Становление в обществе правосознания начинается с формирования взглядов, убеждений, представлений личности о праве и законах еще в несовершеннолетнем возрасте. С учетом имеющихся потребностей в самореализации и желании брать на себя ответственность за происходящее данный возраст считается наиболее перспективным в развитии активной личности и формировании высокой степени адаптации к социальным процессам. В несовершеннолетнем возрасте у лиц закладываются необходимые навыки, которые при достижении ими совершеннолетия занимают в их сознании ключевые управленческие, общесоциальные, правовые позиции[1].
Своеобразным отражением правовой зрелости несовершеннолетних как субъекта права выступает их правосознание. Несовершеннолетние выступают самостоятельной социально-демографической группой, и их правовое сознание необходимо исследовать отдельно от правосознания общества в целом. Такой подход позволит получить информацию о готовности несовершеннолетних к взрослой жизни, их профессиональных предпочтениях, уровне социальноправовой активности и правовых убеждениях, представлениях о праве и законах, о правомерном или противоправном поведении в обществе, и все это позволит спрогнозировать их правовое поведение в дальнейшем.
Л. Гранат отмечает, что «правильное суждение о праве, о его понятии и сущности дается не всякому человеку и не на любом уровне его умственного и духовного развития»[2]. Поэтому формирование правосознания в
несовершеннолетнем возрасте следует расценивать как наиболее эффективный период становления правильных суждений о праве молодой личности.
верному замечанию Т. Ю. Смоловой, правовое сознание
несовершеннолетних как особый субъект группового правосознания характеризуется внутренней неоднородностью состава и сложным возрастным критерием, определяющим принадлежность к группе[3].
По мнению Я. И. Гилинского, «социальный мир, с самого начала всегда и повсюду движется только группами, группами приступает к деятельности, группами борется и стремится вперед; в гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, насколько оно вообще возможно»[4] [5]. Не случайно поэтому несовершеннолетние являются самостоятельной социально-демографической группой, а формирование их правосознания происходит со специфическими особенностями.
Думается, что для терминологической четкости и ясности при исследовании заявленной темы необходимо с точки зрения существующих научно-правовых подходов определить ту категорию лиц, которая относится к социальнодемографической группе несовершеннолетних, учитывая их возрастные особенности с позиции психологии, педагогики и юриспруденции.
В этом плане сразу же надо заметить, что на сегодняшний день имеются различные мнения, касающиеся проблем периодизации юношеского возраста.
Так, с позиции психологии наиболее интересной представляется точка зрения Л. Колберга, обосновавшего положение о том, что юношеский возраст является сензитивным для становления морального сознания. Он выделил три этапа развития морального сознания в несовершеннолетнем возрасте: доморальный, когда человек при выполнении установленных правил ориентируется на наказание, принуждение и личную выгоду; уровень конвенциональной морали, ориентирующий на внешние нормы поведения, получение одобрения, поддержание определенного порядка; уровень автономной морали, предполагающий ориентацию на внутреннюю, автономную систему
3
принципов.
Экспериментальные исследования Л. Колберга доказывают, что переход от конвенциональной морали к автономной должен происходить именно в юношеском возрасте. В этом возрасте перед человеком стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает «отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире»[6]. Вопрос, стоящий перед юношей, заключается как в том, кем быть (выбор профессии), так и в том, каким быть (моральное самоопределение). Появляются такие качественно новые психические образования, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющие отношение к окружающей действительности. Стремление найти свое место в жизни становится ведущей потребностью.
С позиции юридической психологии юношеский возраст (от 14 до 18 лет) рассматривается как завершающий этап первичной социализации. Как пишут отдельные авторы, он является сензитивным периодом в восприятии правовых норм, когда «логически и практически должно завершиться становление правосознания и подготовка молодежи к практической жизни»[7] [8] [9].
Биологически юношеский возраст - это период завершения физического созревания, а в буквальном смысле слова это «третий мир», существующий между
3
детством и зрелостью .
И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, Э. Эриксон, П. М. Якобсон рассматривают проблему возрастной периодизации несовершеннолетнего возраста с позиции педагогики и психологии и относят к несовершеннолетним лиц в возрасте от 14 до 18 лет,
~ 4
называя их «юношеской возрастной группой» .
