Особенности взаимодействия государства, права и экономики являются особенно актуальными и вызывают повышенный интерес не только в теоретических научных исследованиях, но и в области правоприменительной деятельности. Это обусловлено тем, что специфика функционирования и взаимодействия данных категорий оказывает непосредственное влияние на интересы и потребности многих групп общества и отдельных граждан.
В последнее время одной из важнейших и существенных проблем экономического развития отечественного государства является проблема оптимизации правоохранительной функции государства в сфере экономики. В современных условиях только путём непосредственного экономического роста можно добиться социальной стабильности в России. Но этот процесс весьма осложняется неэффективностью реализации функций государства в сфере экономики, что в свою очередь может привести к подрыву экономической безопасности государства.
Проблемы обеспечения экономической безопасности, а также, соответственно, теории экономической безопасности вызывают огромный интерес и являются особенно актуальными. Это основополагающие понятия, так как само определение и содержание экономической безопасности, а также механизм ее обеспечения всегда отражает ту или иную приоритетную и наиважнейшую стратегию развития государства и общества в целом.1
«Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное
развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наличии неблагоприятных условиях развития внутренних угроз».1
Отличительной чертой экономической безопасности является то, что неадекватные и неэффективные меры по ее надлежащему обеспечению могут оказывать негативное влияние на уровень безопасности в целом, а также могут стать существенным препятствием по ее обеспечению или даже новой угрозой. В этой связи особую актуальность приобретает постоянный экономический мониторинг и своевременное принятие или же изменение соответствующих мер в сфере обеспечения экономической безопасности.
Особую роль в реализации функций государства в сфере экономики играют правоохранительные органы, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны защищать и охранять права и свободы граждан, а также законные интересы предприятий, учреждений, организаций.
Одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является активная поддержка и защита осуществляемых в обществе преобразований. В экономической сфере - это укрепление и развитие рыночных отношений. Именно поэтому в настоящее время на правоохранительные органы возлагаются задачи по надлежащему обеспечению экономической безопасности, по нейтрализации внутренних и внешних угроз, по пресечению и предупреждению преступлений в сфере экономики и экономической деятельности, а также по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
К системе органов, реализующих правоохранительную функцию российского государства в современных условиях в сфере экономики помимо уже упомянутых судебных органов, органов прокуратуры, внутренних дел и других, также относятся и контролирующие органы: Федеральной службы по
финансовому мониторингу (Росфинмониторинг); Федеральной налоговой службы (ФНС России); Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральной таможенной службы (ФТС России); Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации; рабочий аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и другие органы.
В эффективном обеспечении экономической безопасности, в нейтрализации угроз внутреннего и внешнего характера органам внутренних дел, как важной составляющей государственного механизма, отводится первостепенная роль.
Современные новые способы и методы совершения преступлений требуют более профессиональных навыков и новых технологий в правоохранительной деятельности, особенно это проявляется в связи с преобразованием и совершенствованием системы МВД в целом, а также с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»1.
В современных условиях функционирования российского государства одним из важнейших аспектов деятельности государственных органов, специализирующихся в различных сферах жизнедеятельности общества, а также, в частности, органов внутренних дел, является вопрос иерархии и соподчиненности данных органов. Система органов внутренних дел является сложной организацией, которая одновременно и является управляющей и управляемой социальной системой, включающей в себя элементы
нескольких порядков подсистем, управление в рамках которых реализуется на самых различных уровнях.[1] [2]
Управление органами внутренних дел Российской Федерации, а также организацию их деятельности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, в рамках которого органы внутренних дел осуществляют задачи по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, охране общественного порядка, а также всех форм собственности, функции по раскрытию преступлений и другие задачи, стоящие перед отдельными составными частями органов внутренних дел.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» имеет место положение, согласно которому: «Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел». Федеральный министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации, непосредственно возглавляет министерство, а функции по руководству деятельностью МВД России осуществляет
Президент Российской Федерации.
