Понедельник, 25.11.2024, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Разработка модели совершенствования профессиональной подготовки курсантов военного вуза войск национальной гвардии РФ

Профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ РФ, организуемая в военных вузах, обусловлена множеством социальнополитических факторов, предопределяющих вектор ее совершенствования. Организационные и содержательные аспекты траектории развития профессиональной подготовки напрямую взаимосвязаны с целевыми установками профессиональной деятельности кадров ВНГ РФ, служебнобоевыми задачами, решаемыми военными специалистами как в мирное, так и в военное время.

В этом смысле образовательный процесс в военном вузе ВНГ РФ характеризуется достаточно жесткой регламентацией и технологизацией ввиду того, что деятельность всех субъектов профессиональной подготовки детерминирована необходимостью достижения нормативно-заданных целей, определенных в правовых документах, определяющих маршрут подготовки и деятельности военного специалиста. Вместе с тем, технологизация образовательного процесса характеризуется не столько использованием новых образовательных, в том числе информационных, технологий, сколько их возможностью опираться на психолого-педагогические закономерности и принципы профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ в соответствии с поставленной целью для достижения ее результатов.

В предыдущих разделах работы мы вели речь о возможности использования современных информационных технологий в практике профессиональной подготовки офицеров ВНГ РФ, реализация которых обусловлена процессами информатизации образования и объективной потребностью в повышения качества подготовки выпускников. При этом широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс военных вузов ВНГ РФ, на наш взгляд, требует правильной организации их использования на всем маршруте профессиональной подготовки будущих офицеров. Полагаем, что это возможно в рамках сбалансированной модели, учитывающей специфику системы военного образования, построенной на нормативно-правовом и методологическом фундаменте, интегрирующей в своем функциональном и содержательном пространстве комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и формирование у них профессиональной готовности как основного результата образования.

Приступая к теоретическому обоснованию и проектированию модели совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ, полагаем возможным сделать ряд вводных замечаний относительно теоретических аспектов моделирования образовательных систем и характеристики модели:

моделирование представляет собой метод исследования объектов на их аналогах, позволяющих обеспечить всестороннее изучение объекта в его различных аспектах с применением различных средств (Г.В. Суходольский [202], Н.Г. Салмина [180], Н.А. Солодухин [198]);

моделирование рассматривается как метод опосредованного познания, который предполагает создание абстрактного конструкта по аналогии с оригиналом, который функционально позволяет выявить особенности и тенденции действий реального объекта, определить практические шаги для его развития (И.В. Непрокина [150], А.И. Новикова, А.Т. Куракин [123]);

моделирование представляет собой способ деятельности, результатом которого является создание модели, являющейся важным исследовательским атрибутом для сферы научного познания, создающим возможность проследить связь между компонентами реально существующей системы (И.В. Гребеньков, Е.В. Чупрунов [51], И.В. Дементьева [57]);

- в модели находят отражение существенные и особенные свойства реального объекта, определяющие его сущность и содержание в удобной для восприятия форме, что позволяет получить новую информацию о тенденциях функционирования и развития объекта (И.Б. Новик [154], В.А. Штофф [231], Н.М. Амосов [7], А.А. Фортунатов [218, 219]).

Изучение исследовательских позиций С.Р. Гласера, А. Хакера [236], А.Н. Дахина [56], И.В. Непрокиной [150], Е.Б. Бияновой [30], И.В. Дементьевой [57] позволило нам определиться с построением алгоритма проектирования модели, включающим следующие этапы: 1)

предварительный, в рамках которого определяются нормативно-правовые основания и методологический базис для разработки модели, 2) организационно-содержательный, предполагающий определение

компонентного состава модели, ее структурирование и содержательное обоснование, 3) апробационный, предусматривающий проверку эффективности модели в процессе профессиональной подготовки на основе определения критериев, показателей и организации опытноэкспериментальной работы.

В рамках обозначенной траектории моделирования полагаем определить основные нормативно-правовые и теоретико-методологические подходы, выступающие в качестве правовой и научной базы для структурирования и содержательного наполнения проектируемой модели.

Нормативно-правовой фундамент модели построен на учете требований государственной образовательной политики РФ, законодательных актов, ведомственных приказов и инструкций (Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1663-р); Федеральный закон

РФ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» от 6.02.1997 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.2015 года) № 27-ФЗ; Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года); Федеральный государственный образовательный стандарт ВО по направлению подготовки (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности (17.01.2011 года, приказ № 39); Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск»; Приказ ГКВНГ РФ № 220 от 16.06.2011 года; Приказ МВД России от 14.01.2005 года № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

В предварительном исследовании нами указывалось, что в исследовательском поле совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ продуктивной представляется опора на идеи ресурсного, аксиологического, системного, информационного и компетентностного подходов, выступающих методологическими ориентирами проектируемой модели и анализ которых весьма важен для организации нашей дальнейшей работы.

В рамках ресурсного подхода (Г.Г. Дилигенский [63], Л.П. Илларионова [88], Н.Ф. Наумова [149 ], В.М. Лизинский [131], Т.А. Цецорина [224], В.И. Андреев [10] отмечается, что в процессе профессиональной подготовки необходим учет двойственного характера образовательного процесса: с одной стороны, организация образовательного процесса, условия реализации ООП должны обеспечивать актуализацию внутренних ресурсов обучающихся, способствовать развитию их личности, а с другой - активизация личностных ресурсов, в свою очередь, способствует обеспечению траектории развития и повышению качества самого образовательного процесса.

