Понедельник, 25.11.2024, 05:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Роль и значение правовой коммуникации в формировании правосознания несовершеннолетних, содержащихся в условиях изоляции от общества

Модернизация права и общества в российском государстве в последние десятилетия обусловливает необходимость исследования теоретических проблем коммуникативных процессов права. Сегодня активное развитие получила коммуникативная теория правопонимания, которая аргументирует право как специфичную форму коммуникации, и в рамках теории норм и теории действия реализует механизм социального взаимодействия нормативно-правовых явлений и процессов; остановится на ее рассмотрении в плане анализа мнений ученых несколько подробнее.

Так, коммуникативный вариант правопонимания, по мнению А. В. Полякова, рассматривает «право как интерсубъективную социокультурную реальность в коммуникативно-деятельном, ценностном, семиотическом и психологическом аспектах, которые включают в себя как нормы, так и правоотношения, как ценности, так и правосознание, как правовые тексты, так и деятельность по их интерпретации и реализации»[1].

Правовая коммуникация[2] есть правовое взаимодействие между

субъектами, возникающее на основе социальной интерпретации правовых текстов, предоставляющее им коррелятивные правомочия и правообязанности, реализуемые в правовом поведении. Право является частью общественного правосознания, в рамках которого обеспечиваются его конструирование, осмысление, легитимация (обоснование), хранение и воспроизводство, и оно невозможно вне социальной коммуникации, так как порождается коммуникативной деятельностью членов социума[3].

В свою очередь, С. И. Архипов под правовой коммуникацией понимает не только общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, но и особую форму социального взаимодействия, отличающуюся от других его форм всеобщим характером, так как она охватывает всех без исключения индивидов, а также производных от них социально-правовых субъектов[4].

Всеобщий характер правовой коммуникации также отмечает

Е. А. Романова, которая обосновывает вывод о том, что правовая коммуникация - это взаимодействие, которое имеет всеобщий характер, основывается на юридических нормах, влияющих на мотивационную сферу субъектов (индивидуальных и коллективных), определяя в конечном счете характер и направленность их деятельности[5].

Со своей стороны заметим, что правовая коммуникация является условием и формой существования социума и права, ее инновационный потенциал и возможность формирования межсубъектного взаимодействия особенно

привлекают современных ученых. Коммуникативной функцией обладает не только право, но и правосознание и правовая культура, поэтому правовая коммуникация воздействует на правопорядок в государстве и выступает условием позитивности всего права в целом.

В продолжение надо сказать, что, кроме названного, среди представителей отечественной и зарубежной юридической науки в последнее время наблюдается повышенный интерес к феномену правовой коммуникации[6]; продолжим анализ их точек зрения.

Е. Ф. Усманова считает, что коммуникация всегда протекает в рамках конкретного социокультурного, в том числе языкового, контекста, что обусловливает общность понимания субъектами правового регулирования смысла получаемой правовой информации. Следовательно, познание в данном случае - это деятельность субъектов права, направленная на получение новых сведений (информации), которые выражаются в знаковой форме, используемой для осуществления правовой коммуникации. Коммуникативной функцией, по ее мнению, обладает правовая культура, которая выражается в качественном и эффективном обеспечении связей между субъектами правоотношений. Ее специфика проявляется в диалогичности, насыщенности, объемности, разнообразии направлений юридической информации и асимметричности статусов «передающей» и «принимающей» сторон. В качестве коммуникатора выступают законодатель, представительные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные, правоохранительные и иные органы и должностные лица, граждане (подданные), их коллективы и т. д.1

Е. Б. Макушина учитывает социально-психологическую основу коммуникации и считает, что правовая коммуникация - это правовое взаимодействие и урегулированный нормами права акт общения, интерактивный диалог между субъектами права, реализуемый при помощи языка и других знаковых систем. Правовая коммуникация с позиций права и общения позволяет раскрыть природу взаимодействия личности и права, личности и государства, действия правовой нормы, которая находится не только в тексте закона, но и в социокультурной действительности. Государство, осуществляя свои функции, может использовать только правовые формы общения с гражданами, а также всеми другими институтами общества. Правовая коммуникация позволяет обеспечить реальный режим правового государства[7].

