Рассматривая контрольно-диагностический блок модели, мы в соответствии с замыслом нашей работы полагаем необходимым в его содержательном поле выделить контрольно-оценочные процедуры, связанные с оценкой качества процесса профессиональной подготовки курсантов в части создания необходимых условий реализации ООП подготовки специалистов и диагностикой сформированности у будущих офицеров СВКИ ВНГ РФ профессиональной готовности, являющейся результатом его подготовки. Для этого необходимо определиться с критериями и показателями, которые будут являться ориентирами для организации диагностических процедур.
Разрабатывая критериальный аппарат, мы исходили из того, что критерий представляет собой признак, на основании которого можно определить изменения, происходящие в структурно-содержательных элементах исследуемого процесса или объекта, оценить, насколько эти изменения способствуют достижению искомого результата. Показатель в этой связи является характеристикой того или иного направления критерия, позволяющей оценить его эффективность.
При этом, говоря о критериях и показателях эффективности процесса профессиональной подготовки, мы акцентируем внимание на особенностях организации образовательного процесса в военном вузе СВКИ ВНГ РФ, предполагая оценивать качество условий реализации ООП по результатам внутреннего аудита состояния информационно-ресурсного обеспечения образовательного процесса (самообследование, анкетирование курсантов) и организации внешней оценки продуктивности профессиональной подготовки по результатам анализа отзывов из войсковых частей СВКИ ВНГ РФ на выпускников. Результат профессиональной подготовки выражается в сформированности ее компонентов (мотивационного, когнитивнооперационального, эмоционально-регулятивного), для диагностики которых также предлагаются соответствующие критерии и показатели (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки
будущих офицеров ВНГ РФ
Критерии эффективности профессиональной подготовки офицера ВНГ РФ
Показатели результативного качества подготовки офицера ВНГ РФ
Критерии и показатели обеспечения эффективности профессиональной
подготовки офицера ВНГ РФ (внутренние и внешние)
Эффективность организации образовательного процесса(внутренний) - по результатам самообследования военного вуза, анкетирования курсантов
Состояние информационно-ресурсного обеспечения образовательного процесса. Наличие необходимых аппаратных средств и программного обеспечения, их доступность в организации профессиональной подготовки курсантов. Возможность получения информации из внешних источников (сеть «Интернет»). Наличие обучающих и контролирующих программ, видеопособий, учебных видеофильмов. Доступ к электронным образовательным и справочным ресурсам. Наличие электронной библиотечной системы, соответствие коэффициента обеспеченности нормативным требованиям. Методическая подготовленность ППС к использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Профессиональная успешность офицера ВНГ РФ на первичных воинских должностях (внешний) - по результатам анализа отзывов из войсковых частей ВНГ РФ
Общественно-политическая зрелость выпускников, военнопрофессиональная направленность, мотивация служебнобоевой деятельности. Уровень развития морально-боевых качеств. Эмоционально-волевая устойчивость. Уровень личной подготовки офицеров и подготовки по специальности в соответствии с профессиональным предназначением.
Критерии и показатели профессиональной готовности офицера ВНГ РФ
Профессиональная готовность офицера ВНГ РФ (мотивационный, эмоциональнорегулятивный, когнитивнооперациональный компоненты)
Ценностное отношение к социальным идеалам и сфере профессиональной деятельности. Понимание воинского долга и личной ответственности за результаты воинского труда. Обладание устойчивой мотивацией служебно-боевой деятельности. Способность к толерантному поведению, социально-профессиональному взаимодействию. Уважение чести и достоинства других субъектов воинского труда. Способность к рефлексии и самосовершенствованию в профессиональной деятельности
Обладание эмоциональной устойчивостью, владение знаниями и умениями регуляции психического состояния. Владение умениями в использовании методов регуляции для повышения качества служебно-боевой деятельности. Обладание низким уровнем тревожности, развитыми волевыми качествами, интернальным локусом контроля.
Профессиональные знания, умения и навыки офицера, проявляющиеся в развитии профессиональных компетенций по видам служебно-боевой деятельности
Критерии и показатели профессиональной компетентности офицера ВНГ РФ
Профессиональные компетенции офицера ВНГ РФ в области командной деятельности
Знания и умения в организации боевой и мобилизационной подготовки подразделения, руководстве подразделением при выполнении задач по охране общественного порядка, общественной безопасности и обеспечения режима чрезвычайного положения. Знания и умения в руководстве подразделением в борьбе с терроризмом, современном общевойсковом бою, при охране государственных объектов и специальных грузов, совместной деятельности с
пограничными подразделениями ФСБ России по охране государственной границы РФ. Знания норм международного гуманитарного права и порядка общения с гражданами и военнопленными в районе боевых действий. Знание норм и правил ношения военной формы одежды, умения осуществлять контроль за внешним видом подчиненного личного состава. Умения осуществлять организацию подготовки лиц, заступающих для несения внутренней службы, и осуществлять контроль за ее эффективностью. Знания и умения в вопросах организации совместной деятельности при выполнении служебно-боевых задач, профилактики и разрешения конфликтов в воинской среде. Знания в сфере организации и осуществления конструктивных форм властных отношений между военнослужащими, умения в применении нормативноправовых актов в служебно-боевой деятельности. Знания и умения в организации деятельности по предотвращению коррупции, организации работы по защите государственной тайны и соблюдении режима секретности
Профессиональные компетенции офицера ВНГ РФ в области педагогической и воспитательной деятельности
Знания и умения в организации боевой подготовки с военнослужащими. Знания в области разработки методического и информационно-ресурсного обеспечения занятий с военнослужащими, методики обучения личного состава по различным видам подготовки. Умения в организации занятий с военнослужащими. Владение технологией подготовки методических материалов для обеспечения педагогической работы с личным составом. Знания и умения применения новых информационных технологий в организации занятий с военнослужащими, организации контроля качества подготовки личного состава, составлении психологических характеристик на военнослужащих. Умение применять индивидуальный подход к военнослужащим на основе владения современными педагогическими технологиями. Умения в организации информационно-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, в организации мероприятий по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений. Знания и умения воспитания у военнослужащих ответственности за соблюдение требований безопасности военной службы. Знания и умения в организации работы с личным составом по информационной безопасности, проведению культурно-досуговых мероприятий.
