Исследование информационного обеспечения как объекта административно-правового регулирования в сфере миграции требует более четкого определения понятийного аппарата конструкции «информационное обеспечение», которое в виду своей многоаспектности имеет различные толкования.
Однако прежде чем начать исследование категории «информационное обеспечение», обратимся к этимологии таких терминов, как «понятие» и «сущность», поскольку единство мнений по этому вопросу обеспечивает точность, ясность и понимание научной мысли.
Термин «понятие» в словаре СИ. Ожегова представлен в виде нескольких вариантов толкований: «1. Логически оформленная общая мысль
предмете, идея чего-нибудь. 2. Представление, сведения о чем-нибудь. 3. Способ, уровень понимания чего-нибудь»[1]. В свою очередь, толковый словарь Д.Н. Ушакова предлагает несколько определений этого термина: «1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков. 2. Представление о чем-нибудь, осведомленность в чем-нибудь. 3. То или иное представление о чем-нибудь, способ понимания чего-нибудь и др.»[2].
Под термином «сущность» в философском энциклопедическом словаре понимается совокупность базовых свойств предмета или процесса, сфокусированных в пределах единого системного качества, которое не самоочевидно, не доступно для непосредственного восприятия, но обнаруживает себя во всех аспектах существования данной реалии[3] [4] [5] [6].
Словарь СИ. Ожегова, в свою очередь, определяет «сущность» как «внутреннюю основу, содержание, смысл, суть чего-нибудь» . Д.Н. Ушаков под термином «сущность» понимает «внутреннее содержание, свойства чего- нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях» .
Некоторые авторы определяют «сущность» как внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Постижение сущности предмета и содержание
4
понятия о нем составляют задачи науки .
Исследование информационного обеспечения не представляется возможным без изучения термина «обеспечение», под которым Д.Н. Ушков понимает то, «чем обеспечивают кого - что-нибудь»[7].
Большая Советская энциклопедия определяет информационное обеспечение как функционирование информационных подразделений по оказанию информационных услуг специалистам[8].
Профессионалы в области машинных вычислительных и
информационно-вычислительных систем часто соотносят понятие
«информационное обеспечение» с понятием «служебная информация»: системы словарей, классификаторов и шифраторов.
В теории управления под информационным обеспечением управления понимают «организуемую в рамках управления деятельность, направленную на проектирование, функционирование и совершенствование информационных систем, обеспечивающих эффективное выполнение задач управления»[9].
Таким образом, понятие «информационное обеспечение» достаточно широко используется в исследовании научных проблем, и до сих пор является дискуссионным, неустоявшимся и неодинаково трактуется в различных отраслях знаний. Поэтому применительно к сфере миграции, в том числе в паспортно-визовой деятельности, представляются необходимыми раскрытие содержания и определение рассматриваемого понятия.
Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года № 808[10] разъясняет, что средства обеспечения автоматизированных систем правовой информации включают в себя информационное, технологическое, лингвистическое, техническое и программное обеспечение. При этом под информационным обеспечением понимается функциональная структура системы в виде совокупности банков данных правовой информации, а также способов их формирования и актуализации.
Под информационным обеспечением оперативно-розыскной деятельности В.Ю. Голубовский понимает деятельность подразделений и служб органов внутренних дел (оперативных и неоперативных), направленную на получение от гласных и негласных источников оперативно значимых сведений, их обработку, передачу и использование в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений[11].
В свою очередь, М.А. Касьянов определяет информационное обеспечение предварительного следствия как «деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей субъектов предварительного расследования, а также создание оптимальных условий для эффективного использования информации в целях раскрытия и
о 1
расследования преступлении» .
По мнению Р.А. Усманова, под информационным обеспечением расследования преступлении следует понимать процесс отыскания, оценки и использования содержащеися в банках данных криминалистическои информации, которая носит ориентирующии характер и может
способствовать получению доказательств[12] [13] [14].
Следует заметить, что существуют и другие взгляды как на само понятие информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел, так и относительно самостоятельности данного научного направления, при этом они не совсем точно отражают его сущность и содержание.
