Четверг, 28.11.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Сравнительная характеристика правосознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков: социолого-правовой подход

Как уже отмечалось, правосознание является объектом исследования многих общественных наук: юриспруденции, педагогики, психологии, социологии, философии, и в каждой из них сформировались свои подходы к изучению данного феномена. Думается, что в рамках настоящего общетеоретического исследования научный интерес вызывает социология права, которая способна самым серьезным образом обогатить юриспруденцию, оказать помощь в решении проблем, возникающих перед правовой системой. По верному замечанию Е. Н. Салыгина, социолого-правовые доктрины расширяют познавательные границы традиционного в юридической теории и практике позитивистского подхода к праву, наметить новые для современной науки перспективы исследований. Теории права и правовой системы, принятые в социологии, базируются на более общих концепциях социальных систем, включая в них наряду с правом культуру, экономику, политику, другие общественные подсистемы[1].

Надо заметить, что зарубежные ученые также отмечают ценность социологии права в исследовании правовых явлений, рассматривая право как целостное, генерализованное взаимодействие, не только организуемое посредством государственно-властных предписаний, но и существующее в качестве интегрированной формы общественной жизни, которую составляют определенные социальные структуры и процессы. Изменения в праве зависят от правовых коммуникаций, локализованных в профессиональных группах судей, юрисконсультов, законодателей, ученых-юристов и публицистов, имеющих самое непосредственное отношение к созданию и толкованию права[2].

Исследуя влияние социальных конфликтов на девиантное поведение, американский социолог Дональд Блэк сделал такой вывод: «Право - это государственный социальный контроль»[3] [4] [5]. Он считал, что перспективные направления эмпирических социолого-правовых исследований позволяют очень точно охарактеризовать основные правовые процессы и создать в результате интеллектуальную основу для того, чтобы нивелировать в правовой социологии

- 3

разрыв между теорией и исследованиями .

В свое работе при проведении с позиций общей теории права комплексного и системного исследования правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, был применен именно социолого-правовой метод. В целях достижения цели и решения поставленных задач, а также получения необходимых результатов и выявления эффективных средств воздействия на правосознание этой категории проводилось сравнение правосознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков, обучающихся в старших классах общеобразовательных школ, поведение которых можно было охарактеризовать как правомерное, а образ жизни - как законопослушный .

При этом было учтено, что наиболее предпочтительным для респондентов видом исследования является анкетирование, так как оно позволяет получить точные и достоверные данные об объекте исследования. Как известно, анкетирование - опосредованный сбор информации в форме ответов на вопросы анкеты (опросного листа)[6].

Подборка вопросов и вариантов ответов опросного листа для респондентов основывалась на известных научных теориях изучения феномена правового сознания в обществе, специфике правосознания несовершеннолетних, структурных особенностях правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Цель исследования - получение данных об уровне правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, и сравнение полученных показателей с правосознанием законопослушных подростков.

Отметим, что социолого-правовое исследование правосознания несовершеннолетних проводилось в четыре этапа:

а) подготовительный - формулировка вопросов и вариантов ответов опросных листков;

б) сбор информации - проведение опросов респондентов в воспитательных колониях РФ и общеобразовательных учреждениях;

обобщение результатов - анализ и обобщение эмпирического материала;

формулирование выводов по проблеме исследования и разработка предложений, рекомендаций.

Анкетирование несовершеннолетних осужденных проводилось в 2015 году в восьми федеральных округах Российской Федерации, где функционируют воспитательные колонии для несовершеннолетних:

Дальневосточный федеральный округ - Биробиджанская ВК (г. Биробиджан, Еврейская автономная область);

Приволжский федеральный округ - Пермская ВК (с. Гамово, Пермский район, Пермский край), Стерлитамакская ВК (с. Бельское, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан);

Северо-Западный федеральный округ - Архангельская ВК (п. Талаги, Приморский район, Архангельская область), Колпинская ВК (г. Санкт-Петербург);

Северо-Кавказский федеральный округ - Кизилюртовская ВК (г. Кизилюрт, Республика Дагестан);

Сибирский федеральный округ - Мариинская ВК (г. Мариинск, Кемеровская область), Канская ВК (г. Канск, Красноярский край), Томская ВК № 2 для девушек (г. Томск, Томская область);

Уральский федеральный округ - Кировоградская ВК (г. Кировоград, Свердловская область), Тюменская ВК (п. Винзили, Тюменский район, Тюменская область);

Центральный федеральный округ - Новооскольская ВК для девушек (г. Новый Оскол, Белгородская область), Бобровская ВК (г. Бобров, Воронежская область), Шаховская ВК (п. Шахово, Кромской район, Орловская область), Алексинская ВК (г. Алексин, Тульская область);

Южный федеральный округ - Белореченская ВК (п. Заречный, Белореченский район, Краснодарский край), Азовская ВК (г. Азов, Ростовская область).

Общее число несовершеннолетних осужденных, принявших участие в исследовании, составило 979 человек, в том числе юношей - 893 (91,2 %), девушек - 86 (8,8 %).

По возрастным категориям несовершеннолетние осужденные

распределились следующим образом: в возрасте 14 лет - 20 осужденных (2 %), 15 лет - 37 осужденных (3,8 %), 16 лет - 209 осужденных (21,3 %), 17 лет - 546 осужденных (55,8 %), 18 лет - 167 осужденных (17,1 %), из которых:

юноши в возрасте: 14 лет - 20 чел., 15 лет - 37 чел., 16 лет - 193 чел., 17 лет - 498 чел., 18 лет - 145 чел;

девушки в возрасте: 16 лет - 16 чел., 17 лет - 48 чел., 18 лет - 22 чел.

Социолого-правовое исследование правосознания законопослушных

подростков проводилось в 2016 г. В качестве законопослушных подростков были выбраны учащиеся 9-11-х классов муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Л. И. Малякова» (г. Псков, Псковская область), поведение которых, по мнению администрации и педагогов образовательного учреждения, являлось правомерным.

Общее количество законопослушных подростков, принявших участие в исследовании, составило 118 чел., в том числе юношей - 65 чел. (55,1 %), девушек - 53 чел. (44,9 %).

