Неотъемлемой частью условий присоединения к Соглашению об учреждении ВТО выступают обязательства, которые согласовываются с каждым новым кандидатом на вступление в ВТО в рамках переговорного процесса на индивидуальной основе, - так называемые специфические обязательства .
Специфические обязательства содержатся в Протоколе о присоединении государства к Соглашению об учреждении ВТО и прилагаемых к нему документах - Докладе Рабочей группы, Перечне уступок и обязательств по товарам и Перечне специфических обязательств по услугам[1] [2].
Перечни являются неотъемлемой частью ГАТТ и ГАТС и имеют такой же правовой статус, как и эти соглашения. Именно это обуславливает важность процесса переговоров по согласованию и утверждению Перечней. Перечни фиксируют юридически связывающие обязательства государств-членов ВТО по доступу на их рынки товаров, услуг и поставщиков услуг. «Связывание» составляет ядро обязательств по ВТО и имеет решающее значение для обеспечения законности и поддержания стабильности и прозрачности международной торговой политики. Важно также понимать, что «связывание» применяется ко всем обязательствам, предусмотренным в Перечнях каждого члена ВТО .
В соответствии со статьей II ГАТТ каждое государство на индивидуальной основе определяет и устанавливает в Перечне уступок и обязательств по товарам максимальную ставку таможенной пошлины, которая может быть взыскана с импортируемых товаров[3] [4]. Правила данной статьи призваны предотвратить обход зафиксированного в Перечне уровня связывания посредством введения сверх этого уровня дополнительных сборов и пошлин, не указанных в Перечне. Очевидно, что применение ставки таможенной пошлины выше ее максимального уровня будет являться нарушением связанного обязательства . Кроме того, нарушением также будет являться установление импортирующим монополистом наценки на стоимость импортируемых товаров, снижение ставки акциза на конкурентоспособную отечественную продукцию, введение налога на роскошь[5] [6] [7]. Поддержание согласованных тарифных уступок и предотвращение их нарушения является одной из главных целей ГАТТ. В этой связи нормы статей I, II и III ГАТТ являются взаимодополняющими.
ГАТТ предоставляет членам ВТО право на изменение или отзыв уступок из Перечня . Это право возникает в первый день каждого трехлетнего периода. Для данной цели члены ВТО подразделяются на три категории: члены, с которыми уступка была первоначально согласована; члены, являющиеся основными заинтересованными поставщиками; члены, существенно заинтересованные в уступке. Члены из первых двух категорий имеют право вести переговоры по заключению соглашения о компенсации. Члены из третьей категории имеют право только на участие в консультациях. Если соглашение о компенсации не было достигнуто, уступка все равно может быть отозвана, но в ответ на это члены из всех трех категорий могут отозвать первоначально согласованные существенно
294
эквивалентные уступки .
обязательства по ГАТС принимаются в части доступа на рынок и предоставления национального режима[1]. Также предусматривается принятие государством дополнительных специфических обязательств[2]. Для обеспечения доступа на рынок при помощи предусмотренных ГАТС способов поставки государства-члены ВТО обязаны предоставлять друг другу не менее благоприятный режим по сравнению с тем, который закреплен в Перечне его специфических обязательств . Перечень разрешенных ГАТС ограничительных мер приведен в пункте 2 статьи XVI ГАТС. Данный перечень является исчерпывающим. Иными словами, если нормативными документами,
регулирующими импорт услуг в конкретном государстве, будут установлены иные ограничения, то они не включаются в Перечень специфических обязательств[3] [4].
Несмотря на то, что ГАТТ и ГАТС имеют одинаковую цель, процесс либерализации услуг существенно отличается от этого же процесса в отношении товаров в рамках ГАТТ. В то время как процесс либерализации по ГАТТ предусматривает проведение переговоров по связыванию тарифных ставок в отношении определенных товаров, особенности торговли услугами
обуславливают более сложный характер процесса переговоров по либерализации. Согласно ГАТС государство самостоятельно определяет секторы и подсекторы услуг, по отношению к которым оно разрешает доступ на рынок, а также способы поставки услуг в этих секторах. Государство не берет на себя никаких обязательств по либерализации, если данный сектор не указан в его Перечне[5].
[1] См.: Bassett R.M. The WTO and the University. Globalization, GATS and American Higher Education. - New York: Routledge, 2006. P. 57-58; Matsushita M., Schoenbaum T.J., Mavroidis P.C. The World Trade Organization. Law, Practice. P. 246-251; Stoll P.-T., Schorkopf F. WTO. World economic order, World trade law. Max Planck Commentaries on World Trade Law. P. 191.
[2] См.: General Agreement on Trade in Services // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2300 - 2335.
[3] См.: Там же.
[4] См.: Issues of Trade in Services in the WTO Accession Negotiations (Methodical Aid) / UNCTAD Division on International Trade in Goods and Services, and Commodities. Commercial Diplomacy Programme. - Geneva, 2001. URL: http://unctad.org/ru/docs/ditctncdmisc18_ru.pdf (дата обращения: 31.08.2017). P. 12-13.
[5] См.: Macrory P.F.J., Appleton A.E., Plummer M.G. The World Trade Organization: Legal, Economic and Political Analysis. Volume I. P. 821.
[1]
См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 28.
[2] См.: A Handbook on Reading WTO Goods and Services Schedules / A WTO Secretariat Publication. - New York: Cambridge University Press, 2009. P. 3, 6, 10.
[3] См.: Смбатян А.С. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. С. 306.
[4] См.: Matsushita M., Schoenbaum T.J., Mavroidis P.C. The World Trade Organization. Law, Practice. P. 115.
[5] См.: A Handbook on Reading WTO Goods and Services Schedules / A WTO Secretariat Publication. - New York: Cambridge University Press, 2009. P. 13.
[6] См.: General Agreement on Tariffs and Trade 1994 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. V). С. 2032 - 2048.
[7] См.: Macrory P.F.J., Appleton A.E., Plummer M.G. The World Trade Organization: Legal, Economic and Political Analysis. Volume I. P. 109-111.
|