Так, Г.М. Воскресенский под информационным обеспечением в органах внутренних дел он понимает «деятельность, направленную на
проектирование, функционирование и совершенствование информационных систем, обеспечивающих эффективное выполнение задач управления» .
Аналогичной точки зрения придерживаются В.И. Басков и Е.А. Доля[15]. Представляется, что такая позиция авторов не совсем верна, так как происходит подмена понятия «информационное обеспечение» понятием «информационная система», которая, как известно, является только средством переработки информации[16]. Информационная система призвана организационно упорядочить совокупность документов (массив документов) и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы[17]. Например, применительно к деятельности подразделений по вопросам миграции это будут регистрационные учеты граждан в Российской Федерации, миграционные учеты, а также различные информационные системы.
Безусловно, учеты и информационные системы занимают большое место в сфере миграции, но они все-таки не могут заменить деятельность практического работника по определению характера и объема данных, необходимых для решения постоянно возникающих задач подразделений по вопросам миграции: кто (какая конкретно организационная структура) может располагать нужными сведениями, избрать наиболее целесообразную форму и пути получения данных, установить промежуток времени, по истечении которого требуется обновление имеющейся информации и т. д.
По мнению Г.М Воскресенского, информационное обеспечение следует считать функцией управления. Комментируя его таким образом, он пишет: «С усложнением управления, а следовательно, и возрастанием объемов информационной работы началось постепенное выделение процессов сбора и обработки информации в самостоятельный вид деятельности. Развитие технических средств, совершенствование технологии обработки информации, возникновение новых форм организационной работы еще более углубили процесс ее выделения в самостоятельный вид управленческой деятельности»[18].
Говоря об информационном обеспечении управления органами внутренних дел, Г.П. Герт дает свое определение, понимая его как «деятельность субъектов управления, направленную на предоставление службам и подразделениям органов внутренних дел сведений, необходимых им для осуществления возложенных на них задач и функций, и удовлетворяющая определенным требованиям»[19].
На указанную проблему пристальное внимание обращали
представители правовой науки. Так, в частности, А.Э. Жалинский и М.В. Костицкий, которые одними из первых рассмотрели исследуемое понятие в правовой сфере, применительно к профилактике преступлений дают следующее его определение: «Информационное обеспечение профилактики преступлений - это опирающаяся на правовые,
организационные, технические и методические предпосылки целенаправленная деятельность по сбору, переработке, хранению и созданию условий для использования информации, необходимой для эффективного функционирования профилактической системы»[20].
Босхолов С.С. под информационным обеспечением понимает «целенаправленную деятельность по собиранию, анализу, систематизации, хранению криминологической, уголовно-правовой и иной информации и созданию условий для ее оптимального использования при принятии политических директив в работе законодательства и в правоприменительной деятельности уголовной юстиции в сфере воздействия на преступность и контроля над нею»[21].
Представляют интерес теоретические воззрения на природу информационного обеспечения Д.И. Беднякова, Г.А. Лашина,
Ю.И. Мигачева, А.С. Овчинского, Л. Л. Попова, Г.К Синилова,
СВ. Тихомирова и иных авторов[22]. Практические аспекты информационного обеспечения деятельности оперативных работников исследуются в работах И.И. Басецкого, С.А. Галеева, Н.А. Легенченко, С.С. Овчинского, О.А. Степанова и других1. Под процессом информационного обеспечения вышеуказанные авторы в обобщенном виде понимают основанный на законных и подзаконных ведомственных нормативных актах комплекс мер по поиску, сбору, систематизации, хранению и использованию информации. При этом они солидарны во мнении о том, что научные изыскания в сфере информационного обеспечения представляют собой важнейшее направление деятельности.
Статья 20 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»2 включает в информационное обеспечение не только информационные системы, но и системы связи, передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
Представляется, что такое толкование данного термина не вполне отражает его суть, фактически подменяя его функциональный характер результатами и средствами осуществления этой деятельности.
