В современной юридической науке вопрос об исследовании многочисленных и разнообразных функций государства остаётся
актуальным именно из-за того, что вся многоаспектная деятельность государства во всём своём многообразии может быть реализована с помощью соответствующих функций государства. Именно через них возможно определить особенности и эффективность деятельности государства на определённом этапе развития общества и в целом.
Исследование многочисленных функций государства помогает реальной оценке его возможностей, способствует более глубокому пониманию механизма его взаимодействия с другими институтами общества в решении наиболее важных политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других задач. Оптимальность организации государства самым непосредственным образом зависит от того, насколько полно и четко выявлены функции государства и определены формы реализации этих функций.
В юридической литературе, изданной в зарубежных государствах в разные годы значительное внимание уделяется целям и задачам государства, а не функциям. Что касается отечественной науки, то здесь рассматриваются понятие «функции государства», значение и признаки, вопросы классификации и детализации функций государства.
Оживлённый интерес к проблеме функций государства появился после отчётного доклада на ХУШсъезде ВКП(б), на котором «функции государства конкретизировались применительно к содержанию основных разновидностей государственной деятельности, обусловленных задачами, стоящими на различных исторических этапах. Главные исторические задачи, стоящие на конкретном этапе развития социалистического государства в дальнейшем стали неотъемлемым компонентом партийных документов».[1]
Сам термин «функция» в отечественной и зарубежной научной литературе имеет неодинаковое значение. Например, в математике или физике, понятие «функция» означает определённую зависимость переменных друг от друга, когда изменяется одна величина, другая величина тоже может меняет своё значение соответственно.
Так, в философии оживлённый интерес к «функции», как одной из фундаментальных категорий, возрастает по мере распространения в различных областях науки функциональных методов исследования. В наиболее развернутой форме функциональный подход был рекомендован Э. Кассирером, который разработал теорию «функции». Данная попытка построения теории познания на основе функционального подхода оказала
Л
значительное влияние на философское представление о «функции».
В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает «осуществление», т.е. деятельность или работу. Однако, как можно заметить в энциклопедической литературе прослеживается определенная тенденция к более расширенному толкованию этого термина. В частности, «функция» раскрывается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность: 1) обязанность, круг деятельности, 2)
назначение, роль».
С.И. Нефедов уделял внимание тому факту, что «нельзя не заметить тенденции к расширительному и многозначному толкованию понятия «функция» («деятельность», «работа», и вместе с тем «назначение», «обязанность» и даже «круг деятельности»). Разнообразное понимание его обусловлено прежде всего спецификой сфер его применения. Поэтому нет необходимости в строгом, единообразном понимании рассматриваемого понятия во всех, без исключения, областях знаний. Но одно ясно, что в пределах одной или нескольких, схожих по предметам науках, смысловое содержание категории «функция» должно быть единым».[2]
Так, хотелось бы выделить по данному вопросу предложение В.И. Кремянского. По его мнению «функция представляет собой вид активной деятельности направленной или вообще целенаправленной деятельности биологических, социальных, технических систем или их частей».[3]
Ту же мысль, но более ёмко, выразил В.Г. Афанасьев, который под
-5
«функцией» понимает целенаправленную, активную деятельность системы . Развивая эти положения, В.Д. Перевалов отмечает: «Функционировать - значит действовать, так как функция есть проявление жизнедеятельности любого объекта, отражение всеобщего движения в природе как способа
4
существования материи» .
Следует отметить, что К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин понятие «функция» использовали для характеристики различных общественных явлений, для обозначения способа проявления активности жизнедеятельности общественной системы и ее структурных элементов. К. Маркс в своей работе отмечал: «Различные общественные функции суть меняющие друг друга способы жизнедеятельности».[4] Относительно государства данную мысль он дополняет идеей о том, что и государство тоже должно рассматриваться как различная деятельность.[5]
Термин «функция» довольно часто использовался в марксистской
-5
литературе для определения общего социального назначения государства , а гораздо реже использовался для характеристики различных сторон деятельности государства.
В философской и юридической литературе можно встретить
различные определения понятия «функция государства». За
терминологическими расхождениями часто кроются различные подходы к изучению этого многогранного вопроса. Безусловно, этот факт не может оцениваться негативно, так как большое разнообразие точек зрения по данному вопросу позволяет сопоставить и сравнить их, выбрать именно ту из них, которая наиболее соответствует научным интересам исследователя.
