Как рассматривалось в первой части исследования в современной юридической науке существует целый спектр различных подходов к вопросу о классификации функций государства.
При определении места правоохранительной функции среди прочих направлений деятельности государства, необходимо акцентировать внимание на некоторых аспектах классификации функций государства.
Так, в качестве основных функций, как было обозначено выше, называют такие направления, как, например, обеспечение прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Кроме того, к основным функциям также относят экономическую, политическую, социальную, правоохранительную, культурно-воспитательную, экологическую функции, а также деятельность, связанную с поддержанием мира и интеграцией в мировую экономику.[1]
Если сравнивать экономическую и правоохранительную функции государства, то экономическая функция заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны, в правовом регулировании жизни общества в сфере экономической деятельности, в проведении финансово-кредитной политики, а при реализации правоохранительной функции государства в сфере экономики деятельность соответствующих правоохранительных и других органов направлена на обеспечение экономической безопасности страны, на защиту прав и интересов субъектов экономических отношений, на противодействие коррупционным, налоговым и другим экономическим правонарушениям.
Таким образом, правоохранительная функция современного государства является одной из наиболее значимых и важных, так как она, прежде всего, обеспечивает сохранение общества как целостности. Именно поэтому она занимает важное место среди других функций государства.
Но, тем не менее, вопрос, касающийся отнесения правоохранительной функции к основным функциям государства либо к функциям государственной власти пока не получил единогласного ответа в научной литературе: для некоторых учёных это абсолютно очевидный факт, а для других - правоохранительная функция представляет собой не самостоятельный вид функций государства, распределенная среди прочих основных функций государства.[2]
Исследование и анализ функций государства создали основу для теоретического осмысления правоохранительной функции государства, под которой можно понимать направления государственной деятельности, связанные в первую очередь с обеспечением охраны и защиты прав и свобод, а также законных интересов личности, государства и общества в целом.
Понятие, содержание и формы реализации правоохранительной функции в современной литературе трактуется учеными неоднозначно, к ее содержанию относят такие элементы как обеспечение правопорядка, соблюдение законности, борьбу с преступностью, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
По мнению А.В. Мелёхина: «Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, представляет собой деятельность государства по обеспечению неукоснительного выполнения своих предписаний гражданами и государственными органами. Особое место в обеспечении законности и правопорядка занимают органы внутренних дел».[3]
Одной из важнейших функций любого государства является охрана действующего законодательства и обеспечение правопорядка. В этой связи нарушение законности и правопорядка может привести к подрыву авторитета государственной власти. Приоритетным направлением правоохранительной деятельности государства является защита законных интересов и прав граждан, защита собственности. Таким образом, и реализуется более важная цель - стабильность в обществе.
Правоохранительная функция включает в себя:
- охрану права и обеспечение правопорядка;
- строительство правоохранительных органов;
- отправление правосудия;
- защиту прав, законных интересов и свобод граждан.[4]
Так, Л.А. Морозова относит к главным внутренним направлениям государственной деятельности помимо социальной, экономической функции и функции налогообложения и финансового контроля, функцию защиты прав и свобод личности и интересов граждан, обеспечения законности и охраны правопорядка. Ведь обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина является одним из основных элементов деятельности любого демократического государства. В современных условиях происходит своего рода интернационализация данной проблемы, изменение её направления в сторону фактора международной политики.[5]
В Конституции Российской Федерации имеет место принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Однако, как можно заметить, в некоторых случаях наблюдается несоответствие между некоторыми конституционными нормами и реализацией их в практической деятельности.
Данную функцию государства осуществляет круг правоохранительных органов, поэтому и здесь эту функцию можно называть правоохранительной.
Хотелось бы отметить, что на протяжении различных исторических этапов функции государства имели разное наименование, что соответственно зависело от поставленных в определённый период времени целей и задач.
Так, например, относительно социалистического государства обозначались такие внутренние направления деятельности как: функция регулирования меры труда и меры потребления, хозяйственноорганизаторская, правоохранительная, природоохранительная, культурно - воспитательная, а также функция социального обслуживания населения. Также отмечалось, что до начала 30-х гг. имела место и функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем перестала существовать в связи с ликвидацией этих классов.[6]
В связи с изложенным нельзя не согласиться с тем обстоятельством, что правоохранительная функция государства имеет право на самостоятельное существование и занимает важное и определенное место среди системы функций государства в целом.