Полагаем, что есть основания согласиться с мнением Е. А. Романенко, который, исследуя вопросы соотношения коммуникации и правового общения, предлагает рассматривать правовую коммуникацию как феномен права и общения, как урегулированный нормами права акт общения и интерактивный диалог между субъектами права, который обеспечивает реальную связь между личностью и обществом. Под правовой коммуникацией он понимает специфическое средство общения и взаимодействия, в процессе которого происходит систематическое распространение (передача) информации о правилах поведения (правовых нормах), обеспеченных принудительной силой органов государственной власти, с целью упорядочивания (регулирования) поведения субъектов права. Коммуникативная сторона правового общения заключается во взаимном обмене правовой информацией между субъектами правового общения, передаче и приеме знаний, идей, мнений, правовых чувств. Задача правовой коммуникации заключается в формировании правосознания участников правоотношения[8].

На наш взгляд, в целях формирования правомерного поведения, позитивного типа правосознания, развития правовой грамотности, повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы правовую коммуникацию следует расценивать как эффективное средство достижения должного интеллектуального осмысления и ценностной интерпретации правовых норм, которые оказывают влияние на мотивы и поступки подростков, на их правосознание.

Суммируя вышеназванные подходы и собственный взгляд на упомянутую проблематику, под правовой коммуникацией субъектов права в условиях изоляции от общества предлагается понимать специфическую форму общения и взаимодействия с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, основанную на нормах права, систематическом распространении, передаче правовой информации осужденным, влияющую на формирование их правосознания.

Думается, что при таком подходе мы солидаризируемся с мнением Н. И. Полищука, который при исследовании взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта приходит к следующему пониманию норм уголовно-исполнительного права. Он считает, что нормы уголовноисполнительного права призваны регулировать общественные отношения в области исполнения (отбывания) уголовных наказаний, они выступают моделью должного поведения для всех участников правоотношений, и их главная цель заключается в активном динамическом правоприменении[9].

Следовательно, правовая коммуникация в области отбывания уголовных наказаний будет эффективной только при условии достижения правомерного поведения несовершеннолетними осужденными, формирования у них позитивного правосознания.

Правомерное поведение, как отмечает И. М. Максимова, характеризуется сознательным деянием субъекта, которое подчинено принципам права, юридическим нормам, обеспечивается государством и направлено на удовлетворение интересов личности и общества[10].

Так как эффективность норм уголовно-исполнительного права определяется соотношением между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты, поэтому, чем больше будет удельный вес лиц с правомерным поведением, тем выше уровень достижения целей норм уголовно-исполнительного права, тем эффективнее их действие.

Правомерное поведение - это общественно необходимое, желаемое или допустимое государством поведение субъектов, состоящее в реализации правовых норм, принятых и охраняемых государством, а противоправное поведение - общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред установленному правовыми нормами правопорядку[11] [12].

По нашему мнению, формы выражения правомерного поведения субъектами правоотношений могут быть различными. Активная форма представляет собой преднамеренную, целенаправленную, инициативную деятельность граждан, направленную на соблюдение и пропаганду законодательства. Нейтральная (обыденная) характеризуется многократно повторяющимся исполнением общественных, бытовых, служебных и иных прав и обязанностей. Пассивная форма проявляется в том, что граждане намеренно не используют принадлежащие им права и свободы.

Конечно же, для формирования позитивного правосознания несовершеннолетних необходимо наличие правовых знаний, умений, навыков, положительных социально-правовых воззрений, устойчивой установки на правопослушное поведение, преобладание позитивных взглядов над

Л

негативным отношением к правовым нормам . В. А. Рыбаков при исследовании законопослушного поведения придерживается мнения о том, что позитивное (положительное) правосознание - это одно из состояний правосознания, при котором раскрывается его позитивная сторона и направленность и доминируют

3

идеи укрепления законности и правопорядка .

Следуя комплексному подходу к исследованию правосознания несовершеннолетних осужденных, нельзя не сказать и о том, что важная роль для формирования позитивного правосознания отводится правовой культуре.

Так, Н. Я. Соколов дает следующее расширенное определение правовой культуры - «это обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколениям»[13] [14] [15].

Правовую культуру, по мнению Е. Ф. Усмановой, можно рассматривать как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права2.

Ю. А. Зубок, Е. А. Певцова, В. И. Чупров под правовой культурой несовершеннолетних понимают совокупность правовых знаний, ценностей, установок, норм, закрепленных в ее правовом сознании и реализуемых в правовом поведении, образующих определенный способ организации ее жизнедеятельности как составляющего субъекта воспроизводства социально-

3

правового пространства .

