защиты прав человека на международном уровне начал активно развиваться после окончания второй мировой войны. С того времени и по сей день принимаются различные виды конвенций, договоров и иных документов, закрепляющих права и свободы человека. Так, 10.12.1948 Генеральной
Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Она закрепила в себе фундаментальные права и свободы человека. Государства, подписав данную Конвенцию, взяли на себя обязанность охранять и уважать закрепленные в ней права. На международном уровне на сегодняшний день действует единая организация, функции которой распространяются и на защиту прав человека, это Организация Объединенных Наций, в состав которой всходят практически все государства земли. Официальными государствами-членами ООН являются 193 государства. В организации действует Совет по правам человека, также создано Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и иные структурные подразделения.
Кроме ООН, в мире существуют различные действующие институты и инструменты по защите прав человека на региональном уровне. К ним относятся Совет Европы, Организация африканского единства (ныне Африканский союз), и иные региональные организации по правам человека. Они приняли конвенции о правах человека и их защите, которые создали механизмы рассмотрения жалоб и возмещения причиненного вреда. На Американском Континенте в 1969 году была принята Американская конвенция о правах человека (Пакт Сан-Хосе). Планировалось, что все страны-члены Организации Американских государств должны были подписать ее. На сегодняшний день конвенцию подписали и ратифицировали 24 из 34 государств-членов Организации Американских государств. Данная Конвенция закрепила обязанности государств по защите прав человека и средства такой защиты. Состоит Конвенция из трех частей («Общие положения», «Обязанности государства и защищаемые права» и «Средства защиты»). В 1988 году был принят Сан-Сальвадорский протокол к Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе), который закрепил в себе ряд социально-экономических прав. Он вступил в силу в 1999 году. В нём на начало участвуют 23 страны.
На европейском континенте Совет Европы принял ряд конвенций по отдельным вопросам прав человека, конвенции о правах женщин и конвенции против дискриминации инвалидов, пыток и насильственных исчезновений. Правам человека также уделено внимание во многих документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, из которых наиболее широкие обязательства предусматривает Хельсинкский Заключительный акт 1975 года.
На сегодняшний день международными органами по защите прав человека являются: Европейский суд по правам человека; Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций; Комитет по защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет против пыток.
Кроме того, создаются организации по определенному виду деятельности при международных организациях: Совет по правам человека ООН (ранее Комиссия по правам человека ООН); Управление Верховного комиссара ООН по правам человека; Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ); Комиссар Совета Европы по правам человека
На Европейском континенте была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в 1950 году. В 1961 году в рамках Совета Европы была принята Европейская социальная хартия, к ней был принят факультативный протокол, в котором предусматривается механизм
рассмотрения жалоб. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод дало огромный толчок к развитию и созданию действительно эффективного органа и механизма защиты нарушенных прав на международном уровне (в Рамках Совета Европы) - Европейского суда по правам человека. На сегодняшний день данный орган является единственным, который постоянной функционирует и решения которого исполняют все государства - члены Совета Европы, без исключения. В Европейский суд по правам человека могут подать жалобы граждане и юридические лица на нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Все государства, которые вступили в Совет Европы, подписали Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а те государства, которые будут вступать, обязаны перед вступлением подписать Конвенцию и в течение года с момента подписания ратифицировать ее. Интересным является и то, что в Уставе Совета Европы закреплено положение, которое гарантирует исполнение Конвенции. Согласно Уставу Совета Европы, государства, которые не исполняют решение Европейского суда по правам человека, могут быть исключены из организации. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней прописан перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека.
Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 подписала и ратифицировала Российская Федерация. Конвенция вступила в силу по отношению к России в мае 1998 года. Принятие и ратификация Конвенции является основанием признания Российской Федерацией компетенции Европейского суда по правам человека. Местонахождением Европейского суда по правам человека является Страсбург. Суд состоит из Большой Палаты, Секций, Палат, Комитетов и единолично рассматривающих дела судьей. Большая Палата состоит из 17 судей и, по крайней мере, 3 запасных судей.
В состав Большой Палаты входят Председатель суда, заместители Председателя суда и председатели секций[1].
На пленарных заседаниях Европейского суда по правам человека по предложению Председателя сроком на три года создаются секции, которые действуют с момента избрания Председателей и их заместителей. Количество секций в Европейском суде по правам человека должно быть не менее четырех. Помимо секций, также создаются Палаты. Палата состоит из семи судей. Они создаются для рассмотрения дел, которые переданы в ЕСПЧ.