Как отмечает Н.А. Карпова: «Исследование правоохранительной функции правового государства позволит определить место и роль государства в вопросах обеспечения безопасности интересов общества и личности, приблизить теоретические знания о нем к практике, так как действующая Конституция Российской Федерации лишь задает параметры правовой государственности в Российской Федерации. Выделение правоохранительной функции правового государства и понимание ее во всем многообразии своего содержания позволяет по-иному посмотреть на сущность правового государства, реализацию тех его принципов, которые отражены в Основном законе нашего государства».[7]
В настоящее время государство избирает курс на формирование правового государства и гражданского общества, признает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, что соответственно и предопределяют исключительную роль охранительной функции по защите прав и свобод человека и создании условий их защищенности. Однако, как можно заметить, на сегодняшний день нарушения норм права происходят во многих сферах жизнедеятельности как общества, так и государства (в политической, экономической, социальной, управленческой и других областях). Довольно большое количество нарушений и преступлений стало совершаться в организованных формах преступной деятельности, не говоря о коррумпированности служащих всех ветвей и уровней государственной власти, а также органов местного самоуправления. В свою очередь общество реагирует на бессилие государственной власти, ее коррумпированность, проявляя все чаще правовой нигилизм, массовое неисполнение обязанностей, участие в забастовках, неуважение органов государственной власти и государственных служащих, что приводит к неэффективной реализации охранительной функции права.[8]
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод о том, что правоохранительная функция современного государства представляет собой направления государственной деятельности, связанные в первую очередь с обеспечением охраны и защиты прав и свобод, а также законных интересов личности, государства и общества в целом.
Правоохранительную функцию государства (как и многие другие функции) необходимо рассматривать как процесс и, соответственно, конечный результат взаимодействия не только общества и личности между собой, но и взаимодействие с государством. В современных реалиях жизни в процессе развития правового государства немаловажным является тот факт, что его функции (в том числе и анализируемая диссертантом) взаимосвязаны с общественным контролем, с повышением роли институтов гражданского общества по управлению сферами общественной жизни.
В настоящее время содержанием правоохранительной функции государства считается противодействие преступности и иным противоправным деяниям, или социальный контроль над преступностью и иными нарушениями норм права.[9]
Под социальным контролем понимается совокупность средств и методов воздействия общества на негативные формы противоправного поведения (сюда входит и преступность) с целью их устранения, а также сокращения их уровня, сведение его к минимуму.[10]
В этой связи контроль над преступностью, как разновидность социального контроля, включает в себя следующие элементы:
- установление обстоятельств того, что именно в данном обществе рассматривается как преступление (криминализация деяний);
- установление системы наказаний, а в каждом конкретном случае определенная санкция за конкретное преступление;
- создание и формирование институтов формального социального контроля над преступностью (полиция, прокуратура, суд, органы исполнения наказания, включая пенитенциарную систему);
- определение порядка деятельности учреждений и должностных лиц, представляющих институты контроля над преступностью;
- деятельность этих учреждений и должностных лиц по выявлению и
регистрации совершенных преступлений, выявлению и разоблачению лиц, их совершивших, назначению наказаний в отношении таких лиц
(преступников), обеспечению исполнения назначенных наказании;
деятельность институтов, организаций, частных лиц по осуществлению неформального контроля над преступностью (от семьи и школы до землячества, «соседского контроля»);
- деятельность многочисленных институтов, учреждений, должностных лиц, общественных организаций по профилактике (предупреждению) преступлений.[11]
Одним из важнейших элементов любой правовой системы является институт прав и свобод личности. Это особенно актуально для современного отечественного государства, в котором именно личность, её права и свободы рассматриваются как высшая социальная ценность, для развития и совершенствования которых должен быть создан наиболее благоприятный климат. Отличительной особенностью прав и свобод личности в современных условиях является тот факт, что они развиваются в противоречивых условиях. Это явление препятствует нормальному и естественному утверждению прав человека, а также непосредственно затрудняет их реализацию в различных мировых регионах, особенно это заметно в России.[12]
Провозгласив себя правовым государством, перед Россией возникла важная задача, состоящая в решении таких проблем, как возможность формирования реальной рыночной экономики, в основе которой лежат эффективные антимонопольные программы, а также налоговое законодательство, которые призваны оказывать стимулирующее воздействие на начинающий и средний бизнес и одновременно ограничивать получение сверхприбылей.