По возрастным категориям учащиеся старших классов распределились следующим образом: в возрасте 14 лет - 4 чел. (3,4 %), 15 лет - 46 чел. (39 %), 16 лет - 39 чел. (33,1 %), 17 лет - 23 чел. (19,5 %), 18 лет - 6 чел. (5,1 %), из которых:

юноши в возрасте: 14 лет - 4 чел., 15 лет - 33 чел., 16 лет - 29 чел., 17 лет - 18 чел., 18 лет - 2 чел;

девушки в возрасте: 15 лет - 13 чел., 16 лет - 10 чел., 17 лет - 5 чел., 18 лет - 4 чел.

Принималось во внимание то обстоятельство, что в зависимости от влияния различных объективных и субъективных факторов уровень правового сознания может быть высоким или низким. Анализ социальных факторов и их взаимосвязи с показателями правосознания позволяет учитывать степень влияния объективных и субъективных факторов на уровень правосознания.

Вначале охарактеризуем те социальные факторы, которые повлияли на правосознание несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Среди основных социальных факторов рассмотрим следующие: состав семьи, уровень образованности, уровень обеспеченности, наличие (отсутствие) судимостей.

Из общего количества 53,6 % несовершеннолетних осужденных имеют родителей (у них есть мать и отец), 5,2 % не имеют родителей, 33,5 % не имеют отца, 4,6 % не имеют матери, 3,1 % воспитывались в детском доме (интернате). Практически половина несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполных семьях, где не было отца или матери, но имелись братья или сестры (70 %). Состав семьи очень важен для воспитания полноценной личности, ведь в неполной семье чаще наблюдается дефицит воспитательного воздействия со стороны близких, что существенно сказывается на психических особенностях подростков и способствует появлению отклонений в их поведении.

Большая часть респондентов приходится на лиц в возрасте от 16 до 18 лет (94,2 %), но, несмотря на это, неполное среднее образование (9 классов) получили всего лишь 60,9 % несовершеннолетних осужденных и при этом многие из них находились на индивидуальных программах обучения и систематически самовольно не посещали школы. Результаты исследования показали, что в школе вообще не учились 2,9 % несовершеннолетних осужденных, имеют образование 4 класса (начальная школа) - 12,5 %, неполное среднее образование (9 классов) - 60,9 %, полное среднее образование (11 классов) - 6 %, некоторые участники опроса отметили, что имеют иное образование (например, 6 классов, 7 классов, 8 классов) - 17,7 %.

Оценивая уровень обеспеченности семей и самих несовершеннолетних осужденных, которые проживали отдельно от родителей или воспитывались в детских домах (интернатах), можно прийти к следующему выводу.

Так, 70,3 % подростков воспитывались в благополучных семьях, 29,7 % - в неблагополучных семьях или детских домах (интернатах). Проживали совместно с родителями 70,9 % несовершеннолетних осужденных, с близкими

родственниками - 8,8 %, у знакомых - 5,2 %, в детском доме (интернате) - 9 %, на улице - 6,1 %.

Большая часть подростков до совершения уголовного преступления проживали совместно с родителями в благополучных семьях, поэтому возможно говорить о проблемах в воспитании несовершеннолетних, нехватке внимания и отсутствии должного контроля со стороны взрослых. Родители и близкие знакомые подростков не имеют в своих семьях здорового моральнопсихологического климата, у них отсутствует позитивное правосознание[7] [8].

Интересным представляется факт, касающийся материальных (денежных) средств, на которые существовали несовершеннолетние осужденные до совершения преступлений. Так, только на средства родителей жили 45,8 % осужденных, на доходы, полученные законным путем (например, работа по трудовому договору) - 34,1 %, на случайные доходы, полученные незаконным способом, - 14,1 %, на иные средства - 6 %.

Практически половина несовершеннолетних осужденных жили на средства своих родителей, по причине сложных материально-бытовых условий в семье треть осужденных были вынуждены работать, а остальные подростки получали доходы противоправным способом, заведомо осознавая ответственность за совершенные поступки. Поэтому надо говорить о наличии деформаций их правосознания, которые способствовали развитию противоправного поведения и совершению преступлений в целях незаконного материального обогащения.

Немаловажным обстоятельством является судимость близких родственников несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. На вопрос о наличии (отсутствии) судимости: «Был ли кто-то судим из вашей семьи?» - респонденты отвечали следующим образом: да -

%; нет - 54,2 %; не знаю - 7,5 %; иное (например, родителей нет) - 3,1 %.

Учитывая такую градацию ответов несовершеннолетних осужденных, можно говорить о том, что треть подростков воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей или братьев (сестер) отбывали наказание в местах лишения свободы. Как пишут по этому поводу отдельные ученые, наличие судимости у членов семьи оказало негативное влияние на формирование личностных установок, ценностей трудных подростков, а применяемые в отношении несовершеннолетних физические наказания (32 %) выступили дополнительными причинами их агрессии, конфликтности и детерминантами противоправного поведения[9].

Наряду с изложенным, вредные привычки также отрицательным образом воздействовали на формирование правосознания несовершеннолетних осужденных. До совершения преступления подростки имели следующие вредные привычки: употребление никотина (курение) - 42,5 %, употребление алкоголя -

%, употребление наркотиков - 9,6 %, токсикомания - 4,2 %, имели иные привычки - 5,5 %, не имели пагубных привычек - 16 %.

Наличие вредных привычек практически у всех несовершеннолетних осужденных (94,5 %) говорит об отсутствии должного семейного воспитания, о нехватке родительского контроля, безнаказанности подростков за имеющиеся пагубные пристрастия со стороны родителей и, в общем, о неблагоприятных условиях окружающей среды и окружения. В такой сложной социальной обстановке у трудных подростков формируются негативные позиции и убеждения, усугубляется развитие позитивных правовых установок, происходит дополнительная криминализация, расширяется круг общения со сверстниками- правонарушителями, что в итоге способствует развитию деформаций их правосознания.

Далее рассмотрим виды преступлений, за которые несовершеннолетние осужденные при проведении исследования отбывали наказание в воспитательных колониях.

Так, 10,8 % несовершеннолетних осужденных отбывали наказание за совершение убийства (ст. 105 УК РФ), 9,7 % - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), 13,9 % - за изнасилование (ст. 131, 132 УК РФ), 24,7 % - за разбой и грабеж (ст. 161,162 УК РФ), 26,3 % - за кражу (ст. 158 УК РФ), 14,6 % - за иные виды преступлений (ст. 112, 116, 163, 166, 167, 228 УК РФ).