На всех этапах функционирования государства и во всех
органов внутренних дел присутствует в той или иной степени экономическая составляющая. Через свою приоритетную
правоохранительную функцию МВД активно оказывает воздействие на сохранение и более эффективное использование природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов и, тем самым, на развитие в нужном направлении производственных отношений.[3]
В сфере борьбы с экономическими преступлениями и эффективного обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел занимают особо значимое положение. Это объясняется следующими факторами:
на органы внутренних дел возложена обязанность по осуществлению практически всех видов правоохранительной деятельности (оперативнорозыскная, следствие и дознание, охрана общественного порядка, борьба с административными правонарушениями);
органы внутренних дел призваны более детально анализировать те явления, на основе которых формируется уголовная преступность и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной экономической преступности. Такая многоаспектная деятельность более всего отвечает главным целям борьбы с экономической преступностью, поскольку она охватывает обширный круг жизненно важных общественных отношений. В этой связи данный факт помогает в решении некоторых задач по борьбе с преступлениями в сфере экономической безопасности уже на стадии выявления и изучения причин преступности;
наличие соответствующего кадрового и организационно-технического
обеспечения. В системе МВД России существует целый ряд научноисследовательских и учебных учреждений, где осуществляется
соответствующая подготовка кадров и ведутся прикладные и фундаментальные исследования, касающиеся предупреждения
преступности, посягающей на экономическую безопасность. Органы внутренних дел обладают для этого необходимой статистической базой данных.[4]
В официальном выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России о результатах деятельности Министерства за 2016 год Министр внутренних дел В.А. Колокольцев подчеркнул: «Значительный вклад в обеспечение экономической безопасности страны вносят подразделения системы Министерства. На их долю приходится 86% от общего количества наиболее опасных преступлений, выявленных в данной сфере всеми правоохранительными органами. Основные усилия были направлены на предотвращение хищений финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку важнейших секторов экономики, реализацию федеральных целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов, а также подготовку к проведению Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу».[5]
Для достижения целей, поставленных перед органами правопорядка в борьбе с экономическими преступлениями, им предоставлены большие полномочия.
На представителей правоохранительных органов как составную часть системы государственного управления в настоящее время возлагается задача по активному способствованию осуществляемым в России преобразованиям в экономической сфере. Поэтому без использования экономических знаний работники органов внутренних дел способны лишь фиксировать очевидные и поверхностные явления, происходящие в обществе. Незнание экономической обстановки может привести к неправильной организации правоохранительной деятельности.
В современных условиях основными субъектами обеспечения безопасности малого предпринимательства выступают органы внутренних дел.
Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминальным предпринимательством, результаты не дают оснований для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во всё более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.
В настоящее время много говорится о том, что предпринимательство должно испытывать меньше давления со стороны государства и, как следствие, более свободно и поступательно развиваться.
Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин: «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим - свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства - мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать».[6]
В этой связи ведется работа по подготовке законопроектов, направленных на либерализацию уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и касающиеся незаконной предпринимательской деятельности.
Обеспечение безопасности малого предпринимательства невозможно без непосредственного участия в этом процессе правоохранительных органов. Сложность решения этой проблемы косвенно обусловлена тем, что в существующей напряженной криминальной обстановке предприниматели не всегда находят достаточную защиту в правоохранительных органах, что объективно усиливает рост правового нигилизма в их среде.
В своем выступлении на пленарном заседании 16-го Петербургского международного экономического форума 21 июня 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, нужно решать уже сегодня. Именно поэтому ... в России создается новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей - как отечественных, так и иностранных».[7] [8]
Таким образом, был подписан Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 879 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а в дальнейшем принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об
уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской
2
Федерации».
Так, в соответствии с п.2 ст.1 указанного Федерального закона: «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации»[9] [10].
Основными задачами Уполномоченного являются:
защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
взаимодействие с предпринимательским сообществом;
участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.2
Уполномоченный фактически напрямую сотрудничает с правоохранительными органами по вопросам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в России. Об этом свидетельствует подписанное Соглашение о взаимодействии между МВД России и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в России 18 февраля 2013 года.[11] Одним из направлений Соглашения, в частности, является информационный обмен между указанными сторонами, подписавшими документ. Эффективное взаимодействие в этой области позволяет объединить усилия, в первую очередь, по борьбе с коррупционными проявлениями. Обмен информацией должен быть двусторонним, поскольку законность в своих действиях должны соблюдать как представители органов внутренних дел, так и бизнеса.