Профессиональные компетенции офицера ВНГ РФ в области военно-технической и административнохозяйственной деятельности
Знания и умения в организации эксплуатации вооружения и военной техники, ведения учета документации по результатам проверки вооружения, военной техники, боеприпасов и другого военного имущества. Знания в области организации изобретательской и рационализаторской деятельности. Владение вооружением, автомобильной, бронетанковой и специальной техникой. Знания и умения в
организации размещения личного состава, поддержания внутреннего порядка в подразделении, обеспечении личного состава необходимыми видами довольствия. Умение контролировать состояние воинской дисциплины в подразделении. Умение в организации работы по соблюдению мер противопожарной безопасности, ведения ротного хозяйства, организации безопасности военной службы. Знание нормативных документов в организации профессиональной деятельности с использованием вооружения и военной техники, аппаратных средств и программного обеспечения, используемых в современных образцах вооружения и военной техники. Умение в применении новых информационных технологий в служебнобоевой деятельности. Знания и умения в организации учета личного состава, военного имущества, вооружения и военной техники с применением компьютерных средств.
Анализируя результаты самообследования СВКИ ВНГ РФ, которое было организовано и проведено в 2016 году, отметим, что институт обладает развитой информационно-ресурсной инфраструктурой, отвечающей предъявляемым требованиям и позволяющей организовать профессиональную подготовку будущих офицеров с применением современных информационных технологий (рис. 2.7).
При этом в качестве основных направлений деятельности СВИ ВНГ РФ в сфере внедрения новых информационных технологий выделяются следующие:
обновление и переоснащение лекционных и учебных аудиторий, объектов полевой учебно-материальной базы современными информационно-техническими средствами и программными продуктами;
использование собственной информационно-ресурсной базы для подготовки учебных видеоматериалов и компьютерных графических продуктов для использования в образовательном процессе;
расширение информационно-вычислительной сети института, обеспечение бесперебойного функционирования коммуникационного узла магистральной сети передачи данных и электронной почты; оказание организационно-методической и информационно-технической помощи ППС
Управление СВКИ ВНГ РФ
Библиотека
ЭБС «Ibooks»
(коэффициент
обеспеченности
электронными изданиями
-91,6 балла)
Доступ к электронным
образовательным и
справочным ресурсам:
Электронный каталог - 4
базы; электронная
картотека-статьи;
полнотекстовая БД
«Труды офицерско-
преподавательского
состава СВИ ВНГ РФ»
Архив видеоматериалов содержит более 200
Информационно
ресурсная среда института
Кафедры - 260 ед
компьютеров
Компьютерные классы -13 (в том числе мультимедийные)
Информационный портал
кафедры
Аппаратные средства
(телевизоры, интерактивная
доска, проекционное
оборудование)
Программное обеспечение
(Microsoft Windows ХР (7);
Microsoft Office 2007 (10);
PowerPoint; программа
тестирования "My Test";
мультимедийные пособия,
интерактивные обучающие
программы)
Программное обеспечение
(Microsoft Windows ХР (7);
Microsoft Office 2007 (10);
Антивирус Kaspersky;
My Test;
Adobe Reader 10.0;
Corel Draw x4;
Total Commander 7.5)
в подготовке и проведении учебных занятий с использованием современных аппаратных средств и программного обеспечения.
Рис. 2.7. Компоненты информационно-ресурсной среды СВКИ ВНГ РФ
(по результатам самообследования за 2016 год)
Проведенный нами в сентябре 2016 года опрос курсантов (в опросе приняли участие 148 курсантов 3 - 5 курсов СВКИ ВНГ РФ) показал, что в целом они удовлетворены условиями организации образовательного
процесса в институте в части информационно-ресурсного обеспечения профессиональной подготовки.
Подавляющее большинство курсантов (92% - 136 чел.) удовлетворены состоянием учебно-материальной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. При этом они отметили, что в образовательном процессе военного института применяются новейшие аппаратные средства и программные продукты. В этой связи, по мнению курсантов, наиболее удачно информационные технологии в сочетании с современными тренажерными комплексами (программно-аппаратный стрелковый комплекс «Скат», программно-аппаратный стрелковый тренажер «ТН-80», тренажер «Антарис») применяются в процессе организации занятий по огневой подготовке. Около 60% курсантов (89 чел.) отмечают возможность получения учебной информации из сети «Интернет», указывая на доступ к ресурсам автоматизированных информационно-правовых систем Страс «Юрист», «ИСК», «Правовые акты», «Гарант», «Консультант Плюс» и др. Достаточно успешно в образовательном процессе используется полнотекстовая база данных трудов офицерско-преподавательского состава института (данный факт отметили 83% курсантов (123 чел.)). Широкие возможности и доступность ЭБС «Ibooks» и электронных образовательных справочных ресурсов отмечают 80% (119 чел.) курсантов, полагая, что получить доступ к данным ресурсам можно как в библиотеке института, так и в учебных аудиториях, оборудованных компьютерами и имеющих выход в общеинститутскую сеть.
Высоко оценивая информационно-ресурсное обеспечение института, вместе с тем, курсанты отмечают фрагментарное использование возможностей информационной среды института и информационных технологий при проведении отдельных видов учебных занятий. Так 67% курсантов (100 чел.) отмечают, что в процессе проведения лекционных и семинарских занятий преподаватели, в основном, используют традиционную схему передачи учебной информации, практически не применяя возможности интерактивной доски и проекционного оборудования (преимущественно это касается дисциплин базовой части учебного плана, за исключением дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности).
В процессе организации учебных занятий, по мнению курсантов, не используются такие инновационные формы, как вебинары,
телеконференции, возможности программного комплекса «NetScool». Более того, в рамках практических занятий, по оценке 58% курсантов (86 чел.), недостаточно используются аппаратные средства и программные продукты, позволяющие создавать модели реальных ситуаций служебно-боевой деятельности с отработкой необходимых действий военного специалиста.
