В настоящее время в осуществлении функций государства заинтересовано всё общество, которое формулирует и реализует политические, экономические, социальные цели.
Охраной правопорядка и обеспечением законности занимаются в той или иной мере все государственные органы, администрация любой организации в пределах свои полномочий. Но для некоторых государственных органов эта задача является основной, именно для этого они и создаются. Это правоохранительные органы, которые по роду свой профессиональной деятельности должны и обязаны охранять
установленный Конституцией Российской Федерации, другими
нормативными правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, граждан России и иных лиц, проживающих в ней. В этой связи правоохранительные органы играют особую роль в системе всех государственных органов. Круг органов, являющихся правоохранительными, достаточно динамичен и на определенных этапах общественного развития он имеет тенденции к сужению либо к расширению.
В современных условиях одним из важнейших вопросов организации жизни Российской Федерации является проблема реализации и оптимизации государством правоохранительной функции. Данная проблема является особенно актуальной не только в связи с теми государственно-правовыми преобразованиями, которые происходят в современной России, но и со сложившейся в настоящий момент сложной социально-экономической ситуацией, как в отечественном государстве, так и в мире в целом.
В современный период развития общества практически ни один официальный доклад руководителей государственных органов, занимающихся реализацией правоохранительной функции государства, о результатах их деятельности не обходится без данных, касающихся борьбы с терроризмом и экстремизмом, с международной преступностью, а также о проведенных контртеррористических операциях.
Так, в своем официальном докладе «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 года Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка подчеркнул: «В 2015 году совместно с Национальным антитеррористическим комитетом реализованы мероприятия по совершенствованию правовой базы, повышению уровня координации в борьбе с террористическими проявлениями. Федеральной миграционной службой России, Министерством внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России совместно с прокурорами сделано многое для недопущения в нашу страну радикально настроенных лиц, граждан, склонных к правонарушениям. Органами следствия возбуждено 930 уголовных дел в отношении граждан России, воюющих на стороне бандформирований на территории иностранных государств, проходивших обучение в лагерях террористов, организаторов переправки боевиков. На сегодня эта цифра составляет 1500. Пресекалось распространение радикальной идеологии в средствах массовой информации. По требованиям Генеральной прокуратуры удалены противоправные сведения с 7 тыс. Интернет-сайтов экстремистского и террористического содержания».[1]
Также Генеральный прокурор России отметил, что впервые за последние годы качественно перестроена деятельность субъектов профилактики терроризма.
По официальным данным правовой статистики в 2016 году было зарегистрировано 2227 преступлений террористического характера, что почти на 45% больше, чем в 2015 году, преступлений экстремистской направленности - 1450 (на 9% больше по сравнению с 2015 годом)[2], что свидетельствует о все-таки недостаточно эффективной реализации правоохранительной функции современного российского государства в данной сфере.
В этой связи особого внимания заслуживают отдельные положения выступления на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 года Министра внутренних дел В.А. Колокольцева. Так, Министр подчеркнул: «Эффективным инструментом профилактики рецидивной преступности является административный надзор, устанавливаемый за наиболее опасными категориями лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. МВД России подготовлен законопроект, предусматривающий расширение их перечня. В том числе речь идет о гражданах, совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления экстремистской направленности».[3]
Как отметил в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года В.А. Колокольцев: «В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» проводится системная работа по противодействию организованным преступным группам, сформированным по этническому принципу. Раскрыто более 1300 совершенных ими преступлений».1
В этой связи хотелось бы отметить, что правоохранительная функция современного российского государства является не только собственно внутренней функцией, но приобретает и внешний характер (примером может служить участие российских вооруженных сил в контртеррористических операциях в Сирии).
Хотелось бы отметить, что в настоящее время продолжается реформирование системы органов, реализующих правоохранительную функция государства. Круг органов правоохраны постоянно изменяется в целях повышения эффективности деятельности данных подразделений. Так, к одним из существенных изменений можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной
Л
службы войск национальной гвардии Российской Федерации» , в соответствии с которым на войска национальной гвардии России, в частности, возлагаются задачи по участию в охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, борьбе с терроризмом и обеспечению правового режима контртеррористической операции, борьбе с экстремизмом, территориальной обороне Российской Федерации, а также задачи по осуществлению вневедомственной охраны.
