На страны Персидского залива приходится примерно 30% мировых запасов нефти и 2/3 разведанных легкодоступных запасов нефти. Геополитическое значение региона трудно переоценить. В то время как Соединенные Штаты значительно сократили зависимость от поставок нефти из этого региона, растущие экономические страны Азии, напротив, существенно повысили свой расход энергии, а, следовательно, и необходимость закупать нефть у стран Персидского залива. Любое нарушение в поставках нефти этого региона будет иметь самые неблагоприятные последствия для всей мировой экономики (см. рис.3).
Как видно из приведенного рисунка, большое стратегическое значение имеют Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Аравийский полуостров и Африку, и Ормузский пролив, соединяющий Персидский и Оманский заливы. По этим транзитным маршрутам обеспечиваются поставки нефти в Европу.
Спрос на нефть растет, и будет продолжать расти в обозримом будущем, так как все больше стран проходят процесс индустриализации. Саудовская Аравия обладает крупнейшими доказанными запасами нефти в мире, при относительно небольшом населении, так что Саудовская Аравия может продолжить долгосрочную стратегию сдерживания цен на нефть. (см. таб.7). И наоборот, небольшие запасы нефти Ирана, и большее население способствует росту цен на [1]
Эти факторы влияют
геополитическую борьбу между крупными державами.
351
ЯI OMAN ГАМ
IRAQ
HAN
К Ж DAN
нм м Мали
PAKISTAN
ВВП '
■ и I
U я Ш Я
и А I
OMAN
Я DAN
ERITREA1.
Bab el-Mandcb Strait
Detail
Area
DJIBOUTI
SOMALIA
Таблица 7. Основные экономические параметры стран Персидского залива и
352
Ирана на 2015 г._________________________________________________________________________________________
Территори
я
Население
ВВП на душу населения $
Нефть
(bbl)
Газ (куб. метр)
Саудовска я Аравия
2,149,690
27,752,316
54,600
268,300,00
0,000
8,235,000,0
00,000
ОАЭ
83,600
5,779,760
67,000
97,800,000,
000
6,089,000,0
00,000
Оман
309,500
3,286,936
46,200
5,151,000,0
00
849,500,000
,000
Кувейт
17,818
2,788,534
72,200
104,000,00
0,000
1,798,000,0
00,000
Карта взята с сайта The Heritage Foundation. Режим доступа: http://www.heritage.org/multimedia/infographic/2015/02/2015-index-us-military-strength/middle-east-oil-transit- chokepoints
352 Таблица рассчитана автором при помощи CIA — The World Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/
Рисунок 3. Нефтяные перевалочные пункты на Ближнем Востоке
Катар
11,586
2,194,817
145,000
25,240,000,
000
25,070,000,
000,000
Бахрейн
760
1,346,613
51,200
124,600,00
0
92,030,000,
000
Иран
1,648,195
81,824,270
17,800
157,800,00
0,000
34,020,000,
000,000
Основным (официально заявленным) мотивом размещения элементов ПРО США на Ближнем Востоке является защита территории своих союзников в регионе от угроз со стороны Ирана, т. е. нейтрализация ракетного потенциала Ирана. В этом плане система ПРО ориентирована на недопущение изменения баланса сил в пользу Ирана, что осуществляется путем милитаризации стран- союзниц США (через, например, поставки ЗРК Пэтриот или комплексов THAAD), для якобы укрепления безопасности стран Персидского залива. Камнем преткновения является иранская ядерная и ракетная программы. Различия в подходах к этой проблеме США и Ирана породили серию санкций, введенных против Исламской республики. Одновременно США взяли курс на создание региональной системы ПРО и содействие интеграции в военной сфере между странами Персидского залива и США. Кроме того, для Соединенных Штатов крайне важно обеспечить защиту нефтяной инфраструктуры в регионе для бесперебойной поставки нефти в Европу.
Преимущества США от создания ПерсоПРО сводятся, во-первых, к сдерживанию Ирана (не дать Ирану восстановить свое влияние в регионе, так как по оценкам США, Иран угрожает региональной стабильности стран Персидского залива); во-вторых, к укреплению тесного взаимодействия в сфере безопасности со странами Персидского залива, основу которого составляют двусторонние соглашения США со всеми шестью странами ССАГПЗ, предусматривающие условия совместного сотрудничества, а также сосредоточение американских сил и средств на территории стран Персидского залива и получение доступа к военным объектам ССАГПЗ.