По каждому делу в состав Палаты Европейского суда по правам человека входит Председатель Секции и судья. Судья избирается от Высокой Договаривающейся Стороны, которая выступает стороной в деле.
Помимо Палаты, в ЕСПЧ могут образовываться комитеты Европейского суда по правам человека в составе трех судей из одной Секции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.
Официальными языками Европейского суда по правам человека являются английский и французский языки, поэтому заседания суда осуществляются соответственно на этих языках, но если стороны заявили, что судопроизводство должно осуществляться на другом языке, то судебное заседание будет осуществляться на выбранном сторонами языке.
Все жалобы и документы, которые подаются в Европейский суд по правам человека, находятся в открытом доступе, за исключением случаев, когда, по моральным соображениям к документам может быть ограничен доступ.
Физические лица, неправительственные организации или группы частных лиц имеют право подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или через представителя.
Сообщения или уведомления, направленные в Европейский суд по правам человека официальными уполномоченными лицами или адвокатам сторон, считаются направленными сторонами.
В соответствии со статьей 37 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский суд по правам человека может исключить жалобу из списка жалоб, которые подлежат рассмотрению, без разницы на каком этапе рассмотрения находится жалоба.
В ходе рассмотрения дела стороны обязаны всесторонне сотрудничать с Судом. В случае, если сторона не выполняет указания Суда, касающихся вопросов разбирательства по делу, то Председатель Палаты может предпринять меры, какие ему или ей представляются надлежащими.
Суд может отстранить представителя от участия в судебном разбирательстве, если он заявляет оскорбительные, вводящие в заблуждения доводы, а также отказаться приобщить по делу эти доводы. Все жалобы, представляемые в суд, подаются в письменном виде и скрепляются подписью заявителя или представителя заявителя. В случае, если жалоба подана неправительственной организацией или группой частных лиц, то она должна быть скреплена подписями лиц, которые правомочны представлять эту организацию или группу лиц. Все вопросы относительно правомочности лиц, подписавших жалобу, решаются соответствующей Палатой или Комитетом.
Представитель физических лиц, неправительственных организаций или групп частных лиц должны иметь доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия.
Индивидуальная жалоба, поданная в Европейский суд по правам человека, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Жалобы должны быть поданы на бланках, которые предоставляются Секретариатом, если решение Председателя соответствующей Секции не предусматривает иных бланков. Жалоба в обаятельном случае должна содержать следующее:
полное имя, дата рождения, гражданство, пол, род занятий и адрес заявителя;
в случае присутствия представителя, то указание его имени, рода занятий и адреса;
наименование Высокой Договаривающейся Стороны или наименования Высоких Договаривающихся Сторон, на действия которых подана жалоба;
-краткое изложение фактов;
краткое изложение предполагаемого нарушения или предполагаемых нарушений Конвенции и соответствующих доказательств;
краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «Правило шести месяцев»), предусмотренные пунктом 1 статьи 35 Конвенции;
предмет жалобы;
а также иметь в качестве приложения:
копии любых относящихся к делу документов и, в частности, судебных и иных решений, связанных с предметом жалобы[2].
2. Заявители, кроме того, должны:
представить информацию, в первую очередь документы и решения, которые подтверждающие то, что условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»);
указать, подавались ли эти жалобы в какой-либо иной судебный орган на международном уровне[3].
Если Заявители не желают раскрывать свою личность, они обязаны об этом заявить, а также указать причины в связи с чем необходимо такое отступление от обычного правила об открытом доступе к информации о производстве по делу в Суде. Председатель Палаты Европейского суда по правам человека вправе удовлетворить просьбу об анонимности или предоставить такую возможность по собственной инициативе.
По общему правилу, дата первого сообщения является датой подачи жалобы, которая получена от заявителя, с изложением предмета жалобы. Но есть одно условие: заполненный должным образом бланк заявления должен был подан без нарушения сроков, установленных Судом. При наличии уважительных причин у Европейского суда по правам человека есть право принять решение о том, чтобы датой подачи жалобы считать иную дату.
О всех изменениях, имеющих отношение к делу, лицо, подавшее жалобу, должно постоянно информировать Суд.
Жалобы могут быть признаны Европейским судом по правам человека неприемлемыми без рассмотрения в суде, если представленные материалы в суд являются достаточными, чтобы прийти к выводу о неприемлемости. Такое решение может вынести единоличный судья, комитет (единогласным решением). Решение суда является окончательным. Заявитель уведомляется о решении письмом. В случаях, если жалобы подаются на основании статьи 34 Конвенции и ее если рассмотрение Палатой или Комитетом является обоснованным, то Председатель Секции назначает судью-докладчика, обязанного изучить жалобу[4].
