Одним из условий вступления государства в ЕАЭС является проведение мероприятий по внесению изменений в таможенное законодательство с целью обеспечения его унификации среди государств-членов ЕАЭС. Данный процесс может усложниться, если государство к моменту вступления в ЕАЭС уже является членом ВТО. В данном случае от него могут потребоваться дополнительные усилия по гармонизации таможенно-тарифного регулирования, которая должна быть осуществлена не только в соответствии с требованиями ЕАЭС, но также и с учетом обязательств, принятых им в рамках ВТО. Рассмотрим, каким образом данные вопросы решали Республика Армения и Кыргызская Республика при присоединении к Договору о ЕАЭС.
Республика Армения, подав в 1993 году заявку на присоединение к ГАТТ, которая в 1995 году была переоформлена на заявку на присоединение к Соглашению об учреждении ВТО , стала полноправным членом ВТО 5 февраля 2003 года[1] [2]. Говоря об особенностях вступления данной страны в ВТО, следует отметить, что в отличие от многих других стран, придерживающихся политики протекционизма для защиты внутреннего рынка и национальной экономики, внешнеторговый режим Республики Армения был достаточно либеральным и до вступления в ВТО: максимальный размер импортных пошлин находился на уровне 10%[3]. Единственным аспектом, который потребовал длительных переговоров и приведения в соответствие с нормами ВТО было отсутствие налогообложения сельскохозяйственной продукции НДС. В результате Республика Армения приняла на себя обязательство устранить эту льготу через шесть лет, заменив на государственные субсидии, начиная с 2009 года[4].
К Договору о ЕАЭС Республика Армения присоединилась уже, будучи членом ВТО. При этом обязательства Республики Армения в рамках ВТО не распространяются на другие государства-члены ЕАЭС[5]. Однако, возникает вопрос о соотношении обязательств Республики Армения по ВТО с ее обязательствами по ЕАЭС. Единый таможенный тариф ЕАЭС, который должна применять Республика Армения как член ЕАЭС отличается от тарифных обязательств, принятых государством в связи со вступлением в ВТО (ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС превышают по ряду товарных позиций ставки пошлин, согласованных при вступлении Республики Армения в ВТО)[6]. В Приложении № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС[7] содержатся переходные положения, связанные с членством Республики Армения в ВТО, в том числе, имеющие важное значение и для таможеннотарифного регулирования. В частности, закрепляется положение о проведении Республикой Армения переговоров с государствами-членами ВТО по изменению тарифных обязательств. В течение переходного периода (до 2022 года) устанавливается возможность применения ставок таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении определенных товаров, перечень которых содержится в Приложении № 4 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС, а также в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 113[8]. Республика Армения обязуется обеспечить использование указанных товаров только в пределах своей территории и принимать меры по недопущению их вывоза на территории других государств-членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения (пункт 40 Приложения № 3). Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин предоставляются Республикой Армения в рамках заключенных до 1 января 2015 года международных договоров; в рамках реализации программы «Армяно-индийский учебный центр информационных и коммуникационных технологий»; в рамках реализации программы «Международная школа Дилижана» (пункт 41 Приложения № 3). От ввозной таможенной пошлины освобождаются товары военного назначения, товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС для целей строительства и модернизации на территории Республики Армения атомной электростанции и некоторые другие (пункт 44 Приложения № 3). В целом же имеющееся несоответствие по тарифным обязательствам Республики Армения по ВТО и ЕАЭС обусловило необходимость пересмотра тарифных обязательств по ВТО и проведения переговоров с заинтересованными государствами-членами ВТО по компенсационным выплатам за увеличение таможенных пошлин на соответствующие товары[9]. В соответствии с механизмом, предусмотренным пунктом 6 статьи XXIV ГАТТ[10], Республика Армения в ноябре 2014 года подала нотификацию о пересмотре тарифных обязательств[11]. Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2015№ 12[12] утвержден состав переговорной делегации для участия в переговорах по пересмотру тарифных обязательств Республики Армения по ВТО, которой поручено разработать проект соответствующих директив.
Кыргызская Республика является полноправным членом ВТО с 20 декабря 1998 года[13]. Процедура присоединения данной страны к Соглашению об учреждении ВТО была одной из самых быстрых в истории ВТО и заняла два с половиной года, что было обусловлено значительными уступками, которые были сделаны Кыргызской Республикой в рамках переговорного процесса по согласованию условий доступа на рынки товаров и услуг. Фактически, Кыргызская Республика оставила незащищенными сферу перерабатывающей промышленности, сельское хозяйство, финансовый сектор и сектор телекоммуникационных услуг. Дополнительно страна приняла на себя обязательства, выходящие за рамки ВТО[14]. Эксперты отмечают, что подобная позиция Кыргызской Республики была связана с тем, что на тот момент страна переживала последствия экономического спада, а, следовательно, существовавшая в стране ситуация в области экономики и внешней политики (преимущественно сырьевой экспорт, низкий уровень развития промышленности, отсутствие экспортного субсидирования и бюджетной поддержки сельского хозяйства) не потребовала принятия по-настоящему радикальных мер. Кроме того, единая ставка таможенного тарифа до вступления в ВТО была существенно низкой и составляла 10% (5% - для развивающихся стран и 0% - для наименее
развитых стран)[15] [16] [17].