При подписании указанного Соглашения Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов отметил, что «эффективная работа с МВД России уже ведется. Создана рабочая система взаимоотношений с Министерством внутренних дел Российской Федерации, которая позволяет рассматривать конкретные случаи предпринимателей и урегулировать досудебные споры».[12]
Подписание Соглашения является одним из шагов на пути создания необходимых условий для конструктивной работы. Реализация важных пунктов данного Соглашения способствует развитию делового климата и повышает инвестиционную«привлекательность» Российской Федерации.
Также официальные соглашения о взаимодействии Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей подписаны с Г енеральной прокуратурой России, Счетной палатой России, Следственным комитетом России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Чтобы наглядно проиллюстрировать эффективность создания данного института, необходимо обратиться к официальным отчетным данным деятельности Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей.
Хотелось бы отметить, что при проведении социологического опроса об оценке эффективности деятельности института уполномоченных с момента его образования более половины (56,1%) респондентов[13] из числа осведомленных о существовании института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в регионе своего проживания, считают его деятельность эффективной или скорее эффективной.[14]
Так, в официальном Докладе Президенту России Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2015 год (Институт) имеет место приложение с «примерами историй успеха», в котором указаны измененные решения в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей в пользу последних (например, прекращение уголовного дела или условно-досрочное освобождение предпринимателя, изменение меры пресечения в сторону смягчения, снижение штрафов и т.п.).[15] [16]
Ключевую роль в реализации системных инициатив Уполномоченного играет Межфракционная рабочая группа в Г осударственной Думе России по защите прав предпринимателей. С момента создания института уполномоченного были реализованы следующие инициативы:
Принят IV пакет гуманизации уголовного законодательства, в том числе введены 6 специальных статей, квалифицирующих мошенничество, в том числе «мошенничество, в сфере кредитования» и «мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»;
Изменены правила возбуждения уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности (требуется заявление потерпевшего);
Установлена дополнительная ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности;
Конкретизированы правила изъятия документов и (или) электронных носителей информации в ходе оперативно-розыскных мероприятий;
Законодательно принята (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
Л
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ) инициатива о создании единого реестра проведения контрольно-надзорных мероприятий (с единой нумерацией и размещением основных документов, свидетельствующих о законности проведения проверок);
Принят закон о страховании вкладов индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[17] [18], в данном законе имеются положения, касающиеся страхования вкладов индивидуальных предпринимателей, в целом же поправки направлены на защиту интересов малого и среднего предпринимательства);
Предложено временное снижение размера социальных взносов индивидуальных предпринимателей.2
Хотелось бы отметить, что имеется большой массив информации, который может быть эффективно использован в целях оптимизации правоохранительной функции государства. Однако указанная информация рассредоточена по многочисленным государственным органам. Для того чтобы систематизировать ее по конкретному предприятию, а значит получить полное представление о его хозяйственной деятельности, учредителях, количестве рабочих мест, хозяйственных связях, имевших место фактах правонарушений, требуется значительное время.
В такой информации заинтересованы не только правоохранительные и контролирующие органы, но и сами предпринимательские структуры. Как показывает практика расследования мошенничеств, часто преступные действия совершаются с использованием организационно-правовых форм предпринимательства. Таким образом, для предпринимателя исключительно важна информация о деловой надежности контрагента.
В этой связи особого внимания заслуживает создание в 2014 году единого реестра проведения контрольно-надзорных мероприятий, являющийся федеральной государственной информационной системой, оператором которой является Г енеральная прокуратура Российской Федерации. Открытый доступ к сведениям данного единого реестра повышает ответственность органов контроля, а также уменьшает для предпринимателей риски немотивированных визитов проверяющих.
В этой связи хотелось бы отметить, что органами прокуратуры особое повышенное внимание уделяется защите бизнеса.