Теоретические особенности, связанные с понятием и классификацией функций современного государства являются исключительно важными и приоритетными для практической деятельности и государственно-правового строительства, так как данная категория является, безусловно, одной из фундаментальных и основополагающих в теории права и государства. Этим объясняется и тот факт, что многие вопросы, которые касаются данного понятия, остаются нерешёнными. Таким вопросом является определение понятия «функции государства».[6]
В этой связи, опираясь на общую позицию, разделяемую учеными- правоведами, хотелось бы проанализировать некоторые из высказанных в юридической литературе положений, касающихся вопроса о понятии «функции государства».
Довольно широкое распространение в научной юридической литературе получило толкование функций государства как направлений его деятельности. Как отмечает М.И. Пискотин: «Функции - это направления необходимой деятельности государства, обусловленной объективными потребностями общественной жизни, с точки зрения ее внутренних и внешних задач».[7] [8]
Применительно к государству этот термин традиционно означает «основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином
3
этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением».
По мнению В.С. Афанасьева «функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе».[9]
В.В. Лазарев рассматривает функции государства как «основные направления его деятельности, определенная работа, показывающая роль и
значение данной организации; круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности».[10]
Функции государства, представляющие собой главные направления его деятельности, складываются из многоаспектной работы всего государственного механизма в целом. Они носят комплексный, собирательный характер, реализуются посредством различных методов и форм, включая правотворческую деятельность, воплощение в жизнь принятых законов и подзаконных нормативных правовых актов, контроль и надзор за ходом правореализации, разрешение возникающих правовых споров и коллизий, борьбу с неправомерным поведением, привлечение к законной юридической ответственности виновных, повышение уровня правовой культуры и сознания людей. Эти функции оказывают воздействие на самые разнообразные отношения, возникающие в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества, которые нуждаются в государственном регулировании.[11]
Например, Н.Б. Пахаленко утверждает, что «функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями
-5
общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач».
Так, А.В. Малько считает: «Именно в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение и природа. Функции характеризуют государство в динамике. Они устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, которые перед ним стоят, и представляют собой средство реализации этих задач».[12]
Однако, по мнению многих ученых-юристов, под функциями государства можно понимать как направление, так и сторону деятельности государства.
Так, Н.В. Черноголовкин под функциями понимает «как направления, так и стороны деятельности государства по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития»[13] [14] [15].
В данном определении разделены, с одной стороны, способность или возможность государства к определенной деятельности, т.е. объективно необходимое направление деятельности, а с другой - непосредственно сама реализация данной способности, т.е. стороны в практической деятельности государства.
М.И. Байтин определяет функции государства как «направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи, цели, закономерности
3
развития» .
Л.И. Загайнов считает, что «функции государства, являясь сторонами и направлениями его деятельности, есть в то же время совокупность средств решения задач и достижения целей государства, практического воплощения в жизнь его социального назначения, а следовательно, и его классовой
4
сущности» .
В этой связи необходимо иметь в виду, что функции государства, а также цели и задачи государства или сама непосредственная деятельность
государства не могут отождествляться. Содержание отдельно взятой функции представляет собой совокупность однопорядковых аспектов деятельности государства. Функции государства тесно взаимосвязаны с задачами и целями государства, стоящими перед ним на различных исторических этапах. Но важно понимать, что цель - это конечный результат, а задачи - это те действия, которые предстоит совершить, чтобы достигнуть поставленную определённую цель. Соответственно роль функций государства заключается в том, чтобы организовать процесс решения задачи. Например, актуальной задачей любого государства является создание условий для повышения уровня экономического роста государства, в то время как решению данной задачи может способствовать реализация сразу нескольких функций государства по различным направлениям.
