Современные тенденции развития Российского государства направлены на совершенствование социально-правовой политики и системы государственного регулирования во всех областях жизнедеятельности общества. Одной из приоритетных задач является формирование законопослушного гражданского общества с позитивными правовыми установками, развитым правосознанием и высоким уровнем правовой культуры.
На встрече Президента РФ В. В. Путина с федеральными и региональными омбудсменами, которое состоялось 5 декабря 2014 г. в г. Москве, была отмечена важность поддержания позитивного, созидательного настроя общества, обеспечения пространства свободы для самореализации каждого человека. Особое внимание уделялось вопросам защиты прав детей: говорилось о смещении акцентов в социальной работе государства в сфере защиты детей, о роли родной семьи для ребенка, которая необходима для жизни, роста и воспитания детей[1]. Входе одного из заседаний Совета по противодействию коррупции было подчеркнуто, что неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи - и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе, и в семье[2].
Поэтому несовершеннолетние, как социально-демографическая группа, требуют особой заботы и защиты со стороны государства, и обществу необходимо противостоять распространению среди них криминальных установок, ценностей и противоправного поведения.
Не секрет, что несовершеннолетние осужденные, совершившие уголовные преступления и отбывающие наказание в воспитательных колониях России, находятся в трудной жизненной ситуации, и их правосознание формируется в условиях изоляции от общества. Они относятся к наиболее уязвимой социальной группе общества, которой требуется не только забота всего социума, но и меры целенаправленного государственного воздействия по профилактике противоправного поведения, надлежащее правовое воспитание и особое внимание к данной проблеме со стороны всех членов общества.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[3]: несовершеннолетние осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях, - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - лица до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия) и отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях (ст. 1); государственная политика направлена на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию таких детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности (ч. 1 ст. 4).
По высказанным в науке суждениям, к несовершеннолетним осужденным можно применять аналогичные по смыслу понятия: «трудные подростки (дети)», «дети (подростки) группы риска», «дети-маргиналы».
Так, З. М. Бурнацева отмечает, что трудные подростки - это дети с ненормативным поведением, «трудновоспитуемые», «проблемные», «асоциальные», «педагогически запущенные», «с отклоняющимся поведением», «девиантные» подростки, которым свойственно неприятие общественных норм морали, негативное отношение к учебной деятельности, нежелание подчиняться учителям и родителям[4].
В свою очередь, В. В. Нагаев пишет, что дети (подростки) группы риска - это дети, которым присущ риск возникновения отклонений по сравнению с общепринятыми в обществе нормами: употребление алкоголя и наркотических веществ, токсикомания, воровство, уход из дома, непосещение школы, грубость по отношению к взрослым и сверстникам. А детей-маргиналов он считает наиболее криминально пораженной категорией населения, к которой относятся дети-преступники[5].
своей стороны полагаем, что с таким мнением сложно согласиться, потому что, называя несовершеннолетних осужденных маргиналами или преступниками, общество формирует неприязненное, негативное или пренебрежительное отношение к ним. Как известно, маргинал (от франц. marginal - побочный, на полях) - это человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой[6]. Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в
воспитательных колониях, необязательно ведут себя, как маргиналы, а, скорее, наоборот, - выступают членами социальных групп, криминальных группировок и являются носителями субкультуры.
Также заметим, что сегодня трудные подростки достаточно часто являются носителями криминальной субкультуры, преступный мир кажется несовершеннолетним с противоправным поведением гораздо привлекательнее, чем законопослушное общество, наблюдаются дефекты (деформации) их правосознания, склонность к совершению правонарушений, преступлений.
По этому поводу Т. М. Бабаев и Н. В. Каргина верно отмечают, что криминальная субкультура несовершеннолетних - это образ жизнедеятельности подростков, объединившихся в криминальные группы, в которых действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила
3
поведения, традиции и ценности .
Характерно, что несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основанной на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению правонарушений и преступной деятельности, но и сами становятся проводниками данной субкультуры среди других несовершеннолетних. Вовлекая сверстников в свой круг общения, они, в свою очередь, приобщают их к криминальной субкультуре, пропагандируют криминальный образ жизни, рекрутируют из их среды соучастников для совершения преступлений. Характер преступной деятельности таких групп отличается большой общественной опасностью[7].
Причем большему влиянию криминального окружения поддаются именно те подростки, которым присущи несформированность или искаженность структурных компонентов их правосознания, проявляющихся в отсутствии либо неправильной или недостаточной сформированности правовых установок, убеждений, взглядов и представлений[8].
