Пятница, 29.11.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Верования, обряды, ритуалы как объект правового регулирования

Основными начальными элементами правового статуса личности являются ее права и обязанности. Правовой статус определяется в юридической науке в общем виде следующим образом: правовой статус – «юридически зафиксированное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых и гарантируемых государством». Основой правового статуса фактически является общественный статус, то есть то настоящее положение человека, которое он занимает в данной системе социальных отношений. Включая его в правовое поле, право только укрепляет это положение. Закрепление правового статуса государством происходит в конституциях, законах и прочих нормативно-правовых документах.

Источником вариантов решения главных проблем является система прав и обязанностей, которая рассматривается как сосредоточение правовой сферы. В правах и обязанностях не только концентрируются примеры шаблонов поведения, которые государство находит непременными, необходимыми, рациональными для нормальной жизнедеятельности общественной системы, но и выявляются важнейшие принципы отношений государства и личности. Учитывая современные подходы к правам человека, в правовой статус личности следует внести и обязанности государства, относящиеся к личности. Это значит, что праву на свободу совести и вероисповедания должны соотноситься надлежащие обязанности государства, гарантирующие это право, входящее в правовой статус личности. Иначе вышеуказанные права будут являться декларативными и неосновательными.

В российском законодательстве находят место нормы различных культовых образований и течений. Следует отметить, что среди российских граждан встречаются граждане, которые исповедуют православие, и католицизм, и баптизм, и буддизм, встречаются и старообрядцы, и мусульмане, и иудеи.

Следовательно, основой правового статуса личности являются ее права, свободы и обязанности, а также должные обязанности государства, которые закреплены в Конституции РФ и прочих законодательных документах.

Статьей 28 Конституции РФ гарантируется «каждому свободу совести, свободу вероисповедания»2. Этот основополагающий принцип находит свое раскрытие в законодательных актах, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность культовых коалиций. В настоящее время происходит постепенное приближение российской нормативной базы в данном вопросе к стандартам принятым в европейских государствах.

В российском законодательстве, которое отражает свободу совести, вероисповедания, взаимоотношения государства и церкви, культовые объединения находят свое отражение принципы «Всеобщей декларации прав человека»3, Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В «Декларации прав и свобод человека и гражданина», которая принята в России разъясняется, «что каждому человеку дается гарантия свободы совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности»4, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, действуя в соответствии с ними, соблюдая закон. Характеризуя рассматриваемый нами правовой институт, нужно обращать внимание на ряд обстоятельств. Статья 28 Конституции РФ начинается со слов «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»5. Эта формула повторяется в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кажется, что, несмотря на равносильность в понятийно-правовом смысле терминов «право» и «свобода», более аргументированным и приемлемым с точки зрения юридической техники и логики было бы использование термина «право на свободу совести и вероисповедания». Термин «свобода совести и вероисповедания» прежде всего предусматривает, что человек свободен в субъективном смысле – в мыслях, мировоззрении. Если рассуждать объективно, то человек существуя в обществе с определенным государственным строем, не является абсолютно свободным. Статья 28 Конституции РФ, характеризуя отношение человека и религии, наряду с понятием «свобода совести», использует термин «свобода вероисповедания». Нормы же международного права, например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека6, а также статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод7 и иных актах – «свобода религии».

В любом демократическом обществе составной частью правового статуса человека и гражданина, имеющая правовое закрепление, является свобода совести и вероисповедания. Конституцией РФ свобода совести и вероисповедания рассматривается как субъективная свобода, принадлежащая любому человеку. Она располагает всеми юридическими признаками, которые характерны для главных свобод личности.

По сроку возникновения право на свободу совести и вероисповедания имеет отношение к первоначальному поколению прав человека, которые возникли и сформировались в ходе исполнения буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам. Однако такое разделение прав на категории является условным. Так Федеральный закон от 26.09.1997, № 125 – ФЗ отмечает, что «свобода совести, вероисповедания, мысли, слова в определенных случаях могут быть отнесены к политическим правам».

В частности, в советской литературе многие авторы такие как, В.В. Андрощук, Г.В. Арсеньева, и т.д. рассматривали свободу совести как политическое конституционное право. Ряд современных ученых Н.В. Казанцева, А.Ю. Прокофьев, В.Г. Беспалько и сегодня полагают вероятным отнести свободу совести и вероисповедания к политическим свободам.

