Религия, как конфигурация утилитарного и духовного познания мира, проявляющаяся в том, что люди осознают свою зависимость от естественно-природных сил, представляется на начальном этапе развития человеческой истории.
Изначально объектом культового поклонения был действительно имеющийся предмет, который был наделен сверхчувственными особенностями, так называемый фетиш. Фетишизм имеет тесную связь с магическими действиями, заключающиеся в стремлении выразить воздействие на течение событий, направляя их в нужном направлении, используя колдовские обряды и заклинания.
По мере того как родовой строй разлагался и племенные религии сменяются многобожескими (политеистическими) религиями раннего классового общества. В ходе исторического развития появляются мировые, или наднациональные религии. Так в VI-V вв. до н.э. появляется буддизм, в I в. - христианство (I в.) и в VII в. ислам. Их цель
- объединить людей с общей верой независимо какие этнические, языковые и политические связи они имеют. Следует отметить, что важнейшее отличительной особенностью христианства и ислама является вера в одного бога так называемый монотеизм. Со временем формируются новейшие конфигурации культовых организации и культовых отношений, таких как церковь, духовенство (клир) и миряне.
Развиваются так называемые теологические учения. Становление и формально – юридическое закрепление института религиозных преступлений в русском праве XVII- начала XX в. Стало возможным исключительно благодаря особому положению Церкви, выражавшемуся в зависимости всех видов деятельности светской власти (включая законотворческую и судебную) от власти церковной19. Действующее же уголовное право института религиозных преступлений не знает. В светском обществе, где каждому гарантирована свобода совести, а Церковь отделена от государства, какая – либо религиозная организация и ее корпоративные интересы не могут и не должны охраняться уголовно – правовыми средствами, если только они не совпадают с интересами всего общества, а значит - каждой личности, любого общественного объединения. В связи с этим использование термина «религиозные преступления» даже для условного обозначения указанных выше деяний представляется в современных условиях некорректным, несмотря на попытки некоторых авторов придать этому понятию новое звучание20.
По мнению Карла Маркса, что «с развитием социализма религии будет в той или иной мере придется исчезнуть»21. Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия»22.
Однако более сложно дать определение понятию преступления, совершенного на религиозной почве и определить его признаки. К тому же появляется многочисленный ряд важнейших правовых проблем, заключающихся в определении, какие покушения нужно причислять к религиозными преступлениями, как определить их юридическое возникновение и их виды.
Ширяев В.Н. относил к религиозным преступлениям такие преступления, «состав, которых обусловливается фактом существования религии»23. К тому же Ширяев В.Н. отметил, что преступлениям, совершенным на религиозной почве, не относятся преступления, входящие в группу смешанных деяний, в которых
«религиозный элемент имеет значение лишь квалифицированного, осложняющего обстоятельства и которые независимо от этого элемента сохраняют свой преступный характер»24.
Но мы считаем, что к числу религиозных преступлений должны быть отнесены не только преступления, характеризующиеся однозначно религиозными составами, но и квалифицирующиеся как особенные, при совершении которых государство религиозный мотив рассматривает как отягчающее обстоятельство совершения данного преступления или, наоборот, смягчающим ответственность, а также преступления, совершаемые под видом исполнения религиозных обрядов.
Таким образом религиозное преступление, по мнению Корчева З.Г., - это «любое покушение на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами религиозных объединений по религиозному мотиву или под видом выполнения религиозных обрядов»25.
Несколько коснемся эволюции развития законодательства о религиозных преступлениях. В период, когда церковь не только была признана государством, но и само государство стало считать себя частью церкви, появляется первое государственное законодательство по церковным делам. В феврале 438 г. был издан «Кодекс Феодосия», который состоял из 16 книг; заключительная, 16-я книга посвящалась только законам по церковным делам. К источникам римско- византийского права, которые содержали узаконения по церковным делам, можно отнести Эклогу Льва Исавра и Константина Копронима (726-741 гг.). Уголовно-правовые нормы Эклоги, которые описывали религиозные преступления и наказания за них, рассматривают такие преступления, как ложная клятва на Божественных Евангелиях, избиение священника во время молитвы, отречение от христианской веры в плену, приверженность иным религиям, сектам (например, манихейство, монтанизм), языческим суевериям (гадание, изготовление амулетов и проч.).
