Понедельник, 25.11.2024, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

ПРО США в Европе

Одной из главных угроз международной безопасности является неконтролируемое распространение баллистических ракет и оружия массового уничтожения . Соединенные Штаты и Советский Союз приложили немало усилий по сокращению и ограничению наступательных вооружений, однако сегодня продолжается распространение баллистических ракет по всему миру, в том числе и в странах Ближнего Востока, когда особенно становится актуальным

 

вопрос о передаче технологий по производству ракет негосударственным акторам.[1]

Обеспокоенность Соединенных Штатов вызывает ракетная и ядерная программы Ирана и Северной Кореи.[2]

По заявлению Президента Соединенных Штатов Б. Обамы, ракетная программа Ирана представляет серьезную угрозу национальной безопасности Америки.[3] Эта опасность выражается в способности иранских ракет малой и средней дальностей достичь территории союзников США.[4] Высказывались предположения руководством Соединенных Штатов о вероятности создания Ираном межконтинентальных баллистических ракет в 2015 году.[5]

Иран стал разрабатывать свою ракетную программу[6] с конца 1980-х годов, благодаря сотрудничеству с Северной Кореей, Китаем и СССР в этой области. На вооружении Ирана имеются одноступенчатые ракеты на жидком топливе Шахаб- (Shahab-) различных модификаций и ракеты Саджил-2 (Sajjil-2) (см. таб. 4). Как отмечают американские эксперты[7], программы разработки ракет Шахаб-5 и Шахаб-6 (Shahab-5 и Shahab-6) на базе северокорейских Тэпхо-донг-2 (Taepo- Dong-2) и Тэпхо-Донг-Икс (Taepo-Dong-Х) могут в будущем стать основой для создания МБР, что является прямой угрозой национальной безопасности США.

Таблица 4. Ракетный арсенал Ирана 243

Название

Аналог

Всего

(ед)

Радиус

действия

(км)

Шахаб-1

(Shahab-1)

Скад-В -СССР

250-300

300 км

Шахаб-2

(Shahab-2)

Скад-С - СССР

100-200

500 км

Шахаб-3

(Shahab-3)

No Dong - КНДР

~30

(испытания)

900 км

Шахаб-3

или Хадр-1

(Ghadr-1)

КНДР

нет данных

1,600 км

Шахаб-4

(Shahab-4)

Стадия

разработки

1800-2000

Шахаб-5

(Shahab-5)

Тэпхо-донг-2 (Taepo-Dong-2) - КНДР

Стадия

разработки

3500-4000

Шахаб-6

(Shahab-6)

Тэпхо-Донг- Икс (Taepo- Dong-Х) - КНДР

Стадия

разработки

5500-6400

Саджил-2

(Sajjil-2)

-

нет данных

нет данных

Представляется, что опасения США по поводу ракетной программы Ирана сильно преувеличены[8] [9] [10], так как иранские баллистические ракеты без ядерных боеголовок - инструмент устрашения и политического давления. Последствия от использования ракет Ираном и, например, США не сопоставимы - в случае даже, если Иран применит весь свой ракетный арсенал, жертв и урона будет гораздо меньше, чем от противоракет программы ЕвроПРО. Иран не обладает межконтинентальными баллистическими ракетами, чего так опасаются США, а имеющиеся ракеты на вооружении Ирана могут применяться для ударов по стационарным военным базам и военно-морским объектам[11] [12] [13]. Это лишь осложнит действия врага, но не нанесет им сокрушающего действия. Кроме того, запуск любых из существующих баллистических ракет Ирана может быть перехвачен ударно-боевыми компонентами ПРО США и их союзниками из числа стран Персидского залива.

Еще одним камнем преткновения, по-прежнему, остается иранская ядерная программа. С одной стороны, Иран заявляет об использовании ядерных технологий в мирных целях (например, покрыть растущие потребности в электричестве). С другой, существует боязнь того, что ядерное оружие может попасть «не в те руки», а именно - террористов, экстремистов - которые могут представлять угрозу международной безопасности.

Длительные многолетние переговоры по иранской ядерной программе привели к заключению с Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) , группе стран - международных посредников, в число которых входили Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Россия и Китай. По результатам, иранская ядерная программа будет разрабатываться исключительно в мирных целях (отказ от разработки, получения или приобретения любого вида ядерного оружия), что должно быть подтверждено инспекциями МАГАТЭ. В обмен на это будет снята часть санкций с Ирана, которая касалась его ядерной программы.

В 2009 г. Б. Обама подчеркнул, что с решением проблемы, касающейся иранской ядерной угрозы, отпадет необходимость в развертывании ЕвроПРО.[14] Однако, на практике этого не произошло. Кроме того, Иран не обладает баллистическими ракетами, оснащенными ядерными боеголовками. А потому, для европейских государств они не представляют такой угрозы, для нивелирования которой, необходимы региональные системы ПРО в трех регионах мира. Представляется маловероятным, что руководство Ирана, не учитывает возможность получения неприемлемого ущерба, который в ответ нанесут США и/или их союзники.

На сегодняшний день Иран входит в ДНЯО, является членом МАГАТЭ, выполняет условия Соглашения с МАГАТЭ о гарантиях, а также по недавно заключенному СВПД и Дополнительного протокола. Таким образом, Иран предоставил полную гарантию того, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.

Опасения США по поводу Ирана сводятся, однако, не только к этому. Обладание ядерным потенциалом в то время, когда Соединенные Штаты выводят свой воинский контингент из региона, может способствовать попыткам Ирана вернуть регион в сферу своего влияния. Для этого, как полагают некоторые эксперты , Ирану достаточно объединиться с шиитами Бахрейна, Ирака, Ливана и Сирии, чтобы воплотить эту идею.