Несмотря на большую распространенность, четкого определения понятия «информационное обеспечение» законодатель не дает ни в ныне действующем законе «Об информации.. .»3, ни в ранее действовавшем4.
М., 1970; Попов Л. Л. Информационное право: учебник / Л. Л. Попов, Ю.И. Мигачев, СВ. Тихомиров. - М.: Инфра - М, 2010.
1 См. Басецкий И.И. Организованная преступность: монография, Н.А. Легенченко: Академия МВД Республики Беларусь, 2-е изд., испр. и доп. - Минск, 2002; Галеев С.А. Административно-правовые отношения в обеспечении права граждан на информацию: Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.14 / ЮИ МВД России Галеева С.А. - М., 2001; Степанов О.А. Теоретико - правовые основы функционирования и развития информационных электронных систем: Дис... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Академия управления МВД России Степанова О.А. - М. 2005; Овчинский С.С. Оперативнорозыскная информация: теоретические основы информационно - прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности по борьбе с организованной преступностью / под ред. Овчинского С.С. - М.: Инфра-М, 2002.
2 СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3448.
4 Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №8. Ст.609. (Утратил силу)
При этом одним из полномочий МВД России, согласно п. 93 ст. 11 Положения о МВД России, является осуществление информационноправового обеспечения деятельности органов внутренних дел, в том числе, ведение баз данных правовой информации в сфере внутренних дел, а в соответствии с п. 14 ст. 12 указанного Положения, МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право «создавать информационные системы, системы связи и передачи данных, а также использовать в своей деятельности достижения в области науки и техники, современные технологии и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру».[23]
В составе МВД России создано и успешно действует Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России), которое, являясь самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции[24].
Правовую основу деятельности МВД России в сфере миграции составляют: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры; федеральные конституционные законы и федеральные законы; нормативные правовые акты органов государственной власти федерального уровня; законы и нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В основном законе РФ закреплен правовой статус иностранцев в РФ, так, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ декларирует, что иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.
К международным правовым документам, регламентирующим миграционные отношения, можно отнести: Всеобщую декларацию прав человека (10.12.1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (16.12.1966), Декларацию ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (13.12.1985), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (01.08.1975).
Международные соглашения имеют ориентирующее значение для российского законодательства в сфере миграции. Естественно, большую часть правовых источников в сфере миграции составляют законы РФ. Так, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве РФ», Федеральные законы от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», от 18 июня 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», УК РФ, КоАП РФ и др.
Среди подзаконных нормативных правовых актов, касающихся миграционных отношений, можно отметить Указ Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом»[25] и иные.
Нормативными правовыми актами Правительства РФ регламентируются многие вопросы в сфере миграции, в том числе и в области информационного обеспечения. Например, постановления Правительства РФ «О миграционной карте»[26], «О государственной информационной системе миграционного учета»[27] [28] и др.
Следующую группу правовых источников составляют нормативные правовые акты различных федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можно назвать межведомственные приказы «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» , «О Типовом соглашении об информационном обмене сведениями в государственной информационной системе миграционного учета»[29], «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации»[30] или приказ МВД России «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»[31].
Миграционные отношения могут регулироваться нормативными правовыми актами субъектов РФ, например, постановление главы
Краснодарского края от 2 июня 1997 года «Об устройстве вынужденных переселенцев на территории Краснодарского края» и др.
Проведенный анализ нормативных правовых актов, а также научных, специальных и иных литературных источников убеждает, что отсутствие четкого понимания сущности информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции приводит к следующим негативным последствиям:
появлению формального подхода к регистрации лиц, событий и объектов, представляющих, в конечном счете, интерес для правоохранительных органов, что, в свою очередь, вызывает необоснованные потери значимой информации;
нерациональному использованию информации, поступающей в органы внутренних дел в бумажном виде: журналах, личных записях, справках, архивах и др., в электронном виде: автоматизированных информационных системах, банках (базах) данных и т. д. или просто остающейся в памяти сотрудников;
упущениям в информационно-аналитическом обеспечении;
информационной разобщенности подразделений по вопросам миграции МВД России;
отсутствию четких знаний о закономерностях протекания явлений, в отношении которых собирается информация, и, как результат, несоответствию собираемой информации поставленным целям;
несовершенству программ поиска, получения, систематизации, хранения и использования информации.
