Понедельник, 25.11.2024, 05:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовые основания деятельности Всемирной торговой организации как международной межправительственной организации

Создание ВТО было направлено на преодоление проблем, сложившихся в международной торговой системе, которые не удалось решить на основе ГАТТ- 1947 . Деятельность ВТО основана на принципах недискриминации и взаимности. Оба эти принципа перешли в ВТО из ГАТТ и являются связующим звеном между ВТО и ее предшественницей. Принцип недискриминации образуют два компонента - режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Второй принцип ВТО, охватывающий все договоры системы ВТО, - принцип взаимности - является важным механизмом регулирования торговых отношений посредством предоставления взаимных уступок. Вместе с тем стоит отметить, что в отношении развивающихся и наименее развитых стран данный принцип воспринимается неоднозначно в связи с установлением для данных стран особого и дифференцированного режима .

Следует отметить, что по сравнению с системой ГАТТ система ВТО существенно расширила сферу правового регулирования. Если ГАТТ-1947 применялось только для регулирования международной торговли товарами, то в сферу деятельности ВТО входит также регулирование торговли услугами и правами интеллектуальной собственности[1] [2] [3]. Основным достижением создания ВТО стало завершение процесса перехода государств с двустороннего на многостороннее регулирование международной торговли .

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тот факт, что в отличие от ГАТТ, которая действовала на временной основе и не имела надлежащей правовой основы, ВТО основана на международном договоре. Это свидетельствует об укреплении правового механизма регулирования международной торговли[4]. В связи с этим ценным как для международноправовой науки, так и практики является рассмотрение правовых оснований деятельности ВТО. В контексте данного вопроса отметим, что в международноправовой доктрине получил достаточно широкое распространение термин «право ВТО»[5]. В дальнейшем в настоящем исследовании мы также будем использовать данную формулировку.

Большое внимание рассмотрению «права ВТО» и его структуры уделяет И.В. Зенкин. По его мнению, структуру «права ВТО» образуют Соглашение об учреждении ВТО и многосторонние торговые договоры[6].

Многосторонние торговые договоры (Приложения 1-3 к Соглашению об учреждении ВТО) являются обязательными для всех членов ВТО, и каждая страна, вступающая в ВТО, должна принять обязательства по всему «пакету» общеобязательных торговых договоров[7] [8] [9]. К многосторонним торговым договорам относятся:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ), являющееся основополагающим международным соглашением, регулирующим осуществление торговли товарами в рамках ВТО и смежные с ГАТТ

65

многосторонние торговые соглашения ;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), на основе которого

66

осуществляется регулирование торговли услугами ;

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), нормы которого направлены на защиту прав интеллектуальной собственности в рамках многосторонней торговой системы[10];

Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (ДРС), содержащая правила и процедуры урегулирования споров между членами ВТО[11];

Механизм обзора торговой политики членов ВТО, представляющий собой систему коллективной оценки торговой политики и практики членов ВТО и мониторинга за соблюдением всеми членами ВТО обязательств по торговым договорам системы ВТО[12] [13] [14].

И.В. Зенкин также рассматривает торговые соглашения с ограниченным кругом участников (Приложение 4 к Соглашению об учреждении ВТО), отмечая, что они, являясь факультативными, не входят в «пакет» документов ВТО и создают права и обязанности только для принявших их участников . В момент создания ВТО было заключено четыре факультативных соглашения: Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой, Соглашение по

правительственным закупкам, Соглашение о торговле молочными продуктами, Соглашение о торговле говядиной. Два последних из указанных соглашений прекратили свое действие в 1997 году. На основе Соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, которое вступило в силу с 1 января 1980 года учреждается Комитет по торговле гражданской авиационной техникой, включающий представителей всех участвующих в Соглашении государств. Действующее Соглашение по правительственным закупкам вступило в силу с 1 января 1996 года и предусматривает создание Комитета по правительственным закупкам . Поскольку торговые соглашения с ограниченным кругом участников являются факультативными, то с одной стороны можно сделать вывод, что присоединение к ним не может рассматриваться как обязательное условие для присоединения к Соглашению об учреждении ВТО. С другой стороны, как видно из пункта 1 статьи XII Соглашения об учреждении ВТО, любое государство может вступить в ВТО только на условиях, согласованных между данным государством и ВТО. Таким образом, от присоединяющегося государства в качестве условия присоединения к Соглашению об учреждении ВТО может потребоваться присоединение к факультативному договору.

