Понедельник, 25.11.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Незаконный оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в международно-правовых нормативных актах

Почти все известные мировые цивилизации: Вавилон, Шумер, Древние Египет, Г реция, Рим, Индия, Китай, инки и ацтеки, а также народы Крайнего Севера, в чистом виде, использовали и потребляли, одурманивающие, галлюциногенные зелья, обладающие наркотическими свойствами. Например, в качестве лекарств, обезболивающих, либо для поднятия боевого духа во время сражений.

Самый известный восточный ученый средневекового мира Авиценна (Абуали ибн Сина), ещё в средние века в своих сочинениях указывал о распространении наркотиков на всей территории персидской империи.[1]

В девятнадцатом столетии Российская Империя уничтожала посевы мака и конопли в своих новых владениях - Средней Азии, что приводило к конфликтам и стычкам с местным населением.

В XIX веке, свыше 30% населения Китая употребляло опиум. В том же столетии, использование опиума в военно-медицинских целях, среди солдат США, привело к тяжелым необратимым последствиям при прекращении его выдачи. В Великобритании дешёвый опиум реализовался в лавках, вместе с бакалейным товаром. После колонизации Индокитая, во Франции увеличилось количество притонов для курения опиума. В США, в начале двадцатого века, обусловленность беспрепятственного доступа к наркотикам, привела к гибели более пяти тысяч человек.[2] Приведенные данные свидетельствуют о том, что имевшие место даже легальные формы распространения наркотических средств среди населения, всегда приводили к существенным негативным социальным последствиям. Нелегальные же формы их оборота с развитием общества принимали все более угрожающие размеры и последствия.

В современном мире научного прогресса, кибернетики, кровопролитных войн, экстремизма и террора, в любой стране мира не теряет своей актуальности проблема борьбы с нелегальным оборотом всех видов наркотиков. Одним из новых направлений противодействия этому злу является предотвращение противоправных действий, создающих условия для их распространения. К числу таких неправомерных действий относится незаконный оборот подконтрольных предметов, из которых, либо с помощью которых, изготавливаются и производятся наркотические средства.

Распространение наркотических средств и психотропных веществ (далее - синтезированные наркотики), приобретая крупномасштабную тенденцию в любом регионе, оказывает пагубное воздействие на здоровье людей, разрушает семьи, подрывает развитие человека, порождает иные виды преступности и коррупцию. Проблема роста наркомании, в том числе, неправомерное, теневое изготовление и использование синтезированных наркотиков является, одновременно, проблемой политической, экономической и социальной.

В связи с этим борьба с незаконным оборотом наркотиков является важной проблемой любого государства, так как представляет угрозу для государственного строя. Противозаконное распространение синтетических и полусинтетических наркотиков, а также курительных смесей остается на высоком уровне среди населения практически всех стран, особенно среди подростков и молодежи.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, в своем обращении к сотрудникам силовых структур, отметил, что «... ни одно государство в мире, каким бы крупным оно не было, не сможет в одиночку справиться с этой глобальной проблемой.».[3]

В последние годы незаконный оборот синтезированных наркотиков приобрел ярко выраженный транснациональный характер, что позволило мировому сообществу отнести его к числу глобальных проблем человечества.

В частности, одним из лидеров в производстве и торговле наркотиками стал Афганистан. Данный фактор влияет на стабильность и развитие многих стран во всем мире, особенно в регионах расположенных по соседству с ним. Так, например, Афганистан, став мировым лидером в производстве опия, увеличил поток наркотиков через Центрально-Азиатский регион в Российскую Федерацию. Показательными являются данные статистики, согласно которым только за 2016 год, преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов было зарегистрировано: в Российской Федерации - 201 156, в Республике Таджикистан - 113.[4] При этом негативная тенденция в отношении роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ имеется фактически во всех станах.

Быстрорастущая угроза распространения наркотических средств требовала формирования концепции международного сотрудничества в борьбе с «эпидемией ХХ века». Возникла необходимость в объединении сотрудничества антинаркотических стратегий по сокращению поставок наркотиков и утечки их прекурсоров.