Представляется, что преодоление подобных негативных явлений будет способствовать раскрытию сущности и содержания непосредственно понятия информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции.
Анализируя изложенное выше, отметим, что в науке административного права в настоящее время понятие и юридическая сущность информационного обеспечения недостаточно разработаны.
Свидетельством тому является отсутствие в научном обиходе понятий «информационное обеспечение» и «информационное обеспечение паспортновизовой деятельности МВД России», исследуемых в данной работе.
Многоаспектность и различные толкования понятия «информационное обеспечение» побудили автора диссертации к проведению собственного исследования данного понятия. Методом для исследования послужил контент-анализ документов. Контент-анализ (от англ. contents - содержание) - специальный метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте[32].
Текстовое содержание документов анализировалось посредством программного обеспечения QDA MINER LITE. Эта компьютерная программа предназначена для проведения качественных исследований, с ее помощью можно кодировать, комментировать и анализировать большие и маленькие объемы документов и визуальной информации. Программа также используется при анализе интервью, официальных документов, периодических изданий, книг, а также картин, фотографий и других визуальных источников.
В данной работе контент-анализу было подвергнуто 224 нормативных правовых акта, 93 из которых утверждены Президентом РФ, 131 - подписан на уровне Правительства РФ[33].
Интересными оказались результаты проведенного анализа содержания законодательных документальных источников. Оказалось, что понятие «информационное обеспечение» имеет неоднозначное толкование, в нормативных правовых актах используется в различных контекстах, а его непосредственное содержание варьируется от документа к документу.
Так, в результате контент-анализа нормативных правовых документов посредством компьютерной программы QDA MINER LITE выявлено 4 различных контекста использования данного понятия:
информационно-правовое обеспечение;
информационные массивы, база данных, банки данных;
обеспечение информацией, использование СМИ, информационная доступность (открытость);
использование информационных технологий и программного обеспечения.
В таблице 3 приложения № 2 наглядно представлены результаты контекстного употребления понятия «информационное обеспечение»[34].
Следует отметить и тот факт, что все контексты в основном делятся на две большие группы: программное обеспечение и собственно
информационное обеспечение (информационные массивы). Иными словами, обеспечение информацией и улучшение доступа к ней (69,6 %), с одной стороны, и использование компьютерной техники (программ) (30,4 %) - с другой.
На рисунке 1 приложения № 2 изображено соотношение количества упоминаний понятия «информационное обеспечение» в зависимости от того или иного контекста в процентном соотношении[35].
Отсутствие единого толкования рассматриваемого термина
обосновывает существующую необходимость сформулировать строгое определение понятия «информационное обеспечение» и утвердить его на уровне федерального законодательства, что подтверждает актуальность данного исследования. В пользу этого утверждения свидетельствуют результаты количественного анализа нормативных правовых актов за исследуемый период.
В результате исследования законодательных источников методом контент-анализа выявлена положительная количественная динамика нормативных правовых актов в сфере информационного обеспечения (по количеству НПА за исследуемый период). Данный факт подтверждается на двух уровнях изучения количественной характеристики законодательных документов в их численности по годам. Аналогичные сведения обнаруживаются и в группе изучения количества законодательных актов, утвержденных Президентом РФ, и в группе изучения количества постановлений и распоряжений, подписанных на уровне Правительства РФ.
На рисунке 2 приложения №2 наглядно представлена положительная количественная динамика законодательных и подзаконных актов в сфере информационного обеспечения[36].
Визуализация данных для расчета прогноза в отношении исследуемых категорий представлена методом аппроксимации. Аппроксимация (от лат. approximare - приближаться) - это метод сознательного упрощения «слишком точного» теоретического знания с целью привести его в соответствие с потребностями и возможностями практики. Так, например, использование числа п с точностью до пятого знака после запятой достаточно для решения поставленной практической задачи. Первоначально аппроксимация использовалась в математике, а затем распространилась на все науки[37].