По вопросу «права ВТО» заслуживает внимания позиция И.И. Дюмулена, который справедливо отмечает, что «ВТО с правовой точки зрения может быть рассмотрена как глобальная правовая основа международной торговой системы и как база многостороннего регулирования международной торговли» . И.И. Дюмулен представляет структуру «права ВТО» следующим образом. Первую группу договоров составляют ГАТТ, ГАТС и ТРИПС. Вторая группа правовых документов - это многосторонние договоры, подробно регулирующие отдельные более частные вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС, например, Соглашение по применению статьи VI Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года, Соглашение по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Третья группа соглашений регулирует те вопросы, которые первоначально не входили ни в ГАТТ, ни в ГАТС или входили в виде отдельных вопросов, а именно Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по сельскому хозяйству, а также конкретизирующие положения ГАТС соглашения по телекоммуникациям, по финансовым услугам. И наконец, в четвертую группу входят решения органов ВТО или решения, принятые в результате спорных ситуаций, интерпретирующие те или иные положения документов ВТО[15] [16] [17].

Интересной, на наш взгляд, является позиция В.М. Шумилова, который, отмечая усиление взаимного переплетения международного права и «права ВТО», рассматривает «право ВТО» как наиболее активно развивающийся компонент сформировавшегося в результате этого взаимодействия глобального права . По мнению В.М. Шумилова, «право ВТО» представляет собой комплексный международно-правовой институт, включающий в себя: нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и иные вопросы функционирования органов

ВТО; нормы решений / резолюций ВТО (и органов ВТО), принимаемых для обеспечения ее целей; нормы «пакета» соглашений ВТО, а также нормы многих отраслей, подотраслей и институтов международного права . Анализируя правовой механизм ВТО, В.М. Шумилов отмечает наличие в нем двух подходов к регулированию международной торговли: горизонтального и вертикального. Горизонтальный подход проявился в создании ВТО и объединяет элементы, являющиеся общими для международной торговой системы. Вертикальный подход, именуемый иначе секторальным, проявляется при заключении как многосторонних торговых договоров, так и торговых соглашений с ограниченным кругом участников и означает создание особых правовых режимов в отдельных секторах международной торговли .

Важной по вопросу «права ВТО» является также позиция Л.П. Ануфриевой, которая, анализируя систему «права ВТО», приходит к выводу, что «право ВТО»

77

является частью международного торгового права , которое, в свою очередь, является подотраслью международного экономического права и представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих

международные торговые отношения государств . Для подтверждения своей [18] [19] [20] [21] позиции Л.П. Ануфриева приводит следующие аргументы: источником «права ВТО» выступают международные договоры, являющиеся результатом согласования воль государств; субъектами «права ВТО» являются государства; нормы «права ВТО» регулируют межгосударственные отношения . Рассматривая структуру «права ВТО», Л.П. Ануфриева придерживается предметнофункционального принципа. Предметная структура «права ВТО» определяется необходимостью регулирования торговли товарами, торговли услугами, торговли правами, связанными с объектами интеллектуальной собственности, а также необходимостью регулирования связанных с торговлей инвестиционных мер. Функциональная структура «права ВТО» обусловлена необходимостью осуществления тарифного, нетарифного и антидемпингового регулирования[22] [23]. В структуру «права ВТО», по мнению Л.П. Ануфриевой, также подлежат включению нормы, регулирующие процедуру разрешения споров и исполнения решений в рамках ВТО, которые представляют собой процессуальный компонент структуры «права ВТО»[24].

Т.К. Гуляева, рассматривая доктринальные подходы к определению «права ВТО»[25], также придерживается позиции о том, что «право ВТО» является частью международного торгового права[26] и обосновывает тезис о том, что в структуру «права ВТО» входят Соглашение об учреждении ВТО, многосторонние торговые соглашения, плюрилатеральные торговые соглашения, а также протоколы о присоединении государства к Соглашению об учреждении ВТО[27] [28].