Оценивая эффективность самостоятельной подготовки, курсанты (60% - 89 чел.) высказали пожелание, связанное с необходимостью организации методической помощи со стороны ППС в части конкретизации элементов учебного материала, на которые следует акцентировать внимание, используя при этом возможности информационных технологий.
Безусловно, важным критерием эффективности организации образовательного процесса в военном вузе ВНГ РФ является
профессиональная успешность молодых офицеров-выпускников на
первичных воинских должностях. Данный критерий предполагает организацию работы по анализу отзывов на выпускников, поступивших из воинских частей ВНГ РФ (подобная процедура предусмотрена директивой ГКВНГ РФ № Д-9 от 10.06.1999 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с офицерскими кадрами ВНГ РФ в современных условиях»). В рамках директивы устанавливаются сроки предоставления отзывов из округов и соединений ВНГ РФ руководителям ведомственных военных вузов: ежегодно до 1 июня - на молодых офицеров после одного года самостоятельной служебной деятельности.
В 2017 году поступило 89 отзывов, что составляет 76,4% от общей численности выпускников СВКИ ВНГ РФ (выпуск 2016 года). Анализируя в
целом представленные отзывы, отметим, что служебная деятельность 93,2% выпускников оценена командирами воинских частей положительно (однако 6,8% выпускников, по мнению руководителей, справляются с занимаемой должностью с трудом либо не соответствуют занимаемой должности).
В структурном плане отзыв предполагает оценку общественнополитической зрелости выпускников, состояния морально-боевых качеств, уровня профессиональной подготовки по специальности и уровень личной подготовки офицера. Рассмотрим результаты, полученные в ходе анализа отзывов по представленным показателям.
Общественно-политическая зрелость офицера характеризуется мотивацией военно-профессиональной деятельности, профессиональной направленностью, осознанием и внутренним принятием воинского долга и личной ответственности за результаты воинского труда, пониманием внутренней и внешней политики нашей страны, готовности к исполнению служебных обязанностей в любых условиях обстановки. Данный показатель достаточно высоко оценивается командирами воинских частей (93,7% выпускников в достаточной степени обладают общественно-политической зрелостью. Причем, данный показатель обладает стабильностью, ежегодно указывая на его продуктивное развитие у выпускников). В то же время 6,3% выпускников при оценке данного показателя обладают низким уровнем мотивации военно-профессионального труда, профессиональной направленности, характеризуются низкой ответственностью при исполнении профессиональных функций. Данный результат весьма прогнозируемый и входит в вероятностную погрешность временного и функционального диапазона служебной деятельности.
Уровень развития морально-боевых качеств указывает на эмоциональноволевую стабильность офицера в процессе исполнения служебных обязанностей в различных условиях оперативной обстановки, его способность принимать обоснованные решения в критических ситуациях, регулировать собственную деятельность и деятельность подчиненного
Выпуск 2016 года
Выпуск 2015 года
орошо
Отлично
38,4
0 10 20 30 40
Рис. 2.8. Уровень морально-боевых качеств выпускников (по результатам отзывов из войск)
личного состава. Анализ результатов оценки уровня морально-боевых качеств представлен на рис. 2.8 (в сравнении с выпуском 2015 года).
При этом отметим, что в целом подготовка в военном вузе ВНГ РФ обеспечивает формирование у офицеров морально-боевых качеств и эмоционально-волевой устойчивости (отличные и хорошие оценки получены 65,8% выпускников (60 чел.)). Однако 31,3% (26 чел.) выпускников оценены на оценку «удовлетворительно» и 2, 9% (3 чел.) оценены на
«неудовлетворительно».
Анализируя полученные результаты, полагаем, что в развитии морально-боевых качеств у курсантов важную роль играет ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе организации профессиональной подготовки:
повышение качества организации и проведения процедур профессионально-психологического отбора абитуриентов при поступлении в военный вуз ВНГ РФ; исключить возможность приема в военный вуз кандидатов, которые имеют низкие показатели психоэмоциональной устойчивости и адаптационных способностей;
организация работы по развитию у курсантов эмоционально - волевой устойчивости на всех этапах профессиональной подготовки в
военном вузе ВНГ РФ (особенно, в процессе преподавания дисциплин модуля «Военная подготовка») с целью формирования низкого уровня ситуативной тревожности, высокой работоспособности и стрессоустойчивости в условиях временного и ресурсного дефицита, нестандартной, сложной оперативной обстановки.
Оценка в отзывах
Оценка ГИА
Отлично
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 2.9. Уровень теоретической и практической подготовки выпускников Из рис. 2.9 видно, что в целом сравнение результатов говорит о корреляции вышеназванных показателей. На «отлично» по результатам ГИА оценены 13,3% выпускников (12 чел.), по отзывам из войск - 10,2% (9 чел.); хорошие результаты показали соответственно ГИА - 30,8% (28 чел.), отзывы из войск - 68,6% (61 чел.). Оценку «удовлетворительно» на ГИА получили 55,9% выпускников (49 чел.), по отзывам из войск - 16,3% (15 чел.). По результатам ГИА неудовлетворительных результатов не получено, однако, по оценке командиров воинских частей ВНГ РФ, неудовлетворительный уровень подготовки показали 4,9% выпускников (4 чел.).
Таким образом, результаты внешней оценки, полученные по итогам анализа отзывов из войск, показывают, что образовательный процесс в
Оценивая уровень подготовки выпускников по специальности и уровень личной подготовки молодых офицеров отметим, что успешность данных показателей определяется эффективностью освоения курсантами ООП (по результатам ГИА). На рис. 2.9 представлены результаты сдачи курсантами государственных экзаменов в 2016 году в сравнении с оценками, полученными в отзывах командиров воинских частей ВНГ РФ.
