Становление и развитие паспортно-визовой системы (далее - <<ПВС>>) в нашей стране в разное время интересовала многих ученых, которые выделяли различные исторические этапы развития, в первую очередь, паспортной системы. Так, например, Т.И. Желудкова и А.Н. Хоботов развитие паспортной системы в СССР подразделяют на 5 периодов: первый (октябрь 1917-1920 гг.); второй (1921-1931 гг.); третий (1932-1941 гг.); четвертый (1941-1953 гг.); пятый (1960-1970 гг.)1.
В свою очередь, В.В. Сапелкина со времени, когда непосредственно зародилась и начала действовать система учета населения, и до нашего
9
о 2
этапов развития паспортно-визовой системы .
Однако исследования, непосредственно посвященные становлению и развитию (периодизации) собственно информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности до настоящего времени еще не проводились. Поэтому данный аспект предлагаемой работы, являясь одной из первых попыток предложить уточненную периодизацию исторического развития именно информационного обеспечения в паспортно-визовой сфере, не может не иметь определенного научного значения.
На основании изучения отечественного законодательства в этой области и иных нормативных правовых актов, специальной научной литературы, архивных материалов и практики деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции (милиции), и подразделений по вопросам миграции осуществлена попытка определить основные этапы
1 Желудкова Т.И., Хоботов А.Н. Из истории становления и развития паспортной системы в СССР (октябрь 1917-1974 гг.). - М., 1990. С.4.
Сапелкина В.В.Обеспечение прав и свобод граждан в деятельности паспортно - визовой службы органов внутренних дел: Автореф. дисс. на соиск. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.9.
развития информационного обеспечения их деятельности в паспортновизовой сфере.
Зачатки миграционной системы в России можно наблюдать еще в начале XIII века в виде «проезжих грамот», именно тогда происходило первоначальное формирование законодательной базы института учета населения и его информационного обеспечения.
Первые элементы документирования и учета населения на Руси отражены уже в Лаврентьевской летописи 945 года. В то время учет населения велся в фискальных целях, для податного обложения, а в период монголо-татарского ига - для определения размеров дани[1].
В XIV веке русские князья всем иностранцам, въезжающим в Россию, и русским подданным, отправляющимся за ее пределы, выдавали так называемые проезжие грамоты и отпускные жалованные грамоты, которые являлись своеобразным удостоверением их личности.
Наряду с отпускными грамотами, которые по-прежнему остаются основными документами, удостоверяющими личность человека, продолжает существовать множество иных документов, таких, например, как переписные книги, купчие, духовные грамоты и т. п. Интересно, что именно из них, правда, в далеком будущем, будут формироваться информационные системы миграционного и регистрационного учета.
Дальнейшее развитие системы учета населения получило законодательное закрепление в Соборном Уложении 1649 года, которое требовало наличие удостоверения личности в главе VI «О проезжих грамотах в иные государства» и главе XVIII «О проезжих грамотах для служилых людей Сибири и нижней Волги и проезжих грамотах для иностранцев» .
Важнейшее значение в становлении и развитии учета населения получил законодательный акт «Плакат», утвержденный Петром I в 1724 году, с которым связано установление паспортной системы для податного сельского населения[2], а также Устав о паспортах и беглых, изданный в 30-х гг. XIX в., которым введен строгий паспортный режим[3] [4].
В анализируемом периоде становления и развития учета населения, удостоверяющие личность документы представляли собой рукописную бумажную форму, на которой фиксировалась информация о гражданах. В случае необходимости внесения изменений в данный документ они осуществлялись вручную, без использования каких-либо приспособлений и специальной техники. Представляется, что именно этот временной отрезок можно считать этапом, в котором формируются и даже закрепляются зачатки информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности.
Таким образом, 945-1803 годы можно определить в качестве первого этапа развития учетно-регистрационных информационных отношений и условно именовать его как «рукописный».
Второй этап берет свое начало с 1803 года, когда для купцов, мещан и крестьян вместо рукописных были введены «печатные» паспорта. Впоследствии развитие информационного обеспечения в рассматриваемой сфере знаменуется не только ведением печатных паспортов, но и реформой паспортной системы в связи с отменой крепостного права.
Впоследствии основным нормативным правовым документом, регламентирующим процедуру документирования населения России, стало «Положение о видах на жительство»[5].
Можно отметить, что учет населения на данном историческом этапе претерпел значительные изменения, а вот печатные паспорта (рис. 1) без каких-либо существенных изменений существовали вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года.