Так, Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 года в отчетном докладе «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» отметил: «За счет последовательной реализации госполитики, принципиальной позиции прокуратуры по снижению давления на бизнес, число предложений о проверках хозяйствующих субъектов ежегодно снижается в среднем на 200 тысяч. Но и из этого количества почти половина отклоняются прокурорами. Только в 2015 году более 310 тыс. организаций, таким образом, избавлены от избыточного надзора чиновников».[19]
Также в своем официальном выступлении Ю.Я. Чайка значительное внимание уделил борьбе с коррупционными нарушениями.«Существенно возросло количество таких наиболее опасных деяний как взяточничество (14 тыс., рост на 13%). Появились действительно знаковые дела, случаи привлечения к уголовной ответственности чиновников, которых многие считали неприкасаемыми. Среди них главы регионов и муниципальных образований, депутаты различного уровня (всего за 2015 год 958 таких лиц)»[20], - отметил Генеральный прокурор. Однако, тем не менее, в современных условиях недостаточно эффективна деятельность следственных подразделений по возмещению вреда от коррупционных деяний.
По официальным статистическим данным МВД России о состоянии преступности за 2016 год было выявлено 27 050 преступлений
коррупционной направленности, что составляет примерно одну треть всех экономических преступлений.[21] [22]
В настоящее время повышенное внимание уделяется реализации Национального плана противодействия коррупции. В 2016 году
сотрудниками полиции пресечено более 25,5 тысяч преступлений коррупционной направленности. Совместными усилиями всех правоохранительных органов к уголовной ответственности привлечено 1300 должностных лиц различного уровня, причастных к совершению
^ 3
преступлений указанной категории.
За период проведения реформ Россия вошла в число мировых лидеров по уровню коррумпированности. В рейтинге индексов восприятия коррупции Россия в 2008 году находилась на 147-м месте среди 180 стран, а к 2010 году она заняла уже 154-е место из 178 стран. Криминализация экономики выходит на ведущее место среди угроз безопасности Российского государства, российские чиновники ежегодно получают около 20-40 млрд. рублей взяток.[23] [24]
Примечательно, что в 2015 году в рейтинге стран мира по уровню
восприятия коррупции в исследовании индекса восприятия коррупции
2
Россия немного улучшила свои показатели и заняла 119 место из 167 стран.
Правовой анализ коррупции ведёт начало от римского права, в котором и сформировался специальный термин «corrumpere», служивший для обозначения должностных злоупотреблений, сутью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса
-5
управления делами общества. Но, как известно, у такого понятия как «коррупция» нет единого определения.
На сегодняшний день социальное явление как коррупция - злоупотребление властью, положением, преимущественными правами - можно сравнить, с опасной и неконтролируемой инфекцией нашего общества, которая поразила все социальные структуры и системы.
Сейчас, коррупцию нельзя рассматривать, как отдельное явление - она тесно переплетена с политикой, экономикой, преступностью и многими другими сферами жизни. Коррупция присутствует, абсолютно во всем мире, на разных уровнях.
Хотелось бы отметить, что как свидетельствует анализ правового законодательства зарубежных государств, коррупция охватывает всё новые и новые сферы общественной и государственной деятельности. Поэтому законодательство многих государств постоянно обновляется с целью поставить эффективный заслон на пути новым коррупционным проявлениям.
Общей проблемой борьбы с коррупцией в зарубежных странах является высокая латентность в сфере коррупции (свыше 90%). Именно поэтому использование только уголовно-правовых норм в борьбе с этим явлением общественной жизни оказывается недостаточно.