В то же время строительство широкомасштабной ПРО в регионе приведет к негативным последствиям, например, стимулирует Иран на создание новых технологий и вооружений для преодоления ПРО США; или увеличит угрозу Израилю, что повлечет нарушение концепции «Качественного военного превосходства» (Qualitive Military Edge) помощи Израилю; кроме того, передовые технологии могут быть переданы странам с неустойчивым политическим режимом, или же в случае смены власти в дружественных США странах, с которыми планируется сотрудничество в сфере ПРО.
О развитии двустороннего сотрудничества стран ССАГПЗ-НАТО в области
безопасности (в т.ч. противоракетной обороны) было объявлено в рамках саммита
в Стамбуле в июне 2004 г. , где было выдвинуто предложение о создании
Стамбульской инициативы о сотрудничестве (СИС).[2] [3] [4] В 2012 году администрация
Б. Обамы инициировала создание форума стратегического сотрудничества США-5 С С
ССАГПЗ в рамках которого была разработана интегрированная общерегиональная система ПРО с участием Соединенных Штатов[5] [6] [7], целью которой является создание сети радаров, осуществляющих обмен информацией о возможном ракетном нападении со стороны Ирана. По данным ЦРУ и Стокгольмского института исследования проблем мира видно, что до создания этого форума страны Персидского залива тратили на военные закупки меньше, чем после (см. таб. 8). При том, что Иран потратил всего лишь 2% ВВП на военные закупки в 2011 году, а Саудовская Аравия, ОАЭ в том же году в несколько
-5 С'У
раз больше.
Таблица 8. Военные расходы стран ССАГПЗ (Данные ЦРУ358)
До создания Форума стратегического сотрудничества (% от ВВП)
После создания Форума стратегического сотрудничества (% от ВВП)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Саудовск
ая
Аравия
7.98
7.25
7.98
9.4
10.7
12.6
ОАЭ
нет
цанных
5.5
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
Оман
8.61
6.13
8.61
15
11,8
нет
данных
Кувейт
0%
3.35
0%
нет
данных
нет
данных
нет
данных
Катар
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
Бахрейн
3.9
нет
данных
нет
данных
4.1
4.2
нет
данных
Военные расходы стран ССАГПЗ (Данные SIPRI )
До создания Форума стратегиче ского сотрудничества (% от ВВП)
После создания Форума стратегического сотрудничества (% от ВВП)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Саудовск
ая
Аравия
8.6
7.2
7.7
9.0
10.4
ОАЭ
5.7
5.2
4.8
5.5
5.1
Оман
8.3
9.6
15.9
14.8
11.6
Кувейт
3.6
3.4
3.2
3.1
нет
данных
Катар
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
нет
данных
Бахрейн
3.28
3.6
3.9
4.1
4.2
По мнению Вашингтона, иранская ракета Шахаб-3 (дальность действия - 1000-1500 км) представляет угрозу для большей части Ближнего Востока, а модифицированная Шахаб -3 к 2020 году (2500 км) - южную часть Европы
(Балканы, Украина, Румыния, Венгрия, Болгария, Польша и Южная часть Италии)[8] [9] (см. рис.4).
Рисунок 4. Радиус охвата иранских ракет362
Среди членов ССАГПЗ наиболее тесное военное сотрудничество в области ПРО с Соединенными Штатами развивается у ОАЭ[10], Катара и Саудовской Аравии (см. таб. 9).
Саудовская Аравия является неоспоримым лидером в ССАГПЗ, при этом, также являясь давним союзником США. В Катаре размещен Объединенный центр управления воздушными операциями (Combined Air and Space Operations Center) на авиабазе Аль Удейд (Al Udeid). ОАЭ и Катар успешно участвуют и в операциях НАТО за пределами Персидского региона: Ливии, Гаити и Пакистане[11]. Катар также играл роль посредника, включая конфликты в Палестине, Ливане, Эритрее, Йемене и Судане.
