Четверг, 28.11.2024, 22:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности взаимодействия УИИ с судами при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с нсполненнем приговора

Как уже отмечалось ранее, стадия исполнения приговора начинается со вступления решения суда в законную силу и его обращения к исполнению, после чего начинается фактическое исполнение приговора, которое регулируется нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Возникнет ли в дальнейшем «продолжение» стадии исполнения приговора (однократно или несколько раз) или вообще она не состоится, зависит от того, появится ли необходимость в процессуальном разрешении вопросов, предусмотренных ст. 397 УПК РФ.

Таким образом, рассмотрение и разрешение судом вопросов, связанных с исполнением приговора, можно обозначить как второй этап стадии исполнения приговора, наступление которого возможно только после обращения решения суда к исполнению.

Деятельность по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора, не имеет связи с другими стадиями уголовного процесса и не зависит от решений, принимаемых на иных этапах уголовного судопроизводства. Таким образом, для возникновения деятельности по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора, необходимо только наличие обстоятельств, предусмотренных в ст. 397 УПК РФ. Тем самым указанную уголовнопроцессуальную деятельность можно соотнести с деятельностью по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях, которая также возникает в связи с появлением закрепленных в уголовно-процессуальном законе поводов и оснований, от которых зависит, будет ли начато производство по уголовному делу. На этапе рассмотрения и разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора, уголовное дело уже разрешено по существу, и указанная уголовно-процессуальная деятельность

возникает вновь.

Таким образом, этап стадии исполнения приговора по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора, представляется возможным соотнести со стадией возбуждения уголовного дела, так как и та и другая возникают вновь.

На этапе по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях присутствуют поводы и основания необходимые для возбуждения уголовного дела, которые и служат ее фактическим началом. На стадии исполнения приговора также возникают обстоятельства, которые влекут начало уголовно-процессуальной деятельности, например, злостность в уклонении от отбывания наказания, при этом данные факты документируются в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Таким образом, на стадии исполнения приговора можно выделить поводы и основания для начала уголовно-процессуальной деятельности на этапе рассмотрения и разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора, по аналогии со стадией возбуждения уголовного дела.

Так, ходатайство осужденного, представление органа, исполняющего наказания, можно соотнести с поводами для начала судом рассмотрения вопросов, связанных с исполнением приговора, а наличие в указанных документах достаточных данных подтверждающих, например, злостность в уклонении от отбывания наказания могут служить основаниями для начала уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации определяется только УПК РФ, т.е. при решении вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, следователь, дознаватель руководствуется гл. 19 УПК РФ - «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела».

На стадии исполнения приговора при решении вопроса о начале уголовно-процессуальной деятельности суд руководствуется уголовным,

уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным законодательством, а

достаточные данные, свидетельствующие о наличии, например, злостности в уклонении от отбывания наказания и порядок их документирования при составлении представления, подаваемого в суд, регламентированы как в УИК РФ, так и в Инструкциях по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Выделение на стадии исполнения приговора поводов и оснований для начала уголовно-процессуальной деятельности позволит создать единообразную правоприменительную практику, оптимальную основу для организации деятельности суда по рассмотрению и разрешению им вопросов, связанных с исполнением приговора.

основании ст. 397 УПК РФ вопросами, разрешаемыми судом по представлению УИИ, являются вопросы: о замене наказания в виде обязательных работ в случае злостного уклонения от его отбывания (п. б ч. 2); о замене наказания в виде исправительных работ в случае злостного уклонения от его отбывания (п. в ч. 2); о замене наказания в виде ограничения свободы в случае злостного уклонения от его отбывания (п. г ч.2); о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч.5); об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного (ч. б); об отмене условного осуждения или о продлении

испытательного срока (ч. 7); об отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей в соответствии со ст. 73 УК РФ (ч. 8); об отмене частично либо о дополнении установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений (ч. 8.1); о снижении размера

из заработной платы осужденного к исправительным работам (ч. 14); об отмене отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем (ч. 17); о сокращении срока

отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему

в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, с освобождением осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости в соответствии со ст. 82 УК РФ (ч. 17.1); об отмене отсрочки отбывания наказания осужденному больному наркоманией (ч. 17.2); о заключении под стражу осужденного,

скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, до рассмотрения вопроса, указанного в ч. 2 ст. 397 УПК РФ, но не более чем на 30 суток (ч. 18).

