Важное место в жизнедеятельности людей принадлежит экономике. Без экономического фундамента, под которым понимается система
производственных отношений общества, государство не может нормально существовать, функционировать и развиваться. Экономика представляет собой сложную систему общественных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения и потребления материальных благ,
предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. В этой связи это особенно актуально и имеет возможность наглядного проявления в эпоху изменений, когда проводимые в государстве реформы в сфере экономических отношений непосредственно отражаются как на внутренней так и на внешней политике, а также меняется и характер политических и правовых решений. Экономика во многом определяет не только политику и государственный строй, но и право, и основные направления деятельности государства, а именно его функции.
Теоретико-правовое исследование актуальной в настоящее время проблемы взаимодействия таких институтов как государство и экономика в отличие от исследований, носящих экономический или же исторический характер, в разряд приоритетных ставит в первую очередь права и свободы личности, общества, а также интересы государства и делает акцент на необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, которая способствовала бы не только нейтрализации последствий экономических кризисов или спадов, но и невозможности их наступления.
Одно из центральных мест в многоаспектной деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится в Конституции Российской Федерации. В частности, в ст. 2 указывается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Г осударственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».[1]
Безусловно, данные конституционные положения требуют, чтобы все органы государственной власти, и в частности правоохранительные, выполняли указанную функцию правоохраны.[2]
Также в Конституции Российской Федерации в ст. 8 указывается: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,
-5
государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Полноценную и «здоровую» социально-экономическую систему можно охарактеризовать более стабильными отношениями и процессами в обществе и государстве, что одновременно не только упрощает их регулирование, но и предъявляет более высокие требования к конечным эффективным результатам различных видов человеческой деятельности. В связи с этим, то, что было абсолютно характерно для переходной экономики, недопустимо и нетерпимо для зрелой экономической системы. Именно поэтому можно констатировать, что количество видов теневых отношений в сфере экономической деятельности свидетельствуют либо о недостаточной эффективности нынешней экономической системы, либо о недостаточной степени регулирования этими процессами со стороны органов государственной власти, наделенных контрольными и надзорными функциями.
Так, к существенному снижению экономического роста и потенциала отечественного государства приводят целый ряд факторов, в том числе такие как: явные пробелы в законодательной базе общественных отношений в экономической сфере; неэффективное проведение некоторых реформ; отсутствие конкретных и четких механизмов оптимального государственного контроля в сфере экономической деятельности и другие факторы.
Благоприятное развитие экономической сферы довольно проблематично без совершенствования правового регулирования экономики, предпринимательской деятельности.
Используя опыт проведения реформ в отечественном государстве, можно сделать вывод о том, что экономическая реформа, которая в настоящее время имеет место в нашей стране, не может быть в достаточной степени эффективной без определённой доли вмешательства государства в развитие экономических процессов. В этой связи наблюдается большой массив законодательных актов в этой области, а также ряд экономических мер, принимаемых государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа.
Посредством правового регулирования, налогов, государственных закупок, разного рода административно-контрольных рычагов государство должно оказывать разностороннее воздействие на экономические процессы.[3]
Система нормативно-правового регулирования области экономической деятельности включает в себя достаточно внушительный перечень федеральных законов, указов Президента России, постановлений правительства и других нормативных актов, нормы которых можно классифицировать следующим образом.
Принципы, определяющие основы как общественных отношений, защищенных правоохранительной системой, так и основы организации и функционирования этой системы (например, Конституция Российской Федерации).
Нормы, закрепляющие порядок общественных отношений, подлежащих охране, т.е. регулятивные нормы (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др).
Нормы, которые реализуются в результате правоохранительной деятельности посредством правоприменения (Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ и др.).
Нормы, определяющие структуру (организацию) правоохранительной системы и ее органов (ФКЗ «О судебной системе РФ»,ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О Следственном комитете РФ», ФЗ «О полиции» и проч.)
Нормы, регулирующие порядок этой деятельности (Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного производства РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др.).
Причем, в каждом нормативном правовом акте могут быть отдельные статьи, относящиеся к другой группе норм (например, некоторые конституционные принципы повторяются практически во всех кодексах), а также существуют и такие акты, которые носят комплексный характер (так, в КоАП РФ есть нормы, относящиеся к нескольким из этих групп).
Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации[4] имеются положения, предусматривающие уголовную ответственность за противоправные деяния в экономической сфере. Так, раздел УШпосвящен преступлениям в сфере экономики. В данной части Кодекса имеются три главы, устанавливающие ответственности за преступления против собственности (глава 21), преступления в сфере экономической деятельности (глава 22), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23).
Также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях[5] [6] имеются главы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (глава 14), в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (глава 15), в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (глава 16), в области охраны собственности (глава 7).
Гражданский кодекс Российской Федерации , наряду с принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, в настоящее время является основным источником гражданского законодательства в России. В первой части Гражданского кодекса содержатся фундаментальные нормы гражданского права, основные определения понятий гражданского права, положения о сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права и т.д.
«Гражданский кодекс Российской Федерации прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс ряда изменений системного характера».[7] [8] [9]
Особого внимания в современных условиях заслуживает массив налогового законодательства. Так, в Налоговом кодексе Российской Федерации имеются положения, касающиеся налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (раздел VI).
Наиболее существенные изменения в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 января 2014 г., были внесены Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия
-5
незаконным финансовым операциям» , который направлен на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм - «однодневок», в части легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов.
Кроме того, Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[10] [11] установлен общий порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, предусмотренным статьями 198 -199(2)
Уголовного кодекса Российской Федерации, а не только по материалам налоговых органов, направляемых в следственные органы в порядке статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный закон обеспечивает комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей
правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение, и направлен на снятие процессуальных ограничений при возбуждении уголовных дел о налоговых преступлениях, на повышение эффективности раскрытия налоговых преступлений и оптимизации использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью.2
В последнее время, как мы можем заметить, практически ни один нормативный правовой акт, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации, не обходится без упоминания о необходимости решительной борьбы с коррупцией.
До недавнего времени противодействие коррупционным преступлениям носило малоэффективный характер. Но, несмотря на то, что в последнее время государством предпринимаются меры по повышению эффективности борьбы с коррупцией, это явление по-прежнему препятствует нормальному функционированию различных государственных механизмов, тормозит экономический рост отечественного государства. Именно этот фактор и вызывает у общества серьёзную тревогу и недоверия граждан государственным структурам. Именно поэтому необходимо противодействовать коррупционным проявлениям по всем направлениям деятельности властных институтов общества.
В этой связи особенно актуальным является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[12], в котором закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Также Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147«О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы»[13]предусмотрено создание, функционирование и развитие специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований о противодействии коррупции. В данном Плане предлагаются меры по совершенствованию правил получения подарков отдельными категориями лиц. Особое внимание уделяется работе по предупреждению коррупции в организациях, созданных для выполнения задач органов власти, а также предусмотрены просветительские мероприятия по информированию граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции. В Плане закреплено положение о проведении конкурсов социальной антикоррупционной рекламы (плакат, баннер, видеоролик).[14]
Применяемые государством защитные, регулятивные и меры прямого воздействия должны быть направлены на поддержание качественного состояния экономических отношений за счет пресечения и ограничения развития негативных явлений в сфере экономики. Эти меры должны сопровождаться соответствующими механизмами их применения. Причем экономическая безопасность должна обеспечиваться не каким-то одним органом, а поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Регулирующее воздействие государства, как представляется, должно быть направлено и на то, чтобы постепенно уменьшать влияние государства на ту часть экономики (по мере того, как создаются возможности и условия для создания относительно самостоятельной системы защиты экономическими субъектами), которая не является каркасообразующей.[15]
Общей тенденцией развития отечественного законодательства в сфере экономической деятельности является детализация, более подробное регулирование экономических процессов. Вместе с тем именно качество законодательства - одно из непременных условий динамичного и прогрессивного развития экономики.
Одной из важных особенностей деятельности государства является то обстоятельство, что требование повышения эффективности правового обеспечения экономики закреплено в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в целом ряде нормативных документов, которые вытекают из неё.
Вэтой концепции акцентируется особое внимание на том, что «успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики».[16]
Нельзя не согласиться с тем фактом, что отражение реальных угроз экономической безопасности в современном мире требует поистине высококвалифицированных и эффективных политических и экономических действий, а также необходимость изменения социально-психологических установок, укоренившихся в обществе и государстве. Это обоснованное положение подкрепляется в первую очередь мировым опытом, примерами тех стран, которые не только смогли преодолеть происходившие финансовые кризисы, но и найти эффективный способ в поиске пути независимого дальнейшего экономического развития, поднять показатели экономической сферы на оптимальный уровень, а также занять достойную ступень в общемировом секторе экономики.[17]
Тем не менее, особого внимания в современный период функционирования государства заслуживают проблемы, касающиеся внутренних угроз экономической безопасности государства. В Указе Президента России от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»отводится особое место всем видам безопасности страны, в том числе и экономической. Как отмечается в Указе: «Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации»[18].