Что касается Северной Кореи, то несмотря на международные возражения, все же продолжается разработка северокорейских ракет. В июне 2016 г. КНДР провела испытания двух баллистических ракет средней дальности. По заявлению руководства Северной Кореи, ракеты могут быть применены против военной базы Соединенных Штатов, расположенной в Тихом океане.

Исходя из вышеперечисленных (официально объявленных) угроз, Соединенные Штаты продолжают совершенствовать, испытывать и размещать системы ПРО по всему миру. Так как баллистические ракеты имеют различные дальности действия, скорости, размеры и технические показатели, система ПРО США имеет интегрированную, эшелонированную архитектуру, которая предоставляет несколько вариантов уничтожения ракет и их боеголовок до того, как они достигнут своих целей. [15] [16]

Системы ПРО США включают:

- «сетевые датчики (включая космические) наземного и морского базирования РЛС обнаружения и сопровождения целей;

- ракеты-перехватчики наземного и морского базирования, предназначенные для поражения баллистических ракет, используя ракеты прямого попадания или взрывную осколочно-фугасную боевую часть;

- командный пункт комплекса, обеспечивающий постоянную передачу данных от датчиков, передающих сигнал командирам боевого подразделения о

252

запуске противоракет».

Элементы американских систем ПРО находятся в ведении военных Объединённого Стратегического Командования ВС США, Северного командования ВС США, Тихоокеанского командования ВС США, Командования

Л С-5

ВС США в Японии, Командования ВС США в Европе и т.д.

Соединенные Штаты развивают программы по сотрудничеству в области противоракетной обороны с рядом стан-союзниц, например, Великобританией, Японией, Австралией, Израилем, Данией, Германией, Нидерландами, Польшей, Италией и другими. УПРО США также активно участвует в деятельности НАТО, помогая тем самым максимизировать возможности для разработки интегрированной системы противоракетной обороны НАТО.

Размещение систем противоракетной обороны в Европе осуществляется США. Их огромный технологический, финансовый, экономический и военно- организационный потенциал в области ПРО значительно превосходит потенциал стран-членов НАТО.

В процессе подготовки программы ЕвроПРО были заключены соответствующие двусторонние соглашения между США и Румынией , США и [17] [18] [19]

Турцией[20], США и Польшей[21] [22] [23] [24], регулирующие условия развертывания на территории Польши и Румынии двух позиционный районов, а также радара AN/TPY в Турции.

Основой Европейского Поэтапного Адаптивного Подхода является противоракетная система «Иджис» (Aegis) , морского и наземного базирования, а также развертывание трехступенчатой противоракеты SM-3 различных модификаций. Система ПРО «Иджис» морского базирования размещается на борту крейсеров класса «Тикондерога» (Ticonderoga) и эсминцев класса «Эрли Бёрк» (Arleigh Burke), а наземного базирования на двух базах в Восточной

258

Европе: в Румынии в 2015 г. и в Польше к 2018 г.

Комплекс ПРО «Иджис» - это военно-морская составляющая системы противоракетной обороны США. «Боевые корабли, оснащенные системой «Иджис», несут боевой дозор, обнаруживают и сопровождают баллистические ракеты всех радиусов действий - включая МБР - а затем передают данные сопровождения цели комплексу (подразделению) ПРО. Эта возможность обмена данных сопровождения цели позволяет синхронизировать действия РЛС, предоставляет данные для стрельбы ЗРК для перехвата целей на среднем участке траектории, расположенных в Форт-Грили (шт. Аляска), и на авиабазе Ванденберг (шт. Калифорния), а также других элементов ПРО, включая ЗРК наземного базирования (противоракетный комплекс ТХААД и Патриот), и другие боевые корабли с системой ПРО».[25]

В конце сентября 2004 года было проведено первое оперативное развертывание комплекса ПРО «Иджис». По состоянию на май 2014 года всего развернуто 30 боевых кораблей, оснащенных системой ПРО «Иджис» (из них 5 крейсеров и 25 эсминцев), состоящие на боевом дежурстве в ВМС США. Из этих 30 единиц, 16 относятся к Тихоокеанскому флоту и 14 к Атлантическому.

В 2011 г. завершился первый этап плана по противоракетной обороне Б. Обамы ЕПАП в ходе которого, были размещены боевые корабли, оснащенные системой «Иджис» в Средиземном море, мощная РЛС Х-диапазона AN/TPY-2 в Турции (с января 2012 г.) с командным пунктом на авиабазе Рамштайн в Германии. В течение этого десятилетия для обеспечения безопасности Европы от ракетной угрозы будут приняты на вооружение усовершенствованные перехватчики типа «SM-3» для комплекса ПРО «Иджис» морского и наземного базирования[26]. Каждый усовершенствованный перехватчик типа «SM-3» представляет большие возможности для борьбы с угрозами от баллистических ракет, покрывая большую площадь, улучшая устойчивость к угрозе от технических разработок и адаптируя к меняющимся условиям безопасности. Ключевым моментом этого этапа считается уничтожение баллистической ракеты средней дальности комплексом ПРО «Иджис» SM-3 BlocklA, при помощи данных сопровождения цели радара передового базирования.

На втором этапе (до 2015 года) система ПРО «Иджис» версии 4.0.Х и противоракеты SM-3 BlocklB позволили поражать ракеты повышенной дальности. Проводились серии запусков ракет-перехватчиков для подтверждения боеспособности и пригодности к эксплуатации этого боевого комплекса против множества усложненных целей и сценариев. Противоракета типа SM-3 BlocklB размещена на боевых кораблях системы ПРО Иджис морского базирования, а также на месте расположения наземного варианта этой системы, известного как Иджис Эшор. Позиционные районы Иджис Эшор размещены на Тихоокеанском ракетном испытательном полигоне на Г авайях, а также в Румынии и Польше для проведения не только оборонительных, но и наступательных операций после потенциальной замены ракет-перехватчиков системы ПРО на наступательные КРНБ. Система ПРО Иджис Эшор имеет ту же уже проверенную боеспособность системы ПРО Иджис морского базирования, но только на суше. Добавление наземных позиционных районов значительно увеличивает охват стран НАТО от вражеских запусков баллистических ракет с Ближнего Востока.