Примечательно, что большая часть преступлений совершены несовершеннолетними в соучастии, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также подростками, имевшими ранее условную судимость, отбывавших обязательные и исправительные работы (48,9 % от общего количества).

Характерно, что лишь половина несовершеннолетних осужденных считают себя виновными в совершении преступления и признают вину полностью. Так, на вопрос: «Признаете ли вы вину за совершенное преступление?» - были получены следующие ответы респондентов: не признаю - 13 %, признаю частично - 22,4 %, затрудняюсь ответить - 9,8 %, признаю полностью - 54,8 %. Такие ответы свидетельствуют о наличии умысла при совершении преступлений и отсутствии желания исправиться в условиях воспитательной колонии.

Весьма тревожат ответы несовершеннолетних и на вопрос: «Как вы считаете, пребывание в исправительном учреждении может ли помочь вам исправиться?». 20 % респондентов ответили: «конечно, нет», 23,9 % - «я уже исправился», 7,2 % - «убежден, что нет необходимости вообще здесь находиться», 5,8 % - «затрудняюсь ответить», 43,1 % - «конечно, да».

Поскольку в этом случае 45,2 % несовершеннолетних осужденных не считают себя виновными в совершении преступных деяний и при этом практически столько же не желают исправиться, полагаем возможным говорить о наличии деформации их личности. Они являются носителями депривированного правосознания как крайней степени искажения правовой действительности. Подростки осознанно игнорируют либо отрицают нормы права, допускают совершение преступлений по различным мотивам, особенно корыстным, их преступные деяния носят насильственный и жестокий характер.

Кроме того, несовершеннолетние осужденные с депривированным правосознанием имеют проблемы с психическим и моральным здоровьем, у них девиантное поведение превалирует над нормативным. Процесс правовой социализации таких несовершеннолетних будет весьма трудным и сложным, так как их потребности удовлетворяются противоправными способами и они совершают умышленные преступления.

Таким образом, социальные факторы оказывают прямое и непосредственное воздействие на развитие правосознания несовершеннолетних осужденных. Преступная направленность ценностных ориентаций подростков и деформации правосознания являются результатом воздействия данных факторов.

К основным социальным факторам, оказывающим воздействие на развитие правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, относятся: неполная семья, наличие судимости среди близких родственников и знакомых, недобросовестное посещение учебных занятий, нехватка внимания со стороны взрослых, отсутствие должного воспитания и контроля.

На деформацию правосознания несовершеннолетних осужденных оказывают также влияние следующее: получение подростками доходов противоправными способами, наличие вредных привычек, отсутствие осознания вины за совершенное преступление, нежелание исправиться в местах лишения свободы, противоправное поведение, наличие умысла и корыстного мотива при совершении преступлений.

Учитывая предложенную ранее в диссертационном исследовании структуру правосознания несовершеннолетних осужденных и критерии его оценки, далее проведем сравнительный анализ правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, и законопослушных подростков (учащихся старших классов общеобразовательных школ), поведение которых, по мнению администрации и педагогов образовательного учреждения, является правомерным. Одно замечание: так как количество девушек, отбывающих наказание в воспитательных колониях, по состоянию на 31.12.2015 составило всего 5,5 % от общего количества несовершеннолетних осужденных, а доля девушек, принявших участие в анкетировании, - 8,8 % от общего числа респондентов, то считаем, что нет необходимости отдельно исследовать правосознание юношей и девушек. Такой подход, полагаем, позволит охарактеризовать все сферы правосознания несовершеннолетних (направленности, мотивации и социально-правового опыта), что позволит судить об уровне их правосознания, выявить взаимосвязь поведения (правомерного, противоправного) с отсутствием либо наличием деформаций личности.

Перейдем к рассмотрению особенностей сферы направленности

правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в

воспитательных колониях, и законопослушных подростков, учащихся в общеобразовательной школе. При этом сравним составные элементы

сферы направленности правосознания:

логико-нормативный, эмоционально-образный и принципиально-волевой.

1. Логико-нормативный компонент. Критерии оценки: правовая информированность, правовые знания, понимание норм права.

О правовой информированности и правовых знаниях несовершеннолетних осужденных можно судить по ответам на вопросы, где необходимо было назвать источники правовой информации, которыми они чаще всего пользуются:

до совершения преступления 26,1 % несовершеннолетних осужденных получали правовую информацию в семье, 17,5 % - от друзей, приятелей, 16,9 % - от других родственников, 10,6 % - из газет, журналов, книг, телевидения, радио, 12 % - в интернете, 8,5 % - в школе, колледже, техникуме, училище и 8,4 % - в иных источниках;

в условиях воспитательной колонии 41,4 % несовершеннолетних осужденных получают правовую информацию от администрации колонии, 10,7 % - от других воспитанников колонии, 26,5 % - на учебных занятиях в школе, училище, 13,6 % - из газет, журналов, книг, телевидения, радио, 4,3 % - в интернете и 3,5 % - из иных источников.

Основные правовые знания и информацию до совершения преступления несовершеннолетние осужденные получали в своей семье и от других родственников (43 %), от друзей-сверстников (17,5 %), значительно реже они обращались за получением информации к официальным источникам. Значит, семьи подростков и межличностные каналы общения оказали наибольшее влияние на формирование логико-нормативного компонента сферы направленности их правосознания.

В условиях воспитательной колонии половина несовершеннолетних осужденных получают основные правовые знания, информацию от администрации и сотрудников воспитательной колонии (52,1 %), а также на учебных занятиях в школе или училище (26,5 %). Совсем небольшое количество респондентов обращается за получением информации к специальной правовой литературе (журналам, книгам), средствам массовой телекоммуникации и в сеть Интернет.

Для определения степени понимания норм права несовершеннолетним осужденным предлагалось решить несложную правовую задачу по использованию личных документов в оформлении гражданско-правовой сделки. На вопрос: «Какие личные документы могут вам понадобиться для заключения правовых сделок?» - 62,8 % респондентов дали правильный ответ, а остальные 37,2 % ответили неверно, указав, что для заключения им может понабиться медицинский полис (17 %), ваучер (2,6 %), листок временной нетрудоспособности (4,7 %), справка о состоянии здоровья (3,4 %), военный билет (5,6 %) и иные документы (3,9 %).

