Понедельник, 25.11.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Зарубежное законодательство об ответственности за посягательства на религиозные верования и обряды

Главная задача каждого современного государства и мирового общества в целом – это защита основных прав и свобод человека и гражданина. Базой для этого служат международные правовые акты, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1996 г., Международные пакты «О гражданских и политических правах». В связи с наличием существенных различий в уголовно - правовом регулировании защиты свободы выбора вероисповедания, религиозных и идеологических взглядов в соответствии с законодательством Германии и России проведем анализ ст. 148 УК РФ и § 167 УК Германии. В Германии в разделе 1 Основного закона в ст.1 в первую очередь относится защита человеческого достоинства, всеобщее право на свободу и право на свободное развитие личности. В ст. 2 всеобщее право на свободу дополняется такими правами, как право на жизнь, физическую неприкосновенность, здоровье. Затем следуют нормы о свободе совести и вероисповедания и идеологических принципов, право отказаться нести военную службу с применением оружия, в случае противоречия такой службы его религиозным убеждениям (ст. 4).

Согласно абзацу 1 статьи 4 Уголовного кодекса Германии являются священными: свобода в выборе религии, свобода религиозных и идеологических взглядов. Отметим, что Уголовный кодекс Германии характерным способом проводит защиту рассматриваемых нами прав и свобод. Не смотря на то, что Особенная часть Уголовного кодекса Германии в содержании раздела 11, определяющего составы преступлений, которые затрагивают религию или идеологию, которые охраняются указанными нормами, правовое благо - это не право или свобода конкретного человека, а спокойствие общества в целом, которое предполагает уважение религиозных и идеологических интересов другого человека. Для этого рассмотрим составы преступных деяний, входящие в данный раздел. Уголовный кодекс Германии § 166, 167,167а, 168 к таким деяниям причисляет:

«оскорбление чувств верующих, религиозных обществ и мировоззренческих объединений, воспрепятствование отправлению религиозных обрядов и культов, воспрепятствование совершению погребального обряда, надругательство над могилой»42. Основанием для выделения данных составов в новой редакции является Первый закон о реформе уголовного права от 25.06.1969 г. В § 166 данная норма изложена так:

« (1) Кто публично или путём распространения письменных материалов (§11, абз. 3) оскорбляет любым способом содержание религиозных или мировоззренческих убеждений другого способом, который может вызвать нарушение общественного порядка, тот наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или денежным штрафом.

(2) Так же наказывается тот, кто публично или путем распространения письменных материалов (§ 11, абз. 3) оскорбляет церковь, действующую на территории Германии, или другое религиозное общество или мировоззренческое объединение, их организацию или обычаи, если его действия вызывают нарушение общественного порядка»43.

Исходя из вышеизложенного, правовым благом, которое охраняется указанной нормой, считается не только общественное спокойствие, но и непосредственно содержание религиозных или идеологических взглядов другого человека. Под религиозными убеждениями по смыслу данной нормы понимаются такие взгляды, которые по своему содержанию основаны на вере в бога как основе мироздания. Речь идёт, прежде всего, об основании божественного происхождения мира и месте человека в нем. Под организацией религиозного общества или мировоззренческого объединения следует понимать установленный в них соответствующими компетентными органами всеобщий порядок, необходимый для их внешней и внутренней соорганизованности и для отправления религии. Под обычаями следует понимать признанные в обществе или объединении фактические или религиозные действа, к примеру когда человек крестится. Основным понятием, характеризующим объективную стороны, является оскорбление. Оскорбление это выражение (проявление) неуважения, особо уничижительного (грубого, жестокого) по форме и содержанию. Признаком состава преступления в § 166 является, что указанное оскорбление реализовывается открыто или в виде распространения печатных материалов. Публичным признается такое оскорбление, которое совершается в присутствии неопределенного круга лиц, а под письменными материалами понимаются не только печатные издания, изображения, но и видео - аудиозапись. Для иллюстрации признака «оскорбления, совершенного публично» рассмотрим решение суда второй инстанции Дюссельдорфа от 05.11.1981 г. – II – 11/81. Подсудимые А. и Б. осуществляли политическую деятельность в молодежной организации. Они выполняли обязанности ответственных редакторов газеты, выпускаемой в их организации №10 за 1979 г. Было сообщено о прошедшей 22.09.1979 г. демонстрации основной целью которой была агитация общественности для создания центра по урегулированию конфликтных ситуаций, возникающих в связи с беременностью. Для того, чтобы привлечь внимание читателя к данной статье, она была опубликована под следующим заголовком: «Мария, если бы ты сделал аборт, то мы бы с экономили на папе!». Данная фраза была написана на бланках, раздаваемых участникам демонстрации её организаторами. Суд обоснованно усмотрел в действиях виновных оскорбление религиозных убеждений, предусмотренного §166 УК Германии. Как оскорбление религиозного убеждения, совершенно публично, Верховным судом земли Дюссельдорф были квалифицированы действия подсудимого А., который в одном из печатных изданий опубликовал статью, в которой под заголовком «Фокус-Покус пончо» описывалось проведении католической службы в церкви. В статье использовались различные термины, оскорбляющие чувства верующих католиков. В частности, священник, проводивший богослужение был назван «гуру», община верующих – «секта» и т.д. Преступное деяние, предусмотренное в § 166, является умышленным при чем как напрямую так и косвенно.