Целью 2 этапа является защита от баллистических ракет малой и средней дальностей. Архитектура включает развертывание систем ПРО Иджис версии 4.0 и 5.0 с противоракетами SM-3 BlocklB морского и наземного базирования.

На третьем этапе (2018 г.), в соответствии с планами, противоракеты SM-3 BlockIIA, разработанные совместно с Японией, будут приняты на вооружение в состав систем Иджис Эшор в Румынии и Польше, а также на бортах боевых кораблей с системой ПРО Иджис в море. Как часть 2 этапа ЕвроПРО в 2015 году были установлены комплексы ПРО «Иджис Эшор» в Румынии. В 2018 году комплексы ПРО Иджис Эшор будут установлены в Польше как часть 3 этапа ЕПАП. В состав «Иджис Эшор» входят противоракеты типа Standard Missile-3 (SM-3) BlocklA, IB, и IIA.

УПРО США увеличило количество боевых кораблей с системой Иджис, а ВМС США добавили средства на ввод в эксплуатацию трех дополнительных боевых корабля с системой ПРО и оснастили один самой последней версией системы ПРО 4.0.Х. Перспективный план оборонных мероприятий США увеличивает общее число финансируемых боевых кораблей, оснащенных системой ПРО Иджис, до 37 кораблей на 2018 бюджетный год.[27] К 2020 г. общее количество кораблей с противоракетным потенциалом будет доведено до около 40 единиц.

Противоракетный комплекс THAAD (Terminal High Altitude Area Defense)[28] делает систему противоракетной обороны мобильной и быстроразвёртываемой, а также перехватывать и уничтожать противоракеты в пределах и за пределами атмосферы на их конечном участке траектории полета. Противоракетный комплекс THAAD является основной системой ПРО США, предназначенной для защиты американских войск и войск союзников, населенных пунктов и объектов жизнеобеспечения населения от противоракет малой и средней дальности. THAAD может принять сигналы от системы ПРО Иджис, спутников и других внешних датчиков для дальнейшего увеличения боевого пространства и глубины района обороны. Также комплекс THAAD может взаимодействовать с комплексом ПВО и ПРО «Патриот» РАС-3 для повышения уровня эффективности. Комплекс THAAD управляется сухопутными войсками США. Объединенное стратегическое командование ВС США намерено принять на вооружение и развернуть комплекс ПРО ТХААД, обладающий потенциалом быстрого реагирования для защиты особо важных объектов не только на своей территории, но и на территории своих союзников. [29]

Региональные системы ПРО, такие как «Патриот» или THAAD по сути предназначены для ТВД. Они не способны защищать Соединенные Штаты от МБР. Однако комплекс ПРО THAAD способен защищать от баллистических ракет средней и меньшей дальности, которые размещает Северная Корея.[30]

Наземная система ПРО на маршевом участке полета (Ground-Based Midcourse Defense, GBMD) является частью национальной системы ПРО Соединённых Штатов и состоит из противоракет GBI и Наземной системы обслуживания и управления огнем (Ground Support & Fire Control Systems).[31] Она способна поражать баллистические ракеты средней и большей дальностей в космическом пространстве за пределами атмосферы Земли для защиты США. Для перехвата используются ракеты наземного базирования (Ground-Based Interceptor, GBI).[32] [33]

Л/ГО

По данным Агентства по ПРО США на 2015 бюджетный год было затрачено $7.459 млрд для размещения противоракет, РЛС, командных пунктов комплексов, составляющих систему противоракетной обороны для защиты США и их союзников. С 2015 по 2019 гг. выделено $37.575 млрд на реализацию Перспективного плана оборонных мероприятий (Future Years Defense Program). Кроме того, на 2015 бюджетный год УПРО израсходовало примерно $464 млн на закупку комплексов THAAD и 31 перехватчика для этого комплекса. Таким образом, была развернута дополнительная батарея комплексов THAAD.

что с выходом из Договора по ПРО Соединенные Штаты значительно увеличили финансирование противоракетных программ. На расходы Агентства по ПРО, закладывается от 7 до 9 млрд. долл. в год. Заявления о сокращении военного бюджета руководством США[34] [35] не затрагивают расходы на противоракетную оборону. На 2016 финансовый год общий объем

капиталовложений на ПРО составил 9,6 млрд. долл. Из них 8,1 млрд. долл. отойдет Агентству по ПРО. Примерно 38 млрд. долл. будет потрачено в период с 2016 по 2020 фин. гг. На 2017 финансовый год заложено на нужны агентства 7,5

млрд. долл.[36]

Стоит подчеркнуть, что развитие систем ПРО, кроме обеспечения защиты территории США и их союзников от мнимых угроз[37] со стороны Ирана и Северной Кореи, это к тому же прибыльный бизнес (на международном уровне - продажа систем ПРО зарубежным партнерам, на внутригосударственном уровне - для различных корпораций (Локхид Мартин, Боинг)), а также весьма затратная

273

статья бюджета.

После завершения первого этапа ЕвроПРО, крейсер «Монтерей» (типа Ticonderoga) оснащенный противоракетной системой «Иджис» с противоракетами SM-3 Block 1A, вышел на боевое дежурство в Средиземное море . Испания согласилась предоставить свою военно-морскую базу Рота для размещения четырёх американских боевых кораблей, оснащенных также БИУС «Иджис» и предназначенных для проведения морских операций США и НАТО по обеспечению безопасности, гуманитарных миссий, а также двусторонних и многосторонних учений. Эти корабли прибыли на базу в 2014-2015 гг[38] [39] [40] [41]

Крейсеры класса «Тикондерога» оснащены установками вертикального пуска (УВП) ракет Mark 41 с ячейками-контейнерами. Там могут размещаться ракеты «Томагавк», противоракеты SM-3, а также противолодочные ракеты.[42] Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. На вооружении военно-морских баз Норфолк и Мэйпорт (Атлантическое побережье США) находятся шесть кораблей с БИУС «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3М».