Для решения данной задачи несовершеннолетним осужденным достаточно было иметь минимум знаний и умений в области права, однако всего 62,8 % подростков ответили верно, а остальные 37,2 % - неверно. Подростки, не справившиеся с решением задачи, имеют низкий уровень правовых знаний, умений, и их логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания находится в крайне критическом состоянии.

Сравнительно небольшую долю правильных ответов несовершеннолетние осужденные дали на вопрос: «Как вы считаете, есть ли что-то общее в понятиях: закон, право, мораль, справедливость, нравственность?». Так, 41,4 %

респондентов считают, что есть что-то общее, 25,4 % - что нет, 17 % не знают, 11 % затруднились ответить, а 5,2 % ответили иное. Так как 58,6 %

несовершеннолетних осужденных между понятиями «закон», «право», «мораль», «справедливость» и «нравственность» не видят ничего общего или вообще не знают (не понимают), почему они взаимосвязаны, то следует признать наличие низкой морально-нравственной системы ценностей в сознании подростков, нехватку правовых знаний и отсутствие должного понимания норм права.

Наряду с этим, ответы несовершеннолетних осужденных, касающиеся устройства судебной системы России, можно говорить и о низком уровне их правовых знаний. Всего лишь треть (33,1 %) подростков обладают необходимыми правовыми знаниями и ответили, что в судебной системе РФ отсутствуют чрезвычайные суды, 9,5 % - мировые судьи, 13,3 % - суды общей юрисдикции, 12,7 % - арбитражные суды, 3,4 % - конституционные суды и 28 % вообще не знают, как ответить на вопрос.

Сравнивая ответы социолого-правового исследования правосознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков (учащихся старших классов общеобразовательной школы), можно сделать вывод о том, что у учащихся имеются необходимые правовые знания и умения, они правильно применяют нормы российского законодательства, понимают принципы и нормы права, достаточно информированы в правовой сфере (таблица 1, приложение 2).

Отвечая на вопрос: «Какие личные документы могут вам понадобиться для заключения правовых сделок?» - 90,9 % законопослушных подростков ответили правильно, а остальные 9,1 % также ответили правильно, но при этом отметили, что, помимо основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, то есть паспорта, им понадобится справка о состоянии здоровья. Таким образом, доля правильных ответов на вопрос среди учащихся составила 100 %.

На вопрос о наличии общего в понятиях «закон», «право», «мораль», «справедливость», «нравственность» все учащиеся без исключения ответили, что общее есть; доля правильных ответов составила 100 %.

На вопрос об устройстве судебной системы РФ 76 % учащихся ответило правильно.

Следовательно, нужно признать ценность правовой информации, которую законопослушные подростки получают на учебных занятиях «Обществознание» и «Право» в школе, так как 40 % подростков узнали об этом именно там, а 17,7 % - от администрации и учителей школы, 42,3 % - из газет, журналов, книг, телевидения, сети Интернет и других официальных источников.

Надо сказать, что логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания учащихся достаточно устойчивый, и его критерии оценки имеют высокие показатели. Законопослушные подростки отличаются правопослушным поведением, положительными правовыми воззрениями и установками, у них имеются необходимые правовые знания и умения, им присущ высокий уровень правовой информированности и понимания норм права.

Наряду с этим, логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных имеет низкие показатели: недостаток правовых знаний и умений, слабая правовая информированность, непонимание или нежелание понимать нормы права и законы. У подростков имеются деформации правового сознания.

По нашему мнению, несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, необходимо получать и укреплять правовые знания. Следует проводить правовое просвещение подростков. Мероприятия по развитию правовой грамотности несовершеннолетних должны способствовать укреплению их нравственно-моральных ценностей личности и установок на правомерное поведение. Важной составляющей логиконормативного блока правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, должны стать знания из общей теории государства и права, науки гражданского права (структура гражданского законодательства, правовые основы гражданских правоотношений, права потребителей, права собственника, наследственные правоотношения, жилищные правоотношения, семейные правоотношения), а также из трудового, административного и уголовного права.

2. Эмоционально-образный компонент. Критерии оценки: отношение к праву, осмысление ценности права.

Проведенное социолого-правовое исследование правосознания несовершеннолетних осужденных позволяет сделать вывод о нехватке аспектов ценности права в их сознании. Респондентам было предложено выбрать утверждения, раскрывающие ценность права (правовых норм), с которыми они согласны более всего. Распределение ответов произошло следующим образом:

25,2 % респондентов убеждены в том, что правда там, где сила;

24,4 % подростков считают, что наибольшей ценностью является то, что правовые нормы выступают основным и важнейшим средством регулирования взаимоотношений между людьми, поэтому без них не обойтись;

20,4 % несовершеннолетних утверждают, что право создается

государством для того, чтобы управлять людьми, поэтому законы не служат интересам человека и общества;

18,1 % осужденных понимают, что, нарушая права других, они создают условия для нарушения своих прав;

11,9 % респондентов думают, что в нашей стране юридические нормы, закрепленные в законах, все нарушают, значит, можно прожить совсем без законов.

Такое представление несовершеннолетними осужденными ценности права взаимосвязано с отсутствием у них необходимых правовых знаний, навыков. Утверждения подростков о том, что законы не служат их интересам и интересам общества, что они нарушают их права, а обществу можно прожить и без законов, говорят о наличиях деформаций правосознания у 75,6 % несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Неправильное представление о праве выражается в отношении несовершеннолетних осужденных к обязанностям соблюдать законы, об этом позволяют судить ответы респондентов на вопрос: «Почему необходимо соблюдать законы?»:

36,8 % несовершеннолетних ответили, что все законы справедливы;

23,2 % считают, что законы надо соблюдать из страха перед наказанием;

15,7 % думают, что вести себя следует так, как все: если все соблюдают, то и я буду, и наоборот, если не соблюдают, то зачем же мне их соблюдать;

13,6 % считают, что законы вообще соблюдать не надо;

10,7 % дали иные ответы (например, без законов был бы хаос).

