Как было указано ранее, государствами-учредителями ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь[1] [2]. Проанализируем процесс вступления указанных государств в ВТО для выявления соотношения их обязательств по ВТО и обязательств по ЕАЭС (за исключением обязательств Республики Беларусь, поскольку процесс переговоров по ее вступлению в ВТО к настоящему времени еще не завершен).
Российская Федерация стала полноправным членом ВТО с 22 августа 2012
452
года , то есть до образования ЕАЭС. В связи с этим, обязательства Российской
по ВТО были положены в основу формирования Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Исторической предпосылкой присоединения
Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО являются сделанные еще СССР в конце 1970-х гг. шаги по присоединению к ГАТТ. В 1986 году СССР предпринял попытку по получению возможности участия в Уругвайском раунде торговых переговоров[3]. Участие в Уругвайском раунде рассматривалось руководством СССР в качестве основного пути по сближению с ГАТТ и получению в ГАТТ статуса наблюдателя. Однако данные попытки СССР вызвали сопротивление со стороны США, и поэтому СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ только в мае 1990 года[4]. В связи с распадом СССР в 1991 году Российская Федерация продолжила юридическую личность СССР, в результате чего к ней перешел статус наблюдателя в ГАТТ[5]. В июне 1993 года Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей XXXIII ГАТТ-1947 подало официальное заявление о присоединении к ГАТТ[6], а в связи с образованием ВТО оно было официально переоформлено[7].
Координация процесса по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО обеспечивалась в нашей стране федеральными органами исполнительной и законодательной власти. В 1997 году была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной
торговой организации . Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 317-р, а впоследствии аналогичным актом от 10.01.2001 № 126-р было утверждено межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО[8] [9] [10]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 215 Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации была преобразована в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией
460
экономического сотрудничества и развития .
Переговоры по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО проводились по четырем направлениям: тарифные вопросы, сельскохозяйственные вопросы, вопросы доступа на рынок услуг, системные вопросы[11]. В заседаниях Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО для выработки условий ее присоединения реально приняли участие 58 государств-членов ВТО, которые по их роли в переговорном процессе можно разделить на три группы. В первую группу государств входят США и Европейский Союз. Основное внимание этих государств было сконцентрировано на выработке общих правил и условий торговли, в особенности - на вопросе соответствия российского законодательства «праву ВТО». Переговорный процесс характеризовался наличием разногласий[12]. Со стороны США были выдвинуты ультимативные требования по обеспечению их доступа в законотворческий процесс в сфере внешнеэкономической деятельности[13]. Подобное требование может рассматриваться как попытка вмешательства во внутренние дела суверенного государства, обладающего полнотой законодательной власти на своей территории. Представители Европейского Союза потребовали от Российской Федерации отмены экспортных пошлин на энергоносители, предоставления свободного транзита нефти и газа зарубежных стран по российским трубопроводам, предоставления разрешения на строительство частных трубопроводов. Нетрудно заметить, что выдвижение данных требований имело целью ослабить позиции Российской Федерации в том секторе экономики, в котором она обладает конкурентным преимуществом. В ходе переговорного процесса представители Европейского Союза отказались от своих жестких требований. Российская Федерация, в свою очередь, пообещала продолжить политику по либерализации внешнеэкономических отношений в газовом секторе. Результаты переговоров отражены в Протоколе об условиях доступа европейских товаров на российский рынок, который был подписан между Российской Федерацией и Европейским Союзом в 2004 году[14]. На 2006 год было запланировано подписание договора между Российской Федерацией и США о торговом режиме Российской Федерации, однако его фактическое подписание состоялось только в 2010 году[15]. Вторая группа - это государства, в переговорах с которыми, в отличие от первой группы, на первом плане стояли коммерчески значимые вопросы доступа на российский рынок. В ходе переговоров данными государствами были выдвинуты жесткие требования по снижению торговых барьеров для доступа их товаров и услуг в Российскую Федерацию. Переговоры
сопровождались серьезными разногласиями, однако Российская Федерация оказалась способной согласовать выгодные для нашей страны условия по доступу товаров и услуг данной группы государств на российский рынок . Третья группа государств - это ближайшие соседи Российской Федерации или государства, с которыми сложились особые отношения еще со времен Советского Союза. Переговорный процесс носил сложный характер, обусловленный тем, что действия этих государств были направлены на решение их двусторонних проблем, часто выходящих за рамки ВТО. Несмотря на это, Российской Федерации и здесь удалось обеспечить принятие компромиссных решений[16] [17]. Определенные сложности в процессе присоединения Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО были обусловлены созданием в 2011 году Таможенного Союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан[18]. Западные страны выразили возражения в отношении как приема Российской Федерации в качестве нового члена в ВТО в составе Таможенного Союза, так и приема в ВТО Таможенного Союза как единого целого. Впоследствии Российская Федерация была принята в состав ВТО с учетом своего обещания способствовать присоединению к Соглашению об учреждении ВТО Республики Беларусь и Республики Казахстан[19].