Н.Е. Тюрина, рассматривая соотношение «права ВТО» и международного права, также определяет «право ВТО» как часть международного торгового права. Мы соглашаемся с Н.Е. Тюриной, которая отмечает, что, несмотря на имеющуюся тенденцию к отожествлению «права ВТО» и международного торгового права,

85

делать это пока еще преждевременно .

А.С. Смбатян определяет «право ВТО» как «систему дозволений, предписаний и запретов, представляющих собой волеизъявление членов организации, которая включает нормы, принципы и концепции, выработанные в рамках системы ГАТТ/ВТО, а также практику разрешения споров ГАТТ/ВТО»[29]. Рассматривая правовые источники ВТО, А.С. Смбатян подразделяет их с точки зрения содержания на те, которые создают обязательства для государств-членов ВТО, и на те, которые не создают обязательств. К первой категории относятся Соглашение об учреждении ВТО, многосторонние торговые соглашения и протоколы о присоединении к Соглашению об учреждении ВТО. Во вторую категорию подлежат включению доклады рабочих групп (в той части, в которой они не создают для присоединяющегося государства международных обязательств), доклады третейских групп и Апелляционного органа, решения высших и вспомогательных органов ВТО[30].

С.Ю. Кашкин отмечает, что уникальность правопорядка ВТО заключается в том, что большинство юридически обязательных норм (институционального, материального и процедурного характера) содержатся в одном источнике -

Соглашении об учреждении ВТО и Приложениях к нему[31] [32] [33].

А.Я. Капустин представляет правовую систему ВТО как совокупность международных торговых соглашений, участники которых приняли на себя содержащиеся в этих соглашениях обязательства и выразили согласие на их выполнение в соответствии с принципом добросовестного соблюдения

89

международных договоров .

Г. Богатырев и И.А. Шулятьев считают, что «право ВТО» - это система международных правовых норм многостороннего регулирования международной торговли и других международных экономических отношений, связанных с

- 90

мировой торговлей товарами и услугами» .

Д. Перевалов, В.И. Шерпаев, Л.Н. Берг рассматривают «право ВТО» как совокупность норм материального, процессуального и процедурного характера, содержащихся в нескольких десятках межгосударственных соглашений[34].

М.В. Шугуров включает в структуру «права ВТО» многосторонние торговые соглашения, разного рода декларации, прецеденты Органа по разрешению споров и судебные доктрины[35] [36].

Основным объектом «права ВТО» являются внутренние правовые режимы государств-членов ВТО, касающиеся торговли . В соответствии с пунктом 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО «каждый член обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных

процедур своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых соглашений»[37]. Данное положение находится в соответствии со статьей 27 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора[38]. Закрепление указанного правила является отличительной чертой «права ВТО» по сравнению с системой ГАТТ, в рамках которой указанное требование отсутствовало[39] [40]. В соответствии с пунктом 2 статьи XIV Соглашения об учреждении ВТО государство, присоединившееся к Соглашению после его вступления в силу, должно выполнять обязательства по многосторонним торговым договорам, как если бы оно стало членом ВТО с даты вступления Соглашения в силу .

Таким образом, можно сделать вывод, что для выполнения обязательств, вытекающих из Соглашения об учреждении ВТО и приложений к нему, члены ВТО обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с «правом ВТО»[41] [42]. В отличие от практики ГАТТ оговорки в отношении Соглашения об учреждении ВТО не допустимы, а оговорки к многосторонним торговым договорам

99

допустимы только в определенных данными соглашениями пределах . Результатом этого, - справедливо отмечает В.М. Шумилов, - является унификация внутренних правовых систем, которые ставятся под международноправовое регулирование со стороны органов ВТО[43]. Вместе с тем В.М. Шумилов обращает внимание на то, что наряду с унификацией имеет место дифференциация международно-правовых режимов, о чем свидетельствует: во- первых, различные международно-правовые режимы торговли товарами и услугами; во-вторых, различный субъектный состав соглашений с ограниченным кругом участников; и, в-третьих, преференциальный правовой статус развивающихся и наименее развитых стран в международной торговой системе. Это, как утверждает В.М. Шумилов, свидетельствует о существовании специального международно-правового режима наряду с общим режимом правопорядка ВТО[44].