военном вузе ВНГ РФ (СВКИ ВНГ РФ) позволяет обеспечить профессиональную подготовку выпускников, соответствующих требованиям ФГОС ВО и квалификационным требованиям. Отмечая недостатки профессиональной подготовки молодых офицеров, командиры воинских частей акцентируют внимание на ряде трудностей, которые испытывают выпускники на первичных офицерских должностях, высказывают ряд рекомендаций для совершенствования образовательного процесса в военном вузе. Приведем некоторые из них:
трудности в организации занятий с личным составом в части подготовки и применения необходимого информационно-методического обеспечения, использования возможностей имеющихся компьютерных средств и материального обеспечения. В этой связи в образовательном процессе, по мнению командиров воинских частей, необходимо акцентировать внимание на выработку методических умений и навыков подготовки и проведения занятий с личным составом с использованием компьютерных и иных аппаратных средств для обеспечения наглядности передаваемой информации;
трудности в работе со служебной документацией, ведения учета личного состава, военного имущества, вооружения и военной техники с использованием программных продуктов и компьютерных средств (например, работа с программой Excel), построения баз данных и т.д. В этой связи рекомендовано уделять внимание в процессе организации учебных занятий с курсантами правильности ведения служебных документов на уровне командира роты, использованию возможностей оптимизации данного процесса с применением имеющихся в арсенале информационных технологий.
Следующий этап нашей работы связан с диагностикой сформированности компонентов профессиональной готовности выпускников военного вуза ВНГ РФ по приведенным в табл. 2.3 критериям и показателям, исходя из которых нами выделены максимальный, продвинутый и пороговый уровни их выраженности.
Максимальный уровень сформированности. Военно-профессиональная направленность является сформированной и целостной. У будущих офицеров проявляется выраженное ценностное отношение к профессии офицера и профессиональному долгу, устойчивая мотивация военно-профессиональной деятельности. Курсанты обладают прочными знаниями современных социально-политических процессов, способностью к анализу социальнополитических проблем, осознают значимость гуманистических ценностей, готовы к толерантному поведению, продуктивному социальному и профессиональному взаимодействию.
У будущих офицеров в полной мере сформирована ответственность за принимаемые решения в служебно-боевой деятельности, готовность к соблюдению общепризнанных норм и принципов поведения в обществе и профессиональной среде. Способность к рефлексии у курсантов ярко выражена. Сформирована эмоционально-волевая устойчивость офицера к воздействию негативных факторов профессиональной среды. Будущие офицеры обладают низким уровнем ситуативной тревожности, интернальным локусом контроля, владеют методами регуляции психического состояния.
Профессиональные знания, умения и владения, проявляющиеся в соответствующих профессиональных компетенциях по видам деятельности, развиты на высоком уровне.
Продвинутый уровень сформированности. Военно-профессиональная направленность является в целом сформированной. У будущих офицеров проявляется ценностное отношение к профессиональной деятельности и необходимости следования профессиональному долгу; служебно-боевая деятельность определяется позитивной профессиональной мотивацией. Курсанты обладают знаниями социально-политических процессов, осознают значение гуманистических ценностей, владеют методами анализа социальных проблем.
Курсанты в целом обладают способностью к организации социального и профессионального взаимодействия, однако не всегда готовы к проявлению толерантности в социально-профессиональной среде. Будущие офицеры в целом обладают ответственностью за принимаемые решения, однако не всегда следуют общепризнанным нормам и принципам поведения в обществе и служебно-боевой деятельности.
Способность к рефлексии и креативности имеет место, но не носит выраженный характер. В целом сформирована эмоционально-волевая устойчивость к воздействию негативных факторов, однако будущие офицеры испытывают трудности в идентификации методов регуляции психического состояния. Преобладает низкий уровень ситуативной тревожности и интернальный локус контроля.
Профессиональные знания, умения и владения, проявляющиеся в соответствующих профессиональных компетенциях по видам деятельности, в целом развиты.
Пороговый уровень сформированности. Военно-профессиональная направленность имеет неустойчивый характер. У будущих офицеров не выражено устойчивое ценностное отношение к профессии, мотивация служебно-боевой деятельности. Курсанты, имея поверхностные представления о профессиональном долге, не осознают его значимость в служебно-боевой деятельности, обладают слабыми знаниями современных социально-политических процессов, не способны к анализу современных социальных проблем, слабо осознают значимость гуманистических ценностей, не уделяя им должного внимания.
Будущие офицеры не способны выстраивать продуктивное социально и профессиональное взаимодействие, обладая низким уровнем толерантности. В целом курсанты имеют представление об общепризнанных нормах и принципах поведения в обществе и служебно-боевой деятельности, однако на практике руководствуются ими крайне редко. Ответственность за принимаемые решения у будущих офицеров не сформирована.
У курсантов не выражена способность к рефлексии и креативности. Эмоционально-волевая устойчивость в достаточной степени не сформирована. Будущие офицеры обладают достаточно высоким уровнем ситуативной тревожности, экстернальным локусом контроля, не владеют методами психической регуляции.
Профессиональные знания, умения и владения, проявляющиеся в соответствующих профессиональных компетенциях по видам деятельности, в должной мере не развиты.
Выявленные уровни, критерии и показатели профессиональной готовности позволили нам организовать опытно-экспериментальную работу по определенным ранее компонентам, которая предполагала проведение констатирующего, формирующего и диагностико-обобщающего этапов:
констатирующий этап в качестве приоритетной цели предусматривал организацию диагностики сформированности компонентов профессиональной готовности курсантов в определенный период обучения в военном вузе ВНГ РФ. Данные, полученные по итогам диагностической работы, являлись исходными параметрами для проведения формирующего этапа;
формирующий этап опытно-экспериментальной работы предполагал организацию учебных занятий с применением массива информационных технологий на различных видах учебных занятий;
диагностико-обобщающий этап являлся завершающей фазой формирующего этапа и предполагал организацию аналитической работы по определению эффективности последнего.
В рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами проведено анкетирование седьмой роты курсантов (97 человек) третьего курса СВКИ ВНГ РФ (2015 год), которые составили для нас контрольную группу (КГ) и курсантов восьмой роты (94 человека) третьего курса СВКИ ВНГ РФ (2015 год), которые составили для нас экспериментальную группу (ЭГ) по методикам, представленным в приложении (прил. А, Б, В, Г). Причем, методика, представленная в прил. А, предполагала экспертную оценку сформированности мотивационного и эмоционально-регулятивного компонентов профессиональной готовности (в качестве экспертов выступили офицеры-психологи группы профессионального отбора, командиры курсантских подразделений, кураторы подразделений и ППС (всего 24 чел.)), а методики, представленные в прил. Б - Г, предполагали самооценку курсантами сформированности когнитивно-операционального компонента профессиональной готовности.