Нельзя умолчать и о том, что в последние годы среди молодежи динамично развивается криминальная субкультура АУЕ («арестантский устав/уклад един»), которая пропагандирует жизнь по «воровским понятиям». Базовый принцип АУЕ - неподчинение системе власти. Такой принцип, господствующий среди представителей данной субкультуры, несет реальную угрозу Российскому государству и обществу. «Ауешники» (носители криминальной субкультуры АУЕ) не приемлют государство, для них чуждо чувство патриотизма, проявлять его среди них считается неприличным. Официальные законы и нормы права они не признают, им присущи низкие морально-этические, общекультурные и духовные качества личности. Такие понятия, как «мораль», «нравственность», «справедливость», для них явления несовместимые. К примеру, сегодня в Забайкалье криминальная субкультура АУЕ среди несовершеннолетних является одной из главных проблем региона и, как справедливо отметил председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека М. А. Федотов, «ее надо искоренять»[9].
Несомненно, любая криминальная субкультура оказывает негативное влияние на правовые установки и ценностные ориентации несовершеннолетних, не позволяет должным образом формироваться законопослушному поведению, усугубляет имеющиеся деформации личности, способствует снижению уровня их правовых представлений, убеждений и в целом их правовому сознанию. Поэтому необходимо предпринимать меры для борьбы с распространением криминальной субкультуры в обществе, особенно - среди несовершеннолетних осужденных, так как после освобождения из мест лишения они возвращаются в общество и выступают полноправными участниками различных видов правоотношений.
Несовершеннолетние осужденные в условиях воспитательной колонии находятся в промежуточном, пограничном положении (состоянии) среди сверстников-правонарушителей. При этом прежние социальные связи ими практически утрачиваются, а к новым жизненным условиям в исправительном учреждении они до конца еще не приспособились. Значит, условия изоляции от общества - это особые условия, сложная жизненная ситуация, в которой находятся трудные подростки.
Наряду с этим, несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, отличаются ненормативным поведением, им присущи деформации правосознания, отклонения в правовой социализации, которые проявляются в искаженном восприятии правовой действительности, общественных ценностей, отрицании, игнорировании либо пренебрежении нормами права, законами, а формирование новых правовых установок и ценностей происходит в условиях изоляции от общества.
Для изучения специфики правосознания несовершеннолетних, содержащихся в условиях изоляции от общества, исследования структуры их правосознания, выявления имеющихся деформаций личности, установления взаимосвязи искаженного восприятия ими правовой действительности с криминализацией в обществе, а также иллюстрации исследуемой проблематики обратимся вначале к особенностям отправления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а затем - к российской статистике подростковой преступности.
Надо сказать, что при отправлении правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних российский законодатель применяет положения важнейших общепризнанных норм международного права: Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил 1985 г.), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов 1990 г.), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия.
Как отмечается в отдельных документах, в России осуществляется дружественное по отношению к несовершеннолетнему правосудие, гарантирующее уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом норм международного права, возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела[10].
Наряду с этим, к судьям, рассматривающим уголовные дела с участием несовершеннолетних, предъявляются специальные требования. Так, согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки по вопросам не только права, но и педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства[11] [12].
Однако, несмотря на такой подход Российского государства к правосудию в отношении несовершеннолетних, за последние годы качественные характеристики подростковой преступности существенным образом изменились, и не в лучшую сторону. Преступные деяния, совершенные несовершеннолетними, стали отличаться особым цинизмом, жестокостью; для подростков стали характерными высокая агрессивность, насильственность, конфликтность, социальная запущенность, повысилась и степень организованности преступлений, уничтожение или повреждение чужого имущества, убийства подростки стали совершать в основном с прямым умыслом, наметился рост дополнительной криминализации несовершеннолетних в период нахождения в воспитательных колониях.
Для характеристики ситуации с подростковой преступностью рассмотрим изменения количественных и качественных показателей, характеризующих несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных
Л
колониях, за период 2010-2015 гг. .
Так, на 31.12.2015 в уголовно-исполнительной системе насчитывалось 32 воспитательные колонии, что на 30 единиц меньше (- 48 %), чем на 31.12.2010. Количество воспитательных колоний за последние пять лет сократилось практически вдвое, что связано с проводимой реформой уголовно - исполнительной системы в России и гуманизацией наказаний в отношении несовершеннолетних. И, как отмечалось на состоявшемся 06.10.2014 X съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, в воспитательные колонии поступают наиболее криминализированные и педагогически запущенные подростки, поэтому «эгоизм и пренебрежение этикой» - характерные черты для несовершеннолетних осужденных \
По состоянию на 31.12.2015 в воспитательных колониях содержалось 1683 несовершеннолетних осужденных (- 2370 чел., или - 58 % по отношению к 31.12.2010), в том числе лиц мужского пола - 1590 чел. (- 2178 чел., или - 58 %), лиц женского пола - 93 чел. (- 192 чел., или - 67 %).
Количество детей-сирот и детей из семей, лишенных родительского попечения, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, сократилось на 68 %, или 464 чел., и составило 220 чел. (14 % от общего количества несовершеннолетних осужденных на 31.12.2015).