В рамках переговорного процесса, который завершился в 2011 году состоялось тридцать одно официальное заседание Рабочей группы и ряд неофициальных многосторонних и двусторонних консультаций[20]. Достигнутые в ходе переговоров договоренности по условиям доступа иностранных товаров, услуг и поставщиков услуг на российские рынки товаров и услуг отражены в Перечне уступок и обязательств по товарам и Перечне специфических
обязательств по услугам Российской Федерации . В Перечне уступок и обязательств Российской Федерации по товарам определены максимально допустимые начальный (применяется с даты вступления страны в ВТО) и конечный (применяется по истечении переходных периодов) уровни связывания таможенных пошлин. В отношении всей товарной номенклатуры установленные Российской Федерацией уровни средневзвешенных ставок составляют 11,8% и 7,14% соответственно. По сельскохозяйственным товарам Российская Федерация приняла обязательства уменьшить уровень тарифной защиты с 15,1% до 11,2%, по промышленным товарам - с 11,2% до 6,4%. Продолжительность переходных периодов составляет 2-3 года, а для наиболее чувствительных товаров она увеличена до 5-7 лет . Специфические обязательства Российской Федерации по услугам распространяются на 116 секторов услуг и могут иметь от трех до четырех вариантов в зависимости от способа поставки услуг . В рамках присоединения к Соглашению об учреждении ВТО в дополнение к обязательствам по Соглашению об учреждении ВТО и многосторонним торговым договорам от Российской Федерации потребовалось также принятие односторонних системных обязательств - так называемых обязательств «ВТО- плюс» . В настоящем исследовании автор определяет односторонние системные
обязательства Российской Федерации на основе положений Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО. В параграфе 1450 Доклада Рабочей группы отражено положение о принятии [21] [22] [23] [24]
Российской Федерацией дополнительных обязательств по ряду специфичных вопросов и содержится отсылка уже к конкретным параграфам Доклада, содержащим описание односторонних системных обязательств Российской Федерации . Данные обязательства были также включены в Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО[25] [26] [27]. Параграфы, содержащие односторонние системные обязательства Российской Федерации, относятся к разным разделам Доклада, который достаточно объемен по содержанию, что на наш взгляд, затрудняет их восприятие. Автором осуществлен анализ всех параграфов, содержащих односторонние системные обязательства Российской Федерации в области торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности и другие (163 параграфа). В результате проведенного анализа автор предлагает их обобщить и классифицировать по
477
содержанию .
1. Обязательства в области торговли товарами.
Обязательства в области таможенно-тарифных процедур.
Вывозные таможенные пошлины будут устанавливаться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО и статьей I ГАТТ[28]. Импортные тарифные квоты будут устанавливаться на основе положений ГАТТ и соответствующих договоров системы ВТО[29]. Установленные тарифные квоты в дальнейшем не подлежат распределению посредством проведения аукционов[30]. Все сборы и платежи в отношении импортируемых и экспортируемых товаров будут устанавливаться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО и статьями
VII и X ГАТТ-1994. Законы и правила, устанавливающие размер и порядок применения данных сборов и платежей, подлежат опубликованию. В случае получения запроса от заинтересованного лица, Российская Федерация выражает готовность предоставить данному лицу информацию о полученных доходах и расходах[31]. В отношении оборудования, используемого в космосе, на основе принципа РНБ будут применяться тарифные изъятия[32]. В связи со сложностью определений высококачественной говядины, содержащихся в Перечне уступок и обязательств Российской Федерации по товарам, таможенная служба Российской Федерации будет проводить проверку качества и стоимости товаров в соответствии с данными определениями для того, чтобы обеспечить недискриминационный режим в отношении аналогичных товаров,
импортируемых из разных государств-членов ВТО[33]. Определение таможенной стоимости товара будет осуществляться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, Соглашением по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года и статьей I ГАТТ[34]. Правила происхождения товаров будут устанавливаться в соответствии с Соглашением по правилам происхождения[35]. Предотгрузочная инспекция будет реализовываться в соответствии с ГАТТ и Соглашением по предотгрузочной инспекции[36].
Обязательства в области применения налогового режима.
С даты присоединения к Соглашению об учреждении ВТО Российская Федерация взяла обязательство по отмене льгот по уплате НДС, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации в отношении отдельных видов отечественной сельскохозяйственной продукции[37]. Взимание внутренних налогов и освобождение от них, включая НДС, акцизы и другие налоги, будет осуществляться недискриминационным образом на основе статей I и III ГАТТ[38].
Обязательства в области процедур лицензирования и квотирования.
