Прежде чем перейти к исследованию вынесенной в заголовок проблемы, вначале отметим значение самого понятия «оптимизация». Оптимизация (от лат. optimus - наилучший) есть выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных; улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности (подчеркнуто нами - О.Л.). Оптимизация, как процесс, направлена на повышение эффективности и достижение ее максимума в тех или иных процессах или явлениях. Не случайно категория эффективности права (норм права) еще в советской юридической науке отождествлялась с оптимальностью, правильностью, обоснованностью и целесообразностью[1].
Характерным является то обстоятельство, что в настоящее время в нашей стране реализуется целый комплекс государственных мер (национальных проектов, федеральных целевых программ и др.) в сферах детства и развития правосознания, правовой культуры граждан, которые призваны оказать особую заботу и помощь несовершеннолетним, противостоять правовому нигилизму и способствовать формированию у российских граждан уважения к законам государства.
Так, в 2011 году Президентом РФ были утверждены Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Основы), которые направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства (п. 3 Основ)[2].
Кроме упомянутых Основ с 2013 года в нашей стране реализуется государственная программа «Юстиция», главными целями которой являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию[3] [4].
Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания российских граждан. В этом ключе справедливо отмечал великий русский философ И. А. Ильин: «Единение человека с его народом - единение национальное и патриотическое - слагается обычно в форму правовой связи и принимает вид государственного единения. Вследствие этого национализм и патриотизм живут в душе в теснейшей связи с государственным правосознанием. Инстинкт, дух и чувство права, восполняя друг друга, создают в душе ту цельную, мужественную и нравственно-прекрасную энергию, которая необходима для героической обороны родины и которая в то же время не позволяет человеку впадать в состояние мирозавоевательной алчности. Эта энергия есть проявление «естественного правосознания» .
Со своей стороны заметим, что в современной России патриотическое воспитание граждан представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[5].
Характерно, что в период с 2001 по 2015 год в нашей стране были реализованы три государственные программы патриотического воспитания российских граждан.
С 2016 года начала работать государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая направлена на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества, ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи[6].
Наряду с изложенным, по инициативе Министерства обороны РФ и поддержке Президента РФ с 2016 года осуществляет свою деятельность Всероссийское военно-патриотическое юнармейское движение (далее - Юнармия). Данное движение призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, в целях повышения интереса у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Вступить в Юнармию может любой
-5
школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд .
Подчеркнем, что наше государство проявляет повышенный интерес к развитию патриотического сознания у подрастающего поколения, так как готовность молодежи к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов государства способствует повышению уровня их правосознания и правовой культуры. Патриотическое и правовое воспитание
тесно взаимосвязаны и направлены не только на укрепление патриотизма как условия единства и величия нашей страны, но и на формирование позитивного правосознания молодежи.
Сегодня российское общество находится на пути формирования правосознания и правовой культуры граждан. Наблюдается повышенный интерес к институтам уполномоченных по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина; особая роль отводится институту уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) в субъектах РФ. На встрече Президента РФ В. В. Путина с федеральными и региональными омбудсменами, которая состоялась 5 декабря 2014 г. в г. Москве, обсуждались актуальные вопросы соблюдения прав человека и развития институтов гражданского общества в регионах РФ. Президентом РФ была отмечена важность поддержания позитивного, созидательного настроя общества, обеспечения пространства свободы для самореализации каждого человека. Особое внимание было уделено вопросам защиты прав детей. Также говорилось о смещении акцентов в социальной работе государства в сфере защиты детей, о роли родной семьи для ребенка, которая необходима для жизни, роста и воспитания детей. В частности, уполномоченный по правам человека во Владимирской области Л. В. Романова подчеркнула важность работы государственных структур и правозащитных организаций в едином правовом поле, которое действовало бы на всей территории РФ и помогало бы защищать права человека и строить социальную справедливость[7].
27-28 апреля 2015 г. в г. Ульяновске состоялся XI Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, на котором обсуждались актуальные проблемы защиты прав детей, вопросы реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Отдельная площадка была посвящена защите прав детей в сфере образования[8].