С принятием христианства к числу преступлений княжеские уставы стали относить, например, «зелейничество», «ведовство»,
«волхвование», «чародеяние», «моление в дубравах» - то есть все те деяния, которые были порождены языческой религией. Наряду с этим к указанной группе преступлений относились гробокопательство, осквернение могил, введение животных и птиц в храм и осквернение священных предметов. Другая группа преступлений, рецептированных из византийского права, связана с семьей, браком и нравственностью. К этой группе преступлений княжеские уставы относят: 1) преступления против христианского строя семьи. Это брак в близких степенях родства или свойства, двоемужество, самовольный развод, прелюбодеяние; 2) преступления против нравственности: скотоложство; все виды блуда; похищение девицы; изнасилование.
По системе преступлений они были на первом месте. Эти преступления считались самым страшным преступлением, по мнению законодателей 17 века, поскольку оно анализируется даже раньше, чем посягательство на честь царя и здоровье царя. Согласно 1 ст. 1 гл. Уложения, совершившего вышеуказанные преступления не важно, какую национальность имел преступник, ждала казнь через сожжение. Подвергались смерти разные «бесчинники»26, воспрепятствующие служению литургии. За всякие производимые в храме бесчинства и беспорядки полагались также суровые наказания, от торговой казни до тюремного заключения. Они рассыпаны по всему тексту Уложения. И в дальнейших главах есть постановления о присяге для людей церковного и земного чина, об ограничении прав иноверцев, о браке, об охране церковного имущества, о почитании праздников и т.д. Все эти меры были призваны защитить честь и достоинство церкви.
Соборное Уложение объектами преступления определяло церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность. Субъекты преступления - отдельные лица или группа лиц. Закон делил их на основные и второстепенных, ко вторым он относил соучастников преступления. Следует отметить, что соучастником можно было быть как физически, например, содействовать, оказывать практическую помощь, так интеллектуально, подстрекая, например, к совершению убийства. Поэтому согласно Соборному уложению даже раб, который нарушил закон по указке своего господина, становился субъектом преступления. Закон делал различие между гражданами, которые причастны к совершению преступления: сообщников, создающих обстоятельства для совершения преступления, не доносили о готовившемся преступлении, укрывали участников преступления, попустительски относились к ситуации подготовки преступления.
Уровень вины обуславливает субъективную сторону преступления. Уложение делит преступления на преднамеренные, опрометчивые и совершенные случайно. Согласно Уложению преступник наказывался за неосторожные действия также, ели бы он совершил преднамеренное преступление. Уложением определены обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. Если деяние совершено в состоянии алкогольного опьянения или преступник не контролировал свои действия, поскольку находился в состоянии аффекта, которое было вызвано оскорблением или угрозой, то эти обстоятельства являются смягчающим вину. Если же преступник является рецидивистом или совершает несколько преступлений одновременно, то это уже, согласно уложению, отягчающие вину обстоятельства. Также в Законе можно проследить и отдельные стадии преступления: а) умысел, который сам по себе подвергается наказанию, б) покушение на преступление и в) совершение преступления. Закон дает понятие рецидива, которое совпадает в Уложении с понятием «лихой человек», и крайней необходимости, являющейся ненаказуемой, только когда соблюдается соразмерность ее с реальной опасностью со стороны преступника. Если это условие не выполнялось, это означало, что необходимая оборона была превышена и это вело к наказанию. Воинский Артикул 1715 г. включал в себя целую главу, посвященную вере. Артикулом 1 в числе прочих предписаний предусматривалась ответственность за идолопоклонство и чародейство, которые причинили какой-либо вред. Артикул 2 предусматривал ответственность за подкуп чародея с целью причинения кому-либо вреда, при этом подстрекатель отвечал как исполнитель. Значительной вехой в истории развития государственного регулирования религиозных отношений стала, несомненно, Октябрьская революция 1917 г., в результате которой было создано совершенно иное государство. Одним из первых был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»27. В развитие положений данного декрета в главе 5 РСФСР 1918 г. содержалась статья, провозглашающая в России полную свободу вероисповедания, которая означала не только право выбора любой религии, но и право свободного выхода из религии. Наряду с этим были запрещены обряды, отправление которых связано с нарушением общественного порядка и с посягательствами на права граждан.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года28 содержал уже такие составы, как «Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской армии или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям» (ст. 119); «Совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды» (ст. 120);
«Преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах» (ст. 121); «Принудительное взимание сборов в пользу религиозных групп» (ст. 122) и иные. После Великой Отечественной войны впервые в истории советского уголовного права была введена статья 227 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. «Покушение на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов», наряду с ней существовала норма, предусматривающая уголовную ответственность за не соблюдение закона, подразумевающего отделение церкви от государства, а также школы от церкви. В целях борьбы с общественно вредной деятельностью различного рода группировок, которые нарушают советский закон и посягают на личность и права граждан под видом проповедования религиозных учений и исполнения религиозных обрядов, и введена в УК РСФСР ст. 227.
Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в статье 143. «Нарушение свободы совести и вероисповедания» предусмотрена «ответственность за вмешательство в законное осуществление права на свободу совести и вероисповедания, в том числе совершению религиозных обрядов, связанное с насилием или угрозой насилия над личностью, а равно с уничтожением и повреждением имущества граждан, религиозных и общественных объединений или с угрозой совершения такого деяния».
Особым видом преступления выступало в УК РСФСР
«оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, иных предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесения на них оскорбительных надписей и изображений».
Оба деяния подразумевали наказание: лишение свободы сроком от 1 до 3 лет или штраф.
Эта статья была включена в главу «Преступления против политических, трудовых, иных прав и свобод граждан». Изменение, таким образом, структуры Особенной части указывает на сложность и неоднозначность определения объекта преступления. Поэтому отвечая на вопрос, является ли надругательство над почитаемыми религиозными символами покушением на общественную нравственность или на конституционное право человека на свободу совести и вероисповедания, мы думаем, не получится четко развести, поскольку вероисповедание является одной из сфер духовно- нравственной культуры общества, а любая религиозная деятельность, которая причиняет ущерб нравственности, объявляется вне закона и должна быть прекращена. Следовательно, чтобы защитить общественную нравственность, государству необходимо иметь в своем арсенале четкие уголовно-правовые нормы для защиты совести.
Статья 143 УК РСФСР 1960 года предусматривала ответственность за оскорбление чувств и убеждений верующих, равно как и за разрушение и повреждение культовых сооружений, что не отражало в реальности истинного состава правонарушения.
Правовое регулирование рассматриваемого вопроса сильно изменилось после модификации политического и экономического устройства российского общества в начале 90-х гг. XX века. С одной стороны, люди получили реальное обеспечение права на свободу совести, что выразилось в принятии в 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»31, значительно облегчившего процедуру регистрации религиозных объединений. Однако, с другой стороны, в результате этих преобразований была создана благоприятная почва для появления огромного количества новых культов как российского, так и иностранного происхождения, значительная часть которых обладала признаками объединений, деятельность которых нарушала права граждан, в результате чего законодатель вновь был вынужден ввести аналогичную норму в УК РСФСР 1960 г. Уголовный кодекс РФ 1996 г. сохранил ответственность за создание религиозного объединения, посягающего на права граждан. Кроме того, предусмотрел ответственность за возбуждение религиозной вражды. Ответственность за это преступление была предусмотрена и в УК РСФСР 1960 г., однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. ввел в данный состав важные изменения, уточняя направленность действий и способ совершения данного преступления. Помимо этого, в ныне действующем уголовном законодательстве в некоторых преступлениях против личности предусмотрен как квалифицирующий признак религиозного мотива.
Огромную роль для установления мер и направлений влияния на преступность, а также преступлений, совершаемых членами религиозных сект, играет разделение массы всех преступлений в установленной сфере по категориям или видам.
Отечественная наука использует определенный опыт такой классификации. С.В. Познышев выделил таки виды религиозных деликтов: «1) умышленное принуждение к принятию, непринятию или отречению от каких-либо верований; 2) нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований (совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере); 3) нарушение свободы культа; 4) принуждение указанными выше средствами совершить или не совершить какое-либо действие, относящееся к культу, участвовать или не участвовать в совершении такового»32.
Ю.В. Тихонравов классифицирует преступления на религиозной почве следующим образом: «1) религиозные преступления; 2) нарушения законодательства о религиях (посягательства на свободу вероисповеданий и т.п.); 3) общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным мотивам; 4) общеуголовные преступления, совершаемые под видом следования религиозным мотивам (в том числе под видом осуществления свободы вероисповеданий, под видом исполнения религиозных обрядов и т.п.)».
О.В. Старковым и Л.Д. Башкатовым дается своя классификация религиозных преступлений. Они считают, что необходимо выделить в теории уголовного права такой видовой объект, как религиозная свобода, и ввести в раздел VII «Преступления против личности»34 Уголовного кодекса РФ в главу «Религиозные преступления»35. По их мнению36: «1. Следует выделить такой вид религиозных преступлений, как групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии: а) организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ); б) геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение религиозной группы (ст. 357 УК РФ); в) нарушение равноправия граждан - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ). 2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды»: а) убийство (ст. 105 ч. 2 п. «л» УК РФ); б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч. 2 п. «е» УК РФ);в) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч. 2 п. «е» УК РФ); г) истязание (ст. 117 ч. 2 п. «б» УК РФ). 3. Посягательства на религиозное равноправие граждан: а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст.