Юридическая литература дает и другие примеры о групповой принадлежности права на свободу совести и вероисповедания. Например, А.И. Ковлер, «право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категории гражданских и политических прав»9. Однако B.C. Нерсесянц думает, что «свобода совести и вероисповедания относится числу личных прав и свобод, которые признают и защищают человека как независимое природное и духовное существо, как свободную личность»10. В связи с этим хотелось бы отметить, что некоторые отечественные ученые уже с начала XX свободу совести и вероисповедания анализировали как одну из главных личных духовных свобод. Характеризуя свободу совести и вероисповедания в качестве правового института хотелось бы рассмотреть ее содержательную сторону, а также отметить тенденцию к развитию данного института.

Свобода вероисповедания равносильна свободе религии, религиозной свободе, предполагая не только свободную деятельность религиозных коалиций разных конфессий, которые действуют согласно закону, но и личное право каждого человека в свободе выбора религии, иметь отношение к любой конфессии, а также право делать выбор, участвовать в распространении и выражении любых религиозных взглядов, принимать участие в религиозных богослужениях и обрядах, не исповедуя никакую религию.

Справедливо высказывание Баглая М.В. и Туманова В.А.: «В индивидуальном значении, то есть как право человека, понятия свободы выбора веры и свободы религии равноценны, но последнее обозначает также право на бытие всех религий и вероятность каждой из них свободно продвигать свое учение о вере. Однако очень часто все указанные термины используются как тождественные»11. С целью привидения к общему в терминологии современного законодательства, которое должно соответствовать требованиям международного права, Конституций РФ и отечественным законодательством вероятнее всего необходимо использовать термин «свобода религии». Согласно мнению С.А. Авакьяна, «свобода совести обладает двумя аспектами. Один – это свобода морально-этических взглядов человека. Второй аспект свободы совести – это духовная вероятность личности избрать себе близкий идеал и благоговеть ему. Свобода вероисповедания дает возможность верить в бытие идеала».

Возможно утверждать, что свобода совести сопоставляется со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания является частью свободы совести, так как к свободе вероисповедания причисляется свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания несет предположение, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии не имеет право вмешиваться в религиозную жизнь человека.

М.Г. Кириченко отмечал десять элементов в содержании свободы совести: «право граждан на вероисповедание любой религии; право не признавать и не исповедовать никакую религию; право на свободную атеистическую пропаганду, не допускающую оскорбления религиозных чувств верующих; равенство в правах граждан независимо к какой религии они принадлежат; паритетность всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов». Ф.К. Лауринайтисом исследовал категории «свобода совести», «свобода вероисповедания» и «веротерпимость» в сравнительно-правовом поле. Он выделял семь аспектов категории свободы совести, при этом подчеркивая ее сложность и разносторонность: историко-философский, нравственно- этический, социологический, политический, атеистический, религиозно-теологический и правовой. Он отмечал, что категории «свободы совести», «свободы вероисповедания» и «веротерпимости» имеют свое содержание, при этом являясь однопорядковыми.

В юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как совокупность норм права, которые контролируют общественные отношения, возникающие в ход исполнения этой свободы. Учение субъективных правах и свободах личности, которое разработано в юридической науке, является основным для теоретико- правовом аспекта концепции свободы совести и вероисповедания.

Следует отметить, что, по мнению Кутафина О.Е. «свобода совести является самой широкой из всех указанных категорий, включая свободу вероисповедания». Сравнительно широкий круг ученых устанавливает содержание и понятие свободы совести с точки зрения гарантированности и следования данному правилу. Так В.Н. Савельев истолковывает свободу совести как «обеспечение в обществе демократических прав и свобод, реально гарантирующих личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения в обществе».

Некоторые правоведы принимают во внимание разносторонний характер свободы совести, при этом рассматривая содержание этого института совместно, как в философском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя некоторые его аспекты. Согласно мнению С.Ю. Симорот, правовое содержание свободы совести заключается в таких компонентах как:

«1. Право на дефиницию своего отношения к вопросам свободы совести. Это узкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные взгляды, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, безразличное отношение к религии и свободомыслию.

Право действовать в соответствии со своими уверениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона

«О свободе совести и о религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями».

