N 326-ФЗ) право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причём особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке статус адвоката, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. [12]
Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных с привлечением иностранцев к юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. Специальный режим может заключаться в предоставлении определённых преимуществ для иностранцев в виде дополнительных прав или путём исключения некоторых обязанностей.
Предоставление специального режима тесно связано с установлением государством ответных ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные дискриминационные ограничения в отношении граждан первого государства. Под реторсией понимаются правомерные действия одного государства, принимаемые им в ответ на дискриминационные ограничения, другим государством, в отношении физических или юридических лиц первого государства.
Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.
Режим наибольшего благоприятствования предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путём оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства. Такое обязательство даётся, как правило, на условиях взаимности. Так, Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Украины о торговом судоходстве от 8 февраля 1995 года установлено, что "Каждая Договаривающаяся сторона предоставит другой Договаривающейся стороне во всех вопросах торгового судоходства режим наибольшего благоприятствования". [13] Помимо традиционных случаев встречаются и односторонние клаузулы. Примером являются взаимоотношения между морской державой и государством, не имеющим морского побережья, по поводу доступа к морю и от моря.
Фактически режим наибольшего благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев. [14]
В Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта (эксплуатации судов, самолётов, автомобилей), отправления правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений. В качестве примеров оговорок о наибольшем благоприятствовании, кроме уже упомянутого Соглашения о торговом судоходстве, можно назвать положения Генерального Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 20 ноября 1994 года, в котором стороны обязались строго применять режим наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами. [15] Российской Федерацией заключены и иные соглашения, предоставляющие режим наибольшего благоприятствования.
Преференции сводятся обычно к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме. Так, если по общему правилу иностранные граждане в Российской Федерации не могут находиться на государственной или муниципальной службе,[16] то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 13 октября 1995 года, граждане одной из Сторон договора, постоянно проживающие на территории другой Стороны, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а также отделов, управлений, комитетов и других организаций, входящих в систему местных органов исполнительной власти. [17]
Кроме того, преференциальный режим может сводиться к предоставлению в той или иной сфере льготного специального режима, распространяемого только на граждан (жителей) тех государств, для которых эта преференция предусмотрена. Например, в соответствии со статьей 10 Соглашения "О порядке выезда граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, в государства, не входящие в Содружество Независимых Государств, и въезда из них" от 17 января 1997 года, "граждане Сторон, прибывшие в Пункт Пропуска из государств, не входящих в Содружество, без необходимых документов, не могут быть выдворены обратно или переданы властям государств, не входящих в Содружество, без согласия на это Стороны, гражданами которой они являются",[18] в отличие от граждан государств, не входящих в Содружество Независимых Государств, выдворение которых не обусловлено согласием уполномоченного представителя этого государства.
Следует упомянуть ещё об одном принципе правового положения иностранных граждан - принцип не дискриминации.
Принцип не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года,[19] закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашённые в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[20] также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку.
Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.
Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия "правовое положение", "конституционно-правовой статус" в полном объёме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. [21]
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Основным документом, регламентирующим правовое положение данной категории лиц, является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О вынужденных переселенцах".
Вынужденным переселенцем признаётся:
гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;
иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по предусмотренным основаниям;
гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Основными правами данной категории лиц являются: [22]
самостоятельный выбор место жительства на территории Российской Федерации;
при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства, имеют право на получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;
содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; [23]
К основным обязанностям относятся:
соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
соблюдение установленного порядка проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев;
при перемене места жительства перед выездом сняться с учёта и в течение одного месяца встать на учёт;
прохождение ежегодного переучёта в установленные сроки.
[1] См: Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2012г. № 6. С. 22.
[2] См: ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ(в ред. от 28.07.2012 N 133-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140
[3]Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2010г.с.14.
[4]См: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту» // Российская газета от 13 января 2004 года № 1
[5]См: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов» // Российская газета от 3 сентября 2003 года № 174
[6]См: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживании) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации // Российская газета от 11 апреля 2003 года № 69
[7]См: Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 12 мая 1998 года
[8]См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2002 года № 8, ст. 747
[9]См: Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 1997 года № 32, ст. 3748
[10]См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 34, ст. 3950
[11]См: Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (Правовое положение). М.: 2012г. С. 13.
[12]См: п. 6 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011 N 326-ФЗ).
[13]См: ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о торговом судоходстве (Киев, 8 февраля 1995 года) // Текст соглашения официально опубликован не был
[14]См: Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 2010г.. С. 124
[15]См: Генеральное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия (Эр-Рияд, 20 ноября 1994 года) // «Бюллетень международных договоров», 1997. № 4. С. 61
[16] См: ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ(в ред. от 28.07.2012 N 133-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140
[17]См: п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 года № 9. ст.786
[18] См: ч. 1 ст. 10 Соглашения о порядке выезда граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в государства, не входящие в Содружество Независимых Государств, и въезда из них (Москва, 17 января 1997 года) // Текст соглашения официально опубликован не был
[19]См: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 с.32.
[20]См: Международный пакт гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 с.36
[21] См: ч. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ(в ред. от 28.07.2012 N 133-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
[22]См: п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427
[23]См: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан» // Российская газета от 8 декабря 2004 года № 272
|