Например, Т.Н. Радько придерживается мнения, что «задачи не служат первоосновой функций государства, поскольку они обусловливаются политическими и экономическими интересами общества, определяются социально-экономическими факторами развития государства».[16]
Ряд авторов предпочитает под функциями государства понимать «не направления, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа». Представители данной позиции имеют в виду, что «именно практическая деятельность государственного аппарата
характеризует функции государства...», тогда как термин «направление легко отождествить с задачами»[17]. Положительным моментом такой позиции является стремление рассматривать функции государства в
непосредственной взаимосвязи с его практической деятельностью. И все же с этой точкой зрения трудно согласиться, в связи с тем, что в конечном итоге эта позиция ведет к растворению функций в многообразной деятельности государства. Разделение ее на части может оказаться бесконечным. Тем не менее не всякая деятельность (или часть деятельности) государства соответствует определению его функции. Последняя обладает особенными, присущими только ей свойствами, определенными признаками. Кроме того, сама постановка вопроса о функциях государства как частях его деятельности в какой-то степени связана со смешением этой категории с понятием «функции отдельных органов».[18]
Как заметил С.Я. Боженок: «Анализ научной литературы, касающейся данного вопроса, позволяет сделать вывод о том, что функциями государства являются направления его деятельности, обусловленные целями и природой данного политического института. В развитых обществах институт государственности призван осуществлять управление обществом и обеспечение правового порядка на основе демократических принципов и в интересах всех граждан».[19]
Функции государства носят комплексный, собирательный характер, складываются из нескольких аспектов деятельности государства. Различные способы воздействия государственной власти на общественную жизнь группируются в более широкие сферы государственного регулирования. Именно функции государства охватывают его деятельность в целом, а не отдельно взятых его органов. В государстве как политическом институте объединяются направления деятельности различных министерств, служб, ведомств и агентств по решению определённо стоящих задач. Формы и содержание функций конкретного государства зависят от самых разнообразных сфер деятельности общества и других факторов, таких как политика, экономика, религия, уровень культуры, социальная структура, идеология, исторические особенности, география.[20]
По мнению Л.А. Морозовой «функции государства представляют собой главные социально значимые направления деятельности на конкретном историческом этапе развития общества. Государство, проводя различные преобразования, реформы, регулируя общественные отношения, оказывает влияние на состояние процессов, происходящих в обществе, на их направление и динамику. В связи с этим, функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на процессы и отношения, происходящие в обществе, который определяет основные направления деятельности по управлению обществом». [21] [22]
Например, А.В. Мелёхин утверждает, что «функции государства - это объективная категория. Их реализация воплощается в жизнь с учётом политических компромиссов. Именно здесь и проявляется человеческий фактор определения деятельности или функционирования государства. Функциями государства являются те основные направления деятельности по управлению обществом, которые отражают его цели и социальное
3
назначение».
М.Н. Марченко, определяет функции государства на современном этапе, как «основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение».[23]
В этом определении он выделил наиболее существенные признаки функций современного государства, с которыми можно согласиться:
- функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;
- в функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;
- функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
- в функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.[24]
Как считает В.Н. Хропанюк: «В функциях государства проявляется его сущность, реальная роль, которую именно государство играет в решении приоритетных вопросов развития общества, а также в удовлетворении потребностей населения страны».[25]
В целом удачный критический разбор различных точек зрения по поводу понятия функций государства в связи с анализом их структуры был проведен А.П. Глебовым, который определяет, что «функции государства - это социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)»[26]. Однако, и это определение, как верно заметил М.И. Байтин, не лишено некоторых недостатков, несмотря на интересную идею, заложенную в нем, так как в первой части он производит отождествление функций государства с его социальным назначением, а во второй - по существу сближается с пониманием функций как определенных направлений и сторон деятельности государства[27].
Таким образом, можно выделить несколько определений понятия «функции государства»:
- широкое распространение в научной юридической литературе получило толкование функций государства как основных направлений его деятельности (В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахаленко, М.И. Пискотин, В.Н. Хропанюк);
- другие авторы рассматривают функции в качестве самой деятельности государства (В.Г. Афанасьев, В.И. Кремянский, В.Д. Перевалов);
- существуют и мнения, согласно которым, функции государства представляют собой не только направления деятельности государства, но и стороны этой деятельности (М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин);
- наряду с этим многие учёные включают в определение функций государства дополнительные элементы, такие как сущность государства и его социальное назначение (В.С. Афанасьев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, А.В. Мелёхин).