Признавая отсутствие должного контроля над оборотом наркотиков, мировое сообщество, в лице ООН, приняло интернациональные конвенции, в которых содержатся обязательные и рекомендуемые правила контроля законного оборота запрещенных веществ и противодействия нелегального использования синтезированных наркотиков:

- «Единая конвенция о наркотических средствах» - 1961г;

- «О психотропных веществах» - 1971г;

Отмеченные конвенции, являясь законной основой международно - правового регулирования и контроля указанных веществ, были ратифицированы всеми государствами - участниками ООН.[5]

В зависимости от источника происхождения и метода изготовления принято выделять три вида наркотических средств:

- наркотики, встречающиеся в природе и получаемые обычно из наркосодержащих растений (например, марихуана, опий, паста коки и т.п.);

- полусинтетические наркотики, которые производятся путем химической модификации материалов, извлеченных из наркосодержащих растений (героин, кокаин и т.п.);

- синтетические наркотики - наркотические средства, полностью изготавливаемые в лабораторных условиях в результате сложных химических преобразований (метамфетамин, меткатинон, MDMA «Экстази», «Флакка» и др.).

Анализ ситуации и тенденций развития производства наркотических средств, послужил формированию ограниченного перечня, подлежащего особенному международному надзору, ранее не известных химических веществ - субститутов, используемых в процессе противозаконного изготовления наркотиков, с целью принятия мер по предотвращению их утечки и использования при незаконном изготовлении и производстве.

Как полусинтетические, так и синтетические наркотики невозможно изготовить без использования химических веществ, получивших название - «прекурсоры». Они либо являются исходными компонентами, либо основным технологическим материалом при изготовлении запрещенных веществ.

Особо следует отметить, что прекурсоры, в чистом виде, не являются наркотическими либо психотропными элементами, они лишь служат основой для их изготовления.

Еще в 1961 году прошлого века, в Единой международной конвенции о наркотических средствах, была высказана необходимость не только противодействия незаконному обороту наркотических средств, но и контроля химических веществ, используемых при их изготовлении, где стороны обязались применять всевозможные меры по недопущению неправомерного оборота контролируемых веществ, используемых при производстве синтезированных наркотиков.[6]

Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года, фактически повторяет сущность содержания положений предыдущего международно - правового соглашения.[7]

Обозначая актуальность и криминогенный потенциал, мировое сообщество обязалось применить необходимые меры контроля химических веществ, предназначенных для производства и изготовления наркотиков.

Юридическое оформление противодействия неправомерному использованию прекурсоров в производстве и изготовлении синтезированных наркотиков приобрело последующее развитие в Конвенции Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», принятой в Вене 20 декабря 1988 года. Значение данного международного Пакта заключается в обозначении актуальности и необходимости применения мер контроля перечня химических веществ, предназначенных для производства и изготовления на мировом уровне.[8]

Указанный выше конвенционный источник стал первой правовой базой регулирования международного сотрудничества в области контроля над оборотом прекурсоров, основная идея, которой состоит в том, что установление мер контроля в отношении прекурсоров приведет к снижению незаконного изготовления синтетических и полусинтетических наркотиков.[9]

Термин «Прекурсор» (precursor) имеет латинское происхождение и означает «предшественник».

Впервые, термин «прекурсор» стал использоваться с появлением бинарного оружия, где он обозначал химические вещества, при реакции которых образовывалось отравляющее вещество, составляющее рецептуру химического оружия.[10]

Характерно, что ни в одном из рассматриваемых антинаркотических международных Пактов (Конвенций), не усматривается определение прекурсора наркотических средств или психотропных веществ. Конвенция 1988 года, лишь указывает на вещества, включенные в Перечень (Таблица I и

Таблица II), которые используются для изготовления любого вида

12

наркотика.[11]

Действующие конвенции, по своей структуре считаются «рычагом» в борьбе с конкретными задачами. В нашем случае, это противодействие наркотической угрозе в целом. Вместе с тем, анализ международных Пактов, соглашений и стратегий показал, что прекурсоры не выступают самостоятельной проблемой, а рассматриваются лишь в совокупности с наркотическими или психотропными веществами.