Процедуры импортного лицензирования будут применяться в соответствии
с Соглашением об учреждении ВТО и Соглашением по процедурам импортного лицензирования[39]. Процедуры и требования в области импортного лицензирования товаров, содержащих технологию шифрования, будут транспарентными и будут применяться недискриминационным образом на основе статей I и III ГАТТ[40]. Для импорта товаров, не связанных с технологиями шифрования, предоставление лицензии не требуется; данные товары попадают только под действие требования по уведомлению[41]. Лицензирование экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов, полудрагоценных камней, изделий, изготовленных из них, определенных сплавов, полуфабрикатов, руд,
концентратов и отходов будет осуществляться в соответствии с требованиями ВТО[42] [43].
В отношении количественных ограничений на импорт и экспорт (квот, запретов и разрешений, требований по предварительному одобрению и по лицензированию), которые не могут быть оправданы с точки зрения соответствия Соглашению об учреждении ВТО, устанавливаются обязательство по отмене и
493
запрет на повторное ведение и применение .
Обязательства в области субсидирования.
Торговая политика Российской Федерации будет полностью соответствовать требованиям, установленным в отношении применения субсидий, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер[44]. В соответствии с требованиями статьи 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам Российская Федерация приняла обязательство по отмене всех осуществляемых на ее территории программ субсидирования, попадающих под действие данной статьи. Другие действующие или введенные программы субсидирования будут осуществляться в соответствии с положениями указанного Соглашения, в том числе в соответствии с требованием о предоставлении уведомления о субсидиях[45].
Обязательства в области применения технических регламентов и стандартов.
Разработка и применение технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия будут осуществляться в соответствии с требованиями обеспечения транспарентности, недискриминации и национального режима, установленными Соглашением по техническим барьерам в торговле[46]. Центральные государственные органы будут применять международные руководства и стандарты в качестве основы для разработки собственных процедур оценки соответствия, за исключением случаев, когда применение данных руководств будет являться нецелесообразным для Российской Федерации. Правительственные и неправительственные органы при осуществлении процедур оценки соответствия на своей территории будут действовать в соответствии с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле[47]. Технические регламенты подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не менее чем через шесть месяцев после их официального опубликования. Такие же требования будут выполняться и в отношении процедур оценки соответствия[48]. Российская Федерация на постоянной основе будет осуществлять пересмотр всех действующих на ее территории технических регламентов с целью обеспечения их соответствия Соглашению по техническим барьерам в торговле[49].
Обязательства в области применения санитарных и фитосанитарных
мер.
Санитарные и фитосанитарные меры будут разрабатываться и применяться в Российской Федерации на основе научных принципов и международных стандартов при активном участии Российской Федерации в деятельности соответствующих международных организаций. Данные меры будут применяться только в объеме, необходимом для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, и не будут являться большим ограничением торговли, чем это необходимо для достижения надлежащего уровня безопасности Российской Федерации[50].
Приостановление, аннулирование и отказ в выдаче импортного разрешения могут быть обжалованы заявителем с последующим получением письменного объяснения с указанием причин принятия того или иного решения[51] [52] [53]. Перед принятием решения о приостановке импорта Россельхознадзор обеспечит возможность стране-экспортеру принять корректирующие меры. Исключение составляют случаи, при которых имеются риски для жизни людей или животных . Российская Федерация обязуется признать санитарные и фитосанитарные меры других членов, в случае их отличия от соответствующих мер Российской Федерации, как эквивалентные, если они будут соответствовать принятому в Российской Федерации уровню санитарной и фитосанитарной
503
защиты .
Обязательства в области применения связанных с торговлей инвестиционных мер.
Российская Федерация приняла обязательство о том, что все применяемые в Российской Федерации законы, постановления и иные меры, принятые Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного союза, будут соответствовать Соглашению по связанным с торговлей инвестиционным мерам. Исключения из данного обязательства были сделаны по вопросу привлечения
инвестиций для развития отечественного производства легковых автомобилей[54]. Правовую основу системы развития национальной автомобильной
промышленности составляют следующие нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 № 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки»[55]; Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 73, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 81, Министерства финансов Российской Федерации № 58н от 15.04.2005 (Автомобильная
инвестиционная программа № 1)[56]; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 678, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1289, Министерства финансов Российской Федерации № 184н от 24.12.2010 (Автомобильная инвестиционная программа №
2)[57].
Обязательства в области торговли сельскохозяйственной продукцией.
Российская Федерация обязуется соблюдать все требования Соглашения по сельскому хозяйству и выполнять содержащиеся в ее Перечне уступок и обязательств по товарам обязательства по предоставлению внутренней поддержки и связыванию экспортных субсидий (на нулевом уровне)[58].
Обязательства в области торговли товарами из особых экономических
зон.
Российская Федерация приняла на себя обязательство о том, что тарифный и налоговый режим Российской Федерации в отношении товаров, импортируемых из особых экономических зон (далее - ОЭЗ) третьих стран, будет соответствовать положениям Соглашения об учреждении ВТО[59]. Создание ОЭЗ в Российской Федерации также будет регулироваться нормами Соглашения об учреждении ВТО, за исключением отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях[60].