У несовершеннолетних осужденных отсутствует понимание нормативнорегулятивной ценности права. Большинство из них пренебрегают законами или игнорируют их, следуют им только из страха перед наказанием. Предписания действующего законодательства для них не является обязательными, что говорит об укоренении в их сознании оправданности противоправного поведения, допустимости совершения преступления.

Немногие несовершеннолетние осужденные понимают необходимость изучения права. Наибольшей необходимостью, по мнению респондентов, является то, что, изучая право, ты будешь знать и уважать права других людей (29,9 %), лучше понимать жизнь общества и других людей (22,8 %), знать свои права и уметь их защищать (22,1 %). 24,4 % несовершеннолетних осужденных полагают, что, изучая право, они смогут обходить законы или вообще считают, что нет необходимости его изучать, 0,8 % дали иные варианты ответов (например, не понимают, что такое право).

Слабый акцент нормативности права и происходящих правовых явлений также наблюдается в правовом сознании несовершеннолетних осужденных при анализе ответов на вопрос: «Если бы вы пострадали от преступления, стали бы вы заявлять об этом в правоохранительные органы?» «Конечно, стал бы» ответили 15,6 % респондентов; «нет, мне кажется, что это бесполезно» - 22,9 %; «нет, это слишком хлопотно» - 15,6 %; «нет, сам разберусь» - 27,9 %; «зависит от тяжести преступления» - 12 %; «иное» - 6 %.

84,4 % подростков пренебрежительно и негативно относятся к

правоохранительным органам, не доверяют им, большинство несовершеннолетних осужденных считают хлопотным и бесполезным обращаться в компетентные государственные органы для защиты своих прав, даже заявлять о преступлении, от которого они пострадали, им этот процесс представляется весьма сложным и неэффективным.

Об отношении несовершеннолетних осужденных к действующему праву, законодательству, юридической практике свидетельствуют ответы, связанные с выявлением в их сознании образов права, юридической деятельности. Респондентам было предложено указать старинные народные пословицы, которые содержат как позитивные, так и негативные оценки законов и юридической деятельности в обществе. Согласились с народными пословицами, которые имеют позитивные оценки законов, практически 69,6 % респондентов, а остальные 30,4 % оценивают законы с негативной стороны (например, 14,8 % несовершеннолетних осужденных согласны с тем, что на то и закон, чтоб его обойти, а 15,6 % считают, что законов много, а толку мало). При этом положительные оценки законов носят те пословицы, смысл которых заключается в неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Негативную окраску законам, с точки зрения подростков, придает сложность восприятия действующих правовых норм, коллизий законодательства, о которых они слышали от родителей, родственников, учителей в школе, по радио, читали в сети Интернет. Недовольство законами демонстрировали знакомые, об их неэффективности говорили в семьях несовершеннолетних осужденных.

В целях установления ценности права и отношения к нему несовершеннолетним осужденным было предложено раскрыть смысл устоявшихся выражений (пословиц) в обществе о праве и законах. Общее понимание пословицы «Закон суров, но он закон» продемонстрировали 44 % осужденных, оставшиеся 56 % данного выражения вообще не понимают. Понимание пословицы подростки раскрывали следующими выражениями: «ничего не сделаешь, не я создал закон», «хоть закон суров, но его нужно соблюдать», «за преступление нужно нести ответственность», «все несут ответ за свои преступления», «нет ничего выше закона». Многие респонденты соотносили смысл данной пословицы с наказаниями за совершенное преступление. Такое понимание ценности права не является верным и обусловлено противоправным поведением подростков и незнанием правовых норм.

Значение пословицы «Не забирайся так высоко, чтобы оказаться выше закона» понимают 28,8 % подростков, а остальные 71,2 % не понимают. При пояснении ответов респонденты указывали, что понимают пословицу следующим образом: «ни один человек не может преступить закон», «не нужно совершать преступления», «не ставь себя выше закона», «нет смысла забираться выше закона, вас никто не услышит, а лишь осудит», «не наглей», «не нужно думать, что за совершенное преступление ничего не будет», «можно навредить себе», «не лезь туда, куда не надо». Большинство несовершеннолетних осужденных считают, что речь в данной пословице идет о противоправных деяниях и

неотвратимости наказания, что также указывает на непонимание подростками ценности права и негативное отношение к нему.

Сравнивая ответы на анкеты при проведении социолого-правового исследования правосознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков (учащихся старших классов общеобразовательной школы), можно сделать вывод о том, что учащиеся понимают ценность права, уважают законы, положительно относятся к нормам права и законодательству. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания законопослушных подростков достаточно развит и обладает высокими показателями (таблица 2, приложение 2).

Право является для учащихся основным и важнейшим средством регулирования взаимоотношений людей, поэтому без него не обойтись (65,2 %). По их мнению, законы следует соблюдать, потому что они справедливы и (или) из страха перед наказанием (100 %), а право необходимо изучать, чтобы понимать жизнь общества и других людей, знать свои права и уметь их защищать, знать и уважать права других людей (90 %). Они также положительно относятся к правоохранительным органам и их деятельности, и если бы законопослушные подростки пострадали от преступления, то 61,9 % из них стали бы об этом сообщать в полицию, 33,3 % считают, что все зависит от тяжести преступления, и только 4,8 % думают, что это бесполезно.

Законопослушные подростки понимают ценность права, как и устоявшиеся в обществе выражения (пословицы): «Закон суров, но он закон» понимают 91,7 % учащихся, не понимают всего 8,3 %, «Не забирайся так высоко, чтобы оказаться выше закона» понимают 60 % респондентов, не понимают 40 %. Они знают законы, уважают нормы права, понимают, как они важны в жизни общества, их правовое мышление является позитивным, что подтверждает правомерность их социально-правовых намерений и поступков. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания законопослушных подростков сильно развит, правовые ценности им понятны и они к ним относятся с должным уважением.

Эмоционально-образному компоненту сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, присущи следующие особенности: негативное отношение к нормам права и неуважение их, отсутствие в сознании нормативнорегулятивной ценности права, непонимание необходимости изучения права, пренебрежение законами или их игнорирование, недоверие к правоохранительным органам, допустимость совершения преступлений, противоправное мышление, наличие деформаций личности.