Помимо вышеперечисленного, большое значение имеет вывод исследования о положительной динамике и росте количества нормативных правовых актов, употребляющих понятие «информационное обеспечение», подтвержденный методом аппроксимации.
Расчет суммарного количества нормативных правовых актов в исследуемой сфере спрогнозировал положительную динамику к росту употреблений понятия «информационное обеспечение» в законодательных и подзаконных актах.
На рисунке 3 приложения № 2 наглядно представлена суммарная динамика законодательных и подзаконных актов в сфере информационного обеспечения[38] [39].
Таким образом, проведенное авторское исследование содержания нормативных правовых актов, устанавливающих правовое регулирование в сфере информационного обеспечения, методом контент-анализа посредством программного обеспечения QDA MINER LITE наглядно убеждает в том, что количество употреблений понятия «информационное обеспечение» различного толкования увеличивается из года в год и будет продолжать расти в ближайшей перспективе.
В подтверждение и дополнение утверждения о различном толковании понятия «информационное обеспечение» целесообразно привести результаты социологического опроса, который проводился в форме анкетирования . В ходе социологического исследования было опрошено 213 респондентов из числа сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере миграции. Результаты указанного социологического опроса, в свою очередь, подтвердили неоднозначное толкование понятия «информационное обеспечение». Мнения респондентов по данному вопросу разделились: часть респондентов (68,6 %) под информационным обеспечением подразумевает информационные ресурсы и информационные массивы, а другая часть (31,4 %) имеет в виду использование информационных технологий, в том числе компьютерной техники (программ).
На рисунке 1 приложения № 5 представлено графическое изображение результатов социологического исследования по данному вопросу[40].
Несмотря на самый общий характер указанных дефиниций, следует учесть, что все они отражают два основных подхода к определению информационного обеспечения: во-первых, как функции специальных подразделений по предоставлению информации и, во-вторых, как структуры технических средств информационных потоков, способов их формирования и использования. Все известные определения указанного понятия являются следствием либо одного, либо другого подхода. В настоящей работе акцент сделан на комбинацию этих двух подходов, что представляется наиболее верным.
Во всех вышеприведенных определениях информационного
обеспечения разными авторами толкуется, по сути, одно и то же явление. Так, например, ГШ. Ищенко выделил в своей работе основные черты этого явления, с которыми нельзя не согласиться[41].
Во-первых, информационное обеспечение не оканчивается
определением объемов, размещения и форм организации информации, а является деятельностью, причем осуществляемой постоянно в качестве функции подсистемы, обслуживающей основной процесс - раскрытие и расследование преступлений.
Во-вторых, данная деятельность непременно должна быть специально организована уже в силу своей сложности и необходимости использования серьезных технических, программных, а главное - человеческих ресурсов. Без специальной организации невозможно проводить единую политику в области технического и программного обеспечения. Отсутствие такой политики при осуществлении активной информатизации приведет к нестыкуемости локальных информационных систем, сложностям в обмене информацией и неоправданным материальным затратам.
В-третьих, информационное обеспечение должно осуществляться целенаправленно, постоянно учитывая потребности использующего его субъекта.
В-четвертых, содержанием указанной деятельности является создание, функционирование и совершенствование информационных систем, представляющих собой программно-аппаратные комплексы средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение, накопление значимой информации, ее поиск, передачу по запросу потребителю.
Информационное обеспечение должно осуществляться на основе компьютерных средств ввода, обработки и хранения информации, организованных в соответствии с возложенными задачами: баз данных (БД), автоматизированных банков данных (АБД), систем управления базами данных (СУБД) и др., с обязательным условием доступа к накопленной в них информации.
В-пятых, приведенный перечень информационных процессов, осуществляемых в ходе информационного обеспечения, не является исчерпывающим, огромное значение имеет анализ собранной информации.