обратить внимание на то, что в процессе деятельности ВТО сформировались новые договоренности о принятии членами ВТО односторонних обязательств в развитии зафиксированных в ГАТТ и ГАТС положений о либерализации торговли товарами и услугами. Данные договоренности отражают факт выполнения членами ВТО обязательств по ГАТТ и ГАТС и не являются международными договорами[45] [46]. Первой многосторонней торговой

договоренностью в области торговли товарами после образования ВТО стало Соглашение по информационным технологиям, направленное на либерализацию внешней торговли товарами в соответствии со статьей XXVIII ГАТТ. Соглашение по информационным технологиям содержит положения о необходимости полной отмены ввозных таможенных пошлин на изделия информационных технологий к 1 января 2000 года . В процессе деятельности ВТО получили развитие «секторальные инициативы» отдельных членов ВТО в отношении снижения ставок таможенных пошлин. Другие члены ВТО могут выразить намерение о присоединении к ним. Ряд секторальных инициатив направлен на снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных товаров до нуля. Данные «нулевые инициативы» распространяются на сельскохозяйственное,

медицинское и научно-исследовательское оборудование, мебель, спиртные напитки, пиво, рыбу и рыбопродукты, масляничные культуры, бумагу, продукцию из дерева, сталь, цветные металлы, фармацевтические продукты, игрушки. Другие «секторальные инициативы», в частности, в отношении химических и текстильных товаров, также направлены на снижение ставок таможенных пошлин, но не до нуля[47]. В области либерализации торговли услугами в процессе деятельности ВТО было принято четыре Протокола к ГАТС: Второй Протокол (финансовые услуги) 1995 года, Третий Протокол

физических лиц) 1995 года, Четвертый Протокол

(телекоммуникационные услуги) 1997 года, Пятый Протокол (финансовые услуги) 1998 года[48]. В своем Перечне специфических обязательств по услугам государство может принять на себя дополнительные обязательства в области услуг базовых телекоммуникаций по Ссылочному документу посредством ссылки на него[49]. Указанные договоренности не входят в «пакет» документов ВТО, поэтому, по аналогии с торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников, можно сделать вывод о том, что соблюдение положений данных договоренностей не является обязательным условием присоединения к Соглашению об учреждении ВТО.

Рассматривая «право ВТО», также следует указать Соглашение об упрощении процедур торговли, принятое на Девятой министерской конференции государств-членов ВТО[50]. Данное Соглашение подлежит включению в Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО, и, следовательно, после его вступления в силу (то есть, после того, как его примут две трети членов ВТО) войдет в «пакет» обязательных многосторонних договоров[51].

Анализируя структуру и особенности «права ВТО», важно отметить его иерархичность[52]. Исходя из пункта 3 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, в случае коллизии между положениями Соглашения и положением любого из многосторонних торговых договоров приоритет имеют положения Соглашения об учреждении ВТО. В соответствии с общим замечанием по толкованию Приложения 1A в случае коллизии между положениями ГАТТ-1994 и другого содержащегося в Приложении 1A соглашения приоритет имеют положения последнего[53]. Иерархичность и системность «права ВТО», - отмечает А.А. Каширкина, - свидетельствуют о высоком уровне международно-правового регулирования в рамках ВТО и определяют необходимость обеспечения государствами-членами ВТО соответствия национального законодательства требованиям и стандартам «права ВТО»[54] [55]. В этой связи важной, на наш взгляд, является позиция И.И. Дюмулена, согласно которой все правовые положения механизма ВТО взаимосвязаны и взаимодополняемы. «Развитие или толкование любого из действующих правовых положений ВТО, - пишет он, - не только меняет это конкретное положение, но может изменить и правовое звучание других норм ВТО» . И.И. Дюмулен также подчеркивает развивающийся характер правового механизма ВТО, являющийся следствием уточнения смысла правовых норм и создания прецедентов (в процессе разрешения споров в ВТО). Развитие «права ВТО» также может быть обусловлено возможностью появления в результате будущих переговоров и решений будущих конференций министров новых областей правового регулирования[56].