Механизм осуществления правоохранительной функции, в том числе и в экономической сфере, характеризуется существованием всех форм реализации государственных функций при преобладании правоприменительной деятельности (в рамках правореализации в целом). Выделяют правовые и неправовые формы реализации государственных функций. Так, к правовым относятся следующие: правотворческая форма (разработка и принятие нормативных правовых актов), правоприменительная (государственно-властная деятельность соответствующих компетентных органов по реализации норм права), охранительная (деятельность, которая заключается в осуществлении правового контроля и реализации юридической ответственности), договорная. Из числа неправовых форм выделяют: экономические (госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (международные переговоры и др.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), организационные (планирование, программирование, контроль и др.) К неправовым относятся и меры, связанные с применением чисто силовых методов, в том числе и таких как использование вооруженных сил в Сирии.
Правотворческая деятельность как разновидность форм осуществления правоохранительной функции выражается в первую очередь в создании не просто норм права, а комплексной нормативно-правовой базы, а также источников, которые соответствуют не только интересам общества в целом, но и каждой личности в отдельности.[13]
Особая роль в правотворчестве государства принадлежит законодательной деятельности высших органов государственной власти. На основе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, которые обладают высшей юридической силой, а именно законов, складывается не только правотворческая, но и непосредственно правоприменительная деятельность всех остальных органов государства, а также иных организаций, управомоченных на осуществление данной деятельности.
Под правотворческой деятельностью в отечественной юридической науке понимается прежде всего деятельность соответствующих компетентных органов и должностных лиц (если проходит референдум, то всего народа) по созданию, изменению или отмене нормативных правовых актов. Данный вид деятельности учеными - правоведами признается государственной деятельностью[14].
Как отмечается в научной литературе, правотворчество - «это, в принципе и главным образом, государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон»[15] [16].
В отечественной правовой науке достаточно прочно и обоснованно устоялось мнение о том, что правотворчество является заключительным этапом правообразования. Правообразование рассматривается как длительный процесс формирования правовых норм, происходящий при взаимодействии «субъективных и объективных факторов общественного
-5
развития, обусловливающих право» .
К основным признакам правотворчества относятся:
- заключительный этап процесса правообразования;
- главным образом государственная деятельность;
- юридическая деятельность;
- направлена на издание, изменение или отмену нормативных правовых предписаний;
- осуществляется компетентными субъектами.[17]
Осуществление регулирования правотворческого процесса правовыми нормами придает этим отношениям статус именно правовых, а их участники в свою очередь являются субъектами правотворческих правовых отношений.
Правоприменительная деятельность как форма реализации государственных функций - это деятельность государственных органов по исполнению законов, а также подзаконных нормативных актов путем издания правоприменительных актов. В именно этой форме имеет место прежде всего оперативно-исполнительная (или управленческая) деятельность, представляющая собой властную творческую исполнительнораспорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания правоприменительных актов, которые и служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Таким образом, в правоприменительной деятельности имеют место такие действия соответствующих органов, заключающиеся в том, что правовые предписания общего характера в конкретной нормативной ситуации преобразуются в индивидуальные государственно-властные веления, которые впоследствии реализуются в реальных действиях и поступках людей[18].
С помощью такого инструмента как управленческая деятельность осуществляются отношения между государственными органами, негосударственными организациями, а также гражданами, реализуются их взаимные права и обязанности в самых разнообразных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной и других сферах), обеспечивается правопорядок.
Именно от правоприменительной деятельности зависит тот факт, будут ли принятые законы и прочие правовые акты реализованы на практике или же они лишь будут исключительно благими пожеланиями законодателя. Основная роль по исполнению правовых норм принадлежит органам исполнительной власти, которые возглавляет правительство страны. Это каждодневная работа, заключающаяся в решении самых разных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, которые призваны контролировать выполнение своих обязанностей исполнителями и др.[19]
Правоприменение, как и другие формы реализации правовых норм, является необходимым элементом правового регулирования общественных отношений. Мало иметь качественные законы, необходимо добиться того, чтобы все они неукоснительно воплощались в реальность. Именно в процессе реализации достигается социальный эффект норм права.