Отметим основные аспекты использования ресурсного подхода в системе образования:

инструментарий ресурсного подхода направлен на актуализацию и повышение качества самообразовательной деятельности обучающихся, задействование личностных ресурсов социально-профессиональной мобильности, стремления к успеху в профессиональной деятельности (И.В. Авершина [3], А.И. Миняева [145]);

ресурсный подход рассматривается как фактор, обеспечивающий эффективное проектирование образовательного процесса, его содержания, средств, форм, методов, условий развития, что позволяет обеспечить реализацию личностных и профессиональных ресурсов каждого субъекта образовательной системы (Т.А. Цецорина [224], А.И. Терентьева [206]);

в рамках ресурсного подхода исследуются возможности образовательной среды в части задействования человеческих, материальных, духовных источников для обеспечения качества образования. При этом ресурсами являются ключевые компетенции, а условиями их формирования - информационный и инфраструктурный потенциал образовательного процесса (Е.И. Иванова [87], Е.И. Метелькова [144], Т.С. Новикова [155]);

ресурсный подход применяется для выделения системной совокупности всех ресурсов системы образования (А.М. Кондаков [112], А.И. Тимонин [207]). В данном направлении акцент делается на учете личностных ресурсов обучающихся, представленных направленностью (в том числе, профессиональной), личным опытом, уровнем компетентности, профессионально и личностно важными качествами, институциональных ресурсов, включающих содержательные, технологические и инфраструктурные аспекты образовательного процесса, средовые ресурсы, предполагающие использование потенциала внешней социальнопрофессиональной среды.

Таким образом, с позиций ресурсного подхода профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ РФ представляет собой систему, функционирование и развитие которой должно осуществляться с учетом использования всего комплекса ресурсов образовательной системы, предполагая развитие личности, активное использование потенциала внутренней и внешней информационно-ресурсной среды.

Использование идей системного подхода (работы В.В. Краевского [118], В.И. Загвязинского [77], В.П. Беспалько [29], Ю.К. Бабанского [17]) применительно к разработке модели совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ как педагогической системы ориентирует на обеспечение взаимосвязи всех функциональных компонентов, входящих в структуру модели, их взаимная детерминация и продуктивное взаимодействие. При этом компонентный состав системы предполагает наличие цели и задач ее функционирования, содержания, условий развития, применяемых методов, форм и средств, обеспечивающих эффективность дидактического процесса и достижения искомого результата (Ю.К. Бабанский).

Говоря о структурной и содержательной целостности педагогической системы в рамках рассматриваемого подхода отметим, что, по справедливому замечанию В.П. Беспалько, системный подход ориентирует на обеспечение реализации основного функционального направления педагогической системы, связанного с формированием личности обучающегося в условиях социально и профессионально заданных векторов [29].

При этом эффективность функционирования системы в целом зависит от продуктивности и сбалансированности действий каждого из ее структурных компонентов, работающих в итоге на достижение приоритетной цели - обеспечение качества профессиональной подготовки субъекта образования. Подобная субъектная центрация педагогических усилий представляется весьма значимой, способствует развитию субъект-субъектной траектории организации образовательного процесса, детерминирует активизацию действия всех его структурных элементов.

Методологические ориентиры аксиологического подхода (И.В. Губаренко [53], Т.Д. Барышева, Н.В. Алябьева [6], С.А. Медведева [140], А.В. Кирьякова [102], Г.А. Мелекесов [141], Н.Л. Худякова [222], Т.А. Ольховая [159]) направлены на актуализацию приоритета общечеловеческих ценностей в процессе профессиональной подготовки, ориентация на которые должна стать основным вектором личностно-профессионального развития будущего специалиста.

Идеи аксиологического подхода согласуются с основными принципами государственной образовательной политики РФ, среди которых выделяются следующие: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, уважение его прав и свобод, развитие гражданственности, патриотизма и ответственности. Аксиологизация образования, в этой связи, предполагает раскрытие личностных ценностей обучающихся:1) социальных, формирование которых должно способствовать развитию у личности способностей критического осмысления социальной реальности, выработки собственных позиций, основанных на приоритете нравственности; 2) профессиональных, позволяющих личности свободно ориентироваться в профессиональной среде на основе личностной открытости, свободы, уважения, неконфликтности; 3) субъектных, составляющих основу сознания и поведения в социально-профессиональной среде.

Безусловно, в рамках профессиональной подготовки офицеров ВНГ РФ правомерным будет вести речь о приобщении курсантов к общественным духовным и материальным ценностям посредством развития личности будущего офицера и формирования у него гражданского и профессионального долга. При этом приоритетными задачами в процессе реализации идей аксиологического подхода являются следующие (Н.А. Асташова [15]):

воспитание у курсантов духовных идеалов на основе их приобщения к общекультурным и воинским ценностям и традициям, формирования готовности к исполнению воинского долга, высокой ответственности за результаты военно-профессионального труда и профессиональной направленности;

организация образовательной среды в военном вузе ВНГ РФ, ориентированной на сохранение и приумножение духовных ценностей общества и сферы военно-профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка курсантов в этой связи должна быть построена таким образом, чтобы в ее координатах будущий офицер ВНГ РФ смог осознать и внутренне принять социально-профессиональные ценности, дать рефлексивную оценку собственным ценностям, направленности и ориентациям.

В качестве следующего методологического основания для разработки модели полагаем возможным использовать информационный подход (работы С.Е. Кюнель, К.В. Романова [125], Н.Н. Тебеньковой [133], А.В. Кириллова [100], И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко, И.Г. Борисенко [173], Д.В. Легенчук [128]). Суть данного подхода заключается в признании приоритета информации при изучении любого объекта, предмета или явления, состав которой существенным образом влияет на их адекватное восприятие, позволяет определить актуальное состояние и наметить перспективы развития (К.К. Колин [109]).

Основу информационного подхода составляет диалектическое понимание процессов развития системы профессионального образования в современном информационном пространстве, состояние которого, в свою очередь, обусловлено стремительным развитием информационных ресурсов и информационных технологий, их активным использованием в образовательной среде (В.К. Власова [45]). При этом в функциональном аспекте с точки зрения информационного подхода образовательная система в многомерном потоке поступающей информации должна обеспечивать генерацию и фильтрацию информационных инноваций и их адаптацию к специфике подготовки кадров, осуществлять перевод информации на методический уровень с использованием адекватных аппаратных средств и программного обеспечения, реализацию в процессе профессиональной подготовки банка профессионально ориентированных информационных инноваций и проектирование научно-методического сопровождения профессиональной подготовки.

