В качестве субъекта ответственности за причинение вреда органами, осуществляющими уголовное судопроизводство в Российской Федерации, выступают органы публичной власти Российской Федерации. Органы публичной власти обладают властными полномочиями, а их должностные лица действуют на основании и во исполнение своих полномочий. В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что вред, причиненный органами, осуществляющими уголовное судопроизводство в Российской Федерации, в результате незаконных действий или бездействий, подлежит возмещению[1]. Незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, необходимо рассмотреть в узком и широком понимании. В широком понимании к ним относятся органы всех ветвей государственной власти Российской Федерации: законодательной, исполнительной и судебной, включая власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. В узком понимании это правоохранительные органы Российской Федерации, к которым относятся должностные лица Прокуратуры РФ, МЧС РФ, Следственного комитета РФ, ФСБ, Федеральной службы войск национальной гвардии, МВД, Министерства юстиции РФ, ФССП (как органа, выполняющего ряд функций правоохранительного органа) и ФСИН.
осуществляющие уголовное судопроизводство в Российской Федерации, осуществляют функции публичной власти. Российская Федерация наделяет их определенными полномочиями для осуществления своих обязанностей. Органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, выступают от имени Российской Федерации, поэтому государство является единственным субъектом ответственности за вред, причиненный органами, осуществляющими уголовное судопроизводство. Это подтверждается приведенной выше статьей 53 Конституции РФ. Органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, должны возмещать вред за счет своего имущества - бюджета. В органах, осуществляющих уголовное судопроизводство, бюджетом непосредственно распоряжаются его финансовые органы. Главным государственным органом Российской Федерации по распоряжению бюджетом является Министерство финансов Российской Федерации.
По законодательству Российской Федерации возмещению подлежит моральный, физический и имущественный вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также юридическим лицам незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное судопроизводство Российской Федерации. Данные положения нашли свое закрепление в статьях 52 и 53 Конституции РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что вред, причиненный любым сотрудником органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей, будет возмещаться из средств бюджета Российской Федерации.
Первым решением о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в Российской Федерации, с суммой возмещения более 1 000 000 рублей, является дело в отношении Евгения Веденина, жителя города Альметьевска, Республики Татарстан, за незаконное осуждение в 2001 году. Его признали виновным в совершении убийства, а также в незаконном хранении огнестрельного оружия. За эти действия его приговорили к лишению свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В феврале 2005 года его реабилитировали, после чего было принято решение о возмещении вреда в размере трех миллионов рублей, позже сумму возмещения ущерба снизили до 1 миллиона рублей[2]. Другим примером может служить дело Паздникова Д.С, в отношении которого было вынесено Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2016 года по делу № 4/17-555/2016 «...о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате уголовного преследования»[3]. Суд признал за реабилитированным право на возмещение имущественного вреда, причиненного в результате уголовного преследования, а также возмещения морального вреда. В подобных случаях выплаты производятся из бюджета Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации. То есть субъектом выплат возмещения причиненного вреда за незаконные действия правоохранительных органов всегда выступает Российская Федерация, в лице министерства Финансов Российской Федерации.
Случаи причинения физическому и юридическому лицу морального, физического и имущественного вреда незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, встречаются в правоохранительной и правоприменительной практиках зарубежных стран.
В правоприменительной практике зарубежных стран возмещение вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, составляют дела о незаконном применении к гражданину мер пресечения, незаконного ареста или его незаконного осуждения, нанесения побоев и других нарушений законодательства зарубежных стран сотрудниками органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Субъектом ответственности за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в США, выступает государство, в лице Департамента казначейства США, которые производят выплаты.
В качестве примера можно привести громкое и резонансное дело по возмещению вреда органами, осуществляющими уголовное судопроизводство в
США, в отношении Хуану Ривере. Так, 20 марта 2015 года в ходе внесудебного урегулирования дела, было принято решение в отношении бывшего заключенного Хуану Ривере о выплате ему компенсации размере двадцати миллионов долларов. К моменту принятия решения о выплате компенсации, Хуану Ривера провел за решеткой двадцать лет, якобы за изнасилование и убийство. В ходе расследования, было доказано, что он эти преступления он не совершал. Его невиновность доказали с помощью ДНК-экспертизы. На сегодняшний день, выплата по делу Хуану Ривере является самой существенной компенсаций за незаконные действия органов, а именно за незаконное осуждение (по ошибке) в США и она остается самой крупной компенсацией, полученная вне рамок судебного процесса[4]. Все выплаты по данному решению пошли из Департамента казначейства США.
Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в Великобритании, закреплено в Законе об уголовном правосудии 1988 года. Например, статья 14(6) данного закона закрепляет положение о том, что если гражданин был осужден в результате судебной ошибки, он должен написать заявление госсекретарю, который определит, соответствует ли заявитель указанным в законе требованиям, и при положительном решении перешлет заявление оценщику. Последний определит размер компенсации в соответствии с принципами, аналогичными принципам при компенсации ущерба в гражданском праве. Со времени вступления закона в силу в Великобритании не заметили большого потока заявлений с требованиями о компенсации. Субъектом ответственности за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство в Великобритании, выступает государство.
Максимальная возможная компенсационная выплата в стране на сегодня составляет 500 000 фунтов[5]. Субъектом выплат возмещения причиненного вреда за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступает Великобритания, в лице Министерства финансов Великобритании.
В странах континентального права субъектом ответственности за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступает государство. В правоприменительной практике также встречаются дела по возмещению ущерба за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Во Франции самая большая для страны сумма возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, а именно по делам о судебных ошибках, составляет 797 000 евро. Данная сумма была выплачена фермеру Лоику Сеше. Он провел в тюрьме более семи лет по обвинению в изнасиловании, ходя данного преступления он не совершал. В итоге его близкие родственники также получили компенсацию морального ущерба - матери Сеше присудили 50 000 евро, а его сестре и братьям по 30 000 евро.
Другим примером выплаты наиболее крупного возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство во Франции, является дело Марка Машена. Ему присудили выплату в размере 663 320 евро. Она была присуждена за якобы совершенное им в январе 2001 года убийство. Однако, в 2008 году реальной убийца явился в полицию явился с повинной. Марк был признан невиновным спустя 4 года, в декабре 2012 года. В связи с тем, что расследование затянулось и только после 3 судебного процесса он вышел на свободу. Кроме того, были выплачены суммы возмещения вреда и ближайшим родственникам Машена. Отец получил 38 000 евро, брат и сестра получили по 20 000[6]. Субъектом выплаты возмещения причиненного вреда за незаконные действия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступает Министерство финансов Франции.
Исходя из приведенной выше судебной практики, субъектом выплаты и ответственности за незаконные действия правоохранительных органов во всех странах выступают финансовые органы государства. Кроме того, необходимо отметить, что суммы возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, осуществляющими уголовное судопроизводство в Российской Федерации и в странах дальнего зарубежья несопоставимы.
Отдельно необходимо отметить и то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации граждане, подавая жалобу на действия сотрудников органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, не определяют субъект ответственности за причиненный вред, а только лишь указывают на те нарушения их прав, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, УПК РФ или в ином нормативно-правовом акте, аналогичным образом жалоба подается и в зарубежных государствах.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что компенсацию за вред, причиненный незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выплачивает Российская Федерация из федерального бюджета, то есть, государство является единственным субъектом ответственности за причиненный вред. Компенсации выплачиваются распорядителем бюджета Министерством Финансов Российской Федерации. Необходимо отметить, что любое должностное лицо органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, может нести материальную ответственность путем права регресса Российской Федерации. Такое право получило закрепление в пункте 3 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, государство вправе истребовать понесенные расходы в связи с возмещением ущерба гражданину, взыскав их с конкретного должностного лица государственного органа, в порядке регрессного иска при условии наличия его вины, установленной приговором суда, вступившим в законную силу[7]. По моему мнению, для сокращения нарушений прав граждан органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, государству необходимо осуществлять вышеперечисленные функции, хотя бы в качестве показательного примера.
[1] Ст. 53 Конституция РФ // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
[2] Кондратьева И. «Сколько стоят судебные ошибки в разных странах» 25 марта 2015 года // URL: http://pravo.ru/review/view/117059/
[3] Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2016 года по делу № 4/17- 555/2016 // URL: https://rospravosudie.com/court-yakutskij-gorodskoj-sud-respublika-saxa-yakutiya-s/act-537009902/
[4] Кондратьева И. «Сколько стоят судебные ошибки в разных странах» 25 марта 2015 года [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.ru/review/view/117059/
[5] *Тамже.
[6] Кондратьева И. «Сколько стоят судебные ошибки в разных странах» 25 марта 2015 года [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.ru/review/view/117059/
[7] Ст.1081 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
|