Ранее в настоящем исследовании было показано, что информационное обеспечение деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере представляет собой не что иное, как обеспечение подразделений по вопросам миграции, их должностных лиц качественной, своевременной и достоверной информацией, которая может быть использована ими в повседневной деятельности. Для этого требуется организовать целенаправленную деятельность по сбору, обработке, хранению и созданию условий использования информации, необходимой для эффективного функционирования паспортно-визовой системы.
Многообразие информации, получаемой и используемой в сфере миграции, требует упорядочивания. Отношения, возникающие в процессе осуществления права на поиск, получение, передачу, производство, предоставление и защиту информации, а также использование информационных технологий и средств обеспечения защиты информации, урегулированы информационным законодательством. Это следует из содержания ст. 1 Федерального закона «Об информации.. .ж1
Из-за огромного массива сведений о гражданах нашей страны, иностранных гражданах, а также лицах без гражданства, необходимые сведения искать стало весьма затруднительно, а порой и просто невозможно. В этих условиях в процессе информационного обеспечения паспортновизовой деятельности МВД России определяется содержание информации и организуется ее сбор, переработка и т. д.
Таким образом, создаются различные информационные системы, предназначенные для сбора, обработки, хранения, защиты и предоставления по запросам этой информации. В этих информационных системах вся поступающая информация определенным образом учитывается и
1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
систематизируется. Целью таких систем является создание условий для решения задач, стоящих перед МВД России в паспортно-визовой сфере на базе получаемой исходной информации.
Информационные системы предоставляют возможность, во-первых, организовать неоднократное обращение к ней различных аппаратов структурных подразделений по вопросам миграции, а во-вторых, постоянно пополнять ее новой и удалять устаревшую информацию. При этом следует особо подчеркнуть важнейшую характеристику информационных систем: однократный ввод информации и последующее многократное ее использование. Информационные системы являются одним из средств удовлетворения потребностей органов государственного управления, которое заключается в том, чтобы в нужный момент из соответствующих источников получать информацию, причем такую, которая должна быть предварительно систематизирована и определенным образом подготовлена. Информационная система служит определенным посредником между потребителем информации и источником тех или иных сведений.
В целях совершенствования информационного обеспечения паспортновизовой деятельности МВД России создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы учетов, такие как Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), а также автоматизированная информационная система Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (АС ЦБД УИГ) и др.
Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими требованиями, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства РФ.
Вместе с тем следует отметить, что информационные системы являются основным, но не единственным средством удовлетворения потребностей МВД России в информации. При этом информацию, необходимую для деятельности МВД России в сфере миграции, формируют разнообразные службы в системе органов внутренних дел, а также иные органы государственного управления.
При этом их действия по формированию информационных ресурсов по отдельным видам информации по большей части не скоординированы, не отражают потребностей субъектов, непосредственно осуществляющих правоприменительную деятельность в сфере миграции, не имеют целенаправленного характера, тематически не сориентированы, не отлажен механизм доставки информации до потребителя, что создает ситуацию, когда, как верно подметил М.Г. Степанов: «Информация вроде бы где-то есть, ее даже слишком много, но она не структурирована, не согласована, разрознена, не всегда достоверна, ее крайне сложно найти и получить»[1].
И, наконец, нельзя не остановиться еще на одном замечании. Ученые- управленцы давно убедительно показали, что для качественного и своевременного информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти, в данном случае подразделений по вопросам миграции МВД России, большое значение имеет вопрос преодоления существующих в системе информационных барьеров, затрудняющих нормальное течение информационных процессов, а следовательно, и всего процесса управления в целом.[2]
То есть на практике органы управления наряду с испытываемым информационным голодом страдают от обилия ненужной информации, создающей в своей массе так называемый информационный взрыв, который точнее можно назвать взрывом «избыточной информации»[3].
Под информационными барьерами в науке управления принято понимать всевозможные причины, которые препятствуют нормальному течению как вертикальных, так и горизонтальных информационных потоков. Значит, перед аппаратами управления МВД России стоит непростая задача - минимизировать (исключить) всеми возможными методами и средствами вышеназванные барьеры. Таким образом, определение научно обоснованных требований к информационному обеспечению деятельности МВД России сфере миграции служит необходимой предпосылкой его организации и совершенствования.