Со своей стороны заметим, что позиции международного и российского права к несовершеннолетним, как самостоятельной социально-демографической группе, применяется схожий в названии правовой термин - «несовершеннолетние», а также аналогичные данному термину понятия «молодежь», «подростки», «дети», «ребенок». Практически все указанные термины встречаются и в правоприменительной практике различных государств, поэтому терминологическое единообразие отсутствует. При определении правовой категории «несовершеннолетние», как правило, учитываются этапы развития человека, каждый из которых является продолжением и развитием предыдущего, и считается, что данная социально-демографическая группа охватывает возрастной период приблизительно между детством и зрелостью.
В терминологии и практике различных стран мира применяются следующие основные «возрастные сегменты» категории несовершеннолетних:
первый сегмент - это дети (множественное число понятия «ребенок») - лица, не достигшие возраста 18 лет[10];
второй сегмент - это подростки: лица в возрасте 10-19 лет (включая младший, средний и старший подростковый возраст);
третий сегмент - это молодежь - лица в возрасте 15-24 лет; четвертый сегмент - молодые люди - все лица в возрасте 10-24 лет; пятый сегмент - несовершеннолетние - ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к юридической ответственности в той форме, которая отличается от ответственности, применимой к взрослому[11].
В связи с конкретной социальной ролью и по мере развития общества различные возрастные сегменты могут иметь определенную хронологию. Возрастной сегмент несовершеннолетних достаточно разнообразен, и, как отмечает Н. Е. Борисова, система возрастной периодизации во многом носит условный характер и может претерпевать различные внутренние подвижки и изменения, необходимость которых подтверждается многочисленными медико- социально-психологическими исследованиями[12].
Термин «несовершеннолетние» часто используется в российском законодательстве и обычно характеризует лиц, которые с точки зрения закона не являются взрослыми и потому могут рассчитывать на особую защиту со стороны государства и общества. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что ребенком является лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
В соответствии со ст. 26 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) несовершеннолетними признаются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, а к лицам в возрасте от 6 до 14 лет применяется термин «малолетние» (ст. 28 ГК РФ)[13] [14].
Надо сказать, что российский законодатель к несовершеннолетним как социально-демографической группе также применяет аналогичные термины, выработанные международной практикой. Но четкости в возрастной периодизации не наблюдается (за исключением категории «дети», «ребенок»), и при этом довольно часто одновременно используются понятия
3
«несовершеннолетние» и «подростки» .
Характерно, что в зависимости от вида регулируемых отношений с участием несовершеннолетних определения варьируются от относительных до абсолютных. Всевозможные отчеты различных российских государственных структур, планы действий, инструкции, положения содержат сведения о детях, несовершеннолетних и молодежи как об одной возрастной группе без какой-либо градации[15].
Далее отметим, что внимание к несовершеннолетним как социальнодемографической группе обусловлено необходимостью точного установления объекта исследования. По мнению Т. Ю. Смоловой, при изучении особенностей формирования правосознания несовершеннолетних целесообразно в качестве объекта изучения рассматривать лиц возрастной группы от 14 до 18 лет. При определении нижней возрастной границы следует руководствоваться представлениями юридических, биологических, социально-психологических наук о том, что именно лица данного возраста (14 лет) обладают социальной и психологической зрелостью, достаточной для их включения в правовую сферу. Верхняя же граница (18 лет) должна определяться предельным возрастом несовершеннолетия, установленного согласно международным стандартам российским национальным законодательством[16].
Полагаем возможным согласиться с предложенной возрастной градацией несовершеннолетних как социально-демографической группы, так как при исследовании специфики формирования их правосознания она будет полностью соответствовать нормам международного права и российского гражданского законодательства. Российский законодатель при осуществлении правотворческой деятельности, как правило, учитывает возрастную специфику юношеского возраста и связанные с ней особенности восприятия правовой действительности, мотивации поведения в сфере права (правомерного и противоправного), адекватность применяемых мер юридической ответственности.
С нашей точки зрения, исследование правосознания несовершеннолетних продуктивно проводить с позиции комплексного подхода, так как данное исследование включает в себя изучение таких правовых категорий, как правовое мышление, правовая социализация, правовое воспитание, правовая культура. При таком подходе очевидна роль и смежных с юриспруденцией наук - социологии, психологии и педагогики.