Интересным является вопрос о том, как же все-таки появляются те или иные функции. Ясно, что это определяется объективными условиями и закономерностями развития общества. Но все же эти объективные условия должны быть осознаны и получить соответствующее выражение в деятельности государственного аппарата и нормативное (прямое или косвенное) закрепление, в том числе через установление компетенции государственных органов. То есть имеет место сочетание объективных и субъективных факторов (как и в правовом регулировании вообще). Последовательность их возникновения зависит в первую очередь от приоритетных задач, стоящих перед государством, которые в свою очередь зависят и от экономических факторов, и от потребностей населения, и от нравственного, духовного и культурного развития общества.
Автором отмечается, что самыми главными признаками в понимании направленности государственной деятельности являются сущность государства и его назначение на соответствующем этапе развития общества. Наряду с этим необходимо иметь в виду, что адекватное понимание категории «функции государства» невозможно без учета его обусловленности текущим состоянием государственно-правового развития общества, насущными представлениями о праве и государстве вообще, уровнем культурного развития общества, вариативностью самих государственноправовых явлений.
В результате автор приходит к выводу, что под функциями государства следует понимать основные направления деятельности государства, которые определяются его сущностью и социальным назначением, а также содержанием, формами, уровнем экономического, социального и культурного развития общества.
Деятельность государства является сложным и многогранным явлением, в связи с чем государство осуществляет сразу несколько функций по различным направлениям. Для каждой сферы жизнедеятельности общества существует определённая функция государства. Например, в условиях военных действий или предстоящего военного кризиса для государства в первую очередь приоритетной является задача защитить страну от внешнего нападения, таким образом, в данной ситуации главная роль будет принадлежать функции обороны государства. Таким образом, масштаб реализации функций государства напрямую имеет зависимость от важности задач и целей, поставленных перед страной.
В настоящее время вопрос, касающийся исследования и изучения детализации и классификации функций государства в научной среде является особенно актуальным и в то же время дискуссионным не меньше, чем вопрос о понятии «функции государства».
Такие категории как «система» и «классификация» употребляются довольно часто в литературе для того, чтобы охарактеризовать самые разнообразные процессы и явления, а также различные виды деятельности.
В научной литературе можно насчитать несколько десятков моделей классификаций функций государства, что не может не привести к определённым трудностям при исследовании данной проблемы. Причина существования множества точек зрения по поводу системы и классификации заключается в достаточно разнообразном наличии критериев и признаков, по которым можно разделить и отнести определённые функции государства к соответствующим группам и классам.
Разделение функций государства на различные виды прежде всего предназначено для более эффективного и глубокого анализа для дальнейшего их применения. Ведь именно детализация даёт определённую возможность понять какие именно направления деятельности необходимо совершенствовать, то есть какие именно определённые функции необходимо улучшить для достижения наиболее эффективного результата для государства в целом.
Исходя из научно-практических целей, функции государства можно классифицировать по различным основаниям и критериям, которые довольно часто рассматриваются в юридической литературе как равноценные друг
другу явления. Однако факт неравнозначности данных явлений вполне очевиден.
Например, в зависимости от типологии государства (если применить формационный подход) можно выделить соответственно функции рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического государства. Особенности общественно-экономической формации определяют характер государства в целом, а также и его функций.1
В данном случае не всегда представляется возможным осуществить разделение функций социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в определенной степени реализует функции, подобные тем, которые можно отнести исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с регулированием экономики, развитием науки, повышением уровня культуры и образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным зарубежным государствам.
Наиболее распространённая классификация функций государства осуществляется по критериям, связанным с решением задач, стоящих перед ним, а также в зависимости от важности и значимости тех или иных направлений. В данном случае можно выделить:
- основные и неосновные;
- внутренние и внешние;
- постоянные и временные.
Так, под основными функциями государства понимают главные направления его деятельности, которые охватывают ряд отдельно взятых однотипных направлений государственной деятельности, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, которые входят в состав тех же основных функций как составляющая часть их внутренней структуры.