17 мая 2016 г. на итоговом пленарном заседании XIII Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ (г. Ростов-на-Дону) рассматривались также вопросы детского суицида. Хотя за последние годы число самоубийств несовершеннолетних сократилось, однако изменился характер подобных явлений. Так, появилось много сайтов, вовлекающих несовершеннолетних в различные сообщества, пропагандирующие суицид[9]. Не случайно поэтому в Государственной Думе РФ обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за подобные действия.
В целях реализации комплекса мер по оказанию поддержки детям в РФ создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, одним из приоритетных направлений деятельности которого является социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной[10] [11].
Фактически к настоящему времени обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ всегда ставится задача по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025
3
года .
В продолжение и в плане заявленной темы обратимся теперь к рассмотрению специальных документов официального характера по исследуемой проблематике.
Так, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761[12] (далее - Национальная стратегия), определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
К основным направлениям Национальной стратегии, которые, по нашему мнению, способствуют формированию позитивного правосознания, должного уровня правовой культуры, правомерного поведения несовершеннолетних можно отнести:
доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационную безопасность детей;
здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
Таким образом, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности[13].
Необходимо далее отметить, что в нашей стране несовершеннолетние имеют право на особую заботу и помощь со стороны государства, в том числе и те, кто преступили закон, были осуждены и содержатся в местах заключения.
Эта категория несовершеннолетних осужденных является самостоятельной социально-демографической группой, и для формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры в условиях воспитательной колонии требуется применение государством специальных мер, неотъемлемой частью которых являются единство и взаимодополняемость элементов процесса правовой коммуникации в воспитательных колониях.
Для оптимизации формирования правового сознания несовершеннолетних осужденных, их правомерного поведения и должного уровня правовой культуры в условиях изоляции от общества - считаем возможным (и необходимым - О.Л.) предложить следующие основные направления: государственная политика правового воспитания, свободное время (досуг), правовое самовоспитание, которые объединить в едином документе под названием «Программа».
Государственная политика правового воспитания.
В целях развития правосознания, повышения уровня правовой культуры и установления законопослушного поведения у несовершеннолетних осужденных нами предлагается разработать и принять на законодательном уровне государственную программу «Правовое воспитание осужденных в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Программа).
Основными задачами Программы предусмотреть:
формирование модели социально-правового поведения, исходя из принципов уважения норм права, законов, правопорядка, добропорядочности и добросовестности;
развитие высокого уровня правовой культуры и правовой грамотности;
формирование позитивного отношения к устоям общественной жизни, положительной мотивации к законопослушному образу жизни;
формирование правомерного поведения в исправительных учреждениях и после освобождения из мест лишения свободы;
повышение роли государственных и общественных структур;
восстановление и поддержание социально-полезных связей с обществом;
вовлечение институтов гражданского общества и компетентных специалистов в процесс правового воспитания;
внедрение в деятельность исправительного учреждения современных форм, методов и средств правового воздействия.
Механизм реализации названной Программы должен основываться на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, Федеральной службы исполнения наказаний, конкретного исправительного учреждения, в котором отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, органов местного самоуправления, общественных организаций, пропаганды законопослушного поведения в средствах массовой информации, сети Интернет и консолидации деятельности всех структур и институтов гражданского общества в соответствующем направлении.
Конечным результатом реализации Программы должно стать приобретение несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии необходимых правовых знаний, умений, навыков, повышение уровня правовой информированности, формирование позитивного правосознания, достижение должного уровня правовой культуры, повышение доверия к государственным органам, соблюдение требований законов, приобретение опыта и повышение социально-правовой активности.
В связи с тем, что предложенная Программа распространяет свое действие не только на несовершеннолетних осужденных, но и на сотрудников воспитательных колоний, целесообразно будет провести с ними
профилактические беседы на тему должного и образцового поведения (например, о проявлении вежливости, доброжелательности, сдержанности к каждому
подростку, о мотивации несовершеннолетних к правомерному поведению и т.д.).
