Рассматривая административно-правовую основу систем федеральных учетов в сфере миграции, прежде всего необходимо остановиться на учетах, которые используются для регистрации информации о гражданах.
Для определения содержания понятия «учет» сначала определим его этимологию. С этой целью следует обратиться к словарю СИ. Ожегова, в котором термин «учет» представлен в виде нескольких вариантов толкований: «Учет - 1. Установление наличия количества чего-нибудь путем подсчетов. Учет населения (перепись). 2. Регистрация с занесением в списки лиц, состоящих где-нибудь»[1].
В учебнике «Информационные технологии управления в органах внутренних дел» указано, что учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах[2].
Обращаясь к истории, следует отметить, что вначале учеты назывались уголовной регистрацией. Такое название отражало деятельность по регистрации преступников. При этом собранную информацию упорядочивали по определенным признакам, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений.
Решение задачи накопления и хранения необходимых сведений осуществлялось во все времена существования паспортно-визовой деятельности и заключалось в создании различных учетов. Учет - это система регистрации и хранения информации о каких-либо лицах и связанных с ними фактах и предметах. В нашей стране единой системы учетов в правоохранительных органах не существовало вплоть до 1960 года. Основа современной информационной службы органов внутренних дел была заложена в 1971 году, когда при МВД СССР был образован Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД и субъектах - информационные центры (ИЦ).
В сфере миграции также велись учеты граждан. На первоначальных этапах анализируемые учеты велись подразделениями в составе органов внутренних дел. Впоследствии в связи с реформированием МВД России и выделением Федеральной миграционной службы из его системы в самостоятельную службу учеты велись ее структурными подразделениями и находились в ее ведении, а с апреля 2016 года ФМС России была упразднена, а полномочия в сфере миграции вновь переданы МВД России.
В настоящее время в информационном обеспечении деятельности МВД России в сфере миграции утвердились два вида учетов: регистрационный и миграционный учеты, на формирование которых следует остановиться.
Современное законодательство установило следующее определение регистрационного учета - это «государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан РФ по месту пребывания, регистрации граждан РФ по месту жительства, снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах России. Регистрационный учет российских граждан носит уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина РФ в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина РФ из места пребывания или места жительства»[3].
Регистрационный учет граждан России введен с 1993 года вместо
института прописки, возникшего в СССР, и включает в себя регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Органами регистрационного учета граждан РФ выступают территориальные органы и подразделения по вопросам миграции МВД России.
Следующим видом учета, помимо регистрационного, является миграционный учет. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах России и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ сфере миграции.
В Федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» закреплено следующее определение миграционного учета: это «государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства»[4].
Данным нормативным правовым актом регулируются отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранцев, связанным с их въездом в РФ либо выездом за пределы РФ, а также их передвижением по территории России.
Следует отметить, что миграционный учет иностранцев в нашей стране является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах нашей страны, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, ФЗ «О миграционном учете.. .»\
Говоря об учете в целом, следует иметь в виду и саму природу учета, а не только его вещественное выражение - зафиксированные данные. Представляется, что процедура учета - это действия по собиранию и регистрации учетных данных, их сосредоточению и систематизации, хранению, поиску и передаче. Этим обосновывается определение, что регистрация в сфере миграции представляет собой систему миграционных и регистрационных учетов в их материальном и функциональном выражении.
Под формой учета в данном исследовании понимается способ и форма фиксации и хранения регистрационной информации. Если раньше это были всевозможные картотеки, списки, коллекции, магнитные записи, альбомы и др., то в настоящее время речь идет об автоматизированных информационных системах, базах (банках) данных и прочем.
Одной из целей учета является накопление учетных данных. Увеличение информационного массива необходимо, конечно, но не само по себе, а как одно из условий совершенствования процесса информационного обеспечения деятельности МВД России в сфере миграции. Эффективность этого зависит не только от объема сосредотачиваемой в информационных системах информации, но и, что представляется более важным, от четкой систематизации учетных данных, накопления и сохранения только востребованных сведений. Актуальность информации, составляющей электронные учеты современных информационных систем, зависит от их содержания.