Формулировка § 167 устанавливает уголовную ответственность если идет воспрепятствование отправлению религиозных обрядов и культов, и заключается в следующем44:

« (1) Кто: Умышленно и в грубой форме нарушает богослужение или богослужебное действие церкви, действующей на территории Германии, или другого религиозного общества, или совершает оскорбительное бесчинство в месте, предназначенном для богослужения такого религиозного общества, наказывается лишение свободы на срок до трёх лет или денежным штрафом.

(2) К богослужению приравниваются соответствующие обряды мировоззренческого объединения в Германии»45.

В данной норме имеют место два состава преступлений:

«1) Абзац 1 и абзац 2 предусматривает намеренное нарушение служения богу или «богослужебного действия церкви или другого религиозного общества или обрядов какого-нибудь мировоззренческого объединения, которое совершено в грубой форме»;

Абзац 1 №2 указывает «на совершение обидного хулиганства на месте, которое предназначено для проведения богослужения религиозного общества». Охрана общественного спокойствия – первоочередная цель вышеуказанных указаний»46.

Состав, рассматриваемый § 167, предполагает беспрепятственно осуществлять богослужения, идеалогические праздники, так же отдельные действий, связанные с богослужением. Поясним некоторые термины, используемые в рассматриваемой норме. Под богослужением понимается объединение членов религиозного сообщества для религиозного почитания бога или поклонения ему. По смыслу данной нормы понятием «богослужебное действие» охватываются крещение или процессия.

Указанные преступные деяния должны совершаться с прямым умыслом это вытекает из анализа рассматриваемой нормы: воля виновного направлена на достижение конкретного преступного результата.

Таким образом, характеристика уголовно - правовых норм, содержащих в УК Германии позволяет составить определенное представление об уголовно - правовой защите свободы в выборе веры, религиозных и идеологических принципов в Германии.

Сравнивая законодательство России и Германии, мы можем отметить, что российское законодательство уголовную ответственность за воспрепятствование осуществление прав на свободу совести и религии указана только в статье 148 Уголовного кодекса РФ. Данная норма предлагается в таком виде: «Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершение религиозных обрядов – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев»47. Следует отметить основное отличие уголовно - правовых норм Германии и Российской Федерации, заключающееся в том, что если статья 148 Уголовного кодекса РФ несет в себе задачу по защите права на свободу совести и вероисповедания конкретного человека, то нормы Особенной части УК Германии, рассмотренные выше, призваны охранять общественное спокойствие в целом, которые обязывают уважать религиозные и мировоззренческие чувства другого человека. Хотелось бы кратко рассмотреть статью 148 уголовного кодекса РФ и сравнить ее части с отдельными моментами §167 УК, устанавливающего уголовную ответственность за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов и культов, учитывая при этом главные различия в правовом закреплении норм данной группы в законодательстве Германии и России.

