Исторически создание систем ПРО связано с периодом «холодной войны», когда обе сверхдержавы (США и СССР) стремились развивать не только наступательные, но и оборонительные вооружения, для поддержания глобального баланса сил.
Впервые о необходимости создания системы противоракетной обороны (ПРО) США было заявлено в 1945 году после окончания Второй мировой войны, в ходе которой были применены баллистические ракеты Германии Фау-1 и Фау-2. Опасность того, что более усовершенствованный вариант этих ракет сможет прорвать даже самые передовые существующие системы противовоздушной обороны (ПВО) заставили СССР и США задуматься о защите своих территорий от возможных атак баллистических ракет[1]. Так, в Соединённых Штатах президент Гарри Трумэн (Harry S. Truman 1945-1953) выступил с инициативой развития ограниченной ПРО на основе существующих систем противовоздушной обороны (ПВО).
С этого времени американские системы противоракетной обороны стали активно развиваться (см. таб. 2). Если ещё в 1950-х гг. информационноразведывательные и ударно-боевые средства ПРО США находились исключительно на территории Америки, то уже к началу 1960-х гг. они стали выходить и распространяться за её пределы.
В 1967 году при изучении технических характеристик программы ПРО «Найк-Икс» было доказано, что эта система не эффективна в случае применения новейших средств преодоления ПРО противником. В связи с этим, была создана новая система ПРО «Сентинел», основу которой составили усовершенствованные ракеты-перехватчики дальнего действия «Спартан-2» и ближнего действия «Спринт». В конце 1960-х гг. была принята программа ПРО «Сейфгард», предназначавшейся для прикрытия 4 баз МБР, 7 аэродромов и Национального командного центра.
Но эта программа была не до конца реализована в связи с подписанием бессрочного Договора об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая
Л 1 о
1972 г. между СССР и США. Согласно этому Договору (см. ст. 1) каждой из сторон не разрешалось создавать системы ПРО для защиты всей территории своей страны от БР, за исключением двух районов: вблизи столицы и размещения шахтных пусковых установок МБР (см. ст. 3). Кроме того, стороны не имели право создавать, испытывать или развертывать системы или какие-либо элементы ПРО морского, наземного, космического и воздушного базирования (см. ст. 4). Запрещалось также передавать другим странам средства ПРО, или размещать их за пределами своей территории.
Другой немаловажной составляющей этого договора стал Протокол к Договору по ПРО, ратифицированный в 1974 году, согласно которому вводились ещё большие ограничения на размещение средств ПРО: каждой стороне разрешалось иметь лишь один район, защищенный противоракетными средствами: СССР - вокруг Москвы, США - база МБР Гранд Форкс (шт. Северная Дакота) и по 100 противоракет на своей территории.
Таким образом, Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. существенно сдерживал попытки качественного усовершенствования [2] [3] систем ПРО, отложил гонку вооружений на долгие годы и, тем самым, значительно укрепил стратегическую стабильность в мире.[4] [5]
В 1983 г. Соединенные Штаты объявили о развитии программы «Стратегическая Оборонная Инициатива» (СОИ), нацеленную на создание широкомасштабной системы противоракетной обороны, покрывающая всю территорию США, что явно подрывало положения Договора по ПРО. Негативные отклики СССР по поводу данной программы способствовали частичной отмене СОИ. Но на её смену пришла новая программа «Глобальная защита от ограниченного удара» (Global Protection Against Limited Strikes). Таким образом, было положено начало строительства национальной системы ПРО США, невзирая на положения Договора по ПРО.
Если в период «холодной войны» развитие систем ПРО считалось контрпродуктивным для поддержания баланса сил и стратегической стабильности, то с крушением Советского Союза Вашингтон был поставлен в уникальное положение: теперь ему необходимо было закреплять военное превосходство в мире, а потому подобные представлялось возможным пойти по
пути принятия односторонних решений, резко изменяя баланс сил в свою
221
сторону.