Представляется, что такими общими требованиями, предъявляемыми к информации, являются основные принципы организации информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере.
Необходимо подчеркнуть, что изучение принципов информационного обеспечения деятельности имеет важное значение для развития автоматизированных информационных систем в перспективе и в настоящее время помимо нормативных правовых, технических и иных стандартов требуются основополагающие идеи (принципы), на основе которых осуществляется совершенствование информационных систем.
Понятие «принцип» в словаре СИ. Ожегова определено как основная особенность в устройстве чего-нибудь[4] [5]. Толковый словарь Д.Н. Ушакова предлагает несколько толкований данного понятия: «Принцип (от лат. principium - начало, основа) 1. Основное начало, на котором построено что- нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т. п.). 2. Убеждение, точка зрения, правило поведения» .
Следует отметить, что в отличие от закономерностей принципы по своей сути (природе) весьма субъективны. Как правило, они формируются специалистами на основе изучения закономерностей и опыта практической деятельности. С позиции социальных, гуманитарных наук именно люди создают, формируют принципы, идеи и категории сообразно своим взглядам на общественные отношения, а также своей коммуникативной практике.
Правовой основой для исследования принципов информационного обеспечения деятельности МВД России выступили положения основных конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина и гарантирующих их осуществление, а также особенности и юридические свойства информации как правоотношений. Однако нужно отметить, что определенная сложность при выявлении, формулировании и классификации основных принципов информационного объекта обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции не могла не возникнуть в силу отсутствия в действующем законодательстве упоминаний об этих основных правилах, которым должно соответствовать информационное обеспечение деятельности в сфере миграции.
Представляется, что основные принципы информационного обеспечения в исследуемой сфере должны удовлетворять следующим требованиям: основаны на требованиях и положениях действующего
законодательства, не влиять на работоспособность автоматизированных
информационных систем, осуществлять контроль за эффективностью выбранных средств защиты, следовать стандартам и установленным требованиям, отвечать за безопасность данных на каждом из этапов обработки.
В данной работе сделан акцент на административно-правовых аспектах информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности МВД России, поэтому изучение принципов информационного обеспечения будет осуществляться, в первую очередь, с точки зрения правового регулирования применения информационных технологий в органах внутренних дел.
Основные принципы информационного обеспечения деятельности МВД России представляют собой руководящие положения, нормы и правила, регламентирующие управление, организацию, содержание и методики проведения мероприятий в системе ее информационного обеспечения.
Представляется, что информационное обеспечение деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере наиболее оптимально может быть сформировано на основе сочетания трех групп принципов с условным наименованием общие, специальные и частные принципы. Исходя из этого, общие принципы следует отнести ко всей системе информационного обеспечения деятельности МВД России, специальные - только к отдельным его видам, а опора на частные принципы обеспечивает решение задач в отдельных сегментах либо в отдельных информационных процедурах.
Среди общих принципов можно выделить законность, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, научность, универсальность и публичность. К специальным принципам следует отнести управленческие методические и программно-технические принципы. Частные принципы выделены исходя из этапов поиска, сбора, обработки и накопления, хранения, предоставления и защиты информации. К частным принципам следует отнести правила и требования, определяющие методику и формы организации отдельных процедур информационной работы. Их специфика обусловлена целями, характером и функциями поиска и сбора, обработки, накопления информации, ее хранения, передачи, использования и защиты.
Рассматривая подробное содержание основных принципов информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортновизовой сфере, изложение целесообразно начать с общих принципов.
