Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет организацию как организованность, планомерное, продуманное устройство, внутреннюю дисциплину[1]. В словаре иностранных слов организация (фр. organisation) толкуется как устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в строгую систему[2].
В специальной литературе отмечается, что общим определением организации является создание необходимых условий взаимодействия людей, структурно объединенных в организационную систему для достижения определенных функциональных целей; под организацией же работы в органах прокуратуры понимается создание оптимальных условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей функциональной деятельности органов прокуратуры[3].
Только при создании оптимальных условий для деятельности органов прокуратуры и их должностных лиц, приводя ее в строгую систему, можно обеспечить надлежащую организацию того или иного направления (поднаправления) надзорной функции прокуратуры и нацелить его на достижение законодательно установленных целей деятельности органов прокуратуры.
Деятельность по организации прокурорского надзора имеет свое содержание, в которое специалисты включают:
- информационно-аналитическую работу в прокуратуре,
- прогнозирование и планирование работы в прокуратуре,
- руководство деятельностью органов прокуратуры,
- стимулирование (мотивацию) работы в органах прокуратуры,
- контроль[4].
Наукой выделяются соответствующие функции управления в органах прокуратуры[5].
В литературе по прокурорскому надзору подчеркивается особая важность информационно-аналитической работы в органах прокуратуры[6].
Именно в информационно-аналитической работе (в содержании получаемой органами прокуратуры информации, специфике ее источников, алгоритме и узловых элементах анализа) выражается специфика организации того или иного направления (поднаправления) прокурорского надзора за исполнением законов.
На основе анализа состояния законности и правопорядка осуществляется планирование работы органов прокуратуры[7], он используется также при прогнозировании состояния законности, правового регулирования и пр.
Прежде чем рассматривать вопрос о сущности информационноаналитической работы в органах прокуратуры, представляется целесообразным остановиться на этимологии составляющих его терминов.
Так, понятие «информация» происходит от латинского «informatio» - разъяснение, изложение, осведомлённость. Словарь С.И. Ожегова определяет слово «информация» как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь[8].
Основатель кибернетики Н. Винер определял информацию как "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде[9]».
В информатике под информацией понимается специфический атрибут реального мира, представляющий собой его объективное отражение в виде совокупности сигналов и проявляющийся при взаимодействии с «приемником» информации, позволяющим выделять, регистрировать эти сигналы из окружающего мира и по тому или иному критерию их идентифицировать[10].
Легальное определение информации можно найти в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ст. 2 которого указывается, что информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления[11]. В утратившем в связи с вступлением названного закона силу Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[12] содержалось более развернутое определение информации; под ней понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2).
Исследование данных понятий показывает, что законодатель отказался от использования в понятии информация ряда терминов, отвечающих на вопрос, о чем должны быть сведения, чтобы они являлись информацией. По мнению авторов одного из комментариев к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в приведенном контексте термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п[13].
Обратимся ко второму интересующему нас термину «анализ». С древнегреческого анализ - разложение, расчленение. С.И. Ожегов в словаре русского языка определяет анализ как метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; всесторонний разбор, рассмотрение[14].
Согласно теории познания, анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны[15]. В философской литературе отмечается, что, будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое[16].
Как пишет В.А. Канке, «ученый поступает подобно ребенку, который разбирает игрушки на части и с изумлением взирает на каждую из них. Однако ребенок, разобрав игрушку на части, как правило, не может восстановить ее. Исследователь же в отличие от ребенка не забывает о целом, он дополняет анализ синтезом, соединением многообразного в целое.»[17].
Таким образом, в самых общих чертах информацию можно определить как сведения, данные о ком-либо (чем-либо) в любой форме, а анализ - метод исследования, заключающийся в разложении целого на части в целях изучения последних.
Под информационно-аналитической работой в органах прокуратуры авторы учебника прокурорского надзора под редакцией Ю.Е. Винокурова понимают деятельность по сбору, накоплению и анализу информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики[18].
Понятие информации для аналитической работы в органах прокуратуры формулирует, в частности, А.Я. Мыцыков. Под такой информацией он понимает отражающие действительность данные о преступности и правонарушениях непреступного характера, а также любые другие данные, свидетельствующие об организации работы правоохранительной системы, в том числе и прокуратуры. Иными словами, - совокупность качественных и количественных характеристик этих явлений в их единстве и развитии[19].