Обратим внимание на следующее обстоятельство: в зависимости от сроков заключения несовершеннолетних в воспитательных колониях наблюдается их явное сокращение:
до двух лет включительно отбывали наказание в 2015 г. 402 чел. (- 428 чел., или -52 % по сравнению с 2010 г.);
свыше двух лет до трех лет - 465 чел. (- 827 чел., или - 64 %);
свыше трех лет до 5 лет - 508 чел. (- 837 чел., или - 62 %);
более 5 лет - 308 чел. (-278 чел., или - 47 %).
Такая тенденция свидетельствует о применении дружественного к детям правосудия, об обеспечении Российским государством приоритета восстановительного подхода2 и охранительной функции по отношению к несовершеннолетним, о должном взаимодействии судов с органами и службами [13] [14] системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о гуманности вынесенных судьями решений и применении мер воспитательного воздействия вместо наказания в виде лишения свободы.
Далее, отметим, что за 2010-2015 гг. в воспитательных колониях отбывали наказание несовершеннолетние осужденные, совершившие различные виды преступлений: за убийство отбывали наказание в 2015 г. 170 чел. (- 145 чел., или
46 % по сравнению с 2010 г.), доля в общем количестве преступлений - 10 %; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 187 чел. (- 286 чел., или - 60 %), доля в общем количестве - 11 %; за изнасилование - 134 чел. (- 128 чел., или
49 %), доля в общем количестве - 8 %; за разбой и грабеж - 459 чел. (- 972 чел., или - 68 %), доля в общем количестве - 27 %; за кражу - 279 чел. (- 572 чел., или
67 %), доля в общем количестве - 17 %; за иные виды преступлений - 454 чел. (- 267 чел., или - 37 %), доля в общем количестве - 27 %.
По состоянию на 31.12.2015 в воспитательных колониях отбывало наказание 27 % несовершеннолетних за совершение преступлений по ст. 161 «Грабеж»; ст. 162 «Разбой» Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ); 17 % по ст. 158 «Кража»; 11 % по ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»; 10 % по ст. 105 «Убийство», 8 % по ст. 131 «Изнасилование», ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера, 27 % - за иные виды преступлений (ст. 112, 116, 163, 166, 167, 228 УК РФ).
Заметим, что несмотря на сокращение численности несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, наблюдается укоренение агрессии и жестокости в сознании подростков, наличие умысла при совершении преступлений, заранее спланированного плана преступной деятельности, распространение педагогической и социальной запущенности, нежелание раскаиваться за совершенные противоправные поступки, исправляться в местах лишения свободы и осознавать сущность причиненного вреда обществу.
Также наблюдается увеличение количества несовершеннолетних осужденных, имевших ранее условную судимость или наказание в виде обязательных и исправительных работ (37 % от общего количества)[15]. Данный факт говорит о развитии детерминант противоправного поведения в правосознании трудных подростков, имеющихся отклонениях в правовом поведении, наличии деформаций личности, связанных с восприятием социальноправовой действительности.
Рассмотрев и проанализировав некоторые особенности отправления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и официальные данные Федеральной службы исполнения наказаний о подростковой преступности за 2010-2015 гг., можно сделать следующий вывод.
Сегодня в воспитательных колониях РФ содержатся наиболее криминализированные, педагогически и социально запущенные подростки, которым свойственно ненормативное поведение, деформации личности, отклонения в правовой социализации, пренебрежительное отношение к праву, неуважение к законам. Поэтому имеется настоятельная необходимость исследования структурных особенностей и специфики правосознания
несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции от общества в целях не только научного анализа проблемы, но и вывода ее в практическую плоскость.
Правосознание, являясь ключевым компонентом права, можно назвать зеркальным отражением правовой действительности, в свою очередь, реализующейся в форме юридических знаний и оценочных отношений к законам, а также социально-правовых установок и ценностных ориентаций, которые регулируют поведение в юридически значимых ситуациях. Формирование и развитие указанных установок и ориентаций несовершеннолетних происходит в период их правовой социализации. На наш взгляд, под правосознанием несовершеннолетних осужденных следует понимать особую форму
общественного сознания, которая формируется в условиях изоляции от общества и представляет отношение подростков к нормам права, законам, правомерному (противоправному) поведению, правопорядку и законности,
правовой действительности, влияет на самоопределение в правовом пространстве.
Особенностью правосознания несовершеннолетних осужденных является то, что они обладают психическими отклонениями, им свойственно недостаточное количество правовых начал личности: несформированность, неустойчивость или искаженность существующих представлений, знаний, идей, взглядов, настроений и эмоций о системе права, реальной правовой действительности, законности и правопорядке. Надо помнить всегда, что еще в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение подростков. Формирование данных качеств происходит в процессе общения и активного взаимодействия со сверстниками[16].