Рис. 1. Паспорт образца 1915 года
Следует еще раз подчеркнуть, что в данном периоде становления и развития учета населения документ, удостоверяющий личность, представляет собой уже не рукописную бумажную форму, а печатный документ единого образца, на бланк которого специальной техникой наносились многочисленные учетные сведения. В данный документ внести какие-либо изменения, тем более вручную, было весьма затруднительно. Это повышало качество данного документа и защищало его от подделок.
Таким образом, анализируемый отрезок времени охватывает 1803-1917 годы и является вторым этапом информационного обеспечения паспортновизовой деятельности, который условно можно обозначить как «печатный».
Следующий, третий, этап охватывает период с 1917 по 1932 годы. Развитие общественных отношений в сфере миграции потребовало повысить требования к учету и документированию населения. В 1917 году 11 ноября был утвержден декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»1, что обусловило необходимость внесения
СУ РСФСР. 1917. № 3. С.31.
соответствующих изменений (дополнений) в учетные сведения о населении страны: появился новый пункт - графа «гражданство». В 1920 году на органы внутренних дел была возложена реализация нормативных актов, регулирующих пребывание ИГ и ЛБГ на территории нашего государства[6].
Учет населения становится более детальным, увеличивается количество фиксированных сведений. С 1 января 1924 года вводились удостоверения личности сроком на три года, содержащие следующие сведения: установочные данные владельца; постоянное место жительства; профессия; воинская обязанность; семейное положение; перечень несовершеннолетних детей. В документ по желанию получателя могла быть вклеена фотография.
Еще одним аспектом совершенствования учета и документирования населения стали постановление СНК РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях», принятое 26 апреля 1925 года, и Инструкция НКВД РСФСР по применению указанного постановления правительства. Начиная с 1925 года институт прописки на долгие годы стал неотъемлемой частью паспортной системы советского государства как одна из форм учета населения. Следует заметить, что организация прописки не только значительно улучшила информационное обеспечение деятельности в сфере миграции, но и расширила возможности адресно-справочной работы.
Резкое увеличение учетных сведений привело к росту информационных массивов в документировании населения, что требовало единого подхода в оформлении документов и, как следствие, дальнейшего развития информационного обеспечения в паспортно-визовой сфере.
Очевидно, что отмеченные изменения производились как с целью улучшения учета населения, так и для совершенствования информационного обеспечения в целом.
Следует также отметить, что паспорт претерпевает множество технических изменений: в бланк документа вносятся многочисленные
учетные сведения, благодаря которым становится легче идентифицировать гражданина и вести более качественный учет населения. Все это стало
возможным вследствие широкого внедрения технических средств и развития информационного обеспечения деятельности в паспортно-визовой сфере.
Данный временной отрезок является третьим этапом развития и совершенствования информационного обеспечения, который охватывает 1917-1932 годы. Его условно можно именовать «идентификационным».
Рис. 2. Паспорт образца 1932 года
Следующий этап берет свое начало с 1932 года - это время введения единой паспортной система, которая, как и ее информационное обеспечение
в последующие годы совершенствовались с целью укрепления государства, улучшения обслуживания населения. С октября 1937 года в паспорта стали
вклеивать фотографию. В этот период учеты населения велись исключительно в бумажном виде в форме картотек.
В 1952 году в МВД СССР был образован паспортно - регистрационный отдел, на который были возложены разнообразные функции, в том числе взаимодействие с оперативными и судебно-следственными органами, регистрация актов гражданского состояния. При этом все эти многочисленные учеты продолжали вестись в бумажном виде.
В соответствии с положением о паспортах, утвержденным Советом Министров СССР 21 октября 1953 года, был установлен паспорт единого образца (рис. 3).
Рис. 3. Паспорт образца 1957 года
Процесс информатизации в сфере управления в нашей стране начинается в 60-е годы XX века: 6 марта 1966 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления»[7], в результате чего работам по созданию и внедрению автоматизированных систем управления был придан статус приоритетных. За период с 1971 по 1975 годы были внедрены 2 364 автоматизированные системы управления разных классов[8].
Положение «О паспортной системе в СССР» установило обязательное требование о получении паспорта всеми достигшими шестнадцати лет гражданами СССР. В целях обеспечения информационной безопасности и учета внешних возрастных изменений черт лица владельца паспорта в него последовательно вклеивались три возрастных фотографии.