В этой связи изменилась и структура соответствующих
государственных органов. Теперь в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России; отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России.[4]
В настоящее время к системе правоохранительных органов, для которых правоохранительная функция является основной по мнению автора, можно отнести: судебную систему, органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, органы прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы войск национальной гвардии России, а также органы обеспечения безопасности общества и государства и некоторые другие.
Все обозначенные правоохранительные органы преследуют важные цели, такие как социальная защита человека, охрана конституционных прав и свобод граждан, охрана интересов общества, а также борьба с преступностью. Вместе с тем, криминализация правоохранительной деятельности является представлением только с одной стороны. Обозначенные выше цели деятельности правоохранительных органов требует значительно большего круга охранных мер. Как правильно заметил С.С. Самыкин: «Это можно видеть хотя бы на примере охранительной функции права и охранительной деятельности государства в сфере экономики, где на первое место выдвигаются позитивные цели утверждения системы экономических
отношений, сохранности и приумножения товарно-материальных ценностей, предотвращения фактов «разбазаривания» национальных богатств».[5]
В Конституции Российской Федерации нормативно закреплено три вида государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, акцентируется внимание на том, что органы соответствующих ветвей власти самостоятельны.
В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» отмечается, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».[6] [7]
В России отправление правосудия осуществляется исключительно судами, которые учреждаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также указанным выше законом. Как сказано в статье 4 обозначенного закона: «Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской
-5
Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации».
В большинстве случаев ученые-теоретики относят суды к правоохранительным органам, а их деятельность по осуществлению правосудия - к правоохранительной.[8] Но в современных условиях, а также в связи с существенным изменением положения судов в юридическом процессе (в том числе в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном) все чаще высказываются мнения об особом положении судов в системе государственных органов.
Осуществление правосудия имеет приоритетное, а для некоторых гражданских и уголовных дел, рассматриваемых судами, особое решающее значение. Это заключается в том, что именно суды при отправлении правосудия являются единственными государственными органами, которые по всем пунктам, входящими в их компетенцию, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Именно поэтому и существует мнение, что такое высокое и независимое положение судов, дало право не относить их к органам правоохраны.[9]
Суд является органом, представляющим непосредственно судебную власть, которая в значительно большей степени, чем другие ветви государственной власти, должна и обязана выполнять функцию правоохраны. Отнесение всех видов судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как важное обстоятельство, в силу которого за ними закрепляется особый статус среди многих других органов, стоящих на страже права. Данный факт имеет право на неоспариваемое существование.[10]
Хотелось бы отметить, что в настоящее время продолжается реализация мер, направленных на гуманизацию отечественного законодательства. Так, на официальной встрече с Президентом России
В. Путиным Председатель Верховного Суда России В.М. Лебедев отметил: «Действительно, за последние годы количество дел по обвинению в совершении преступлений небольшой тяжести значительно возросло. Если в 2000 году в суды поступили дела о преступлениях небольшой тяжести в отношении 184 тысяч человек (это примерно 15% от общего количества дел, которые поступили в суд), то уже в 2014 году такие дела поступили в отношении 330 тысяч. Они составляют 46% от всех дел, которые рассматривают суды. Причём характер, степень общественной опасности этих дел не всегда адекватны совершённым деяниям, а последствия судимости негативны и неадекватны преступлениям небольшой тяжести. Судимость создаёт проблемы в трудоустройстве, хотя суды осуждают к лишению свободы небольшое количество людей за преступления небольшой тяжести. Но сама судимость - это препятствие для трудоустройства, это препятствие для получения кредита, это определённое препятствие в избирательных правах, причём не только для осуждённых, но и для близких родственников».[11]
Также на встрече Председателем Верховного Суда Российской Федерации был предложен ряд мер, направленных на гуманизацию законодательства, в частности, некоторые составы преступлений небольшой тяжести перевести из уголовно наказуемых деяний в административно наказуемые с той же санкцией, но уже в данном случае непосредственно вынесения приговора и судимости не будет. Еще одним предложением было увеличение суммы хищения, за которое наступает уголовная ответственность (с одной тысячи рублей до пяти).