Правовая зрелость несовершеннолетних осужденных как субъекта права проявляется в осознании подростками происходящей социально-правовой действительности и поведенческой реакции на различные субъективные и объективные факторы, которые основываются на личностных установках и ожиданиях. Поэтому правовое сознание несовершеннолетних, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, имеет свою структуру, которая позволяет выявить мотивы противоправного поведения, определить закономерности правового поведения.
Обратимся к высказанным в науке точкам зрения по этому вопросу. Так, по мнению Р. Ф. Степаненко, на структуру правосознания оказывает влияние собирательный образ осужденных, который аккумулирует в себе негативизм внешних (политических, политико-правовых, социально-экономических, идеологических) и внутренних (социально-психологических, физиологических, духовно-культурных) трансформаций, связанных с утратой должных позиций по отношению к праву. Безразличие, незнание, нежелание или же неспособность следовать и придерживаться стереотипов, а также моделей должного поведения несовершеннолетними осужденными, оказываются доминирующими по отношению ко всей системе права[17]. Противоправный образ жизни, который вели трудные подростки до совершения преступления, продолжает и дальше укореняться и развиваться в местах лишения свободы в их сознании.
Е. И. Курлаева подчеркивает, что сфера направленности правосознания включает логико-нормативный, эмоционально-образный и принципиальноволевой блоки, а также в качестве самостоятельных сфер исследования правосознания выделяет сферу опыта социально-правовой активности и сферу мотивации в сфере права, подразделяющуюся на мотивацию позитивную и негативную[18].
В свою очередь, Е. А. Певцова считает, что правовое сознание несовершеннолетних необходимо рассматривать как систему, состоящую из трех крупных сфер, каждая из которых имеет свои подсистемы и элементы: а) сфера направленности (регулятивная) - эта сфера ведущая, определяет уровень правосознания и правовой культуры и состоит из трех самостоятельных блоков (компонентов): логико-нормативного, эмоционально-образного и принципиальноволевого; б) сфера правового опыта - позволяет оценить имеющий опыт в различных сферах жизнедеятельности; в) сфера мотивации - определяет мотивы и
3
стереотипы поведения .
А. Р. Ратинов, исследуя особенности правосознания несовершеннолетних, выделяет три основных функциональных компонента (интеллектуальный, эмоциональный, волевой), каждый из которых выстраивается на основании соответствующей деятельности (познавательной, оценочной, регулятивной). Интеллектуальный компонент соответствует познавательной деятельности, эмоциональный - оценочной деятельности, а волевой компонент - регулятивной деятельности[19]. К сожалению, сферу опыта и мотивации в структуре правосознания несовершеннолетних автор не рассматривает.
По мнению В. М. Сапогова, правосознание воспитанников колонии состоит из основных блоков функциональных компонентов структуры: логиконормативного (когнитивного), эмоционально-образного и
принципиально(поведенческо)-волевого[20].
С учетом высказанных мнений представим и свой вариант подхода к исследуемой проблематике.
Логико-нормативная сфера правосознания несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии, обусловлена массивом правовой информации, уровнем знания правовых предписаний и юридического мышления. Среди критериев, влияющих на эту область их правосознания, можно особо выделить информированность в сфере права, его понимание, вербальную активность в определенных законодательством ситуациях.
Эмоционально-образный компонент правового сознания воспитанников колонии отличается развитием правового чувства как своеобразной формы отражения действительности, а именно субъективного отношения несовершеннолетнего осужденного к праву. Развитие правового чувства происходит только комплексно, системно, одновременно с формированием иных социальных чувств несовершеннолетних в колонии. Стоит выделить такое понятие, как «чувство ценности права» как предмет познавательной деятельности несовершеннолетних, результаты которой находят отражение в виде оценок в сознании воспитанников.
Принципиально-волевой компонент правосознания несовершеннолетних осужденных самым непосредственным образом влияет на их поведение, его основными характеристиками являются активность, степень усвоения принципов и требований права, убежденность в его верности его предписаний, готовность воплощать требования права в жизнь. Образцы поведения персонала, других воспитанников, поначалу внешние по отношению к субъекту - несовершеннолетнему осужденному - постепенно становятся внутренними, интериоризированными нормативами действий.
При этом нельзя забывать и о важности исследования сферы мотивации, которая обеспечивает правосообразный образ жизни и отличается побудительным, направляющим и организующим влиянием на поведение воспитанников и сферу опыта, которая расценивается как совокупный итог их общей деятельности, а также и отдельных ее элементов.
Считаем продуктивным при исследовании структуры правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях придерживаться позиций Е. А. Певцовой и В. М. Сапогова, поскольку предлагаемая ими характеристика особенностей содержания правосознания ориентирована на важные структурные элементы сфер правосознания (направленности, мотивации и социально-правового опыта).
Сферу направленности правосознания осужденных следует при таком подходе рассматривать как составляющую трех компонентов, или блоков: логиконормативного, эмоционально-образного и принципиально-волевого. Рассмотрим составляющие компоненты сферы направленности правосознания несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях; они являются ведущими в формировании правосознания.