«Прокурорская» информация, как отмечает А.Я. Мыцыков, должна отвечать обычным требованиям, т.е. быть объективной, точной и целенаправленной. С тем, чтобы информация эффективно использовалась для анализа, необходимо её достаточное количество. Малый или, наоборот, избыточный объём информации негативно влияет на выработку решений. Не менее важно, чтобы она была полезной. Полезность определяется тем, что такая информация является необходимой для постановки или разрешения надзорной либо управленческой задачи[20].
Используемую в прокуратуре информацию названный автор условно разделяет на три вида: статистическую, оперативную и справочную. Статистическая информация представляется из органов госстатистики, органов министерства внутренних дел, юстиции и других в заранее установленные сроки и по определённой форме. Оперативная информация (суточные сводки о происшествиях и т.п.) поступает непрерывно в самой различной форме. Справочная информация накапливается в прокуратурах постепенно и используется по мере надобности[21].
В.П. Рябцев выделяет аналитическую работу в качестве одной из функций управления в органах прокуратуры (аналитическая функция), которая состоит в истолковании и объяснении процессов, происходящих в состоянии законности в соответствующих регионах, сферах правовых отношений, а также в деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. Анализ основывается на методах, выработанных статистикой, криминологией, криминалистикой, теорией управления[22].
Задачами анализа, пишет В.П. Рябцев, могут быть: оценка оперативной обстановки; установление процессов и тенденций в состоянии законности и определение факторов, воздействующих на эти изменения; прогнозирование состояния законности и потребностей в изменениях правовой регламентации деятельности, организационной структуры органов прокуратуры и пр. Названный автор в качестве объектов аналитической работы определяет: оперативную обстановку состояния законности в регионе на определенный момент; состояние законности в регионе в целом, в его различных частях, по отдельным видам преступлений и иных правонарушений за определенный период; состояние работы органа прокуратуры как во всем комплексе, так и по выполнению отдельных функций прокуратуры, ее деятельности в отдельных сферах правовых отношений (экология, внешнеэкономическая деятельность, налоговые, кредитно-финансовые и иные отношения)[23].
По мнению Э.Б. Хатова, информационно-аналитическая работа представляет собой постоянный процесс сбора, учета, накопления, обмена информации (информационное обеспечение) и ее мыслительно-логической обработки: уяснения, обобщения, оценки, построения выводов и предложений (аналитическое обеспечение). Содержание информационно-аналитической работы состоит из целенаправленных и взаимосвязанных действий по обработке информации, выполняемых на основе практического опыта, профессиональных знаний и здравого смысла, направленных на достижение поставленных целей[24].
Так, целью информационно-аналитической работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации Э.Б. Хатов называет повышение эффективности деятельности прокуратуры в целом и ее подразделений, а также прокуратур городов, районов. Для достижения этой цели информационно-аналитическая работа в прокуратуре субъекта должна быть направлена на решение двух основных задач.
Определение приоритетных направлений по всем видам деятельности органов прокуратуры субъекта Российской Федерации. Для этого необходимо установить наиболее распространенные виды нарушений законов, динамику их развития, кем и на каких территориях субъекта Российской Федерации они в основном совершаются, выявить причины и условия им способствующие, определить меры по их устранению.
Обобщение, оценка деятельности прокуратуры субъекта Российской Федерации как в целом, так и отдельных подразделений и нижестоящих прокуратур, а также принятие необходимых мер, в том числе формирование планов, подготовка организационно-распорядительных и информационносправочных документов, направленных на совершенствование организации и управления в прокуратуре субъекта Российской Федерации и устранение основных недостатков в работе[25].
Э.Б. Хатов также формулирует понятие анализа поступившей в прокуратуру информации - уяснение разрозненных сведений, их обобщение в логическую систему пространственно-временных, причинно-следственных и иных зависимостей, позволяющих дать правильную оценку как всей совокупности юридически значимых фактов, так и каждому из них в отдельности. В зависимости от направления информационно-аналитической работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации данный автор выделяет такие виды анализа, как анализ состояния преступности, анализ непреступных нарушений закона, а также деятельности правоохранительных, контролирующих органов и деятельности конкретной прокуратуры[26].
Применительно к рассматриваемому нами вопросу А.Е. Татаринов справедливо отмечает, что эффективность прокурорского надзора в значительной степени зависит от организации проверки и степени информированности прокурора о состоянии законности при обращении с отходами[27].