Разделение функций государства на основные и неосновные можно встретить в трудах таких ученых, как В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, Г.З. Инцкирвели, Н.В. Черноголовкин и др. Однако, четко определённый критерий такого разграничения отсутствует. Действительно, на различных исторических этапах развития общества те или иные направления деятельности государства становятся главными и приоритетными, что, естественно, в свою очередь связано с возникновением новых задач и потребностями общества. Анализируя данный вопрос, М.И. Байтин определил: «Основные функции государства - это наиболее общие, важнейшие комплексные направления (и стороны) его деятельности по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед государством в определенный исторический период». В конечном итоге профессор приходит к выводу об определенной условности термина «неосновные функции». По его мнению, данный критерий лишь помогает выделить из достаточно большого числа разных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию.[28]
Таким образом, существование такой категории как «основные функции государства» позволяет более детально проанализировать и исследовать деятельность государства по управлению обществом, подвергнуть качественному анализу всю структуру государственного механизма и получить возможность дать объективную оценку его работе.
В этой связи довольно рациональным является выделение отдельных системных характеристик основных функций государства. Если рассматривать основную функцию с позиции системного подхода, то она представляет собой совокупность однородных и однотипных неосновных функций, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой. В данном случае нельзя не согласиться с А.И. Гнатенко: «Можно представить следующую теоретическую модель системы функций государства:
ключевыми элементами выступают основные функции государства, складывающиеся из направлений деятельности по решению конкретных, более узкого характера задач, т. е. неосновных функций. Последние в свою очередь сами являются определенной системой. Однако данная связь не есть простое рядоположение, складывающееся как сумма мелких направлений деятельности, а органическое, цельное единство различных проявлений единой сущности. Следует также отметить, что связь основных и неосновных функций не является величиной постоянной, она меняется вместе с изменением тех конкретных задач, которые стоят перед государством. А именно, задачи, стоящие перед государством, в результате своей актуализации или, напротив деактуализации, способны изменять структуру той или иной основной функции».[29]
Наиболее распространенной и признаваемой в теории права и государства является разделение функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренние функции), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государствам (внешние функции).
В связи с тем, что государственная деятельность направлена на эффективную реализацию и решение единых задач и целей, содержание внутренних и внешних функций государства совпадает. Государство осуществляет экономическую, политическую, социальную,
правоохранительную, культурную, идеологическую, экологическую функции не только внутри страны, но и за рубежом.[30]
Безусловным является тот факт, что внутренние и внешние функции государства взаимозависимы, ведь направления деятельности внутри
государства обусловливаются влиянием и внешних факторов. Для оптимального решения внутренних задач страны государство может обратиться за помощью к другим странам для успешного преодоления возникающих трудностей.
Классификация функций по данному критерию на внутренние и внешние во многом является условной. Так, деятельность государства внутри страны - в различных сферах общественных отношений, связанных с экономикой, политикой, культурой и многих других сферах жизнедеятельности общества - зависит в значительной степени от внешних проявлений, а именно от внешнеэкономических и культурных связей.
В конечном итоге, анализируя данный вопрос можно сделать вывод о том, что основные направления деятельности государства во внешней сфере являются результатом осуществления внутренних функций государства.
Классификация внутренних функций государства проводится по критерию - основным сферам деятельности государства. В настоящее время обычно выделяются следующие внутренние функции государства: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, идеологическая.
Например, А.В. Малько, говоря о внутренних функциях государства, относит к ним в первую очередь функцию охраны прав и свобод человека и гражданина (правоохранительную), обеспечение правопорядка, а также экономическую, экологическую, культурную функции и функции социальной защиты и налогообложения.1
Несомненно, одним из приоритетных направлений деятельности государства является охрана прав и свобод человека и гражданина, которое реализуется непосредственно главным образом путём защиты интересов личности и сохранения целостности общества, укрепления законности и
правопорядка. Эту функцию государства можно назвать и правоохранительной.
Одной из важнейших функций любого государства является охрана действующего законодательства и правового порядка. Право является воплощением воли государства, средством осуществления государственной политики. В свою очередь нарушение законов и правопорядка ведет к подрыву авторитета государственной власти и, в конечном счете, к ее полной дестабилизации.
При реализации экономической функции государства необходимо выработать такой подход, при котором самым главным будет являться процесс вмешательства государства в сферу экономики с целью наиболее эффективного достижения экономического роста страны.
Прежде всего, названная функция заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны, в правовом регулировании жизни общества в сфере экономической деятельности, в проведении финансово-кредитной политики. Причём именно процесс обеспечения экономической безопасности государства является одним из приоритетных в оптимальной реализации экономической функции государства.