Следует отметить, что отдельная похожесть норм, рассматриваемых нами, заключается в признаках объективной стороны, выступающей против осуществления деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов. При этом воспрепятствование - это незаконный запрет на деятельность религиозных объединений или на совершение религиозных обрядов. Осуществление этого воспрепятствования может быть реализовано разными способами, например, с помощью применения физического насилия или угроз его применения, незаконного закрытия, путем обмана. Данные действия не могут влиять на квалификацию действий виновного по статье 148 Уголовного кодекса РФ. Тогда как § 167 Уголовного кодекса Германии определяет воспрепятствование как нарушение богослужения и иных, указанных в норме, действий. При этом под нарушением понимаются любые действия или бездействие, которые направлены на то, чтобы обычное течение богослужения или религиозного действия было затруднено или вообще воспрепятствовало его проведению. Согласно статье 148 Уголовного кодекса РФ способы и средства для совершения таких действий могут быть любыми. Основным различаем объективных признаков статьи 148 УК РФ и § 167 УК Германии является то, что, германское законодательство подразумевает совершение вышеуказанных деяний в грубой форме, т.е. характеризуются совершением с особой тяжестью. Однако такое признак, как совершение действий, выражающихся в грубом неуважении к происходящему религиозному действию, т.е. оскорбительное бесчинство, который является главным элементом для абз. 2 § 167 УК Германии в статье 148 Уголовного кодекса РФ отсутствует.

В Уголовном кодексе Испании48 существуют такие статьи как:

«Статья 522 подразумевает наказание, заключающееся в выплате штрафа в размере от 4 до 10 месячных заработных плат за совершение насилия, запугивания, в том числе с применением силы и любым другим противозаконным принуждением воспрепятствовать члену или членам какой-нибудь религиозной общины воплощать религиозные обряды в своей общине или присутствовать на этих обрядах. Тоже самое наказание полагается тому, кто такими же способами принуждает другого человека или круг лиц или выполнять какие-нибудь религиозные действия или обряды или присутствовать на них, а также совершать действия, которые указывают на вероисповедание, либо принуждают к переходу в иную религию»49.

«Статья 523 определяет наказание в виде тюремного заключения на срок от шести месяцев до шести лет за совершение преступления против религиозной общины, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции и внутренних дел, заключающееся в учинении препятствий или прерывании какого-либо торжественного акта или церемонии, которое проводилось в предназначенном для осуществления религиозных культов месте, применяя насилие, угрозы, организацию беспорядков. В случае если указанное деяние происходит в любом другом месте, то преступнику грозит штраф в размере от четырех до десяти месячных заработных плат»50.

«Статьей 524 предусмотрено наказание, заключающееся в тюремном заключении на срок от шести месяцев до одного года или в выплате штрафа в размере от четырех до десяти месячных заработных плат для того, кто совершит действия, которые оскорбят религиозные чувства, которые охраняются законом. При чем, действия совершаются в церкви, месте, которое предназначено для осуществлениярелигиозного культа, или во время проведения религиозной церемонии»51.

В случае если совершается преступное деяние, указанное в статья 525, а именно, происходит оскорбление чувств членов религиозной общины в публично, письменной или словесной форме, а также если прослеживается издевательство над обрядами, обычаями, что повлечет оскорбление лиц, то такое преступление наказывается штрафом на сумму от восьми до двенадцати месячных заработных плат. Если происходит устное или письменное издевательство над людьми, которые вообще никакую веру не исповедуют, то наказание будет назначено то же самое.

Современному Уголовному кодексу Франции свойственны отдельные части кодификации посягательств в области религиозно- духовной жизни общества. Например, глава V «О посягательствах на достоинство человека»52 книги второй УК Франции содержит такие самостоятельные видовые образования, как отдел I «О дискриминации»53, в том числе в силу принадлежности к религии, и отдел IV «О посягательства на уважение к умершим»54.

«- дискредитация религиозного учения (§ 188);

совершение действий, препятствующих отправлению религиозных обрядов (§ 189 УК Австрии);

издевательство над могилой (§ 190 УК Австрии);

действия, препятствующие совершению погребального обряда (§191 УК Австрии)»56.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (14.08.2017)
Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%