В рамках личностного аспекта реализации информационного подхода в образовании, его применение ориентирует на активизацию поисковой деятельности обучающихся, актуализацию процессов самообразования, освоение продуктивных механизмов информационного взаимодействия в образовательной и профессиональной среде, принятие современного информационного поля как потенциального источника личностнопрофессионального развития.

Таким образом, с позиций информационного подхода процесс профессиональной подготовки будущих специалистов получает развитие в координатах трех взаимосвязанных плоскостей: информационно - технической, связанной с анализом и адаптацией используемой в образовательных целях информации, применяемых аппаратных средств и программного обеспечения; методической, направленной на создание образовательных продуктов посредством обработки информации, ее фильтрации; личностной, обеспечивающей перевод социально и профессионально значимой информации в субъективно значимый личностный ресурс.

Идеи компетентностного подхода (А.В. Хуторской [223], В.И. Байденко [18], Л.Д. Давыдов [55], Ю.Г. Татур [204], А.А. Деркач [61], Н.А. Селезнева [183], А.Г. Бермус [26]) приняты в качестве базовых в нормативных документах, регламентирующих вектор функционирования системы высшего образования в нашей стране. В нем находят отражение содержание образования, которое ориентируется не на знаниевую траекторию профессиональной подготовки, предполагающую усвоение «готовых знаний», а не самостоятельный поиск знаний, формирование индивидуального опыта решения жизненных и профессиональных проблем, овладение ключевыми компетенциями (В.Ю. Исак [94]).

Мы уже указывали на то, что современные реалии профессиональной деятельности предъявляют к специалисту большой пласт новых требований, которые имеют наддисциплинарный характер, требуя реализации гибкой траектории подготовки в новой системе координат, связанной, прежде всего, с развитием личностных и профессиональных компетенций специалиста, его готовности к самостоятельной деятельности в модифицирующихся условиях социально-профессионального пространства. В этом смысле компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих офицеров ВНГ РФ интегрирует в своем смысловом и содержательном поле указанные выше подходы, предъявляя особые требования к организации образовательного процесса в части его содержания, форм и применяемых средств для получения результата.

Рассмотренные выше нормативно-правовые и методологические основания разработки модели совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ составили основу для определения содержания модели и ее структурной компоновки (отметим, что основной площадкой для разработки модели является Саратовский военный краснознаменный институт ВНГ РФ (СВКИ ВНГ РФ)). Следуя нашей исследовательской логике в системной модели мы учитываем процессуальный и результативный аспекты совершенствования профессиональной подготовки курсантов военного вуза ВНГ РФ с использованием современных информационных технологий. Проектируя модель, мы ориентировались на создание в образовательном пространстве соответствующих организационных условий, реализация которых, на наш взгляд, позволяет решить задачу повышения качества профессиональной подготовки курсантов:

организация в военном вузе ВНГ РФ информационно-ресурсной среды, обеспечивающей учет особенностей профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ в условиях информатизации общества, модернизации и постоянной вариативности способов боевого применения частей и подразделений ВНГ РФ;

соответствие учебно-методического и информационно-ресурсного обеспечения профессиональной подготовки современному уровню развития военной науки, требованиям нормативных документов к качеству подготовки выпускников, находящих отражение в конкретных дисциплинарных областях;

обеспечение открытого доступа постоянного и переменного состава военного вуза ВНГ РФ к информации и информационным ресурсам образовательной организации, их активное применение при изучении дисциплин учебного плана;

постоянное совершенствование и обновление инфраструктурной базы военной образовательной организации в части применяемых аппаратных средств и программного обеспечения в соответствии с тенденциями развития науки и техники;

организация повышения квалификации постоянного состава военного вуза ВНГ РФ в сфере применения информационных технологий в процессе управления образовательной организацией и преподавании учебных дисциплин;

организация психологической (эмоционально-волевой) подготовки курсантов для формирования эмоциональной устойчивости и умений саморегуляции психических состояний.

К основным задачам, решаемым в рамках модели, полагаем отнести следующие:

организация образовательного процесса в военном вузе ВНГ РФ, отвечающего требованиям ФГОС ВО и квалификационным требованиям к подготовке будущих офицеров в части обеспечения условий реализации ООП, активного использования информационных ресурсов с целью формирования профессиональной готовности военного специалиста;

интеграция информационных технологий в функциональную орбиту изучения дисциплин учебного плана, войсковых стажировок и практик, повседневную деятельность военной образовательной организации;

организация мониторинга эффективности процесса и результата профессиональной подготовки курсантов в рамках проведения процедур самообследования, государственной итоговой аттестации, внешних процедур контроля качества образования, анализа отзывов на выпускников из воинских частей ВНГ РФ, разработки и реализации диагностического механизма оценки профессиональной готовности будущих офицеров;

реализация в образовательном процессе комплекса условий, обеспечивающих институциональное и инструментальное подкрепление профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ.

В структурном плане модель совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ с помощью информационных технологий интегрирует нормативно-правовой, методологический, организационно-процессуальный, контрольно-диагностический и результативный блоки, этапы организации профессиональной подготовки курсантов с помощью информационных технологий, условия ее совершенствования (рис.2.1).

Напомним, что основной смысл профессиональной подготовки в рамках проектируемой модели состоит во взаимной увязке процесса и результата профессиональной подготовки, их взаимной детерминации. При этом основным средством, обеспечивающим данную интеграцию, выступают информационные ресурсы военной образовательной организации, системное применение которых, по нашему мнению, обеспечит достижение искомого

 

Рис. 2.1. Модель совершенствования профессиональной подготовки курсантов с использованием современных информационных технологий

 

Совершенствование эффективности профессиональной подготовки курсантов

 

результата. В дальнейшем исследовании раскроем содержание каждого из приведенных выше блоков модели.