Замена наказания в виде обязательных работ в случае злостного уклонения от его отбывания (п. б ч. 2 ст. 397 УПК РФ) осуществляется судом на основании ч. 3 чт. 49 УК РФ и ст. 30 УИК РФ.

Согласно ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющийся осужденный от обязательных работ является осужденный более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Согласно п. 56 Инструкции за уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение.

На основании п. 57 Инструкции в отношении осужденного более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Однако согласно Инструкции (п. 60), в случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения, перечисленного в п. 57 Инструкции. Но закон не определяет, какое из последующих за отказом суда правонарушений считать повторным, т.е. либо за совершение осужденным еще одного третьего нарушения в течение месяца со дня последнего, после которого УИИ было направлено в суд представление, или же срок этих нарушений исчисляется заново с момента вынесения постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства УИИ, т.е. нарушение, совершенное в срок менее месяца с момента последнего, но после вынесенного отказа суда будет считаться все равно первым.

Замена наказания в виде исправительных работ в случае злостного уклонения от его отбывания осуществляется судом на основании ч. 4 ст. 50 УК РФ и ч. 3 - ч. 5 ст. 46 УИК РФ. При этом замена наказания в виде исправительных работ судом не имеет императивного характера в отличие от замены наказания в виде обязательных работ, и предоставляет суду возможность не усматривать необходимости в замене данного наказания даже в случае уклонения осужденного от его отбывания1.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из предусмотренных ст. 46 УИК РФ нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Т.е. злостным признается только повторное нарушения порядка и условий отбывания осужденным данного вида наказания, но только после вынесения предупреждения. Так п. 5.8 Пленума Верховного

См.: Дворянсков И.В. К вопросу об уголовной ответственности за уклонение от обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, получения предписания для направления в колонию- поселение или не прибывших к месту отбывания наказания // Вестник Вологодского института ФСИН России. 2016. №2. С. 12.

суда РФ № 5 от 22.12.20151 устанавливает обязанность суда проверять: применялись ли к осужденному предупреждения УИИ.

Согласно п. 97 Инструкции в случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившемся в неявке на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания в порядке п. 70 Инструкции, УИИ вызывает осужденного либо посещает его по месту жительства, при отсутствии уважительных причин допущенных нарушений УИИ выносит предупреждение. А согласно п. 98 Инструкции предупреждение выносится УИИ не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на исправительные работы и нарушения трудовой дисциплины и объявляется осужденному под роспись. Таким образом, указанные в п. 97 Инструкции нарушения в виде пяти дней неявки на работу со дня после получения предписания не согласовываются с обязанностью УИИ не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на работу вынести осужденному предупреждение, так как исходя из указанной формулировки неявка на работу в течение пяти дней не является невыходом на работу, за который в течение трех дней осужденному выносится предупреждение. Исходя из вышеизложенного, следует конкретизировать п. 98 Инструкции следующим образом: «предупреждение выносится УИИ в течение трех дней со дня невыхода осужденного на работу или в течение трех дней по истечению пятого дня неявки осужденного на работу после получения им предписания УИИ».

При решении вопроса о дополнении судом установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений согласно п. 49 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, УИИ при поступлении сведений об антиобщественном образе жизни осужденного, посещении им мест, связанных с употреблением

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 59 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам» // Рос. газ. от 29.12.2015 №6866(295).

алкогольных напитков либо наркотических средств вносит в суд представление о дополнении ранее установленных осужденному ограничений. Согласно ч. 3 ст. 58 УИК РФ при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, УИИ может внести в суд соответствующее представление.

Таким образом, УИК РФ устанавливает широкий круг обстоятельств, при наличии которых, осужденному судом могут быть дополнены ранее установленные ограничения, в свою очередь Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы сужает круг таких обстоятельств до сведений об антиобщественном образе жизни осужденного, посещении им мест, связанных с употреблением алкогольных напитков либо наркотических средств, при этом не конкретизируя, какие именно сведения должны быть получены УИИ и каким образом документально оформлены, а также в данной Инструкции нет указания о достаточности и полноте указанных сведений.

При решении вопроса об отмене условного осуждения или о продлении испытательного срока; об отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей суд руководствуется ст. 74 УК РФ и ст. 73 УК РФ соответственно.