Думается, что для осмысления ценности права несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, не хватает понимания правовых норм и позитивного отношения к ним. Им следует интересоваться не только уголовными нормами и ответственностью за совершение преступлений, но и общими вопросами теории права, гражданскими правами и обязанностями, правами детей, гарантиями государства по поддержке и защите детей в обществе. Развитие у несовершеннолетних осужденных позитивного мышления и уважительного отношения к законам будет способствовать повышению уровня правовой культуры, укреплению ценности права в сознании индивидуумов и даст положительный ориентир на правомерное поведение. Ценностные ориентации трудных подростков должны базироваться на общепринятых принципах справедливости, равенства граждан перед законом, обязанности государства защищать граждан государства, даже если они совершили противоправное деяние, следует повышать авторитет права на сознательном и бессознательном уровнях мышления несовершеннолетних осужденных.

3. Принципиально-волевой компонент. Критерии оценки: активность социально-правовой жизни, степень усвоения принципов и требований права, убежденность в предписаниях норм, готовность реализовывать требования законов в жизни.

О состоянии принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных позволяют судить правовые установки, которые, по мнению подростков, формируются на принципах понятности и полезности правовых норм (32 %), выгодности для защиты своих прав и интересов (22,1 %), справедливости законов (36,8 %), из страха перед наказанием (23,2 %). Только треть подростков убеждены в полезности предписаний норм права и готовы реализовывать требования законов, при этом исходя не из принципов справедливости, а из страха перед наказанием.

Активность социально-правовой жизни несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, зависит от многих факторов внутренней и внешней среды, в том числе от правовых знаний и умений, правовой информированности, понимания норм права и законов, осознания ценности права. У большинства трудных подростков не наблюдается должного уровня правовых знаний и навыков, отсутствует необходимое понимание норм права и осознание их ценности, поэтому они отличаются противоправным поведением, что подтверждается следующими ответами респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, что является причинами совершения правонарушений (преступлений) среди несовершеннолетних?».

20,2 % несовершеннолетних осужденных считают, что наибольшее воздействие на противоправное поведение оказывают друзья-сверстники, а также отсутствие знаний о правовых нормах и законах (19,3 %), проживание в плохих или социально неблагополучных условиях (17 %), отсутствие опыта в решении правовых вопросов (15,3 %), негативное влияние взрослых (11 %), плохое воспитание и обучение (10,8 %), иное (6,4 %).

Проведенный анализ логико-нормативного и эмоционально-образного компонентов сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных указывает на сниженный уровень нравственности, духовнонравственный кризис, отсутствие осознания значимости жизненных ценностей, чувства стыда за совершенные проступки. Подростки не обладают выдержанностью, самокритичностью, решительностью и устремленностью.

Непонимание законов или частичное их понимание позволяет судить о степени усвоения принципов и требований права. Среди несовершеннолетних

осужденных не отмечено строгого соблюдения положений законов, а их содержание понятно не всем подросткам. Полное безразличие к нормам права наблюдается у 16,2 % респондентов. Их ответы: «Понятно ли Вам содержание законов РФ?» - распределились следующим образом: 36,5 %

несовершеннолетних осужденных отмечают, что им понятны все законы, 45,9 % понимают их частично, 12,4 % законы вообще не читали, 3,8 % ими даже не интересуются, а 1,5 % подростков считают, что законы им непонятны по причине сложности формулировок.

Отношение к людям, которые сообщили о совершенном преступлении в правоохранительные органы, у некоторых несовершеннолетних осужденных резко негативное. Так, 20,8 % подростков считают таких людей предателями и стукачами, и всего лишь 26,9 % респондентов относятся к таким людям хорошо и считают, что они поступили согласно предписаниям законов, а остальные 52,3 % несовершеннолетних осужденных указали, что все зависит от личности сообщившего либо затруднились ответить.

Сравнивая результаты исследования принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков (таблица 3, приложение 2) можно сделать следующие выводы.

Главная цель принципиально-волевого компонента, которая заключается в аккумулировании несовершеннолетних с окружающей средой и удовлетворении социально-правовых потребностей, достигается только учащимися. Большая часть законопослушных подростков считают, что им следует соблюдать законы государства из соображений полезности предписаний норм права и их справедливости. Некоторые подростки вообще считают, что законы соблюдать надо всегда (81,8 %). Среди причин противоправного поведения

несовершеннолетних правонарушителей они называют негативное поведение сверстников, друзей (45,8 %) и плохое воспитание, обучение (36,3 %). Такие оценочные правовые установки и убеждения способствуют достижению нормативности в поведении учащихся и формированию правомерного поведения.

Все законопослушные подростки полностью или частично понимают законы и готовы реализовать их требования. 59,1 % подростков положительно относятся к людям, сообщившим о правонарушении, 36,4 % учащихся считают, что их отношение зависит от вида правонарушения и личности сообщившего, и всего лишь 4,5 % респондентов затруднились ответить. Поэтому следует говорить о высокой степени усвоения законопослушными подростками принципов и требований права и развитой активности в социально-правовой жизни общества.

Принципиально-волевой компонент сферы направленности правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, не свидетельствует о полезности их поведения и нормативности поступков. Подростки не понимают требований законов и не готовы их реализовывать в социально-правовой жизни, у них наблюдается слабо развитая ценностная ориентация и в связи с этим сниженная поведенческая активность, которая выражается в нехватке правового долженствования и недооценке последствий противоправности совершаемых поступков.

В целях проведения комплексного и системного исследования правового сознания несовершеннолетних осужденных и законопослушных подростков дальше необходимо оценить степень слияния составных элементов сферы направленности правосознания (логико-нормативного, эмоционально-образного, принципиальноволевого компонентов) на формирование сфер мотивации и социально-правового опыта.

Сфера мотивации правового сознания несовершеннолетних.

Критерии оценки: соблюдение законов, страх или его отсутствие перед наказанием, боязнь осуждения со стороны социальных групп (сверстников, педагогов, родных и близких), выгода поведения (личная, материальная), цели в достижении благ.

Результаты сравнительного анализа сферы мотивации правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, и законопослушных подростков (учащихся старших классов общеобразовательной школы), приведенные в таблице 4 приложения 2 позволяют сделать следующие выводы.