В процессе изучения жалобы у судей-докладчиков есть право предложить участвующим в деле сторонам представить в определенный судьей срок любые материалы, имеющими отношение к делу. Судьи-докладчики вправе определять, где и кем будет рассматриваться жалоба, а также они готовят документы (заключения, проекты и др. документы), которые помогут при исполнении функций Палаты или ее Председателя.
В тех случаях, когда жалобы поданы на основании статьи 33 Конвенции, Палата, которая образованна для рассмотрения этого дела, назначает судей, которые выносят заключение по вопросу о приемлемости жалобы.
После принятия решения о приемлемости/неприемлемости, заявитель уведомляется о принятом решении.
В случае, если решение не принято Комитетом, жалоба направляется для изучения в Палату.
Производство в Палате начинается с признания жалобы приемлемой или неприемлемой. Палата или ее Председатель имеют право запросить дополнительные материалы, имеющие отношение к делу, предложить сторонам представить дополнительные письменные возражения.
Перед вынесением решения о приемлемости жалобы Палата имеет право, по своей инициативе или по заявлению одной из сторон провести слушание по вопросам, связанным с жалобой. Кроме того, Палата может принять решение о рассмотрении жалобы и по существу, и по ее приемлемости. На любом этапе слушания, Суд, если это необходимо, может вынести решение о приемлемости жалобы.
В случае, если не достигнуто мировое соглашение, а жалоба является приемлемой, Палата выносит постановление о рассмотрении дела по существу, которое включает в себя решение о приемлемости. В решении Палаты обязательно указывается, как оно было принято (единогласно или большинством голосов), мотивы вынесения решения излагаются по ходу или в конце.
Заявителю Секретарь сообщает о решении Палаты. Если было заключено мировое соглашение, то жалоба исключается из списка подлежащих рассмотрению и передается в Комитет Министров.
Любой судья, который принимает участие в рассмотрении дела в составе Палат ЕСПЧ, имеет право приложить к постановлению Суда либо отдельное мнение, которое совпадает с мнением большинства судей, или особое мнение, которое выражается заявлением о несогласии.
Европейский суд по правам человека выносит также решение по вопросу о справедливой компенсации.
Если было установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод или Протоколов к ней, то в постановлении надлежит вынести решение по вопросу о применении статьи 41 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Европейский суд по правам человека, присуждая справедливую компенсацию на основании статьи 41, вправе предусмотреть выплату процентов на присужденные суммы в случае невыполнения платежа в установленный срок.
Если судом была получена информация о достигнутом соглашении между сторонами, то Суд должен удостовериться в справедливом характере соглашения и, если сочтет соглашение справедливым, исключает дело из списка подлежащих рассмотрению дел.
На сегодняшний день на европейском континенте Европейский суд по правам человека является последней судебной инстанцией для граждан стран, подписавших Конвенцию о защите прав человека, в сфере возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в том числе и в отношении граждан Российской Федерации.
Одной из наиболее значимых тенденций развития законодательства Российской Федерации в сфере возмещения вреда, причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство за последние два десятилетия, является вступление Российской Федерации в Совет Европы. Это историческое событие в итоге привело к подписанию Европейской конвенции по правам человека и основных свобод 1950 года и существенному изменению законодательства Российской Федерации.
Подписание и ратификация Российской Федерацией Конвенции дало гражданам Российской Федерации возможность подавать жалобы на возмещение вреда причиненного органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, против Российской Федерации в Европейский суд по правам человека за незаконные действия. В соответствии со статьями 135 и 136 УПК РФ граждане имеют право обратиться в суды с требованием о возмещении морального и имущественного вреда. Если при производстве следственных действий, судебном разбирательстве, вынесении приговора, при исполнении наказания и других уголовно-процессуальных действий, права конкретного лица были нарушены, и такое лицо исчерпало все внутренние средства защиты восстановления нарушенных прав, то у него есть право обратиться в Европейский Суд по Правам Человека за защитой нарушенных прав и восстановлении в правах.
За весь период существования Европейского суда по правам человека порядка 90 процентов поданных в суд жалоб со всех стран, подписавших Конвенцию, признаны неприемлемыми. В 2016 году Европейский суд по правам человека признал неприемлемыми 81 477 жалоб, которые были вычеркнуты из списка подлежащих рассмотрению жалоб, которые были поданы в ЕСПЧ гражданами государств-членов Совета Европы.