Нормативно-правовой и методологический блоки в структуре модели рассмотрены нами выше; они задают законодательные и методологические границы модели, определяют ее фундамент, правовые и теоретические координаты ее построения и функционирования других элементов модели. В процессуальном аспекте ведущим блоком модели совершенствования профессиональной подготовки курсантов выступает организационнопроцессуальный блок, представленный целевым, содержательным и инструментально-ресурсным компонентами. Определим их содержание и специфику.

Цели профессиональной подготовки офицеров ВНГ РФ исходят из стратегической цели модернизации системы военного образования и специфики профессиональной деятельности военных специалистов, заключающейся в комплектовании частей и подразделений ВНГ РФ квалифицированными офицерскими кадрами посредством оптимизации сети, емкости и организационно-штатной структуры военных образовательных организаций, совершенствования организационных механизмов профессиональной подготовки, ее содержания и информационно-ресурсного обеспечения.

В этой связи к приоритетным целям профессиональной подготовки в системе военного вуза ВНГ РФ можно отнести следующие:

ориентация профессиональной подготовки курсантов на реализацию национальных и военно-политических приоритетов Российской Федерации, обеспечение ее устойчивого развития, отвечающего требованиям социума, потребностям личности и тенденциям модернизации военной науки и техники;

создание и развитие образовательных программ, ориентированных на личностно-профессиональный рост будущих офицеров, их профессиональную самореализацию, формирование профессиональной направленности, ценностных ориентаций, социально и профессионально приемлемого поведения, эмоциональной устойчивости в процессе решения социально-профессиональных задач в различных условиях обстановки;

реализация в военном вузе образовательных программ, отвечающих, с одной стороны, потребностям профессиональной деятельности, а с другой - раскрывающих полифункциональное многообразие мировоззренческих и культурных запросов личности, используя при этом информационные ресурсы внутренней образовательной и внешней социальнопрофессиональной среды;

информационная открытость профессиональной подготовки будущих офицеров, ориентированная на тенденции боевого применения частей и подразделений ВНГ РФ в условиях информатизации общества, обновления и усложнения информационной составляющей профессиональной деятельности и создания высокотехнологичных средств вооруженной борьбы;

применение в образовательном процессе современных инструментально-информационных ресурсов, позволяющих моделировать ситуации военно-профессиональной деятельности, обеспечивать формирование у будущих офицеров профессиональной готовности к служебно-боевой деятельности с активным использованием новейших аппаратных средств и программного обеспечения.

Обозначенные цели задают ориентиры для характеристики и определения специфики содержательного компонента организационнопроцессуального блока модели. Отметим, что рассмотрение данного компонента мы будем осуществлять через призму возможности применения информационных технологий.

В общем смысле содержание образования определяется как педагогическая модель социального заказа, векторно направленного на образовательную систему и имеющая трехуровневую структуру: 1) высший уровень содержания образования, являясь общетеоретическим, фокусирует свое внимание на предъявлении обучающимся обобщенного системного знания о составе, элементах и функциях социального опыта; 2) на уровне раздела развернуто представление о базовых, вариативных и специальных частях образования, несущих определенные функции и закрепляющих состав общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, которыми должен овладеть выпускник; 3) уровень учебной дисциплины (модуля) представлен характеристикой конкретной предметной области, выполняющей специфические функции.

Применительно к особенностям формирования содержания в военных вузах ВНГ РФ (квалификационные требования [98]) отметим, что оно должно соответствовать потребностям профессиональной деятельности, определяться характером профессионального труда офицера и отражаться в дисциплинах, определенных спецификой военно-учетной специальности.

Содержание профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ, отраженное в учебном плане и программах, построено с учетом требований ФГОС ВО по направлению (специальности) «Правовое обеспечение национальной безопасности» и квалификационных требований по военно-учетной специальности «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» и в соответствии с первичным функциональным предназначением выпускников («Замещение офицерских должностей тактического звена во внутренних войсках МВД России»). В содержании профессиональной подготовки в военном вузе ВНГ РФ представлены дисциплины базовой части (23 наименования), модуля «Военная подготовка» (7 наименований), дисциплин вариативной части (13 наименований), практик (9 наименований) и государственная итоговая аттестация общим объемом 11610 часов (7740 часов - учебные занятия с преподавателем, 3870 часов - самостоятельная работа курсантов).

В базовой части учебного плана подготовки военных специалистов основной (и, пожалуй, единственной) дисциплиной, связанной с активным
использованием информационных технологий, является дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (1 курс, 1 семестр, общий объем времени на освоение - 180 часов (из них 110 часов - учебные занятия с преподавателем, 70 часов - самостоятельная работа)), в результате освоения которой в соответствии с ФГОС ВО должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции: способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации обработки и передачи информации (ОК - 16); способность специалиста соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности (ПК - 21) (рис.2.2).

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

_______________________________________ ±________________________________________

Компетенции

ОК - 16 - способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и
технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска,
систематизации обработки и передачи информации;

ПК - 21 - способность специалиста соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых
актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности)

У

Компетентность в работе с информацией, аппаратными средствами и программным обеспечением

Рис.2.2. Состав компетенций в сфере информатики, информационных технологий и информационной безопасности


 

Особенностью рассматриваемой дисциплины является активное применение в образовательном процессе информационных технологий, что позволяет обеспечить овладение теоретическими знаниями в сфере имеющихся аппаратных средств и программного обеспечения, способами их применения. Занятия по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предусматривают широкое использование информационных ресурсов, которые позволяют обеспечить тесную взаимосвязь содержания образования и инновационных средств обучения. На наш взгляд, информационная составляющая профессиональной подготовки в части применения информационных технологий в практике организации учебных занятий должна быть интегрирована в содержание других разделов (дисциплин, модулей) программы подготовки военных специалистов (подробнее данный аспект будет рассмотрен нами ниже). По нашему мнению, это позволит будущим офицерами ВНГ в процессе осуществления всех видов профессиональной деятельности (командной, педагогической, воспитательной, военно-технической, административнохозяйственной) свободно ориентироваться в современных аппаратных средствах и программном обеспечении, использовать их возможности в процессе выполнения служебно-боевых функций. Обладание компетенцией в работе с универсальным набором современных информационных технологий позволяет офицеру освоить новые инструменты деятельности, обеспечив дополнительные возможности для личностно-профессионального роста.