Правовой основой создания ОЭЗ в Российской Федерации является Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[61] [62]. Данный закон обеспечивает регулирование отношений в сфере ОЭЗ в Российской Федерации, за исключением ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Данные экономические зоны были созданы до введения указанного Федерального закона в действие.
Калининградская ОЭЗ действует на основе Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , а также на основе Соглашения по вопросам свободных
(специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от
513
(далее - Соглашение о СЭЗ) . Федеральный закон № 16-ФЗ вступил в силу 1 апреля 2006 года, заменив Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Действующим Федеральным законом предусмотрено, что Калининградская ОЭЗ функционирует до 1 апреля 2031 года с последующим принятием нового Федерального закона, который должен вступить в силу не позднее чем за один год до истечения указанного срока. Резидентом Калининградской ОЭЗ может стать юридическое лицо, если оно соответствует следующим требованиям: создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировано на территории ОЭЗ; осуществляет производство товаров исключительно на территории ОЭЗ; осуществляет инвестиции на территории ОЭЗ при условии соблюдения требований, предъявляемых к инвестиционным проектам. Финансовые
организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, могут осуществлять на территории Калининградской ОЭЗ предпринимательскую деятельность, но без получения статуса резидента. Предпринимательскую деятельность на территории Калининградской ОЭЗ могут осуществлять как резиденты, так и нерезиденты ОЭЗ[63] [64]. До присоединения Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО резидентам Калининградской ОЭЗ был предоставлен льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, который включал следующие аспекты:
особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций в соответствии со статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации: в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр, ставки указанных налогов устанавливаются в размере 0%; с седьмого по двенадцатый календарный год - ставки сокращаются на 50% от величины, установленной
законодательством[65];
таможенная процедура свободной таможенной зоны, в соответствии с которой иностранные товары могут ввозиться и использоваться на территории Калининградской ОЭЗ без уплаты налогов и пошлин[66] [67];
гарантии в случае изменения законодательства (новые федеральные
и иные нормативные акты, а также внесенные в них изменения, влекущие неблагоприятные последствия для резидента, не применяются в течение срока реализации инвестиционного проекта) ;
упрощенный порядок оформления виз при въезде на территорию Калининградской ОЭЗ[68].
Очевидно, что рассмотренные положения противоречат основным принципам ВТО, зафиксированным в статьях I и III ГАТТ - режиму наибольшего благоприятствования и принципу предоставления национального режима. При присоединении к Соглашению об учреждении ВТО Российская Федерация в Докладе Рабочей группы предусмотрела для Калининградской ОЭЗ переходный период для приведения указанных положений в соответствие с требованиями ВТО до 1 апреля 2016 года[69] [70]. Данный срок также зафиксирован в статье 10 Соглашения о СЭЗ . Начиная с 1 апреля 2016 года юридические лица, зарегистрированные на территории Калининградской области, являющиеся производителями товаров на данной территории, не могут больше использовать таможенную процедуру реимпорта готовой продукции с освобождением от таможенных платежей. Также, начиная с 1 апреля 2016 года, устанавливается обязанность по уплате налогов и таможенных пошлин в отношении произведенных товаров (готовой продукции или сырьевых компонентов), которые планируются к ввозу на остальную таможенную территорию Евразийского экономического союза . При этом после 1 апреля 2016 года сохраняются нормы действующего законодательства, регулирующие следующие отношения:
возможность помещения ввозимых иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с учетом срока функционирования Калининградской ОЭЗ;
порядок определения статуса готовой продукции для резидентов, зарегистрированных в Калининградской области до 1 января 2012 года, которые могут помещать готовую продукцию под таможенную процедуру реимпорта с использованием заключения формы ТТС - до 1 января 2017 года, при условии обеспечения соответствия производства данной готовой продукции положениям его инвестиционной декларации;
порядок помещения после 1 апреля 2016 года под таможенную процедуру реимпорта готовой продукции, в отношении которой до 31 марта 2016 года участником внешнеэкономической деятельности получено заключение формы ТТС[71] [72] [73].
Магаданская ОЭЗ действует на основе Федерального закона от 31.05.1999
523
№ 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» . В соответствии с данным Федеральным законом Магаданская ОЭЗ функционирует до 31 декабря 2025 года с последующим принятием нового Федерального закона, который должен вступить в силу не позднее чем за один год до истечения
указанного срока. Участником Магаданской ОЭЗ может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, если они соответствуют следующим требованиям: зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории ОЭЗ и состоят на учете в налоговом органе; осуществляют основную хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ; имеют на праве собственности или ином законном основании не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области; заключили с администрацией ОЭЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ. Так же, как и в Калининградской области, хозяйственную деятельность на территории Магаданской ОЭЗ могут осуществлять как резиденты, так и нерезиденты ОЭЗ, однако только резидентам может быть предоставлен льготный режим . В отношении Магаданской ОЭЗ Российская Федерация предусмотрела переходный период для приведения положений законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями ВТО до 31 декабря 2014 года. В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники Магаданской ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождались от уплаты налога на прибыль, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области . В настоящее время льготный режим осуществления хозяйственной деятельности на территории Магаданской ОЭЗ заключается в возможности использования таможенной процедуры свободной таможенной
526
зоны
Обязательства в области торговли услугами.