Сфера направленности правосознания несовершеннолетних осужденных состоит из трех компонентов, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет индивидуальную функцию.
Логико-нормативный компонент. Выполняет познавательную или когнитивную функцию и является показателем развития правосознания. Для исследования состояния данного компонента правосознания у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, необходимо определить объем правовой информированности, уровень юридического мышления, глубину юридических знаний. Следует выяснить, насколько несовершеннолетние понимают требования законодателя и суть правовых явлений и процессов, умеют анализировать, сопоставлять их с требованиями законодателя и делать на основе этого выводы и умозаключения.
По этому поводу Е. И. Курлаева пишет, что логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания характеризуют правовая информированность, знание и понимание права, широта кругозора и так называемое вербальное поведение (поведенческая готовность). Особое внимание при формировании правосознания следует уделять развитию правовых знаний о социальной природе права и его принципов, о действующем законодательстве[21].
Заметим со своей стороны, что необходимым условием и основой формирования и функционирования логико-нормативного компонента правосознания несовершеннолетних выступает правовая информированность. Такой посыл находит свое подтверждение конкретно-социологическими исследованиями правосознания несовершеннолетних, проведенными Е. А. Певцовой в г. Москве, а также в Московской, Архангельской, Пензенской,
Л
Пермской, Рязанской, Вологодской, Ростовской, Челябинской областях .
Критериями оценки состояния логико-нормативного компонента выступают правовая информированность, правовые знания, понимание норм права.
Эмоционально-образный компонент. Выполняет оценочную функцию в правосознании, так как несовершеннолетними осужденными осуществляется процесс оценки права, механизм его реализации и поведение субъектов правоотношений. Они соотносят или сопоставляют свое поведение с поведением иных субъектов (родителей, учителей, сотрудников воспитательных колоний, друзей-сверстников) с позиции соответствия их требованиям норм действующего законодательства. Модели поведения субъектов входят в круг их постоянного взаимодействия.
Большую роль в формировании эмоционально-образного компонента правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, играют правовые эмоции, которые определяют их чувственное отношение к праву в форме либо позитивных, либо негативных переживаний. В правовых эмоциях выражаются взгляды несовершеннолетних на правовое регулирование, юридическую практику, осуществляется их оценка.
Эмоционально-образный компонент обусловлен развитием правового чувства как своеобразной формы отражения действительности, в котором находит свою реализацию субъективное отношение несовершеннолетних осужденных к праву. Правовое чувство развивается системно, в комплексе с формированием иных социальных чувств индивида. Появляющееся при этом «чувство ценности права» становится выражением предмета познавательной деятельности воспитанников, отражая ее результаты в сознании в виде оценок[22].
Критериями оценки эмоционально-образного компонента правосознания несовершеннолетних осужденных выступают: отношение к праву в виде переживаний (позитивных или негативных), осмысление ценности права, уважение к праву, отношение к законам.
В порядке небольшого отступления с позиций общей теории права следует отметить, что сегодня право выступает опосредующим звеном в системе социальных, нормативных и идеальных элементов человеческого поведения, с помощью права достигается необходимый уровень требований к действиям и поступкам, поэтому право должно оцениваться несовершеннолетними осужденными как истинный путь познания окружающей действительности, как нормативный регулятор жизнедеятельности всего общества в государстве.
Справедливо считает Г. В. Мальцев, когда пишет, что «право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения»[23].
Относительно несовершеннолетних осужденных важно подчеркнуть, что они должны понимать, что право - это элемент цивилизации, важнейшая ценность общества, поэтому следует формировать должное отношение к нему, правильно определять его ценность и воспринимать как благо, а также помнить, что «все жизненные блага человек добывает только в государстве»[24].
Принципиально-волевой компонент. Выполняет поведенческую функцию правосознания и является результатом сложившейся оценочной установки и убеждений. Критериями оценки данного компонента может выступать поведение несовершеннолетних осужденных: активность социально-правовой жизни, степень усвоения принципов и требований права, убежденность в предписаниях норм, готовность реализовывать требования законов в жизни.
Система внутренних убеждений несовершеннолетних осужденных должна сводиться к полезности поведения, нормативности поступков, желанию заимствовать позитивное поведение от сотрудников воспитательной колонии, педагогов, пониманию авантажа законопослушного поведения. Убеждения подростков при этом должны представлять единство рационально мотивированных суждений и чувства уверенности в их правильности, обоснованности. Система правовых убеждений несовершеннолетних образует их ценностную ориентацию[25] и является важным компонентом поведенческой сферы личности, к которой относится принципиально-волевой компонент правосознания.
Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, должны уметь воспринимать и оценивать правовой объект должным образом и действовать в соответствии с данной оценкой. Отношение к праву у подростков может быть как положительным, так и отрицательным, а правовая установка в восприятии и оценивании правовых явлений может иметь деформации, поэтому у несовершеннолетних осужденных необходимо формировать сверхпрочные установки на законопослушный образ жизни, иначе в их сознании не произойдет переосмысления жизненных ценностей.