Данная функция является одной из приоритетных и основных функций любого государства, так как именно материальные отношения составляют фундамент, основу государства. Для государства одним из важных направлений его деятельности выступает воздействие на экономику. Отличительной особенностью экономической функции является то, что данное направление деятельности государства выступает одновременно и как самая стабильная категория, но в то же время отличается и изменчивостью, так как проявляется в обширном диапазоне своего содержания.
Экономическая функция государства представляет собой не только важнейшее, но и исходное направление в его деятельности, заключающееся в довольно многообразном воздействии на экономические процессы, начиная с отношений собственности и заканчивая распределением финансовых, кредитных и иных материальных ресурсов, аккумулируемых в распоряжении государства и его административно-территориальных или национальнотерриториальных единицах на местах.
К внутренним функциям относится и политическая функция государства, в которой ключевая роль принадлежит организации государственной власти. И с этой стороны данная функция тоже будет являться основополагающей функцией для государства. Политическая направленность деятельности государства включает в себя:
- обеспечение государственного суверенитета;
- деятельность страны по удержанию власти политической элитой;
- государственное строительство;
- обеспечение общественной безопасности;
- контрразведывательная деятельность государства.[31]
При характеристике политической функции государства, важно иметь в виду, что во всех функциях отражается политический характер, однако именно в сфере непосредственно политических отношений существует и работает целая система институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые происходит реализация государственной власти.
Хотелось бы отметить, что актуальной и заслуживающей повышенного внимания в современных условиях является проблема реализации государством экологической функции.
В настоящее время человечество становится свидетелем того, что деятельность государства ставит под угрозу само существование природы и человека. Интенсивная эксплуатация и загрязнение окружающей природной среды, применение некоторых современных вредных технологий, а также браконьерство оказывают наихудшее влияние и вызывают самые негативные последствия в экологической среде, ведут к загрязнению воздуха, земли и водных источников, повышенной радиации, создают угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. Современный мир стремительно подходит к экологическому кризису и теперь только государственно-правовыми мерами и средствами можно преодолеть данную катастрофу.
Защита окружающей среды ранее, как правило, не была связана с государством. Среди задач и функций государства решение экологических вопросов не было первостепенным. И это было вполне закономерно, потому что данный вопрос остро не возникал, и только в 70-х годах ХХ столетия ситуация резко изменилась. Глобальная проблема охраны окружающей среды в настоящее время является одной из центральных среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в.[32]
В решении данной глобальной проблемы особая роль принадлежит самому государству, законодателям и правоисполнителям, эффективная реализация ими природоохранительной функции.
В настоящее время оживленный интерес вызывает и реализация социальной функции государства.
Социальная функция государства как функция по управлению социальной сферой общества является сложно организованной. Как правильно заметила Е.М. Андреева: «Ее системное единство обеспечивается целостностью охвата жизнедеятельности человека и соответствующих ей условий: обеспечение естественного воспроизводства и материальных предпосылок для развития человека, духовное развитие, совершенствование организации труда, социальной инфраструктуры, а также последовательностью ее реализации в отношении индивидов, совпадающей с основными циклами человека: подготовка индивида к самостоятельному участию в общественном воспроизводстве, обеспечение возможности полноценного участия, поддержания социального статуса индивида в условиях снижения его жизненных сил».[33]
В условиях рыночных отношений к социальной функции государства Е.М. Андреева относит:
1) охрану прав и свобод личности как субъекта свободного гражданского общества; 2) разработку концептуальных основ стратегии социального развития общества, социального законодательства социальной политики государства; 3) выделение финансовых, материальных и иных ресурсов для успешного осуществления стратегии социального развития; 4) формирование и функционирование рациональной и эффективной системы управления социальной сферой общества на федеральном, региональном и местном уровнях; 5) кадровое обеспечение соответствующих органов и структур государственной власти; 6) информационное и духовноидеологическое обеспечение реализации социальной политики; 7) организацию сотрудничества социальных учреждений государства с общественными, религиозными организациям, политическими партиями и движениями, занимающимися решением социальных проблем; 8) осуществление международного сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах.[34]
Состояние безопасности страны в целом во многом определяется социально-экономической структурой населения в результате трансформации общества и реакцией со стороны государства на эти процессы. По результатам исследований социологов сделаны следующие некоторые выводы:
- в обществе сложились минимум 10 социальных групп, которые обладают собственными устойчивыми интересами, уровень и качество жизни которых принципиально отличается;