Обобщение изложенных положений науки прокурорского надзора, а также его практики в сфере обращения с отходами производства и потребления позволяет выделить следующие группы сведений, помимо материалов жалоб, уголовных, гражданских, административных дел и т.п., подлежащих накоплению и обработке в органах прокуратуры:
- сведения органов государственного экологического надзора (Роспри- роднадзор и его управления по субъектам Российской Федерации, региональные органы государственного экологического надзора) о наиболее типичных, выявленных за определенный период времени (полугодие, год), нарушениях законодательства об отходах, принятых по ним мерах (в т.ч. выданных предписаниях), количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, суммах штрафов, в том числе реально взысканных[28];
- данные органов местного самоуправления о несанкционированных свалках на территориях муниципальных образований, мерах по их ликвидации и предупреждению образования свалок, объемах бытовых отходов, размещенных на полигонах, мерах по приведению имеющихся мест размещения отходов в соответствие с требованиями законодательства, количестве лиц, привлеченных по инициативе муниципалитета к административной ответственности за нарушение правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- информация органов Росприроднадзора о лицензиях на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, выданных, действующих, аннулированных и прекративших действие за анализируемый период времени; об объектах размещения отходов, внесенных в государственный реестр таких объектов; о лимитах размещения отходов, установленных для хозяйствующих субъектов; о наиболее крупных предприятиях-отходообразователях на соответствующей территории, копии их статистических отчетов по форме 2-ТП (отходы)[29];
- из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации статистический отчет по форме Ф-18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» по городу (району)[30]; справку о санитарно-эпидемиологической обстановке города, района1;
- информация официальных сайтов в сети Интернет Росприроднадзора, Роспотребнадзора и их территориальных органов, органов регионального государственного надзора в области обращения с отходами, а также сайтов органов местного самоуправления;
- сведения информационного центра при территориальном органе внутренних дел о зарегистрированных в течение полугодия, года преступлениях, предусмотренных ст. 247 УК РФ - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
- данные территориального органа внутренних дел о количестве дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, наиболее типичных случаях ее нарушения.
Указанную информацию необходимо использовать при анализе состояния законности, преступности, а также практики прокурорского надзора и следственной практики в рассматриваемой сфере. Такой анализ следует проводить 2 раза в год в динамике за последние 3-5 лет.
Основываясь на имеющихся научных наработках и изученной практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления полагаем необходимым в анализе состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления отражать следующее.
Динамику образования твердых бытовых (коммунальных) и промышленных отходов на поднадзорной территории. При этом наличие в прокуратуре информации о местах размещения (утилизации) отходов позволит определить адекватны ли возможности имеющихся полигонов, мусоропере- [31] рабатывающих заводов объемам образующихся отходов, принимаются ли хозяйствующими субъектами меры по внедрению малоотходных технологий.
Динамику образования несанкционированных свалок, в том числе в местах расположения контейнерных площадок, что позволит оценить деятельность органов местного самоуправления по участию в организации сбора и вывоза отходов из населенных пунктов, а в перспективе дать оценку работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Применительно к первым двум позициям следует заметить, что наиболее распространенными являются именно нарушения закона, связанные с обращением твердых коммунальных отходов. Данная проблематика характерна как для крупных городов, так и для сельских населенных пунктов, причем в последних сбор и вывоз отходов, иногда, вообще не организован.
Как указывается в литературе, повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а тем паче дачных, садовых и огородных земельных участков не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов ... выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки1.
Поэтому сфера твердых коммунальных отходов должна подвергаться систематическому прокурорскому анализу.
Сведения о промышленных предприятиях, оказывающих наибольшее антропогенное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов.
Ранее уже отмечалось, что отходы 1-го и 2-го классов опасности, по сравнению, например, с отходами 5-го класса, могут нанести более серьезный вред окружающей среде (см. § 3 главы 1). Как правило, такие опасные [32] отходы образуются от деятельности промышленных предприятий (химических, металлургических и пр.). Отходы от добычи полезных ископаемых, хотя и являются, зачастую, менее опасными, составляют более 90 % от всех образовавшихся только в 2015 году отходов в Российской Федерации[33].
В деятельности данных хозяйствующих субъектов могут происходить сбои, возможно попадание указанных отходов на почву, в поверхностные водные объекты, их незаконное размещение на полигонах твердых коммунальных отходов. В этой связи прокурор должен владеть обстановкой на данных предприятиях, знать качественный и количественный состав образуемых ими отходов, динамику образования, их опасные свойства, места захоронения и тп.