Принято считать, что законность должна трактоваться как строгое неуклонное соблюдение и исполнение норм закона. Одновременно необходимо понимать, что законность может существовать в совокупности с идеями справедливости, нравственными требованиями, правовой грамотностью и уважением к закону. Не случайно некоторые ученые- административисты отмечают, что прочность правового регулирования во многом определяется тем, в какой степени нормы морали стали частью законодательства. При наличии указанных условий подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел смогут осуществлять свою деятельность в соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Важнейшим требованием (принципом), предъявляемым к информации в настоящем исследовании, является ее безусловное соответствие правовому положению субъекта управления, его задачам и функциям. Этот принцип означает, что поступающая в органы внутренних дел информация должна обеспечивать выполнение их задач и функций в паспортно-визовой сфере. Таким образом, принцип законности выражается в строгом и неуклонном соблюдении законов и иных нормативных правовых актов в практической деятельности подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел в целом и любого их должностного лица в частности. Помимо этого, он отражает требования к защите информации при обращении с информационными ресурсами, имеющими большое значение при документировании граждан и формировании автоматизированных баз данных. Его параметры оговорены в Доктрине информационной
1 2
безопасности Российской Федерации , а также других документах . Это обусловлено возрастанием роли информации в системе государственной безопасности и обеспечения общественного порядка.
Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина предполагает, что все полученные в результате деятельности МВД России сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Главное управление по вопросам миграции и его подразделения обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина - важнейшая задача государства в области информационной безопасности. В качестве основы данного принципа следует рассматривать конституционное положение, в соответствии с которым «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» . В контексте рассматриваемого конституционного положения представляется, что реализация различных сценариев информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции должна предполагать обязательный учет приоритета прав личности.
Принцип научности вытекает из потребности широкого применения на практике теоретических положений, выводов и рекомендаций комплекса общественных, гуманитарных и естественных научных дисциплин и
предполагает необходимость внедрения новейших достижений научно-
1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
2 См.: Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ.2006. № 31 (1 ч.) Ст. 3451, Федеральный Закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
3 Ст. 2 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
технического прогресса в области информационного обеспечения. Информационное обеспечение в деятельности подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел подразумевает поиск, обработку, накапливание и использование информации, в том числе комплексно, то есть во взаимосвязи содержания и форм, причин и связей. Получаемая пользователями информация должна представлять собой некий образ или модель, адекватно отражающие объекты, социальные процессы или явления, происходящие в паспортно-визовой сфере.
Принцип универсальности отражает тенденцию, связанную с тем, что по мере распространения информационных услуг различные системы поиска, обработки, хранения и распространения информации все в большей мере становятся схожими по своей структуре и задачам, а формы и функции информационного обеспечения - универсальными.
В современных условиях вышеперечисленные принципы вряд ли начнут работать, если не будут реализованы еще два требования: открытость и публичность. В связи с этим суть принципа публичности заключается в том, что деятельность МВД России в сфере миграции является открытой для граждан и общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ. В рамках принципа законности граждане имеют право получать информацию о деятельности подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел, сведения, непосредственно затрагивающие их права, за исключением тех, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Открытость и публичность информационных технологий должны учитывать положения закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[6]. Законом установлен единый порядок доступа граждан к информации о деятельности органов управления. Определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей.
Среди специальных принципов, условно можно выделить управленческие, методические и программно-технические принципы информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции.
Для практики информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортно-визовой сфере особую роль играют управленческие принципы, такие как плановость, оптимальность и функциональность.
Наукой управления разработаны наиболее общие принципы организации информационного обеспечения, использование которых возможно и в сфере социального управления и, в частности, в сфере управления подразделениями по вопросам миграции органов внутренних дел. Эти принципы вытекают, как правило, из тех требований, которые предъявляет наука управления к организации систем управления. Так, например, требование оптимальности, непрерывности и оперативности управления выдвигает аналогичные принципы и к организации систем их информационного обеспечения.
Принцип плановости указывает на управляемый характер информационного обеспечения деятельности подразделений по вопросам миграции. Эта работа строится в строгом соответствии с государственной миграционной политикой и на основе действующего законодательства.
Принцип оптимальности информационного обеспечения вытекает из позиции оптимальности управления в целом. В этом аспекте можно заметить, что в специальной научной литературе отмечается обилие ненужной информации. Недостаток информации служит источником субъективизма, а избыток затрудняет ее переработку, приводит к неточностям.
Принцип оптимальности (необходимости, достаточности) - один из наиболее значимых. В самом общем виде оптимальность информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции достигается путем определения оптимально необходимых информационных массивов и режимов функционирования информационной системы.
Поскольку не вся информация, поступающая в ту или иную информационную систему, используется в процессе выполнения различных миграционных процедур, принцип оптимальности, предъявляемый к информации, позволяет повысить эффективность работы управленцев и сократить затраты их времени на уяснение «холостой» информации.