С позиции педагогики, юношеский возраст особенно важен для формирования мировоззрения и правового сознания потому, что именно в этот период времени созревают его когнитивные и личностные предпосылки. Одной из особенностей такого становления выступает поисковый характер, заключающийся в стремлениях найти смысл жизни, понять сущность правовых норм, законности, правопослушного поведения и др. Трудность такого поиска на ближайшую и дальнейшую перспективу заключается в сложности правильного совмещения. Отношение к миру имеет ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношей не сами по себе, а в связи с их собственным отношением к ним. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы рассматриваются ими в морально-оценочной плоскости[17] [18] [19].
Одной из важнейших особенностей юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками, которая присуща и другим возрастным группам. Но именно поведение юношества характеризуется как «по сути
Л
коллективно-групповое» . Общение со сверстниками рассматривается как очень важный и специфический канал информации, как специфический вид деятельности, в ходе которого вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, как специфический вид эмоционального контакта, основанный
- 3
на осознании групповой принадлежности .
Формирование личности несовершеннолетних происходит в рамках и под влиянием общения. Оно существует в двух качественно разных формах: а) организованных и прямо или косвенно направляемых взрослыми коллективов; б) стихийно складывающихся групп общения. Их состав, структура и функции существенно различаются.
Свободное общение - это не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности. Оно требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Общеизвестно, что многие научные просчеты связаны именно с дефицитом общения для представителей данной возрастной группы.
Перечисленные возрастные особенности, характеризующие социальный, мировоззренческий, правовой аспекты личностного развития в период юношества, дают основания видеть в них значительный потенциал для формирования позитивного правосознания несовершеннолетних.
Формирование правосознания в несовершеннолетнем возрасте происходит в условиях общей и правовой социализации личности, при которой они усваивают основные ценности, нормы, навыки социально-правового поведения и в силу возрастных особенностей трансформируют их в соответствии с условиями своего существования, с событиями своей жизни. Особенно заметные изменения правосознания несовершеннолетних происходят в переломные моменты жизни государства и общества, когда идет ломка социальных структур, смена системы власти.
Важно отметить, что сегодняшнему государству свойственны некие ограничения в спектре возможностей влияния на формирование правового сознания несовершеннолетних, и вот почему.
Во-первых, потому, что существовавшие ранее в советском обществе масштабные институты социализации и политического воспитания оказались в прошлом, а сложившиеся в новых условиях молодежные организации оказывают фрагментарное влияние на формирование правового сознания, как правило, охватывая ограниченные по численности группы несовершеннолетних.
Во-вторых, российская система образования, оставаясь институтом, свободным от политического и идеологического диктата, вместе с тем оказалась фактически исключена из системы правового воспитания подрастающего поколения.
В-третьих, противоречивость политических и социальных процессов и, как
следствие, высокая дифференциация социального статуса, неопределенность будущего несовершеннолетних существенно подрывают авторитет государства и доверие к власти в данной среде.
В этих условиях главными субъектами правовой социализации несовершеннолетних становятся не государство и институты гражданского общества, а средства массовой коммуникации, формирующее воздействие которых не всегда соответствует общенациональным интересам. Их влияние на правовое сознание подрастающего поколения нередко бывает негативным, в результате несовершеннолетние оказываются под влиянием непатриотического и негражданского отношения к обществу, приобщаются к деятельности радикальных политических групп, иногда неофашистского, националистического толка, либо криминализируются. Все это ведет к усложнению правовых, политических, социальных и общественных процессов, связанных с формированием позитивных моделей правового сознания и поведения со стороны государства и гражданского общества \
Как уже отмечалось, правовое сознание личности представляет собой функционально целостную совокупность психологических свойств, определяющих осознаваемое отражение правовой стороны социальной действительности, своего положения в ней и обусловленную им произвольную регуляцию юридически значимого поведения.
В качестве основных структурных компонентов индивидуального правосознания выступают: а) правовые знания и социально-правовые представления; б) оценочные отношения к явлениям правовой действительности; в) социально-правовые ожидания; г) личностные нормы поведения (принципы), касающиеся юридически значимого поведения.