По ч. 2 ст. 190 УИК РФ в случае неисполнения условно осужденным указанных в ч. 4 ст. 188 УИК РФ требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник УИИ вносит в суд соответствующее представление. Однако критерии целесообразности возложения обязанностей на осужденного УИК РФ не установлены, что создает проблемы в выборе и обосновании возложения дополнительных обязанностей на осужденного и формированию в каждом регионе отдельной правоприменительной практики. Представляется целесообразным закрепить в УИК РФ норму, закрепляющую обстоятельства, при наличии которых УИИ вправе обратиться с представлением в суд о возложении на осужденного других обязанностей.

Согласно ч. 5 ст. 190 УИК РФ систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Однако по п. 130 Инструкции в случае отказа суда в удовлетворении представления УИИ о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения и исполнении назначенного судом наказания следующее представление вносится в суд после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного взыскания, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей.

Таким образом, Инструкция устанавливает еще одно понятие систематического неисполнения условно осужденным обязанностей, которое не предусмотрено в УИК РФ - одно нарушение, совершенное после отказа суда в удовлетворении представления УИИ, в связи с чем, можно сделать вывод, что срок в один год за который осужденный согласно ч. 5 ст. 190 УИК РФ должен допустить нарушение для признания их систематическими уже не учитывается. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным дополнить ч. 5 ст. 190 УИК РФ положением о признании нарушения следующего за отказом суда в удовлетворении представления УИИ систематическим независимо от срока его совершения осужденным.

По ч. 5 ст. 73 УК РФ суд вправе возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. Под обязанностью стоит понимать выполнение каких-либо действий и обязательств, способствующих его перевоспитанию, однако критерии выбора обязанностей в законодательстве не регламентированы. При отмене возложенных на осужденного обязанностей судам необходимо учитывать степень его исправления, а также отсутствие реальной возможности исполнения этих обязанностей, с учетом места проживания осужденного или других обстоятельств, объективно препятствующих их исполнению.

Кроме того, налицо противоречие между предписаниями ч. 2 ст. 74 УК РФ и ч. 1 ст. 190 УИК РФ. Если перечисленные выше обстоятельства согласно УК РФ являются основаниями для продления испытательного срока, то по УИК РФ они служат основанием для вынесения УИИ предупреждения в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.

В данном случае должны применяться нормы материального права, т.е. УК РФ, а УИК РФ следовало бы привести в соответствие с уголовным законом. Также необходимо уточнить, что представляет собой уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей (ч. 2 ст. 74 УК РФ). Если сравнивать его с систематическим неисполнением обязанностей (ч. 3 ст. 74 УК РФ), то разграничение можно проводить по качественной или количественной сторонам.

Вопрос об отмене отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем разрешается судом на основании ст. 82 УК РФ и ст. 178 УИК РФ.

Срок направления представления в суд по вопросам отсрочки от отбывания наказания и порядок действий УИИ регламентируется п. 136 Инструкции, согласно которому, если осужденный с отсрочкой отбывания наказания отказался от ребенка или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, то УИИ в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления данных фактов вносит в суд представление, в котором указываются конкретные факты уклонения осужденного от воспитания ребенка и ухода за ним, а также данные, характеризующие его поведение.

Представляется целесообразным привлекать УИИ для оценки уклонения от воспитания ребенка органы опеки и попечительства, на которые в случае отмены отсрочки и исполнения наказания возлагается обязанность о наблюдении за условиями проживания ребенка.

Вопрос об отмене отсрочки отбывания наказания осужденному больному наркоманией разрешается судом в соответствии с ч. 2, ч. 4, ч. 5 ст. 82.1 УК РФ, ст. 178.1 УИК РФ.

В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня освобождения из исправительного учреждения в УИИ, в том числе, если осужденный скрылся от контроля после постановки на учет, УИИ осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а после объявляет осужденного в розыск1.

На основании ч. б ст. 178.1 УИК РФ в случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медикосоциальной реабилитации или продолжает после объявленного

предупреждения уклоняться от их прохождения, УИИ вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.

В соответствии с ч. 7 ст. 178.1 УИК РФ, осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, если он, не отказавшись от их прохождения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации, либо два раза не

См.: Жевлаков Э. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией // Уголовное право. 2012. № 3. С. 25.

выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля УИИ и его место нахождение не установлено в течение более 30 суток.

настоящее время нет принятой инструкции по организации исполнения отсрочки больным наркоманией1. Соответственно нет

закрепленного порядка контроля за осужденными больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка от отбывания наказания.

