В современных условиях нарастают темпы информатизации общества, что проявляется в проникновении новых информационных технологий в различные сферы деятельности человека, модификации отдельных профессиональных функций, появлении новых видов профессиональной деятельности, требующих содержательной и технологической реструктуризации образовательной системы с целью подготовки квалифицированных специалистов.
В условиях существенной модернизации вооружения и военной техники, средств вооруженной борьбы и специфики боевого применения частей и подразделений ВНГ РФ, обусловленных темпами развития научнотехнического прогресса, процессами информатизации общества, увеличения доли использования новых информационных технологий и роли информационных потоков в служебно-боевой деятельности офицер должен обладать высоким уровнем готовности к реализации профессиональных функций, свободно ориентируясь в информационном пространстве современного социума.
В общем смысле информатизация представляет собой процесс развития и широкого внедрения методов и средств сбора, хранения и трансляции информации, который предполагает комплексное использование имеющихся знаний, формирование банка новых знаний, обладающих доступностью для общества, в интересах дальнейшего развития последнего [174].
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. От 13.07.2015) информатизация трактуется как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, позволяющий создать благоприятные условия для удовлетворения информационной потребности личности, социальных институтов на основе формирования и использования информационных ресурсов [168].
Информатизация современного общества характеризуется нарастающим применением информационных ресурсов для различных сфер профессиональной деятельности, предполагая радикальные изменения в содержании и технологии ее организации. При этом информатизация служебно-боевой деятельности военных специалистов, как представителей силового института в структуре государства, в первую очередь, связана с созданием и обеспечением необходимого уровня информационного оснащения с целью качественного решения профессиональных задач в различных условиях оперативной обстановки. Поэтому особенности современных реалий в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед системой военного образования определяют поиск путей и средств совершенствования профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ в условиях масштабной информатизации общества, ВНГ РФ, системы военного образования.
Очевидно, что в условиях информатизации приоритетное значение системы образования в целом и военного, в частности, является подготовка специалиста к деятельности в информационном социуме, формирование профессиональной готовности к самостоятельной ее организации, что актуализирует информационную ориентацию образовательной системы, направляет ее вектор в сторону информатизации. По сути, информатизацию образования необходимо рассматривать как процесс изменения содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях образовательных организаций высшего образования к инновационным образовательным маршрутам.
Е.А. Крайнова [119] подчеркивает два направления информатизации, первое из которых трактуется как неуправляемая информатизация, осуществляемая не системно, в основном по инициативе и с использованием личностных ресурсов педагога, который встраивает элементы информатизации в преподаваемую предметную область; вторая - управляемая информатизация, реализуемая на основе выработанной концепции, программы, построенная с учетом принципов и поддержанная собственным ресурсным обеспечением.
Безусловно, сегодня приоритет должен быть отдан второму направлению, в рамках которого создается теоретико-методологическая база информатизации, необходимые условия в образовательном пространстве, затрагивающие как ресурсные, так и кадровые аспекты.
По мнению И.В. Роберт [178], информатизация образования направлена на обеспечение образовательной сферы методологическими ориентирами, теоретической базой и технологическими маршрутами решения следующих приоритетных задач: 1) смещение акцента целей, содержания образования, применяемых методов и форм организации образовательной процесса в сторону развития личности обучающегося, обеспечения его интеллектуализации и социализации в условиях информационного общества; 2) организация разработки и сертификации аппаратно-программных информационных комплексов, выполняющих образовательные задачи и функционирующих на базе информационных технологий, их интеграция с современными образовательными технологиями.
В научной литературе достаточно широко представлены исследования, посвященные проблеме информатизации образования (работы Е.А. Крайновой [119], И.В. Роберт [178], Д.С. Ермакова [71], С.В. Шанина, А.А. Гриднева [228 ], А.С. Копового, Д.А. Давыдова [117], О.А. Козлова [106], Б.Г.Акимова, Е.Т. Игнатова [5], М.И. Башмакова, С.Н. Позднякова [23], Б.Н. Богатыря [31] и др.), раскрытию сущности и содержания информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов различного профиля (А.П. Шелковников, В.М. Литвишков [230], К.К. Колин [109], Н.В. Бордовская [197], В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.К. Уман [43], И.Н. Голицина [48], Р.В. Крон, Е.В. Долгих [120], А.Г. Кириллов [101], И.Н. Семенова, А.В. Слепухин [188], С.Б. Ильяшенко [93], Ю.В. Логвиненко [132], С.А. Суслова, А.С. Белан [201], А.И. Комаров, В.М. Панченко [111], А.М. Пуляевская [172], Д.В. Завьялов [76], О.В. Калмыкова [96], Д.В. Семенов [184] и др.). Вопросы, связанные с информатизацией системы военного образования и повышения эффективности использования информационных технологий в практике подготовки военных специалистов отражены в исследованиях О.А. Козлова [106], Т.М. Фроловой [220], А.И. Коноваловой [113], А.А. Зарипова [79], Д.В. Семенова [184], В.В. Мыльникова, Е.А. Суминой [148], В.Н. Яковлевой, Ю.А. Войтенко [234], К.А. Климова [104], О.Л. Баранчеева, Е.Н. Иващенко [21], Н.В. Андрафановой [9] и др.