Одним из важных аспектов антикоррупционной политики является жёсткое регулирование контроля за государственными служащими. В большей части государств (США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Швеция, Япония и др.) законодательство запрещает или жестоко ограничивает различного рода «подношения» представителям государственных и муниципальных органов. Также отмечается, что за рубежом этот вопрос не является предметом гражданско-правового регулирования. Соответствующие нормы содержатся в уголовном законодательстве.[25] [26]
Например, Финляндия в течение 10 лет занимала второе место в мире в антикоррупционной сфере, в 2010-2012 гг. - первое место. В финском обществе присутствует комплекс преимуществ, благодаря которым достигнуты столь высокие результаты. По мнению самих финнов, в истоках некоррумпированности Финляндии - исторические события, национальная культура, религия.2
При проведении международных исследований были выявлены такие факторы как: открытость (прозрачность) управления государственных органов (в Финляндии государственные органы обязаны открыто обосновывать все свои решения); высокий уровень образования населения; особое положение средств массовой информации, которые имеют доступ к информации и возможность освещать любые события; широкое участие женщин в жизни общества и принятии решений; достаточно высокий уровень окладов государственных служащих; демократия, в результате которой граждане вовлекаются в принятие государственных решений.[27]
Среди прочих эффективных направлений деятельности зарубежного законодательства в сфере противодействия коррупционным проявлениям можно выделить следующие:
усиление контроля за порядком предоставления деклараций о доходах, об имуществе и обязанностях имущественного характера, о расходах государственных служащих;
ограничение лоббизма, в частности, в некоторых странах (Германия, Канада, Нидерланды, Франция) наблюдается тенденция к сокращению практики привлечения независимых экспертов, которые в свою очередь порой являются инструментом лоббистского давления;
привлечение к экспертной работе специализированных научных учреждений, учреждаемых президентами, правительствами, министерствами и парламентами (например, в США таким учреждением является Исследовательская служба Конгресса США, во Франции - Г осударственный совет, в Бельгии - Межведомственный центр права и информационных технологий);
пресечение каналов воздействия организованной преступности на государственных служащих (например, в Японии осуществляется регистрация лиц, против которых выдвинуты обвинения в причастности к коррупции);
снятие либо существенное ограничение гарантий неприкосновенности лиц, облечённых властью (например, в Италии в 2009 году был признан неконституционным закон 2008 года о предоставлении иммунитета от
судебного преследования пяти высшим должностным лицам Италии, включая премьер-министра С. Берлускони);
расширение возможности расследований журналистами и освещение в СМИ частной жизни политиков и государственных деятелей;
минимизация или снижение последствий от коррупционных преступлений путём внесения в законодательство усиливающих мер ответственности за преступные деяния, а также возмещение ущерба лиц, пострадавших в результате происшедшего;
внедрение программ обучения государственных чиновников, направленных на предотвращение коррупции (например, в Мексике проводится обучение чиновников высшего звена и федеральных служащих по нескольким специальным программам);
формирование специализированных органов по борьбе с коррупцией (например, во Франции образована Центральная служба по борьбе с коррупцией).[28]
В современной России коррупция стала одной из самых болезненных проблем, общегосударственным негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику, сильно подрывающим авторитет страны на мировой арене и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной безопасности страны. Коррумпированность нынешней российской системы государственного управления, отдельных ведомств, предпринимательских структур, вовлеченность в систему коррупционных отношений значительного числа россиян давно стали проблемой, вызывающей повышенное внимание общества.[29]
В настоящее время актуальность борьбы с коррупцией могут определять три основных фактора:
органичное слияние коррупции с организованной преступностью;
ее глубокое проникновение в органы власти, как на региональном, так и федеральном уровнях.
политизация коррупционных правонарушений.[30]
Аналитики считают, что основных факторов борьбы с коррупцией три: качественное антикоррупционное законодательство; наличие непосредственно подчинённого Президенту государственного органа, наделённого полномочиями расследования фактов коррупции и организованной преступной деятельности на федеральном и региональном уровнях; активная поддержка населением этой политики.[31] [32]
В России важным институтом противодействия коррупции стал Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» , задачи которого заключаются, прежде всего, в выработке и подготовке предложений по противодействию коррупции, координация деятельности органов исполнительной власти, а также контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции.