В рамках следующего, инструментально-ресурсного компонента, рассмотрим основные методы, формы и средства организации профессиональной подготовки с использованием информационных технологий. Причем, в образовательном процессе современные информационные технологии важны не сами по себе, а прежде всего тем, насколько их применение позволяет обеспечить эффективность профессиональной подготовки в соответствии с заданными целями. Продолжая наши рассуждения в границах организационно-процессуального блока модели, отметим, что не все методы, формы и средства обучения предполагают активное задействование информационных ресурсов в их аппаратном и программном виде. Поэтому в рамках данного блока полагаем возможным остановиться на характеристике педагогических инструментов, которые могут (и должны) сопровождаться применением современных информационных технологий.

Учитывая тот факт, что в исследовании мы ведем речь о совершенствовании профессиональной подготовки курсантов с помощью информационных технологий, которые выступают весомым средством, обеспечивающим качество процесса и результата профессиональной подготовки и детерминируют специфику применяемых методов и форм обучения, полагаем возможным рассмотрение содержания инструментальноресурсного компонента начать с анализа средств обучения (информационно - коммуникационных средств (ИКС)).

В общем смысле средства обучения представляют комплекс информационных и материальных ресурсов и мероприятий, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки. При этом ИКС позволяют 1) повысить качество усвоения учебного материала (установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение аудиовизуальных устройств обеспечивает усвоение учебной информации до 65% [25]), 2) обеспечить эффективность работы преподавателя и курсантов за счет использования ИКС в широком дисциплинарном диапазоне, позволяющем создать единую информационно-образовательную среду, 3) повысить продуктивность управления образовательной системой военного вуза ВНГ РФ посредством применения ИКС в процессе мониторинга качества профессиональной подготовки во всех структурных элементах образовательного процесса.

С помощью ИКС в военных вузах возможно решение комплекса дидактических задач, среди которых выделяются следующие: 1) совершенствование процесса профессиональной подготовки, обеспечение его индивидуализации, 2) повышение эффективности самостоятельной работы курсантов, 3) обеспечение индивидуальной траектории деятельности преподавателя и курсантов, гибкости и вариативности образовательного маршрута и активизация совместной деятельности, 4) усиление мотивации курсантов, возможность их привлечения к профессионально направленной научно-исследовательской и проектной деятельности, 5) минимизация сроков тиражирования и доступа к достижениям военной науки и практики.

Под ИКС, применяемыми в образовательном процессе, С.М. Вишнякова [44] понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, которые функционируют на базе вычислительной техники, персональных компьютеров и информационных систем и обеспечивают доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. К данным средствам автор относит: компьютерную технику, локальные вычислительные сети, системы графического отображения информации, современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие на различных уровнях.

К основным средствам, позволяющим использовать ресурсы информационных технологий, М.В. Буланова-Топоркова [40] относит: компьютерные обучающие программы, которые включают в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестового контроля; обучающие системы, построенные на базе мультимедиатехнологий с использованием компьютерной техники, видеотехники, интерактивных досок, накопителей информации на оптических дисках и других переносных носителях; распределенные базы данных, средства телекоммуникации, представленные электронной почтой, локальной и глобальной сетью связи и обмена данными; электронные библиотеки.

В рамках методического назначения ИКС классифицируют по ряду оснований:

обучающие ИКС (электронный учебник (NetScool), контролирующие и тестовые программы (My Test), предметно-ориентированные среды) обеспечивают овладение знаний, формирование способов деятельности, ускоряют процесс усвоения учебной информации;

тренажеры предназначены для отработки умений и навыков и включают средства для оценки достигнутого уровня навыков и соответствующего изменения интенсивности тех или иных тренирующих воздействий;

информационно-поисковые и справочные ИКС (электронные сборники задач и упражнений, электронные библиотеки (IBS), поисковая система, сервис рассылки информации) направлены на предоставление сведений информационного характера, обеспечивают формирование умений по систематизации информации;

демонстрационные ИКС (презентации, компьютерные иллюстрации, интернет-трансляции) обеспечивают визуализацию изучаемых объектов, их разностороннее представление;

моделирующие (программно-технические ИКС для моделирования профессиональных ситуаций);

имитационно-игровые ИКС (компьютерные симуляции, игровые программы) предназначены для создания игровых ситуаций, имитирующих реальные ситуации профессиональной деятельности).

В образовательном процессе СВИ ВНГ РФ в связи с повышением роли сети Интернет и подключением к единой информационнотелекоммуникационной сети (ЕИТКС) ВНГ РФ за последние четыре года (2012 - 2015 гг.) увеличилась востребованность информационных ресурсов сет в читальном зале библиотеки института за счет внедрения электроннобиблиотечной системы IBS и полнотекстовой электронной базы трудов преподавателей института (рис.2.3).

 

2.3.

Динамика востребованности ресурсов информационно-образовательного
центра в читальном зале СВИ ВНГ России (количество человек)

Для продуктивной организации образовательного процесса перечисленные выше средства должны находиться в арсенале соответствующих учебно-научных подразделений (кафедр) военного вуза ВНГ РФ. Комплекс аппаратных и программных средств, специального программного обеспечения, используемых на кафедрах СВКИ ВНГ РФ, представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Аппаратные, программные средства и специальное программное

обеспечение, используемое на кафедрах СВКИ ВНГ РФ

Кафедры

Аппаратные

средства

Программные средства

СПО

Кафедра

управления

повседневной

деятельностью

АРМы,

интерактивная доска, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики, видеопособия, мультимедийные учебники, интерактивные обучающие программы.

Боевая служба заслона, боевая служба дозора, боевая служба наблюдательного поста.