Анализируя состояние информатизации военного образования в вузах МО РФ, О.А. Козлов [106] отмечает ряд проблем, без решения которых не стоит рассчитывать на достижение положительных результатов: 1) отсутствие единой методологической траектории внедрения новых информационных технологий в практику профессиональной подготовки будущих военных специалистов, низкий уровень координации данного процесса и кооперации образовательных учреждений в рамках разработки единой базы применяемых аппаратных средств и программного обеспечения; 2) недостаточный информационно-методический уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию новых
информационных технологий; 3) необходимость постоянного обновления информационно-ресурсной базы образовательных учреждений, что очевидно влечет за собой дополнительные финансовые затраты.
Полагаем, что сегодня вектор информатизации военного образования должен быть направлен на достижение следующих целей: повышение уровня профессиональной подготовки военных специалистов посредством
информационных технологий в части проведения комплекса процедур организационно-методического и информационно-ресурсного характера; создание условий для повышения качества образовательного процесса в военном вузе за счет внедрения инновационных методов и форм обучения, основанных на современных информационных технологиях. Поэтому разработка и внедрение информационных технологий занимает приоритетное место в системе образования, расширяет границы организационнометодических возможностей самой образовательной системы.
В дальнейшем исследовании полагаем необходимым остановиться на исследовательских позициях ряда авторов относительно дефиниционной трактовки понятия «информационные технологии» с целью определения их сущности, содержания, состава и особенностей использования в образовательном процессе военных вузов ВНГ РФ.
По мнению А.П. Шелковникова и В.М. Литвишкова [230], информационные технологии необходимо рассматривать с точки зрения совокупности технических устройств, методов и процессов, применяемых в системе образования, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Информационные технологии с позиции Р.М. Асланова и Е.В. Беляевой [13] выступают в качестве инновационного метода обучения, позволяющего существенным образом модифицировать традиционные методы обучения и обеспечить эффективность образовательного процесса в условиях развития информационного общества. По мнению авторов, информационные технологии представляют собой способы, приемы и методы применения аппаратных средств и программного обеспечения в целях получения информации, ее хранения, обработки, использования и тиражирования.
В понимании К.К. Колина [109] информационные технологии - системное выражение теоретических знаний и практического опыта, представленного в проектной, пригодной для прикладного использования форме, позволяющего эффективно, с минимальными энергетическими затратами организовать информационный процесс.
Очевидно, что в условиях постоянно возрастающих информационных потоков человек стремиться высвободить свои психофизиологические ресурсы, исключить выполнения ряда операций за счет использования информационных технологий. Последние, по сути, выступают в качестве интеллектуальных фильтров, которые, с одной стороны, позволяют расширить возможности человеческого мышления, а с другой - обеспечить решение более широкого спектра задач.
Анализируя научные подходы К.К. Колина, отметим ряд отличительных свойств информационных технологий, которые имеют приоритетное значение для системы образования:
способствуют активизации и продуктивному применению в образовательном процессе имеющихся в арсенале образовательной организации информационных ресурсов;
позволяют повысить эффективность и снизить трудовые и временные затраты на освоение новой информации;
являются педагогическими технологиями, что позволяет обеспечить взаимную интеграцию традиционного и электронного обучения;
обеспечивают информационное взаимодействие между участниками образовательных отношений, являются важным методом обучения и самообразования.
Позиция Н.В. Бордовской состоит в том, что информационные технологии являются системным ресурсом работы с информацией в различных сферах деятельности [197]. В.А. Трайнев дает следующее определение данному понятию: информационные технологии интегрируют методы и способы получения, накопления и передачи информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств [208].