В отношении сектора банковских услуг требования к уставному капиталу будут применяться ко всем государственным и частным банкам Российской Федерации на недискриминационной основе, за исключением Центрального [74] [75] [76]
Банка Российской Федерации, который имеет право осуществлять
ограничивающие действия. В случае, если иностранные инвестиции в банковский сектор Российской Федерации превысили 50%, то применяется специальная формула расчета коэффициента, которая будет общественно доступна. Кроме того, в данном случае федеральными финансовыми органами на временной основе могут быть применены действия, затрагивающие иностранные инвестиции, но только после консультаций и уведомления заинтересованных лиц, а также после публикации заявления о превышении значения коэффициента за
-527
счет поступления иностранных инвестиций .
В отношении страхового сектора требования к уставному капиталу будут применяться на недискриминационной основе. Требования по применению специального коэффициента аналогичны требованиям, установленным для банковского сектора[77] [78] [79].
Процедура лицензирования и требования к ней не будут являться ограничением или препятствием для предоставления услуг в тех сферах, где Российская Федерация приняла на себя конкретные обязательства. Российская Федерация обязуется обеспечить публикацию законов, устанавливающих порядок и условия лицензирования. Решение о предоставлении лицензии или об отказе принимается в течение срока, установленного в нормативном правовом акте. В случае отсутствия указания на конкретный срок принятия соответствующего решения, оно будет приниматься без необоснованной задержки. После истечения срока рассмотрения заявления на выдачу лицензии или по просьбе заявителя, он будет проинформирован о статусе заявления и о ходе процедуры лицензирования. В случае отказа заявитель по его письменному требованию должен быть проинформирован о причинах отказа. Отказ в выдаче лицензии не лишает
529
заявителя права на повторную подачу заявления .
Обязательства в области обеспечения соблюдения права интеллектуальной собственности.
Российская Федерация приняла на себя обязательство по пересмотру
530 -г»
системы коллективного управления авторскими и смежными правами . В соответствии со статьей 1242 Гражданского Кодекса Российской Федерации правообладатели в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено, а также в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации, имеют право создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 Гражданского Кодекса Российской Федерации данные организации вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми они заключили договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у них эти договоры не заключены . Российская Федерация приняла обязательство отменить недоговорное управление правами и внести соответствующие изменения в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации в течение пяти лет с даты ее вступления в силу . Несмотря на то, что срок по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с принятым обязательством истек 1 января 2013 года, соответствующие изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации так и не были внесены.
Обязательства в области осуществления валютных операций и защиты платежного баланса.
В случае введения ограничений на валютные операции, они будут соответствовать требованиям ВТО[80] [81] [82] [83]. Защита платежного баланса будет осуществляться в соответствии с мерами, предусмотренными Соглашением об учреждении ВТО и статьей XII ГАТТ[84] [85].
Обязательства в сфере приватизации и деятельности государственных предприятий.
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 24.11.2014, с изм. от 28.02.2016) . Распоряжением Правительства Российской Федерации от
01.07.2013 № 1111 -р утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы[86] [87] [88]. Правительство Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи XVII ГАТТ обязуется ежегодно направлять членам ВТО отчеты о ходе Программы приватизации с целью обеспечения ее транспарентности на протяжении всего срока ее действия . Предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также контролируемые государством и предприятия, обладающие привилегиями в области осуществления коммерческой деятельности, будут осуществлять международные закупки и продажи, не предназначенные для государственных нужд, в соответствии с положениями Соглашения об учреждении ВТО. О деятельности данных предприятий Российская Федерация будет направлять нотификации в ВТО. Предприятиям других членов ВТО будут предоставлены адекватные
538
условия для конкуренции за участие в закупках и продажах .
Обязательства в области ценообразования.
В отношении железнодорожных перевозок Российская Федерация берет обязательства:
по предоставлению импортируемым и экспортируемым товарам режима в отношении сборов за эти перевозки не менее благоприятного по сравнению с аналогичными, непосредственно конкурирующими или заменяющими товарами, транспортируемыми внутри страны, а также вне зависимости от того, ввозится (вывозится) данный товар через границу или порт, и вне зависимости от страны происхождения и назначения товара;
по сокращению разницы между сборами, установленными в отношении импортируемых и экспортируемых товаров, с одной стороны, и сборами, применяемыми к аналогичным товарам, перевозимым внутри территории Российской Федерации, с другой стороны;
по сокращению разницы в сборах за экспорт и импорт товаров[89].