В массиве правоохранительных органов особое место занимают органы прокуратуры, которые также принимают активное участие в реализации правоохранительной функции государства.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации»[12].
С органами прокуратуры активно взаимодействуют и выполняют большой объем работы по сотрудничеству органы внутренних дел. Такой характер деятельности по взаимодействию правоохранительных органов и приоритетная роль по руководству прокуратуры в этой работе - отличительная особенность, которая в различные исторические периоды принадлежала прокуратуре, и всегда остается одним из важных направлений деятельности этого государственно-правового института.[13]
Для того чтобы скоординировать деятельность правоохранительных органов между собой прокуроры проводят специальные координационные совещания. В их состав входят: непосредственно сам прокурор, который является председателем совещания, а также руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов или исполняющие их обязанности, которые, соответственно, являются членами совещания. Данные совещания созывается самим председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также может проводится по инициативе одного из членов координационного совещания.
Так, в своём докладе «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 года Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка подчеркнул: «Характеризуя состояние преступности в целом, следует подчеркнуть, что в 2015 году, ранее отмечавшаяся тенденция по ее снижению сменилась на противоположную. Зарегистрировано 2 млн. 388 тыс. преступлений, что на 9% больше, чем в 2014 году».[14]
Это свидетельствует о том, что в настоящее время необходимо предпринять оптимальные меры по эффективной реализации правоохранительной функции государства в целом.
Также в упомянутом Докладе внимание уделялось некоторым сферам жизнедеятельности общества, в которых прослеживается динамика ухудшения состояния законности и правопорядка (например, уголовно- исполнительная система).
Также Генеральный прокурор России отметил: «Ежегодно мы констатируем устойчивый рост обращений в органы прокуратуры. В 2015 году более 4 млн. письменных обращений к нам поступило для проверок (+10% по сравнению с 2014 годом). Одному миллиону 100 тысячам граждан, обратившихся на личный прием, оказана квалифицированная правовая помощь. Увеличение числа обращений к нам - несомненно, свидетельство доверия людей к прокуратуре. Но, с другой стороны, и своего рода индикатор имеющихся в регионах проблем».[15]
Указанные статистические данные свидетельствуют об увеличении фактов нарушения законности, что свидетельствует о недостаточно эффективной реализации правоохранительной функции государства в современных условиях.
Среди органов, реализующих правоохранительную функцию государства, особое место принадлежит органам внутренних дел. Органы внутренних дел являются единой правоохранительной государственной организацией исполнительной власти, входящей в систему сил обеспечения безопасности Российской Федерации, которая обладает определенными задачами и функциями и действует от имени государства и в его интересах.
В основе деятельности органов внутренних дел лежат принципы законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Эти положения имеют особенно важное значение не только для деятельности органов внутренних дел и для деятельности каждого подразделения, отдельного работника, но и для определения их положения в механизме государства. В отечественной юридической литературе постоянно указывалось на значимость данных принципов.[16]
«Этот правоохранительный орган является многофункциональным: такого разнообразного перечня задач и функций больше нельзя найти ни у одного из других правоохранительных органов».[17] Их правовая сущность имеет отличительную особенность по соединению административно - управленческой функции (например, организация управления охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения и других направлений материального административного права) и процессуальной функции и полномочиями в сфере внутренних дел: следственная деятельность, проведение дознания и другие.