Кафедра

тактики

компьютерный

класс,

интерактивная

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики,

Расчет марша, расчет перевозок л/с.


 

доска, проектор, ж/к телевизоры

мультимедийные

учебники.

Кафедра

тренажерный

Презентации (PowerPoint),

Программа

автомобилей,

класс для

программа тестирования

контрольного осмотра

бронетанковог

обучения

"My Test", видеоролики,

автомобиля "Урал",

о вооружения

вождения и ПДД

видеопособия,

обучающая программа

и техники

на военной

мультимедийные пособия,

по вождению военной

автотехнике (статические и динамические), АРМы,

интерактивная доска, проектор, ж/к телевизоры

интерактивные обучающие программы.

техники "ТН-80".

Кафедра

тренажерный

Презентации (PowerPoint),

СКАТТ, оператор АК.

огневой

класс для основ

программа тестирования

подготовки

правил стрельбы, интерактивный тир, АРМы, интерактивная доска, проектор, ж/к телевизоры.

"My Test", видеоролики, мультимедийные пособия.

Кафедра

тренажерный

Презентации (PowerPoint),

1. РХБ защита:

обеспечения

класс по связи с

программа тестирования

Валькирия (расчет

служебно-

интегрированием

"My Test", видеоролики,

последствий

боевой

обучающих

видеопособия,

применения

деятельности

программ,

мультимедийные

противником РХБ

АРМы,

учебники, интерактивные

ударов). 2. Инж.

интерактивная доска, проектор, ж/к телевизоры, стенды по охранному видеонаблюдени

обучающие программы.

обеспечение: Мина ОЗМ-72, расчет зарядов для подрыва конструкций, инженерное оборудование позиции

 

ю

отделения. 3. Разведка: наблюдательный пост.

Связь: радиостанция "Р-159", радиостанция

"Р-159".

радиостанция "Р-159"

Кафедра математики и информатики

компьютерный

класс,

интерактивная доска, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики, видеопособия, мультимедийные учебники.

ГИС "Гармония"

Кафедра теории и истории государства и права

ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики.

Правовые отношения

Кафедра конституционн ого и

административ ного права

АРМы, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", мультимедийные учебники.

Государственные воинские символы

Кафедра уголовного процесса и криминалистик и

АРМы, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики, мультимедийные учебники.

Электронная библиотечная система "I-Books"

Кафедра

гражданского

права

АРМы, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики.

Электронная библиотечная система "I-Books"

Кафедра военной педагогики и психологии

компьютерный (интернет) класс, проектор, ж/к телевизоры

Презентации (PowerPoint), программа тестирования "My Test", видеоролики.

Control

 

Кафедра

лингофонный

Презентации (PowerPoint),

иностранных

класс, ж/к

программа тестирования

языков

телевизор,

"My Test", видеоролики,

звуковоспроизво

мультимедийные

дящая

учебники.

аппаратура.

 

Безусловно, возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, приводят к корректировке организационной модели профессиональной подготовки: в рамках аудиторной модели предполагается, что компьютеры в компьютерных классах объединены в локальную сеть и дополнены сервером; при этом курсанты выполняют задания одного типа, по факту выполнения которых определяется результат и выставляется оценка; проектно-групповая модель своим приоритетом имеет обращение к компьютеру как дополнительному (вспомогательному) средству, позволяющему расширить диапазон информации при выполнении определенных ролей; индивидуальная модель, позволяющая привлекать ИКС для получения новых знаний, отработки умений и навыков, получения справочной информации, организации расчетных работ и контроля уровня знаний.

Следующей составляющей организационно-процессуального блока являются методы обучения. В предлагаемой нами модели использованы различные методы, адаптированные к использованию новых информационных технологий (рассказ, метод информационного ресурса, консультирование, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, упражнения, тренинг, ролевая игра и др.). При этом необходимо определиться с ключевой терминологией, в соответствии с которой различают «методы обучения с использованием информационных технологий» и «методы использования информационных технологий» (И.Н. Семенова, А.В. Слепухин [187]) (рис.2.4).

Рис. 2.4. Сущностная характеристика методов обучения с использованием ИТ и методов

использования ИТ

 

В нашем исследовании мы будем вести речь о методах обучения с использованием информационных технологий, предполагая совместную деятельность педагога и курсантов в достижении целей профессиональной подготовки в целом, конкретной учебной дисциплины и занятия, в частности.

Анализ научной литературы (И.Н. Семенова [186, 187], А.В. Слепухин [185], Б.Е. Стариченко [199, 200], И.Н. Фалина, М.Н. Мохова [211] и др.) позволил выделить комплекс методов обучения, позволяющих активно использовать информационные технологии, способствующих развитию у курсантов мотивации, компетентности, способности к самообразовательной деятельности в поле реализации обратной связи в совместной деятельности с преподавателем и другими курсантами. Отметим, что выбор метода должен соотноситься с дидактической целью, которую ставит преподаватель на занятии, наличием соответствующего ресурсно-методического обеспечения. В табл.2.2 представлены варианты применения ИКС в процессе реализации некоторых возможных методов обучения, соотнесенных с дидактическими целями, которые могут быть поставлены преподавателем.