В современных условиях перед МВД России и его территориальными органами и подразделениями стоит задача перехода к предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде на базе широкого использования автоматизированных информационных систем.
В деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России используются различные автоматизированные информационные системы, в частности Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), Автоматизированная система «Российский паспорт» (АС «Российский паспорт), Государственная система изготовления оформления контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ГС ПВДНП), Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (АИС ЦБД УИГ) и др.
Названные информационные системы в полной мере соответствуют действующей нормативной правовой базе, а именно: федеральным законам «О ратификации конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных»; Указу Президента Российской Федерации «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»; постановлениям Правительства РФ «О государственной информационной системе миграционного учета», «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» и др.[5].
Учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации имеет особое значение для реализации права личности на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, способствует предупреждению и пресечению правонарушений, розыску лиц, скрывающихся от суда и правоохранительных органов (полиции) и возложен на информационную систему ГИСМУ.
ГИСМУ обеспечивает хранение и обработку информации о физических лицах, находившихся на территории Российской Федерации (российских граждан, иностранных гражданах и лицах без гражданства), аналитической информации, инфраструктурной информации и электронных документов. Хранение и обработка информации осуществляется в программноаппаратных комплексах, распределенных по территории страны и соединенных гетерогенной средой передачи данных.
В настоящее время поставщиками сведений в информационную систему являются МВД России, МИД, ФСБ, ФНС России, а также иные органы государственной власти и местного самоуправления в установленных законодательством случаях.
Пользователями ГИСМУ являются заинтересованные федеральные органы государственной власти, их структурные подразделения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также организации в установленных законодательством случаях. Доступ к информационным системам бесплатный и осуществляется на основе соглашения об информационном обмене сведениями.
Основной структурный элемент ГИСМУ - АС «Российский паспорт» - уникальная в своем роде информационная система учета выданных, утраченных (похищенных) и недействительных паспортов (бланков паспортов) российских граждан. На настоящий момент эта система содержит информацию о 268 193 639 паспортах, включая утраченные и
недействительные .
АС «Российский паспорт» позволяет органам внутренних дел бесперебойно проводить мониторинг централизованной базы данных о паспортах. Система позволяет в автоматическом режиме осуществлять регистрационный учет граждан России, учет выданных и недействительных паспортов, а также бланков паспортов, в настоящее время она функционирует в 85 регионах нашей страны.
Основным назначением АС «Российский паспорт» являются обеспечение информационной поддержки процедур деятельности миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории и за пределами РФ, и регистрационного учета в целях дальнейшего совершенствования деятельности подразделений, развития автоматизации информационных учетов и документооборота, а также автоматизированное информационное взаимодействие подразделений по вопросам миграции МВД России с уполномоченными органами государственной власти в рамках информационного взаимодействия ГИСМУ[6] [7].
В мировой практике достаточно давно существуют и успешно функционируют паспортные документы нового поколения. В связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, усиления противодействия незаконной миграции, а также совершенствования процедур паспортного контроля одной из приоритетных задач в нашей стране в конце 2004 года стало введение в обращение паспортно-визовых документов нового поколения. С целью информационной безопасности и защиты документов от подделок было принято решение об использовании в паспортно-визовых документах электронных и биометрических технологий.
Государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ГС ПВДНП) формируется в целях обеспечения национальной безопасности и противодействия незаконной миграции с 2005 года, после одобрения Концепции ее создания[8]. Использование в паспортно-визовых документах электронных и биометрических технологий существенно повышает уровень защиты документов от подделок.
Данная система включает в себя: производство бланков паспорта нового поколения, прием документов у граждан и получение биометрических параметров, согласование выдачи паспорта с подразделениями МВД России, ФСБ России и другими ведомствам и контроль уже выданных документов.
Заграничный паспорт нового образца использует принципы биометрии, то есть посредством цифровых параметров передает индивидуальные биометрические характеристики человека, а также иные сведения, зашифрованные в электронном виде.
Уникальность паспорта нового поколения состоит в микросхеме - электронном чипе, который располагается внутри первой страницы.