Основными критериями правосознания выступают его направленность (правомерная или противоправная), гармоничность либо противоречивость и [20]
полнота (сформированность комплекса свойств, необходимых для произвольной правовой ориентации в поведении).
Представленные в научной литературе исследования правосознания
несовершеннолетних посвящены вопросам изучения его содержания и
формирования1, выявления его дефектов у подростков с противоправным поЛ
ведением . Однако, по нашему мнению, описание дефектов в существующих исследованиях носит достаточно фрагментарный или констатирующий характер, что не позволяет указать основных содержательных отличий, являющихся существенными в детерминации противоправного поведения несовершеннолетних. Недостаточность психологических знаний о наиболее существенных качественных особенностях правосознания изучаемой категории, допустивших противоправное поведение, не позволяет конкретно и комплексно определить задачи и формы правового воспитания несовершеннолетних. В связи с этим исследование особенностей правосознания несовершеннолетних правонарушителей все больше приобретает теоретическую и практическую значимость.
В продолжение темы обратимся к исследованию О. Э. Схопчик, которое предусматривало сравнительное исследование правового сознания у несовершеннолетних, преступивших закон, и лиц, ведущих себя законо-
3
послушно . Проведенный кластерный анализ позволил выявить четыре типа правосознания несовершеннолетних, которые характеризуются определенными качественными особенностями.
Первому типу было свойственно правосознание законопослушной направленности и с высокой степенью сформированности правосознания, которая выражает зрелую антикриминальную устойчивость личности. [21] [22]
У второго типа преобладало правосознание положительной направленности, но с недостаточной зрелостью взглядов, убеждений, личностных принципов и норм поведения, что можно трактовать как недостаточную антикриминальную устойчивость. Она может проявляться в податливости отрицательному влиянию других лиц или обстоятельств ситуации.
Третий тип характеризовался противоречивым правосознанием, в котором сочетаются нейтрально-положительные и отрицательные взгляды и представления на явления правовой действительности, соответствующие им отношения и ожидания. Этот тип характеризуется не только низкой антикриминальной устойчивостью, но и определенными признаками склонности к противоправному поведению.
Четвертому типу было присуще правосознание с криминогенными дефектами, которые могут проявляться в наличии выраженных признаков склонности к совершению корыстных и/или насильственных противоправных деяний.
Полагаем возможным согласиться с предложенной О. Э. Схопчик типологией правосознания несовершеннолетних и их качественными характеристиками, так как проведенное сравнительное исследование дает четкое представление о типе правосознания и указывает на его содержательные особенности. Тем более, что используемые исследователем количественные и качественные методы при изучении правосознания несовершеннолетних правонарушителей позволили установить также качественные особенности выявленных типов правосознания1. Думается, что нельзя не отметить важность проведенных О. Э. Схопчик психолого-педагогических исследований содержательных особенностей правосознания несовершеннолетних. Используемые ею качественные характеристики типов правосознания целесообразно применять и при комплексном подходе в изучении правосознания несовершеннолетних с позиции юриспруденции.
В свою очередь, О. Б. Панова предлагает для выявления сущностных характеристик и особенностей правового сознания несовершеннолетних рассматривать данную категорию как интегративное образование трех аспектов: когнитивного, оценочного и установочно-поведенческого[23]. Когнитивный компонент является ядром правового сознания несовершеннолетних, который окружают в виде концентрических слоев оценочный и установочно-поведенческий компоненты. Все аспекты данного качества пронизываются ценностнонормативной системой индивида. В совокупности перечисленные компоненты являются основаниями для обеспечения индивиду способности (или неспособности) к самоопределению в правовом пространстве.
С позиций общей теории права, исходя из комплексного и системного подходов, по нашему мнению, целесообразно охарактеризовать структурные компоненты правового сознания несовершеннолетних, которые являются основой для формирования правосознания данной группы.
Рассмотрим сначала ценностно-нормативную систему
несовершеннолетнего и отметим, что правосознание, являясь духовным отражением правовой действительности, основывается на системе нравственных представлений личности. Подчеркивая данное положение, И. А. Ильин писал, что правосознание без сердца, даже «самое умное и изворотливое», оказывается бесчувственным и циничным, а потому характерным для людей «пролазливых, льстивых, пошлых и жадных», оно создает человека «ловкого, но черствого и злого, готового на все ради достижения своей цели»[24].