136 УК РФ); б) возбуждение религиозной вражды - действия, направленные а) на возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда 1) исключительности, 2) превосходства либо, 3) неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены: А - публично или Б - с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ); в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий - 1) незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или 2) незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ)»37.
Анализируя предложенные выше классификации религиозных преступлений, основываясь на результатах проведенного исследования, мы считаем целесообразным выделить 3 группы таких преступлений:
Деяния, которые приводят к нарушению законодательства о религии.
К этой группе относятся преступления, которые непосредственно нарушают религиозные нормы, иначе, они направлены вопреки законам божьим, а также преступления, которые направлены против такого общественного института как церковь. Современному российскому уголовному законодательству, как и уголовному праву советского периода, не известны составы таких преступлений. Это объясняется тем, что Российская Федерация – это светское государство, а значит, что ни одна из религий не может быть установлена как государственная или обязательная, а все религиозные коалиции отделяются от государства и становятся равными перед законом. В данном случае действует принцип, который заключается в том, что государство и церковь не вмешивается в сферу деятельности друг друга. В связи с этим логически можно объяснить, что государство отказывается решать проблемы, связанные с ответственностью за нарушение религиозных норм и деяний, которые посягают на саму церковную коалицию.
Преступления против личности, которые совершаются по религиозным мотивам или под прикрытием исполнения религиозных обрядов.
Ко второй группе следует отнести два состава преступлений, это: ст. 136 УК РФ («Нарушение прав и свобод человека и гражданина») и ст. 148 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»), а так же другие преступления, которые совершаются участниками религиозных сект.
Уголовно-правовая норма ссылки на религиозную мотивацию совершения преступления, используемая в диспозиции, является причиной для выделения такой группы религиозных преступлений. В связи с этим, в группу преступлений, которые совершались под прикрытием религиозных мотивов, и иных преступлений, совершаемых на религиозной почве, можно выделить:
определенных статьей 282 Уголовного кодекса РФ: возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
определенного статьей 357 Уголовного кодекса РФ: геноцид.
Характерной чертой преступлений такой направленности является высокий уровень скрытности. Поэтому очень сложно вести официальную статистику совершаемых такого рода преступлений. Нельзя точно определить, сколько таких преступлений совершается или не совершается, а также проследить динамику. Можно предполагать, что открытая статистическая информация не только не раскрывает реальную обстановку, а даже искажает существующее положение дел. Чаще всего случается, что преступлений совершенно гораздо больше, чем их зарегистрировано. Эта ситуация находит свое объяснение: отмечается низкий уровень компетентности в такой характерной научно области, как защита свободы совести, свободы вероисповедания и религиозной свободы действующих сотрудников правоохранительных органов, компетентных в возбуждение уголовных дел такого характера; вызывают трудности доказываемость их в суде, а с участием надуманных правозащитников - невозможностью их доказательства. ответственность преступный посягательство верование
На практике существуют определенные затруднения в применении ст. 239 УК РФ. Это обусловлено высокой латентностью преступлений, предусмотренных названной статьей, недостаточностью соответствующей следственной и судебной практики, слабой научной разработанностью проблемы квалификации преступлений, связанных с организацией объединения, посягающего на личность и права граждан. Статья 239 Уголовного кодекса РФ создавалась на основе положений ст. 227 УК РСФСР, предусматривавшей уголовную ответственность за
«организацию или руководство группировкой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних»38.
Во - первых, понятие группы, осуществляющей деятельность под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, было заменено понятием религиозного и общественного объединения. Таким образом, законодателем были конкретизированы виды объединений с учетом положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 7 – ФЗ « О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 –ФЗ « Об общественных объединениях». Анализируя статью 227 Уголовного кодекса РСФСР, мы заметили, что, во-первых, в данной статье не дается различие между религиозным или общественным группами, охватываемые общим понятием группы, которая проповедует религиозные учения в веру и исполнение религиозных обрядов.
Второй момент: конкретизация содержания признака связанности с другими покушениями на личность или права граждан произведена с помощью предписания на связанность с принуждением граждан.
Третий момент: законоположник отказывается от формулировки «побуждение граждан к отказу от общественной деятельности», устанавливая уголовное наказание за подстрекательство граждан к выполнению других действий, противоречащих закону, а также декриминализируя втягивание в группу граждан, не достигших совершенолетия.
Преступления, предусмотренные ст. 148 и 239 УК РФ могли бы быть собраны в гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»39 УК РФ. Перенести ст. 239 Уголовного кодекса РФ из главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»40 в гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»41 и в структуре закона поставить ее под номером 1481.
|