Долю использованных, обезвреженных (переданных для обезвреживания) за год отходов предприятий.
В силу ст.ст. 3, 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»[34] одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, а также комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии.
Сравнение указанного выше показателя за несколько лет будет способствовать определению того, внедряются ли хозяйствующими субъектами такие технологии производства.
Динамику количества выявляемых контролирующими органами нарушений в сфере обращения с отходами, включая случаи привлечения нарушителей к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Здесь следует отметить, что простое сравнение данного показателя работы органов государственного контроля по принципу «было больше - стало меньше» и наоборот, не всегда свидетельствует об уровне качества их работы.
Так, например, постоянное увеличение за несколько лет количества выявленных нарушений законодательства на фоне роста объемов несанкционированных свалок, промышленных отходов, размещаемых в окружающую среду вместо их утилизации, свидетельствует об отсутствии реального влияния контролирующего органа на положение дел в области охраны окружающей среды. Поэтому количественные характеристики результатов работы таких органов обязательно должны сравниваться с показателями деятельности хозяйствующих субъектов и качества окружающей среды в разрезе обращения с отходами.
Наиболее типичные и распространенные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, которые выявлялись органами государственного экологического и санитарного надзора, органами прокуратуры.
В литературе по прокурорской деятельности отмечается, что правона- рушаемость складывается из совокупности административных правонарушений, дисциплинарных проступков, налоговых и других правонарушений[35].
Обобщение известных правонарушений, выделение их типов, классификация по степени распространенности позволит прокурору понять структуру правонарушаемости в сфере обращения с отходами производства и потребления на поднадзорной территории, определить наиболее проблемные сферы деятельности и поднадзорные объекты. Исследование типичных правонарушений во времени, за несколько лет позволит определить динамику правонарушаемости.
Уровень эффективности деятельности контролирующих, правоохранительных органов, а также органов местного самоуправления и прокуратуры.
Цель анализа деятельности контролирующих органов, как пишет Э.Б. Хатов, состоит в обобщении и оценке результатов деятельности указанных органов по борьбе с правонарушениями... деятельность органов контроля анализируется в первую очередь по числу соответствующих жалоб, заявлений и иных обращений, содержащих информацию о совершаемых нарушениях закона, поступающих в органы прокуратуры. анализируются результаты предыдущих прокурорских проверок органов контроля, а также практика согласования проведения внеплановых выездных проверок[36].
Так, если на поднадзорный прокурору района территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в течение года поступали жалобы на неполноту рассмотрения им обращений граждан, непринятие мер, скажем, по составлению протоколов по ст. 8.2 КоАП РФ и жалобы прокурором удовлетворялись, можно дать негативную оценку деятельности названного органа, ее низко эффективности и сделать вывод о необходимости проведения в нем плановой проверки.
Кроме этого, следует оценить свою собственную деятельность: насколько принятые меры реагирования были качественны и привели к реальному устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, привлечению виновных лиц к ответственности и прежде всего в органах власти; все ли проведенные плановые мероприятия были результативными; поступали ли повторные обращения на решения по жалобам граждан и иных лиц, удовлетворялись ли они и т.д.
Примеры эффективной работы контролеров и прокуратуры, выразившиеся в выдаче и последующем исполнении предписаний, направлении исков в суды, выполнении судебных решений, пресечении правонарушений посредством привлечения к административной и уголовной ответственности.
Анализ преступных нарушений закона, их причин и условий, а также способов профилактики. Важность данной составляющей аналитической работы не вызывает сомнений. Из всех противоправных деяний в области обращения с отходами производства и потребления именно преступлениями причиняется существенный вред окружающей среде либо создается угроза причинения такого вреда (например, ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации[37]). Только по результатам прокурорских проверок в названной сфере за последние 5 лет (с 2011 по 2015 г.г.) возбуждено 135 уголовных дел[38].
Поэтому на основе разработанного теорией и практикой прокурорской деятельности алгоритма анализа состояния преступности[39] в анализ состояния преступности в сфере обращения с отходами производства и потребления предлагается включать:
оценку динамики состояния и структуры преступности, причины их изменения;
ее территориальный аспект;
исследование причин и условий, способствовавшие совершению преступлений, а также их последствий для окружающей среды;
достаточность принятых профилактических мер и необходимость применения средств прокурорского надзора к тем нарушениям закона, которые потенциально могут повлечь совершение преступлений (например, безлицензионное обращение с отходами, сброс отходов на почву, бездействие в этой связи контролирующих органов) и др[40].