Срок направления указанного представления в суд об отмене отсрочки осужденным больным наркоманией, форма данного представления, порядок действий УИИ по направлению указанного представления в суд, а также документы, которые необходимо собрать УИИ для подтверждения в суде факта отказа от прохождения лечения или уклонение от него не нашли своего закрепления в нормативно-правовых актах, что способствует снижению эффективности деятельности по рассмотрению и разрешению вопроса, предусмотренного п. 17.2 ст. 397 УПК РФ.

В практической деятельности УИИ существуют разъяснения по осуществлению контроля за поведением осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено и прохождением ими курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации. Данные разъяснения не закреплены в нормативных и ведомственных актах, однако используются как практические рекомендации.

Согласно указанным разъяснениям в случае, если осужденный отказался от прохождения лечения после объявленного предупреждения, не выполнил указание врача или самовольно покинул лечебное учреждение, УИИ не позднее трех рабочих дней направляет в суд представление об отмене отсрочки, в котором указываются конкретные факты уклонения, а

См.: Сысоев Р.А. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: теоретический и прикладной аспекты : дис. ... канд. наук : Владимир, 2015. С. 11.

также данные, характеризующие поведение осужденного, к представлению УИИ также прилагаются копии из личного дела осужденного.

Однако отсутствие закрепленной инструкции по порядку исполнения указанной отсрочки существенно сказывается на формировании в каждом регионе собственной практики сбора документов и сведений, представляемых УИИ в суд по вопросам исполнения приговора и оценки их судом в принятии решения.

Институт задержания осужденного в российском законодательстве в настоящее время имеет комплекс существенных недостатков правового характера , так в практической деятельности некоторых регионов (Кемеровская область) возникают случаи, когда при задержании осужденного сотрудниками УИС и доставлении его в изолятор временного содержания по месту задержания, отделы полиции отказывают в принятии задержанных осужденных в связи с тем, что процедура задержания лично ими не производилась . Указанные проблемы связанны с разнообразной правоприменительной практикой, сложившейся в регионах и отсутствием общего алгоритма задержания осужденного, что снижает эффективность мер воздействия на лицо, уклоняющееся от отбывания наказания без изоляции от общества.

В соответствии с ч. 6 ст. 58 УИК РФ осужденный к наказанию в виде ограничения свободы, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопроса о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы по представлению УИИ, направляемому в суд. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток. [1] [2]

Ч. 7 ст. 58 УИК РФ определяет, что после задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со ст. 53 УК РФ.

На основании ч. 4 ст. 46 УИК РФ скрывшийся с места жительства осужденный к наказанию в виде исправительных работ, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ (ч. 5 ст. 46 УИК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющийся от отбывания наказания в виде обязательных работ осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 2 ст. 30 УИК РФ).

Положения ч. б и 7 ст. 58, ч. 4 и. 5 ст. 46, ч. 2 ст. 30 УИК РФ нуждаются в конкретизации.

Так в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3] в перечне полномочий, предоставленных сотрудникам органов внутренних дел, отсутствует полномочие по задержанию осужденного, объявленного в розыск на срок 48 часов, однако указано, что основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[4] полиция имеет право до судебного решения в случаях, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, подвергнуть лицо задержанию на срок не более 48 часов.

Полиция имеет право задерживать лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством РФ, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако если задержанными лицами являются лица, находившиеся в розыске, то право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется.

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию

задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством РФ. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Таким образом, получается, что согласно УИК РФ осужденный, находящееся в розыске, задерживается органами внутренних дел. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» такое задержание вправе производить только полиция.

Однако в соответствии со ст. 18.1 УИК РФ объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (ч. 2).

Оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1, в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных указанным выше Федеральным законом, в пределах их компетенции (ч. 3).

Кроме того, ч. б ст. 58 УИК РФ говорит о том, что 48-часовой срок задержания осужденного, который был объявлен в розыск, может быть продлен судом до 30 суток. Вопросы, связанные с исполнением приговора и порядок проведения судебного заседания по данным вопросам, регламентируются нормами главы 47 УПК РФ. Однако в ст. 397 главы 47 УПК РФ, определяющей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора, нет указания на то, что суд уполномочен продлить осужденному срок задержания до 30 суток. Указанная норма (п. 18 ч. 1 ст. 397 УПК РФ) уполномочивает суд лишь на рассмотрение вопроса о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, до рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более строгим его видом, о чем речь идет уже в ч. 7 ст. 58 УИК РФ.