В 70-е годы прошлого столетия значительно увеличилось количество выездов советских граждан за пределы государства, а также число иностранных граждан, побывавших в СССР. Существовавшие тогда информационное обеспечение деятельности аппаратов виз и регистрации
(ВИР) органов внутренних дел в целом и статистическая отчетность в
частности, не позволяли в полной мере анализировать деятельность аппаратов ВИР, принимать необходимые управленческие решения, обеспечивать соответствующими данными заинтересованные ведомства и организации, поэтому возникла объективная необходимость модернизировать статистическую отчетность, не только учитывающую основные изменения, произошедшие в деятельности служб ВИР, но и устраняющую проблемы и неточности. Такая работа была проведена, и с 1 января 1979 года новые формы статистической отчетности введены в действие. Поскольку всю информацию предполагалось обрабатывать на электронно-вычислительных машинах ГНИЦУИ МВД СССР, во все формы отчетности были введены дополнительные реквизиты: цифровой заголовок, шифры стран государства (подданства) иностранных граждан, контрольная сумма по графам и т. д.
Предпринятая попытка решения задачи автоматизированной обработки новых форм статистической отчетности позволила создать унифицированную информационную систему документации «Статистика - ОВИР». Эта система предоставляла необходимую информацию для принятия управленческих решений, обеспечивала использование электронно-вычислительной техники, а также средств по сбору, обработке, хранению и выдачи информации. Ее основу составляло единообразное построение форм документов, единство применяемой терминологии и условных обозначений, стандартизация требований, предъявляемых к унифицированным документам.
Еще одним направлением совершенствования информационного обеспечения деятельности служб ВИР в те годы была задача замены выездных - въездных дел другим источником информации.
В качестве одного из вариантов такого носителя информации была разработана разновидность перфокарты с краевой перфорацией. Разработанные перфокарты прошли апробацию в ряде МВД, УВД и показали хороший результат. Так, только в аппаратах ВИР Украинской ССР при применении перфокарт ежегодно экономилось более 10 тыс. человеко-часов рабочего времени.
Однако в дальнейшем пришлось отказаться от карт с перфорированным краем по причине несовершенства селектора, отсутствия ножниц перфоратора, примитивности механического кодирования (вырезания ячеек) и процесса поиска информации (продевание) спиц через определенные отверстия всех карт.
Было признано целесообразным введение в действие карты без краевой перфорации, так называемые заявления-анкеты. Они представляли собой прямоугольные карточки размером 297x207 мм сложенные пополам. На карточке предусмотрены графы для их заполнения соответствующими сведениями. В перспективе предполагалось создать единую автоматизированную систему (условный шифр «Аргус»). Применение ЭВМ при оформлении документов, связанных с въездом в СССР иностранных граждан, а также зарубежными поездками советских граждан, безусловно, способствовало дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения деятельности в паспортно-визовой сфере.
Верховным Советом РСФСР 22 декабря 1991 года утверждена Декларация прав и свобод человека и гражданина, в статье 12 которой, закреплены права граждан на свободное передвижение и выбор места жительства1, что отразилось в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Отмена института прописки как элемента ограничения прав граждан стала важным событием в анализируемом периоде.
В Конституции РФ указано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать
Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»1.
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1993 года «О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов»2 определило порядок ведения автоматизированного учета паспортно-визовых документов на весь период их действия.
В 1993-1995 гг. разработано и произведено опытное внедрение автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых заграничных паспортов и виз в соответствии со стандартами, принятыми в международной практике, и на основе рекомендаций соответствующих международных организаций.
На данном этапе учет загранпаспортов ведется теми ведомствами, которые их оформляют, причем по специальным карточкам учета. Что касается информации о гражданах нашей страны, то она обрабатывается вручную, без применения специальной техники. Учет заграничных паспортов ведется теми министерствами и ведомствами, которые их выдавали, также по специальным карточкам учета3.
/3 KiJtfyuft
&LCC ал $ 'у* +*им>
y&utccatcjtctcxxt/мйекл
3Cai>a./u-fc#tic Л'/игл
/м&еяи&с.
л. Q&far z . МлнбуН? &
Рис. 4. Паспорт образца 1994 года
1 СЗ РФ. 2014. №31. Ст.4398.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 34. Ст.3260.
3 Обидин B.C. Актуальные вопросы совершенствования информационного обеспечения деятельности службы виз и регистрации // Сборник. Проблемы информационного обеспечения органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 76-88.
В анализируемом периоде осуществлялся пошаговый переход от учетов паспортной системы в форме бумажных картотек к накоплению данных учетов в электронном виде как некоему информационному ресурсу, который должен стать основанием для формирования последующих автоматизированных банков данных.
Иначе сказать, на рассматриваемом этапе учеты велись как в бумажном, так и в электронном виде. В указанный период осуществлялся активный перевод существующих бумажных паспортно-визовых учетов в электронный вид и переход к компьютерной обработке информации в рамках целевой программы по разработке и внедрению информационных технологий для автоматизации процессов обработки паспортно-визовых документов и с целью обмена информацией между заинтересованными органами и ведомствами по учету населения. Следует уточнить, что на данном этапе важным аспектом развития и совершенствования информационного обеспечения миграционной службы стало формирование, внедрение и использование информационных систем.