В систему БИУС «Иджис» также входят радар кругового обзора AN/SPY- 1DS-диапазона с четырьмя массивными плоскими фазированными решетками на надстройке боевого корабля (с мощностью 5 МВт) и АСУ Радары типа AN/SPY- 1D могут в активном и пассивном режиме вести наблюдение, автоматически обнаруживать от 250 до 300 воздушных или надводных целей, сопровождать их и наводить на наиболее опасные цели до 18 ЗУР. Кроме того, они способны различать сигналы от неподвижных и движущихся целей, а также выявлять ложные цели. В 2012 году общее количество кораблей, оснащенных системой

279

ПРО «Иджис», составляло 27 единиц , а также 5 крейсеров класса

Л ОЛ

«Тикандерога» и 19 эсминцев класса «Эрли Бёрк» (DDG-51), оснащенные пусковыми установками для ракет различного класса (противоракеты SM-2 и SM-

3).

В 2012 году на саммите НАТО в Чикаго было заявлено о состоянии промежуточной готовности радара AN/TPY-2, размещенного в Турции. Он способен отслеживать все запуски иранских ракет. С этого момента, радар находится в распоряжении НАТО.

В состав системы ПРО Соединенных Штатов входят 6 радаров СПРН, 1 РЛС морского базирования на мобильной платформе SBX. 5 РЛС передового базирования находятся на территории союзников США: Турции, Катаре, Израиле и 2 в Японии.

Первый этап обеспечивает частичную защиту Европы от баллистических ракет дальностью до 3000 км. Кроме системы ПРО морского и наземного базирования также совершенствуется ее космическая составляющая.

На втором этапе была размещена и поставлена на боевое дежурство операционная база ПРО в Румынии в мае в 2016 г., оснащенная системой ПРО наземного базирования «Иджис Эшор», на базе Девеселу. По соглашению от 2011 между Румынией и США за американской стороной остаются особые права по управлению и контролю систем ПРО. В состав комплекса должны были войти РЛС SPY-1, системы боевого управления и контроля, системы связи, 24 [43] [44] [45] [46]

 

противоракеты SM-3 Block 1B для прикрытия южной части Европы. По официальным данным, в мае 2014 г. на о. Кауаи (Гавайи) прошло первое испытание «Иджис Эшор», в ходе которого была успешно запущена ракета- перехватчик SM-3 BlockIB.[47] [48] [49]

В Средиземном море, согласно плану, несут боевое дежурство четыре корабля с БИУС «Иджис» с ракетами-перехватчиками нового поколения SM-3 Block 1B. Увеличилось количество боевых кораблей Атлантического флота (11 в Норфолке и 2 в Мэйпорте), предполагалось размещение 6 радаров раннего предупреждения на Аляске и в Массачусетсе, 7 комплексов THAAD с 7 радарами AN/TFY-2 и 296 ракетами-перехватчиками, а также комплексов «Patriot» с противоракетами PAC-3. Благодаря развертыванию такой мощной системы ПРО, страны-члены НАТО должны были быть надежно защищены от Иранских баллистических ракет меньшей и средней дальности.

Наращивание мощи морской составляющей ЕвроПРО может означать и перемещение кораблей с БИУС «Иджис» в акватории Черного, Балтийского и Баренцева морей, способных перехватывать российские МБР (см. рис.1) . Следует отметить, что в апреле 2014 г. около двух недель в Черном море находился эсминец ПРО «Дональд Кук» (Donald Cook), а с 23 мая по 13 июня 2014 г. крейсер ПРО «Велла Галф» (Vella Gulf)[50].

 

 

Рис. 1 Перехват российских МБР группировкой

286


кораблей ПРО «Иджис»

Таким образом, современная система ПРО должна защитить Соединенные Штаты от одиночных стартов некоторых типов баллистических ракет большой дальности и отдельные регионы Европы от ракет малой и средней дальности.[51] [52] [53] [54]

Третий этап ЕвроПРО предполагает развертывание к 2018 году второй наземной базы ПРО в Польше с 24 новейшими и более совершенными противоракетами SM-3 Block 2А в составе комплекса «Иджис Эшор» , что поставит под контроль северную часть Европы. «К концу 2018 г. будет произведена замена всех имеющихся противоракет на новые SM-3 Block 2А, отличающихся более высокими скоростями, способных поражать все типы БР, в т.ч. частично и МБР (см. таб. 6)»[55].

Российские эксперты отмечают, что после реализации последнего третьего этапа США смогут уничтожать российские МБР и БРПЛ (см. рис. 2), потому что появятся более усовершенствованные ракеты-перехватчики SM-3 Block 2А (совместное производство с Японией), количество боевых кораблей будет доведено до 40 единиц с (приблизительно) 400 ракетами-перехватчиками, а база

292

ПРО в Польше вблизи российских границ.

тихии

ОКЕАН

США

| СЕВЕРНАЯ .- АМЕРИКА

>■«3- \

АТЛАНТИЧЕСКИЙ

ОКЕАН

Рис. 2 Американская система ПРО «Aegis» -SM-3.

Цели размещения позиционных районов в Румынии и Польше:

- для ограничения возможностей нанесения российского ответного удара по территории США через атлантический сектор полетных траекторий.

- для «обеспечения корпорациям американского ВПК заказов за счет реализации «концепции спиральной разработки и приобретения систем оружия» в [56] [57] [58]
области ПРО»[59] [60]. Здесь необходимо учесть стратегию Prompt Global Strike, согласно которой количество ответных пусков ракет сводится к одному или двум.