Из имеющихся у подростков знаний о праве, законах, оценок того или иного объекта и принципиально-волевых поступков складывается правовое поведение, которое тесно связано с нормативным поведением, но полностью не совпадает с ним.
В этом плане сошлемся на мнение В. Н. Кудрявцева о том, что правовое поведение выходит за рамки нормативного, так как оно охватывает нарушения правовых требований, содержащихся в обязывающих и запрещающих нормах. В смысле соответствия юридическим нормам только правомерное поведение является поведением нормативным. Противоправное же поведение есть антинормативное, несмотря на то что в некоторых случаях оно может отражать нормы социальных групп, не имеющие правового характера. Таким образом, правовое поведение включает в себя как норму, так и патологию поведения в сфере права, то есть все виды человеческого поведения, влекущего юридические последствия[26].
Поведенческая активность несовершеннолетних осужденных является результатом влияния совокупности факторов: интеллектуального,
эмоционального и волевого. Принципиально-волевой компонент аккумулирует взаимосвязь подростков с окружающей средой и удовлетворяет их социальноправовые потребности в практической деятельности. Формирование данного компонента у несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, происходит в процессе образовательной деятельности при усвоении учебных курсов «Обществознание», «Право», на которых они приобретают основные правовые знания и представления, познают сущность правоотношений (гражданских, трудовых, уголовных, семейных, жилищных), соотносят полученные знания с правовой действительностью.
На основе эмоциональной формы отражения правовой информации в волевом поведении несовершеннолетних осужденных происходит избирательное реагирование, которое зависит от индивидуально-психологических особенностей личности и ее направленности.
Надо заметить, что еще в середине прошлого столетия С. Л. Рубинштейн указывал на отсутствие противопоставления волевых процессов интеллектуальным и эмоциональным. Все эти составляющие - интеллект, чувства, воля - связаны, поэтому, один и тот же процесс можно назвать и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым[27].
В то же время, несмотря на связь интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, воля обладает самостоятельным значением, которое выражается в способности самоопределения. Об этом говорил И. М. Сеченов, подчеркивая, что «так как человек волен поступать согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, значит, между ними и поступком должна стоять особая свободная
л
сила, которая называется волей» . Следовательно, волевой поступок (акт воли) - это принятие решения, способность к самоопределению, некоторая ориентация сознания индивидуума.
На волевой акт несовершеннолетнего осужденного, отбывающего наказание в условиях изоляции, оказывает решающее воздействие осознание правового долженствования и оценка последствий противоправности совершаемых поступков. Ориентация сознания подростка должна быть направлена на общепринятые в обществе морали, ценности, нормы права, социальные явления, с учетом принципов нравственности, духовности и нормативности поведения субъекта в социуме, тогда начнет создаваться такая модель поведения личности, которая будет способна ломать негативные стереотипы мышления, снижать воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
В продолжение, изучив структурные особенности сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, полагаем целесообразным перейти к исследованию сферы мотивации и правового опыта.
Начнем с замечания о том, что сфера мотивации правосознания несовершеннолетних осужденных имеет побудительное и направляющее значение, постоянно находится в динамике и полностью отражает потребности, цели, намерения, стремления, интересы, жизненные позиции, планы, страх перед наказанием за несоблюдение законов (или его отсутствие).
По мнению Е. А. Певцовой, мотивы, как и цели, выступают основополагающими признаками поведения личности и выражаются в осознанных побуждениях к действиям. Выработка мотивов происходит в процессе осознания определенных потребностей и подвержена влиянию внешних и внутренних факторов. Важную роль в мотивации играют требования, содержащиеся в правовых нормах, условиях правовой жизни, и потребности, опосредованно осознающиеся наряду с объектом и преломляющиеся через внутреннюю среду личности[28].
Д. И. Провалинский считает, что мотив побуждает несовершеннолетних к деятельности (правомерной или неправомерной), удовлетворяя при этом их определенные потребности. Мотивация правового поведения зависит от внутренних психических качеств личности и внешних социальных, культурных факторов, влияющих на поведение человека[29] [30].
Когда субъект формирует мотив своего будущего противоправного поступка, он понимает, что вступает в противоречие с законом, отмечает Ю. К. Погребная. Однако мотивация чаще всего сильнее страха перед законом. Перед формированием криминальной мотивации в сознании будущего преступника происходят сложные психические процессы, обусловленные необходимостью удовлетворить собственные потребности, влечения, выйти из сложных жизненных ситуаций (например, приобрести авторитет среди
-5
сверстников, незаконно обогатиться) .
Со своей стороны добавим, что мотивы, цели, намерения и стремления несовершеннолетних осужденных связаны с волей, и все вместе они определяют их правовые поступки. Логически все мотивы и цели связаны друг с другом и представляют собой единую целостную систему, которая посредством человеческих потребностей выражается в осознании или обосновании того, ради чего должна вестись та или иная деятельность.