При росте преступности в сфере незаконного изготовления и производства наркотических и психотропных средств, с помощью химических веществ, Генеральной Ассамблеи ООН, в феврале 1998 года, была принята Политическая декларация и Всемирная программа выработки комплексных стратегий и действий международного сотрудничества в борьбе против незаконного оборота мировой проблемы- наркотиков.[12] В данном документе проблеме нелегального оборота прекурсоров уделено незначительное внимание.

Вместе с тем, выступающий международно-правовой основой, указанный конвенционный источник, наметил тенденцию признания самостоятельным преступлением такие действия, которые создают условия для изготовления и производства синтетических и полусинтетических наркотиков. В первую очередь это относится к хранению, покупке, транспортировке или распространению веществ и предметов, если известно, что они предназначены для использования в целях производства или изготовления любых синтезированных наркотиков.[13]

Рассматривая прекурсоры, мировое сообщество не может определить единое содержание данного термина.

Так, на базе формирования терминологии международного Пакта (Конвенция 1988 г.), довольно обширную популяризацию приобрел термин «вещества, включенные в Перечень»[14], в которых приведены различные типы веществ, распределенные по списку:

- химические соединения, являющиеся прекурсорами синтезированных наркотиков;

-химические элементы, используемые как реактивы и растворители.

Другими словами, согласно спискам, прекурсоры можно подразделить на вещества, способные превращаться в наркотические или психотропные средства, и химические элементы, которые используются в ходе изготовления синтетических и полусинтетических наркотиков.

В Конвенции ООН «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении», принятой в Париже 13 января 1993 года, прекурсор рассматривается, как «... любой ненатуральный реагент, используемый на различном этапе производства токсичных химикатов, каким бы то ни было способом. Сюда относится любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы .. ,».[15]

В 1997 году Международный комитет по контролю над наркотиками предложил заменить идиому «прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ», на термин «прекурсор», который будет использоваться для обозначения веществ, включенных в Перечень Конвенции ООН - 1988 года, за исключением случая возникновения иного

17

высказывания.[16]

В результате, все химические элементы, содержащиеся в Перечне, с учетом их расширенного толкования вошли в общую практику под наименованием одного слова - «прекурсоры».

Международный Пакт (Конвенция) - 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», ратифицированный Российской Федерацией и Республикой Таджикистан,[17] содержит следующие рекомендации:

- на основании внутреннего законодательства признать уголовно наказуемым оборот веществ, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного производства или изготовления любых видов наркотиков. (ч. 1 ст. 3);

- принять необходимые меры для предотвращения утечки веществ используемых при незаконном изготовлении наркотиков или психотропных веществ. (ч.1 ст. 12);

- осуществлять контроль над изготовлением и распространением веществ, включенных в Перечень. (ч.8 ст. 12).

Таким образом, рассматриваемый конвенционный источник стал первым международно-правовым основанием уголовной ответственности исследуемых деяний в России и Таджикистане.

В современном мире, Интернет и социальные сети, ежедневно вовлекают все больше людей в мир развлечений, новостей и общения. Это чревато негативными последствиями: в видеороликах часто показывают сюжеты, где подробно излагаются способы изготовления и распространения наркотиков, и пропагандируют выгоду поставки и продажи наркотических средств, что отрицательно влияет на граждан с неустойчивым правосознанием. Пропаганда изготовления «безобидных препаратов» продуцирует распространение синтетических и полусинтетических наркотиков, что не оставляет сомнений в общественной опасности выхода исследуемых веществ (прекурсоров) с легального оборота.

Легкодоступность некоторых химических веществ и растворителей, привела к росту подпольного производства одурманивающих средств. Возникла необходимость в усиленном контроле медицинских препаратов, химических веществ, в том числе и прекурсоров.