Со своей стороны уточним, что правовая культура несовершеннолетних осужденных идентична в своем логическом понимании, за исключением того, что она формируется в условиях изоляции от общества (воспитательных колониях). Должного уровня правовой культуры в процессе правовой коммуникации вероятнее всего достичь при закреплении мотивов соблюдения норм права в сознании индивидуумов, к которым, по мнению В. А. Щегорцова, относятся:

- внутреннее убеждение и выработка потребности соблюдения закона;

осознание общественной необходимости соблюдения закона и сознательное подчинение своего поведения требованиям;

следование привычке, выработанной в силу осознания или страха перед репрессиями;

осознание групповых интересов;

правовой конформизм (потому что так ведут себя другие);

нежелание потерять уважение окружающих;

страх перед санкциями[16].

Как отмечают Е. К. Матевосова и Н. Я. Соколов, для достижения должного уровня правовой культуры необходимо знание норм права и обязательное наличие правовых ценностей у субъектов права, «поскольку только знание права еще не гарантирует его реализации, а сама по себе реализация права не свидетельствует о правовой культуре его субъектов, осознанности акта их мыслительной и практической деятельности»[17].

С нашей точки зрения, правовая коммуникация в формировании правосознания (да и правовой культуры - О.Л.) несовершеннолетних

осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, должна повысить уровень правового общения подростков с другими субъектами права и между собой, изменить его в положительную сторону и сформировать правопослушное мышление. Распространение и передача правовой информации несовершеннолетним осужденных несет в себе акт коммуникации, который воздействует на установки, убеждения, мнения субъектов о праве.

Важно при этом отметить, что правовые установки подростков должны стать механизмом их внутреннего руководства к совершению правомерных поступков. Информация, содержащая правовые нормы, вызывает определенную установку, тем самым порождая определенное правовое состояние субъекта, готовя его к восприятию последующих сообщений, качественно воздействуя на правовое общение в целом. Другими словами, чем больше положительных изменений в сознании и поведении человека может вызвать информация, тем больше ее социальная ценность. Поэтому правовая коммуникация способна изменить установку при условии, если несовершеннолетний осужденный имеет в этом потребность (мотивацию) и если это диктуется ситуацией.

Безусловно, правы те авторы, которые считают, что правовая коммуникация наиболее успешно воздействует, если правовая информация, которую она несет, гармонирует с ценностями, признаваемыми социальной группой[18], поэтому она должна быть направлена на групповую работу с несовершеннолетними осужденными.

Не вызывает сомнений тот факт, что распространение и передача правовой информации среди несовершеннолетних осужденных способствует укреплению логико-нормативного компонента сферы направленности правосознания, который воздействует на формирование эмоционально-образного и принципиальноволевого компонентов, при этом формируется мотивация, приобретается социально-правовой опыт и вырабатывается модель поведения. Успех правовой коммуникации в данном процессе определяется моделью поведения (противоправное или правомерное) и приобретенным уровнем правовой культуры несовершеннолетних осужденных.

К основным формам правовой коммуникации относятся:

а) правовое информирование - это сообщения правового характера, опубликование нормативно-правовых актов, официальные разъяснительные (интерпретационные) акты, отчеты об определенной деятельности государственных органов, учреждений, предприятий и т. п.;

правовая пропаганда - популярное распространение и разъяснение правовых знаний, выбора того или иного варианта правового решения, поступка, поведения и их последствий, практики использования, исполнения, применения определенных юридических норм и его последствий; оказывает важную роль в правовом воспитании, формировании правовой культуры;

правовая агитация - средство информационно-психологического воздействия на субъектов права в целях побуждения их к правомерному поведению.

Названные формы правовой коммуникации стимулируют субъектов права к правомерному поведению, минимизируют действие деформаций правосознания, способствуют повышению уровня правовой культуры субъектов права. Однако в условиях изоляции от общества к несовершеннолетним осужденным можно применить и другие эффективные формы правовой коммуникации, такие как правовое обучение, правовое воспитание и самовоспитание.

В то же время правовая коммуникация в условиях воспитательной колонии - это специфическая форма общения и взаимодействия, основанная на систематическом распространении, передаче правовой информации между субъектами права в целях формирования у несовершеннолетних осужденных позитивного правосознания, правомерного поведения и должного уровня правовой культуры.

Основными формами взаимодействия и общения с несовершеннолетними осужденными являются: правовое информирование, правовое обучение, правовое просвещение, правовая пропаганда и агитация, правовое воспитание и самовоспитание.

