Понедельник, 25.11.2024, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные характеристики профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии РФ

В условиях современных социально-политических реалий вектор государственной политики нашей страны направлен на обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России, которое осуществляется различными социально-правовыми институтами посредством применения мер политического, информационного, правового, организационного, военного и иного характера, направленных на противодействие внешним и внутренним угрозам. В числе значимых национальных интересов России и стратегических национальных приоритетов выступает защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности, социальной стабильности, прав и свобод личности, которые обеспечиваются системной деятельностью силовых структур государства, в числе которых особое место занимают войска национальной гвардии РФ (далее ВНГ РФ).

Федеральный закон РФ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ в качестве приоритетных задач, возлагаемых на подразделения ВНГ РФ, определяет участие в борьбе с терроризмом и обеспечение правового регламента контртеррористических мероприятий, охрану государственных объектов и специальных грузов, участие в территориальной обороне страны, выполнение мероприятий разведывательного характера [214]. Безусловно, спектр и многообразие задач

ВНГ РФ определяет специфику профессиональной функциональности офицера, задает ориентиры траектории его профессионального образования.

При этом одной из основных целей профессионального образования в учебных заведениях ВНГ РФ является соответствие уровня компетенций, профессиональных качеств будущих офицеров требованиям, закрепленным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), квалификационных требованиях к офицерам ВНГ РФ, направлениям и специфике профессиональной деятельности. Анализ Концепции кадровой политики МВД России применительно к внутренним войскам на период до 2020 года позволяет констатировать тот факт, что система военно-профессионального образования в условиях современных модернизационных процессов призвана обеспечить непрерывный образовательный маршрут будущего офицера, основанный на приоритете ряда задач:

развитие многоуровневой полифункциональной образовательной среды в образовательных учреждениях ВНГ РФ, обеспечивающей практикоприкладной характер образования;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие со спектром задач, решаемых подразделениями ВНГ РФ с учетом и ориентацией на социально-политические приоритеты;

модернизация системы оценки качества профессионального образования выпускников военных вузов ВНГ РФ, организация постоянного мониторинга эффективности образовательного процесса во всех его структурных и содержательных элементах и личностно-профессиональных достижений курсантов [114].

В свете рассмотрения вопроса о сущности профессиональной подготовки нам следует обратится к определению понятия «профессиональное образование».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ профессиональное образование определяется как вид образования, направленный на приобретение субъектом в процессе освоения основных образовательных программ (ООП) знаний, умений и навыков, формирование определенного объема компетенций, система которых позволяет реализовывать профессиональные функции по конкретной профессии или специальности [213].

Г оворя о системе профессионального образования в военных вузах ВНГ РФ, отметим, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями сферы профессиональной деятельности будущих специалистов: жесткая регламентация образовательного процесса,

сочетающего образовательную, воспитательную и служебно-боевую составляющие; высокая психофизиологическая напряженность, обусловленная режимом организации различных видов деятельности, их интеграцией, что сопровождается эмоциональными и физическими нагрузками; временной дефицит освоения ОПП, недостаточная свобода действий в процессе реализации образовательной траектории в сочетании с высоким уровнем ответственности за качество образования; нормативно закрепленный режим межсубъектного взаимодействия, предполагающий наличие четкой управленческой вертикали, закрепление статуса каждого из субъектов системы; наличие нестандартных ситуаций, вызванных служебнобоевой необходимостью реагирования на негативные факторы среды, способных определенным образом дестабилизировать образовательный маршрут и нарушить привычный ритм деятельности; вероятность возникновения конфликтных ситуаций, обусловленных особым режимом функционирования образовательного учреждения ВНГ РФ и спецификой взаимодействия его субъектов [170].

Ввиду того, что профессиональное образование будущих офицеров ВНГ РФ носит ярко выраженный прикладной характер, определяемый спектром приоритетных служебно-боевых задач и спецификой профессиональной деятельности, полагаем возможным в дальнейшем анализе вести речь о профессиональной подготовке будущих специалистов. Следуя позиции В.Г.