- две нижние группы объединили 16 % россиян, которые по уровню жизни находятся за чертой бедности;
- третья и четвёртая группы - малообеспеченные (в сумме 43%);
- в 41% входит относительно благополучные слои населения 5-10 группы, среди которых могут называться богатыми представители 9-10 групп, но на самом деле они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6-8%);
- бедность затронула многих граждан России, независимо от возраста и места проживания;
- малообеспеченные россияне достаточно редко используют платные социальные услуги, не осуществляют инвестиции в себя и своих детей, и за последние годы использование подобных услуг ими снизилось ещё больше.[35]
Таким образом, при всем многообразии взглядов на сам термин «функции государства», можно проследить относительное единство во взглядах. Так, большая часть авторов под функциями государства понимает основные направления его деятельности, повседневную работу по управлению обществом. В качестве дополнительных признаков можно назвать: выражение в функциях государства его сущности и социального назначения; цели и задачи государства; обусловленность функций государства потребностями общественного развития. Наряду с этим необходимо учитывать, что адекватное понимание термина «функции государства» невозможно без учета его обусловленности текущим состоянием государственно-правового развития общества, насущными представлениями о праве и государстве вообще, вариативностью самих государственно-правовых явлений, состоянием социального и экономического развития государства. Повышенного внимания заслуживает вопрос о детализации и классификации функций государства, так как существует достаточное количество критериев, по которым можно выделять разнообразные виды и классы функций государства. Так, можно выделить экономическую, политическую, социальную, правоохранительную, экологическую, культурную функции. Среди достаточно большого числа названных функций ряд авторов обоснованно выделяют и исследуют правоохранительную функцию государства.
[1] Пожарский Д.В. Контрольно-надзорная функция современного государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С.13.
Л
Философская энциклопедия / Гл.ред.Константинов Ф.В.- М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1970. С.418-419; Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.719.
[2] Нефёдов С.И. Экономическая функция государства в современных условиях и роль ОВД в её осуществлении: Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 1996. С. 13-14.
л
Синтез знания и проблемы управления / Отв. ред. А.Д. Урсун, Г.И. Рузавин. - М., 1978. С. 149.
-5
Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 132.
^Перевалов В.Д. ВЛКСМ в политической системе развитого социализма (политико-правовые основы деятельности). Красноярск, 1985. С. 58.
[4]Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С.499.
Л
Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Изд.2-е. Т.1. С.234.
-5
Маркс К. Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т.18. С.616-617; Энгельс Ф. К смерти Карла Маркса// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т.19. С.359-360; Ленин В.И. Крах П Интернационала// Полн. Собр. соч. Т.26.С.237.
[6] Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С.14.
[7]Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период// Советское государство и право. 1958. №1. С.90-91.
-5
Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.327.
[9] Общая теория права и государства. / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С.218.
[10]Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). - М., 1992. С.90.
л
Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф.Проблемы теории государства и права. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2002. С. 142.
-5
Пахаленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период// Политические проблемы теории государства. М., 1993. С.29.
[12] Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2004. С.46.
[13]Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 7-8.
-5
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190-191.
[15]Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968. С. 13-14.
[16] Радько Т.Н. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон
и право, 2004. С. 109.
[17]
Манохин В.М. Советское административное право. Вып.1. Часть общая. Саратов, 1968. С. 4.
[18] Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2002. С.14-15.
Л
Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь, 2009, №11
[20] Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. С. 159-160.
л
Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 105-106.
-5
Мелёхин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 97.
[23]Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Т.1. М., 2001. С.336.
[24] Там же. С.337.
[25] Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С.152.
[26]Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства (пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права»). - Воронеж, 1974. С. 34.
[27]Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. С. 196.
[28]Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 207-209.
[29] Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 32.
Л
[31] Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. С.162-163.
[32] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С.328.
[33]Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 73.
[34] Там же. С. 73-74.
[35] Латыпов В.Ф. Экономическая безопасность Российской Федерации как фактическая основа национальной безопасности // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2012. №1. С.178.
|