Органы внутренних дел не только государственная единая, но, в первую очередь это правоохранительная организация. В тоже время в качестве одной из специфических черт органов внутренних дел, отличающей их от некоторых других правоохранительных органов, можно назвать вооруженность. Данный признак заключается в том, что при исполнении своих служебных полномочий органы внутренних дел, в
установленных законом случаях, имеют право на применение оружия и других специальных средств.[18]
В конституционности создания, а также в организации деятельности правоохранительного органа наиболее наглядно выражается его сущность, которая отличается такими специфическими чертами, как:
- конституционность деятельности правоохранительных органов;
- легитимность учреждения правоохранительного органа.[19] [20]
Вместе с тем, это вовсе не означает, что абсолютно все правоохранительные органы обязательно должны иметь упоминание в Конституции Российской Федерации. Так, в Конституции Российской Федерации непосредственное упоминание об органах внутренних дел отсутствует, но данный факт нисколько не лишает их деятельность конституционности, так как само их учреждение и существование имеет под собой конституционное основание их организации и деятельности. В качестве такого основания выступает необходимость обеспечения охраны со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан и организаций, охрана общественного порядка и
-5
общественного спокойствия.
Органы внутренних дел, выступающие в качестве субъекта осуществления функций государства, обладают определенной спецификой, находящей свое выражение в том, что они по своей природе относятся к органам исполнительной власти и в то же время входят в систему правоохранительных органов - государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
По мнению профессора В.В. Лазарева, правоохранительные органы, в том числе и органы внутренних дел, вступают в дело чаще всего тогда, когда право уже нарушено, в силу чего в строгом смысле слова трудно охарактеризовать эти структуры как правоохранительные.[21]
В различные периоды развития общества практика правоохранительной работы органов внутренних дел, а также, соответственно, оценки их деятельности складывались не всегда однозначно, но бесспорным остается один факт: на органах внутренних дел лежит прямая обязанность оперативного реагирования и вмешательства на факты возможных или уже свершившихся преступлений или правонарушений. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел имеет прямую связь с разрешением остроконфликтных жизненных ситуаций. Исключением из этого правила являются некоторые мероприятия по профилактике правонарушений, а также осуществление разрешительных действий. Довольно часто правоохранительная деятельность органов внутренних дел связана с огромным риском для жизни и здоровья их сотрудников. Она всегда требует активности от лиц, на которых ложится бремя правоохраны. Поэтому огромное значение имеют те все меры и предложения по усилению социальной защищенности не только сотрудников полиции, но и вообще работников правоохранительных органов, по укреплению материальных, организационных и правовых основ их деятельности.
Свои правоохранительные функции органы внутренних дел осуществляют посредством таких форм как правотворчество (например,
разработка правил дорожного движения, инструкции в области разрешительной системы), так и путем правоисполнительной деятельности.[22] [23] [24]
Все функции, осуществляемые органами внутренних дел, можно разделить на три вида: основные, обеспечивающие и функции общего
Л
руководства (штабные).
Так, к основным функциям можно отнести управление внешней средой, в то время как обеспечивающие и функции общего руководства осуществляются в сфере внутреннего управления и направлены на решение задач внутриорганизационного управления системой органов внутренних
-5
дел и обеспечение ее функционирования.
Также к основным функциям относятся и те, ради осуществления которых, создана и функционирует вся система органов внутренних дел России. В соответствии с действующим законодательством, а также в пределах своих полномочий органы внутренних дел реализуют следующие направления своей деятельности, такие как:
- охрана общественного порядка;
- обеспечение общественной безопасности;
- профилактика правонарушений;
- предупреждение и пресечение преступлений и других противоправных действий;
- раскрытие преступлений;
- охрана собственности, защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств и иных антиобщественных действий;
- социальное обслуживание \
К обеспечивающим функциям органов внутренних дел относятся следующие:
- функции финансового, кадрового, материально-технического, а также информационного обеспечения;
- воспитательная;
- социальной защиты;
- капитального строительства;
- медицинского обслуживания;
- делопроизводства.