Несовершеннолетние осужденные имеют собственные представления о мотивах соблюдения ими правовых норм и законов: из соображений справедливости законы соблюдают 36,8 % респондентов, из страха перед наказанием 23,2 % подростков, а остальные 40 % придерживаются мнения о том, что законы соблюдать совсем не следует или необходимо вести себя так, как все.

Законопослушные подростки считают, что соблюдать законы нужно, потому что они справедливы (65,2 %) и из страха перед наказанием (13 %). Некоторые учащиеся (21,8 %) указывали, что в качестве мотивов соблюдения законов могут выступать одновременно и их справедливость, и страх перед наказанием. Основные цели достижении благ, по мнению учащихся, должны основываться на нормах права и правомерном поведении.

Несовершеннолетние осужденные придерживаются противоположной позиции. Только 24,4 % из них отмечают, что правовые нормы необходимо соблюдать, потому что они являются основным и важнейшим средством регулирования взаимоотношений между людьми и без них не обойтись, а остальные 75,6 % подростков допускают нарушение законов, совершение противоправных поступков и не боятся осуждения за такие поступки со стороны родственников и сверстников.

Несовершеннолетние осужденные должны выполнять правила внутреннего распорядка, действующие в воспитательных колониях[10]. Однако ответы респондентов свидетельствуют о соблюдении указанных требований лишь небольшой частью осужденных (41,9 %), в том числе некоторые просто не стремятся нарушать правила, так как не хотят, чтобы нарушались их права (23,9 %), а другие не нарушают правила, потому что им стыдно за такие поступки.

Нарушение правил внутреннего распорядка воспитательных колоний подростки объясняют следующим образом: 6,3 % нарушают правила, чтобы отомстить персоналу, и расстраиваются, если им это не удается; 7,2 % в зависимости от ситуации нарушают правила; 33,1 % не нарушают правила из страха перед наказанием.

Противоправное поведение несовершеннолетних осужденных обусловлено отсутствием мотивов личной выгоды в соблюдении норм права, поэтому большинство подростков осознанно нарушают законы, а если и соблюдают, то только из страха перед наказанием. Они привыкли нарушать действующее законодательство, такое поведение является для них нормальным и становится потребностью, что негативно сказывается на их правосознании.

Положительных привычек у несовершеннолетних осужденных имеется намного меньше, чем отрицательных. Так, помощь близким или друзьям в сложных ситуациях готово оказать 32,8 % респондентов, не спорить с взрослыми, даже если они не правы, сможет 3,1 %, благодарить людей за помощь 38,6 %, сдерживать гнев при ссоре 8,5 %, желать людям добра 17 %.

При наличии у подростков как положительных, так и отрицательных привычек смещается мотив их действий (поступков), изменяются цели в достижении благ. Потребность в реализации негативных привычек сильнее потребности в положительных привычках, при этом возможность получения материальной выгоды как мотива совершения преступлений наблюдается у 67,6 % подростков, в том числе из необходимости (нужды) в деньгах (42,9 %) и улучшении материально-бытовых условий жизни (24,7 %). Остальные мотивы являются менее значимыми для несовершеннолетних осужденных: «поддержка друзей» - 20,3 %, «назло обществу» - 6 %, «помощь близким в сложной ситуации» - 3,7 %, «иное» - 2,4 %.

Социально-правовые ценности опосредуют способы поведения и выполняют нормативную роль в мотивах любого поведения, поэтому во взаимоотношениях с субъектами несовершеннолетние осужденные исходят из соображений собственной (материальной) выгоды. Такими мотивами, как достижение жизненного успеха или стремление следовать общепринятым в обществе нормам, правилам поведения, несовершеннолетние не обладают.

Для достижения целей несовершеннолетние осужденные готовы не только нарушать законы и совершать преступления, но и отстаивать свои жизненные позиции с помощью физической расправы с обидчиком. Так, на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что лучший способ отстоять свои права - это самому или с помощью друзей «разобраться» с обидчиком?» - получены следующие ответы респондентов: 24,6 % ответили «да», 32,4 % - «нет», 38 % - «это зависит от обстоятельств», 5 % - «иное». Такой способ поведения говорит о проявлениях агрессии, конфликтности, нежелании подростков уступать окружающим, хотя они осознают последствия противоправного поведения.

На правомерное поведение законопослушных подростков влияют имеющиеся у них положительные привычки. Практически половина респондентов благодарит людей за помощь (45,3 %), столько же помогает близким и друзьям в сложных ситуациях (44 %), а некоторые учащиеся никогда не конфликтуют с взрослыми (10,7 %).

Стремление занять достойное место в обществе выступает главным мотивом достижения успехов в учебе, карьере учащимися, они готовы постоянно прикладывать усилия для достижения целей, соблюдать законы и принятые нормы поведения в обществе.

Учащиеся считают, что отстаивать права необходимо законными способами (65,2 %), а применение физической расправы в отношении обидчиков практически неприемлемо и возможно лишь в особых случаях (34,8 %).

Таким образом, сфера мотивации правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, и законопослушных подростков существенно отличается.

Так, несовершеннолетние осужденные не считают своей обязанностью соблюдать правовые нормы, сознательно нарушают законы, совершают преступления и не боятся осуждения со стороны социальных групп (родственников, знакомых, друзей). Подростки, которые соблюдают законы, поступают так в основном из страха перед наказанием. В целях материальной выгоды несовершеннолетние осужденные готовы совершать преступления. Заинтересованность и личная выгода в соблюдении законов отсутствует.

В свою очередь, законопослушные подростки сдержанны и последовательны в совершении поступков. Они стремятся занять достойное место в обществе, поэтому соблюдают законы и принятые обществом нормы поведения, страх перед наказанием у них имеется, но при этом они уверены в справедливости законов. Учащиеся стремятся достичь успехов в учебе, задумываются о получении профессии и будущей карьере и осознают, что для достижения целей необходимо постоянно прикладывать усилия и бороться с негативными привычками.

Сфера социально-правового опыта правового сознания несовершеннолетних.

Критерии оценки: наличие (отсутствие) опыта, социально-правовая активность (реализация прав и свобод, применение норм права, участие в жизнедеятельности общества).

В процессе исследования сферы опыта правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, особое внимание уделялось вопросам наличия либо отсутствия социально-правового опыта и имеющейся правовой активности в жизнедеятельности общества.