Кроме того, считаем необходимым, на законодательном уровне пункт 3.3 приказа Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» изложить в следующей редакции:
«3.3. Правовое воспитание направлено на формирование у осужденных модели социально-правового поведения, исходя из принципов уважения норм права, законов, правопорядка, добропорядочности, добросовестности, осознания необходимости их соблюдения, развитие высокого уровня правовой культуры и правовой грамотности, формирование позитивного правосознания и установление правомерного поведения».
Безусловно, правовому воспитанию несовершеннолетних осужденных должно отводиться пристальное внимание со стороны государственных органов, проводимая в данной области политика должна стать залогом эффективного процесса правовой коммуникации в условиях изоляции от общества.
Свободное время (досуг).
От правильной организации свободного времени (досуга) несовершеннолетних осужденных зависит эффективность формирования правосознания и правовой культуры. Именно во время досуга осужденные подростки могут почувствовать себя максимально свободными в условиях изоляции от общества.
Всеобщая Декларация прав человека, провозглашает, что «каждый человек имеет право на отдых и досуг»[14] [15] [16] (ст. 24). Право человека на использование свободного времени по своему усмотрению закреплено и ст. 44 Конституции Российской Федерации .
В процессе организации и проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы право на досуг также реализуется в
-5
соответствии с положениями Европейских пенитенциарных правил 2006 г. (далее - Правила), которые содержат ряд рекомендаций по организации физического воспитания и досуга осужденных, являющихся элементом режима во всех видах пенитенциарных учреждений. Согласно п. 27.6 Правил осужденным должны быть предоставлены возможности для проведения досуга, который включает занятия спортом, игры, культурные мероприятия, хобби, а также иные формы, и если это возможно, то следует разрешать проведение такого рода занятия.
Организация досуга осужденных в воспитательных колониях осуществляется с помощью групповых и массовых форм воспитательной работы, к которым относятся занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковая работа. Они направлены на обучение подростков общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины в воспитательной колонии (п. 3.8 приказа № 91).
Свободное время в условиях воспитательной колонии - это часть распорядка дня несовершеннолетних осужденных, которая не занята учебной, трудовой и другой деятельностью, а также временем, необходимым на удовлетворение физиологических потребностей (сон, прием пищи, личная гигиена и т. д.). Свободного времени у подростков немного, но все-таки оно имеется, особенно в выходные, праздничные дни и в вечернее время после учебы или работы.
В целях осознания ценности норм права, формирования нормативного поведения, установления позитивных правовых позиций у несовершеннолетних осужденных организацию их свободного времени в воспитательных колониях следует проводить в виде кружковых занятий по праву. Заметим, что 42 % подростков, принявших участие в социолого-правовом исследовании правосознания, согласны посещать подобные занятия.
Кружок по праву в условиях воспитательной колонии - организация несовершеннолетних осужденных, объединившихся для совместной деятельности и совместных занятий в области права. В названии кружков подростки могут использовать различную правовую тематику (например, «Закон и молодежь», «Цивилисты», «Знатоки права», «Право» и «Лево»).
Основными задачами кружков по праву в изоляции от общества могут
стать:
повышение уровня правовых знаний, умений и навыков;
приобретение практического опыта в социально-правовой сфере;
ознакомление с общими нормами права и законодательством, применяемым к различным видам правоотношений;
повышение социально-правовой активности личности;
формирование позитивных правовых установок, убеждений и ценностных ориентаций;
развитие потребности в самовоспитании и самообразовании;
мотивация к законопослушному поведению в исправительном учреждении и последующей ресоциализации.