Сборы за транзитные железнодорожные перевозки будут устанавливаться в соответствии со статьей V ГАТТ о свободе транзита и положениями Соглашения об учреждении ВТО[90]. Установленные тарифы на транзитные перевозки и последующие изменения в них подлежат публикации до их вступления в силу[91]. Коммерческая деятельность по поставке природного газа будет осуществляться в соответствии с нормативной базой и будет направлена на покрытие расходов и извлечение прибыли. Цены на поставку природного газа для домашних хозяйств, а также иных некоммерческих потребителей будут устанавливаться на основе социальной политики[92]. Государственное регулирование цен возможно только в отношении определенного круга товаров и только в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО. Контроль цен будет осуществляться с учетом интересов экспортирующих членов, и не будет иметь целью оказание содействия национальному производству товаров или использоваться в ущерб обязательствам по услугам[93].
Обязательства в области применения «права ВТО».
Положения Соглашения об учреждении ВТО подлежат единообразному применению на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах, участвующих в приграничной торговле, и в особых экономических зонах. Физические и юридические лица имеют право сообщить государственным органам Российской Федерации или компетентным органам Таможенного Союза о случаях неприменения или неединообразного применения положений Соглашения об учреждении ВТО на территории Российской Федерации. Если данный факт будет установлен соответствующими органами, то они примут меры по урегулированию ситуации в соответствии с законами и международными обязательствами Российской Федерации, о чем будет письменно уведомлено обратившееся физическое или юридическое лицо[94].
Обязательства по обеспечению транспарентности торговой политики.
Российская Федерация будет соблюдать требования механизма обзора
торговой политики[95]. Российская Федерация обеспечит публикацию всех законов и иных нормативных правовых актов, связанных с торговлей товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности до их вступления в силу[96] [97]. В случае заключения соглашений о зонах свободной торговли и таможенных союзах Российская Федерация будет направлять уведомления и копии данных соглашений в Комитет по региональным торговым соглашениям .
Можно сделать вывод, что поскольку Российская Федерация присоединилась к Соглашению об учреждении ВТО первой из государств- учредителей ЕАЭС, то это определило ее более благоприятное положение по сравнению с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Приняв на себя обязательство по снижению ставок таможенных пошлин, Российская Федерация, тем самым, задала ориентир для принятия аналогичных мер в области таможеннотарифного регулирования Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.
Республика Казахстан стала полноправным членом ВТО 30 ноября 2015 года , то есть после создания ЕАЭС. Заявка на присоединение к Соглашению об учреждении ВТО была подана еще в 1996 году, и переговорный процесс мог занять гораздо меньше времени, если бы не участие Республики Казахстан в создании ЕАЭС, которое потребовало от нее установить более высокие ввозные таможенные пошлины по сравнению с теми, которые применялись в стране до создания ЕАЭС. Именно этот протекционистский барьер и стал причиной серьезных разногласий на переговорах по присоединению Республики Казахстан к Соглашению об учреждении ВТО. Еще одним фактором, оказавшим влияние на переговорный процесс, стало вступление Российской Федерации в ВТО в 2012 году. Европейский Союз и США в рамках переговоров с Республикой Казахстан пытались согласовать более выгодные для себя условия в тех областях, в которых этого не удалось достичь при переговорах с Российской Федерацией, а именно, в области авиа- и машиностроения. Кроме того, Республика Казахстан, входящая с Российской Федерацией в единое экономическое пространство, рассматривалась Западом как способ продвижения своей продукции на внутренний рынок Российской Федерации[98] [99].
По итогам переговоров по присоединению Республики Казахстан к Соглашению об учреждении ВТО средневзвешенный таможенный тариф Казахстана снизился с 10,4% до 6,5%. По сельскохозяйственным товарам Республика Казахстан приняла обязательство уменьшить уровень тарифной защиты с 17% до 10,2%, по промышленным товарам - с 8,7% до 5,6%. Дополнительно по ряду товарных позиций (автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и другие) Республикой Казахстан будут применяться изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, то есть в отношении данных товарных позиций ставки таможенных пошлин будут ниже ставок Единого таможенного тарифа[100]. В результате установления более низких таможенных пошлин возникает риск реэкспорта импортированной на территорию Республики Казахстан продукции в другие страны-члены ЕАЭС, что в условиях отсутствия между ними таможенных барьеров создает угрозу для функционирования всего ЕАЭС. Учитывая расхождения между обязательствами Республики Казахстан по ВТО и ЕАЭС, в рамках ЕАЭС был принят ряд документов, регулирующих правовые последствия вступления Республики Казахстан в ВТО, а именно: Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС от 16.10.2015[101] [102] [103]; Решение Высшего Евразийского экономического совета от
№ 22 ; Решение Совета Евразийской экономической комиссии от
№ 59 ; Решение Евразийского межправительственного совета от
№ 5[104]. В соответствии с указанными документами Республика Казахстан взяла на себя обязательство принимать необходимые меры по недопущению вывоза товаров, включенных в перечень изъятий из Единого таможенного тарифа, на территории других государств-членов ЕАЭС, в случае их ввоза по заниженным таможенным пошлинам. Ввоз товаров на территорию
Республики Казахстан, включенных в перечень изъятий, может осуществляться в соответствии со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемых в ЕАЭС.