Изменения в положения Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних

торговых договоров могут быть внесены посредством поправок. Предложение о внесении поправок может быть представлено Конференции министров любым членом ВТО, а также Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами и Советом по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Конференция министров имеет право в течение 90 дней принять поправку консенсусом. Если в течение данного срока консенсус не будет достигнут, то решение принимается посредством голосования в две трети голосов. После этого одобренная поправка направляется всем членам ВТО для принятия[57].

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают документы ВТО, регулирующие вопросы взаимодействия ВТО с другими организациями[58]. Так, с момента своего создания ВТО поддерживает тесные связи с Организацией Объединенных Наций[59] [60]. Процессы глобализации обусловили необходимость обеспечения взаимодействия с институтами, играющими важную роль в формировании глобальной экономической политики, в частности, с Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом . Ряд документов ВТО имеют предметом своего регулирования вопросы предоставления статуса наблюдателя в ВТО межправительственным[61] и неправительственным организациям[62].

Подводя итог рассмотрению правовых оснований деятельности ВТО, отметим, что очевидным является отсутствие единого доктринального подхода к определению термина «право ВТО». В связи с этим автором предлагается следующее его определение: «право ВТО» - это система норм, регулирующих внутренние отношения между ВТО и государством-членом ВТО, отношения между государствами-членами ВТО, и, внешние отношения ВТО с другими правительственными и неправительственными организациями. Нормы «права ВТО», находясь в постоянном развитии и совершенствовании, в том числе в результате толкования договоров системы ВТО, осуществляемого Органом по разрешению споров, оказывают воздействие на внутреннее право государств- членов ВТО, посредством гармонизации которого в соответствии с «правом ВТО» обеспечивается регулирование международной торговли и поддержание мирового торгового правопорядка.

 

[1] См.: Hoekman B., Mattoo A., English P. Development, Trade, and the WTO. - Washington, D.C.: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2002. P. 42-43; Matsushita M., Schoenbaum T.J., Mavroidis P.C. The World Trade Organization. Law, Practice. - New York: Oxford University Press, 2003. P. 143-180; Narlikar A. The World Trade Organization. A Very Short Introduction. - New York: Oxford University Press Inc., 2005. P. 28-29; Reis R.A. The World Trade Organization. - New York: Chelsea House, 2009. P. 45; Rugman A.M., Boyd G. The World Trade Organization in the New Global Economy. - UK: Edward Elgar Publishing Limited, 2001. P. 4.

[2] См.: Доронина Н.Г., Лавренов В.С. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления // Журнал Российского права. - 2004. - № 11. С. 83.

[3] См.: Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 193.

[4] См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с франц. В.П. Серебрянникова, В.М. Шумилова. - М.: Международные отношения, 2002. С. 47.

[5] См.: Гуляева Т.К. Право ВТО и внутригосударственное право стран-членов // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 7 (44). С. 1491; Гуляева Т.К. Основные доктринальные подходы к определению понятия «право ВТО» // Международное публичное и частное право. - 2016. - № 2. С. 15 - 18; Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации.

С. 32; Смбатян А.С. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. С. 54; Смбатян А.С. Право ВТО в системе международного публичного права // Корпоративный юрист. - 2007. - №2. - С. 23; Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. С. 192; Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 47.

[6] См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 32.

[7] См.: Там же. 32.

[8] См.: General Agreement on Tariffs and Trade 1994 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2032 - 2048.

[9] См.: General Agreement on Trade in Services // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2300 - 2335.

[10] См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2336 - 2369.

[11] См.: Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2370 - 2395.

[12] См.: Trade Policy Review Mechanism // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2396 - 2398.

[13]

См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 32.

[14] См.: Там же. С. 32.

[15]

См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. С. 27.

[16] См.: Там же. С. 27-28.

[17] См.: Шумилов В.М. Право ВТО и законодательство России // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 4 (59). С. 22; Шумилов В.М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 9. С. 35.