Рассматривая правовую коммуникацию с общетеоретических позиций, кратко остановимся на ее функциях при формировании правосознания несовершеннолетних осужденных. По нашему мнению, правовая коммуникация в условиях воспитательной колонии выполняет следующие функции: информационную (познавательную или когнитивную), оценочную, установочноповеденческую, мотивационную, социальную, воспитательную, регулятивную, прогностическую; охарактеризуем каждую из них:

- информационная (познавательная, когнитивная) - получение правовых знаний и социально-правовых представлений о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном, противоправном поведении (логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания);

оценочная - отношение несовершеннолетних осужденных к явлениям правовой действительности, включает в себя социально-правовые установки и ценностные ориентации личности, характеризует отношение к действующему (желаемому) праву (эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания).

установочно-поведенческая - готовность подростков соотносить свои действия в соответствии с принятыми в обществе нормами права, действовать в согласии или вопреки праву, воздействует на формирование правового поведения (принципиально-волевой компонент сферы направленности правосознания);

мотивационная - побуждение к правовым поступкам, активность личности в достижении определенных целей (сфера мотивации правосознания);

социальная - приобретение несовершеннолетними осужденными опыта взаимодействия с обществом на основе имеющихся знаний, умений, представлений о нормах права, при совершении правовых поступков или в процессе общения в субъектами права;

воспитательная - воздействие норм права на сознание и волю несовершеннолетних осужденных, при котором было принято решение о совершении волевого поступка (акта воли);

регулятивная - реализация субъектами права нормативно-правовых актов и установленных правил поведения;

прогностическая - формирование правосознания и правовой культуры несовершеннолетних осужденных.

Говоря о функциональной принадлежности, следует помнить, что основная цель правовой коммуникации в условиях изоляции от общества направлена на формирование у несовершеннолетних осужденных позитивного правосознания, правомерного поведения и должного уровня правовой культуры.

С учетом изложенного представим свой вариант определения позитивного правосознания несовершеннолетних осужденных, под которым понимается специфическая форма сознания, обладающая положительной направленностью и выражающаяся в наличии у несовершеннолетних осужденных правовых знаний, умений, навыков, понимания норм права и осознания его ценности, готовности соблюдать законы, при этом в их сознании доминируют идеи законности и правопорядка.

В порядке предварительного вывода отметим следующее. Правомерным считается поведение несовершеннолетних осужденных, обладающее нормативностью, общественной значимостью, соответствующее предписаниям норм права, которое обеспечивается государством и направлено на удовлетворение интересов личности и общества.

Должный уровень правовой культуры предполагает наличие в правовом сознании несовершеннолетних осужденных знаний о праве, правовых ценностей, на основе которых они следуют предписаниям норм права и ведут себя законопослушно.

В свою очередь, законопослушное поведение предполагает наличие у субъектов права установочной позиции, которая является целесообразным выбором на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ (для себя, других и всего общества) соблюдения закона и недостатков, невыгод, отрицательных последствий его нарушения.

Как известно, отбывание наказания и процесс исправления несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы регулируется нормами уголовно-исполнительного права. Характерно, что в соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) основными целями уголовно-исполнительного законодательства России является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений[19].

В целях исправления несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, который направлен на формирование законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня (ч. 1 ст. 141 УИК РФ).

Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний»[20] (далее - приказ № 91) предусмотрено нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое и иное воспитание несовершеннолетних осужденных, способствующее их исправлению (п. 3.1 приказа № 91).

В соответствии с п. 3.2-3.7 приказа № 91:

нравственное воспитание нацелено на формирование морально-этических установок, а также на то, чтобы осужденный познакомился с основами этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям;

правовое воспитание направлено на формирование у осужденных представлений о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, осознания необходимости соблюдения правовых норм;

трудовое воспитание нацелено на развитие у осужденного трудовых навыков, приобретение им профессии для трудоустройства после освобождения, развитие собственной активности подростка, спектра его способностей, при этом учитываются потребности рынка труда;

эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры;

физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы и организации досуга осужденных;

- воспитательная работа с осужденными в воспитательных колониях организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

На наш взгляд, в целях реализации положений ч. 1 ст. 141 УИК РФ и формирования законопослушного поведения у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии главенствующее место в правовой коммуникации должно отводиться именно правовому воспитанию. Проведенное в работе социолого-правовое исследование правосознания несовершеннолетних осужденных подтверждает необходимость организации правового воспитания подростков, так как у них наблюдаются деформации правосознания, имеются отклонения в правовой социализации и им свойственно искаженное восприятие правовой действительности, что говорит о низком уровне их правосознания и правовой культуры.