Онушкина и Е.И. Огарева [233], в общем смысле подготовка является прикладным аспектом образования, связанная с определенным видом регулярной деятельности; она характеризуется освоением будущим специалистом социального опыта в целях его последующей актуализации для выполнения задач практического плана. При этом подготовка предполагает обеспечение готовности специалиста к решению задач в соответствии с функциональным предназначением, как его установку на соответствующие действия.

Производным от понятия «подготовка» выступает термин «профессиональная подготовка», который трактуется как комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессиональных и личностных качеств, профессионального опыта и норм профессионального поведения, которые позволяют специалисту осуществлять продуктивную деятельность в заданной профессиональной сфере (В.А. Поляков [232]).

В научной литературе представлено множество исследовательских направлений относительно определения сущности и содержания профессиональной подготовки специалистов различного профиля (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур [27], В.Т. Дударев [67], А.А. Деркач [58], В.П. Жуковский [74], В.А. Сластенин [162], Э.Ф. Зеер [81], А.Г. Пашков [161], Ю.Ф. Райский [175], Н.В. Тельтевская [205], А.А. Реан [176], В.Ю. Полунин [169], В.В. Закатов [78], В.И. Безрядин [24] и др.), анализируются методологические основания организации профессиональной подготовки в образовательных организациях (компетентностный, системный, личностнопрофессиональный, акмеологический и др. подходы). Не вдаваясь в подробное описание сущностных характеристик категории «профессиональная подготовка», приведем лишь некоторые авторские дефиниции, раскрывающие ее смысловую сущность.

Под профессиональной подготовкой М.Б. Бойкова [33] понимает комплекс специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, профессионального опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность организации работы по определенной профессии.

Так же о знаниях, умениях и навыках говорит А.Г. Пашков [161], в трактовке которого профессиональная подготовка представляет собой процесс овладения системой знаний, умений и навыков в соответствии с целевой установкой и ориентацией на результат, которые заключаются в формировании профессионала, подготовленного к действиям в трудовой среде.

Иначе подходит к данному вопросу В.А. Сластенин [192, 193], позиция которого связана с определением сути профессиональной подготовки будущего специалиста в проекции развития у него самостоятельности в определении маршрута своей профессиональной деятельности, принятии профессионально-управленческих решений, поиске и обработке информации для обеспечения эффективности реализации трудовых функций.

Расширяет понятийные границы термина «профессиональная подготовка» Ю.Ф. Райский [175], встраивая в его смысловое поле, помимо знаниево-деятельностного аспекта, формирование высокого уровня общей культуры личности, способности к профессиональным действиям в контексте и с учетом социальных реалий.

Позиция же Н.В. Тельтевской [205] состоит в том, что основная особенность профессиональной подготовки, определяющая ее эффективность состоит в обязательной интеграции теоретической и практико-ориентированной деятельности. При этом приоритетным является прикладной аспект профессиональной подготовки, который, отражаясь в содержании образования, направлен на изменение социальной позиции обучающегося.

Анализируя мнения исследователей относительно дефиниционного толкования понятия «профессиональная подготовка» отметим, что в большинстве случаев речь идет об усвоении знаний, формировании умений и навыков, адекватных сфере профессионального труда, которые и определяют готовность специалиста к профессиональной деятельности и выполнению функций по профессиональному предназначению. По нашему мнению, подобное видение отражает лишь профессионально-функциональный аспект профессиональной подготовки, не уделяя должного внимания развитию самой личности в плане актуализации в процессе профессиональной подготовки ее внутренних ресурсов, которые в достаточной степени влияют на эффективность профессиональной деятельности и обеспечивают готовность специалиста к ее осуществлению.

Здесь мы исходим из приоритетных задач, определенных в основных направлениях деятельности Правительства РФ, в числе которых одной из ведущих является задача усиления роли человеческого фактора во всех общественных, политических, экономических областях в направлении роста и активизации его социально-профессионального и личностного потенциала в целях наиболее полного раскрытия внутриличностных ресурсов для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и конкурентоспособности [160].