Республика Беларусь в настоящее время является единственным государством-членом ЕАЭС, не вступившим в ВТО. Переговоры по вступлению Республики Беларусь в ВТО, участие в которой рассматривается в качестве фактора укрепления позиций страны в международной торговой системе, в том числе и привлечения иностранных инвестиций, начались еще в 1993 году. За это время был проведен ряд заседаний Рабочей группы, двусторонних переговоров, встреч и консультаций с государствами-членами ВТО, а также, был осуществлен ряд нормотворческих работ[105]. По данным Министерства экономики Республики Беларусь, начиная с 2012 года, то есть с момента вступления Российской Федерации в ВТО, обязательства которой были положены в основу правил, действующих в ЕАЭС, Республика Беларусь фактически выполняет большинство условий и требований ВТО. Переговорный процесс в настоящее время продолжается, и, планируется, что очередное заседание Рабочей группы состоится в рамках Министерской конференции ВТО в декабре 2017 года[106]. Очевидно, что завершение процедуры присоединения Республики Беларусь к Соглашению об учреждении ВТО является стратегической задачей как для белорусской экономики в целом, так и для развития единой торговой политики в рамках ЕАЭС как регионального союза стран, придерживающихся правил ВТО.
Подводя итог, можно констатировать наличие проблемы осуществления таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС, обусловленной участием государств-членов ЕАЭС в ВТО. Во-первых, ставка Единого таможенного тарифа ЕАЭС является более высокой по сравнению со ставками таможенных пошлин, согласованных государствами при вступлении в ВТО. Во-вторых, уровень таможенных ставок, применяемых государствами-членами ЕАЭС в соответствии с их обязательствами по ВТО, также не является унифицированным, поскольку согласовывается каждым государством на индивидуальной основе. Подобная ситуация обуславливает необходимость приведения таможенного законодательства ЕАЭС в соответствие с требованиями ВТО по снижению ставок таможенных пошлин с целью обеспечения единой правовой основы осуществления таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС.
См.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[2]
См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.12.2011 № 2231-р «О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 52, ст. 7588; Постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2012 № 564 «О внесении на ратификацию Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 24, ст. 3197; Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 30, ст. 4177; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2012 № 17-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении
Всемирной торговой организации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 29, ст. 4169; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1055-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении
Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 30 (часть II), ст. 4190; Protocol on the accession of the Russian Federation.
December, 2011. WT/MIN(11)/24, WT/L/839. URL:
https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[3] См.: Naray P. Russia and the World trade organization. - New York: Palgrave, 2001. P.16-22.
[4] См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: «Издательство «Экономика», 2003. С. 61; Логинова А. С. Анализ социально-экономических последствий вступления России в ВТО: монография; науч. ред. И.В. Михеева. - СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 31.
[5] См.: Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления России в ВТО: монография. С. 31.
[6] См.: Васькина А.Ю. Россия и Всемирная торговая организация: история процесса присоединения // Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов: материалы науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей (Москва, 24 апреля 2015 года) / отв. ред. Б.В. Яцеленко; ВГУЮ (РПА Минюста России). - М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. С. 126-129.
[7]
См.: Григорян С. А. Всемирная торговая организация и интересы России. Международноправовые аспекты. - М.: Международные отношения, 2000. С. 211.
[8] См.: Гринберг Р.С., Оболенский В.П. Присоединение России к ВТО: pro et contra. - М.: Институт экономики РАН, 2011. С. 6.
[9] См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.01.2001 № 126-р «О межведомственном распределении обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 6, ст. 583.
[10] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 215 «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 17, ст. 1658.
[11] См.: Быстров Г.М. Россия и ВТО: актуальные проблемы внешнеторговой политики: монография. - Казань: Отечество, 2008. С. 23-25; Логинова А.С. Анализ социальноэкономических последствий вступления России в ВТО: монография. С. 31-32.
[12] См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. С. 246.
[13] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. С. 372.
[14] См.: Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. - М.: Магистр, 2010. С. 281; Портанский А.П. Многосторонняя торговая система (1947-2014 г.г.) и участие в ней России.- М.: Международные отношения, 2015. С. 193.
[15] См.: Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). С. 172-173.
[16] См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. С. 246.
[17] См.: Там же. С. 247.
[18] См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 59.
[19] См.: Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. С. 284; Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). С. 174.
[20] См.: Центр правовой экспертизы по вопросам ВТО. URL:http://www.wto.ru/ (дата обращения: 31.08.2017).