Вопрос о способности SM-3 Block ПА поражать российские МБР старых модификаций (исключая МБР Тополь, Ярс, Рубеж) на начальном и среднем участке полета по атлантической траектории является пока дискуссионным ввиду недостаточной разработанности самой ракеты и отсутствия опыта ее практических испытаний. Существует мнение, что оценочная скорость противоракет SM-3 Block ПА при их запуске с европейской территории не позволит им перехватывать российские МБР. Имеются однако и другие оценки. Согласно этим оценкам старые модификации российских МБР, не наделенные способностью маневрировать на начальном и среднем участке траектории, могут быть поражены противоракетами SM-3 Block ПА до начала разведения боевых блоков. Эти оценки актуализируют вопрос о форсировании модернизации российских РВСН.

На четвертом этапе, изначально планировалось к 2022 г. на двух наземных комплексах «Иджис Эшор» в Румынии и Польше установить более мощные противоракеты SM-3 Block 2В. Однако на сегодняшний день США отказались от усовершенствования перехватчиков SM-3 до модификации Block 2В, видимо осознав бесперспективность борьбы с новыми типами российских МБР на раннем и среднем участке траектории. К тому же, в США не могут не понимать, что их объекты ПРО в Польше и Румынии являются легкой мишенью для превентивного российского удара крылатыми ракетами малой и средней дальности и делать на них главную ставку в создании глобальной системы ПРО было бы не осмотрительно. Также, высказывались опасения российской стороной, что противоракеты нового поколения SM-3 BlockIIB, размещенные в Северном и Баренцевом морях, смогут перехватывать российские МБР Таким образом, 4 этап противоракетного плана ЕвроПРО был отменен в 2013г.

Вместо этого Соединенные Штаты развернут 44 ракеты наземного базирования GBI на Аляске. В Японии размещены две РЛС AN/TPY-2 (как в Турции) для отслеживания ракет, запущенных Северной Кореей. Возможно будет размещена третья база ПРО в США. Также, по оценке экспертов, количество боевых кораблей Атлантического флота США с системой «Иджис» и противоракетами SM-3 Block 2А может достигнуть 20 единиц.296 Находясь в Средиземном и Северном морях, они могут заходить в Черное, Балтийское и Баренцево моря. Хотя понятно, что в этих акваториях они будут весьма уязвимы для российских средств противокорабельной борьбы, прежде всего береговых комплексов «Бастион», а также новых ПКР 3М54 системы «Калибр».

Общее количество кораблей с системой «Иджис» в рамках противоракетной программы ЕвроПРО неизвестно, но всего, в рамках глобальной ПРО США предположительно к 2019 году количество таких кораблей будет составлять 43 единицы. Количество противоракет также увеличится до 267 к 2019 году. Преимущественно, это будут ракеты модификации SM-3 Block IA и SM-3 Block

IIB.

По словам военно-морского эксперта Исследовательской службы Конгресса Рональда О’Рурка, (Ronald O’Rourke) к концу реализации противоракетного плана ЕПАП 94 корабля будут оснащены системой «Иджис». Однако, в дальнейшем их

298

число сократится к 2034 году до 65 единиц.

Таблица 5. Планы по закупке ракет - перехватчиков SM-3 различных _____ ________ модификаций299__________________________________________________

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Block

1/1A

26

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Block

1B

0

46

29

69

82

77

72

72

72

72

Block

0

0

0

0

22

0

12

36

48

>48

296 Рогов С.М. Десять лет без договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях: научный доклад. М.: Спецкнига, 2012. С. 12

297 Jaganath Sankaran. The United States’ European Phased Adaptive Approach Missile Defense System Defending Against Iranian Threats Without Diluting the Russian Deterrent. RAND Corporation, Santa Monica, Calif., 2015- pp. 2-5

298 Ronald O’Rourke. Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for the Congress. CRS. March 19, 2012. PP. 1-2.URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/142710.pdf

299 Ronald O’Rourke. Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for the Congress. CRS. March 19, 2012. PP. 1-2.URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/142710.pdf

 

2A

Block

2B

0

0

0

0

0

0

0

0

?

?

Total

26

46

29

69

104

77

84

108

>120

>120

Однако, по другим данным, «всего на 2015 г. планировалось закупить 136 противоракет SM-3 Block 1А и 100 противоракет SM-3 Block 1В. К 2020 г. будет закуплено в общей сложности 472 противоракеты SM-3 Block 1В» (см. таб. 5).[61] [62] [63] Похоже, что нет единых данных о закупке ракет-перехватчиков , кроме того, Пентагон не поясняет сколько именно ракет-перехватчиков SM-3 Block 2В будет развернуто к 2020 году. Этот факт является плохим симптомом для американской глобальной системы ПРО и может свидетельствовать об определенных сомнениях и противоречиях в администрации США о дальнейших путях ее развития.

Тем не менее, пока еще рано делать выводы о том, что США готовы отказаться от строительства столь масштабной глобальной системы ПРО, (или хотя бы сократить эту программу, например, отменить третий этап, в след за четвертым), способной противостоять российскому арсеналу МБР и БРПЛ. Как отмечал директор 4-го ЦНИИ Министерства Обороны России Василенко В. «создав европейский район ПРО, американцы получают возможность оперативного развертывания средств ПРО в критически важных для российских СЯС районах».[64]

В Соединенных Штатах некоторые эксперты также утверждают, что для защиты территории США нет необходимости развертывания третьего и четвертого этапов, поэтому озабоченность России по поводу развертывания противоракет SM-3 Block 2В на территории Европы вполне обоснована[65]. В свою очередь, еще больше ситуация осложняется тем, что Вашингтон не дает Москве юридических гарантий о том, что ЕвроПРО не направлена против России. Это приводит к тому , что «Россия ожидает продолжение эволюции американской системы ПРО, включая все более опасные варианты (ударные космические системы на пятом и шестом этапах)».[66] [67] [68] [69]

307

В апреле 2012 г. был представлен доклад Национальной академии наук во главе с экс-президентом ракетного подразделения компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) Дэвидом Монтагю (David Montague) и бывшим заместителем министра обороны администрации Клинтона Уолтером Слоукомбом (Walter B. Slocombe) . В докладе указывалось, что после реализации первых трех этапов развертывания элементов ПРО «Европейского поэтапного адаптивного плана», четвертый этап уже не нужен, так как основная цель - защита от иранской ракетной угрозы, будет полностью достигнута.