Кыргызская Республика, так же как и Республика Армения, присоединилась к Договору о ЕАЭС уже, будучи членом ВТО. Наиболее интересными для анализа тарифных обязательств Кыргызской Республики являются положения Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о ЕАЭС и Приложений к нему . В Приложении № 1 к Протоколу закреплены следующие важные нормы. Во-первых, закреплено положение о нераспространении обязательств Кыргызской Республики по ВТО на другие государства-члены ЕАЭС или ЕАЭС как единое целого. Во-вторых, Кыргызская Республика обязуется применять в торговле с государствами-членами ЕАЭС режим не менее благоприятный, чем тот, который она применяет в торговле с государствами-членами ВТО. В-третьих, Кыргызская Республика (так же, как и Республика Армения) устанавливает возможность проведения переговоров с государствами-членами ВТО по изменению тарифных обязательств. В Приложении № 2 к Протоколу содержится перечень товаров, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызской Республикой будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Переходный период продлится до 2020 года. В части пересмотра тарифных обязательств по ВТО Кыргызская Республика последовала примеру Республики Армения, и в соответствии с пунктом 6 статьи XXIV ГАТТ в апреле 2015 года подала нотификацию об их пересмотре . В июле 2016 года на основании пункта 3 статьи XXVIII ГАТТ[18] [19] [20] [21] срок переговоров с заинтересованными членами ВТО по изменению тарифных обязательств продлен
577
до февраля 2018 года .
Безусловно, итог переговоров Республики Армения и Кыргызской Республики по пересмотру тарифных обязательств по ВТО окажет влияние на решение вопроса об унификации таможенного законодательства ЕАЭС и его гармонизации в соответствии с правилами ВТО, которые можно рассматривать в качестве правовой основы развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
[1] См.: Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Республики Армения. URL: http://www.mineconomy.am/en/90/ (дата обращения: 31.08.2017).
[2] См.: Protocol on the accession of the Republic of Armenia. 17 December, 2002. WT/L/506. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_armenie_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[3] См.: Членство в ВТО - новые возможности или новые проблемы? // Экономический еженедельник Армении «Деловой Экспресс». URL: http://old.express.am/archan/archan14a2.html (дата обращения: 31.08.2017).
[4] См.: Там же.
[5] См.: Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8, ст. 1107.
[6] См.: Присоединение Армении к ЕАЭС потребует от нее переговоров с ВТО о компенсациях странам-партнерам // Агентство «Интерфакс». URL: http://www.interfax.by/news/belarus/1159721 (дата обращения: 31.08.2017).
[7] См.: Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8, ст. 1107.
См.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 113 «Об утверждении Перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». URL:
http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
См.: Выполнение обязательств государств-членов ЕАЭС в ВТО // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата
обращения: 31.08.2017).
[10] См.: General Agreement on Tariffs and Trade 1947 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
См.: Выполнение обязательств государств-членов ЕАЭС в ВТО // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата
обращения: 31.08.2017).
[12] См.: Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2015 № 12 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией положений Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 10 октября 2014 г.». // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://eaeunion.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[13] См.: Protocol on the accession of the Kyrguz Republic. 23 October, 1998. WT/ACC/KGZ/29. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/kyrgyz_republic_e.htm (дата обращения: 31.08.2017).
[14] См.: Опыт присоединения к ВТО Кыргызской республики // Сайт «Webpolitician». URL: http://webpolitician.ru/node/25 (дата обращения: 31.08.2017).
[15] См.: Страны СНГ в ВТО: проблемы и последствия // Официальный сайт Региональной
палаты Николаевской области. URL:
http://www.rtpp.com.Ua/news/2007/06/21/1/526.html (дата обращения: 31.08.2017).
[16] См.: Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 38, ст. 5213.
[17] См.: Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 08.05.2015). URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 31.08.2017).
[18] См.: General Agreement on Tariffs and Trade 1947 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
См.: Выполнение обязательств государств-членов ЕАЭС в ВТО // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата
обращения: 31.08.2017).
[20] См.: General Agreement on Tariffs and Trade 1947 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
См.: Выполнение обязательств государств-членов ЕАЭС в ВТО // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата
обращения: 31.08.2017).
|