10. Определение проблем названной сферы, требующих прокурорского вмешательства.
11. Предложения по укреплению законности в сфере обращения с отходами, улучшению деятельности органов контроля и управления, правоохранительных органов, а также прокурорского надзора. Например, предложения:
- к органам государственной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления о разработке и принятии нормативных правовых актов, в том числе целевых программ в сфере обращения с отходами; об изменении модели (алгоритма) обращения твердых бытовых (коммунальных) отходов, совершенствованию муниципальных органов власти, организации строительства мусороперерабатывающих заводов, внедрению новейших технологий обезвреживания и переработки отходов и пр;
- по проведению мероприятий по пропаганде права с населением, коллективами предприятий, семинаров с инспекторским составом контролирующих органов и др;
по планированию работы органов государственного экологического надзора, прокуратуры и т.д.
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка ... с. 271.
[2] Цит. по URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/24755 (дата обращения 01.10.2013).
[3] Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. А.Ф.Смирнова.- М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2005. с. 33.
[4] Прокурорский надзор: курс лекций и практикум. Под ред. Винокурова Ю.Е. М.: Экзамен, 2006. С. 98.
[5] Прокурорский надзор: учебник / Под ред. Сухарева А.Я. С. 140.
[6] Настольная книга прокурора. Под ред. Герасимова С.И., М.: Экслит, 2002. с. 64-72; Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник. Под ред. Смирнова А.Ф., М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2005. с. 103; Чури- лов А, Титов П. Аналитическая работа в органах прокуратуры // Законность, 1993, № 4. с. 16-17.
[7] См. п. 4.2. Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.06.2013 № 230 // Законность. 2013. № 8.
[8] Ожегов С.И. Словарь русского языка ... с. 253.
[9] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31.
[10] Беляев М.А., Лысенко В.В., Малинина Л.А. Основы информатики: учебник для вузов. Ростов на Дону, Издатеьство Феникс, 2006. С. 7.
[11] Российская газета. 2006. 29 июля.
[12] Российская газета.1995. 22 февраля.
[13] Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.
[14] Ожегов С.И. Указ. соч. с. 31.
[15] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2004. с. 454-455.
[16] Там же. С. 455.
[17] Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2004. с. 281.
[18] Прокурорский надзор: учебник. Под ред. Винокурова Ю.Е., М: Юрайт-Издат, 2008. с. 78.
[19] Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник ... с. 106.
[20] Там же. С. 107.
[21] Там же.
[22] Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. с. 140-141.
[23] Там же. С. 141.
[24] Хатов Э.Б. Организация информаионно-аналитической работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: методич. материалы к семинару; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. с. 5.
[25] Там же. С. 5-6.
[26] Там же. С. 7.
[27] Татаринов А.Е. Надзор за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления // Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: пособие / под общ. ред. А.В. Паламарчука. М., 2014. с. 248-249.
[28] Поскольку согласно п. 15 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы обязанности по представлению в органы прокуратуры не предусмотренных законодательством статистических данных, указанные в настоящем пункте сведения необходимо получать путем систематического мониторинга содержания официальных сайтов данных органов в сети Интернет.
[29] Данные статистические отчеты представляются природопользователями ежегодно 1 февраля (приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»).
благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием субъекта Российской Федерации».
[31] Административный регламент Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по информированию ... населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 656.
[32] Пономарев М.В., Филаткина Ю.Е. Правовое регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами: практика, проблемы, перспективы // Адвокат. 2016. № 1. С. 60-66.
[33] Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), систематизированные по видам экономической деятельности за 2015 год // URL: http://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-rpnstatf2tpperVED (дата обращения 01.09.2013).
[34] Российская газета. 1998. 30 июня.
[35] Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации: методы сбора и анализа эмпирической информации: науч.-методич. пособие / [О.С. Капинус, С.М. Иншаков, А.Х. Казарина, В.Н. Тищенко]; рук. авт. кол. О.С. Капинус; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010. С. 168.
[36] Хатов Э.Б. Указ. соч. С. 11-12.
[37] СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
[38] См. Приложение 4 к настоящей диссертации.
[39] Например, Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред, А.Ю. Винокуров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. с. 90-95.
[40] Необходимо отметить, что в настоящей диссертации не ставиться цель криминологического исследования сферы обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем, эта составляющая анализа состояния законности освещается только в той мере, в которой это необходимо для организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления.
|