Рекомендация криминализации незаконного оборота прекурсоров, была предначертана в виду отсутствия уголовно-правового воздействия на подобные деяния. Заключенные ранее международные конвенции и соглашения выступали в качестве правовой основы международного сотрудничества в борьбе с оборотом наркотиков в целом, не предусматривая ответственность за вещества, посредством которых эти наркотики производились. Иными словами, предметные антинаркотические конвенции устанавливали ответственность за противоправные деяния уже готового наркотика, что не позволяло осуществлять уголовно-правовое предупреждение изготовления и производства наркотических веществ. Например, в конце шестидесятых - семидесятых годов прошлого столетия, в странах Западной Европы и США, особую популярность среди молодежи приобрели «цветные таблетки», вызывающие наркотическое и психотропное одурманивание. Как правило, указанные вещества изготавливались при помощи лабораторного оборудования. При обнаружении таких подпольных лабораторий, предусматривалась ответственность за незаконный оборот синтезированных наркотиков, оставляя без внимания ныне нам известные действия с прекурсорами.

Установление уголовной ответственности за противоправные деяния с прекурсорами представляет собой новый эффективный механизм, позволяющий пресекать распространение наркотиков.

Криминализация противоправных действий, с рассматриваемыми веществами, является не только необходимой в современном мире, но и оправданной, поскольку является уголовно-правовым предупреждением преступлений, связанных с нелегальным оборотом синтезированных наркотиков.

Проведенное исследование международно-правовых основ незаконного оборота контролируемых веществ позволило сделать следующие основные выводы:

Современный этап формирования международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом синтезированных наркотиков, обусловил тенденцию признания самостоятельным преступлением, деяний составляющих незаконный оборот как наркотических средств и психотропных веществ, так и их прекурсоров.

Вопрос о криминализации незаконных действий с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ на международно-правовом уровне впервые был обозначен в Конвенции Организации Объединенных Наций 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», став основанием уголовной ответственности на международном уровне.

Криминализация незаконного оборота прекурсоров обусловлена общественной опасностью, является своевременной, необходимой и оправданной, а также выступает в качестве уголовно-правового средства предупреждения преступлений, связанных с нелегальным оборотом синтезированных наркотиков.

 

[1] Ибн Сина [Электронный источник] // URL: Ьар8://ги.т.уП<1рей1а.огц/Ибн Сина. (дата обращения: 19.09.2015).

[2] Студенческая библиотека онлайн [Электронный источник] // URL: http://studbooks.net. (дата обращения: 19.09.2015).

[3] Выступление президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона к сотрудникам силовых структур - 2013 г.

[4] Сведения ГИАЦ МВД России и Таджикистана о состоянии преступности с январь по декабрь 2016 года.

[5]Для унификации международных договоров в 1961 году ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 году, в целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, была принята Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами.

[6] См.: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года: Конвенция ООН (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[7] См.: О психотропных веществах: Конвенция ООН (заключена в г. Вене 21.02.1971) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[8] См.: О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Конвенция ООН (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[9] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. На сегодняшний день она является основополагающим документом, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере. Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН.

[10] Организация борьбы с контрабандой прекурсоров. Учебно-методическое пособие под общ.ред. Н.М. Блинова. - М.: СИП РИА, 2001. - С.14.

[11] См.: О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Конвенция ООН (заключена в г. Вене 20.12.1988) //Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[12] См.: Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015 г.)

[13] См.: О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Конвенция ООН (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[14] См.: О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: Конвенция ООН (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[15] См.: О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении: п.3 ст. 2. Конвенция ООН (принятая в Париже 13.01.1993) // Доступ из веб-сайта ООН. URL: http://www.un.org/ru. (дата обращения 02.03.2015г.)

[16] См.: Комментарий к Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. - Нью-Йорк, ООН. 1998. - С.31-32.

[17] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. N 1711-I. Конвенция вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г. Текст Конвенции опубликован в Сборнике международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М., 1994, с. 133, в сборнике «Действующее международное право» т. 3. После распада СССР указанная Конвенция была ратифицирована Республикой Таджикистан в 1996 году.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.11.2017)
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%