Под оптимальной информацией подразумевается такая информация, которая по своему объему, содержанию и качеству дает возможность принять наиболее правильное решение, обеспечивающее эффективное функционирование и развитие системы[7]. Поступающая информация должна обеспечивать подразделениям по вопросам миграции органов внутренних дел достаточную степень полноты и репрезентативности, соответствующую характеристикам выполняемых функций.
Функциональный принцип организации информационного обеспечения должен способствовать строгому соответствию поступающей к субъекту информации выполняемым им задачам и функциям. Использование данного принципа позволяет четко определить необходимые объемы и виды информации, периодичность их поступления. Нормативное закрепление данного принципа информационного обеспечения осуществляется на практике в таких актах, как Положение об органе или его службе, приказах, инструкциях, определяющих виды и объемы информации, периодичность и каналы ее поступления, порядок обработки, организацию хранения, ответственных за это лиц.
С управленческими принципами информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции тесно связаны имеющие важное практическое значение методические принципы, среди которых следует выделить единство, комплексность, идентифицирование, эффективность.
Принцип единства информационного обеспечения предполагает, методическое единство организации и информационную совместимость массивов информации МВД России в исследуемой сфере. Кроме того, предполагается возможность их взаимосвязи с информационными массивами других правоохранительных органов путем применения унифицированных форм обмена информацией. Использование данного принципа позволяет МВД России использовать наиболее полно и всесторонне весь комплекс оперативной, учетной и отчетной информации, имеющейся как в подразделениях по вопросам миграции, так и в иных правоохранительных органах.
Принцип комплексности заключается в автоматизации процедур преобразования информационных массивов подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел на всех этапах функционирования информационной системы.
В практической деятельности подразделений по вопросам миграции важное значение имеет идентификация каждого объекта или субъекта, пользующегося автоматизированными информационными системами (АИС), именно это характеризует принцип идентифицирования информационного обеспечения.
Принцип эффективности заключается в достижении цели при наименьших затратах сил, средств, времени и др. К критериям эффективности обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач и т. д. В связи с этим информационное обеспечение деятельности МВД России в сфере миграции, как и всякая полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально и эффективно.
С методическими принципами взаимосвязаны программнотехнические принципы информационного обеспечения деятельности
подразделений по вопросам миграции, такие как оперативность, подотчетность, апеллируемость, подлинность.
Принцип оперативности заключается в своевременном, быстром пополнении информации, оперативности действия, адекватности запросов и ответов, минимизации риска. Банк данных системы информационного обеспечения должен оперативно и постоянно пополняться. Принцип оперативности действия обеспечивает необходимую скорость обработки запроса и получения ответа. При создании банка данных информационной системы наибольшие трудовые затраты приходятся на ввод данных, поэтому система должна предусматривать однократный ввод данных и многократность пользования банком данных.
Представляется, что обеспечение однозначного прослеживания действий любого объекта объясняет суть принципа подотчетности.
Принцип апеллируемости (неотказуемости) заключается в способности удостоверять имевшее место действие или событие таким образом, чтобы эти события (действия) не могли быть позже отвергнуты.
Принцип подлинности (аутентичности) гарантирует, что информационные ресурсы подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел априори идентичны заявленным.
Частные принципы информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции служат основой для регулирования ее конкретных процедур. Представляется целесообразным рассматривать их на этапах поиска и сбора информации, обработки и накопления информации, хранения информации, ее применения и защиты.
Анализ системы информации, используемой подразделениями по вопросам миграции органов внутренних дел, свидетельствует о целесообразности ее разделения на два основных блока: 1) информацию, получаемую МВД России от органов исполнительной власти и 2) иные виды информации, обеспечивающие решение задач подразделений по вопросам миграции.
Следует подчеркнуть, что центральную роль в информационном обеспечении деятельности МВД России в сфере миграции играют информационные массивы, касающиеся сведений о гражданах РФ, об иностранных гражданах и иные. Причем информационные процессы в отношении такой информации, то есть поиск информации, ее сбор, обработка, накопление, хранение, предоставление, передача, производство и использование, а также защита осуществляются подразделениями по вопросам миграции как на федеральном, так и на региональном уровне и охватывают все субъекты РФ. Сбор информации должен сопровождаться ее фиксацией на определенном материальном носителе. Таким образом, в результате сбора информации происходит ее постоянное накопление.