В контексте формирования позитивного правосознания несовершеннолетних, по справедливому мнению отдельных авторов, должно рассматриваться обретение ими смысла жизни, принятие общепризнанных ценностей как смысловых универсалий, обозначившихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось столкнуться за многовековую историю. Эти ценности выступают в качестве ориентиров,
посредством которых каждый находит ответы на вопросы: что он берет от мира; что он дает миру; как можно повлиять на жизнь, чтобы она была достойной человека; как найти смысл своего существования в ситуациях, кажущихся безвыходными. Им необходимо разделять принятые обществом позиции о высших ценностях человечества: добро, красота, истина, человеческая жизнь и др. Истина представляется как конечная цель познавательной деятельности, а ориентация на нее - путь к свободе; добро - все то, что является благом для другого; красота представляет собой гармонию формы и содержания, помогает полюбить жизнь[25].
Со своей стороны заметим, что когнитивный компонент правосознания несовершеннолетних определяется как ведущий, поскольку без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему следовать. Когнитивный компонент, являясь результатом процесса познания несовершеннолетним окружающей правовой действительности, включает в себя определенную сумму юридических знаний и умений. При формировании у несовершеннолетних способности к самоопределению в правовом пространстве они должны обладать уровнями усвоения знаний, такими, как понимание, воспроизведение, запоминание, применение, анализ, синтез и оценка.
Широта круга правовой информации обусловлена многообразием человеческой практики. Знания необходимы человеку в первую очередь для того,
Л
чтобы «освоить науку выживания» . В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. К числу основных категорий, которые обязательно должны присутствовать в правосознании несовершеннолетнего, относятся: должное, необходимое, справедливое, а также категория юридических прав и обязанностей. В реальной жизни знания в правовой или политической сфере несовершеннолетнего появляются не через прочтение или изучение законов, а путем образцового
поведения лиц, окружающих субъект, художественные произведения, нормы морали, общение с родственниками, знакомыми и др.
В зависимости от источников информации правовое знание несовершеннолетних может быть объективно истинным или объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп. Неблагоприятная среда (неблагополучная семья, отсутствие родительского контроля, асоциальные привычки и др.), в которой находится несовершеннолетний, в значительной степени способствуют искаженному восприятию действительности. Объективно истинная правовая информация должна быть доведена до несовершеннолетнего целенаправленно. Но этого недостаточно для того, чтобы сформировать у него готовность действовать в соответствии с предписаниями права. Необходимо обеспечить должное отношение несовершеннолетних к содержанию правовых норм.
Наряду с изложенным, степень одобрения или, наоборот, неприятия норм права находит отражение в оценочном компоненте. Рассмотрим его более подробно.
Познавая правовую действительность, несовершеннолетние не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, на этот раз уже эмоционально-психическое образование - психическое отношение к объектам познания и практической деятельности. Оценочный компонент правосознания включает в себя определение субъективной значимости права как «хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого»1, такое отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо. Как правило, это всегда сравнение, в результате которого несовершеннолетний выбирает то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания.
Для несовершеннолетних в качестве объектов оценочных отношений к праву могут выступать: институты права, его принципы и нормы; законопослушное поведение; правовые установки; соблюдение законов и другое.
Формирование оценочного компонента правосознания несовершеннолетних осуществляется в ходе ценностно-ориентационной деятельности, направленной на рациональное осмысление социальных ценностей, осознание личностной причастности к миру, поднимающей несовершеннолетних на уровень субъекта формируемых отношений[26]. Личные оценки определяют соответствие положений правовых норм убеждениям несовершеннолетних, при этом важную роль играют складывающиеся в правосознании личности представления о правомерном и противоправном поведении, собственное моделирование поведения в будущем.
Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуальноэмоциональные образования еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в особом направлении. Включение этого компонента приводит к новым, интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям и социальным установкам личности.
В науке установочно-поведенческий компонент правосознания несовершеннолетних включает в себя их готовность соотносить свои действия с принятыми в обществе нормами права[27].
После изучения компонентов правового сознания несовершеннолетних можно определить их готовность к формированию позитивных правовых установок. Такая готовность, например среди несовершеннолетних осужденных, может проявляться в воздержании их от действий, запрещенных нормами права. Специфическое свойство установки заключается в том, что это скрытая, потенциальная величина проявляется через реальные, общественно значимые действия личности.