По мнению В.Я. Виленского, П.И. Образцова и А.К. Умана [43], информационные технологии обучения целесообразно рассматривать в качестве дидактического процесса, включающего систему компьютерных и иных средств выработки информации, позволяющего организовать взаимодействие педагога и обучающегося для достижения качества образования.
Мы согласны с позицией авторов и полагаем возможным рассматривать информационные технологии не столько в качестве аппаратных средств и программного обеспечения, сколько в рамках скоординированного в организационном, техническом, методическом, инструментальном аспектах процессе, охватывающим все элементы образовательной системы военного вуза ВНГ РФ и направленным на достижение качества профессиональной подготовки будущих офицеров.
А.Г. Кирилловым [101] сформулированы основные требования, предъявляемые к информационным технологиям в образовательном процессе, среди которых применение открытой информационной архитектуры, стабильно функционирующих, сертифицированных аппаратных средств и программных продуктов, способность программного обеспечения работать в различных операционных системах и на разных аппаратных платформах, возможность разграничения доступа пользователей системы к ресурсам, поддержка одновременной работы пользователей в среде единого информационного ресурса, обеспечение режима информационной безопасности.
Информационные технологии, описанные ниже, на наш взгляд, позволяют обеспечить индивидуализацию профессиональной подготовки курсантов, повысить гуманитарную составляющую образовательного процесса, расширить возможности и границы мотивации самостоятельного поиска и накопления информации. В свою очередь, это способствует углублению мыслительной деятельности курсантов, обеспечивает расширение субъектного информационного поля, как в предметнопрофессиональной, так и в общекультурной областях.
Применение информационных технологий возможно организовать в виде 1) средства обучения, которое обеспечивает существенную содержательную и технологическую оптимизацию образовательного процесса, 2) предмета изучения, метода получения, хранения и переработки информации, который обеспечивает учет особенностей происходящих в образовательной системе информационных процессов, 3) инструмента, способствующего реализации различных задач (организация поиска, обработки и трансляции необходимой информации для той или иной сферы деятельности, выбор и применение аппаратных средств и программного обеспечения для исполнения профессиональных функций, использование полученных результатов для решения прикладных задач) (Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова [42]).
Наблюдающееся в последние годы темпы развития информационных технологий, внедрение их элементов в образовательный процесс и обусловленные данным фактом противоречия между существовавшей методологией профессиональной подготовки курсантов и необходимостью информационно обусловленной ее модификации, объективной потребностью внедрения новых средств обучения, реализация которых меняет методологическую основу образования, предопределили возможность существенной интенсификации профессиональной подготовки и необходимости выявления особенностей информационных технологий.
В настоящее время в военных вузах ВНГ РФ имеется возможность широкого использования информационных технологий, имеющих общий и прикладной характер (табл1.1).
В качестве приоритетных направлений по созданию и внедрению информационных технологий в системе подготовки военных специалистов в последние годы выделяются следующие:
- применение в образовательном процессе информационных технологий, носящих универсальный характер, в число которых входят текстовые редакторы, графические программные продукты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования и др. Достаточно широкое использование данных технологий
обусловлено тем, что они 1) не требуют специального программного обеспечения в процессе разработки обучающей среды, что в свою очередь позволяет акцентировать внимание на подготовке методического обеспечения в части проектирования содержания и системы выполняемых в данной среде заданий, 2) разработанные методические материалы можно использовать в процессе работы с любым типом аппаратного обеспечения (компьютера) вследствие того, что разработанные преподавателем методические материалы совместимы с новыми версиями информационных технологий;
Таблица 1.1
Состав информационных технологий, используемых в образовательном процессе
военных вузов ВНГ РФ
Общие (базовые) информационные технологии
(операционные системы, языки программирования и технологии их применения (электронные библиотеки, CASE-технологии), системы управления базами данных (СУБД), технологии, позволяющие работать в телекоммуникационных сетях) Прикладные информационные технологии -автоматизированная система обучения (АСО) представляет собой
информационную систему, включающую субъектов образовательного процесса, информационные учебно-методические комплексы, автоматизированную систему обработки данных;
-автоматизированная система дистанционного обучения (АСДО) предполагает организацию профессиональной подготовки с использование возможностей телекоммуникационных технологий;
-автоматизированный учебник (учебное пособие), автоматизированный практикум, лабораторная работа, тренажер, справочная система, система контроля усвоения информации, автоматизированная система сопровождения лекционных занятий;
-автоматизированный учебный курс - система, интегрирующая лекции, семинарские и практические занятия, контрольные мероприятия с полным или частичным использованием автоматизированной системы обучения;
-автоматизированная система решения курсовых задач, курсового и дипломного проектирования, позволяющая в полном объеме или частично автоматизировать процесс выполнения соответствующих видов работ;
-автоматизированная информационно-библиотечная система, позволяющая
обеспечить хранение информационных ресурсов в электронном виде и доступ к информационному массиву каталогов и библиотечных фондов (в том числе, удаленных);
-автоматизированная система управления образовательным процессом,
предназначенная для информационно-методического, организационно-аналитического сопровождения образовательного процесса;
-автоматизированная система организации научных исследований, предназначенная для информационно-аналитического обеспечения научно-исследовательской работы военного вуза.