Полученная информация в подавляющем большинстве случаев подвергается процессу обработки (переработки). Обработка информации - процесс, в ходе которого из первичной информации извлекаются необходимые фактографические данные, осуществляется ее сжатие при относительном сохранении объема смысловой информации и данные представляются в наиболее рациональной форме для восприятия и хранения.
Еще одним элементом информационного процесса паспортно-визовой деятельности подразделений по вопросам миграции является хранение информации, то есть процесс передачи информации во времени, связанный с обеспечением неизменности ее содержания. Хранение информации может осуществляться как в памяти человека, так и на внешних носителях информации.
Под носителем информации понимают материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, количественных характеристик физических величин[8].
Для хранения информации в деятельности органов внутренних дел в сфере миграции используются многочисленные базы (банки) данных, в которых полученные сведения проверяются, обрабатываются, систематизируются.
Информационное обеспечение паспортно-визовой деятельности МВД России было бы невозможно без передачи информации, то есть доставки информации до потребителя с обязательным сохранением ее содержания. Передача информации может производиться посредством устной речи при непосредственном общении, по каналам связи, а также путем передачи носителей информации, будь то бумажный или цифровой носитель.
Центральным звеном информационно-коммуникационного процесса является использование (потребление) информации. И здесь проявляется важное свойство информации - непотребляемость, благодаря которому в отличие от процесса потребления материальных ресурсов потребление информации не приводит к ее исчезновению (или изменению), что предопределяет возможность ее неоднократного использования.
Вышеуказанные действия, направленные на обеспечение необходимой информацией, могут осуществляться как сотрудниками подразделений органов внутренних дел в сфере миграции, так и сотрудниками иных правоохранительных органов. Иными словами, происходит совмещение технологического процесса работы с информацией и основной
функциональной деятельности субъектов в сфере миграции. Также информация, используемая в паспортно-визовой деятельности МВД России, формируется адресно-справочными бюро и касается персональных данных граждан.
Кроме этого, информация, используемая в деятельности подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел, может быть получена по запросам из других государственных органов, а также по договорам об оказании информационных услуг из организаций, занимающихся
информационной деятельностью на профессиональной основе. В настоящее время организации, производящие информационный продукт, получили широкое распространение, например, фирмы производящие правовые базы данных, такие как «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и другие.
Следует особо подчеркнуть, что информация, используемая в деятельности органов исполнительной власти, должна предоставляться уже подготовленной и отвечающей всем необходимым требованиям и стандартам с целью последующего решения задач подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел.
Следовательно, все действия по сбору, переработке, хранению и защите информации являются технологическими звеньями в информационной цепи, направленными на выполнение главной задачи - предоставление информации. Законодательство не устанавливает жестких рамок процессов накопления, обработки и формы представления такой информации, и поэтому они могут достаточно свободно варьироваться и оптимизироваться относительно потребностей и запросов пользователей.
Исключение составляет документированная информация с ограниченным доступом. Порядок накопления и обработки, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством[9].
Как правило, содержание рассматриваемых частных принципов совпадает с требованиями, предъявляемыми к свойствам информации. Так, например, на этапах поиска и сбора информации реализуются принципы ценности, точности, достоверности и т. д. Этапы обработки и накопления информации опираются на принципы полноты, интеграции, унификации и др. В свою очередь, на этапе предоставления (применения) информации действуют принципы актуальности, надежности, достоверности и т. п.
Итак, характеризуя этапы поиска и сбора информации, следует опираться на принцип ценности информации, свидетельствующий о той максимальной пользе, которую данное количество информации способно принести.
С требованием ценности непосредственно соприкасается (или даже частично входит в него) такое требование, как необходимая и достаточная точность информации. Такой принцип должен гарантировать, что поступающая информация отражает процессы функционирования объектов системы и внешней среды с требуемой в данном случае степенью точности.