В 1999 г. президент США Б. Клинтон подписал закон о развертывании Национальной противоракетной обороны (НПРО) (National Missile Defense). Российская сторона рассматривала эти действия США как стремление превзойти Россию в военном плане, включая возможность нанесения первого удара.
Таблица 2. Развитие противоракетной обороны США
Дата
Этапы развития ПРО США
1954
активно ведутся НИОКР в области ПРО США
1955,
февраль
подготовка к созданию ракет-перехватчиков в составе системы ПРО «Найк-Зевс», предназначенных для уничтожения МБР
1955
создание противоракеты «Визард»
1956
принятие программы «Дефендер» (Defender), в рамках которой разрабатывались системы перехвата БР
1957,
январь
создание противоракетной системы «Найк-Зевс» (Nike- Zeus), для защиты отдельных объектов
1957,
апрель
оснащение ядерным боезарядом ракеты-перехватчика «Найк-Зевс»
1958
строительство ограниченной НПРО США на основе новой ракеты-перехватчика «Найк-Зевс»
1959,
август
испытание противоракеты «Найк-Зевс»
1960
реализация программы «BMEWS» (Ballistic Missile Early Warning System);
размещение сети РЛС СПРН на территории не только самих США, но и их союзников ;
1963
разработка зональной ПРО на основе двухэшелонного комплекса «НайкИкс» (NikeX) для защиты 42 важнейших городов США от атаки БР;
усовершенствование ракетыперехватчика «Найк-Зевс» - «Спартан»;
изобретение противоракеты ближнего радиуса действия «Спринт»;
222 См. подробнее: Козин В.П. Эволюция противоракетной обороны США и позиция России (1945-2013) / М.: РИСИ. - 2013. С. 22
- запуск программы «Сентинел» для защиты баз ПРО, а также главнейших административных и промышленных центров;
1967-1969
запуск программы «Сейфгард» (улучшенный вариант «Сентинел»), предназначенной для защиты городов США и 12 военных баз
1970,
март
внесение поправок в программу ПРО «Сейфгард», по которым осуществлялась защита 4 баз МБР, 7 аэродромов и командного центра в столице
1983
разработка системы ПРО «LADS» (Low Altitude Defense System) для перехвата БР на малой высоте
1984,
апрель
создание Организации по стратегической оборонной инициативе (Strategic Defense Initiative Organization), (переименованную в 1993 в Организацию по ПРО (Ballistic Missile Defense Organization), в январе 2002 - Агентство по ПРО США (УПРО) (Missile Defense Agency - MDA)
1990
принята программа «ERINT» (Extended Range Interceptors), в рамках которой были созданы противоракеты повышенной дальности, составившие основу для ЗРК «Пэтриот»
1999
сентябрь-
октябрь
развитие элементов ПРО морского базирования и её первые испытания в акватории Тихого Океана
2000,
сентябрь
отказ президента США Б. Клинтона от строительства ограниченной ПРО
2001
развертывание глобальной стратегической ПРО, включая элементы третьего позиционного района систем ПРО в Польше и Чехии
2003,
май
заявление Президента США Дж. Буша-мл. (George W. Bush) о создании глобальной ПРО США
2005,
февраль
создание «Объединенного функционально-компонентного
командования по вопросам интегрированной противоракетной обороны» (Joint Functional Component Command for Integrated Missile Defence), размещенного на базе ВВС США, Шривер.
2009,
сентябрь
Принят проект «Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕПАП)
Как видно из приведенной выше таблицы, к 2000 годам произошла трансформация ограниченной системы ПРО США в активно развивающуюся глобальную систему противоракетной обороны, к сотрудничеству с которой, привлекались все новые и новые страны. После успешной реализации американских программ ПРО, руководство Вашингтона приняло решение о создании единой международной глобальной ПРО для защиты не только территории США, но и их союзников по НАТО. В результате, практически вся Европа оказалась охвачена этим проектом.