Также в Стратегии обозначены такие виды противоправной деятельности, в которых применяются информационные, коммуникационные и другие высокие технологии. Имеют место такие угрозы как незаконная миграция.
Особую позицию в Стратегии занимает следующее положение: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».[19]
Также в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации прописаны и приоритетные направления в области обеспечения национальной безопасности в сфере экономики и на долгосрочную перспективу (сюда относится повышение уровня энергетической безопасности).
Внутренние и внешние угрозы становятся также результатом недостаточного и несовершенного правового обеспечения экономической сферы государства. Так, Л.Н. Посельская называет ряд причин, которые, по ее мнению, влекут за собой развитие определенных угроз экономической безопасности: «Во-первых, несовершенство финансовых институтов,
сложившихся в стране к настоящему времени. Во-вторых, состояние
фондового рынка, его частичная криминализация. В-третьих,
несогласованность налоговой политики центра и субъектов Федерации. В- четвертых, степень эффективности организации государственного
финансового контроля, госрегулирования финансовой системы и прочие».[20]
В настоящее время для Российской Федерации малый бизнес не стал одним из ведущих секторов экономики. Наоборот, он играет минимальную роль в развитии экономической сферы. Еще одна отличительная особенность - неравномерность регионального развития малого предпринимательства, что способствует дальнейшему экономическому отставанию регионов.
Примечательно, что иностранные инвестиции, кроме благоприятного воздействия на экономику, в определенной степени представляют угрозу экономической безопасности. Правовое регулирование участия иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг России осуществляется следующими федеральными законами: «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другими нормативными актами.[21]
Они определяют собственно порядок проникновения иностранных инвестиций на российский рынок ценных бумаг, а доступ для иностранных инвесторов на внутренний рынок, где сосредоточены государственные ценные бумаги, может и являться одной из угроз экономической безопасности. Но в то же время, не стоит забывать и о положительном влиянии иностранных инвестиций, поступающих в страну. Участие таких инвесторов в проектах национального и общегосударственного масштаба также может эффективное воздействие, особенно в области развития инновационных отраслей экономики. В этой связи особую актуальность и повышенное значение в системе экономической безопасности приобретает правовое регулирование данных общественных отношений.[22]
Одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере экономической жизни общества является преодоление последствий экономических кризисов, ощутимо влияющих на государственные процессы. Как было уже обозначено, экономические кризисы во многом предопредели дальнейшее направление развития страны, подтвердили то, что многие экономические модели и различные схемы работы оказались несостоятельными.
Для преодоления неблагоприятных последствий экономических кризисов, а также нейтрализации наиболее острых угроз в области обеспечения экономической безопасности, стабилизации социальноэкономического развития необходимо осуществление комплекса специально скорректированных мер государственными органами в обеспечении надлежащих и благоприятных условий для экономического роста государства. Важным условием для эффективного решения поставленных задач является согласованная и слаженная работа органов государственной власти (как законодательных, так и исполнительных) и субъектов Российской Федерации, которая основывается на определенной программе полномочий, на неукоснительном соблюдении важных принципов бюджетного федерализма, равенства бюджетных прав, а также возможностей субъектов Российской Федерации.[23]
По своему главному назначению право олицетворяет воплощение справедливости в обществе. В этой связи вмешательство государства в экономику, используя правовые нормы, по сути, является функцией социальной защиты. Поэтому, неэффективная реализация непосредственно данного направления деятельности государства оказывает прямое негативное воздействие на экономическую деятельность в целом, что может привести ее через какое-то время в состояние упадка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным условием оптимального функционирования экономической сферы государства в целом является соблюдение пропорции между правоохранной деятельностью государства и экономической деятельностью различных структур.