- телекоммуникационные технологии, связанные с возможностью использования информационных ресурсов, удаленных от пользователя (например, информация, размещенная на серверах сети Internet), что позволяет субъекту получить доступ к большому спектру баз данных и расширить свой персональный и профессиональный кругозор. В практике деятельности военных вузов ВНГ РФ используются возможности локальных и глобальных вычислительных сетей, способствующих получению информации из различных источников. В рамках локальной сети образовательного учреждения обеспечивается доступ к информации, находящейся на его сервере (серверах структурных подразделений) с возможностью доступа к ней из специализированных компьютерных классов, библиотеки и компьютерной техники, находящейся в подразделениях. Локальная вычислительная сеть военного вуза ВНГ РФ позволяет размещать документацию информационного характера (расписание учебных занятий, учебные планы, объявления и др.) а также электронные методические материалы (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие курсы и др.).
Перспективным направлением в деятельности военных вузов ВНГ РФ является использование системы дистанционных образовательных технологий, что регламентировано Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
который предусматривает введение новых образовательных технологий, подтвердивших свою эффективность в процессе модернизации высшей школы, а именно, дистанционного обучения и обмена информационными ресурсами. Использование возможностей дистанционного обучения может проводиться с применением различных схем, которые сочетают и дополняют средства дистанционного обучения: дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов (рис.1.4), дистанционное обучение с использованием видеоформата (рис.1.5).
В приведенных схемах может осуществляться сочетание синхронного и асинхронного обучения. Применение асинхронных средств, к которым относится электронная почта с возможностью автоматической рассылки информации, программные модули, позволяющие оценить уровень теоретических знаний курсантов (например, программный модуль «My Test»), не требуют наличия постоянного сетевого соединения между субъектами обмена информацией.
Рис. 1.4. Вариант применения ИТ в ВНГ РФ с использованием дистанционных курсов (on-line, off-line)
Рис. 1.5. Вариант применения ИТ в ВНГ РФ с использованием видеоформата (online, off-line)
В процессе использования синхронных средств обязательным требованием является наличие источника информации и принимающей стороны, действия которых должны быть согласованы (систем видеоконференцсвязи войск национальной гвардии на базе аппаратно- програмного комплекса «Tandberg MX»). Рассматриваемые средства могут быть реализованы посредством использования сети Internet или за счет использования локальной вычислительной мультисервисной сети единой информационно-телекоммуникационной сети ВНГ РФ.
Приведенные выше схемы организации дистанционного обучения предполагают на начальном этапе организацию синхронного формата, в рамках которого происходит общение курсантов с преподавателем. На последующих этапах курсанты работают самостоятельно, а роль преподавателя заключается в информационно-методическом сопровождении процесса профессиональной подготовки. В том случае, когда дистанционный курс достаточно объемный, в самостоятельную работу курсантов «встраиваются» on-line занятия с преподавателем.
В процессе использования информационных технологий в рамках дистанционной траектории обучения образовательная организация должна быть снабжена:
Web-сайтом или информационным порталом, обеспечивающих хранение и обмен информацией между участниками образовательных отношений;
открытым доступом в глобальную сеть (Internet) или быть подключенной к телекоммуникационной сети, которая позволяет обеспечить доступность работы с информационными ресурсами для удаленных пользователей;
средствами, позволяющими обеспечить связь в синхронном (асинхронном) режимах для всех участников образовательных отношений с использованием web-сайта образовательной организации;
информационно-образовательными ресурсами в рамках созданной и функционирующей распределенной базы данных, к которой каждый курсант имеет доступ с использованием персонального логина и пароля; стабильной работой сетевого оборудования, позволяющего обеспечить прямой доступ к средствам телекоммуникации, задействованным в образовательном процессе.