Очевидно, что направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностнопрофессиональное развитие будущих специалистов.

Не подлежит сомнению, что профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ РФ, являясь органической составляющей системы военнопрофессионального образования, представляет целенаправленный, полифункциональный процесс овладения курсантами системой компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных (военнопрофессиональных)) в соответствии с требованиями ФГОС ВО, квалификационных требований к офицерам ВНГ РФ и спектром выполняемых видов деятельности и профессиональных задач, формирования личности, обладающей готовностью к реализации профессиональных функций в различных условиях служебно-боевой деятельности.

Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое, по мнению А.Н. Джуринского [62], определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [41]. В этой связи весьма значимой для нас представляется точка зрения Г.С. Абдрахмановой [1], которая определяет качество профессиональной подготовки (как процесса) в проекции оценки соответствия образовательной системы в ее кадровом, материальнотехническом, информационном, научно-методическом потенциале предъявляемым требованиям и ее возможности (в результативном аспекте) обеспечить достижение результата, который детерминирован требованиями к качеству подготовки выпускников.

Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, определяемого уровнем соответствия личностнопрофессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь мы следуем точке зрения В.А. Сластенина [195], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.

При этом, следуя исследовательским позициям А.Г. Пашкова [161], А.А. Реан [176], основными принципами организации профессиональной подготовки специалистов, в том числе и будущих офицеров ВНГ РФ являются следующие:

принцип системности, предполагающий интеграцию усилий всех субъектов образовательного процесса во всех его компонентах и уровнях для достижения целей профессиональной подготовки и получения искомого результата;

адаптивности и вариативности, предусматривающий возможность модификации траектории профессиональной подготовки в условиях новых социально-политических реалий, внешних вызовов и внутренних обстоятельств;

информационной открытости, позволяющий соориентировать процесс профессиональной подготовки на конструктивное восприятие новой информации, поступающей из внешней среды, ее обработку и трансфер в образовательно-профессиональную среду;

адресной направленности, ориентирующий траекторию

профессиональной подготовки на индивидуализацию образовательных маршрутов с учетом уровня подготовленности и личностных качеств курсантов;

субъектно-прогностической направленности, отражающий необходимость учета социально-профессиональных императивов профессиональной подготовки и интересов курсанта как основного субъекта профессиональной подготовки, возможностей его профессионального развития и саморазвития в образовательно-профессиональной среде;

содействия, предполагающий создание условий для реализации в процессе профессиональной подготовки личностно-профессионального потенциала курсантов в контактно-устанавливающей деятельности и удовлетворение их потребностей в профессиональном развития и саморазвитии;

правовой доминантности, закрепляющий в качестве базиса организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ опору на нормативно-правовые основания профессиональной деятельности;

ответственности, позволяющий обеспечить ориентацию профессиональной подготовки на соблюдение нравственно-этических постулатов профессиональной деятельности, интериоризацию каждым курсантом социальных и профессионально-нравственных требований, осознание последствий принимаемых решений для себя, других субъектов профессиональной общности и сферы профессионального труда.

Основываясь на результатах исследований В.Н. Баранец [20], А.Н. Печникова [165], Ю.Г. Татур [204], В.П. Беспалько [28], в качестве основных закономерностей профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ нами выделяются:

детерминированность процесса профессиональной подготовки курсантов содержанием образовательно-профессиональной среды военного вуза ВНГ РФ в части соблюдения условий реализации ООП подготовки военных специалистов;

обусловленность результата профессиональной подготовки качеством ее организации, спецификой взаимодействия участников образовательных отношений, характером горизонтальных и вертикальных межсубъектных связей;

зависимость качества процесса и результата профессиональной подготовки курсантов от качества функционирования всех структурных элементов образовательной системы военного института, реализации политики военного вуза ВНГ РФ в области качества образования.

Профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ РФ, в соответствии с ФГОС ВО по направлению (специальности) подготовки будущих военных специалистов и квалификационными требованиями, предъявляемыми к офицерам ВНГ РФ, выполняет ряд функций, которые определяются спецификой образовательно-профессиональной среды, особенностями организации и тенденциями развития системы образования:

информационно-правовая, направленная на предоставление курсантам и всем субъектам образовательного процесса информации о тенденциях развития служебно-боевой деятельности офицеров ВНГ РФ, способах боевого применения частей и подразделений ВНГ РФ, особенностях правового регулирования профессиональной деятельности;

прогностическая, ориентирующая вектор профессиональной подготовки на перспективу профессиональной деятельности и выполняемые функции на первичных и последующих должностях с использованием методов профессиографии;

образовательно-развивающая, обеспечивающая вооружение курсантов системой компетенций, способствующая формированию профессиональной готовности в интересах развития личности будущего офицера, его профессионально-личностного становления и роста;

регулятивная, позволяющая осуществлять коррекцию когнитивноповеденческого маршрута личности курсанта, актуализацию его личностных ресурсов для достижения цели деятельности;

контрольно-оценочная, направленная на оценку личностнопрофессиональных достижений курсантов, готовности к модификации своей профессиональной деятельности и поведения, активному управлению процессом собственного развития;

мотивационно-побуждающая, ориентирующая курсантов на качественную деятельность в рамках профессиональной подготовки, осознание своего профессионального долга и личной ответственности за принимаемые решения;

нравственно-этическая, состоящая в формировании у курсантов ценностно-смыслового отношения к сфере профессионального труда, обществу в целом, основанному на следовании нравственно-этическим нормам поведения и признании человека высшей ценностью.

Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВНГ РФ организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [213], ФГОС ВО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01) - Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ (Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ [212]) и требования к их профессиональной

подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования ВНГ РФ по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [98]). Данные документы закрепляют базовые положения, определяющие содержание, объем и порядок организации процесса профессиональной подготовки курсантов. Поэтому считаем необходимым в рамках характеристики процессуального аспекта профессиональной подготовки кратко остановиться на их содержании.

Анализируя ФГОС ВО, отметим, что фактически он представляет собой модель подготовки будущего офицера, закрепляя в своем функциональном поле описание структуры и содержания образовательного процесса, ресурсного и информационного обеспечения, требования к условиям, результату и качеству освоения ООП. Поэтому весьма важно остановиться на характеристике ключевых позиций, представленных в стандарте (область, цели и характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре ООП, условиям их реализации, результатам освоения), поскольку именно они задают ориентиры организации и методического сопровождения профессиональной подготовки.

 

Правотворческая деятельность

разработка нормативных актов, определяющих организационную линию профессиональной

деятельности

Правоприменительная деятельность

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов

Экспертно-консультационная деятельность

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных

правовых актов

 

Правоохранительная деятельность

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение
угроз безопасности; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и
иных правонарушений; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов; правовое обеспечение служебной
деятельности; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в

сфере национальной безопасности

 

Организационно-управленческая деятельность

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач

Научно-исследовательская деятельность

проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности

Педагогическая деятельность

преподавание юридических дисциплин в образовательных организациях; осуществление правового

воспитания


В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно - управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций (рис. 1.1).

Виды профессиональной деятельности выпускников

 

Рис. 1.1. Виды профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01) - Правовое обеспечение

национальной безопасности

Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, структурирование в организационном и временном аспектах ООП, представленной, в свою очередь, учебными циклами (гуманитарный, социальный, экономический, информационно-правовой, профессиональный), разделами, практикой, государственной итоговой аттестацией. В качестве важного фактора эффективной организации профессиональной подготовки стандартом определены требования к условиям реализации ООП, которые включают разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей правовые основания и образовательную траекторию деятельности образовательной организации высшего образования, реализацию в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, обеспеченность учебной, научной и специальной литературой, составляющей информационный базис учебного процесса, требования к научному и педагогическому цензу профессорскопреподавательского состава (ППС).