Анализ полученных в ходе исследования результатов проводился при помощи программы статистической обработки информации - SPSS версии 19. Конкретно программа использовалась для проверки надежности используемых шкал по внутренней согласованности с использованием коэффициента а-Кронбаха.
Коэффициент а-Кронбаха является мерой внутренней согласованности, или однородности, измерительной шкалы. Как правило, а лежит в пределах от 0 до 1, однако может принимать и отрицательные значения. Чем ближе коэффициент а к 1, тем выше внутренняя согласованность системы заданий.
Проведенная нами в исследовании проверка надежности шкал для изучения уровней сформированности профессиональной компетентности офицера в области командной, педагогическо-воспитательной, военнотехнической и административно-хозяйственной деятельности (на основе самооценки курсантов) по внутренней согласованности с использованием коэффициента а-Кронбаха показала достаточный уровень надежности. А именно, для уровней сформированности профессиональной компетентности офицера в области командной деятельности анализ показал коэффициент а- Кронбаха на уровне 0,91-0,92; для уровней сформированности профессиональной компетентности офицера в области педагогической и воспитательной деятельности коэффициент а-Кронбаха составил в пределах
0,92-0,93; для уровней сформированности профессиональной
компетентности офицера в области административно-хозяйственной деятельности коэффициент а-Кронбаха составил в пределах 0,88-0,89; для уровней сформированности мотивационного и эмоционально-регулятивного компонентов профессиональной готовности курсантов (на основе оценки экспертов) коэффициент а-Кронбаха составил в пределах 0,81-0,82. Проведенный корреляционный анализ во всех четырех случаях между шкалами и их суммой также показал высокую статистическую значимость в пределах (p<0.01).
Для большинства случаев можно придерживаться следующих рекомендаций по оценке внутренней согласованности шкалы: а > 0,9 — отличная; а > 0,8 — хорошая; а > 0,7 — приемлемая; а > 0,6 — сомнительная; а > 0,5 — малопригодная; а < 0,5 — недопустимая.
Эмоционально
регулятивный
Когнитивно
операциональный
Мотивационный
Рис. 2.10. Результаты сформированности компонентов профессиональной готовности курсантов 7-й роты третьего курса обучения (КГ)
Обследование, в котором приняли участие 191 человек, осуществлялось в конце шестого семестра обучения (2015 год). Общие результаты представлены на рис. 2.10.
Эмоциональнорегулятивный
Когнитивно-
операциональный
Мотивационный
Анализируя результаты, представленные на рис. 2.11 и 2.12 отметим, что у курсантов 7 и 8 роты 3-го курса обучения в целом профессиональная готовность сформирована (максимальный и продвинутый уровни профессиональной готовности отмечается у большинства курсантов (мотивационный компонент - 89,5%, когнитивно-операциональный
компонент - 96%, эмоционально-регулятивный компонент - 75,7%), что позволяет говорить об итоговом качестве профессиональной подготовки в военном вузе СВКИ ВНГ РФ.
Вместе с тем отметим, что по оценкам экспертов (см. прил. А), 10,5% курсантов находятся на пороговом уровне сформированности мотивационного компонента, 24,3% - эмоционально-регулятивного
компонента. При этом эксперты отмечают, что в рамках мотивационного компонента прослеживается недостаточный уровень готовности курсантов к проявлению толерантности в воинской среде, организации социально - профессионального взаимодействия, способности к рефлексии и креативности (на фоне высокого уровня военно-профессиональной направленности и мотивации служебно-боевой деятельности). Анализ отношения курсантов к предстоящей службе в ВНГ РФ (табл.2.4) указывает на достаточно высокий процент будущих офицеров, определяющих в качестве приоритета профессиональной деятельности мотивы, связанные с
интересом к профессии и выполнением профессионального долга по защите Отечества.
Таблица 2.4
Анализ оценок респондентами отношения к предстоящей службе
в ВНГ РФ в качестве офицера (3 курс)
Отношение
3 курс (7и 8 рота)
Интересная профессия, которой нравится заниматься
12,6% (24 чел.)
Возможность испытать себя в сложных экстремальных
19,4% (37 чел.)
условиях
Причастность к важному делу по защите Отечества и
67% (128 чел.)
исполнению воинского долга
Буду служить до получения жилья
0,5% (1 чел.)
Буду служить до истечения первого срока контракта
0,5% (1 чел.)
Всего:
191чел.
Результаты диагностики когнитивно-операционального компонента профессиональной готовности следуют из самооценки курсантами сформированности у себя профессиональных компетенций по видам служебно-боевой деятельности. Отметим, что курсанты достаточно высоко оценивают уровень собственной профессиональной подготовки (высокий уровень - 50,2%, средний уровень - 45,8%). Однако из ответов на вопросы анкет (см. прил. Б - Г) следует, что для курсантов отдельные аспекты организации служебно-боевой деятельности вызывают определенные трудности, среди которых: в командной деятельности - «организация совместной деятельности при выполнении служебно-боевых задач» (19,6%), «организация профилактики и разрешение конфликтных ситуаций в воинской среде» (24,5%); в педагогической и воспитательной деятельности трудности связаны с необходимостью 1) подготовки и разработки методического и информационно-ресурсного обеспечения занятий с военнослужащими (28,4%), 2) применения новых информационных
технологий (24,5%), 3) контроля качества подготовки личного состава
(20,8%); в военно-технической и административно-хозяйственной деятельности - работа с базами данных по учету вооружения, военной техники и военного имущества (34,4%), использование информационных технологий в процессе эксплуатации вооружения и военной техники (33,2%).
Результаты оценки эмоционально-регулятивного компонента позволяют констатировать тот факт, что курсанты испытывают затруднения в идентификации и применении методов психической регуляции (38,6%), что влечет за собой повышение уровня ситуативной тревожности и нестабильность показателей локуса контроля, особенно в условиях сложной оперативной обстановки.