В-шестых, важным компонентом информационного обеспечения в современных условиях, помимо собственно информационных систем, должен стать доступ к использованию информационных ресурсов, собранных и организованных государственными органами, ведомствами, а также предприятиями и организациями в процессе осуществления своей повседневной деятельности, не связанной с расследованием преступлений, которые, в силу различных обстоятельств, приобрели криминалистическую значимость.
В-седьмых, нельзя не согласиться с мнением-Н. С. Полевого о том, что «любая информационная система правового характера создается как средство, призванное оптимизировать и повысить эффективность того или иного вида юридической деятельности». [42]
В-восьмых, следует говорить об информатизации миграционных процессов в широком смысле.
Анализ системы информации, используемой в паспортно-визовой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, показал, что ее можно условно разделить на два основных блока: 1) сведения, получаемые МВД России от органов государственного управления (в том числе и правоохранительных органов) и 2) иные сведения, способствующие получению информации первого вида и обеспечивающие решение задач территориальных органов и подразделений МВД России по вопросам миграции по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций.
Первостепенную роль в деятельности территориальных органов и подразделений МВД России играют информационные массивы, касающиеся сведений о гражданах РФ, об иностранных гражданах и лицах без гражданства и др. Также информация, используемая в паспортно-визовой деятельности МВД России, формируется адресно-справочными бюро и напрямую касается персональных данных граждан1.
В своей непосредственной деятельности МВД России в сфере миграции осуществляет сбор, обработку, накопление, хранение и предоставление информации потребителю на базе современных информационных технологий; ведение нормативно-справочной информации МВД России; обеспечение информационного обмена между службами и подразделениями; организацию и проведение государственной дактилоскопической регистрации граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Приведенные в исследовании факты обосновывают необходимость и целесообразность в формулировании понятия «информационное [43] обеспечение паспортно-визовой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации», под которым понимается деятельность уполномоченных служб и подразделений, по поиску, сбору, обработке, накоплению, хранению и предоставлению информации, отвечающая определенным требованиям, необходимая и достаточную для решения задач паспортно-визовой деятельности МВД России в сфере миграции. Сформулированное определение информационного обеспечения паспортновизовой деятельности МВД России могло бы дополнить Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Поскольку категориальный аппарат нормативной правовой базы содержит большое количество понятий, касающихся информационного обеспечения, представляется целесообразным:
- внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», включив в перечень статей главы I «Общие положения» статью 1.1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» и пункт 1, формулирующий понятие: «информационное обеспечение паспортно-визовой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации - это деятельность уполномоченных служб и подразделений по поиску, сбору, обработке, накоплению, хранению и предоставлению информации, отвечающая определенным требованиям, необходимая и достаточная для решения задач паспортно-визовой деятельности МВД России».
Административно-правовое регулирование информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности представляет собой совокупность административно-правовых и процессуальных норм, которые
СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
регулируют общественные отношения в ходе реализации органами государственной власти управленческих функций в сфере миграции.
Информационное обеспечение обладает всеми необходимыми чертами самостоятельной функции: оно не может быть реализовано в полном объеме по ходу выполнения других функций, это самостоятельная масштабная деятельность, которая требует своего правого регулирования и нормативного правового оформления.
Сущность информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере заключается в том, что в современных условиях должен стать возможным доступ к использованию помимо собственных интегрированных информационных систем, к информационным ресурсам, собранным и организованным другими государственными органами, ведомствами, а также предприятиями и организациями, поскольку количество таких ресурсов постоянно возрастает.
[1] Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. С. 455.
[2] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта - Принт», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008. - VIII. С. 744.
[3] Бачинин В.А. Философия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. С.228.
[4] Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. С. 638.
[5] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта - Принт», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008. - VIII. С. 1025.
[6] Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семичин, уч. секр. АЛ. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. T.3. С.682.
[7] Там же, С 558.
[8] Большая Советская энциклопедия.3-е изд. М., 1972 , Т.10. С.352.