Что касается правоохранительной формы деятельности органов внутренних дел, то она заключается в осуществлении ими властной оперативной работы по охране норм права от нарушений, защите прав, законных интересов и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, обеспечению законности и правопорядка. Данный вид деятельности включает в себя целый перечень мер по профилактике и предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела, а также выяснению истины в каждом случае нарушения нории права, разрешению в законном порядке конкретных дел о правонарушениях, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности.2
Определяя место и роль участников правоохранительной деятельности в целом, можно сделать вывод о том, что для многих из них она не является единственной. Например, для органов внутренних дел правоохранительная деятельность является, безусловно, приоритетной, но в тоже время лишь [25] [26]
частью их многофункциональной деятельности, связанной, например, с решением разнообразных вопросов (хозяйственно-тыловое обеспечение, кадровая деятельность, регулирование дорожного движения, выполнение функций, связанных со службой на КПП и прочие вопросы, решаемые без применения правовых норм). Целый спектр из обозначенных направлений деятельности органов внутренних дел характерен и для других органов исполнительной власти, которые тоже осуществляют правоохранительную работу (в частности, финансовое, хозяйственное обеспечение, кадровая, штабная работа).
Взаимодействие органов внутренних дел с иными правоохранительными органами, безусловно, является предпосылкой эффективности реализации также и контрольно-надзорной функции государства.
Общепризнано положение о том, что взаимодействие
государственных органов, в частности органов внутренних дел, с другими правоохранительными и иными государственными органами и общественностью, является необходимым условием успешного выполнения возложенных на них задач.[27]
Так, на расширенном заседании коллегии МВД России о результатах деятельности МВД России за 2015 год, состоявшемся 15 марта 2016 года, Министр внутренних дел В.А. Колокольцев подчеркнул: «Несмотря на всю сложность стоящих перед Министерством задач, был полностью обеспечен контроль над оперативной обстановкой. Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийства, изнасилования, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью. В раскрываемости этих и ряда других составов также наблюдается положительная динамика».[28]
Уже в 2017 году на расширенном заседании коллегии МВД России Министр отмечает, что в 2016 году всеми правоохранительными органами было раскрыто почти 1 200 000 преступлений. Свыше 80 % из них приходится на долю сотрудников органов внутренних дел. Повысилась раскрываемость ряда наиболее опасных криминальных деяний. В первую очередь, убийств и покушений на убийство, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, похищений человека, изнасилований, разбоев, грабежей. Улучшились показатели работы следственных подразделений органов внутренних дел. Возросло число уголовных дел, направленных в суд. Почти в два раза сократилось количество прекращенных дел.[29]
В современных условиях Следственный комитет Российской Федерации является ещё одним органом, реализующим правоохранительную функцию государства, который не входит в структуру какого-либо органа государственной власти, а также не принадлежит к какой-либо из ветвей государственной власти. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент России.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете
Российской Федерации»[30] отмечалось, что «функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан».
Так, на расширенном заседании Следственного комитета Российской Федерации 2 марта 2017 года о результатах деятельности следственных органов в 2016 году и задачах на 2017 год Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин подчеркнул: «В 2016 году деятельность Следственного комитета была сосредоточена на обеспечении защиты прав участников экономической деятельности, противодействии коррупции, защите интересов несовершеннолетних и других социально уязвимых слоев населения. Что качается криминогенной обстановки, то общий массив преступлений уменьшился на 10 %, при этом на 9% снизилось количество убийств и фактов причинения тяжкого вреда здоровью. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений снизился на 21%.».[31]
Также одним из правоохранительных органов Российской Федерации в области обеспечения правоохраны и безопасности государства является Совет Безопасности Российской Федерации,
который «осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой
конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности».[32]
Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка, а также вопросы оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества России с другими иностранными государствами; вопросы, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности отечественного государства.
Изменившиеся условия организационно-управленческой деятельности правоохранительных органов, вызванные кардинальными изменениями в государственном устройстве и социально-экономических отношениях в России, обусловили необходимость корректировки их задач по борьбе с преступностью на современном этапе, критического осмысления соответствующих норм в принятых ранее и действующих в настоящее время правовых актах в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства в целом, постоянного внимания к проблемам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности - главной составляющей, обеспечивающей реальное противодействие криминальным угрозам российской государственности правам и свободам человека и гражданина.[33]
Таким образом, именно в этом и заключается сущность правоохранительной функции государства и правоохранительной деятельности, реализующей данную функцию.