[18]

См.: Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. С. 192.

[19] См.: Там же. С. 120.

[20] См.: Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 47.

[21]

Богуславский М.М. Международное экономическое право. - М.: Международные отношения, 1986. С. 35; Бударагина Л.В., Мурунова А.В. Международное экономическое право. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 6-7; Иваненко А.А. Международное экономическое право. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 9-10; Международное экономическое право / под ред. А.Н. Вылегжанина. - М.: КНОРУС, 2012. С. 24, 58; Ашавский Б.М. Международное

экономическое право как формирующая отрасль международного права // Актуальные международно-правовые и гуманитарные проблемы. Сборник статей. Вып. 2. - М.: ДА МИД России, 2001. С. 4-31; Ашавский Б.М. К вопросу о международном экономическом праве // Советский ежегодник международного права, 1984. - М.: Наука, 1986. С. 29-47; Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 1 (109). С. 127-132; Ломако А.Ю. Международное экономическое право и его место в системе современного международного права // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: Сборник тезисов докладов. - Саратов: ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права». - 2009. С. 259-261; Толочко О.А. Международное экономическое право и его место в системе правового регулирования международных экономических отношений // Московский журнал международного права. - 2013. - № 1. С. 73-90; Шумилов В.М. Международное экономическое право // Московский журнал международного права. - 2001 - № 2. С. 167-203; Тюрина Н.Е. Понятие «международное торговое право» // Московский журнал международного права. - 2012. - № 1. С. 217-227; Тюрина Н.Е. Предмет международного торгового права как его отраслевая характеристика // I Международный симпозиум. Сборник статей ученых Казанского университета. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. С. 325-329; Тюрина Н.Е. Особенности международного торгового права: контентный аспект // Взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 (10). - Екатеринбург: ИД «Урал. гос. юрид. ун-т», 2014. С. 191-197.

[22] См.: Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 47.

[23] См.: Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. С. 74.

[24] См.: Там же. С. 74-75.

[25] См.: Гуляева Т.К. Соотношение «права ВТО» и национального права государств-членов: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. С. 13-46.

[26] См.: Гуляева Т.К. Право ВТО и внутригосударственное право стран-членов // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 7 (44). С. 1491.

[27] См.: Гуляева Т.К. Основные доктринальные подходы к определению понятия «право ВТО» // Международное публичное и частное право. - 2016. - № 2. С. 15 - 18.

[28] См.: Тюрина Н.Е. Фрагментация международного права в контексте «права ВТО» // Российский юридический журнал. - 2013. - № 3.С. 55.

[29] Смбатян А.С. Право ВТО в системе международного публичного права // Корпоративный юрист. - 2007. - №2. - С. 23.

[30] См.: Смбатян А.С. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. С. 54.

[31] См.: Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: Проспект, 2015. С. 24, 33.

[32]

См.: Капустин А.Я. Международно-правовая ответственность в праве ВТО: понятие международно-противоправного деяния // Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. - М.: ИЗиСП, Статут, 2015. С. 249.

[33] Богатырев А.Г., Шулятьев И.А. Право Всемирной торговой организации / под ред. А.Я. Капустина. - М.: Издательство «Экон-Информ», 2014. С. 6.

[34] См.: Перевалов В.Д., Шерпаев В.И., Берг Л.Н. Проблемы гармонизации нормативных правовых актов ВТО и Российской Федерации / В.Д. Перевалов, В.И. Шерпаев, Л.Н. Берг // Право ВТО. - 2014. - № 1. С. 6.

[35] См.: Шугуров М.В. Всемирная торговая организация: на пути к институту глобального развития // Право ВТО. - 2012. - № 2. С. 2.

[36] См.: Шумилов В.М. Феномен права ВТО и законодательство России // Современный юрист. - 2013. - № 2 (3). С. 88.

[37] Agreement establishing the World Trade Organization // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2019 - 2031.

[38] См.: Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. С. 67 - 87.

[39] См.: Гуляева Т.К. Особенности реализации международных правовых обязательств членов

при присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года // Право ВТО в правовой системе Российской Федерации / отв. ред. А.Я Капустин, И. А. Шулятьев, И.В. Ширева. - М.: Изд-во «Экон-Информ». С. 70;

Право ВТО: теория и практика применения: монография / под ред. Л.П. Ануфриевой. С. 445.