В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо ориентировать правоохранительные органы на выявление и пресечение тяжких преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размере, а также совершаемых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
Важным показателем эффективности реализации правоохранительной функции государства в сфере экономики (в частности, противодействия коррупционным преступлениям) является рост числа уголовных дел, направленных в суды. В отношении более чем 13 000 коррупционеров судами вынесены обвинительные приговоры. Так, по официальным данным Следственного комитета России в 2015 году было окончено уголовных дел о коррупционных преступлениях 13 966 (для сравнения в 2014 году этот показатель составил 13 006, а в 2013 - 12 168).[33]
Г оворя о расследовании коррупционных преступлений на расширенном заседании коллегии Следственного комитета России, посвященном подведению итогов деятельности Комитета за 2016 год, Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин подчеркнул, что «следователями в прошедшем году проверено 35 тыс. сообщений о коррупционных преступлениях, по которым возбуждено 23 тыс. уголовных дел. Окончено свыше 12,5 тыс. дел этой категории». Председатель пояснил, что в числе фигурантов этих уголовных дел около 600 должностных лиц, обладающих особым правовым статусом.[34]
На аналогичном заседании коллегии в 2016 году А.И. Бастрыкин акцентировал внимание на расследовании налоговых преступлений, отметив, что «в 2015 году существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в государственную казну
платежей. В ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений возмещен ущерб на сумму почти 15 миллиардов рублей».[35]
В этой связи необходимо отметить, что в современных условиях еще одним органом государственной власти, реализующим контрольнонадзорную и правоохранительную функцию в сфере экономической деятельности, является Федеральная налоговая служба России (ФНС России), образованная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»,[36] основная задача которой состоит в следующем: это эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
Важной составляющей в успешной реализации государственных функций в сфере обеспечения экономической безопасности государства является взаимодействие и сотрудничество правоохранительных и других органов, служб и ведомств между собой. Так, ФНС России в рамках осуществления функций в установленной сфере деятельности, в том числе в области государственного контроля (надзора), заключено более 70 соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Такие соглашения заключены, в частности, с МВД России, Банком России, Федеральной таможенной службой России, Федеральной службой безопасности России, Следственным комитетом Российской Федерации, Г енеральной прокуратурой Российской Федерации, Росфиннадзором,
Росфинмониторингом, Росстатом, Росстрахнадзором, Росприроднадзором, Ростехнадзором, Роспатентом, Росводресурсами, Роснедрами, Росреестром и рядом других органов.
Так, общее количество проведенных налоговыми органами проверок в 2014 году сократилось на 7,9% и составило 218,2 тыс. проверок (в 2013 году - 237,0 тыс. проверок). Указанное снижение количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов для контроля и совершенствованием риск-ориентированного подхода при подготовке проверок.[37] [38]
Важным показателем является результат проведенного контроля (надзора) налоговыми органами. Так, только за 2014 год по результатам налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 348 млрд. рублей, что на 14,7 млрд. рублей (или на 4,4%) больше, чем в 2013 году. В целом же (с учетом пеней за неуплату налогов, начисляемых в карточках «Расчеты с бюджетом»), в 2014 году начислено 413,6 млрд. рублей, что на 5 % больше, чем в 2013 году
Л
(394,0 млрд. рублей).
Хотелось бы отметить, что в 2014 году с участием органов внутренних дел налоговыми органами проведена 7 121 выездная налоговая проверка, что на 9,1 % больше, чем в 2013 году (6530 проверок), т.е. практически каждая пятая выездная проверка проведена с участием сотрудников МВД России. По результатам совместных выездных налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет практически 145 млрд. рублей, что на 5% выше уровня 2013 года (138,4 млрд. рублей) и составляет половину (49,8 %) от общей суммы доначислений по результатам выездных проверок.[39]
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности работы данной службы в настоящее время, о повышении качества проводимых проверок.
Еще одной службой, которая вносит существенный вклад в реализацию правоохранительной функции в экономике и реализующей функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу России (Росфинмониторинг). Росфинмониторинг отвечает за решение таких важных задач как: противодействие хищению бюджетных средств и выработка механизмов повышения эффективности бюджетных расходов; решает вопросы эффективного использования бюджетных средств при реализации инвестиционных проектов и программ; контроль в сфере государственного оборонного заказа; обеспечение прозрачности финансовой системы и пресечение спекуляций на валютном рынке и другие.
Так, Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2015 год отметил: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма. В этой связи поручаю Минобороны, Росфинмониторингу, другим заинтересованным структурам разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа. Такая система должна действовать по всей цепочке поставщиков. Также следует усилить ответственность исполнителей гособоронзаказа за целевое расходование каждого бюджетного рубля».[40] [41]
По официальным данным данной службы о результатах деятельности только в 2014 году обеспечено возмещение государству в размере 285 млрд. рублей, наложен арест на имущество в размере 10 млрд. рублей, доначислено налогов в размере 6,5 млрд. рублей, пресечена деятельность теневых площадок - на сумму 90 млрд. рублей, приостановлена деятельность теневых площадок - на 68 млн. рублей.
Таким образом, деятельность указанных правоохранительных и контролирующих органов в первую очередь направлена на активизацию работы по борьбе с преступлениями экономической направленности, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по противодействию проявлениям коррупции и организованной преступности в сфере экономики, а также по активному взаимодействию и координации действий правоохранительных органов между собой и с другими органами в сфере обеспечения экономической безопасности государства.