Основными критериями, характеризующими сферу мотивации правосознания несовершеннолетних осужденных, могут выступать: соблюдение законов, страх или его отсутствие перед наказанием, боязнь осуждения со стороны социальных групп (сверстников, педагогов, родных и близких), выгода поведения (личная, материальная), цели в достижении благ.
В свою очередь, сфера социально-правового опыта правосознания несовершеннолетних осужденных позволяет судить об активности личности, участии подростков в жизнедеятельности общества. Социально-правовой опыт несовершеннолетних может быть как позитивным, так и негативным или отсутствовать совсем, а новый правовой опыт несовершеннолетние осужденные получают в процессе правовой социализации в условиях воспитательной колонии.
Как верно считают некоторые авторы, у несовершеннолетних осужденных наблюдается недостаточность опыта взаимодействия с окружающим миром, обусловленная возрастом, что приводит к появлению противоречий в неустойчивом сознании и возникновению асоциального поведения. Следует говорить о наличии у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, криминального или антисоциального опыта, который надо расценивать как детерминанту подростковой преступности[31].
В этом плане В. Н. Кудрявцев отмечает, что негативный опыт осужденных в криминальной сфере связан с наличием проблем с законом среди их родственников и знакомых осужденных. Как правило, большое влияние на опыт осужденных оказывает социальная среда, в частности близкие и значимые люди, их противоправный образ жизни и мировоззрение[32].
У несовершеннолетних осужденных в основном наблюдается негативное отношение к нормам права, законам, правомерное поведение воспринимается и усваивается ими плохо, а образ жизни, опыт лиц, нарушающих закон (родственников, друзей-сверстников и знакомых), им кажется привлекательным и весьма доступным. Социально-правовой опыт формируется в процессе жизнедеятельности несовершеннолетних, основывается на имеющихся воззрениях и установках, выступает результатом деятельности, которая, с точки зрения подростков, наиболее полезна (бесполезна), важна (неважна), нужна (не нужна) в практической жизни. Приобретается социально-правовой опыт в процессе непосредственного или практического взаимодействия индивида с социально-правовой реальностью общества. Поведенческие позиции и готовность несовершеннолетних к определенной модели правового поведения базируются и находятся в тесной взаимосвязи именно с социально-правовым опытом, считает Ю. И. Жегусов[33].
Составными элементами сферы правового опыта правосознания несовершеннолетних, по мнению Е. А. Певцовой, являются правоположения, то есть достаточно устоявшиеся предписания общего характера, которые аккумулируют социальные ценности и стабильные стороны практической деятельности. Правовой опыт учащихся в образовательных учреждениях приобретается при составлении отдельных видов юридических документов (например, заявлений, простых письменных доверенностей, апелляций). Формированию правового опыта будут способствовать умения анализировать тексты нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника, налогоплательщика, при этом следует обратить внимание на использование полученных знаний для выбора правомерного способа поведения[34].
Полагаем, что критериями оценки сферы социально-правового опыта правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, могут выступать: наличие (отсутствие) опыта, социально-правовая активность (реализация прав и свобод, применение норм права, участие в жизнедеятельности общества).
Безусловно, любые изменения, происходящие во внешней или внутренней среде общества, отдельной социально-демографической группе, сказываются на особенностях формирования личности, состоянии и уровне развития правосознания несовершеннолетних. Все структурные элементы правосознания несовершеннолетних осужденных (сферы направленности, мотивации и опыта) взаимосвязаны и взаимозависимы. Главную, ведущую роль в процессе правовой социализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, необходимо отводить изучению сферы направленности правосознания.
В результате исследования специфических и структурных особенностей правового сознания несовершеннолетних, отбывающих наказание за совершение преступлений, возможно сделать следующие выводы.
Правосознание несовершеннолетних осужденных представляет собой особую форму общественного сознания, которая характеризует отношение подростков к нормам права, законам, правомерному (противоправному) поведению, правопорядку и законности, происходящей правовой действительности, влияет на самоопределение в правовом пространстве. Формирование правовых установок и ценностей происходит в условиях изоляции от общества.
Условия изоляции от общества - это особые условия, сложная жизненная ситуация, в которой находятся трудные подростки в период отбывания наказания в условиях изоляции от общества.
Несовершеннолетние осужденные наиболее криминализированные,
педагогически и социально запущенные подростки, им свойственно ненормативное поведение и деформации личности. Их правосознанию присущи следующие специфические особенности: отклонения в правовой социализации; искаженное восприятие правовой действительности, общественных ценностей; отрицание, игнорирование либо пренебрежение нормами права, законами.
Правосознание несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, имеет структурные особенности. Структура правосознания несовершеннолетних осужденных представляет собой
совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: сферы направленности, мотивации и опыта.