Обращение к определению установки, выработанному советским ученым Д. Н. Узнадзе, позволяет понять закономерности возникновения, действия и динамичности установок правового сознания несовершеннолетних. К понятию установки как состоянию готовности он добавляет термины «потребность» и «ситуация»[28]. Термином «потребность» можно обозначить источник возникновения установки, термином «ситуация» - поле ее действия. Установка - это своеобразный посредник между внутренним состоянием личности и объективной реальностью, выступающий регулятором взаимодействия между ними[29] [30].
Правовая установка как состояние, предшествующее поведению несовершеннолетнего, по мнению Д. Н. Узнадзе, характеризуется следующими взаимосвязанными элементами: осознание своих потребностей и требований общества; осознание целей, реализация которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению требований; осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия; актуализация предшествующего опыта; определение на основе опыта наиболее вероятных способов исполнения требований; оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и
-5
необходимости достижения определенного результата .
Таким образом, правовая установка несовершеннолетнего рассматривается как абстракция для обозначения его внутреннего потенциала в момент, предшествующий правовой деятельности.
Заметим, что названные и охарактеризованные компоненты правосознания несовершеннолетних представляют собой сложную систему, где все составные элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. В соответствии с данной структурой правосознание выполняет когнитивную, оценочную, регулятивную функции.
Рассмотренные структурные компоненты правосознания
несовершеннолетних и специфика формирования направленности данного социально-правового явления позволяют выделить интеллектуальный (логиконормативный), оценочно-эмоциональный (эмоционально-образный) и поведенческий (принципиально-волевой) критерии оценки правового сознания.
По нашему мнению, особый интерес представляет характеристика критериев оценки правового сознания несовершеннолетних, которую предлагает И. П. Якушева. Так, интеллектуальный критерий выражается в наличии полных и системных знаний, касающихся правовых аспектов таких категорий, как должное, необходимое, справедливое, права и обязанности; умении использовать знания о них в юридически значимых ситуациях. Оценочно-эмоциональный критерий включает в себя оценочные суждения, характеризующие направленность отношения несовершеннолетних к правовым ценностям и ее устойчивость; глубину и силу эмоциональных переживаний по поводу противоправных явлений; наличие общечеловеческих качеств (доброта, милосердие, сострадание и т. д.), свидетельствующих о гуманистической ориентации личности. Поведенческий критерий отражает направленность и устойчивость правовой установки несовершеннолетних; позитивное отношение к обществу, людям, сверстникам, к самим себе; способность нести моральную ответственность за результаты своей деятельности, видеть источник управления своей жизнью в себе самом, устанавливать связь между законопослушным поведением и мотивами, средствами его достижения1.
По нашему мнению, эти критерии оценки правосознания отражают как сущность, содержание и особенности формирования данного явления, так и общую нравственно-правовую позицию несовершеннолетних. Безусловно, для формирования позитивного правосознания у несовершеннолетних требуется системное и комплексное взаимодействие государства и общества, поэтому необходимо разработать эффективные механизмы и направления деятельности в данной области как залога успешного правового будущего страны. И, как справедливо отмечает Д. А. Толченкин, «эволюционное развитие общества и государства возможно только в условиях заинтересованности его членов в правомерном поведении; создание модели правового регулирования,
благоприятствующей совершению правомерных действий, тесно связано с состоянием правопорядка»[31].
Кроме этого, правовая пропаганда также является ведущим направлением в формировании правосознания несовершеннолетних, которое опирается на усвоение массами правовых идей и опыта, организует поведение людей в соответствии с принципами демократии и законности. Ее стратегической целью следует рассматривать формирование правовой культуры как неотъемлемой части политической и нравственной культуры человека. Общая цель правовой пропаганды, выделение которой необходимо для уяснения главного направления пропагандистской работы, - это формирование и развитие правосознания граждан, проявляющегося в их правомерном поведении, укреплении законности и охране правопорядка[32].
Поскольку объектом правовой пропаганды несовершеннолетних является правосознание, в структуре личности которого принято различать интеллектуальный (познавательный), оценочно-эмоциональный
(психологический) и поведенческий (волевой) элементы, то пропагандистское воздействие должно быть направлено именно на развитие данных элементов.