Обмен информацией между участниками образовательных отношений в рамках организации дистанционных курсов может быть осуществлен с использованием двух моделей, первая из которых предполагает предоставление обучаемым учебного контента для изучения, а обмен информацией в системе дистанционного обучения касается итоговых контрольно-оценочных процедур; в условиях применения второй модели дистанционного обучения обработка его данных осуществляется вручную с последующим кодированием информации с использованием ресурсов электронной почты (асинхронное обучение).
- компьютерные информационные технологии, направленные на поддержку образовательного процесса, ориентируются на предъявление курсантам учебной информации и обеспечение контроля ее усвоения (компьютерные учебники, контролирующие и тестовые программы, электронные справочники и базы данных, учебные видеофильмы и др.), создание моделей изучаемых процессов (имитационные модели, предметно ориентированные среды, тренажеры, игровые программы). Компьютерные (электронные) учебники получили достаточно широкое распространение в образовательном процессе и используются как во время проведения учебных занятий, так и в процессе самостоятельной подготовки курсантов. Данные учебники, представляя по структуре учебник на бумажном носителе, имеют ряд преимуществ: как правило, такие учебники строятся по принципу использования гиперссылок, позволяющих мгновенно переходить из одного раздела в другой. Используя электронный учебник, курсант может работать с учебным материалом по «индивидуальной траектории», применять в процессе освоения учебного материала заложенные в электронный учебник набор презентаций, опорные конспекты и проверочные тесты.
Электронные тренажеры, имеющиеся в военных вузах ВНГ РФ, позволяют обеспечить формирование практических умений и навыков курсантов в ходе отработки прикладных задач по отдельным видам служебно-боевой деятельности. Использование тренажеров в практике деятельности специальных кафедр способствуют имитации реальной боевой обстановки, воспроизведению действий подразделений в условиях выполнения служебно-боевых задач.
Важной составляющей процесса профессиональной подготовки является использование компьютерных контролирующих и тестовых программ, которые разрабатываются по каждой учебной дисциплине и дают возможность повысить объективность оценки знаний курсантов и оперативность их проверки. В арсенале военных вузов ВНГ РФ накоплена достаточная база тестовых заданий, позволяющих осуществлять оперативный, промежуточный и итоговый контроль знаний курсантов;
технологии мультимедиа, связанные с созданием мультимедиа продуктов, отличаются интеграцией текстовой, графической, аудио- и видеоинформации (электронные энциклопедии, компьютерные учебные фильмы). В содержании мультимедийных технологий выделяют гипермедиатехнологии, которые предоставляют возможность работать с большим массивом информации (информационно-поисковые и информационносправочные системы), представленным как в текстовом, так и в аудио- и видеоформатах с возможностью просмотра материала, его отбора и структурирования (применение информационно-поисковых систем и баз данных, которые являются своеобразным банком информации, обеспечивает поиск и выдачу пользователю необходимой информации по соответствующим поисковым запросам).
Использование в процессе профессиональной подготовки курсантов мультимедийных технологий позволяет обеспечить вовлечение зрительного и слухового каналов восприятия информации, что объективно приводит к улучшению приема информации, увеличению объема усваиваемой информации. Использование аудио- и видеоэффектов позволяет разнообразить информационные потоки, активизировать творческий потенциал курсантов, сделать учебное занятие более привлекательным;
программно-методические комплексы специального назначения, представляющие собой моделирующие программы, разрабатываемые и применяемые в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины. Особая роль здесь отводится компьютерным тренажерам сложной аппаратуры или ситуаций (например, «Тренажер тактической подготовки», специальное программное обеспечение «Валькирия», геоинформационная система «Г армония»).
Представленные выше информационные технологии предоставляют качественно новые возможности интенсификации образовательного процесса в военных вузах ВНГ РФ, перевод на более высокий уровень его организации. Однако здесь следует отметить, что даже самые совершенные и продвинутые информационные технологии не могут заменить роли преподавателя в образовательном процессе, а являются инструментом в его руках для усиления отдельных компонентов педагогической деятельности, в частности, обеспечивают визуализацию и слуховое сопровождение изучаемого материала, что способствует расширению его смыслового поля и повышению эффективности усвоения (Г.И. Шевченко [229], В.И. Горовая [49], Л.И. Фишман [216], М.В. Мурашко [147], С.Б. Ильяшенко [93], А.Г. Кириллов [101]).