Между законодательством и реализацией права существует тесная органическая и функциональная связь. От степени совершенства действующего законодательства, его полноты, ясности в немалой степени зависит уровень реализации требований права. В свою очередь, практика реализации законодательства является важным и постоянным фактором развития права, ибо с ее помощью нащупываются «слабые места» действующего законодательства, апробируются жизнью принятые решения и на этой основе вносятся необходимые дополнения или исправления в существующую правовую систему[20].
Одной из отличительных особенностей правоприменительной деятельности является ее властно-организующий характер, который осуществляется в определенных установленных законом формах и завершается принятием индивидуальных актов норм права, основные положения которых обязаны соблюдаться теми лицами и органами, которым они были адресованы. В обеспечении исполнения этих правовых предписаний играют роль как организационно-материальные, так и юридические средства, которые, в частности, обладают возможностью применения мер государственного принуждения. Такое предписание предполагает: в первую очередь - односторонность волеизъявления государственного органа, который обладает соответствующей властной компетенцией; категоричность содержания в вынесенном акте; обязательность данных принятых решений; а также обеспечение охраны этих решений принудительной силой государства[21].
Одной из особенно важных и приоритетных обязанностей государства является охрана норм права от нарушений, а также обеспечение режима законности и защита правопорядка. Это и есть отличительные черты третьей правовой формы реализации функций государства - правоохранительной, или имеет место и другое название - правообеспечительная форма.
В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной деятельности.
Как считает Р.И. Загидуллин «правоохранительная деятельность (как направление правоохранительной функции государства) - это государственная деятельность, осуществляемая специально
уполномоченными государственными правоохранительными органами для охраны права, установленного законами правопорядка с использованием соответствующих юридических мер воздействия к нарушителям в строгом соответствии с законом и соблюдением определенных законом правил (процедур)».[22]
В ее осуществлении участвуют все органы государства, а также администрация государственных и негосударственных организаций в рамках своих профессиональных задач. Каждый государственный орган имеет определенные полномочия и не вправе уклоняться от исполнения своих обязанностей или выходить за пределы предоставленных ему полномочий.
Само понятие «правоохранительная деятельность» было введено в научный оборот в начале 60-х годов XX века.
Проводя анализ данного понятия, можно сделать соответствующий вывод, заключающийся в том, что сама специфика правоохранительной деятельности состоит в осуществлении ее специальными органами государства, а именно правоохранительными.
Правоохранительную деятельность не следует жестко связывать с какими-то определенными органами государства. Так как достаточно широкий круг государственных органов осуществляет этот вид деятельности, который довольно часто меняется (сужается или, наоборот, расширяется). Ее необходимо отличать в сравнении с иного рода деятельностью. Именно по такому пути следует идти, выделяя соответствующие признаки.
Только государственные органы уполномочены бороться с преступлениями. В то же время, в охранительную деятельность в связи с иными правонарушениями вовлекается гораздо больший круг участников. С теми же негативными явлениями, которые не представляют оформленных составов правонарушений, где имеется размытость каких-то элементов состава или с явлениями, которые пограничны с правонарушениями - бороться должно скорее общество, чем государство. Обществу приходится сегодня защищаться от аварий, опасных технологий, ядохимикатов, загрязнения окружающей среды, дефицита товаров и услуг, очередей. Всякого рода дезорганизационные процессы усугубляют положение в области правопорядка, ведут к правонарушениям. Правоохранительная деятельность государства осуществляется при наличии строго очерченных в законе поводов и оснований. В отношении должностных лиц государства и представителей власти, действует принцип «разрешено только то, что прямо дозволено законом».[23]
Правоохранительной деятельности государства присущи некоторые отличительные черты. Именно в ней более всего сконцентрированы те признаки, которыми обладает государство как особая организация.
Если рассматривать правоохранительную (правозащитную) деятельность в более широком смысле, то она анализируется как деятельность, которая направлена в первую очередь на обеспечение прав и свобод человека в том объеме, сформированном и закрепленном международно-правовыми нормами, а также интересов государства и общества в целом.[24] [25]
В более узком смысле под правоохранительной деятельностью можно понимать деятельность государства в целом или его специальных уполномоченных государственных органов по обеспечению и защите конкретных прав и свобод граждан, которые имеют место и соответствующее
~ ..3
закрепление в действующем законодательстве определенного государства.