Сотрудники подразделений по вопросам миграции должны учитывать, что принципы достоверности и точности являются факторами, затрудняющими (снижающими) оперативность получения информации. К тому же возрастает число работников, занимающихся ее сбором и обработкой и в итоге повышается степень доверия и ценность полученной информации.
С целью устранения сбоев в работе информационной системы, приводящих к искажению сведений либо частичной или полной потере данных, на этапе сбора информации следует руководствоваться принципом обеспечения целостности информации, а также принципом избирательности информации, заключающимся в выборе сведений относительно установленных норм и требований к качеству, объему данных.
Очень важен на этапе обработки информации такой принцип, как принцип интеграции, то есть достижение однократности ввода информации при многократном и многофункциональном ее использовании. Это имеет огромное значение при формировании различных видов учетов МВД России в сфере миграции.
Важное значение имеет принцип полноты информации, поскольку именно она определяет необходимый объем информации как соотношение необходимых и полученных сведений для практической деятельности
органов внутренних дел.
На этапе накопления информации, возможно, следует руководствоваться принципом унификации (структуризации), под которым понимается упорядочение информационных массивов, сокращение числа форм документов в автоматизированных информационных системах подразделений по вопросам миграции. Немаловажным требованием, предъявляемым в настоящее время к информации, является ее формализация и стандартизация, предусматривающие в дальнейшем обработку ее носителей (информации) средствами вычислительной техники. В этом направлении в подразделениях по вопросам миграции осуществляется деятельность по унификации различных документов и переводу их в электронный вид, по упорядочению юридической терминологии и т. д.
Кроме того, общим требованием к внутриорганизационной информации подразделений по вопросам миграции является ее комплексность, систематизированностъ и прогностический характер. Это означает, что информация, поступающая в органы внутренних дел, должна в минимальном объеме выражать всю совокупность отражаемых явлений, их взаимосвязь и взаимообусловленность с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированной и обобщенной по определенным критериям, соответствующим характеру решаемых задач, и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения в будущем.
Принцип многократности использования информации связан со
спецификой ее потребления, в процессе которого сведения в
информационных системах МВД России в сфере миграции не исчезают и не искажаются вследствие многократного их использования.
Этап хранения информации органами внутренних дел характеризуется требованиями компактности и конфиденциальности, откуда и вытекают следующие принципы.
Принцип компактности (сжатости) информации означает, что ее объем разумно ограничивается. Органами внутренних дел принимаются меры, чтобы она не содержала избыточных и ненужных сведений при формировании учетов в автоматизированных информационных системах в сфере миграции.
условиях развития и совершенствования информационных технологий проблема конфиденциальности приобретает все большую значимость. Принцип конфиденциальности обозначает обязанность
сохранения информации от разглашения (раскрытия). В противовес принципу публичности, принцип конфиденциальности выступает правовой основой для отнесения информации к специально охраняемой законом тайне.
предоставления (применения) и защиты информации
характеризуются своевременностью, интенсификацией и защитой от несанкционированного доступа.
В условиях роста научно-технического прогресса актуальность информации, используемой органами внутренних дел в сфере миграции, постоянно изменяется. Актуальность информации тесно связана со временем, в течение которого информация устаревает. Задержка поступления необходимой информации приводит к снижению эффективности
принимаемых решений, в этом и заключается принцип своевременности.
Принцип интенсификации (помехоустойчивости) должен, в первую очередь, сказать об обеспечении надежности и достоверности передачи информации по каналам связи. Он предполагает максимально возможное устранение различных информационных барьеров (ведомственных,
территориальных и т. д.), а также нейтрализации всевозможных шумов, помех, источниками и причинами которых могут быть недостаточная репрезентативность поступающих данных, ошибки ее интерпретации и др.
В связи с этим, предоставляя информацию подразделениям по вопросам миграции, необходимо учитывать ситуации случайного уничтожения информации, несанкционированного тиражирования, а также исключать работу с информационными системами некомпетентных пользователей,
пытающихся внести в нее исправления или дополнения. В данном случае просто необходим принцип защиты от несанкционированного доступа.
Основные принципы информационного обеспечения деятельности МВД России представлены в таблице 1.