[9] Воскресенский Г.М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985. С.21
[10] О президентских программах по правовой информатизации: Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года № 808 // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст.3289.
[11] Голубовский В.Ю. Теория и практика информационного обеспечения оперативнорозыскной деятельности подразделений криминальной милиции. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб. 2001. С. 18-19.
[12] Касьянов М.А. Информационное обеспечение органов внутренних дел и некоторые направления его совершенствования на базе новых информационных технологий// Современные проблемы применения новых технологий в раскрытии и расследовании преступлений. Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. - Калининград, 2006. С.97.
[13] Усманов Р.А. Теория и практика использования криминалистической информации в процессе раскрытия и расследования преступлений: монография. - Челябинск, 2006. С. 118.
[14] Воскресенский Г.М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1985. С.21-22.
[15] Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пособие. М.: БЕК, 1997. С. 83-86; Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. -М.: Спарк, 1996. С.23.
[16] Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М.: Юрист, 2013. С 136.
[17] Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Юринформцентр, 1997.С.186.
[18] Воскресенский Г.М. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Академия МВД СССР, 1985. С.78.
[19] Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М. В. Костенникова, А. В. Куракина. - М.: Юрайт, 2014. С. 124.
[20] Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов. 1980. С. 145.
[21] Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой аспекты. - М., 1999. С. 174.
[22] См. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. - М.: Юрид. лит. 1991.; Овчинский А.С. Правоохранительные инфотехнологии: научный доклад / А.С Овчинский. - М.: Норма, 2009; Синилов Г.К., Лашин Г.А. и др. Оперативнопоисковая информационная поисковая система с применением машин: учебное пособие. -
[23] Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (Часть V). С.7614.
[24] Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 // http://www.consultant.ru/. Дата обращения: 24.10.2016.
[25] О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 // СЗ РФ. 2006.№ 26. Ст. 2820.
[26] О миграционной карте: постановление Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3553.
[27] О государственной информационной системе миграционного учета: постановление Правительства РФ от 14.02.2007 № 94 // СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
[28] О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации: Приказ МВД РФ №148, МИД РФ № 2562, ФСБ РФ № 98, Минэкономразвития РФ № 62, Мининформсвязи РФ № 25 от 10.03.2006 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 15. 2006.
[29] О Типовом соглашении об информационном обмене сведениями в государственной информационной системе миграционного учета: Приказ ФМС РФ № 39, МВД РФ № 179, МИД РФ № 2619, Минкомсвязи РФ № 30, ФСБ РФ № 69, ФНС РФ № ММ-7-6/100 от 02.03.2009 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 18. 2009.
[30] Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации: Приказ МВД РФ № 688, МЧС РФ № 472, Министра обороны РФ № 1214, Минфина РФ № 110н, Минюста РФ № 235, Минтранса РФ № 205, СВР РФ № 36, ФТС РФ № 1785, ФСБ РФ № 456, ФСО РФ № 468, ФСКН РФ № 402, ФМС РФ № 299 от 27.09.2010 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 2011.
[31] Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 // Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru. Дата обращения.05.06.2017.
[32] Елсуков А.Н. Манаев О.Т. // Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилов. — Мн., 2003.
[33] См. Приложение № 3.
[34] См. Приложение № 2. Таблица 3.
[35] См. Приложение № 2. Рисунок 1.
[36] См. Приложение № 2. Рисунок 2.
[37] Новая философская энциклопедия: в 4-х томах / под ред. B.C. Степина, М.: Мысль, 2001.
[38] См. Приложение № 2. Рисунок 3.
[39] См. Приложение № 5.
[40] См. Приложение № 5. Рисунок 1.
[41] Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С.23-24.
[42] Полевой Н.С. Математизация и автоматизация правовых информационных систем как тенденция их развития и одно из средств оптимизации функционирования // Правовая информатика и кибернетика. - М.: Юрид.лит., 1993. С.218-219.
[43] О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы: приказ МВД РФ № 124 от 22.03.1993 // Режим flocTyna:URL:http://www.consultant.ru. Дата обращения 05.06.2017.
|