Если в 2012 году Европейский суд по правам человека по 354 жалобам установил минимально одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека140, то в 2016 году в отношении РФ суд вынес 228 постановлений по 645 жалобам, где установил хотя бы одно нарушение конвенции. Это рекордно высокое количество удовлетворенных жалоб, по сравнению с другими государствами-членами Европейского суда по правам человека. Суд установил следующие нарушения статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: право на свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению; право на эффективные внутригосударственные средства правовой защиты от предполагаемых нарушений других прав; право на справедливое судебное разбирательство; право на эффективное расследование возможных нарушений права на жизнь; право на уважение имущества и право на уважение частной и семейной жизни.
Из данных статистики возникает вопрос, почему Европейским судом по правам человека из общего числа поданных жалоб, было вынесено всего 228 постановлений по 645 жалобам? Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции (они называются в конвенции высокими договаривающимися сторонами) их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней. Также согласно данной Конвенции Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Кроме того, существует и ограничение по сроку подачи такого заявления, он составляет шесть месяцев с даты вынесения окончательного решения по делу судами государств-участников Конвенции.
Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34 Конвенции, если она не соответствует определенным в Конвенции требованиям. Так на сегодняшний день, жалоба должна быть:
не анонимной;
не является аналогичной той (по существу), которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другого рассмотрения в иных международных судах, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
Практика ЕСПЧ показывает, что большинство жалоб против Российской Федерации были признаны неприемлемыми из-за того, что эти жалобы являются несовместимыми с положениями Конвенции о защите прав человека или Протоколов к ней, явно необоснованными или являются злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы, а в связи с наличием типичных ошибок заявителей.
Перед нами стоит проблема понимания Конвенции. При подаче жалобы большинство юристов трактуют ее по-своему и совершают типичные ошибки. В связи с этим при подготовке жалобы в Европейский суд по правам человека необходимо быть внимательным и не совершать следующие типичные ошибки.
Первая ошибка заключается в том, что при подаче жалобы зачастую в качестве представителей выступают лица, не названные в качестве заявителей. В соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав человека жалоба может быть подана только лицом, права и свободы которого непосредственно затронуты обжалуемой мерой, либо уполномоченным им представителем. В жалобе в качестве заявителя должно быть указано лицо, которое является жертвой предполагаемых нарушений.
Второй ошибкой является не соблюдение срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ЕСПЧ не принимает во внимание обращения о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, приговоров и определений (например, в порядке надзора), о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку такие обращения не рассматриваются Судом как эффективные средства правовой защиты, исходя из смысла пункта 1 статьи 35 Конвенции.
И заключительной ошибкой, которая является одной из наиболее распространенных для граждан Российской Федерации и граждан других государств-членов Совета Европы, является неправильное понимание гражданами стран-участников Совета Европы положения статьи 13 Европейской конвенции по правам человека. Большинство граждан думают, что любое обращение в органы государства должно иметь положительный результат и отрицательного результата быть не может. В случае, если гражданин, подавший жалобу, имел право обратиться за защитой прав в судебные органы и его исковые требования были рассмотрены судами по существу, то Европейский суд по правам человека может прийти к выводу, что требования статьи 13 Конвенции были полностью соблюдены.
Статистика Европейского суда по правам человека говорит о том, что количество жалоб, поданных в отношении Российской Федерации, практически не изменилось за последние 5 лет. Следует отметить, что они подаются на одни и те же нарушения. Это говорит о том, что необходимо продолжать реформы, направленные на совершенствование механизма осуществления судопроизводства, деятельности органов, осуществляющих уголовное
судопроизводство, а также способствующие восстановлению прав, нарушенных незаконными действиями органов, осуществляющих уголовное
судопроизводство.
[1] П.5 Ст. 26 Конвенция о защите прав человека и основных свобод человека // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, N 2, ст. 163
[2] П.1 Статья 47 Регламент Европейского суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда» [Электронный ресурс] // URL: http://www.echr.coe.int/ECHR/EN/hudoc
[3] П.2 Статья 47 Регламент Европейского суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда» [Электронный ресурс] // URL: http://www.echr.coe.int/ECHR/EN/hudoc
[4] Регламент Европейского суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда» [Электронный ресурс] // URL: http://www.echr.coe.int/ECHR/EN/hudoc
|