[21] См.: Schedule CLXV - The Russian Federation. Part I - Schedule of Concessions and
on Goods, 17 November 2011. WT/ACC/RUS/70/Add.1, WT/MIN (11)/2/Add.1. URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm (дата обращения: 31.08.2017); Schedule of Specific on Services. List of Article II MFN Exemptions. 17 November, 2011. WT/ACC/RUS/70/Add.2, WT/MIN(11)/2/Add.2. URL:
https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[22] См.: Справка по обязательствам // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 31.08.2017).
[23]
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2012 № 17-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 29, ст. 4169.
[24] См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. С. 28.
[25] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. 17 November, 2011. WT/ACC/RUS/70, WT/MIN(11)/2. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm (дата обращения: 31.08.2017). Para. 1450.
[26] См.: Protocol on the accession of the Russian Federation. 17 December, 2011. WT/MIN(11)/24, WT/L/839. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[27] См.: Васькина А.Ю. Односторонние системные обязательства Российской Федерации перед ВТО // Юридический мир. - 2016. - № 8 (236). С. 67-70.
[28] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 638.
[29] Ibid. Para. 366.
[30] Ibid. Para. 351.
[31] Ibid. Para. 392.
[32] Ibid. Para. 337.
[33] Ibid. Para. 352.
[34] Ibid. Paras. 497, 527.
[35] Ibid. Para. 548.
[36] Ibid. Para. 566.
[37] Ibid. Para. 417.
[38] Ibid. Para. 424.
[39] Ibid. Para. 487.
[40] Ibid. Para. 472.
[41] Ibid. Para. 486.
[42] Ibid. Para. 669.
[43] Ibid. Para. 487.
[44] Ibid. Para. 591.
[45] Ibid. Para. 698.
[46] Ibid. Paras. 714, 728.
[47] Ibid. Para. 803.
[48] Ibid. Para. 798.
[49] Ibid. Para. 789.
[50] Ibid. Paras. 847, 1062.
[51] Ibid. Para. 876.
[52] Ibid. Para. 926.
[53] Ibid. Para. 1031.
[54] Ibid. Paras.1089, 1090.
[55] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 14, ст. 1247.
[56] См.: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 73, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 81, Министерства финансов Российской Федерации № 58н от 15.04.2005 «Об утверждении Порядка, определяющего понятие «Промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» // Рос. газ. - 2005. - 04 мая.
[57]
См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 678, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1289, Министерства финансов Российской Федерации № 184н от 24.12.2010 «О внесении изменений в порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» // Рос. газ. - 2011. - 04 февраля.
[58] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 1186.
[59] Ibid. Para. 1122.
[60] Ibid. Para. 1124.
[61] См.: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30 (ч. II), ст. 3127.
[62] См.: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 3, ст. 280.
[63] См.: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 7.
[64] См.: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 3, ст. 280.
[65] См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 32, ст. 3340.
[66] См.: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 3, ст. 280.
[67] См.: Там же.
[68] См.: Там же.
[69] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 1124.
[70] См.: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 7.
[71] См.: Официальный сайт Калининградской областной таможни. URL: http://koblt.customs.ru/ (дата обращения: 31.08.2017).
[72] См.: Там же.
[73] См.: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 23, ст. 2807.
[74] См.: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 23, ст. 2807.
[75] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 1124.
[76] См.: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 23, ст. 2807.
[77] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 1392.
[78] Ibid. Para. 1393.
[79] Ibid. Para. 1405.
[80] Ibid. Para. 1218.
[81] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52 (1 ч.), ст. 5496.
[82] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 1218.
[83] Ibid. Para. 34.
[84] Ibid. Para. 574.
[85]
См.: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 1, ст. 2.
[86] См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 28, ст. 3842.
[87] См.: Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. Para. 72.
[88] Ibid. Para. 99.
[89] Ibid. Para. 115.
[90] Ibid. Para. 116.
[91] Ibid. Para. 117.
[92] Ibid. Para. 132.
[93] Ibid. Para. 133.
[94] Ibid. Para. 214.
[95] Ibid. Para. 1413.
[96] Ibid. Paras. 1426, 1428.
[97] Ibid. Para. 1449.
[98] См.: Protocol on the accession of the Republic of Kazakhstan. 30 July, 2015. WT/L/957. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/kazakhstan_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[99] См.: Казахстан вступает в ВТО // Сайт «Геополитика». URL: http://geo- politica.info/kazakhstan-vstupaet-v-vto.html (дата обращения: 31.08.2017).
[100] См.: Там же.
[101] См.: Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории
экономического союза (подписан в г. Бурабай 16.10.2015) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 6, ст. 764.
[102]
См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 22 «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[103]
См.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[104] См.: Решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 5 «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[105] См.: Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. URL: http://mfa.gov.by/export/wto/accession/ (дата обращения: 31.08.2017).
[106] См.: Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. URL: http://www.economy.gov.by/ru/peregovory-ru/ (дата обращения: 31.08.2017).
|