В 2010 г. на территории Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Катара были размещены 8 батарей ЗРК Пэтриот PAC-2 и РАС-3 (т. е. по 2 батареи в каждой стране), а также от одного до двух крейсеров с системой Иджис в восточной части Средиземного моря и от двух до трех в Персидском заливе, которые могут быть дополнены комплексами THAAD.[12]
Однако, по мере возрастания иранской ракетной угрозы, было заявлено о развертывании дополнительных батарей Пэтриот.[13] [14] [15] Х. Клинтон в марте 2012 г. на заседании ССАГПЗ выступила за создание региональной ПРО на Ближнем Востоке. По заключенным двусторонним соглашениям , США поставили Саудовской Аравии, Бахрейну, Кувейту, Катару, ОАЭ и Оману противоракетные системы ПРО Пэтриот различных модификаций. В большинстве случаев, США модернизируют старую модель Пэтриот РАС-2 на новый более усовершенствованный вариант PАС-3[16] [17] [18] (производство компании Raytheon), которые могут уничтожать больше целей прямым попаданием и являются более эффективными, так как способны перехватывать баллистические ракеты .
В 2012 г. США ввели в действие ПРО РЛС раннего предупреждения AN- TPY-2 в Катаре, что, в сочетании с радарами в Израиле и Турции, обеспечивает широкий спектр покрытия против ракет Ирана.
залива
Таблица 9. Военное сотрудничество США со странами Персидского
372
ПВО/ПРО
Пэтриот
РЛС
THAAD
FCS
AN/MSQ-
132
Корабли с
системой
Иджис
СА
+
+
ОАЭ
2,6 млрд. долл.
+
+AN/TPY-2
+ 2
единицы в 2011 г. 9 ПУ и 48 РП к ним в 2012 г.
Катар
9,9 млрд.
долл.
+ (44 ПУ для М-902; 246 РП для MIM-104
E;
743 РП для PAC-3)
+
AN/MPQ- 65 и 2 единицы AN/TPY-2
+ (2
комплекса в 2011 г.
+
Бахрейн
+
Оман
+
Кувейт 4,2 млрд. долл.
+ (с 20072010 гг. 350 РП; в 2013 — дополните льно 60 РП и 20 ПУ к ним)
+ 2
единицы
AN/TPY-2
На саммите форума Стратегического партнерства ССАГПЗ -США в декабре 2013 г. было принято решение о создании Координационного центра ССАГПЗ по вопросам морской безопасности (GCC Maritime Security Coordination Center) в Абу-Даби, где также будет находиться Академия стратегических исследований и [19] исследований по проблемам безопасности (Gulf Academy for Strategic and Security Studies). По итогам форума в декабре 2013 г. Б. Обама подписал разрешение на
374
осуществление военных продаж ССАГПЗ.
С мая 2013 г. между США и ОАЭ действует Совместный военностратегический диалог (Joint Strategic Military Dialogue), о необходимости создания совместных систем ПРО.[20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]
саммите в Кэмп-Дэвиде в мае 2015 г. , США, Саудовская Аравия,
Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн подтвердили свою приверженность строительству региональной ПРО , которая включает РЛС, СПРН и ЗРК . В ходе саммита Вашингтон выразил готовность оказать техническую помощь странам Залива в создании региональной ПРО, передачи вооружений и подготовки спецназа и пограничных войск. Так, в июне 2016 г. США разместили в ОАЭ 2 батареи комплексов THAAD, производства Lockheed Martin.
После саммита форума США-ССАГПЗ в Кэмп-Дэвиде, Вашингтон санкционировал около 33 млрд. долл. на поставку вооружений в страны ССАГПЗ.[28]
Что касается двустороннего сотрудничества США и Израиля в области ПРО, то необходимо отметить, что Израиль имеет статус основного союзника США вне
ЛОЛ
НАТО (major non-NATO ally). Кроме Израиля, таким же статусом обладают Египет, Япония, Южная Корея и Австралия. Соединенные Штаты выделяют Израилю финансовую помощь на ведение собственных НИОКР в области ПРО (см. таб. 10). Израиль создает собственную систему ПРО, а также ведет тесное сотрудничество с Соединенными Штатами по закупке и модификации своих систем ПРО. На выделенную финансовую помощь США, Израиль создал системы ПРО малого радиуса действия Iron Dome (Железный купол), малого и среднего радиуса действия David’s Sling (Праща Давида), а также совместно с американской компанией “Boeing” среднего и дальнего радиуса действия Arrow II и III.