Результаты опроса несовершеннолетних осужденных позволяют сделать следующие выводы: подростки не принимали участия в обсуждении законодательных актов, затрагивающих интересы и права детей, не выступали полноценными участниками гражданских правоотношений. Несовершеннолетние осужденные не знакомы с нормативными актами, регулирующими сферу образования. В связи с отсутствием правового опыта у подростков наблюдается сниженная социально-правовая активность. Непризнание значимости права, его справедливости, нежелание соблюдать законы побуждают их к совершению противоправных поступков. Низкие показатели сферы направленности правосознания, отсутствие должной мотивации и опыта в правовой сфере, сниженная активность в жизнедеятельности общества позволяют признать состояние сферы социально-правового опыта несовершеннолетних осужденных как неудовлетворительное.

Абсолютным антиподом несовершеннолетним осужденным выступают законопослушные подростки. Для определения наличия правового опыта и социально-правовой активности с учащимися проводились учебные занятия, на которых необходимо было применить имеющиеся правовые знания и умения. Правильные ответы составили 76,4 %, при этом подростки отмечали, что в решении задач им пригодились знания, полученные на учебных курсах «Обществознание», «Право» и непосредственный практический опыт. Около 65 % законопослушных подростков выступали участниками различных видов гражданских правоотношений: трудовых, жилищных, имущественных. Подростки активно участвуют в мероприятиях, которые проходят в образовательном учреждении при взаимодействии с компетентными органами (юристами, экономистами, инспекторами по делам несовершеннолетних, инспекторами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, депутатами муниципального образования). Учащиеся знакомы с документами образовательного учреждения (уставом, правилами поведения, правами и обязанности школьников), поэтому имеют навыки работы с нормативноправовыми актами и в старших классах привлекаются для участия в нормотворческой деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, у законопослушных подростков имеется необходимый правовой опыт в решении различных практических ситуаций, они обладают высокой социально-правовой активностью в жизнедеятельности общества и с учетом развитости сфер направленности и мотивации правосознания следует признать высокий уровень их правосознания в целом.

Из проведенного социолого-правового анализа правосознания несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, и законопослушных подростков (учащихся старших классов общеобразовательного учреждения) можно сделать следующие выводы.

Сферы направленности, мотивации и социально-правового опыта правосознания несовершеннолетних взаимосвязаны и взаимозависимы. Логиконормативный компонент сферы направленности является ведущим в формировании правосознания. На правовое сознание несовершеннолетних воздействуют как внутренние, так внешние факторы.

Кроме того, на правосознание несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, наибольшее воздействие оказывают социальные факторы, к которым относятся: неполная семья, наличие судимости у близких родственников и знакомых, недобросовестное посещение учебных занятий, нехватка внимания со стороны взрослых, отсутствие должного воспитания и контроля.

Сфера направленности правосознания несовершеннолетних осужденных имеет следующие специфические особенности. Во-первых, логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания недостаточно развит: у несовершеннолетних осужденных отсутствуют необходимые правовые знания и умения, наблюдаются непонимание или нежелание понимать нормы права и законы, недостаточная правовая информированность. Во-вторых, эмоциональнообразный компонент сферы направленности правосознания характеризуется негативным отношением нормам права и неуважением их, отсутствием осознания нормативно-регулятивной ценности права, непониманием необходимости изучения права, недоверием к государственным органам, противоправным мышлением, наличием деформаций личности у подростков. В-третьих, негативные установки и ценностные ориентации, непонимание требований законов и сниженная поведенческая активность оказывают сильное воздействие на формирование принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания подростков. В целом сфера направленности правосознания несовершеннолетних осужденных обладает низкими критериями оценки.

Об отсутствии мотивов в правомерности поведения и соблюдении требований законов позволяют судить критерии оценки сферы мотивации правосознания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Нарушение требований правовых норм, совершение преступлений из корыстных целей материального обогащения, отсутствие боязни осуждения со стороны близких и знакомых свидетельствуют о снижении нравственности индивидуумов и недостаточном осознании личной выгоды от соблюдения законов.

Сфера социально-правового опыта правосознания несовершеннолетних осужденных характеризуется отсутствием непосредственного и практического опыта, сниженным уровнем социально-правовой активности.

Поскольку все структурные элементы правосознания несовершеннолетних осужденных имеют низкие критерии оценки, их состояние следует признать неудовлетворительным, и есть основания говорить о проблеме духовнонравственного кризиса правосознания подростков в условиях изоляции от общества.

Социолого-правовое исследование правосознания учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, поведение которых, по мнению администрации школы и педагогов, является правомерным, позволило установить влияние структурных элементов правосознания на законопослушное поведение.

У законопослушных подростков есть положительные правовые воззрения и установки, необходимые правовые знания и умения, они понимают нормы права и информированы в правовой сфере, логико-нормативный компонент сферы направленности их правосознания достаточно развит и имеет высокие критерии оценки. Учащиеся знают и уважают нормы права, осознают их важность в жизни общества, имеют позитивное правовое мышление, что подтверждает правомерность их социально-правовых намерений и поступков и в целом положительно характеризует эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания. Удовлетворение социально-правовых потребностей достигается благодаря усвоению принципов и требований правовых норм, убежденности в их предписаниях и готовности реализовывать требования законов в жизни, что подтверждает устойчивость принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания учащихся.

Оценивая состояние сферы мотивации и социально-правового опыта законопослушных подростков, можно сделать вывод о том, что учащиеся стремятся занять достойное место в обществе и достичь успехов в учебе, у них имеется необходимый правовой опыт в практическом взаимодействии с социально-правовой реальностью общества. Учитывая высокие критерии оценки всех сфер правосознания, можно судить о наличии у законопослушных подростков устоявшихся морально-нравственных качеств, укоренении в их сознании позитивного мышления и положительном влиянии данных критериев на их правомерное поведение в обществе.

Итак, правовое сознание и правомерное поведение взаимосвязано и взаимообусловлено. В связи с этим, в целях минимизации имеющихся деформаций личности, развития позитивного правового мышления и правосознания, повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних осужденных необходимо обратиться к проблематике правовой коммуникации, которая позволит установить взаимодействие с подростками в условиях изоляции от общества и подготовит их к последующей ресоциализации.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.11.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%