В связи с этим ориентирами данного вида деятельности выступают: повышение уровня правовой осведомленности; формирование правильных и устойчивых рациональных и эмоциональных оценок правовых норм и явлений; формирование уважения к праву, убеждения в справедливости правовой системы, в необходимости соблюдения законности.
Пропаганда законодательства, являясь одной из мер идеологического воздействия на правосознание несовершеннолетних, включает в себя различные компоненты. К основным компонентам пропаганды законодательства можно отнести следующие: информирование о процессе формирования правосознания под воздействием объективных условий жизни общества; обнародование развития законодательства; целенаправленное воздействие на сознание людей и их нравы, обычаи, привычки, характер, мотивы и образ поведения посредством информации.
Подчеркнем, что непосредственной целью формирования правового сознания несовершеннолетних выступает создание определенной личностной системы идеалов, целей, убеждений и побуждений. Ценность названных элементов состоит в том, что они трудноизменяемы, относительно устойчивы и довольно длительны по времени своего действия; они должны обеспечивать общество позитивным правовым поведением подрастающего поколения. Следовательно, пропаганду законодательства, правовое воспитание, правовое просвещение следует направлять на психологическое состояние несовершеннолетних и формирование должной мотивации правомерного поведения.
В то же время такое воздействие должно быть адресовано не только несовершеннолетним, но и их родителям. Необходимо привлекать их внимание к воспитанию должного правосознания у своих детей. Правовая осведомленность родителей различна в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально-демографических особенностей личности; достижение хотя бы минимума представлений о праве каждым родителем даст им возможность передать их своим детям. Знание родителями только норм морали, нравственности, обычаев и традиций может не обеспечить необходимого воспитания подрастающего поколения. Однако правовая осведомленность только тогда эффективно выполняет свою регулятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической готовностью к их соблюдению. Также нельзя забывать о важной роли школы и средств массовой информации в правовом просвещении и правовой пропаганде несовершеннолетних.
Таким образом, современные условия развития Российского государства и гражданского общества должны быть направлены на повышение уровня правового сознания всех граждан, но при этом особое внимание должно уделяться социально-демографической группе несовершеннолетних. Юношеский возраст является наиболее перспективным для развития социально активной личности и формирования высокой степени адаптации к государственным, политическим, социальным, общественным, управленческим, правовым и другим процессам жизнедеятельности государства. Несовершеннолетние выступают в качестве самостоятельной социально-демографической группы и их правовое сознание необходимо исследовать отдельно от правосознания общества в целом.
Использованный комплексный и системный подход к исследованию несовершеннолетних с общетеоретических позиций как самостоятельной социально-демографической группы позволил выявить следующую специфику формирования их правосознания и сделать определенные выводы.
Во-первых, юношеский возраст особенно важен для формирования мировоззрения, поскольку это период становления личности, когда «созревают» когнитивные, оценочные и установочно-поведенческие компоненты правосознания. Формирование правового сознания в несовершеннолетнем возрасте происходит в условиях общей и правовой социализации личности, в ходе которой несовершеннолетние усваивают основные социально-правовые ценности, нормы, навыки и трансформируют их в будущее поведение.
Во-вторых, правосознание несовершеннолетних имеет свою направленность (от правомерной до противоправной), которая в сознании индивидуумов представляется как гармоничное или противоречивое явление. Полнота восприятия правовых норм и законов зависит от сформированности личности несовершеннолетнего, а именно юридических представлений и убеждений, которые в будущем послужат ему ориентиром для выбора правовой ориентации в поведении.
В-третьих, правосознанию несовершеннолетних свойственны специфические качественные особенности, в соответствии с которыми можно определить направленность правового сознания (положительная, нейтральная, отрицательная, противоречивая), его сформированность (высокая, средняя, низкая, очень низкая) и криминальную устойчивость (достаточная, недостаточная, склонная к противоправному поведению, преступлению).
В-четвертых, в зависимости от направленности правосознания несовершеннолетних его можно рассматривать как интегративное образование трех аспектов: когнитивного, оценочного и установочно-поведенческого, которые выступают его структурными компонентами, определяют мотивы и готовность несовершеннолетних к совершению правовых поступков, накоплению опыта для взрослой жизни.