В данном случае, необходимо отметить, что задержание в правовой доктрине всегда рассматривается как краткосрочная принудительная мера, после которой при необходимости решается вопрос о заключении под стражу.

В целях устранения обозначенных противоречий между ч.ч. 6,7 ст. 58 УИК РФ и ст. 397 УПК РФ необходимо исключить из ч. б следующую фразу: «Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток».

С учетом изложенного, алгоритм действий сотрудников уголовноисполнительной системы в случаях, когда место нахождения осужденного Неизвестно, В СООТВеТСТВИИ С Нормами Действующего уГОЛОВНОФедеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета от 18.08.1995.

 

по

исполнительного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства должен выглядеть следующим образом.

Объявление осужденного в розыск оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (ч. 2 ст. 181, ч. б ст. 58 УИК РФ).

Осуществление розыска осужденного оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыск ной деятельности», в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ).

Фактическое задержание (фактическое лишение свободы

передвижения) осужденного, объявленного в розыск. В случае, когда фактическое задержание произведено не сотрудниками полиции, а сотрудниками уголовно-исполнительной системы или иных государственных органов, осужденный должен быть передан сотрудникам полиции, так как только им в соответствии с ч. 6 ст. 58 УИК РФ и ст. 14 Федерального закона «О полиции» предоставлено полномочие по задержанию на срок не свыше 48 часов указанной категории осужденных и составлению протокола задержания.

Уведомление должностным лицом, составившим протокол задержания осужденного, сотрудника УИИ, где осужденный состоит на учете.

В случае необходимости и с учетом того, что срок задержания осужденного не может превышать 48 часов, подготовка и внесение сотрудником УИИ в суд представления с ходатайством о заключении осужденного под стражу на срок не более 30 суток до рассмотрения вопроса

0 замене неотбытой части наказания более строгим видом наказания (п. 18 ч.

1 ст. 397 УПК РФ, ч. 7 ст. 58 УИК РФ).

Подготовка и внесение сотрудником УИИ представления в суд с ходатайством о замене осужденному неотбытой части наказания более строгим видом наказания (ст. 397, 399 УПК РФ, ч. 7 ст. 58 УИК РФ).

7. Рассмотрение и разрешение судом вопроса о замене неотбытой части наказания более строгим видом наказания в соответствии с нормами УПК РФ (ст. 397, 399 УПК РФ).

Конечно, представляется более эффективным и целесообразным предоставление полномочий по задержанию осужденного, объявленного в розыск, сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Кроме того полагается целесообразным обязать орган или учреждение, исполняющие наказания, представить в суд представление с ходатайством о заключении осужденного под стражу на срок не более 30 суток до последующего рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более строгим видом наказания за восемь часов до истечения срока задержания осужденного по аналогии с ч. 3 ст. 108 УПК РФ в отношении подозреваемого, задержанного в порядке ст. ст. 91,92 УПК РФ. Так как в указанном случае задержание осужденного также является краткосрочной мерой, не превышающей 48 часов.

В практической деятельности УИИ также нередко возникают прецеденты задержания осужденного, состоящего на учете, в порядке ст. 9192 УПК РФ1.

В отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, орган дознания, дознаватель или следователь, как правило, в течение 48 часов устанавливает ряд обстоятельств, характеризующих его личность, таких как привлечение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, к уголовной ответственности, так как эти данные

См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2015 году : обзор ФСИН

России.

 

необходимы для возбуждения перед судом ходатайства о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ.

Таким образом, органу дознания, дознавателю или следователю в короткие сроки становится известно о том, что лицо отбывает, например, обязательные работы, а следовательно состоит на учете УИИ. Согласно ч. 3. ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Однако, у органа дознания, дознавателя или следователя отсутствует обязанность незамедлительно уведомить УИИ о произведенном задержании лица, состоящего на их учете.

В свою очередь при задержании осужденного, состоящего на учете в порядке ст. 91-92 УПК РФ, когда уведомление родственников задержанного не производится, (например, при их отсутствии), УИИ фактически не имеет данных о месте нахождения осужденного, что существенно затрудняет их деятельность. Как правило, сведения о подозрении в совершении преступления осужденным или его задержании в качестве подозреваемого УИИ получает непосредственно от самого осужденного или его родственников, а не от непосредственных участников уголовного судопроизводства.