В рамках выше обозначенной проблемы широкое распространение в настоящее время получило применение в нашей стране механизма государтсвенно-частного партнёрства (ГЧП), под которым можно понимать оптимальное взаимодействие государства и частного сектора в эффективном решении общественно значимых социальных и политических задач, так как международный опыт примерами показывает, что в условиях рыночной экономики нельзя достичь значительных результатов только с помощью государственных усилий, необходимо привлечение бизнеса. Особую актуальность это положение приобретает в периоды кризисов, когда происходит уменьшение значительной части доходов в бюджет, что в свою
очередь говорит о неэффективности реализации намеченных государством планов.[24]
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить разные вариации термина: частно-государтсвенное партнёрство, муниципальночастное партнёрство, частно-общественное партнёрство, частно- государтсвенная кооперация, публично-частное партнёрство.[25] [26]
Наличие слова «партнёрство» в данном определении указывает на то, что представители власти участвуют в ГЧП на равных началах с частным бизнесом. Отношения в сфере ГЧП не должны иметь какого-либо принудительного характера, даже несмотря на то, что одним из участников
-5
является публично-правовое образование.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[27] способствует расширению практики реализации проектов государственно-частного партнерства не только федерального уровня, а также региональных и муниципальных проектов.
Закон устраняет данные ограничения и создает условия для использования исчерпывающего перечня форм государственно-частного партнерства, принятого в мировой практике. При его разработке учитывался опыт ведущих мировых стран и их правоприменение, в том числе Франции, Германии.[28]
Основной целью закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Федеральный закон впервые дает определение ГЧП, проектов ГЧП, возможных форм реализации проектов и пр. Так, «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».[29]
Закон также определяет существенные условия соглашения о ГЧП, гарантии прав и законных интересов частного и публичного партнеров. Эти нормы в ряде случаев защищают частного партнера от неблагоприятного изменения законодательства, что позволяет ему сохранить структуру распределения рисков проекта между публичным и частным партнерами, существующую на дату заключения соглашения о ГЧП. Эта норма расширяет возможности частного партнера для привлечения как собственного, так и заемного финансирования для реализации проекта. При этом за публичным партнером закреплены полномочия контроля за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП. В частности, за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания (реконструкции, модернизации) объекта, инвестиций в него, техническому использованию и эксплуатацией.1
Так, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»2определил правовые и организационные основы защиты конкуренции - одного из важнейших инструментов рыночной экономики. В соответствии с п.1 ст. 1 указанного Федерального закона он «определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами,
-5
Центральным банком Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст. 1 обозначенного Федерального закона его целями были и есть: «Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской [30] [31]
Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».[32] [33]
Определенные мероприятия по повышению эффективности функционирования экономической сферы осуществляются и на региональном уровне. Например, реализация Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии
Л
регионов Российской Федерации (на 2002-2010 годы и до 2015 года)» .
Необходимо вести разработку и реализовывать на практике те программы, которые направлены на поощрение развития тех или иных отраслей экономики, на обеспечение научно-технического прогресса, на сокращение энергетических затрат, а также на охрану окружающей среды. Г осударство особенно внимательно должно следить за тем, что происходит в экономической сфере страны, а также незамедлительно принимать оперативные меры по минимизации негативных последствий любых неблагоприятных процессов.
В поддержку обеспечения конкуренции, частного предпринимательства, а также саморегулирования, государство должно осуществлять достаточно огромный объем регулирования, направленного в первую очередь на создание наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности. Стоит обратить внимание на тот факт, что правовые и экономические учения западных государств отличаются тем, что государству принадлежит не только сугубо охранительная роль.
Анализируя законодательство Российской Федерации в целом, необходимо отметить, что в нем отсутствуют конкретные определения
эффективной экономики, экономического роста и развития; не определены критерии оценки эффективности экономики. Это может оказывать негативное влияние на законотворческую деятельность, поскольку понятие эффективной экономики в наше время неоднозначно. Анализ ряда нормативно-правовых актов позволяет утверждать, что законодатель стремится к увеличению валового внутреннего продукта, покупательной способности населения, расширению свободы предпринимательской деятельности, оптимизации характера и пределов влияния государства на предпринимательство. В последнее время, а также в связи с последствиями экономических кризисов, в данных направлениях произошли соответствующие закономерные изменения, связанные с принятием ряда эффективных нормативных актов, программ и соглашений в различных областях жизнедеятельности, однако, важно не повлиять на скорость их реализации. Опыт Российской Федерации и других стран ясно иллюстрирует, что любые изменения в правовой системе необходимо проводить постепенно, по мере готовности к ним общества, и они должны быть комплексными.[34]
Экономические отношения, как и общественное устройство в целом, как и другие общественные отношения, системны. Следовательно, их регулирование, в том числе правовое, также должно быть системным. Однако, следует иметь в виду, что проблема государственной поддержки в Российской Федерации не всегда решается наиболее эффективно.