Так же хотелось бы рассмотреть все эти понятия. Согласно энциклопедическому словарю по психологии17 верование (лат. Verus истинный) это религиозное убеждение, основанное на представлении о существовании Бога, потустороннего, загробного мира. Значение слова Обряд по Ожегову: Обряд – это совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Ритуал (от лат. ritualis

- обрядовый) - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых), выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

Понятие «обычаи» определяется следующим образом — это исторически сформировавшиеся в течение существования многих поколений каноны поведения, вошедшие в привычку путем многочисленных цикличных воспроизведений. Данные правила являются следствием значительного разумного поведения. Обычаи располагают общественной основой, т.е. причиной появления, которое впоследствии может быть утеряно. Но даже в такой ситуации обычаи, как привычки, продолжают функционировать. Например, общение современного человека не представляется без пожатия руки знакомого или близкого человека. История этого обычая начинается со Средних веков: рукопожатие в рыцарском мире расценивалось как показатель того, что у рыцаря, который открыто протягивал руку, отсутствует оружие и это являлось символом доброй воли. В современном мире данный жест не утратил своего значения – подтверждение дружеских, доверительных отношений между людьми. Также к примерам обычаев можно отнести передачу имущества близким, кровная месть и т. д.

Понятие «традции» — также имеет историческое происхождение, но, складываясь при жизни лишь одного поколения, имеют поверхностную характеристику. Под традиции подпадают поведенческие каноны, определяющие, в каком порядке, по какому регламенту будет проводиться мероприятие, посвященное какому- нибудь торжественному или знаменательному событию в жизни человека, или предприятия, или организаций, или государства и общества в целом, например, проведение таких мероприятий как демонстрации или застолья, посвященного свадьбе или юбилею, связаны с определенными традициями проведения таких мероприятий. Важную функцию выполняют традиции в национальных отношениях, при выполнении дипломатического протокола. Также значение традиций очень важно и в политической жизни государства.

В древних религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. Ритуал как традиционно выработанный метод социального воспитания играет важную роль в истории общества. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

Ритуал — это церемониальное действие, внушающее людям какие-либо психологические переживания. Во время ритуала большое внимание уделяется внешнему поведению. Например, при ритуале исполнения гимна, люди встают, прикладывают руку к груди и напевают текст гимна. Такой ритуал применяется чаще всего на спортивных соревнования мирового масштаба и даже сильнейших чемпионов вызывает слезы.

Обряды так же как и ритуалы подразумевают это демонстрацию действия, которое тоже вызывает у людей определенные психологические переживания (положительные или отрицательные). Однако ритуалы все таки сильнее действуют на психологию человека.

Вероисповедание - это религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей.

Деловые обыкновения — это поведенческие каноны, которые складываются в ходе действия человека в любой сфере жизнедеятельности пусть то будет производственная, научная или учебная деятельность, а также повседневная жизнь человека, например, проведение ученых советов вуза каждый месяц; ученики встают при входе учителя в класс.

Эти слова почти нет юридических определений.

По мнению Ф.К. Лауринайтис веротерпимость это «допущение бытия разных религий, вместе с государственной или особо покровительствуемой государством религии»18. Данная категория содержит в себе право для всех исповедовать любую религию и отправлять религиозные обряды. Свобода вероисповедания - это открытое и фактическое равное право всех религий и верующих всех исповеданий. Структурными элементами свободы вероисповедания являются: право на исповедование любую религию, право осуществлять религиозные обряды, право изменять религию, равноправие всех религий и всех верующих перед законом.

Законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную, административную и другую ответственность за нарушение прав о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Таким, образом сделаем вывод, что эти понятия вероисповедание, ритуал, обряд не имеют юридических определений. По нашему мнению следует раскрыть их в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в частности, целесообразно предусмотреть в тексте отдельную статью, раскрываемую термины и определения, используемые в данном ФЗ и считать ее под номером 1.1. Например: ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 1.1 Термины и определения, используемые в настоящем законе. Для целей настоящего Закона:

под обычаем понимаются поведенческие каноны, которые исторически сформировались, цикл повторения которых многократен повторяясь в течение ни одного поколения, в результате чего ни стали привычками;

под традицией понимаются поведенческие каноны, определяющие в каком порядке, по какому регламенту будет проводиться какоелибо мероприятие, посвященное какому-то важному, торжественному, особенно значимому событию в жизни человека, или организации, или государства и общества в целом;

- под ритуалом понимается церемониальные действия, которые внушают людям некоторые психологические переживания.

под обрядом понимается, как и ритуал демонстративные действия, имеющее целью внушить людям определенные чувства.

под вероисповеданием понимается религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%