С нашей точки зрения, механизм работы кружков по праву должен быть следующим. Познание правовых основ государства, законов комбинируется с изучением отдельных видов юридических правоотношений (гражданских, жилищных, трудовых, потребительских, административных, уголовных), которые в большей степени привлекают несовершеннолетних осужденных. По возможности такие мероприятия следует проводить исключительно на правовые темы, интересующие подростков и их друзей в условиях воспитательной колонии или которые интересовали их родителей, близких, сверстников в процессе жизнедеятельности до совершения преступления. Вероятнее всего, несовершеннолетним осужденным будут интересны именно практические ситуации из различных видов гражданских правоотношений (работник и работодатель, наймодатель и наниматель, кредитор и должник, продавец и покупатель, наследодатель и наследник, супруги и дети, муж и жена и т. п.).
Кружковая работа по праву несомненно будет способствовать раскрытию индивидуальных возможностей несовершеннолетних осужденных, которые не всегда удается выявить и активизировать в других видах деятельности: учебной, трудовой, бытовой. При этом сотрудники воспитательных колоний смогут осуществить дополнительное психолого-педагогическое воздействие на несовершеннолетних осужденных, выявить положительные (негативные) качества их личности, узнать мотивы совершения преступлений, развить чувство ответственности за совершенные поступки.
Правовое самовоспитание.
Полагаем считать аксиоматичным правило, согласно которому для поддержания социально-правовой активности несовершеннолетним осужденным необходимо заниматься правовым самовоспитанием. Данный вид самовоспитания тесно взаимосвязан с правовым воспитанием и выступает важной составляющей процесса исправления осужденных в условиях воспитательных колоний. Вот краткий доктринальный подход к проблеме.
По мнению В. В. Байлук, самовоспитание - процесс движения от сущего к должному и от должного к утверждению нового сущего. Должное - это те качества, которые личность ставит цель у себя сформировать. Его основа - осознанные требования общества к личности и личности к самой себе, то есть осознанное общественно и личностно необходимое, а новое сущее - это то должное, которое реализуется в действиях личности, в ее поступках[17] [18].
В. А. Сухомлинский воспринимал самовоспитание как «не что-то
Л
вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент» . Он считал, что никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает.
А. С. Бондарев отмечает, что правовое воспитание и правовое самовоспитание есть две неразрывные и взаимно пронизывающие друг друга стороны демократического правовоспитательного процесса. Под правовым самовоспитанием он понимал вид правовой социализации, организованный и целенаправленный процесс формирования и развития собственной правовой культуры субъектом права[19] [20].
Е. К. Матевосова и Н. Я. Соколов указывают, что в процессе правового самовоспитания активизируется и поддерживается социально-правовая активность граждан, самовоспитание осужденных является важной составляющей их исправления. Именно самовоспитание осужденных способствует достижению таких целей, как исправление и предупреждение совершения ими новых преступлений. При этом осужденные самовоспитываются, а не перевоспитываются, поскольку перевоспитание - это несуществующий и невозможный на практике процесс; если личность воспитана, то в перевоспитании она не нуждается, если же личность невоспитанна, то она нуждается в воспитании, как таковом2.
В свою очередь, по нашему мнению, процесс правового самовоспитания несовершеннолетних осужденных должен проходить в несколько этапов.
Первый этап предполагает принятие субъектом права решения о правовом самовоспитании.
Второй этап - анализ и выявление социально-правовых качеств личности, которые надо развивать и от которых необходимо избавиться (правовое самопознание).
Третий этап - постановка целей достижения позитивного правосознания и должного уровня правовой культуры.
Четвертый этап - непосредственно самовоспитание, проявляющееся через социально-правовую активность личности, совершение правовых поступков, правовое поведение; главный критерий - самоконтроль.
В результате, под правовым самовоспитанием несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях можно понимать самостоятельно организованный процесс правового воспитания, предполагающий исследование субъектом уголовно-исполнительного права собственной правовой культуры и направленный на поддержание социально-правовой активности личности.
Организованный информационный поток, основанный на реализации программы «Правовое воспитание осужденных в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний», организации свободного времени (досуга) несовершеннолетних осужденных в виде кружковой работы по праву, правового самовоспитания подростков воздействуют на все сферы правового сознания (направленности, мотивации и социально-правового опыта). Полученная в процессе взаимодействия и общения правовая информация, знания, умения, навыки развивают логико-нормативный компонент сферы направленности правосознания, у подростков происходит осознание ценности права, повышается доверие к государственным органам, приобретаются позитивные установки и ценностные ориентации, усиливается поведенческая активность, следовательно, повышаются критерии оценки эмоционально-образного и принципиальноволевого компонентов сферы направленности правосознания.