В порядке небольшого отступления отметим, что в современной юридической науке проблемам правового воспитания уделяется значительное внимание. Так, по мнению Т. Н. Радько, правовое воспитание является сложным, многогранным процессом, решающим важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры[21].

Через призму правового воспитания, считает В. И. Крусс, осуществляется формирование правового сознания и правовой культуры, которое предполагает решение таких важных вопросов, как создание теоретической, идейномировоззренческой, психологической основ. Данный процесс осуществляется посредством диалектического единства образования, обучения и воспитания[22].

Обширное исследование правового воспитания в современном российском обществе, проведенное Е. К. Матевосовой и Н. Я. Соколовым, позволяет понимать под данным явлением «целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры»[23].

В качестве одного из основных средств в развитии правосознания несовершеннолетней молодежи Е. С. Сальникова и С. Б. Целиковский видят правовое воспитание. Оно, как верно считают эти авторы, способствует формированию таких его основополагающих компонентов, как правовые знания, нравственно-ценностные ориентации, уважительное отношение к законам и иным элементам правовой системы, правовые установки, соответствующие интересам современного общества, в целом реализующиеся в правомерном поведении. Результатом правового воспитания несовершеннолетнего является формирование позитивного правового сознания, оказывающего основополагающую роль в становлении правомерного поведения личности[24] [25].

Важнейшими задачами правового воспитания, как пишет Т. В. Муслумова, являются воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, знание своих прав, умение их реализовать и защищать, признавать и уважать права других людей, уметь строить правовые отношения, освоить способы правомерного поведения. Подрастающее поколение должно быть информировано о правовых

-5

требованиях, предъявляемых к нему государством и обществом .

Правовое воспитание несовершеннолетних осужденных, по О. Б. Пановой, заключается в выработке отношения к праву как инструменту решения юридически значимых жизненных проблем и правовой реальности как пространству безопасности в системе вероятных социальных угроз и рисков в сфере правовых отношений[26].

В. М. Сапогов воспринимает правовое воспитание как основу преодоления искаженности правовых представлений, ориентиров, убеждений и установок несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции от общества[27]. По Л. В. Сердюку, правовое воспитание молодежи является основой правовой культуры и залогом снижения преступности[28].

Обобщив мнения ученых и юристов, под правовым воспитанием в условиях воспитательной колонии нами предлагается понимать процесс целенаправленного воздействия на правосознание несовершеннолетних осужденных, который служит развитию правовой грамотности, формированию правовой культуры и установлению правомерного поведения.

По результатам рассмотрения темы, вынесенной в заголовок параграфа, сделаем следующий вывод. Правовая коммуникация в условиях воспитательной колонии - это специфическая форма общения и взаимодействия, основанная на систематическом распространении, передаче правовой информации между субъектами уголовно-исполнительного права и направленная на формирование позитивного правосознания, должного уровня правовой культуры и правомерного поведения несовершеннолетних осужденных.

Правовая коммуникация выполняет следующие функции: информационную (познавательную или когнитивную), оценочную, установочно-поведенческую, мотивационную, социальную, воспитательную, регулятивную и прогностическую.

Под правовым воспитанием в условиях воспитательной колонии нами предлагается понимать процесс целенаправленного воздействия на правосознание несовершеннолетних осужденных, который служит развитию правовой грамотности, формированию правовой культуры и установлению правомерного поведения.

 

[1] Поляков А. В. Общая теория права : курс лекций. СПб., 2001. С. 3.

[2]

Коммуникация (лат. communicatio, от communico - «делаю общим, связываю, общаюсь») - это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессе деятельности. См.: Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. / под ред. А. М. Прохорова. М., 2001. Кн. 1. С. 397.

[3] См.: Поляков А. В. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. СПб., 2003. С. 13-16.

См.: Архипов С. И. Понятие правовой коммуникации // Российский юридический журнал. 2008. № 6. С. 7.

См.: Романова Е. А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 9.