[40] См.: Agreement establishing the World Trade Organization // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2019 - 2031.

[41] См.: Bhuiyan S. National Law in WTO Law. Effectiveness and Good Governance in the World Trading System. - New York: Cambridge University Press, 2007. P. 55-57.

[42] См.: Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). С. 55.

[43] См.: Шумилов В.М. Право ВТО и международное право // Московский журнал международного права. - 2003. - № 2. С. 8.

[44] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. - М.: Юрайт, 2014. С. 376; Шумилов В.М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности,

риски и прогнозы // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 9. С. 36-37.

[45]

См.: Зенкин И.В. Международное торговое право. - М.: Центральный издательский ДОМ, 2010. С. 42.

[46] См.: Там же. С. 42.

[47] См.: Зенкин И.В. Международное торговое право. С. 43.

[48] См.: Там же. С. 43.

[49] См.: Там же. С. 44.

[50] См.: Протокол о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

[51] См.: Finger J.M., Wilson J.S. Implementing a WTO agreement on trade facilitation: what makes sense? - Washington: World Bank, Development research group, Trade team, 2006. P. 1-40.

[52] См.: Васькина А.Ю. Структура и особенности права Всемирной торговой организации // Десятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 12-13 декабря 2014 года): сб. ст.: в 7 кн. Кн. 2: Проблемы международного, конституционного, муниципального и земельного права / отв. ред. В. А. Виноградов, М.В. Тимец; РПА Минюста России. - М.: РПА Минюста России, 2015. С. 18-22.

[53] См.: Agreement establishing the World Trade Organization // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2019 - 2031.

[54] См.: Каширкина А. А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: Монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. С. 80-81.

[55] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. С. 29.

[56] См.: Там же. С. 29-30.

[57] См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 44.

[58] См.: Declaration on the Contribution of the World Trade Organization to Achieving Greater

in Global Economic Policymaking. URL:

https://www.wto.org/ENGLISH/docs_e/legal_e/32-dchor_e.htm (дата обращения: 31.08.2017);

Decision on achieving greater coherence in global economic policy-making. URL: https://www.wto.org/English/docs_e/legal_e/ursum_e.htm#Achieving (дата обращения: 31.08.2017).

[59] См.: Arrangements for Effective Cooperation with other Intergovernmental Organizations- Relations Between the WTO and the United Nations. WT/GC/W/10. 3 November, 1995. URL: https://www.wto.org/English/thewto_e/coher_e/wto_un_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).

[60] См.: Declaration on the Relationship of the World Trade Organization with the International

Monetary Fund. URL: https://www.wto.org/ENGLISH/docs_e/legal_e/34-dimf_e.htm (дата

обращения: 31.08.2017); Agreements between the WTO and the IMF and the World Bank. WT/L/194. 18 November, 1996. URL: https://www.wto.org/English/thewto_e/coher_e/wtl194_e.doc (дата обращения: 31.08.2017); WTO Agreements with the Fund and the Bank. WT/L/195. 18 November, 1996.URL: https://www.wto.org/ENGLISH/thewto_e/igo_obs_e.htm (дата обращения: 31.08.2017); Minutes of General Council Meeting. WT/GC/M/25. 4 February, 1998. URL: https://www.wto.org/ENGLISH/thewto_e/igo_obs_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).

[61] См.: Rules of procedure for sessions of the Ministerial Conference and the meetings of the General

WT/L/161. 25 July, 1996. Annex 3. Observer status for international intergovernmental organizations in the WTO, 25 July 1996. URL:

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-

DP .aspx? l anguage=E& Catal ogueldLi st=5310& CurrentCatal ogueIdIndex=0&FullT extHash=37185715 0 (дата обращения: 31.08.2017).

[62] См.: Guidelines for arrangements on relations with non-governmental organizations.WT/L/162. 23

1996. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-

DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=10993&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextHash=3718571 50 (дата обращения: 31.08.2017).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.11.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%