В русском языке эти два вида деятельности обычно обозначаются с помощью двух различных понятий. Так, первый вид деятельности фиксируется как правозащитная, а вторая - как деятельность непосредственно правоохранительная.
Механизм реализации правоохранительной функции государства включает в себя такие элементы как субъекты осуществления функций, а также непосредственно их деятельность, осуществляемая в определённых формах на основе установленных принципов, методов и средств. Центральное место в этом механизме принадлежит правоохранительной системе.[26]
Правоохранительная система включает в себя целый комплекс государственно-правовых мер, средств, методов, нашедших своё применение в нейтрализации негативных и противоправных явлений и эффективной охране общественных отношений. Более точное и полное определение таково: «Правоохранительная система - это совокупность государственноправовых средств, методов и гарантий, правоохранительная деятельность, охранительные юридические нормы и правоотношения, охранительные элементы правосознания и правовой культуры, правоохранительные органы, законность и правопорядок, складывающийся в результате реализации охранительных норм, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений».[27]
Как можно заметить в данном определении правоохранительная деятельность выступает в качестве отдельного элемента всей системы в целом. Но в тоже время, невозможно представить ее вне правосознания, без субъектов, или же вне правопорядка. Действительно, целесообразно здесь говорить о защищенности и человека, и гражданина, и общества, включая само государство.
По мнению С.С. Самыкина правоохранительная деятельность государства тоже может рассматриваться в широком и узком смысле, как уже было акцентировано внимание на этом аспекте выше. «В широком понимании данного понятия охватывается в том числе и законодательная деятельность государства. На самом деле, если право не отождествлять с законом, если право проявляет себя на уровне потребности в законе, если право объективируется в фактических отношениях, а государство вынуждено обеспечивать объективацию правовых требований, следовательно, тем самым государство уже охраняет право от всяких посягательств».1
Более узко понимать данную категорию можно тогда, когда ее связывают непосредственно с деятельностью государства по обеспечению правопорядка, защите норм права, восстановлению справедливости, возведенных в закон. Еще более детально данную категорию можно рассмотреть, если ее понимать как исключительно деятельность правоохранительных органов государства. Это наиболее распространенный и привычный взгляд на правоохранительную деятельность. Но и в этом аспекте нужны определенные корректировки. По сути, ведь уже не может идти речь о правоохране, когда суд рассматривает дело о правонарушении. Ведь правовая норма уже нарушена. В этом смысле контрольно-надзорные органы или руководители учреждений и предприятий реализуют правоохранительную функцию в большей степени, нежели карательные учреждения.
Правоохранительная деятельность, рассмотренная с юридической стороны (это надзор за соблюдением юридических предписаний и норм, предупреждение и пресечение противоправных действий, разрешение правовых споров и коллизий, применение юридических санкций за нарушение норм права и правопорядка многое другое), слишком объемна,
сложна и многоаспектна для дальнейшего предметного и глубокого анализа в данной работе.
В современных условиях властные решения органов государства все чаще сочетаются с договорной формой реализации правоохранительной функции государства, которая осуществляется посредством заключения договоров соответствующих государственных органов как с физическими, так и с юридическими лицами (организациями).В этой связи имеют место довольно разнообразные объекты договоров - это может быть получение благ, достижение материального результата, совершение определенных действий, оказание услуг и т.п.
Данная форма реализуется в сфере внешней политики, например, Министерство иностранных дел России подготавливает международные договоры и соглашения, законодательные органы их ратифицируют; Конституционный суд дает своё заключение о соответствии норм данных договоров нормам Конституции России.
В настоящее время обеспечение законности, охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предупреждение и пресечение возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих управленческих органов (например, сотрудников полиции, прокуроров, судей - всех, кто обладает серьезными властными полномочиями) - требуют строгой и чёткой регламентации правоохранительной деятельности государства процессуальными нормами.
Следует отметить, что неправовые формы реализации функций государства во многих случаях реализуются через право, то есть приобретают правовую форму, в том числе и применительно к правоохранительной функции.
Деятельность государства и его многочисленных органов охватывает многие сферы общественных отношений. Решение таких вопросов как эффективная реализация экономических функций государства, осуществление внешней политики, создание благоприятных условий для развития таких важных сфер общественной жизни как культура, наука и образование, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности страны, а также целый ряд других важных задач - таковы основные направления этой многообразной и многоплановой деятельности.