Согласно ст. 16 Федерального Закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность».[35]
На практике можно заметить не всегда оптимальную реализацию данных положений. К сожалению, нередко государственная поддержка (в первую очередь имеется в виду финансовая и имущественная поддержка) оказывается убыточным предприятиям, которые, несмотря на эту поддержку, продолжают оставаться убыточными. Тем не менее, такое предприятие крайне редко признается неперспективным и подвергается реструктуризации или другим мерам, способным вывести предприятие в состояние самостоятельного функционирования, без внешней поддержки. Можно сделать соответствующий вывод о том, что эта практика, как минимум, не является однозначно положительной. В условиях рыночной экономики невозможность принести прибыль во многих случаях означает невостребованность предприятия и его продукции. В таком случае экономически целесообразно рассмотреть вопрос о ликвидации или значительной реорганизации предприятия.[36]
Однако, наиболее приоритетными довольно часто выступают вопросы обеспечения социальных интересов, сохранения рабочих мест, обеспечения интересов и задач государства и другие. Это указывает на определенные преимущества реорганизации, перепрофилирования и других аналогичных мер перед существующей практикой поддержки неэффективного производства или ликвидацией (даже когда ликвидация предприятия оправдана экономически).
Также одним из факторов успешной реализации условий для экономического роста государства является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».1
В Указе определено, что«в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики необходимо:
создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года; [37] [38]
- повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году».[39]
По официальным данным рейтинга по условиям ведения бизнеса, который ежегодно составляет Всемирный банк, Россия заняла 62-е место («Ведение бизнеса 2015: Больше, чем эффективность»).Примечательно, что в 2013 году Россия занимала 92-е место. Этот показатель непременно должен стать одним из основных индикаторов успешности проводимых в государстве реформ.[40] [41]
Одним из важных аспектов в сфере реализации государственных функций в экономической сфере является подписание Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 878 «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России», в котором говорится что, этот Совет «является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России».
К основным направлениям деятельности Совета относятся такие как: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, включая разработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ, а также определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России; координация деятельности по реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.[42] [43]
Хотелось бы обратить особое внимание, что МВД России принимает активное участие в разработке и принятии нормативных правовых актов. Так, только в 2014 году МВД России приняло непосредственное участие в разработке и принятии (подписании) 140 федеральных законов, из них по 27 МВД России являлось ответственным исполнителем или официальным
представителем; 58 актов Президента Российской Федерации и
2
Правительства Российской Федерации.
Так, МВД России с участием целого ряда органов государственной власти (Минюста России, ФТС России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) подготовлен Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[44] [45] [46], направленный на повышение эффективности работы по возмещению вреда, причиненного в результате коррупционных преступлений, в том числе обеспечительного характера.
В 2011 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах социально -
л
экономического развития Российской Федерации» обеспечивалось участие МВД России в целевом использовании глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах социально-экономического развития Российской Федерации в качестве спецпотребителя.
Использование «ГЛОНАСС» предоставляет принципиально новые возможности для решения задач в сфере обороны и безопасности, позволяет контролировать маршруты патрулирования в реальном времени, оперативно принимать решения по направлению к месту совершения преступления ближайших нарядов, сопровождать перевозки особо опасных и ценных грузов, а также пассажиров и спецконтингента. Кроме того, значительно повышается дисциплина использования служебных транспортных средств, экономятся ГСМ, сокращаются расходы на автотранспорт.
Несмотря на различные способы государственного регулирования экономики, большая часть из них все же осуществляются именно в правовой форме. В этой связи необходимо подчеркнуть тот факт, что в настоящее время правовое регулирование экономической системы в Российской Федерации должно осуществляться в двух приоритетных направлениях: во- первых, это нормативное закрепление приемлемых механизмов, развивающихся вследствие действия естественных экономических закономерностей, а во-вторых, это направление развития экономики на достижение интересов государства и общества на данном этапе развития.1
Следует отметить, что создание эффективного нормативно-правового регулирования экономики в Российской Федерации является вполне достижимой целью. Однако, для этого потребуется достаточное количество времени. Кроме того, правовое регулирование экономической сферы должно быть весьма гибким, своевременно и оптимально реагировать на внутренние и внешние изменения.