В целом, подводя итог данного этапа диагностической работы, отметим, что курсанты-выпускники в большей своей части обладают профессиональной готовностью к служебно-боевой деятельности. Однако уровень сформированности отдельных компонентов профессиональной готовности нуждается в корректировке и развитии.
В этой связи считаем необходимым внести некоторые коррективы в организацию учебных занятий (в рамках проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы), связанные с увеличением доли использования современных информационных технологий с акцентом на методические аспекты их применения в практике служебно-боевой деятельности, с организацией работы по формированию у курсантов эмоционально-волевой устойчивости, вооружением их методами психической регуляции собственной деятельности и деятельности подчиненного личного состава.
В опытно-экспериментальной работе (формирующий этап) принимали участие курсанты седьмой роты курсантов (97 чел.) которые на данном этапе эксперимента составили контрольную группу и курсанты восьмой роты курсантов (94 чел.), которые составили экспериментальную группу. Основная цель формирующего этапа эксперимента состояла в том, чтобы в полной мере использовать возможности информационной среды военного вуза ВНГ РФ, современных аппаратных средств и программного обеспечения в образовательном процессе, расширить спектр различных видов учебных занятий с применением современных информационных технологий, организовать развитие у курсантов эмоционально-волевой устойчивости. При этом базовой дисциплиной, в рамках которой была организована опытно-экспериментальная работа, явилась дисциплина «Тактика боевого применения подразделений» (4-й курс - 7 (44 часа), 8 (60 часов)) семестры и дисциплина «Радиационная, химическая и биологическая защита» (5-й курс - 10 (18 часов) семестр).
В процессе организации и проведения формирующего этапа опытно- экспериментальной работы мы ставили ряд задач:
осуществить реализацию разработанной модели совершенствования профессиональной подготовки курсантов с акцентом на повышение доли использования современных информационных технологий на всех видах учебных занятий;
реализовать комплекс условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса и результата профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ;
встроить в образовательную траекторию профессиональной подготовки курсантов тематические модули, направленные на развитие у будущих офицеров ВНГ РФ эмоциональной устойчивости к воздействию негативных факторов оперативной обстановки;
организовать диагностическую работу в завершающей фазе формирующего этапа эксперимента с целью проверки эффективности предлагаемых методических решений.
В основу организации учебных занятий с курсантами была положена идея интеграции современных информационных технологий в образовательный процесс как в рамках теоретического, так и практического блоков с постепенным наращиванием сложности применяемых аппаратных средств и программного обеспечения. Организация учебных занятий с курсантами соответствовала следующим требованиям:
в процессе проведения лекционных занятий (в соответствии с
рабочей программой дисциплин «Тактика боевого применения подразделений» и «Радиационная, химическая и биологическая защита» по специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной
безопасности») курсантам предлагался теоретический материал с применением программы NetScool, использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски (Smart board). С целью охвата большой аудитории курсантов были организованы вебинары с использованием аппаратно-программного комплекса Tandberg по наиболее значимым разделам (темам) изучаемой дисциплины (например, по Разделу 5 «Изучение тактики действий батальона», Теме 1 «Передвижение войск»);
на семинарских и практических занятиях организовано расширение информационного пространства теоретических знаний, полученных в ходе лекций. Работа курсантов осуществлялась в групповом (в том числе, в малых группах) и в индивидуальном форматах с применением методов, рассмотренных нами выше, и использованием имеющихся в арсенале военного института аппаратных средств (автоматизированные рабочие места, аудио- и видеоаппаратура, тренажеры тактической подготовки), традиционных программных продуктов (программа PowerPoint, мультимедийные учебники, обучающие видеоролики, программа тестирования учебных достижений MyTest), специального программного обеспечения для графического представления оперативной обстановки и принятия решения в условиях моделирования служебно-боевых ситуаций (геоинформационная система (ГИС) «Гармония», специальное программное обеспечение (СПО) «Валькирия»);
в процессе самостоятельной подготовки курсантов работа была организована в компьютерных и тренажерных классах, которые позволяют обеспечить доступ к дополнительным информационным ресурсам (в случае возникновений у курсантов учебных затруднений) и осуществить отработку практических навыков действий в оперативной обстановке в соответствии с изучаемой темой.
Выше мы вели речь о том, что Саратовский военный Краснознамённый институт ВНГ РФ, который является в нашем исследовании опытно - экспериментальной площадкой, в целом обладает необходимой информационно-ресурсной базой, необходимыми аппаратными средствами и программным обеспечением для организации профессиональной подготовки курсантов. Наша задача в рамках формирующего этапа опытно - экспериментальной работы с курсантами восьмой роты состояла в том, чтобы с одной стороны, показать возможности использования современных образовательных технологий в образовательном процессе и обеспечить их «работу» в процессе профессиональной подготовки при изучении той или иной дисциплины, а с другой - вооружить курсантов компетенциями в применении данных технологий в практике потенциальной профессиональной деятельности с содержательной и методической точки зрения.
В этой связи в процессе организации учебных занятий с применением информационных и коммуникационных технологий был сделан акцент не только на качество подготовки курсанта как военного специалиста, но и на его подготовку как педагога, обладающего необходимыми знаниями и умениями осуществлять отбор информационных технологий и их использование в работе с подчиненным личным составом (мы отмечали выше, что именно данный аспект профессиональной деятельности вызывает у молодых офицеров весомые затруднения).
Безусловно, такой подход требует адекватной подготовки ППС, его готовности к реализации в образовательном процессе новых информационных ресурсов, методически грамотному их структурированию и использованию, что является важным условием совершенствования профессиональной подготовки. Поэтому в рамках учебно-методических сборов с научно-педагогическим составом военного вуза считаем целесообразным уделять особое внимание информационно-методической подготовке преподавателей.