Дидактические цели, методы обучения и применяемые ИКС

Таблица 2.2

Дидактические

цели

Методы обучения

Применение ИКС

Предъявление курсантам теоретического материала

Рассказ

Презентации, компьютерные иллюстрации, использование интерактивной доски (Smart board)

Повторение, обобщение и контроль усвоения учебного материала

Групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций

Презентации, компьютерные иллюстрации, использование интерактивной доски (Smart board), контролирующие и тестовые программы

Повышение уровня учебной и профессиональной мотивации

Метод проектов, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, метод информационного ресурса,

консультирование

Информационно-поисковые ИКС, презентации, компьютерные иллюстрации, имитационные и игровые программы

Отработка практических умений и навыков на основе изученного теоретического материала

Упражнение, ролевая игра, тренинги, баскет- метод

Использование тренажеров, программно-технических средств для моделирования (имитации) ситуации, контролирующих и тестовых программ

Создания творческого продукта

Метод проектов

Презентации, использование текстовых и графических редакторов, интерактивной доски (Smart board)

Развитие

коммуникативной компетентности, умений и навыков групповой работы

Метод проектов, групповая дискуссия, ролевая игра, компьютерная симуляция

Презентации, использование текстовых и графических редакторов, интерактивной доски (Smart board), информационно-поисковых систем

Развитие эмоциональной устойчивости, умений и навыков саморегуляции психических состояний

Баскет-метод, консультирование, ролевая игра, тренинги

Компьютерные иллюстрации, презентации, использование интерактивной доски (Smart board), видеоролики

Формирование готовности к самообразовательной деятельности

Анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, метод проектов, упражнения

Презентации, компьютерные иллюстрации, использование текстовых и графических редакторов, информационнопоисковых ИКС, контролирующих и тестовых программ


 

Важным элементом инструментально-ресурсного компонента являются формы обучения, представляющие собой устойчивые в организационном и временном аспектах компоненты образовательного процесса, в координатах которых реализуются основные виды педагогической деятельности (А.М. Г ерасимов, А.А. Деркач и др. [46]).

Формы обучения, отражая организационную конструкцию

образовательного процесса в военном вузе, в рамках установленного временного диапазона призваны обеспечить решение следующих задач: определять соотношение индивидуального, коллективного и группового обучения; обеспечивать регламентацию совместной деятельности

преподавателя и курсантов в образовательном процессе; обеспечивать повышение уровня учебной и профессиональной мотивации, профессиональной направленности курсантов, проявление ими активности и раскрытие внутреннего потенциала; задавать требования к профессорскопреподавательскому составу (ППС) военного вуза в части организации, методического и информационно-ресурсного обеспечения учебных занятий.

В образовательном процессе военных вузов ВНГ РФ традиционными формами обучения являются лекции, семинарские и групповые занятия, индивидуальные собеседования, групповые упражнения, лабораторно - практические, тактические (тактико-специальные) занятия, самостоятельная, научно-исследовательская работа, комплекс практик и контрольно-тестовые занятия. Безусловно, эффективность достижения целей занятий обусловлено тем, насколько традиционные формы будут подкреплены инновационным содержанием и обеспечены соответствующими информационными ресурсами. Поэтому организационные формы обучения по большинству дисциплин учебного плана должны сопровождаться применением современных ИКС. Рассмотрим в этой связи отдельные организационные формы обучения, которые, являясь традиционными по сути, могут быть трансформированы в инновационные организационные модели.

Лекция является основной формой обучения в военном вузе, представляя изложение систематизированного учебного материала преподавателем, как правило, в монологической форме. При этом, наряду с традиционной информационной, различают следующие виды лекции: проблемная, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция- диалог. Основными дидактическими целями лекции являются: передача курсантам современных систематизированных знаний в той или иной дисциплинарной области; обеспечение совместной работы преподавателя и курсантов; развитие у курсантов учебной и профессиональной мотивации, интереса к изучаемой дисциплине, готовности к творческой обработке и расширению лекционного материала.

Отметим, что какой бы из видов лекции не использовался, эффект от ее организации и проведения будет выше, если преподаватель сопровождает лекционный материал иллюстрациями. Для этого необходимо использовать возможности проекционной техники, интерактивной доски, позволяющих обеспечить возможность наглядного представления информации с визуализацией создаваемых на занятии текста и графики. Организация лекций возможна c применением электронных учебных курсов в компьютерных классах в системе online (работа преподавателя и курсантов в режиме реального времени - программный комплекс «NetScool») и системе offline в форме лекций-презентаций и теле- и видеолекций.

В рамках семинарских занятий в качестве целевой установки выдвигается идея углубления, расширения и систематизации теоретических знаний, полученных в процессе организации лекционных занятий, формирование у курсантов умений и навыков работы с информационнопоисковыми и справочными системами, проверка усвоения материала учебной дисциплины. Очевидно, что для оптимизации организационносодержательного фона семинарских занятий целесообразно использовать ИКС, позволяющие осуществлять обсуждение программных вопросов с использованием презентаций, компьютерных иллюстраций, осуществлять контроль уровня усвоения с использованием контролирующих и тестовых программ и комплексов (собеседования в режиме «chat», видеоконференции (общение, при которой участники, включенные в ЕИТКС ВНГ, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме online), занятия в компьютерных классах с использованием телекоммуникационных технологий).

Теоретические знания, полученные курсантами в ходе лекционных и семинарских занятий, получают свое закрепление в процессе организации лабораторно-практических, тактических (тактико-специальных) занятий, групповых упражнений, которые являются важными формами и инструментами, имеющими прикладной характер. На всех указанных видах занятий в военном вузе целесообразным представляется применение тренажеров, контролирующих и тестовых программ, программнотехнических ИКС для моделирования профессиональных ситуаций, игровых программ, имитирующих различные аспекты служебно-боевой деятельности.

В процессе организации войсковых стажировок и практик курсанты, исполняя функциональные обязанности военных специалистов ВНГ РФ, осуществляют практическую деятельность с использованием аппаратных средств, программного обеспечения, вооружения и военной техники, применяемых во ВНГ РФ. При этом отработка военно-профессиональных умений и навыков сопровождается применением ИКС, что позволяет расширить индивидуальный информационный диапазон и создать теоретическую базу для применяемых умений и навыков.

Важной формой обучения курсантов в процессе профессиональной подготовки в военном вузе ВНГ РФ является самостоятельная работа, на которую отводится порядка 30% времени (3870 часов из 11610 по учебному плану), предусмотренного на освоение учебных дисциплин. Основными дидактическими целями самостоятельной работы курсантов являются: сформировать навыки самообразовательной деятельности с применением различных информационных источников и ресурсов, необходимых для организации и осуществления учебной и профессиональной деятельности; повысить уровень ответственности курсантов за качество профессиональной подготовки; развивать самостоятельность, целеустремленность в процессе планирования и организации собственной деятельности.