Все используемые в сфере миграции информационные системы в зависимости от технической реализации делятся на 3 вида: ручная обработка информации, механизированная, автоматизированная. В анализируемом периоде действовали первые два вида информационных систем: с ручной и механизированной обработкой информации. К ним относятся, например, картотеки адресных бюро, информационных центров и др.
С учетом изложенного данный временной отрезок можно обозначить в границах 1932-2002 гг. с условным наименованием «смешанный» этап.
Пятый этап развития информационного обеспечения ознаменован созданием центрального банка данных по учету иностранных граждан, согласно соответствующего распоряжения1. Рассматриваемый этап выделяется в отдельный в связи с тем, что именно в нем, в отличие от всех
СЗ РФ. 2002 № 47. Ст.4694.
предыдущих, начинает превалировать автоматизированная система учетов, причем единообразная на всей территории России.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 в составе МВД России была образована Федеральная миграционная служба, которой были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору, а также функции по оказанию государственных услуг в исследуемой сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года1 впервые на федеральном уровне было закреплено создание центрального банка данных по учету ИГ и ЛБГ, представляющего собой специализированную межведомственную автоматизированную
информационную подсистему, содержащую информацию об ИГ и ЛБГ, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета2.
Именно на этом этапе, начиная с марта 2005 года, стала формироваться Государственная система изготовления, оформления и контроля паспортновизовых документов нового поколения (ГС ПВДНП). Очевидно, что использование в паспортно-визовых документах электронных и биометрических технологий существенно повышает уровень защиты документов от подделок.
Новый российский заграничный паспорт содержит пластиковую страницу, в которую имплантирована бесконтактная микросхема с антенной, в нее записываются персональные данные человека, содержащиеся на первой странице загранпаспорта. Это сделано с целью защиты от подделок паспорта,
1 Об утверждении положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года № 186 // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.
Там же.
так как основные способом подделки паспорта является переклейка фотографии. Микросхема содержит энергонезависимую память объемом 72 килобайта, и в нее можно поместить также дополнительную биометрическую информацию, например, отпечатки пальцев, изображение радужной оболочки глаз и другие идентификационные признаки человека. Для нашей страны это является перспективным направлением. Цифровое изображение лица ПВДНП вводится начиная с 2006 года.
В рамках проведения административной реформы 20 декабря 2006 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 7791, одним из основных предметов правового регулирования которого является внесение изменений в описание бланка паспорта гражданина РФ, позволяющих усилить его защитные свойства (горячее ламинирование, лазерное перфорирование нумерации страниц). С 1 марта 2007 года в соответствии с указанным постановлением стали выдаваться паспорта только нового образца.
Рис. 5. Паспорт образца 2007 г.
Кроме того, в целях выявления фактов подделки паспортов территориальные органы миграционной службы и их структурные
СЗ РФ. 2006. № 52 (3 ч.). Ст.5596.
подразделения были оснащены специальными приборами для определения подлинности паспортов, позволяющими обеспечить контроль ультрафиолетовых свойств защищенных маркированных участков, а также визуальной проверки способов печати изображений, выявления исправлений, подчисток и иных нарушений поверхности паспорта.
Территориальными органами миграционной службы эксплуатировались комплексы формирования электронного фотобанка заявлений о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ с целью последующего их включения в вышеуказанную автоматизированную систему.
Следует уточнить, что основной задачей развития автоматизированной системы является усовершенствование интеграционного модуля, позволяющего осуществлять обмен данными между подразделениями миграционной службы и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о количестве всех выданных российских паспортов.
В апреле 2016 года Федеральная миграционная служба была упразднена, а полномочия в сфере миграции переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации1.
Исследуемый этап развития информационного обеспечения паспортновизовой деятельности МВД России в сфере миграции характеризуется формированием целостной и весьма значимой полноценной отрасли, делящейся на четко сформированные элементы, среди которых важное место по объему и значению занимает именно информационное обеспечение.
Анализируемый период отличается от предыдущих, прежде всего, расширением перечня подзаконных нормативных правовых актов как дополнительных инструментов административно-правового регулирования миграционных процессов в нашей стране. Для этого периода характерен
О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
явный переход от традиционной бумажной формы выдачи документов, удостоверяющих личность гражданина, к электронной форме, а также большое количество информационных массивов в информационных системах.