В-пятых, рассмотренные структурные компоненты направленности правосознания несовершеннолетних позволяют выделить интеллектуальный (логико-нормативный), оценочно-эмоциональный (эмоционально-образный) и поведенческий (принципиально-волевой) критерии его оценки:
интеллектуальный (логико-нормативный) определяется наличием полных и системных знаний о социально-правовых явлениях, пониманием должного, необходимого, справедливого, морали, нравственности, правомерного или противоправного поведения, прав и обязанностей;
оценочно-эмоциональный (эмоционально-образный) включает в себя оценочные суждения по отношению к явлениям правовой действительности, характеризует ценностные ориентации несовершеннолетних и отношение к правовым ценностям, выражает устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний по поводу противоправных явлений, определяет наличие общечеловеческих качеств в области гуманистической ориентации личности (доброта, милосердие, сострадание, сопереживание);
поведенческий (принципиально-волевой) отражает направленность и устойчивость правовой установки несовершеннолетних, характеризует правовое поведение, поступки на основе имеющихся знаний, определяет позитивное (негативное) отношение к обществу, людям, сверстникам, к самим себе, устанавливает моральную ответственность за результаты своей деятельности, соотносит взаимосвязь между законопослушным (противоправным) поведением и его последствиями.
Убеждены, что для формирования позитивного правосознания среди несовершеннолетних требуется активное системное и комплексное взаимодействие государства и общества, перспективная государственная политика в данной области, укрепление социальной активности личности в обществе как залога успешного правового будущего страны. Основные задачи государства должны быть направлены на создание позитивных правовых образов (установок, ценностей, стереотипов) среди несовершеннолетних и поиск новых путей в формировании позитивного правосознания этой категории граждан.
[1] См.: Яровая С. В. Правосознание несовершеннолетних как актуальный объект исследования для отечественной политической науки // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-8. С. 27.
[2] Гранат Н. Л. Указ. соч. С. 382.
[3] См.: Смолова Т. Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 67.
Гилинский Я. И. Криминология : курс лекций. СПб., 2002. С. 131.
[5] См.: Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. СПб., 2002. С. 119, 120.
[6] Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). М., 1979. С. 45.
Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 2001. С. 289.
[8] См.: Васильев В. Л. Юридическая психология : учеб. для вузов. 6-е изд. СПб., 2009.
С. 379.
[9] См.: Кон И. С. Указ. соч. С. 3; Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1992. С. 55; Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. С. 109, 124-126; Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации / под ред. Е. М. Борисовой. М., 1998. С. 145.
[10] См.: Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Международные акты о правах человека : сб. док. М., 1998.
См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сов. юстиция. 1991. № 12-14.
[12] См.: Борисова Н. Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России. М., 2003. С. 13, 14.
См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 05.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
[14]
См., напр.: О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС : закон Рос. Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в ред. от 04.10.2014) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
[15] См.: О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.
[16] См.: Смолова Т. Ю. Указ. соч. С. 70.
[17] См., напр.: Панова О. Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 22.
[18] Кон И. С. Указ. соч. С. 93.
[19]
См.: Петровский А. В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 78.
[20] См.: Якушева И. П. Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования правопорядка // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3. С.
[21] См.: Голубева Л. М. Указ. соч.; Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Фирсова Т. А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2002.
[22] См.: Панова О. Б. Указ. соч.; Раднаева Э. Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации: по материалам Республики Бурятия : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
См.: Схопчик О. Э. Типология правосознания несовершеннолетних // Психологический журнал. 2011. № 3, 4. С. 69.
[23] См.: Панова О. Б. Указ. соч. С. 24.
[24]
[25] См., напр.: Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М., 2010. С. 7.
Разумный В. А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. № 5. С. 21.
[26] См.: Щуркова Н. Е. Указ. соч. С. 46.
[27] См.: Щербакова Н. В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. С. 11.
[28] См.: Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб., 2001. С. 43-49.
[29] См.: Щербакова Н. В. Указ. соч. С. 17.
[30] См.: Узнадзе Д. Н. Указ. соч. С. 190.
[31] Толченкин Д. А. Юридическая техника как средство достижения правопорядка // Юридическая мысль. 2011. № 4 (66). С. 47.
[32] См.: Сапрунов А. Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 122.
|