Таблица № 1
Принципы информационного обеспечения
паспортно-визовой деятельности МВД России
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип
законности
Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина
Принцип
научности
Принцип
универсальности
Принцип
публичности
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Управленческие
Методические
Программно-технические
Плановость
Оптимальность
Функциональность
Единство
Комплексность
Идентифицирование
Эффективность
Оперативность
Подотчетность
Апеллируемость
Подлинность
ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Поиск и сбор информации
Обработка и накопление информации
Хранение
информации
Предоставление и защита информации
Ценность
Точность
Целостность
Избирательность
Интеграция
Полнота
Унификация
Многократность
Компактность
Конфиден
циальность
Своевременность Интенсификация Защита от
несанкционированного
доступа
Столь подробное рассмотрение принципов информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности МВД России объясняется их
важным практическим значением, выраженным в
функционировании автоматизированных информационных систем. Следует уточнить, что предложенные классификация и перечень основных принципов информационного обеспечения деятельности МВД России в паспортновизовой сфере вряд ли являются исчерпывающими и окончательными.
Представляется, что формулировка и содержание принципов информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Достаточно примеров имеющихся исключений из содержания тех или иных принципов. Так, например, исключением из принципа публичности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями, сочетания гласных и негласных методов работы.
Предложенная классификация и перечень основных принципов информационного обеспечения деятельности МВД России впервые выделены в исследовании такого рода и являются условными, возможно, даже дискуссионными. В связи с этим они требуют проверки и временем, и практической деятельностью подразделений по вопросам миграции, а также более детального изучения данного вопроса, однако они могут стать той основой, от которой можно отталкиваться в дальнейших исследованиях информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти.
Проведенный анализ основных (общих, специальных, частных) принципов информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции позволяет высказать предположение о целесообразности разработки и утверждения на уровне Правительства страны «Концепции информационного обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции»1.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Предложенная классификация основных принципов информационного обеспечения деятельности МВД России условно делит их на общие,
См. Приложение № 6.
специальные и частные. В группе общих - законность, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, научность, универсальность, публичность. В группе специальных принципов - управленческие (плановость, оптимальность, функциональность), методические (единство, комплексность, идентифицирование, эффективность), программнотехнические (оперативность, подотчетность, апеллируемость, подлинность). В группе частных принципов - ценность, точность, целостность, избирательность, интеграцию, полноту, унификацию, многократность, компактность, конфиденциальность, своевременность, интенсификацию, защиту от несанкционированного доступа.
Основным принципам информационного обеспечения паспортновизовой деятельности МВД России свойственен административно-правовой характер юридического оформления соответствующих им процессов организации и деятельности органов исполнительной власти в области паспортно-визовой деятельности.
Определение принципов информационного обеспечения не только дает реальную возможность раскрыть сущность информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности подразделений по вопросам миграции, но и служит основой его дальнейшего развития и совершенствования.
Информационное обеспечение деятельности МВД России в сфере миграции осуществляется различными субъектами и в различных правовых режимах, но его объединяет единая цель - предоставить субъектам необходимую информацию для решения стоящих задач и выполнения возложенных функций.
Необходимо разработать и утвердить Концепцию информационного обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции.
[1] Степанов М.Г. Обеспечение деятельности органов внутренних дел информацией / Организационно-технические, математические и правовые аспекты информатизации деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 2001. С.14.
[2] См. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом М., 2013. С. 196203; Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественно порядка. М., 1978. С. 106-109. Черняк Ю.И. Простота сложного. М., 1975. С. 73-74.
[3] Урсул. А.Д. Проблемы информации. Философские очерки. М., 1975. С. 129.
[4] Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1988. С 483.
[5] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта - Принт, ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2008. - VIII. С 788.
[6] Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
[7] См. Иотова Л. Об оптимуме и оптимизации информации / «Научное управление обществом». Вып. 5. М., 1971. С. 247-248; Михайлов С. Оптимальное функционирование социального управления. М.: Прогресс, 1989. С. 23-27.
[8] См. п. 5 Приложение А. ГОСТ Р 50922-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Защита информации. Основные термины и определения. - М.:
Стандартинформ, 2008.
[9] См. п. 1 ст. 9 Федерального Закона РФ "Об информации, информационных технологиях и об информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
|