Таким образом, важными направлениями государственно-правовой деятельности по эффективной реализации правоохранительной функции в сфере экономики являются такие как: постоянное совершенствование нормативно-правовой базы для реализация системы мер по обеспечению экономической безопасности государства, эффективное правовое регулирование сферы экономических отношений, соблюдение положений, принимаемых законодательством Российской Федерации, в сфере противодействия коррупционным нарушениям, обеспечение честной конкуренции, поддержка предпринимательства, развитие и внедрение современных информационных технологий и другие. В современном российском государстве переход к социально-ориентированной рыночной экономике объективно требует целенаправленных действий со стороны государства, выполняющего помимо функций общего порядка целый ряд специфических функций, призванных сделать этот переход как можно менее болезненным.
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внес. федер. законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Л
Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном российском государстве: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С.13.
-5
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внес. федер. законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
[3]Дульщиков Ю.С. Экономика муниципального хозяйства: сущность, проблемы, перспективы// Муниципальный мир. 1998. № 1. С. 31.
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[5]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[6]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
[7] Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 14 мая 2016 г.)
[8] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
[9] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2013. № 26.2013. Ст.3207.
[10] О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ // Рос. газ. 2014. 24 октября. № 6516.
Л
Доклад об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // URL: https://www.nalog.ru/rn57/ (дата обращения: 3 сентября 2015 г.)
[12] О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
[13] О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 // Рос. газ. 2016. 13 апреля. № 6946.
[14] Обзор документа. Борьба с коррупцией в России: план на 2016-2017 гг. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/706953/ (дата
обращения: 14 мая 2016 г.)
[15]
Аксёнов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности РФ и роль ОВД в её обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 56.
[16] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
Л
Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. 1994. №12. С. 7.
[18] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 26.04.2016)
[19] Там же.
[20] Посельская Л.Н. Правовые и инновационные аспекты обеспечения экономической безопасности малого бизнеса. Гуманитарные чтения 2009: сб. ст. [Электронный ресурс] // Официальный сайт РГГУ. URL: http://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=79455 (дата обращения: 17 декабря 2009 г.)
[21]Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493; О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1999.№ 10. Ст. 1163.
[22]Колоколенков Д.С. Роль права в регулировании экономики, обеспечении экономической свободы и безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. С.149.
[23] Аксёнов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности РФ и роль ОВД в её обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М.,
2010. С. 57.
[24] Абдрахманов А.И. Государственно-частное партнёрство как актуальный механизм посткризисного развития России // Проблемный анализ и государственно-политическое проектирование. Выпуск 1, 2011. С.30.
[25] Частно-государтсвенное партнёрство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб., 2005. С.3.
-5
Варнавский В.Г. Государтсвенно-частное партнёрство. Т.1. М., 2009.
С.22.
[27] О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Рос. газ. 2015. 17 июля. №6727.
[28] Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития России. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения: 12 марта 2013 г.).
[29]О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016 // Рос. газ. 2015. 17 июля. №6727.
Государственно-частное партнерство // «Российская Бизнес-газета» №853 (24) от 3 июля 2012 г.
О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3434.
[31] Там же. Ст.1.
[32] Там же.
[33]
О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (20022010 годы и до 2015 года): Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 (в ред. от 22.06.2006 г., с изм. от 20.10.2006 г.) // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4100.
[34]Колоколенков Д.С. Роль права в регулировании экономики, обеспечении экономической свободы и безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. С. 111.
[35] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) // Рос. газ. 2007. 31 июля. № 4427.
[36] Указанные меры и связанные с ними вопросы активно исследуются экономической наукой. См. подробнее, напр.: Журавлев Ю.В. Реорганизация управления бизнес-деятельностью промышленных предприятий в условиях рыночных отношений: теория и практика: на примере Воронежской области: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005; Несветайлов В.Ф. Управление процессами реорганизации российских промышленных компаний: на примере электроэнергетики: дис. . канд. экон. наук. М., 2004.
1 О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 // Рос. газ. 2012.
[38] мая. № 5775.
[39] Там же.
[40] Россия поднялась в рейтинге лучших стран для ведения бизнеса [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://rg.ru/2014/10/29/business-site.html (дата обращения: 19 марта 2016 г.)
[41]
О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России: Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 878 (ред. от 22.11.2016) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2016)
[42] Там же.
[43]Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 16 февраля 2015 г.)
[44] О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 245-ФЗ // Рос. газ. 2014. 23 июля. № 6435.
[45] Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах социально-экономического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 638 // Рос. газ. 2007. 23 мая. № 4370.
[46]
|