Полагаем справедливым утверждение В.Р. Атоян и Н.В. Казаковой о том, что основным условием профессионально-личностного становления будущих специалистов является развитие у педагогов стремления к собственному личностному и профессиональному совершенствованию, широте, гибкости и вариативности мышления и мировосприятия [16]. Однако в условиях внедрения новых информационных технологий, по мнению М.А. Мазниченко, реализация данного тезиса сопряжена с рядом трудностей, связанными с необходимостью перестройки преподавателем траектории педагогической деятельности, наполнения ее новым содержанием, поиска новых знаний и методических решений. Более того, по оценке автора, ряд преподавателей страдают интернет-компьютерной фобией, характеризующейся определенными опасениями, связанными с недостаточным уровнем информационной компетентности, которая может быть ниже, чем у обучающихся в процессе взаимодействия с компьютером [137].
Вместе с тем следует отметить, что посредством использования информационных технологий преподаватели обеспечивают достижение двойного эффекта: с одной стороны, повышается продуктивность управления деятельностью курсантов и активизируется их собственная образовательная траектория, а с другой пополняется информационный багаж самого педагога за счет расширения его контактов с внешней социальной и профессиональной средой в процессе подготовки информационно - методического обеспечения занятий.
При этом одним из важных аспектов деятельности преподавателя является разработка учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемым дисциплинам, учебных пособий и изданий, относящихся к категории электронных. В учебно-методический комплекс входит также подготовка информационных образовательных ресурсов на различных типах носителей, которые должны включать в себя:
электронный фонд учебно-методической и основной учебной литературы;
фонд мультимедийных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине либо специальных индивидуальных комплектов, кейсов, учебнометодических материалов с использованием средств мультимедиа;
фонд электронных изданий, укомплектованный периодическими изданиями, соответствующими профилям основных образовательных программ;
фонд научной литературы, представленный статьями,
монографиями и научными изданиями (на примере Саратовского военного института ВНГ - «Полнотекстовая база трудов преподавателей СВКИ МВД России») по профилю каждой образовательной программы в электронном виде;
фонд аттестационных материалов в электронном виде.
Безусловно, в этих условиях преподаватель должен обладать
готовностью к разработке и реализации УМК, которые основываются на новой технологической платформе, обеспечить активное взаимодействие с курсантами с учетом специфики информационного пространства. Поэтому разработка УМК связана не только с глубоким знанием содержания преподаваемой дисциплины, но и владением современными информационными технологиями, что позволяет в свою очередь модифицировать содержание, методику образования и технологию профессиональной деятельности преподавателя.
Важным направлением внедрения информационных технологий в обучении может служить использование виртуальных классов, которые позволят полностью воспроизвести обучение, аналогичное обучению в традиционном классе. Обучаемые могут общаться друг с другом, видеть и писать друг другу, писать на виртуальной либо интерактивной доске, которую видят все обучаемые и преподаватель, предоставлять доступ к своим материалам и наработкам, работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя и т. д. Примером вышеуказанного виртуального класса можно считать некоторые классы факультета АСУ Пермского военного института ВНГ.
Таким образом, информационные технологии, обеспечивая предметнообразное содержание объектов изучения, организацию совместной деятельности преподавателя и курсантов и адекватную ей степень контроля за действиями последних, представляют собой в дисциплинарной области некую коммуникативно-ориентированную и профессионально направленную информационно-ресурсную среду
Информационно-ресурсная среда, по мнению О.В. Трофимовской [209], представляет собой систему компьютерной оснащенности образовательной организации, степень ее готовности к организации образовательного процесса с использованием информационных технологий.
Следуя концепции И.Л. Чудинова [226], информационно-ресурсная среда представляет комплекс технических, информационных средств и управленческих решений, которые позволяют обеспечить:
- системное представление информации об объектах, составляющих архитектуру среды, которая ориентирована на информационную и техническую поддержку процессов функционирования образовательной системы во всех ее структурных элементах;
создание единой информационной модели образовательной организации, включающей различные источники информации и ресурсное обеспечение;
комплексное использование информации структурными подразделениями, органами управления, постоянным и переменным составом вуза с использованием аппаратных средств и соответствующего программного обеспечения.