Хотя в феврале 2009 г. руководством США была провозглашена политика «перезагрузки» для возобновления диалога по контролю над вооружениями, а 8 апреля 2010 г. на саммите в Праге был подписан Договор СНВ-3 (предусматривавший снижение потолков СЯС до 1550 боевых блоков у каждой из сторон)[70], США не отказались от планов реализации глобальной системы ПРО. Более того, в 2010 г. Вашингтон принял концепцию минимального ядерного

-5 1 А

сдерживания (minimal deterrence), однако, в последствии, Барак Обама отказался от нее.[71] [72] [73] [74]

Главным «тормозящим фактором» выступает т.н. политика недоверия США и России в отношении друг друга, поэтому представляется, что компромисса вряд ли удастся достичь (стоит вспомнить предложенную президентом РФ Д.А. Медведевым совместную «секторальную ПРО» Россия-НАТО, по которой стороны должны прикрывать друг друга в рамках ответственности своего сектора, переговоры на саммите «G-8» в Довиле (26-27 мая 2011 г.), заседание Совета Россия-НАТО в Сочи (4 июля 2011 г.) по вопросу ненаправленности ПРО против России не увенчались успехом).

Так, США продолжают утверждать, что американская глобальная система ПРО не представляет угрозы для национальной безопасности России. По словам главы Пентагона Чака Хейгела развертывание программы ЕвроПРО, продолжится вне зависимости от договоренности с Ираном, что, по его мнению, не является угрозой для России .

Официально создание ЕвроПРО направлено на обеспечение безопасности со стороны «стран-изгоев», а именно Ирана и Северной Кореи. Вместе с тем сама система ПРО является фактором изменения баланса сил в Европе.

Развертывание противоракетных элементов ПРО США в Европе означает постоянное присутствие американской военной силы в регионе. При потенциальном ракетном нападении в кратчайшие сроки будут мобилизованы региональные системы ПРО для повышения эффективности сдерживающих средств, и в случае запуска ракет будет усилена оборона особо важных объектов[75]. Основная цель развертывания столь широкомасштабной глобальной ПРО США состоит в том, чтобы применение баллистических ракет противником оказалось бесполезным с военной точки зрения, так как любая атака на Соединенные Штаты и их союзников изначально будет обречена на провал.

 

[1] Ballistic Missile Defense Review Report. February 2010. [Electronic resource]. U.S. Department of Defense website - Mode of access: http://www.defense.gov/bmdr/docs/BMDR_101_MASTER_2_Feb.pdf

[2] Countering Iran: How the U.S. and Our Allies Will Confront Iran’s Destabilizing Activities. August 25, 2015. [Electronic resource]. The White House official website. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/blog/2015/08/19/countering-iran-how-us-and-our-allies-will-confront-irans-destabilizing- activities

[3] Remarks by the President on Strengthening Missile Defense in Europe. THE WHITE HOUSE-Office of the Press Secretary. September 17, 2009. [Electronic resource]. The White House official website. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/video/President-Obama-Speaks-on-Missile-Defense-in-Europe#transcript

[4] Fiscal Year 2014 Annual Report on Military Power of Iran January 2015. [Electronic resource]. U.S. Department of Defense official website. - Mode of access: http://fas.org/man/eprint/dod-iran-2014.pdf

[5] Pentagon Report: Iran Could Test an Intercontinental Ballistic Missile by 2015. April 25, 2013. [Electronic resource]. Missile Threat - a website of the George C. Marshall and Claremont Institutes. - Mode of access: http://missilethreat.com/pentagon-report-iran-could-test-an-intercontinental-ballistic-missile-by-2015

[6] Подробнее см. Паршкова Ю. Ядерная угроза стран "третьего мира". [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ЦВПИ. - Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/24043

[7] Debalina Ghoshal. Should Iranian ballistic missiles be curbed in the nuclear deal. [Electronic resource]. Centre for Air

Studies New Delhi, India (SPX) August 08, 2014. - Mode of access:

http://www.spacedaily.com/reports/Should_Iranian_ballistic_missiles_be_curbed_in_the_nuclear_deal_999.html

[8] Таблица сделана автором на основе докладов: Michael Elleman. Iran's Ballistic Missile Program. August 2015. [Electronic resource]. United States Institute of Peace website. - Mode of access: http://iranprimer.usip.org/resource/irans- ballistic-missile-program// Jaganath Sankaran. The United States’ European Phased Adaptive Approach Missile Defense System Defending Against Iranian Threats Without Diluting the Russian Deterrent. RAND Corporation, Santa Monica, Calif., 2015 // Steven Hildreth. “Iran’s ballistic missile and Space Launch Programs. December 6, 2012. [Electronic resource]. Congressional Research Service. U.S. Department of State official website - Mode of access: http://fas.org/sgp/crs/nuke/R42849.pdf

[9] Расстояние от США до Ирана - 11,657,33 км

[10]Michael Elleman. Iran's Ballistic Missile Program. August 2015. [Electronic resource]. United States Institute of Peace website. - Mode of access: http://iranprimer.usip.org/resource/irans-ballistic-missile-program

[11] Паршкова Ю. Ю. Ядерная угроза стран "третьего мира". [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ЦВПИ. - Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/24043

[12] Наср В. Необязательная страна. - М.: Издательство АСТ, 2015. - С.195

[13] Совместный всеобъемлющий план действий. Вена, 14 июля 2015 г. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт

России. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1595858

[14] Remarks by President Barack Obama in Prague As Delivered. April 5, 2009. [Electronic resource]. The White House website - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-barack-obama-prague- delivered.