Сфера направленности состоит из логико-нормативного, эмоциональнообразного и принципиально-волевого компонентов и является ведущей в формировании и развитии правосознания. Составляющие компоненты сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных обеспечивают способность или неспособность индивидуумов к самоопределению в правовом пространстве и выступают основой сфер мотивации и опыта.
Сфера мотивации - совокупность движущих сил правового поведения несовершеннолетних осужденных, побуждение к действиям как правомерным, так и противоправным, которые вызывают активность личности в достижении определенной цели; мотивация поддерживает социально-правовую активность личности и влияет на направленность правового сознания.
Сфера социально-правового опыта - это опыт несовершеннолетних осужденных, который они приобрели на основе имеющихся у них знаний, умений, представлений о нормах права и непосредственного или практического взаимодействия с социально-правовой реальностью общества, собственного отношения к явлениям правовой действительности и при совершении правовых поступков.
Таковы характеристики правового сознания несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, включающие в себя специфические и структурные особенности.
[1] См.: Встреча с федеральными и региональными омбудсменами. URL: http://www. kremlin.ru/events /president/transcripts/47179 (дата обращения : 09.04.2015).
См.: Заседание Совета по противодействию коррупции. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51207 (дата обращения : 14.08.2016).
[3] Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
[4]
См.: Бурнацева З. М. Нравственное воспитание современных трудных подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 9.
[5] См.: Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2015. С. 32, 36, 37.
См.: Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание : учебник для 11 класса. 11-е изд. М., 2010. С. 172.
См.: Бабаев Т. М., Каргина Н. В. Юридическая психология : учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. «Психология». М., 2010. С. 60.
[7] См.: Денисов Н. Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.
[8] См.: Долгова А. И. Указ. соч. С. 46, 47.
[9] Журбин М. Садитесь, дети // Русская планета [сайт]. URL: http://chita.rusplt.ru/index/ sadites-deti-20894.html (дата обращения : 20.04.2016).
[10] См. подробнее: Обзор судебной практики по результатам изучения рассмотренных в 2014 году судами Нижегородской области в порядке главы 50 УПК РФ уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними : утв. Президиумом Нижегород. обл. суда 15 апреля 2015 г. // Бюл. Нижегород. обл. суда. 2015. № 3-4; О формировании дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации : постановление Президиума Совета судей Рос Федерации от 1 декабря 2014 г. № 427 // СПС «Консультант Плюс»; О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
[11] См.: О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 02.04.2013) // Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2011. № 4.
[12] См.: Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http://фсин.рф/stmcture/mspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения : 21.08.2016)
[13] См.: ФСИН: за пять лет число осужденных подростков в колониях сократилось в пять раз // Государственное информационное агентство России «ТАСС». Новости: Общество. URL: http://tass.ru/obschestvo/1489033 (дата обращения : 21.08.2016)
[14] См. подробнее: Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32. Ст. 4557.
[15] См.: Деятельность воспитательных колоний. URL: http://фсин.рф/structure/social/vosp %20kolonii/ (дата обращения : 24.08.2016)
[16] См.: Нагаев В. В. Указ. соч. С. 34.
[17] См.: Степаненко М. Ф. Особенности правового сознания и правовой культуры маргинальной личности // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегород. академии МВД России. 2013. № 24. С. 27.
См.: Курлаева Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17, 23.
См.: Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты). С. 10, 13, 36, 37.
[19] См.: Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования //
Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 209, 210.
[20]
См.: Сапогов В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : монография. Псков, 2010. С. 107, 108, 111, 112, 119.
[21] См.: Курлаева Е. И. Указ. соч. С. 23.
См.: Певцова Е. А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся : монография. М., 2006. С. 251.
[22] См.: Певцова Е. А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся. С. 270.
[23] Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 7.
[24] Юнусов А. А., Юнусов Э. А. Права человека, национальные отношения и федерализм в Российской Федерации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-2. С. 319.
[25] См.: Правовое воспитание молодежи / Н. И. Козюбра [и др.]. М., 1985. С. 120.
[26] См.: Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 37.
[27] См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 506.
у
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
С. 167.
[28] См.: Певцова Е. А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся. С. 296.
[29] См.: Провалинский Д. И. Мотивация как элемент механизма реализации правовых стимулов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 114, 116.
[30] См.: Погребная Ю. К. Указ. соч. С. 63.
[31] См., напр.: Скрипченко Н. Ю., Симонова Н. Н., Корнеева Я. А. Правосознание несовершеннолетнего преступника // Криминологический журнал Байкал. гос. ун-та экономики и права. 2014. № 2. С. 19, 21.
[32] См.: Кудрявцев В. Н. Уровень и особенности правового сознания преступников // Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1985. С. 353.
См.: Жегусов Ю. И. Влияние криминализации общества на правосознание учащейся молодежи: по материалам Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2006. С. 11, 12.
[34] См.: Певцова Е. А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся. С. 303.
|