Значительный круг органов государственной власти реализует свои полномочия при решении выше обозначенных, но все-таки конкретно ограниченных задач, связанных с непосредственной охраной законности и правопорядка, защитой прав и свобод человека, борьбой с преступлениями и иными правонарушениями. В первую очередь они осуществляют другие задачи по решению не только текущих, но и перспективных моментов в части реализации экономических функций, приоритетных направлений деятельности в сфере культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, международного сотрудничества с другими странами. А функции по охране правопорядка и обеспечению законности они выполняют второстепенно, одновременно с осуществлением своих основных задач.
Каждый государственный орган создается для реализации определенных функций государства. Так, органы внутренних дел, являясь составной и неотъемлемой частью всего механизма государства в целом, непосредственно участвуют в реализации одной из важнейших и приоритетных функций государства - правоохранительной.
Именно в функциях государства проявляется государственная сущность, а также непосредственно и социальное назначение государства. «Познание функций есть предпосылка познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального смысла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, то есть, иначе говоря, его сущности. Функции определяют структуру государства, то есть способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы».[28]
«Содержание функции показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают».[29] [30] То есть функции формируют содержание государственной деятельности по управлению обществом и основные направления ее воздействия на общественные процессы.
Между тем реализация функций государства является сложным, динамичным процессом, неразрывно связанным с государственным управлением и охватывающим как субъекты осуществления функций государства, так и широкий спектр правовых и организационных средств.
Каждый из субъектов государственного управления выполняет свою часть повседневной работы по управлению делами общества, при этом в качестве правового средства общественного разделения труда выступает
3
компетенция того или иного органа.
Диссертант приходит к выводу, что более глубокое исследование правоохранительной функции государства позволяет более полно определить место и роль государства в вопросах обеспечения безопасности интересов общества и личности, приблизить теоретические знания к практике. Выделение правоохранительной функции государства как самостоятельной и сущностной функции и понимание ее во всем многообразии своего содержания позволяет расширить знания о ее связях с сущностью государства, его социальным назначением, содержанием и формами.
[1] Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь, 2009, №11. С.10.
[2] Болотина Е.В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт- Петербург, 2000. С.5.
л
Мелёхин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 103.
[4] Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. С.166-167.
л
Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 119.
[6] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
[7] Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.24.
Л
Лапшина О.С. Охранительная функция права в системе функций права и государства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2011. С.3.
[9] Честнов И.Л. Правоохранительная функция современного государства // Криминалист, 2011. №1. С.109.
л
Гилинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. СПб., 2009. С. 389.
[11] Там же. С. 393.
Л
Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном российском государстве: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С. 2.
[13] Лебедева Е. В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 11-12.
[14] Правотворчество в СССР/ Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974. С. 259.
Л
Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 151. См. также: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 320.
[16] Правотворчество в СССР/ Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974. С. 263. По вопросу правотворчества см. также: Научные основы советского правотворчества (О.А. Гаврилов, Н.П. Колдаева, А.С. Пиголкин и др. М., 1981. - 317 с.; Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 42.
[17] Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. ...
канд. юрид. наук. Москва, 2002. С.43.
[18]
Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 37 ; Правоприменение в Советском государстве/ Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1985. С.52.
[19] Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2002. С.46.
Л
Правоприменение в Советском государстве. М., 1985. С. 4; Примак Т.К. Совершенствование законодательства как средство обеспечения законности (по материалам деятельности органов внутренних дел): Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1998. С. 10-12.
[21] Правоприменение в Советском государстве. М., 1985. С. 18. См. также: Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов
государственного управления. М., 1979. С. 19; Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М., 1989. С. 10.
[22]Загидуллин Р.И. Правоохранительная функция современного российского государства (Вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С.32.
[23] Лазарев В. В. Действие принципа «не запрещено -дозволено» в правоохранительной сфере// Проблемы права в новых исторических условиях: Труды Академия МВД России. М., 1993. С. 21-29.
л
Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Автореф.
дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1992. С. 31-32.
[25]
Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 1996. С. 2021.
[26] Балуев Е.Н. Частная детективная деятельность как структурно - функциональный элемент механизма реализации правоохранительной функции современного государства (сравнительно-правовой аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011. №3. С.10.
Л
Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 27.
Там же. С. 28.
[28] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. С.3-4.
л
Общая теория права./ Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С.69.
[30]
Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 98.
|