Таб.10. Расходы США на военную помощь Израилю в 2006-2016 гг. (млн $)383
Год
Arrow II
Arrow III
David’s
Sling
Iron
Dome
Всего
2006
122.866
-
10.0
-
132.866
2007
117.494
-
20.4
-
137.894
2008
98.572
20.0
37.0
-
155.572
2009
74.342
30.0
72.875
-
177.237
2010
72.306
50.036
80.092
-
202.434
2011
66.427
58.966
84.722
205.0
415.115
2012
58.955
66.220
110.525
70.0
305.700
2013
40.800
74.700
137.500
194.0
447.000
2014
44.363
74.707
149.712
460.309
729.091
2015
56.201
74.707
137.934
350.972
619.814
Таким
образом, развертывая американские
системы П
РО на Бли
Востоке, Вашингтон обеспечивает защиту своих национальных интересов -
получение доступа к нефтяным маршрутам, для обеспечения своей защищенности и изменения баланса сил в свою пользу. Поэтому, для Соединенных Штатов важно [29] [30]
развивать военное сотрудничество со странами региона, но не на двусторонней основе, а с военной коалицией, какой может стать ССАГПЗ.
Военная стратегия США на Ближнем Востоке - поддержание значительного военного присутствия. Считая главной угрозой в регионе, прежде всего Иран, Соединенные штаты не хотят учитывать того, что региональные страны, не поддерживающие иранские амбиции на Ближнем Востоке, обладают вполне современным оружием, которое позволяет уравновесить военно-технический потенциал Ирана. Ядерный потенциал Ирана - это, прежде всего, защита его суверенитета от региональных противников Ирана, которых поддерживают Соединенные Штаты и с которыми налажены тесные военные связи.
[1] Бельский А.Н. Влияние силового потенциала на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Военнополитическая ситуация в мире и безопасность России: сб. докл. / под. ред. д-ра экон. наук Г.Г. Тищенко, канд. экон. наук В.Е. Новикова; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2014. С. 106.
[2] Gray, Megan C. Building a Persian Gulf ballistic missile defense umbrella: a comparative case study analysis of regional phased adaptive approaches. Monterey California: Naval Postgraduate School. June, 2013. Mode of access: http://calhoun.nps.edu/bitstream/handle/10945/34669/13Jun_Gray_Meghan.pdf?sequence=1
[3] Istanbul Cooperation Initiative (ICI). Reaching out to the broader Middle East. [Electronic resource]. NATO official website. - Mode of access: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_58787.htm?selectedLocale=en
[4] Senior State Department Officials En Route to Riyadh, Saudi Arabia. http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/03/187218.htm
[5] Annex to U.S.-Gulf Cooperation Council Camp David Joint Statement. https://www.whitehouse.gov/the-press- office/2015/05/14/annex-us-gulf-cooperation-council-camp-david-joint-statement
[6] CIA— The World Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/
[7] CIA— The World Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/
[8] Steven Hildreth, “Iran’s ballistic missile program”. Andrew Feickert “Iran Ballistic Missile Capabilities”.
[9] Карта взята из сайта International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2014.
[10] Первыми закупили систему THAAD
[11] The Gulf Security Architecture: Partnership with the Gulf Cooperation Council. US Committee on Foreign Relations. https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CPRT-n2SPRT74603/html/CPRT-n2SPRT74603.htm
[12] Lockheed Martin Receives $1.96 Billion THAAD Production Contract For The United Arab Emirates. [Electronic resource]. Lockheed Martin official website — Mode of access: http://lockheedmartin.com/us/news/press- releases/2011/december/1230-thaad-uae.html
[13] Charles D. Ferguson. Adverse Consequences of Iranian-U.S. tensions. Public Interest Report. Fall 2011. [Electronic resource]. Federation of American Scientists website — Mode of access: http://fas.org/pubs/pir/2011fall/2011fall- presidentmessage.pdf
[14] Remarks with Saudi Arabian Foreign Minister Saud Al-Faisal. Hillary Rodham Clinton, Secretary of State, Gulf Cooperation Council Secretariat, Riyadh, Saudi Arabia, March 31, 2012. [Electronic resource]. The White House official website — Mode of access: http://www.state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2012/03/187245.htm
[15] U.S. Military Presence in the Persian Gulf. Strategic Studies Institute. [Electronic resource]. Strategic Studies Institute website — Mode of access: Www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pdffiles/pub185.pdf
[16] Например, США и Саудовская Аравия в 2011 г. заключили контракт на 1,7 млрд долл, предусматривающий модернизацию РАС-2.