[15] Наср В. Необязательная страна. - М.: Издательство АСТ, 2015. - С. 195-200

[16] The National Military Strategy of the United States of America. [Electronic resource]. The U.S. Department of Defense website - Mode of access: http://www.defense.gov/pubs/2011-National-Military-Strategy.pdf

[17] The Ballistic Missile Defense System (BMDS). Missile Defense Agency. [Electronic resource]. U.S. Department of Defense website. - Mode of access: http://www.mda.mil/system/system.html

[18] The Ballistic Missile Defense System (BMDS). Missile Defense Agency. [Electronic resource]. U.S. Missile Defense Agency website. - Mode of access: http://www.mda.mil/system/system.html

[19] Ballistic Missile Defense Agreement between the United States of America and Romania. September 13, 2011. [Electronic resource]. U.S. Department of State website. - Mode of access: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/09/172258.htm

[20] Amid tensions, U.S. and Turkey move forward on missile defense. September 19, 2011. [Electronic resource]. Foreign policy website. - Mode of access: http://foreignpolicy.com/20n/09/19/amid-tensions-u-s-and-turkey-move-forward-on- missile-defense/

[21] Agreement between the government of the United States of America and the government of the Republic of Poland concerning the deployment of Ground-based ballistic missile defense interceptors in the territory of the Republic of Poland. [Electronic resource]. U.S. Department of State website. - Mode of access: http://www.state.gov/documents/organization/180542.pdf

[22] Система ПРО Иджис Эшор - наземный вариант комплекса ПРО Иджис, созданный для решения вопросов безопасности из-за нарастающей угрозы запусков баллистических ракет. Мобильная надстройка оснащена боевым комплексом ПРО Иджис и противоракетами SM-3, совершенствующимися с каждым этапом. Каждая модернизация системы Иджис обеспечивает большую способность к противодействию ракетным угрозам. Как и морской вариант Иджис, наземный Иджис Эшор также является частью этапов 2 и 3 Поэтапного Адаптивного Подхода США. См. подробнее: Паршкова Ю.Ю. Перспективы создания национальной ПРО США и международная безопасность / Ю.Ю. Паршкова // Вестник МГИМО-Университета. 2015. - № 1.- с. 46

[23] См. подробнее: Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российскоамериканских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 30.

[24] Missile Defense Agency. Fact Sheet. Aegis Ashore. [Electronic resource]. Missile Defense Agency official website. - Mode of access: http://www.mda.mil/global/documents/pdf/aegis_ashore.pdf

[25] Aegis Ballistic Missile Defense. Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. [Electronic resource]. Missile Defense Agency official website. - Mode of access: http://www.mda.mil/system/aegis_bmd.html

[26] Aegis Ballistic Missile Defense. Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. [Electronic resource]. Missile Defense Agency official website. - Mode of access: http://www.mda.mil/system/aegis_status.html

[27] Aegis Ballistic Missile Defense. Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. URL:http://www.mda.mil/system/aegis_status.html

[28] Комплекс высотной обороны района от ракет на конечном участке траектории.

[29] Terminal High Altitude Area Defense (THAAD). Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. URL: http://www.mda.mil/system/thaad.html

[30] America's Commitment to Ballistic Missile Defense and the European Phased Adaptive Approach. U.S. Department of State. 18.11.14 URL: http://www.state.gov/tZus/2014/234157.htm

[31] Ground-based Midcourse Defense (GMD). Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. URL: http://www.mda.mil/system/gmd.html

[32] Ground-based Midcourse Defense (GMD). Missile Defense Agency. U.S. Department of Defense. URL: http://www.mda.mil/system/gmd.html

[33] Missile Defense Agency (MDA) Fiscal Year 2015 Budget Overview. 20.02.14. http://www.mda.mil/global/documents/pdf/Budget_Overview.pdf

[34] Trends in world military expenditure, 2014. SIPRI Fact Sheet. April 2015. [Electronic resource]. SIPRI official website - Mode of access: http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1504.pdf

[35] U.S.-Gulf Cooperation Council (GCC) Ballistic Missile Defense Seminar. National Defense University. Washington DC, April 20, 2015

[36] Missile Defense Agency Fiscal Year 2017 Budget Estimates Overview. . [Electronic resource]. MDA official website - Mode of access: www.mda.mil/global/documents/pdf/budgetfy17.pdf

[37] Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на V Московской конференции по международной безопасности, Москва, 27 апреля 2016 года. [Электронный ресурс]. Официальный сайт МИД России. - Режим доступа: http://www.mid.rn/foreign_pohcy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2256120

[38] MDA Fiscal Year (FY) 2016 Budget Estimates. Overview, 26.01. 2015

[39] См. подробнее: Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российскоамериканских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 31.

[40] Agreement of Defense Cooperation between the U.S.A. and the Kingdom of Spain with Annexes and Notes. [Electronic resource]. Embassy of the USA in Spain official website - Mode of access: http://madrid.usembassy.gov/about- us/odc/agreement.html#a2

[41] См. подробнее: Frank A. Rose Deputy Assistant Secretary, Bureau of Arms Control, Verification and Compliance 3AF Missile Defense Conference, Mainz, Germany, June 17, 2014. Implementing Missile Defense in a Global Context. URL: http ://www. state.gov/t/avc/rls/2014/227802.htm

[42] Марков С. ЕвроПРО угрожает безопасности России // Военно-политическое обозрение. 12 августа 2011 г. URL: http://www.belvpo.com/3061 .html

Spy’ Radar Arrays arrive in Adelaide. Australian Government. Ministry of Defence. 4.07.12. URL:

http://www.minister.defence.gov.au/2012/07/04/minister-for-defence-materiel-%E2%80%98spy%E2%80% 99-radar- arrays-arrive-in-adelaide/

Brian Shipman capt., Chief of Staff, Aegis BMD. MD Agency. Slide 5. URL:

http://mostlymissiledefense.files.wordpress.com/2013/09/2012-1aegis_bmd_overview_mac_capt-shipman-23-aegis-jan- 12_-2012-shipman.pdf

[45] Jane’s Defense Weekly, 2011.