Как известно, в июне 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО 1972 г., тогда же администрация президента США Дж. Буша-мл. заявила о своих планах по развертыванию глобальной стратегической ПРО на основе противоракет большой дальности GBI (Ground Based Interceptors) и региональной противоракетной обороны, включая элементы третьего позиционного района в Европе (см. таб. 3). Эти действия были восприняты крайне негативно Россией, которая расценила намерения США как шаг в направлении создания системы ПРО, способной ограничить возможности стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации.
Таблица 3. Сегменты национальной противоракетной обороны США (НПРО)223:
Сегменты
Участок
перехвата
Средства ПРО
Расположение
I сегмент
восходящий участок, в т.ч. активный
- Airborne Laser (ABL)
лазерная система
воздушного
базирования;
МБИУС «Иджис»
(Aegis) МБ, оснащенная противоракетами SM (Standard Missile) различных модификаций для перехвата ракет средней дальности и МБР
Акватория Мирового океана
II сегмент
средний
участок
Комплексы ПРО заатмосферного перехвата боеголовок МБР на базе ракет- перехватчиков GBI
2 позиционных района GBI:
- Аляска - Калифорния + третий позиционный район в Польше и Чехии
III сегмент
конечный
участок
наземное базирование
Всего 30 ракет GBI:
- 26 в Форт-Грили, (Аляска);
- 4 на базе Ванденберг (Калифорния)
(НБ): комплексы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) и ЗРК «Пэтриот» (Patriot); морское базирование (МБ): комплексы «Иджис»
Что касается сотрудничества США и НАТО в области противоракетной обороны, то, стоит отметить, что изначально Альянс начал программу ПРО в 1990
224
году для защиты своей территории от ограниченных ракетных запусков. [6] [7]
В 2002 году на Пражском саммите (Prague Summit), было принято решение о проведении исследований по возможности реализации потенциала ПРО театра военных действий для защиты населения и территории Европы. В результате, эксперты пришли к заключению, что в 2005 году было бы технически возможно разработать интегрированную систему ПРО для защиты от угрозы, исходящей со стороны Ирана. В 2010 году на Лиссабонском саммите (Lisbon Summit), НАТО объявила создание общерегиональной системы ПРО основной целью Альянса.
В сентябре 2009 г. администрацией Б. Обамы был принят проект
«Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕвроПРО), основной акцент которого был сделан на создание мобильной системы ПРО в акваториях Средиземного, Балтийского и Черного морях, а также на территориях некоторых стран Европы.[8] Однако, последние два этапа ЕвроПРО вызвали настороженность у России в связи с исследованием перспективных возможностей американских ракет-перехватчиков и предполагаемых районов их базирования в Румынии и Польше, где планируется размещение наземных баз ПРО США.[9] [10] В связи с этим, Россия не сможет нанести ответный удар по территории США, так как существует риск того, что могут быть уничтожены шахтные пусковые установки российских
227
МБР Окончательная реализация ЕвроПРО приведет к кардинальному изменению баланса сил не только в Европе, но и на глобальном уровне. Одностороннее наращивание американских противоракетных возможностей в конечном итоге спровоцирует нарастание конфронтации между Россией, Китаем и США.
В мае 2012 г. на Чикагском саммите НАТО был принят «Обзор политики НАТО в области сдерживания и обороны», в котором указывалось, на оперативное объединение ракетно-ядерных сил, ПРО и обычных вооружений стран-членов
НАТО, что получило название - «Чикагской триады». О приверженности «Чикагской триаде» было также заявлено на последнем саммите НАТО в Варшаве 2016 г.
В 2014 г. приостановлено какое-либо взаимодействие России-США/ НАТО в области ПРО из-за противоречий в решении кризиса на Украине. Соединенные Штаты продолжают в одностороннем порядке реализовывать планы по строительству глобальной противоракетной обороны, втягивая в нее страны Восточной Европы, которые расположены у российских национальных границ.
Кроме того, на саммите НАТО в Уэльсе (Wales Summit) 4-5 сентября 2014 г.
бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявил об основных достижениях Североатлантического Альянса, включая: Стратегическую концепцию НАТО 2010 (Strategic Concept for the Defence and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organization), согласно которой НАТО заинтересована в развитии сотрудничества с Россией в области ПРО из-за активного распространения баллистических ракет на территории Ближнего Востока.
Однако, принимая во внимания недавние события на Украине и позицию США в отношении России, а также расширение географии размещения американских систем ПРО можно предположить о том, что в скором времени будет принята новая концепция НАТО, (сейчас действует концепция НАТО от 2010 г., утверждённая на Лиссабонском саммите), в которой Россия будет выступать в качестве потенциального противника. План по боеготовности (Readiness Action Plan - RAP), был создан в ответ на «агрессивные действия России против Украины» для укрепления обороны Альянса. RAP включает в себя Объединенные войска быстрого реагирования (Very High Readiness Joint Task Force), которые смогут развернуться в течение 40 часов с численностью до 6- [11] [12] [13] тысяч человек. Также для решения задач RAP была принята Инициатива по связанным силам (Connected Forces Initiative), включающая совместные военные мероприятия и учения, развитие «технологических систем военного управления и связи между союзниками и партнерами». Планируется создать до 5 военных баз: в Румынии, Польше, Латвии, Литве и Эстонии.
Заручившись безоговорочной поддержкой НАТО, Соединенные Штаты навязывают своим европейским партнёрам образ врага России, втягивают Североатлантический Альянс в строительство глобальной ПРО, которая не способна защитить все страны-члены НАТО в равной степени, например, ее юговосточную часть. В свою очередь Россия будет вынуждена дать адекватный ответ, в том числе, действуя против европейских стран-членов Альянса, что существенно затруднит принятие мер в отношении самих США.
[1] Колтунов В.С., Кубышкин А.В., Степанов В.М. Противоракетная оборона: история и современность. Доклад на Международной конференции по проблематике ПРО в Москве, 3-4 мая 2012. URL:http://www.iss- atom.ru/articl_iss/conf_pro_2012.pdf
[2] Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. URL: http://www.armscontrol.ru/start/Rus/docs/abm- treaty.htm
[3] Колтунов В.С., Кубышкин А.В., Степанов В.М. Противоракетная оборона: история и современность. Доклад на Международной конференции по проблематике ПРО в Москве, 3-4 мая 2012. URL: http://www.iss- atom.ru/articl_iss/conf_pro_2012.pdf
[4] Шварев В. Российский подход к созданию ЕвроПРО. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства обороны РФ - Режим доступа: http://stat.mil.ru/ffles/Anti-baUistic/06_Shvarev.pdf // Меры по упрочению международного режима ядерного нераспространения в 2016-2020 гг. Рекомендации ПИР-Центра. Апрель 2016. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ПИР-Центра - Режим доступа: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14665194540.pdf
[5] Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М.: ИСКРАН, 2002. - с. 52-68
[6] Колтунов В.С., Кубышкин А.В., Степанов В.М. Противоракетная оборона: история и современность. Доклад на Международной конференции по проблематике ПРО в Москве, 3-4 мая 2012. URL: http://www.iss- atom.ru/articl_iss/conf_pro_2012.pdf
[7] Козин В.П. Эволюция противоракетной обороны США и позиция России (1945-2013). - М.: РИСИ, 2013. - с. 39
[8] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 30.
[9] В их универсальных пусковых установках могут размещаться не только оборонительные ракеты-перехватчики, но и наступательные виды вооружений крылатые ракеты наземного базирования.
[10] Из ответов на вопросы Козина В.П. на презентации книги «Чикагская триада» США и НАТО: ее последствия для России. 16 июня 2016 г. в РИСИ.
[11] Козин В.П. «Чикагская триада» США и НАТО: ее последствия для России. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2016 - с.4.
[12] Strategic Concept for the Defense and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organization. November 19-20, 2010. URL: http://www.nato.int/strategic-concept/pdf/Strat_Concept_web_en.pdf
[13] Speech by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen at Carnegie Europe. A Force for Freedom. September 16. 2014. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_113063.htm?selectedLocale=en
|