В эту пластиковую страницу и имплантирована бесконтактная микросхема с антенной (чип), куда записываются персональные данные человека, содержащиеся на первой странице загранпаспорта: цифровая цветная фотография, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, пол, номер паспорта, дата и орган выдачи документа, дата окончания срока действия паспорта и копия машиносчитываемой зоны. Вся информация для зрительного восприятия вносится методом лазерной гравировки в бланк паспорта, а информация для электронной обработки - в его микросхему (чип). Это сделано с целью защиты паспорта от подделок, так как основные нарушения связаны с переклейкой фотографии.
Микросхема содержит энергонезависимую память объемом 72 килобайта, и в нее можно поместить также дополнительную биометрическую информацию. Изначально и предполагалось, что таких характеристик будет несколько, например, отпечатки пальцев, фотография сетчатки глаза и расстояние между зрачками, изображение радужной оболочки глаз и другие идентификационные признаки человека. Вместе с тем в настоящее время используется только один параметр - расстояние между зрачками. Этим также объясняется тот факт, что для заграничных паспортов нового поколения используются «биометрические» фотографии, а не обычные, как ранее.
Представляется, что с помощью заграничных паспортов нового поколения переход через границу станет намного быстрее и проще, сэкономив время благодаря установке специального оборудования, считывающего информацию с документа в автоматическом режиме. Для нашей страны это направление является перспективным.
Такие паспорта уже выдаются в США, Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции, планируется начать их выдачу в Польше, Португалии, Словении, Финляндии, Чехии и др.
В Системе предусматриваются обязательное хранение и запись в ПВДНП цифрового изображения лица гражданина Российской Федерации подающего заявление на выдачу заграничного паспорта, в качестве первичной биометрической характеристики человека для целей идентификации.
В дальнейшем предполагается, что вторичной биометрической характеристикой человека может быть отпечаток пальца, поскольку он обеспечивает лучшее решение процедур идентификации в базах данных. Это старейшая и наиболее развитая биометрическая характеристика человека, которая уже используется всеми странами ЕС в собственных национальных базах данных.
Следует отметить, что участниками ГС ПВДНП как межведомственной системы, помимо МВД России, являются ФСБ, Минтранс, Минфин, ФСО России и др. Каждое из вышеперечисленных ведомств исполняет свои полномочия, а ведущую роль в процессе введения в обращение паспортновизовых документов нового поколения принадлежит МВД России.
В условиях динамично развивающейся российской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство Правительству Российской Федерации в целях решения определенного круга социальных и экономических задач требуется оперативная информация о текущем состоянии народонаселения по ряду социальных групп как в территориальных образованиях различного уровня, так и в целом по стране.
Точные данные о направлении и интенсивности миграционных потоков позволяют существенно повысить достоверность прогнозов и проводить осмысленную социально-экономическую и научно-техническую политику.
Внешняя миграция для многих государств стала важным фактором их экономического и социального развития. Начало массовой миграции на территорию нашей страны приходится на 90-е годы XX столетия, и в настоящее время Россия занимает второе место после США по количеству внешних мигрантов - более 12 млн. человек.
Многолетняя практика деятельности МВД России в сфере миграции и иных правоохранительных органов по обеспечению устойчивого режима пребывания ИГ и ЛБГ на территории государства убедительно показала, что повышение эффективности функционирования всего государственного механизма и контроля за миграционной ситуацией в стране возможно лишь при условии своевременного и действенного учета въезда, выезда и пребывания на территории России всех категорий иностранцев.
Учет ИГ и ЛБГ играет важную роль в деле реализации их прав и законных интересов, в том числе права на свободу передвижения по территории России, способствует предупреждению и пресечению правонарушений, противодействию незаконной миграции, укреплению в стране правопорядка.
Иностранные граждане, находящиеся на территории России, обязаны иметь при себе действительные заграничные паспорта, зарегистрированные в установленном порядке, визы или приглашения, миграционные карты и предъявлять их по первому требованию компетентных органов.
Учет необходимо осуществлять на всей территории страны, накапливать учетные данные в единой информационной базе данных с обеспечением доступа к ней с любой точки регистрации, учета и контроля за пребыванием иностранцев.
В Федеральном законе «О миграционном учете...» под миграционным учетом понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства[9], предусмотренных указанным нормативным правовым актом.