При этом возможно следующее тематическое структурирование содержания информационно-методической подготовки: модуль 1 -
«Современные информационные системы и технологии», модуль 2 - «Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе», модуль 3 - «Характеристика программных средств обработки и представления информации», модуль 4 - «Порядок разработки программно-методических комплексов учебных дисциплин», модуль 5 - «Методика организации и проведения занятий с использованием информационных технологий», модуль 6 - «Перспективы развития
информационных систем и технологий и особенности их применения в образовательном процессе».
В результате организации данной работы (2015 год, непосредственно перед началом 2015-2016 учебного года) мы получили ряд важных, на наш взгляд, эффектов: 1) ППС военного института был ознакомлен с составом и возможностями инфраструктурной и информационной базы института в части новых аппаратных средств и программного обеспечения, которые могут быть реализованы в образовательном процессе; 2) обеспечена выработка единых подходов к организации и ведению образовательного процесса с учетом реализации междисциплинарных связей и интеграции информационных технологий в изучение дисциплин учебного плана, содержанию учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки курсантов.
Полагаем необходимым в дальнейшем исследовании остановиться на примерах применения новых информационных технологий, их структурного и содержательного встраивания в формат профессиональной подготовки курсантов. При этом, на наш взгляд, большей наглядностью обладают новые информационные технологии, предусматривающие использование возможностей современных аппаратных средств и программных продуктов, позволяющих моделировать реальные боевые ситуации профессиональной деятельности офицеров ВНГ РФ. В качестве одного из примеров приведем вариант использования элементов тренажера тактической подготовки, который применялся в процессе учебного занятия по решению комплексной курсовой задачи № 2 «Батальон оперативного назначения в специальной операции по разоружению (пресечению деятельности) незаконных вооруженных формирований» (рис.2.11, прил. Б).
Рис. 2.11. Схема организации занятия по теме «Батальон оперативного назначения в специальной операции по разоружению (пресечению деятельности) незаконных вооруженных формирований с использованием информационных технологий
Основная цель занятия с применением тренажера тактической подготовки заключается в следующем: формирование, закрепление и совершенствование практических навыков курсантов по организации специальной операции в условиях проведения в учебном классе тактических занятий и тренировок; обеспечение слаженности действий подразделений (отделений, взводов, рот) в режиме организации и ведения двустороннего учебного боя (с учетом имитируемых ситуаций) с отображением его динамики на электронной рабочей карте.
В процессе занятий по дисциплине ««Радиационная, химическая и биологическая защита» при работе курсантов в составе расчетноаналитических групп для решения задач по расчету РХБ-обстановки (пример приведен в табл.2.5) и нанесения ее на топографическую карту практиковалось совместное использование геоинформационной системы (ГИС) «Гармония» и специального программного обеспечения (СПО) «Валькирия».
Таблица 2.5
Образцы задач по расчету РХБ-обстановки с использованием ГИС «Гармония» и СПО «Валькирия»
ВАРИАНТ 1 (для ПЭВМ)
ЗАДАНИЕ № 1
Обстановка на 09 час 30 мин. 10 апреля.
1МСБ находится в исходном районе. Командно-наблюдательный пункт батальона овр. Грязный (513630,460925).
В 10 час(ов) 00 мин 10 апреля противник нанес ракетно-бомбовый удар с использованием ядерных боеприпасов. Командиру 1 мсб стало известно, что эпицентр наземного ядерного взрыва мощностью 10 кт находится в районе Новосоколовогорский (513425,460335). Выявить и предварительно оценить сложившуюся радиационную обстановку для личного состава батальона находящегося в окопах.
Исполнить:
1. Используя ПЭВМ:
радиус с наветренной стороны зоны А ;
размеры прогнозируемых зон заражения;
дозы облучения получаемые личным составом;
коэффициент ослабления;
радиационные потери [1] [2] 2
ЗАДАНИЕ № 2
= 0,12 км[3] 0,3 км
20%; к исходу
Доза личного состава - 292 рад
Потери - через 3 часа - 1%; через 6 часов - 9%; через 12 часов месяца - 100%; смертность - 20%___________________________________
Площадь района применения
Глубина района применения =
Фронт = 0,4 км
Глубина первичного = 4 км
Глубина вторичного = 1 км
Ф1= 200
Ф2=250
Потери: примерно 20%
Применение данных информационных средств дает возможность автоматизированных расчетов масштабов и последствий применения ядерного, химического и биологического оружия, аварий на объектах, носящих радиационную, химическую и биологическую опасность, с последующим выводом полученной информации в графическом и текстовом форматах, что позволяет 1) обеспечить готовность будущего офицера к работе с электронными картографическими ресурсами с использованием средств ГИС «Гармония» в процессе решения служебно-боевых задач, 2) сократить временные и трудовые затраты на подготовку графических документов и решение расчетно-аналитических задач по оценке и прогнозированию РХБ-обстановки (пример использования ГИС «Г армония» и СПО «Валькирия» приведен в прил. В).
Анализируя результаты констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы, мы указывали на тот факт, что у 34,2% курсантов третьего курса отмечался (по оценкам экспертов) недостаточный уровень развития эмоционально-волевой устойчивости к воздействию стрессфакторов в рамках эмоционально-регулятивного компонента профессиональной готовности. Поэтому в условиях рассматриваемого (формирующего) этапа опытно-экспериментальной работы мы сочли необходимым реализовать в практике работы с курсантами тематические модули, позволяющие вооружить курсантов теоретическими знаниями и
практическими умениями регуляции психического состояния и повышения эмоционально-волевой устойчивости:
модуль 1. - «Эмоционально-волевая устойчивость офицера ВНГ РФ в структуре профессиональной готовности к служебно-боевой деятельности» (2 часа);
модуль 2. - «Характеристика и последствия психогенных
расстройств, наблюдаемых при возникновении ситуаций экстремального характера в служебно-боевой деятельности» (2 часа);
модуль 3. - «Эмоционально-волевая устойчивость офицера в процессе выполнения различных видов служебно-боевых задач (охрана общественного порядка, общественной безопасности и обеспечения режима чрезвычайного положения; борьба с терроризмом; общевойсковой бой; охрана государственных объектов и специальных грузов; охрана государственной границы (совместно с ФСБ России)» (4 часа);
модуль 4. - «Методы саморегуляции эмоционального напряжения в условиях служебно-боевой деятельности и повышения эмоциональноволевой устойчивости» (6 часов);
модуль 5. - «Способы профилактики неблагоприятных
эмоциональных состояний и эмоционального выгорания в служебнобоевой деятельности» (2 часа);
модуль 6. - «Стратегии разрешения конфликтных ситуаций в воинской среде» (4 часа).