Безусловно, использование информационных технологий, их развитие должно быть подкреплено соответствующей информационно-ресурсной средой военного вуза ВНГ РФ, включающей все необходимые компоненты - информационные ресурсы, систему информационного взаимодействия, аппаратные средства и программные продукты, наличие квалифицированных кадров, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, которые в интегративном единстве характеризуют условия реализации ООП подготовки специалиста (об этом мы вели речь в предыдущем разделе работы). Процедура оценки состояния информационно - ресурсной среды осуществляется в процессе ежегодного самообследования военного вуза ВНГ РФ, результаты которого позволяют констатировать факт ее наличия (отсутствия) в соответствии с предъявляемыми требованиями, определить направления ее коррекции и развития.
В настоящее время ГК ВНГ РФ определен состав требований к информационно-ресурсной среде военных вузов, развитие которой должно осуществляться в интересах обеспечения качества образовательного процесса, эффективности эксплуатации информационных средств, укрепления материально-технической базы использования информационных технологий, разработки электронных информационных ресурсов, апробации и внедрения IT-технологий (А.А. Зарипов [79]):
обеспечить доступ к телекоммуникационным ресурсам объектов инфраструктуры военных вузов ВНГ РФ с пропускной способностью не менее 1 Гбит/с с возможностью ее наращивания, увеличить производительность обмена информацией между ними;
организовать разработку дистанционных курсов по дисциплинам учебного плана профессиональной подготовки специалистов, выполнить работы по созданию электронных библиотек и вхождению в информационный контент межвузовской библиотечной системы;
организовать развертывание беспроводных сетей доступа на всех объектах военного вуза ВНГ РФ для обеспечения широкополосного доступа в Internet;
создать информационно-аналитическую интегрированную систему управления военным вузом, используя возможности информационно - расчетных и информационно-справочных подсистем формирования единого информационного ресурса, распределенных хранилищ и центров обработки данных с соблюдением требований информационной безопасности.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что информационные технологии в интегративном единстве применяемых средств, методов и форм профессиональной подготовки являются мощным ресурсом совершенствования ее качества и достижения запланированного результата. К числу приоритетных аспектов применения информационных технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах ВНГ РФ полагаем возможным отнести следующие:
предоставление нового учебного материала с использованием информационных технологий осуществляется в новых формах, позволяющих обеспечить индивидуализацию обучения с выстраиванием субъектно ориентированного образовательного маршрута;
использование информационных технологий позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса за счет минимизации времени на освоение большого информационнообразовательного массива, активизации деятельности всех субъектов профессиональной подготовки, раскрытия внутреннего потенциала каждого из них;
- применение информационных технологий способствует совершенствованию организации и проведения контрольно-оценочных процедур на базе системы управления Moodle, что обеспечивает возможность использования различных программ для контроля качества подготовки курсантов.
Очевидно, что рассмотрение содержания новых информационных технологий и направлений их применения в образовательном пространстве военного вуза ВНГ РФ находится в интеграции с вопросами обеспечения информационной безопасности, проблемное поле которого разрабатывается в работах Д.С. Ехохиной [72], Н.А. Лызь, Г.Е. Веселова, А.Е. Лызь [136], П.Ю. Филяк [215], А.С. Аплеева [12], В.А. Баришполец [22], О.А. Городова [50], Л.В. Астаховой [14], Д.А. Борисова [37], С.В. Иванова [86]. В рамках данной проблемы исследователями рассматриваются вопросы, связанные с дефиниционным толкованием понятия «информационная безопасность», выявлением спектра угроз, возникающих в информационной сфере, определением путей обеспечения информационной безопасности, в том числе в образовательной системе.
Исследования проблем обеспечения информационной безопасности личности, ее информационных прав и свобод, индивидуального сознания от деструктивных воздействий информационной среды, защиты информационных ресурсов от неправомерного доступа в условиях современных реалий представляют приоритетное направление научного поиска в сфере обеспечения информационной безопасности государства.