В федеральных органах исполнительной власти МВД России, МИД России, ФСБ России, ФНС России функционируют или находятся на стадии создания автоматизированных информационных систем (АИС) и формируются соответствующие информационные ресурсы, необходимые для осуществления регистрации, учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием в России иностранных граждан. Однако практика показывает, что имеющиеся АИС не позволяют обеспечить комплексное решение задач учета иностранных граждан в России.
Перечисленные выше созданные и вновь создаваемые ведомственные АИС предназначены для решения частных задач. Эти системы работают автономно и пока не имеют реальной возможности функционировать в составе единого интегрированного комплекса.
При этом наблюдается неоправданное дублирование информации, отсутствует оперативный межведомственный обмен данными, порядок поиска, сбора, обработки, каталогизации, архивации и актуализации информации, а в ряде случаев не обеспечиваются в должной мере комплексность и достоверность накапливаемых информационных ресурсов.
Указанные факторы, а также существующая межведомственная разобщенность обусловили принятие постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан. „»‘ (ЦБД УИГ).
Целью создания ЦБД УИГ являлось повышение эффективности информационного обеспечения деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по учету ИГ и ЛБГ на основе внедрения перспективных средств аппаратно-программного и информационнотелекоммуникационного, правового и ресурсного обеспечения.
ЦБД УИГ представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранцах, въезжающих, пребывающих (проживающих) и выезжающих из РФ, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной
1 Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом: постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 года № 186 // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст.1348.
власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета[10] [11] [12].
Основной нормативной базой для ведения ЦБД У ИГ являются: федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , «Об информации, информационных технологиях и
0 защите информации» , постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом»[13], приказ Минэкономразвития России, Минкомсвязи России от 10 марта 2006 года «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации»[14] и др.
В результате создания и внедрения ЦБД УИГ были обеспечены сокращение объемов ручного и, как следствие, общего объема труда по обработке информации при одновременном повышении ее полноты, достоверности и актуальности; повышение оперативности обработки информации; унификация нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов и правил задания и предоставления их реквизитов, что способствовало функционированию ЦБД УИГ как межведомственной информационной системы; повышение оперативности и полноты распределения и передачи организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации между подразделениями разного уровня; повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними источниками: государственными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Российской Федерации; обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных ЦБД УИГ непосредственно с рабочих мест пользователей; построение современной информационно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей обмен данными при решении функциональных задач с гарантированным уровнем информационной безопасности.
Представляется, что для более эффективного использования учетов в сфере миграции целесообразно объединить различные виды учетов в единую систему. Интегрированная система предполагает установление множества корреляционных связей между объектами разных видов учетов.
На настоящий момент создание эффективной системы интегрированных учетов возможно только в виде автоматизированных систем, так как вручную возросшее количество существующих учетов вести практически невозможно.
Такие системы позволят качественно и оперативно решать задачи, стоящие перед поисковыми системами: в кратчайшие сроки производить накопление, обновление, корректировку данных о лицах, предметах (включая следовую информацию, информацию об образцах для сравнительного исследования), поиск и выдачу информации по запросам.
В ряде государств уже создают автоматизированные интегрированные банки данных из образцов для сравнительного исследования, полученных у лиц, задержанных за совершение преступлений. Так, например, в Республике Беларусь в автоматизированной дактилоскопической идентификационной системе «Дакто-2000» имеется возможность параллельного ведения не только экспертно-криминалистических учетов, но и других видов криминалистической регистрации: «Пофамильный учет», «Видеоучет», «Паспортная система».
При многократном увеличении объемов информации, которое произойдет в ходе слияния разных видов учетов в интегрированную систему, получение новой значимой информации возможно только в результате применения новейших информационных технологий.
Интегрированные системы, включающие комплекс различных видов учетов, только начали создаваться. Особенно ценными являются примеры успешного внедрения этих систем в практику. Так, в США с 1997 года ведется создание интегрированной автоматизированной системы идентификации отпечатков пальцев рук (IAFIS).