При этом теоретическая стадия (модули 1-3) предполагала передачу курсантам информации в рамках содержательной сущности модулей в виде мини-лекций, а практико-прикладная (модули 4-6) - организована с применением тренинговых методов и методов психической тренировки (психотехнических упражнений).
В процессе проведения занятий по прикладным модулям мы стремились вооружить курсантов основными приемами и техниками саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и повышения эмоционально-волевой устойчивости:
техниками дыхания с использованием дыхательных упражнений (прил. Г) (упражнения «Регуляция дыхания», «Мобилизующее дыхание», «Успокаивающее дыхание», «Сила дыхания», «Отдых», «Передышка»);
релаксационными методиками, использование которых позволяет курсантам управлять своим психическим состоянием (см. прил. Г) (упражнение «Озеро спокойствия», «Покой - это...», «Маятник релаксации», «Внутренний взор», «Формулы самовнушения»);
техникой снятия мышечного напряжения (см. прил. Г) (упражнение «Маска стресса).
На практических занятиях нами использовались упражнения «Внутренний луч», «Весы», «Совладание», «Мудрец», «Ситуация», «Самоконтроль внешнего выражения эмоций», «Искусство перевоплощения», «Антистрессовая релаксация» (см. прил. Г), способствующие снятию эмоционального напряжения, снижению личностной тревожности и значимости негативной ситуации, обеспечению внутреннего спокойствия, повышению активности мыслительной деятельности в сложной эмоциогенной обстановке, метод групповой дискуссии («Эмоциональное выгорание»), диагностические тестовые методики («Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона», «Тест эмоционального выгорания В.В. Бойко).
В рамках самостоятельной подготовки предполагалось повторение курсантами пройденного теоретического материала и отработка упражнений и техник, которые были изучены на аудиторных занятиях.
По результатам формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были проведены итоговые оценочные процедуры в рамках диагностико-обобщающего этапа с использованием диагностического аппарата, который применялся нами ранее (см. прил. А - Г). На данном этапе
работы проведена диагностика 177 курсантов (2017 год). Итоговые таблицы и общие результаты представлены в прил. Д и на рис. 2.12, 2.13.
1,8
Рис. 2.12. Результаты сформированности компонентов профессиональной готовности курсантов 7-й роты пятого курса обучения (КГ)
В Пороговый В Продвинутый
Максимальный
47,6
10 20 30 40
50 60
0
Рис. 2.13. Результаты сформированности компонентов профессиональной готовности курсантов 8-й роты пятого курса обучения (ЭГ)
Курсанты 7 роты (КГ)
Курсанты 8 роты (ЭГ)
0 10 20 30 40 50 60
Эмоционально
регулятивный
Когнитивно
операциональный
Мотивационный
60
Рис. 2.13. Результаты сформированности профессиональной готовности курсантов ВНГ
РФ (в сравнении - контрольная и экспериментальная группы)
Обработка и анализ полученных данных показали, что по результатам проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы наблюдается рост сформированности профессиональной готовности курсантов 7 роты (ЭГ) к служебно-боевой деятельности (по сравнению с курсантами 8 роты (КГ)) в рамках выделенных нами компонентов готовности:
эмоционально-регулятивный (максимальный уровень - 48,4% увеличение на 19,6%), пороговый уровень - 4% уменьшение на 16,2%));
когнитивно-операциональный (максимальный уровень - 56%
(увеличение на 23,6%), низкий - 1,1% (уменьшение на 14,7%));
мотивационный компонент (максимальный уровень - 58,2% (увеличение на 14%), пороговый уровень - 8% (уменьшение на 9,8%)).
В общем виде наблюдается увеличение максимального уровня сформированности профессиональной готовности курсантов ВНГ РФ к служебно-боевой деятельности на 19% и соответственно уменьшение порогового уровня сформированности на 13,5%.
Для оценки статистической значимости различий в уровнях сформированности компонентов профессиональной готовности у курсантов экспериментальной и контрольной групп был использован критерий Пирсона X2.
Для проверки нам необходимо сравнивать эмпирические (наблюдаемые) и теоретические частоты. При полном совпадении эмпирических частот с частотами, вычисленными или ожидаемыми S (Э - Т) =0, критерий х2 тоже будет равен нулю. Если же S (Э - Т) ^0, это укажет на несоответствие вычисленных частот эмпирическим частотам ряда. В таких случаях оценивают значимость критерия /2 , который теоретически может изменяться от нуля до бесконечности. Это производится путем сравнения фактически полученной величины /2набл с его критическим значением /2кр. Нулевая гипотеза, то есть предположение, что расхождение между эмпирическими и теоретическим или ожидаемыми частотами носит случайный характер, опровергается, если /2набл больше либо равно /2кр для принятого уровня значимости (а) и числа степеней свободы (n).
По итогам формирующего этапа экспериментальной работы мы выяснили, что в экспериментальной группе максимальному уровню соответствует 48 чел., продвинутому уровню - 37 чел., пороговому уровню - 4 чел.; в контрольных группах соответственно 31, 41 и 16 респондентов. Наша задача состоит в том, чтобы проверить, отличаются ли полученные эмпирические данные от теоретически равновероятностных.
Результат: х2Эмп = 11.068
По таблице критических значений находим /2кр для вероятности ошибки p<0,05 и числа степеней свободы n=2 (/2кр=5,99) и сравниваем его с /2набл (11.068). В нашем случае /2набл (11.068) > /2кр (5,99), что говорит о достоверности полученных данных.
Различия между двумя распределениями могут считаться
достоверными, если %2Эмп достигает или превышает x^.os, и тем более достоверным, если %2Эмп достигает или превышает х2001.
|