[6] См. напр.: Макушина Е. Б. Правовая коммуникация как феномен права и общения // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2004. № 1. Т. 9. С. 141-143; Чикеева З. Ч. О понимании

коммуникативной теории права // Право : журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4. С. 4553; Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. С. 175-178, 278-285; Усманова Е. Ф. Сущность и содержание коммуникативной функции правовой культуры // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 88-90; Krawietz W. Ausdifferenzierung des modernen Rechtssystems und normative strukturelle Kopplung - sozietal oder sozial? // Selbstbeobachtung der modernen Gesellschaft und die neuen Grenzen des Sozialen / hrsg. G. Peter, R.-M. KrauBe Frankfurt/M., 2012. S.73-101, 86 ff., 94-96 ff.; Krawietz W. Beyond Methodological and Theoretical Individualism - Are There Collective Actors or Collective Subjects in Modern Legal Systems? // Values and Norms in the Age of Globalization / hrsg. E. Czerwinska- Schupp. Frankfurt / M., 2007. S. 385-396, 387 ff., 392 f.; Krawietz W. Juridische Kommunikation im modernen Rechtssystem in rechtstheoretischer Perspektive // Rechtsphilosophie im 21. Jahrhundert / hrsg. W. Brugger, U. Neumann, St. Kirste. Frankfurt / M., 2008. S. 181-206, 197 ff.; Luhmann N. Das Recht der Gesellschaft. Frankfurt am Mein, 1995. S. 55; Riechers G. Die Normen- und Sozialtheorie des Rechts bei und nach Georges Gurvitch. Berlin, 2003. S. 228 ff., 266 f.; Weber-Grellet H. Rechtsphilosophie und Rechtstheorie. 5. Aufl. Munster, 2010. S. 53, 75-79; Werner P. Soziale Systeme als Interaktion und Organisation. Zum begrifflichen Verhaltnis von Institution, Norm und Handlung // Kritik der Theorie sozialer Systeme / hrsg. W. Krawietz, M. Welker. Frankfurt / M., 1992. S. 200-214, 203.

1 См.: Усманова Е. Ф. Указ. соч. С. 88.

[7] См.: Макушина Е. Б. Указ. соч. С. 142, 143.

См.: Романенко Е. А. Вопросы соотношения коммуникации и правового общения // Вестник Краснояр. гос. аграр. ун-та. 2010. № 12. С. 150.

[9] См.: Полищук Н. И. Эволюция и состояние теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 13.

[10]

См.: Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 12.

[11] См.: Полищук Н. И. Указ. соч. С. 13, 14.

[12] См. подробнее: Жегусов Ю. И. Указ. соч. С. 12, 13.

См.: Рыбаков В. А. Регулирующая роль правосознания // Вестник Ом. ун-та. Сер. Право. 2011. № 3 (28). С. 9.

[13] Соколов Н. Я. О понятии правовой культуры // LexRussica. 2004. № 2. С. 394.

См.: Усманова Е. Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55) : в 2 ч. Ч. II. C. 193.

[15] См.: Чупров В. И., Зубок Ю. А., Певцова Е. А. Указ. соч. С. 69, 70.

[16] См.: Щегорцов В. А. Социология правосознания. М., 1981. С. 90.

[17]

Соколов Н. Я., Матевосова Е. К. Правовое воспитание в современном российском обществе : учеб. пособие. М., 2015. С. 41.

[18] См., напр.: Романенко Е. А. Указ. соч. С. 151.

[19] См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

[20] Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 (в ред. от 21.06.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».

[21] См.: Радько Т. Н. Теория государства и права : учеб. пособие. М., 2001. С. 404.

См.: Крусс В. И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Гос-во и право. 2002. № 7. С. 46.

[23] Соколов Н. Я., Матевосова Е. К. Указ. соч. С. 9.

См.: Целиковский С. Б., Сальникова Е. С. Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. 2015. № 11-12 (20). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2825 (дата обращения : 10.09.2016).

См.: Муслумова Т. В. Правовая культура подрастающего поколения: социальнофилософский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2004. С. 320.

[26] См.: Панова О. Б. Педагогический анализ готовности несовершеннолетних осужденных к правовому воспитанию // Вестник института: Преступление, наказание, исправление. 2011. № 2. С. 49.

[27] См.: Сапогов В. М. Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях изоляции от общества посредством метода проектов // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 2 (6). С. 52.

[28]

См.: Сердюк Л. В. Правовое воспитание несовершеннолетних - основа правовой культуры населения // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2009. № 3. С. 122.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.11.2017)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%