Основная задача IAFIS - дать правоохранительным органам высококачественную систему идентификации и предоставить другие информационные услуги, гарантирующие представление полных и точных ответов на полученные ФБР электронным способом запросы об отпечатках пальцев рук.
У отечественных разработчиков (преимущественно для органов внутренних дел) имеются программы фиксации и формирования единой базы данных разных видов учетов. Однако они не являются поисковыми системами интегрированных учетов.
В настоящее время в сфере миграции назрела настоятельная необходимость разработки и внедрения автоматических информационных систем с интегрированными учетами, в которых будет накапливаться, систематизироваться и обрабатываться не однородная, а разнородная по своей природе информация о различных объектах учета в целях модернизации и совершенствования информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности МВД России в сфере миграции.
В пользу данного утверждения свидетельствуют результаты анкетирования 213 сотрудников правоохранительных органов, в ходе которого 94,4 % респондентов высказали мнение о необходимости формирования интегрированных учетов для единой информационной системы МВД России в сфере миграции.
По мнению испытуемых, в первую очередь должны быть интегрированы дактилоскопические учеты (так высказалось 74,6 % респондентов), затем адресно-справочные (10,8 % респондентов), фото (7,9 % респондентов) и иные, в том числе биометрические (6,7 % респондентов)[15].
В связи с этим представляется, что основными сведениями, которые первоначально войдут в интегрированные учеты, станут дактилоскопические, адресно-справочные и фото (габитоскопические).
Сегодня имеются весомые предпосылки объединения перечисленных учетов в интегрированную систему. Так, например, уже успешно функционируют автоматизированные дактилоскопические учеты органов внутренних дел, к которым практически присоединены (на примере АДИС «Папилон») автоматизированные габитоскопические учеты. А в ряде регионов Российской Федерации уже внедряется геномная регистрация - идентификация человека по генам.
Кроме того, предпосылкой создания интегрированных учетов является решение вопросов административно-правового регулирования и организационно-методического обеспечения этого процесса.
Представляется, что правовой основой создания интегрированных учетов мог бы выступить разработанный и утвержденный приказ МВД России «О мерах по созданию и использованию интегрированных дактилоскопических, адресно-справочных, фото (габитоскопических) учетов подразделениями Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»[16].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. К современным системам федеральных учетов паспортно-визовой деятельности МВД России в сфере миграции относятся: Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), автоматизированная система «Российский паспорт» (АС «Российский паспорт»), Государственная система изготовления, оформления, контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ГС ПВДНП), а также центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (АИС ЦБД УИГ) и др.
2. В сфере миграции назрела необходимость разработки и внедрения автоматических информационных систем с интегрированными учетами, в которых будет накапливаться, систематизироваться и обрабатываться разнородная по своей природе информация о различных объектах учета в целях модернизации и совершенствования информационного обеспечения паспортно-визовой деятельности МВД России.
3.Эффективное использование информационных ресурсов, хранящихся в федеральных автоматизированных системах учетов, возможно, при условии совершенствования информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти в области управления миграционными явлениями.
4. В качестве правовой основы информационных систем с интегрированными учетами представляется целесообразным разработать и утвердить приказ МВД России «О мерах по созданию и использованию интегрированных дактилоскопических, адресно-справочных, фото (габитоскопических) учетов подразделениями Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации».
[1] Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20 изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1988. С 427.
[2] Информационные технологии управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. проф. В. А. Минаева, М.: Академия управления МВД России, 1997. С 17.
[3] О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 (ред. от 02.06.2016) // Рос. газ. № 152. 1993. 10 авг.
[4] О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №30. Ст. 3285.
[5] СЗ РФ. 2005.№ 52 (1ч.). Ст. 5573; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451; СЗ РФ. 1997. № 11. Ст.1301; СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444; СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.
[6] Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://pdv.guvm.mvd.ru/. Дата обращения 24.10.2016.
[7] Там же.
[8] О Концепции создания Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения: распоряжение Правительства РФ от 15.03.2005 № 277-р // СЗ РФ. 2005. №12. Ст.1608.
[9] О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
[10] Там же.
[11] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
[12] СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
[13] СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.
[14] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 15.
[15] См. Приложение № 5.
[16] См. Приложение № 7.
|