Так в ряде регионов, в частности, в Псковской области при задержании лица, состоящего на учете УИИ, по подозрению в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 91-92 УПК РФ уведомление УИИ не производилось и в базах учета, доступных УИИ, данная информация о задержании лица, а также об избранной в отношении него меры пресечения, в виде заключения под стражу, не размещалась. В связи с этим, УИИ в соответствии с главой IX Инструкции проводились первоначальные мероприятий по установлению местонахождения осужденного.

Таким образом, в настоящее время при возбуждении уголовного дела за совершение повторного преступления после постановки осужденного на учет УИИ не имеет возможности своевременно получить данную информацию от органов предварительного расследования и осуществить предусмотренные УИК РФ и Инструкцией действия по приостановлению исполнения приговора в отношении осужденного до вступления приговора суда по возбужденному уголовному делу в законную силу.

Указанные выше обстоятельства снижают эффективность деятельности УИИ по исполнению приговора, так как не позволяют своевременно отреагировать на нарушение порядка и условий отбывания наказания осужденным. Кроме того, УИИ в случае возбуждения в отношении осужденного уголовного дела за совершение повторного преступления до, либо после постановки на учет оформляет соответствующую карточку, предусмотренную Инструкцией и следит за принятием решения по существу возбужденного уголовного дела судом, а в случае если УИИ не известно о задержании осужденного по подозрению в совершении преступления, информация по учетам УИИ на данного осужденного фактически искажается.

Кроме того, орган дознания, дознаватель или следователь, осуществляющий уголовное судопроизводство в отношении осужденного состоящего на учете УИИ на основании ст. 73 УПК РФ обязан установить обстоятельства, характеризующие личность последнего. На наш взгляд, целесообразно запрашивать характеристику на такого осужденного, в том числе и у инспектора УИИ, осуществлявшего надзор за ним, что позволит более полно охарактеризовать его личность и склонности к совершению правонарушений.

В целях повышения эффективности деятельности УИИ по вопросам исполнения приговора, а также повышения эффективности взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, и органов предварительного расследования полагаем целесообразно внести изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190 /912 г. Москва «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно - исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»1, установив:

- обязанность органа дознания, дознавателя или следователя при задержании лица в качестве подозреваемого, а также при возбуждении в отношении лица уголовного дела или избрании в отношении него меры пресечения незамедлительно запрашивать сведения о его привлечении его к уголовной ответственности, в том числе, в целях дальнейшего уведомления УИИ в случае задержания лица, состоящего на учете;

- обязанность органа дознания, дознавателя или следователя, при получении сведений о подозреваемом (обвиняемом) о вступившем в законную силу в отношении него приговоре суда об осуждении к наказанию, не связанному с изоляцией от общества уведомлять УИИ о задержании лица в качестве подозреваемого, а также возбуждении в отношении лица уголовного дела. Срок данного уведомления целесообразно установить по аналогии с ч. 3. ст. 92 УПК РФ в течение 12 часов с момента получения органом дознания, дознавателем или следователем сведений о наличии указанных привлечений подозреваемого (обвиняемого) к уголовной ответственности. Указанный срок позволит УИИ незамедлительно осуществить предусмотренные законом действия;

- форму уведомления органом дознания, дознавателем или следователем органа или учреждения, исполняющего наказания без изоляции от общества, о задержании лица по подозрению в совершении преступления, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда об осуждении к наказаниям без изоляции от общества, а также об избрании в

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 190/912 г. Москва «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» // Российская газета№5921 (248) от 26.10.2012.

отношении осужденного меры пресечения или принуждения, возбуждении в отношении осужденного уголовного дела;

- обязанность УИИ при получении уведомления от органа дознания, дознавателя или следователя о задержании лица, состоящего на учете, по подозрению в совершении преступления, об избрании в отношении осужденного меры пресечения или принуждения, о возбуждении в отношении осужденного уголовного дела в срок не менее 3 суток направить органу дознания, дознавателю или следователю характеристику на осужденного для приобщения к материалам уголовного дела.

 

[1] Антонов А.Г., Красоткин П.Н. Некоторые проблемы правового регулирования порядка проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2015. №2. С. 6.

[2] См.: Антонов А.Г., Красоткин П.Н. К вопросу о задержании осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2015. № 1. С. 36.

[3] Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета № 5651 (275) от 7.12.2011.

[4] Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета № 5401 (25) от 08.02.2011.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.11.2017)
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%