Оценка качества освоения ООП предполагает организацию постоянного мониторинга эффективности реализации ООП, соответствия личностнопрофессиональных достижений курсантов обозначенным в стандарте компетенциям.

Таким образом, ФГОС ВО задает общую основу профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем смысловом поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в учебных учреждениях высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.

Говоря о профессиональной подготовке будущих офицеров ВНГ РФ, и указывая на ее специфику, отметим, что она (профессиональная подготовка), помимо требований ФГОС ВО, должна учитывать квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300 «Служебнобоевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». В данном документе, который служит логическим дополнением стандарта, расширяющим его смысловое поле применительно к подготовке офицеров ВНГ РФ, обозначены особенности военнопрофессиональной подготовки курсантов, дана характеристика профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ, приведены специальные (военно-профессиональные) требования к результатам освоения программы специалитета (военно-профессиональные компетенции - 54), определена специфика структурирования программы специалитета, требований к условиям реализации программы и качеству ее освоения.

В качестве основной цели профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ РФ по указанной военно-учетной специальности квалификационными требованиями обозначено (наряду с целевой установкой ФГОС ВО) формирование военно-профессиональных компетенций, отражающих аспекты, связанные с руководством воинскими подразделениями в мирное время, в условиях общевойскового боя, локального вооруженного конфликта, возникновения чрезвычайных ситуаций, проведения контртеррористических мероприятий. Эта цель определяется специфическими видами профессиональной деятельности офицера ВНГ РФ в соответствии с военно-учетной специальностью, которые подразделяются на командную, педагогическую, воспитательную, военнотехническую и административно-хозяйственную. Кажущееся различие в видах профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ, обозначенных в ФГОС ВО и квалификационных характеристиках вполне объяснимо тем, что последний документ определяет более конкретные, специфические для военного специалиста, сферы приложения профессиональной функциональности, которые либо напрямую коррелируют с видами, представленными в стандарте, либо определенным образом интегрируют их (рис.1.2). При этом должно обеспечиваться комплексное задействование всех

 

Виды деятельности выпускников в соответствии
с квалификационными требованиями

Командная

управление подразделением
при выполнении служебно-боевых задач
(ОК, ОВПК, ВПК 15-23)

 

Военно-техническая

эксплуатация вооружения и военной
техники и иного имущества
(ОК, ОВПК, ВПК 43 - 46)

 

Административно-хозяйственная

Обеспечение безопасности военной
службы и организация повседневной
деятельности подразделения
(ОК, ОВПК, ВПК 47 - 54)

 

Педагогическая

обучение подчиненного личного состава
(ОК, ОВПК, ВПК 24, 25)

 

Воспитательная

Обеспечение воинской дисциплины и
правопорядка, социально-психологическая,
воспитательная, военно-социальная,
культурно-досуговая работа, организация
морально-психологического обеспечения
(ОК, ОВПК, ВПК 26-42)


видом компетенций (ПК, ВПК), определяющих профессиональный и военнопрофессиональный ценз выпускников при «сквозной» роли общекультурных (ОК) и общих военно-профессиональных компетенций (ОВПК).

Рис.1.2 Виды профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ (квалификационные требования по военно-учетной специальности 370300, ФГОС ВО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01))

Анализируя структуру программы специалитета в рамках квалификационных требований отметим, что имеет блочную компоновку и включает: Блок 1 - «Дисциплины (модули)», представленный дисциплинами,

относящимися к базовой и вариативной части программы, Блок 2 - «Практики», представленный войсковой стажировкой, полевой практикой, методической практикой, практикой при вооружении и технике, учебной практикой в несении службы, преддипломной практикой и научно - исследовательской работой,; Блок 3 - «Государственная итоговая

аттестация».

Таким образом, сущность профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ обусловлена структурой и содержанием сферы профессиональной деятельности, структурой совокупного объекта усвоения, представленного в ФГОС ВО и квалификационных требованиях в виде компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплин учебного плана, предполагающих развитие личности курсанта, его профессиональноличностного поведения, что является приоритетной целью образования.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.11.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%