Для организации самостоятельной работы в военном вузе ВНГ РФ существует возможность широкого использования потенциала специализированных компьютерных классов, информационно-поисковых и справочных систем, электронных учебников и учебных пособий, программно-технических сервисов, которые адаптированы к изучаемой дисциплине и содержат детальную систему справочной, обучающей и контролирующей информации.

Компьютер с заложенным в него программно-методическим обеспечением в процессе самостоятельной работы выполняет функции «электронного помощника»; по результатам, полученным по итогам самостоятельной работы курсантов, они протоколируются и выступают в качестве оперативной информации для педагога перед началом следующего занятия. Это позволяет преподавателю, опираясь на объективную информационную картину, планировать сценарий последующих занятий. Здесь возможна реализация весомого набора форм представления учебной информации - гипертекст, графические изображения, аутентичные изображения, анимация, видеоматериалы.

К основным формам контроля, применяемым в образовательном процесса военного вуза ВНГ РФ, относятся текущий, периодический, итоговый контроль и итоговая государственная аттестация. Применение ИКС в процессе организации процедур контроля с использованием контролирующих и тестовых программ (например, My ТеБ1:)способствует исключению субъективизма в оценке, позволяет экономить время и человеческие ресурсы. Отметим, что любые контрольные мероприятия с использованием ИКС должны сочетаться с реализацией обучающей функции, которая может исходить как от преподавателя, как основного источника информации, так и быть интегрирована в компьютер. При этом необходимо так строить тестовые задания, чтобы курсант не просто искал в памяти или в информационно-поисковых системах ответ, который подходит под вопрос, а погружался в атмосферу интеллектуального труда, актуализировал мышление в процессе поиска ответа на тестовые задания (данному принципу соответствуют открытые тестовые программы).

В современных условиях, наряду с традиционными (однако так или иначе предусматривающими возможность применения ИКС), появляются новые организационные формы обучения, построенные на платформе использования преимущественно информационных и

телекоммуникационных ресурсов. Наиболее востребованными из них являются такие организационные формы, как вебинар (вебкаст), телеконференция, совместное применение различных форматов (Blended Learning):

- вебинар (от англ. webinar, сокр. от web-based seminar, онлайн- семинар) - форма организации обучения, основанная на использовании web- технологий в режиме реального времени. При этом главной особенностью данной формы является ее интерактивный характер, позволяющий обеспечить передачу, прием и обсуждение информации с большой по численности аудиторией (технология вебкаст, в отличие от вебинара, предусматривает трансляцию (передачу) информации без возможности ее обсуждения). Безусловно, вебинар как новая интерактивная форма обучения обладает рядом преимуществ, особенно для образовательных организаций, имеющих одинаковые профили подготовки (в частности, образовательные организации ВНГ РФ): возможность организации работы на разных географических площадках в привлечением специалистов, являющихся лучшими в своей сфере; организация мгновенной обратной связи, позволяющей задавать вопросы руководителю (руководителям) вебинара в устной или письменной форме; возможность концентрации внимания непосредственно на предмете обучения, отсутствие необходимости конспектирования (материалы вебинара предъявляются всем участникам в электронном виде).

В техническом аспекте организация вебинаров предполагает наличие стабильного Интернета с хорошими скоростными характеристиками (4-10 Мбит/с), веб-камер, микрофонов, наушников для организации приема/передачи информации, наличие аппаратно-программных комплексов (в системе военного образования используется АПК «Tandberg»;

телеконференции представляют собой форму обучения и группового взаимодействия в сети, подчиненная четко регламентированной структуре по темам и времени поступления информации. Хранилищем сообщений выступают серверы новостей, NNTP серверы;

совместное применение различных форм и форматов укладывается в концепцию Blended Learning, предполагает совмещение традиционных форм обучения (Brickand Mortan Education) и ресурсов ИТ - электронное обучение (eLerning). Организация обучения в подобной форме предусматривает использование в качестве основного модератора компьютера, онлайн- режима, мобильных девайсов и специальных обучающих программ (платформ, ресурсов). Blended Learning позволяет обеспечить дистанционное обучение (Distance Learning), обучение в аудитории (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (Online Learning). При этом базовый блок учебной дисциплины преподается в режиме аудиторных занятий, а расширяющий блок изучается в процессе дистанционного и онлайн обучения.

Безусловное преимущество вышеназванных интерактивных форм обучения, вместе с тем, ограничивает возможность их использование ввиду ряда организационных и технических факторов, среди которых зависимость от возможностей широкополосного Интернета, производительности аппаратных средств, технической поддержки и затрат на разработку видеоматериалов, программ и модулей тестирования. Более того, в военных вузах ВНГ РФ процесс внедрения подобных форм ограничен необходимостью соблюдения режима секретности, что является существенным сдерживающим фактором, не позволяющим в полном объеме использовать возможности телекоммуникационных сетей.

Подводя итог рассмотрению инструментально-ресурсного компонента, отметим, что специфика организационных форм, применяемых методов и средств определяется содержанием учебной дисциплины, уровнем теоретико-прикладной и методической подготовки ППС, имеющимся ресурсным обеспечением. В последующих разделах работы мы приведем иллюстрации учебных занятий с использованием обозначенных выше инструментов.

Организационно-процессуальный блок модели совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ, задавая границы условий реализации ООП, ориентирует на необходимость определения элементов и этапов профессиональной подготовки, предусматривающих последовательное применение ИТ в рамках изучения учебных дисциплин. Квалификационными требованиями и программой специалитета военной образовательной организации высшего образования ВНГ РФ (п.14.22) определен перечень дисциплин (помимо дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности») базовой, вариативной частей учебного плана, модуля «Военная подготовка», в рамках которых предусмотрено нормативное закрепление часов на изучение в специализированных компьютерных классах для отработки комплексных задач. Поэтому определяя этапы профессиональной подготовки, мы будем ориентироваться на их перечень.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.11.2017)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%