В современных условиях правоохранительная деятельность играет ключевую роль, так как от эффективности её реализации зависит оценка компетентности органов исполнительной власти.
Цель реализации правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения - принятие соответствующих мер, чтобы восстановить нарушенный правопорядок, применить меры государственного принуждения к правонарушителям, обеспечить исполнение соответствующей меры наказания.
Исследование правоохранительной функции государства является значимым, так как права и свободы граждан являются высшей ценностью государства, а государство в свою очередь должно обеспечить посредством направлений своей деятельности их неукоснительное соблюдение. Важное место здесь занимает правоохранительная деятельность государства. Это задача должна решаться непосредственно с помощью реализации правоохранительной функции государства и правоохранительной деятельностью в её осуществлении.
В современных российских условиях эффективная реализация правоохранительной функции государства зависит от слаженной работы всей системы правоохранительных органов. Успешное взаимодействие государственных органов правоохраны в настоящее время является предпосылкой эффективного выполнения возложенных на них задач и функций.
[1] Доклад Г енерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc. gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/ (датаобращения: 27 апреля 2016 г.)
[2] Состояние преступности - январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https: //мвд. рф/upload/site 1/document_news/009/33 8/947/sb_ 1612. pdf (датаобращения: 14 марта 2017г.)
[3] Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/document/7393866 (дата обращения: 26 апреля 2016 г.)
выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru (дата обращения: 14 марта 2017 г.).
Л
Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №157 // Российская газета. 2016. 7 апреля. № 6941.
[4] Там же. П.4.
[5] Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 37.
[6] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
[7] Там же. Ст. 4.
[8] Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. 2-е изд. исп. и доп. М., 1997. С 15-17.
[9]Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996. С. 3-7.
л
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.
8.
[11] Встреча с Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым 30 июля 2015 года [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России // URL:
http://www.kremlin.ru/catalog/persons/92/events/50076 (дата обращения: 17 августа 2015 г.)
[12]О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Л
Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. М., 2001. С.211.
[14] Доклад Г енерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/ (дата обращения: 27 апреля 2016 г.)
[15] Там же.
[16] Афанасьев В.С., Бутылин В.Н., Гранат Н.Л. Обеспечение и укрепление законности в деятельности органов внутренних дел.М., 1993. С.4.
л
Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). С. 92.
[18] Иванова Ю.А. Постсоциалистическое государство, его форма, функции и механизм (на материалах Российской Федерации): Дисс. ... канд.
юрид. наук. Москва, 2005. С.126.
[19]
[20] Там же. С. 81.
[21]Лазарев В.В. Предисловие // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. М., 1990. С.6.
[22] Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С.39.
[23] Туманов Г.А. Органы внутренних дел как система управления. М., 1972. С.22-23
[24]
[25] Иванова Ю.А. Постсоциалистическое государство, его форма, функции и механизм (на материалах Российской Федерации): Дисс. ... канд.
юрид. наук. Москва, 2005. С. 133.
[26]
[27] Ипакян Л.П., Геворкян К.С. Взаимодействие как управленческая категория // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел / Труды Академии управления. М., 1998. С. 41.
[28] Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России.
URL: https://mvd.ru/document/7393866 (дата обращения: 26 апреля 2016 г.)
[29]
Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru (дата обращения: 14 марта 2017 г.).
[30] О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2011. №1. Ст. 15.
[31] Состоялось расширенное заседание коллегии Следственного комитета России 2 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/news/item/1105170 (дата обращения: 9 марта 2017 г.)
[32] Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590 (ред. от 25.07.2014) // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2721.
[33]Козлов В.И., Прохорова М.И. Некоторые проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства // Российский следователь, 2009, № 6.
|