[46] Ballistic Missile Defense Agreement between the United States of America and Romania. September 13, 2011. [Electronic resource]. U.S. Department of State website. - Mode of access: http://www.state.gov/rZpa/prs/ps/2011/09/172258.htm

[47] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 31.

[48] Справка Министерства Иностранных Дел РФ. Проблематика ПРО. [Электронный ресурс]. Официальный сайт

России. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-

dvbr.nsf/58954e9b2d194fed432569ea00360f06/580952778217f8e3442579df00238c38!OpenDocument

[49] См. подробнее: Подберезкин А.И., Паршкова Ю.Ю. Угроза ЕвроПРО национальной безопасности России. М.: Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 1. - С. 57-58.

[50] Справка Министерства Иностранных Дел РФ. Проблематика ПРО. http://www.mid.ru/bdomp/ns- dvbr.nsf/58954e9b2d194fed432569ea00360f06/580952778217f8e3442579df00238c38!OpenDocument

[51] Источник: Марков С. ЕвроПРО: России ничего не угрожает? 12.08.11. Военно-Политическое обозрение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belvpo.com/ru/3061.html

[52] Кубышкин А.В., Степанов В.М. Глобальная система ПРО США в контексте стратегической стабильности. Обозреватель - Observer. - №12. - 2012. С. 52-60

[53] Соглашение о сотрудничестве с Польшей в области ПРО в Кракове, 2010 г. вступило в силу 15.09.2011г. и протокол к нему (условия на размещение противоракет СМ-3) - Agreement between the government of the United States of America and the government of the Republic of Poland concerning the deployment of Ground-based ballistic missile defense interceptors in the territory of the Republic of Poland. [Electronic resource]. U.S. Department of State website. - Mode of access: http://www.state.gov/documents/organization/180542.pdf

[54] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 31.

[55] Там же, с. 31.

[56] Пухов Р. Опасность для России, отложенная на будущее // № 22 (388). Военно-промышленный курьер. 8.06.2011

[57] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 32.

[58] Источник: Марков С. ЕвроПРО: России ничего не угрожает? 12.08.11. Военно-Политическое обозрение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belvpo.com/ru/3061.html

[59] Кубышкин А.В., Степанов В.М. Глобальная система ПРО США в контексте стратегической стабильности. Обозреватель - Observer. - №12.- 2012. С. 52-60

[60] Wilkening D.A. Does Missile Defense in Europe Threaten Russia? //NY: Survival. 2012. - Vol.54. - Iss.1. - P. 31-52

[61] Unclassified Statement of Lieutenant General Patrick O’Reily before the Senate Armed Services Committee

on Strategic Forces. April 25, 2012. URL:

http://www.mda.mil/global/documents/pdf/PS_SASC_Oreilly_042512.pdf

[62] Пухов Р. Опасность для России, отложенная на будущее // № 22 (388). Военно-промышленный курьер. 8.06.2011.

[63] Козин В.П. «Иджис» - прямая угроза России // Национальная оборона. 12.07.12. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2012/0416/18358201/detail.shtml

[64] Фаличев О. Час Х для ЕвроПРО — часть II // Военно-промышленный курьер. №22 (388). 8.06.11

[65] Butt Y., Postol Th. Upsetting the Reset: The Technical Basis of Russian Concern over NATO Missile Defense//FAS. September 2011. - p. 15

[66] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 33.

[67] Global Zero U.S. Nuclear Policy Commission Report. Modernizing U.S. Nuclear Strategy, Force Structure and Posture. May 2012. P. 17 URL: http://www.globalzero.org/files/gz_us_nuclear_policy_commission_report.pdf

[68] Making sense of Ballistic Missile Defense. An Assessment of Concepts and Systems for U.S. Boost-Phase Missile Defense in Comparison to Other Alternatives. Washington, D.C: The National Academies Press, 2012. URL: http://www.nap.edu/openbook.php?record_id=13189

[69] Паршкова Ю.Ю. Проблема размещения элементов системы ПРО в Европе в российско-американских отношениях: обзор экспертных оценок. Мировая политика XXI века глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. - М.: Издательство Московского Университета, 2015. - С. 33.

[70] Фененко А.В. Современная международная безопасность: Ядерный фактор/ А.В. Фененко, В.А. Веселов// М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013 - с.89.

[71] Подберезкин А.И., Паршкова Ю.Ю. Угроза ЕвроПро национальной безопасности России. М.: Вестник МГИМО- Университета. - 2014. - № 1. - С. 59.

[72] Report on nuclear employment strategy of the United States. Department of Defense, 2013. [Electronic resource]. Global security website. - Mode of access: http://www.globalsecurity.org/wmd/library/policy/dod/us-nuclear-employment- strategy.pdf

[73] Пентагон: Развёртывание ЕвроПРО будет продолжаться вне зависимости от договоренности по Ирану. [Электронный ресурс]. Информационное агентство «Регнум». 17 декабря 2013 г. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1746592.html

[74] Подберезкин А.И., Паршкова Ю.Ю. Угроза ЕвроПро национальной безопасности России. М.: Вестник МГИМО- Университета. - 2014. - № 1. - С. 59.

[75] Паршкова Ю.Ю. Перспективы создания национальной ПРО США и международная безопасность / Ю.Ю. Паршкова // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 1. - С. 44.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.11.2017)
Просмотров: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%