[1] Загидуллин Р. И. Правоохранительная функция современного российского государства (Вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С 5-6.
[2] Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №248 (ред. 21.12.2016) // Рос. газ. 2011. 2 марта. № 5419.
[3] Артемьев А.М., Потехина О.А., Яковенко Е.Г. Криминализация экономической деятельности: Учебное пособие для слушателей юридических и экономических вузов. - М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2006. С.97.
[4] Аксёнов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности РФ и роль ОВД в её обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 136.
[5] Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru (дата обращения: 14 марта2017 г.)
[6] Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 26 апреля 2016 г.)
[7] 16-й Петербургский международный экономический форум 21 июня 2012 года [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/trips/15723 (дата обращения 18 сентября 2012 г.)
[8] Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 879 [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 26 апреля 2013 г.); Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Рос. газ. 2013. 13 мая. № 6075.
[9] Там же.
[10] Там же. Ст. 2.
[11] Подписано соглашение о взаимодействии МВД России и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/document/850152 (дата обращения: 27 февраля 2013 г.)
[12] Там же.
[13] Опрашивались собственники и руководители предприятий малого и среднего бизнеса (директора и их заместители) в сферах промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и услуг.
[14] Доклад Президенту России Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2015 год (Административный климат в РФ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_adminklimat.pdf (дата обращения: 11 апреля 2016 г.)
[15] Доклад Президенту России Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2015 год (Институт) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_institut.pdf
(дата обращения: 11 апреля 2016 г.)
[16]
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ // Рос. газ. 2015. 12 января. №6572 (1).
[17] О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ // СЗ РФ.
2013. № 52 (Ч.1). Ст. 6975.
[18]
Доклад Президенту России Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2015 год (Институт) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_institut.pdf (дата обращения: 11 апреля 2016 г.)
[19] Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» 27 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/
smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/ (датаобращения: 27 апреля 2016 г.)
[20] Там же.
Л
Состояние преступности - январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/338/947/sb_1612.pdf (дата
обращения: 14 марта 2017 г.)
[22]
Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru (дата обращения: 14 марта2017 г.)
[23] Гуров М.П., Примакин А.И. Коррупция в современной России как угроза безопасности государства: история и современность // Вестник Санкт-
Петербургского университета МВД России, 2011. - №4. С.109.
[24]
Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Центра гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения: 2 мая 2016 г.)
-5
Фалина А.С. Взаимодействие государства и бизнеса в разработке и реализации антикоррупционной политики Российской Федерации: учебно- методическое пособие / А.С. Фалина. - М.: Изд-во РАГС, 2009. С.6.
[25] Хабриева Т.Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие. М., 2012. С.576.
[26] Там же. С. 579.
[27] Отчёт о научно-исследовательской работе. Международные правовые акты, регулирующие противодействие коррупции. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Барнаул, 2009. С.9.
[28] Там же. С.15.
Л
[30] Барышев С.Л. Обеспечение экономической безопасности службой криминальной милиции МВД России (организационно-экономические аспекты): Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 126.
л
Фалина А.С. Взаимодействие государства и бизнеса в разработке и реализации антикоррупционной политики Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2009. С.61.
[32]
[33] Сведения о деятельности Следственного комитета Российской
за 2013-2015 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL:
http://sledcom.ru/activities/statistic (дата обращения: 23 апреля 2016 г.)
[34] Состоялось расширенное заседание коллегии Следственного комитета
2 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL:
http://sledcom.ru/news/item/1105170 (дата обращения: 9 марта 2017 г.)
[35]Состоялось расширенное заседание коллегии Следственного комитета России 26 февраля 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/news/item/1019445 (дата обращения: 4 мая 2016 г.).
[36] О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 (ред. от 07.12.2016) // Рос. газ. 2004. 11 марта. № 3425.
[37] Доклад об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // URL: https://www.nalog.ru/rn57/ (дата обращения: 3 сентября 2015 г.)
[38] Там же. Характеристика результатов государственного контроля (надзора) в 2014 году по видам контрольной работы. Налоговый контроль.
[39] Там же.
[40] Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21 декабря 2014 г.)
[41] Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу России за 2014 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports (дата обращения: 25 апреля 2016 г.)
|