При этом комплекс официальных взглядов на цели и направления обеспечения информационной безопасности в связи с повышением рои информационных технологий во всех сферах деятельности нашел отражение в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [64], которая предусматривает основные ориентиры национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
защита обозначенных в Конституции Российской Федерации прав и свобод личности в области получения информации и использования информационных ресурсов, находящихся в открытом доступе;
информационное обеспечение всех направлений государственной политики Российской Федерации;
создание, внедрение и развитие современных информационных технологий с ориентацией на опыт отечественной информационной индустрии и эффективные практики применения информационных ресурсов отечественного производства;
защиту информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного использования, создание условий для обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В рамках последнего направления в качестве объектов охраны от информационных угроз выступают информационные ресурсы, содержащие государственную тайну или конфиденциальную информацию, аппаратные средства, локальные сети, программные продукты, позволяющие осуществлять операции с информацией ограниченного доступа,
информационные ресурсы, осуществляющие работу в открытой информационной среде, но находящиеся в инфраструктуре организации, работающей с информацией ограниченного доступа.
В этой связи, говоря об организации образовательного процесса в вузах принадлежности ВНГ РФ, следует сделать акцент на том, что условия реализации ООП подготовки военных специалистов, информационно - ресурсная среда должны соответствовать требованиям информационной безопасности, в данном контексте в рамках ее технической составляющей.
А.В. Астахова в содержании информационной безопасности выделяет защищенную информационную среду, характеризующуюся достоверностью информационных потоков, защищенность субъектов - потребителей информации от негативных информационных влияний, защищенность информации субъектов, предполагающая удовлетворение их информационных потребностей [14].
В обеспечении информационной безопасности авторы (С.В. Иванов [86], Н.А. Лызь, Г.Е. Веселова, А.Е. Лызь [136 ], В.А. Баришполец [22], Л.В. Астахова [14]), помимо технического аспекта, связанного с развитием инфраструктуры организации, выделяют организационно-правовой
(обеспечение и эффективное управление информационными потоками, их регуляция в информационно-ресурсной среде) и психолого-педагогический (развитие личности, формирование у нее способности к психологической устойчивости в информационной среде, выработка функций психической саморегуляции).
На наш взгляд, важным аспектом информационной безопасности является обеспечение информационной безопасности самой личности, которая, в свою очередь, в интеграции с государством и его социальными институтами выступает в качестве приоритетного социального субъекта. Причем, по мнению Н.А. Лызь, Г.Е. Веселова, А.Е. Лызь [136], личность, которая являясь носителем индивидуального сознания и представляя отдельную общественную единицу, выступает определенным порталом, через который можно влиять на менталитет всего общества, в том числе, в информационном аспекте.
В.А. Баришполец [22], выделяя информационную безопасность личности в отдельный элемент информационной безопасности, трактует ее как информационно-психологическую безопасность, представляющую защищенность личности и социальных групп от информационнопсихологических воздействий, носящих негативный характер и дестабилизирующих психику личности.
Анализ представленных исследовательских позиций и их экстраполяция на сферу профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ (с учетом специфики ее функционирования и развития в информационном пространстве и усложнения самого информационного поля) убеждает в том, что в образовательном процессе военных вузов необходим комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности по обозначенным выше направлениям:
в информационно-правовой сфере - разработка политики военного
вуза ВНГ РФ в области информационной безопасности, организация постоянного мониторинга потенциальных источников информационных угроз в открытых информационных сетях, контроль за сертификацией аппаратных средств и программного обеспечения, экспертиза
информационно-ресурсного и информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
в информационно-технической сфере - разработка и использование
собственных программных продуктов, введение процедур проверки достоверности поступающей информации, ограничение технического
доступа к информации сомнительного содержания, управление
информационно-ресурсной средой военного вуза с установкой информационных фильтров и применения методов защиты информации;
в информационно-психологической сфере - организация
разъяснительной работы с постоянным и переменным составом военного вуза, обучение механизмам психологической защиты и обеспечения психической устойчивости в условиях массированного воздействия
информационных потоков, организация диагностической работы с применением специальных программ, исследующих и корректирующих культуру медиапотребления (например, опросник ИСМ («Индивидуальный стиль медапотребления»), МСИА («Мотивационная структура информационной активности») и др. [116].
В заключении отметим, что при всех своих широких возможностях информационные технологии выступают инструментом, позволяющим повысить эффективность деятельности человека в различных сферах, в том числе в сфере образования. Поэтому основной вопрос, который сегодня должен быть решен, состоит в том, как обеспечить продуктивное применение данного инструмента для повышения качества подготовки будущих специалистов с учетом выполнения требований информационной безопасности.
В этой связи полагаем, что необходима такая модель профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ, которая бы учитывала содержательные, организационно-процессуальные и инструментальные аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе военного вуза ВНГ РФ на всех его этапах и во всех элементах для достижения целей образования.
|