[17] United States — Gulf Cooperation Council Second Summit Leaders Communique Riyadh, Saudi Arabia. April 21, 2016. [Electronic resource]. U.S. White House website — Mode of access: www.whitehouse.gov/the-press- office/2016/04/21/united-states-gulf-cooperation-council-second-summit-leaders-communique
[18] Saudi Arabia. 07/16/15. [Electronic resource]. Missile Defense Advocacy Alliance — Mode of access: http://missiledefenseadvocacy.org/intl-cooperation/saudi-arabia/ // Joint Statement of the US-GSS Foreign Ministers meeting in Doha, State of Qatar on August 3, 2015. [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: www.state.gov/rZpa/prs/ps/2015/08/245619.htm
[19] Таблица рассчитана автором на основе следующих источников: Козин В.П. «Чикагская триада» США и НАТО: ее последствия для России. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2015 — с. 85-90 / Remarks at Royal United Services Institute (RUSI) Missile Defense Conference, Frank A. Rose, Assistant Secretary, Bureau of Arms Control, Verification and Compliance, London, UK, April 12, 2016 [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: www.state.gov/t/avc/rls/255768.htm
[20] Joint Communique from the Third Ministerial Meeting for the U.S.-GCC Strategic Cooperation Forum. [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2013/09/214834.htm
[21] Presidential Determination — GCC. [Electronic resource]. U.S. White House website — Mode of access: www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/12/16/presidential-determination-gulf-cooperation-council
[22] Dempsey Meets With Emirati Leaders in Military Dialogue. American Forces Press Service. [Electronic resource]. Joint Chiefs of Staff official website — Mode of access: http://www.jcs.mil/media/news/news-display/article/571714/dempsey- meets-with-emirati-leaders-in-military-dialogue/
[23] Kenneth Katzman. The United Arab Emirates (UAE): Issues for U.S. Policy. [Electronic resource]. CRS website — Mode of access: http://fpc.state.gov/documents/organization/232518.pdf
[24] U.S. - Gulf Cooperation Council Camp David Joint Statement. [Electronic resource]. The White House official website — Mode of access:
www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/05/14/us-gulf-cooperation-council-camp-david-joint-statement
[25] Joint Statement of the U.S.-GCC Foreign Ministers Meeting in Doha, State of Qatar on August 3, 2015. [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: www.state.gov/rZpa/prs/ps/2015/08/245619.htm // United States-Gulf Cooperation Council Second Summit Leaders Communique Riyadh, Saudi Arabia, April 21, 2016. [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: www.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/08/245619.htm
[26] Annex to U.S.-Gulf Cooperation Council Camp David Joint Statement Published: May 14, 2015. [Electronic resource]. U.S. White House website — Mode of access: www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/05/14/annex-us-gulf- cooperation-council-camp-david-joint-statement
[27] Multinational BMD Conference, Remarks Frank A. Rose, Assistant Secretary, Bureau of Arms Control, Verification and Compliance, Seville, Spain. October 6, 2015. [Electronic resource]. U.S. Department of State website — Mode of access: www.state.gov/t/avc/rls/2015/248035.htm
[28] State Department Office of Political-Military Affairs spokesman David McKeeby on March 25, 2016. www.defensenews.com/story/defense/policy-budget/budget/2016/03/25/state-33-billion-gcc-weapon-sales-11- months/82255660
[29] National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1987. Available at: https://www.govtrack.us/ congress/bills/99/s2638/text
[30] Sharp J.M. U.S. Foreign Aid to Israel. June 10, 2015. Congressional Research Service. Available at: http://fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf
|