Для достижения главных целей уголовно-исполнительного законодательства России - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, подготовки несовершеннолетних осужденных к самостоятельной жизни после освобождения - в воспитательных колониях организуется учебно-воспитательный процесс, который предполагает формирование законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, образованию.
Однако законодателем не предусмотрено формирование правосознания и правовой культуры в процессе воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, поэтому считаем необходимым изложить ч. 1 ст. 109 УИК РФ в следующей редакции:
«Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня, правосознания и правовой культуры» (курсив наш - О.Л.).
Таким образом, в условиях воспитательной колонии процесс правовой коммуникации способствует распространению и передаче правовой информации среди несовершеннолетних осужденных, что укрепляет структурные элементы их правосознания. В процессе правовой коммуникации формируется позитивная мотивация к законопослушному поведению, приобретается необходимый социально-правовой опыт и вырабатывается модель правомерного поведения. Наряду с этим, предложенные некоторые пути оптимизации формирования правосознания несовершеннолетних осужденных будут способствовать преодолению различного рода деформаций правосознания этой категории граждан, повышению его качественного уровня в направлении позитивных характеристик.
[1] См.: Керимов Д. А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М., 1960. С. 143; Пашков А. С., Явич Л. С. Эффективность действия правовой системы // Советское государство и право. 1970. № 3. С. 41-44; Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 200.
[2] См.: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом Рос. Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
[3] См.: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 (в ред. от 23.04.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18. Ч. II. Ст. 2158.
[4]
См.: Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М., 1996. Т. 1. С. 214.
[5] См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 декабря
2015 г. № 1493 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 2. Ч. I. Ст. 368.
[6]
См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
о
См. подробнее: Гаврилов Ю. Форменный пацан // Рос. газ. 2016. 7 апр. С. 7; Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» : официальный сайт Министерства обороны РФ. URL: http://mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения : 10.09.2016).
[7] См.: Встреча с федеральными и региональными омбудсменами. URL: http://www. kremlin.ru/events /president/transcripts/47179 (дата обращения : 09.04.2015).
См.: XI Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/administration/49365 (дата обращения : 12.09.2016).
[9] См.: Завершил работу XIII Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. URL: http://www.rfdeti.ru/news/11222-zavershil-rabotu-xiii-sezd-upolnomochennyh-po-pravam-rebenka- v-subektah-rf (дата обращения : 12.09.2016).
См. подробнее: О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации : указ Президента Рос. Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 (в ред. от 10.10.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 13. Ст. 1254; Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. URL: http://fond-detyam.ru/about/ (дата обращения : 12.09.2016).
2012. № 23. Ст. 2994).
[12] См.: Там же.
См.: Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 28.11.2015). Преамбула // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
[14] Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.
[15] См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Рос. газ. 1993. 25 дек.
[16] См.: Европейские пенитенциарные правила : Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы : принята 11 января 2006 г. на 952-м заседании представителей министров // СПС «Консультант Плюс».
[17] См.: Байлук В. В. Самовоспитание личности: онтогенетический аспект // Актуальные вопросы развития социальной активности молодежи в Уральском федеральном округе. Воспитание социально активной молодежи в разновозрастных детско-юношеских коллективах : сб. науч. тр. по материалам IV Всерос. социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица (15
нояб. 2012 г.). Екатеринбург, 2012. Ч. 1. С. 38.
[18]
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива. М., 1975. С. 28-29.
[19] См.: Бондарев А. С. Правовое самовоспитание как самостоятельный вид субъектносубъектной правовой социализации // Вестник Перм. ун-та. 2013. № 2 (20). С. 12, 13.
[20] См.: Соколов Н. Я., Матевосова Е. К. Указ. соч. С. 96-98.
|