Временной отрезок с 2002 г. по настоящее время является пятым этапом в развитии информационного обеспечения и условно именуется «автоматизированный». Он является наиболее ярким и продуктивным в плане массового создания и внедрения автоматизированных информационных систем и банков (баз) данных.
Важным аспектом совершенствования информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции в анализируемом периоде становится ведение и применение учетов в электронном виде, предпринимаются попытки перехода к межведомственному электронному взаимодействию, активно используются автоматизированные системы, которые в настоящее время получили наибольшее распространение в деятельности миграционной службы.
Представляется, что дальнейшее совершенствование процессов передачи и накопления информации в деятельности МВД России в сфере миграции должно быть связано с техническими достижениями и активным внедрением инновационных технологий. Успешность использования названного арсенала технических средств во многом будет зависеть от правового регулирования их применения, от того, насколько досконально сотрудники миграционных подразделений изучат указанные средства и системы, их возможности и конкретные области применения.
Возможно, довольно скоро наступит время, когда действующие автоматизированные учеты населения станут недостаточно эффективными и с целью их модернизации будет предпринята попытка создания объединенных интегрированных учетов.
Представляется, что интегрированные учеты МВД России в сфере миграции должны содержать несколько элементов идентификации одновременно в одной базе данных, например, не только фамилию, имя и отчество гражданина, место и год его рождения, сведения о регистрации, но и цифровое изображение внешности гражданина (возможно, в формате 3D), данные сетчатки глаза, папиллярные узоры пальцев и ладоней рук (дактилоскопические данные), фонограммы (образцы голоса), иные данные. Не исключено, что данный период начнется с момента, когда предположения, высказанные в настоящем исследовании, будут официально закреплены на законодательном уровне и найдут свое отражение в нормативных правовых актах. Этот будущий (шестой) этап может носить условное название «интегрированный».
Рис. 6. Универсальная электронная карта образца 2015 года
Таким образом, основные изменения, происходящие с формами и видами документов, удостоверяющих личность гражданина, закрепленные законодательством, нашли свое отражение в предложенной периодизации информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности МВД России в сфере миграции.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Историко-правовой анализ законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, а также исследование научной и специальной литературы нашли свое отражение в авторской периодизации становления и развития информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере, состоящей из пяти этапов: первый - «рукописный» (945-1803 гг.), в это время зародилась и начала функционировать система
учета населения; второй - «печатный» (1803-1917 гг.), свидетельствующий о дальнейшей модернизацией системы учета населения страны; третий - «идентификационный» (1917-1932 гг.), характеризующийся изменениями в правовом регулировании вопросов гражданства, въезда в страну и выезда из нее, обеспечения режима пребывания иностранцев; четвертый - «смешанный» (1932-2002 гг.), период пошагового перехода от учетов
паспортной системы в виде бумажных картотек к накоплению данных учетов в электронном виде; пятый - «автоматизированный» (2002 г. - по настоящее время) характеризуется использованием электронных и биометрических технологий, является наиболее продуктивным в плане массового создания и внедрения автоматизированных информационных систем.
Представляется, что будущий (шестой) этап развития и совершенствования информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере будет связан с созданием объединенных интегрированных учетов и может условно называться «Интегрированный».
В основу авторской периодизации развития информационного обеспечения деятельности полномочных органов российского государства в сфере миграции и, соответственно, название каждого периода положены два критерия: 1) наличие нормативного правового акта, регламентирующего механизм осуществления паспортно-визовой системы нашей страны, и 2) состояние технических возможностей для реализации задач в области миграции.
[1] Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.М. Капицина, И.Н. Барцица, К.О. Ромадановского, М.Л. Тюркина и др. М.: Институт научных исследований и информации, 2010. С.327.
История органов внутренних дел: Учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академия управления МВД России, 2015. С.70.
[2] Спектор Е.И. Паспортно-визовой режим: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. №3. С.96-107.
[3] История органов внутренних дел: Учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академия управления МВД России, 2015. С.74.
[4] Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.М. Капицина, И.Н. Барцица, КО. Ромадановского, М.Л. Тюркина и др. М.: Институт научных исследований и информации, 2010. С.328.
[5] История органов внутренних дел: Учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академия управления МВД России, 2015. С.75.
[6] Желудкова Т.И. Деятельность советской милиции по охране общественного порядка. Лекция. - М.: Академия МВД СССР, 1979. С.13-14.
[7] Орлов Е.И. Информатизация Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза // Информационные ресурсы России. 2005. № 6. С.34-37.
[8] Орлов Е.И. Информатизация высших органов государственной власти. - М.: Информиздат, 2007. С.55.
|